Ускоренный процесс роста и развития ребенка
Я сам родитель и с данным вопросом сталкивался как минимум три раза в своей жизни. А теперь я профессиональный психолог, гештальт-терапевт и с желаниями ускоренного развития детей встречаюсь уже на консультациях. Так что же такое ускоренное развитие, что оно дает и кому оно нужно. Выскажу свою точку зрения.
Довольно часто можно встретить объявления от различных организаций, клубов про ускоренное развитие способностей детей. Обучают быстрому счету, писать, рисовать, различным иностранным языкам, в общем, развивают разные способности ребенка. В общем вроде бы все пристойно и прекрасно. Но есть несколько моментов, о которых хотелось бы написать.
Первое. Как происходит ускоренное развитие. Ребенка по определенным методикам развивают в разных направлениях. На пример в виде игры обучают иностранным языкам, или работе на компьютере, или развивают математические способности и тд. Вполне реально ребёнка развить гораздо раньше своих сверстников и на пример к шести годам хорошо читать, считать и разговаривать на иностранном языке, а то и на несколько. Все это прекрасно и такое положение вещей очень умиляет родителей, они горды ребёнком и собой. Есть случаи, когда ребёнок лет в 12, а то и раньше оканчивает курс средней школы и поступает в университет. Все это по силам ребёнку, его мозг способен многое изучить и понять. Однако что практически невозможно развить за это время это психику ребёнка, она развивается по своим законам и зачастую педагоги этот момент не учитывают. Чем это чревато для ребёнка, рассмотрим подробнее.
И так научившись читать и писать в раннем возрасте, ребёнку будет откровенно не интересно обучаться в обычной школе, где дети только все это начинают постигать. Следовательно, если родители продолжают гнуть свою линию сотворения маленького гения, то ему предстоит заниматься в специальных группах, либо в старших классах, либо индивидуально. А это с большой долей вероятности скажется на процессе социализации ребёнка. Отдельно хочется сказать про занятия с гораздо более старшими детьми. На пример когда шестилетний малыш занимается с девяти-десятилетними ребятами. Или когда 12 летний ребёнок поступает в университет, а рядом с ним оказываются 18-20 летние молодые люди. Психика младших детей, как правило, оказывается не готова к той психологической нагрузке, которую предлагает среда, в которой они находятся. На пример 12 летний ребёнок совсем не готов к тем способам обращения, разговорам которые приняты у 18-20 летних парней и девушек. И мягко говоря, детям приходится не сладко в этой ситуации, они часто отгораживаются от гораздо более старших одноклассников или однокурсников, становятся психологическими изгоями и объектами для насмешек старших. И в этом возрасте могут формироваться психологические травмы, которые в будущем могут осложнить им жизнь. И еще один момент
Психологическое развитие ребенка в любом случае оказывают родители или замещающие их взрослые. Именно они будут развивать способность ребенка обращаться со своими чувствами, с тем как строить отношения с другими людьми, как переживать весь комплекс чувств, эмоций, мыслей, фантазий которые ребенок будет осознавать. То есть в конечном итоге именно это умение позволит ему быть счастливым в этой жизни, поскольку за это отвечает именно наша психика. А для того чтобы ребенку на своем примере показать как грамотно строить отношений, как переживать весь комплекс осознаваемых феноменов во многом родителям придется самим заняться своим образованием в области психологии. Так что в любом случае если вы заинтересованы в том чтобы ваш ребенок был успешен в жизни и жил счастливой, наполненной жизнью в будущем, увильнуть от самообразования, самопознания не получится.
Второе. Важно уточнить у родителей, когда они очень хотят что-то развить у своего ребенка следующее. Важно как происходит развитие ребенка, за счет чего, в каком формате, и кто инициатор этого действия. Хотя про инициатора в принципе понятно, это родители (или родители родителей). А вот как это преподносится и с какой целью это делается, вот здесь может быть интересно. Если ребенок наверстывает упущенное когда-то родителями (по крайней мере, они так считают, что вот если бы им когда-то такому научили, вот у них было бы все по-другому), то очень большая вероятность того, что ваш ребенок будет заложником ваших несбывшихся надежд, желаний, то есть в данном случае речи о самом ребенка нет, есть речь о вас.
Источник
1.3. Акселерация роста и развития
Акселерация, или акцелерация (от лат. acceleratio – ускорение), – это ускорение роста и развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями. Явление акселерации наблюдается прежде всего в экономически развитых странах.
Термин «акселерация» был введен в научный обиход Е. Кохом. Большинство исследователей под акселерацией понимали ускорение в основном физического развития детей и подростков. Впоследствии это понятие было существенно расширено. Акселерацией стали называть увеличение размеров тела и наступление созревания в более ранние сроки.
Традиционно длина тела, объем груди и масса тела рассматривались как наиболее важные признаки физического развития. Но, учитывая, что морфологические особенности организма тесно связаны с его функциональной деятельностью, ряд авторов в качестве признаков физического развития стали рассматривать жизненную емкость легких, силу отдельных мышечных групп, степень окостенения скелета (в частности, кисти), прорезывание и смену зубов, степень полового созревания. Кроме того, к существенным признакам стали относить и пропорции тела.
В настоящее время понятие акселерации стало столь широким, что, имея в виду акселерацию, говорят как об ускорении физического развития детей и подростков, так и об увеличении размеров тела взрослых, более позднем наступлении климакса. Поэтому нередко пользуются таким понятием, как секулярный тренд (вековая тенденция), понимая под ним тенденцию, которая наблюдается примерно в течение века, к ускорению физического развития всего организма – от внутриутробного периода до взрослого состояния.
Наиболее заметно акселерация проявилась у детей во второй половине ХХ в. Так, масса тела стала удваиваться в более раннем возрасте (в 1965–1973 гг. – в 4–5 месяцев, в 1940–1941 гг. – в 5–6 месяцев). Происходила более ранняя смена молочных зубов на постоянные (в 1984 г. – с 5–6 лет, в 1953 г. – с 6–7 лет). Сдвинулись сроки полового созревания. Так, возраст наступления менструаций в ХХ в. уменьшался каждые 10 лет примерно на четыре месяца и в 1974 г. составил в среднем 12,7 лет. Происходило ускорение развития вторичных половых признаков. У детей и подростков наблюдалась более ранняя морфологическая стабилизация. Весь процесс окостенения заканчивался у мальчиков на два, a y девочек на три года раньше, чем в 1930-е гг.
В связи с акселерацией раньше происходит и завершение роста. В 16–17 лет у девушек и в 18–19 лет у юношей завершается окостенение длинных трубчатых костей и прекращается рост в длину. Московские мальчики возраста 13 лет за последние 80 лет стали выше на 1 см, а девочки – на 14,8 см. Таким образом, в результате ускоренного развития детей и подростков наблюдается достижение ими более высоких показателей физического развития.
Необходимо сказать, что имеются сведения и об удлинении детородного периода: за последние 60 лет он увеличился на восемь лет. У женщин в Центральной Европе за последние 100 лет менопауза сдвинулась с 45 до 48 лет, в нашей стране это время приходится в среднем на 50 лет, а в начале века приходилось на 43,7 года.
Причины акселерации. До настоящего времени не сформировано единой общепринятой точки зрения на происхождение процесса акселерации, хотя выдвинуто немало гипотез и предположений.
Так, большинство ученых считают определяющим фактором во всех сдвигах развития изменения в питании. Они связывают акселерацию с увеличением содержания в пище полноценных белков и натуральных жиров, а также с более регулярным потреблением овощей и фруктов в течение года, усиленной витаминизацией организма матери и ребенка.
Существует гелиогенная теория акселерации. В ней немаловажная роль отводится воздействию на ребенка солнечных лучей: считается, что дети в настоящее время больше подвергаются воздействию солнечной радиации. Однако этот довод кажется недостаточно убедительным, так как процесс акселерации в северных странах идет не меньшими темпами, чем в южных.
Имеется точка зрения о связи акселерации с изменением климата: считается, что влажный и теплый воздух замедляет процесс роста и развития, а прохладный сухой климат способствует потере тепла организмом, что якобы и стимулирует рост. Кроме того, есть данные и о стимулирующем воздействии на организм малых доз ионизирующих излучений.
Некоторые ученые в числе важных причин акселерации называют обусловленное достижениями медицины общее снижение заболеваемости в младенчестве и детстве вкупе с улучшением питания. Очевидно также, что появлению многих новых факторов воздействия на человека способствуют развитие науки и технический прогресс, причем свойства этих факторов и особенности их воздействия на организм еще мало изучены (речь идет о химических веществах, используемых в промышленности, сельском хозяйстве, быту, новых лекарственных средствах и др.). Некоторые исследователи значительную роль в акселерации отводят новым формам и методам воспитания и образования, спорту, физкультуре.
Связывают акселерацию и с негативным воздействием темпов современной городской жизни. Это и обильное искусственное освещение (включая рекламу); стимулирующее воздействие электромагнитных колебаний, возникающих при работе теле– и радиостанций; городской шум, движение транспорта; влияние радио, кино и телевидения на раннее интеллектуальное, особенно сексуальное, развитие.
Технический прогресс в экономически развитых странах привел к концентрации населения в больших городах. Развитие транспорта и связи сократило расстояния, ранее казавшиеся очень значительными. Усилилась миграция населения. Расширилась география брака, рушится генетическая изоляция. Это создает благоприятную почву для изменения наследственности. Молодое поколение становится выше ростом и созревает раньше своих родителей.
Акселерация является предметом изучения не только биологии и медицины, но и педагогики, психологии и социологии. Так, специалисты отмечают некоторый разрыв между биологической и социальной зрелостью молодых людей, при этом первая наступает раньше. В связи с этим встает ряд вопросов перед медицинской теорией и практикой. Например, появилась необходимость в определении новых норм трудовой и физической нагрузки, питания, нормативов детской одежды, обуви, мебели и др.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Похожие главы из других книг:
Гормон роста
Стратегию конструирования новых белков путем замены функциональных доменов или с помощью направленного мутагенеза можно использовать для усиления или ослабления биологического свойства белка. Например, нативный гормон роста человека (ГРЧ) связывается в
3. Способы роста ооцитов
Когда гоноциты попадают в половые железы, их не всегда можно отличить от соматических клеток — клеток стенки железы, между которыми они встраиваются. Но вот после ряда делений будущие женские половые клетки вступают на путь образования яйца. С
Определение темпа роста рыб
Рост животных тесно связан с их возрастом. Зная быстроту роста рыб, можно устанавливать годовые приросты веса, выяснять, в каком возрасте рыба растет лучше, в каком хуже.Известно, что все рыбы интенсивнее растут в первые годы жизни, что в год
Гормон роста
В книге «Секреты эндокринологии» рассказывается о знаменитых гигантах и карликах, а также приводятся любопытные своеобразные «рекорды», связанные с самым маленьким и самым большим ростом в мире. Самым высоким человеком во второй половине XX века был
2.1. Наследственность и ее роль в процессах роста и развития
Наследственностью называется передача родительских признаков детям. Некоторые наследственные качества (форма носа, цвет волос, глаз, очертания лица, музыкальный слух, певческий голос и др.) не требуют для своей
3.5. Особенности роста костей черепа
Череп – это скелет головы. В соответствии с особенностями развития, строения и функций различают два отдела черепа: мозговой и лицевой (висцеральный). Мозговой отдел черепа образует полость, внутри которой располагается головной мозг.
Компенсация и экономия роста.
Жоффруа старший и Гёте почти одновременно провозгласили свой закон компенсации или уравновешивания роста, который Гёте выразил так: «Природа вынуждена экономить в одном направлении, чтобы расходовать в другом». Я полагаю, что это до
Какое растение является рекордсменом по скорости роста?
Самым быстрорастущим растением является бамбук (Bambusa). Скорость его роста может достигать 75 сантиметров в сутки. Рекордсменом по скорости роста среди деревьев считают эвкалипт (Eucalyptus deglupta), растущий на Новой Гвинее.
8.5.6. Темпы роста популяции
Графики роста числа членов любой природной популяции в новых для нее условиях сильно отличаются от экспоненты. Кривая после подъема разной степени крутизны поворачивает параллельно горизонтальной оси, чем знаменует установление некоторой
Гены, вступающие в действие на более поздних стадиях развития и в процессе роста
Ясно, что мутации генов, непосредственно определяющих морфогенетические пути, в особенности тех генов, которые действуют на ранних стадиях, могут вызывать чрезвычайно резкие изменения
5. Теория стадийного развития и особенности развития животных
В основе управления развитием организмов лежит теория стадийного развития, которую сформулировал академик Т. Д. Лысенко, исходя из работы И. В. Мичурина и многочисленных собственных исследований.Несмотря на
Источник
Всем из нас интересно, каким наш ребенок будет, когда вырастет – толстый он будет или худой, высокий или низкий? В основном комплекция ребенка наследуется в генах от папы с мамой, он будет нечто среднее между ними. Но что и как конкретно будет влиять, и как, хотя бы примерно, он будет расти.
Итак, что такое рост?
Рост ребенка – это закономерный процесс увеличения тела по длине и в ширину, как он будет набирать вес. Наиболее верными процессы роста и развития будут тогда, когда ребенок растет в наиболее благоприятных для него условиях – он достаточно ест и спит, много гуляет, за ним правильно ухаживают, окружающая его среда благополучна.
На динамику роста будет влиять множество условий – влияние генов, гормональных воздействий, нагрузок, воспитание в семье и влияние среды, в которой он будет находиться. В процессе роста могут возникать различного рода неприятные и даже болевые проявления, могут возникать болезни, связанные с ростом и нарушения в развитии по росту или его прибавкам. Как родителям понять, что нужно беспокоиться и когда панику поднимать не стоит? Как помогать детям пережить ростовые скачки, чем помочь при болях роста и когда обращаться к ортопеду или другому врачу? Давайте с вами подробно разбирать все ростовые закономерности, прибавки и проблемы, которые могут возникать в процессе роста вашего карапуза.
Как растет ваш малыш?
Многие родители спрашивают меня на приемах, какого роста примерно будет наш малыш, как это узнать и рассчитать? Кроме того, родителей интересует, как правильно будет расти ребенок, на что нужно будет обратить внимание в периоды особенно активного роста тела. Конечно, в вопросах роста есть свои определенные закономерности, которые будут отражать правильный процесс роста скелета в определенном возрасте. Ребенок должен удвоить свой рост при рождении к возрасту четырех лет, к возрасту 12-13 лет утроить. То есть на примере моего сына – при рождении он был 56 см, в четыре года он должен быть минимум 112 см, а в 12 лет – 168 см.
Наиболее активно ребенок будет расти в первый свой год жизни, в среднем они вырастают наполовину, то есть на 20-25 см, с средних роста в 50-55 см они достигают 75-80 см в длину. Хотя могут быть вариации роста от 15 до 25 см, и это зависит от особенностей развития, состояния здоровья и многих факторов – часто болеющие дети, имеющие рахит и анемию, растут медленнее. Обычно дети растут пропорционально весу. На втором году детишки вытягиваются еще в среднем на 12-15 см, в третий год дети расту уже медленнее – прибавляя от 8 до 10 см в длину. А затем рост детей становится более стабильным, медленным и равномерным.
Теперь отдельно необходимо остановиться на явлениях, когда ребенок буквально за лето вырастает на несколько сантиметров в длину, вырастая из всех вещей. Это явление имеет в нашей научной среде название «ростовых скачков» или периодов скелетного вытяжения. У мальчишек он начинается обычно в пять лет, у девчонок в шесть – это первый скачок и он длится около полугода. Затем рост опять замедляется на несколько лет и второй скачок роста начинается уже в 10 лет у мальчиков, и в девять лет у девочек. Опять за полгода они подрастают сильно и быстро, а затем опять рост замедляется.
Третий период вытяжения и быстрого роста начинается в подростковом возрасте – обычно у мальчиков это период в возрасте от 12-13 до 15 лет, у девочек с 12 до 14 лет, и рост у молодых людей завершается в среднем к 17-18 годам, а вот девушки растут еще в среднем до 19-20 лет.
Итоговый приблизительный рост ребенка можно рассчитать таким образом:
Мальчики – рост мамы в см + рост папы в см поделить на два и к этому результату прибавить 6-7 см.
Девочки – рост мамы в см + рост папы в см поделить на два и вычесть из результата 6-7 см.
Но это достаточно усредненная формула, на рост детей влияют разного рода факторы.
Но зачем я так подробно об этом говорю?
При ростовых скачках, когда ребенок наиболее активно растет, возможны различного рода проблемы в самочувствии ребенка и могут развиваться патологии скелета. Об этих нарушениях в скелете необходимо помнить всегда. Чтоб у ребенка могла реализоваться заложенная программа роста, ему необходим запуск в организме особенных процессов – нейро-гормональной регуляции и программ, заложенных в генах. Однако, какие бы ни были правильные программы нервной и эндокринной системы, без дополнительного и регулярного поступления в организм строительного материала в виде белков, углеводов и жиров, а также достаточного количества витаминов и минеральных веществ, нормально расти малыш не сможет. Причем, это справедливо как для недостаточности этих веществ, но и при их избыточном поступлении в организм.
Процессами роста командует мозг, а точнее особый отдел мозга – гипоталамус с гипофизом, они задают гормональные программы роста и развития с самого рождения и до самой смерти организма. Особый отдел мозга – гипоталамус, выделяет группу рилизинг-гормонов, регулирующих факторов. Они могут выполнять функции регуляторов, стабилизаторов роста – их называют соматостатинами, и еще одной группы – соматолиберинов – активаторов роста. Эти гормоны в гипоталамусе выделяются в строго определенных концентрациях и помогают росту или тормозят его, в зависимости от концентраций.
Рост реализуется полностью запрограммированным процессом через действие эндокринной системы, гипоталамус подает сигналы гипофизу на выработку СТГ (сомато-тропного гормона). Его определенные концентрации влияют на рост малыша в детстве. Кроме того, под воздействием этого гормона делятся все клетки организма, происходит их обновление и растет тело в длину и ширину. Помимо этого, на рост оказывают влияние гормоны щитовидной железы, поджелудочной железы, гормоны надпочечника, половые гормоны и при повреждениях различных органов эндокринной системы могут быть нарушения роста с гигантизмом или карликовостью – о них мы поговорим позднее.
При постоянных стрессах адреналин, выделяющийся из надпочечников, начинает тормозить выделение СТГ и тормозить рост – именно поэтому дети из неблагополучных семей обычно более низенькие и щупленькие, чем их благополучные сверстники.
Как может меняться здоровье.
В периоды активного роста организма ребенка, особенно в периоде ростового вытяжения, могут быть некоторые сложности в здоровье, которые должны корректироваться в самых начальных этапах развития. При интенсивном росте организм ребенка начинает активно потреблять такие минералы, которые жизненно необходимы телу малыша, как кальций для прочности, фосфор для скрепления костей, и магний для упругости, без него кости будут хрупкими.
Если в периоде активного роста питание ребенка будет не полноценно сбалансированным, продукты будут содержать недостаточно этих минералов, тогда возникнет дефицит минеральных компонентов скелета. Это выражается в болезненности позвоночника и длинных костей, патологической хрупкости костей скелета и возможно даже деформации позвоночного столба и костей рук и ног. Устраняется проблема достаточно простым и быстрым способом, необходимо, чтобы питание ребенка было достаточным и правильным с достаточным объемом кальция, магния и фосфора. Это дают молоко и молочная продукция. Если же молоко или кисломолочку ребенку нельзя, тогда питание обогащается кальцием в виде витаминно-минеральных добавок, их рекомендуют обычно педиатр или ортопед.
Вторая и очень актуальная и распространенная проблема в здоровье ребенка в периоде его активного роста это развитие анемии, чаще всего возникает железодефицитная анемия, хотя могут быть и В-12, фолиево- и витамино-дефицитная анемия. Они могут возникать из-за повышенных расходов организменного железа или других необходимых организму веществ. Эти вещества необходимы на то, чтобы активно строилась мышечная ткань, обновлялась кровь и доставлялся кислород к активно делящимся клеткам тела. С пищей зачастую железа поступает немного, и оно дополнительно теряется с естественными отправлениями тела. Кроме этого, железодефицитная анемия и другие ее виды возможны при потерях железа с заболеваниями кишечника, при частых кровотечениях из носа, десневых, при частых простудах и обострении хронических болезней.
В периоды интенсивного роста, которые мы озвучивали уже выше, контроль за периферической кровью необходимо осуществлять не менее одного раза в полгода и при снижении гемоглобина ниже границы в 110 гл необходимо будет назначать курс железосодержащих препаратов наряду с правильной диетой не менее чем на три-шесть месяцев. Либо у детей из группы риска препараты железа назначают в составе поливитаминных минеральных добавок с целью превентивной профилактики анемии.
Это далеко не все проблемы роста и родителей зачастую волнуют периодически возникающие болевые приступы в теле или руках и ногах — так называемые боли роста. О них мы с вами подробно поговорим во второй части статьи, разберем проблемы роста и патологии с ним связанные.
Источник