Ускоренное развитие ребенка это

2.3. Ускоренное психическое развитие

Синоним – акселерация (лат. acceleratio – ускорение). Ускоренным считается физическое, психическое и/или сексуальное развитие, опережающее норму в среднем на 1–2 года. Общая акселерация касается всех аспектов психологического развития, парциальная акселерация – каких-то отдельных его сторон.

При гармоничной акселерации, встречающейся достаточно редко, сознание, самоосознавание, личностные, психологические функции и соматическая сфера развиваются приблизительно одинаково ускоренным темпом.

Дисгармоническая акселерация, намного более частая, представлена рядом вариантов, некоторые из них хорошо известны. Так, ускоренное психическое созревание может сочетаться с замедленным физическим развитием. Ускоренное психическое и физическое развитие может сопровождаться выраженными соматовегетативными дисфункциями в виде врожденной нервности (в раннем детстве), а позднее – эндокринными нарушениями. Неравномерность развития может обнаруживаться в самой психической сфере, когда одни психологические функции созревают быстрее обычного (например, речь), а другие задерживаются в своем развитии (например, моторика, психомоторика, социальные навыки). Иногда соматическая акселерация опережает психическую или ускоренное психическое развитие сочетается с психическим инфантилизмом.

Акселерация стала известной лишь в XIX веке, хотя отдельные ее случаи, несомненно, наблюдались всегда и повсеместно. Природа ее остается неустановленной. Предполагается, что она может быть связана с урбанизацией, смешанными межэтническими браками, улучшением питания, психическим расстройством, влиянием радиации, гаметическими мутациями, излишне интеллектуализированным воспитанием одновременно с изоляцией от детского коллектива. Психическая акселерация может развиваться и как гиперкомпенсаторный феномен у детей, вынужденных вести малоподвижный образ жизни, например при ДЦП, клапанных пороках сердца.

Распространенность акселерации и динамика ее показателей остаются неизвестными.

Акселерация в раннем детстве имеет некоторые особенности. Ускорение психического развития годовалого ребенка хотя бы на 0,5–1 год часто делает ребенка трудным для воспитания, хрупким, сверхчувствительным к стрессовым ситуациям. Психическая акселерация не всегда является показателем высоких интеллектуальных и креативных способностей. Дети могут рано начать говорить, правильно пользоваться местоимениями, задавать вопросы, обнаруживать отдельные аспекты пространственного гнозиса, фантазировать, но их интеллектуальная деятельность остается при этом на среднем уровне, например из-за однообразия содержания умственной деятельности или неспособности использовать для самостоятельной переработки реальный опыт.

Акселерация у ребенка может быть самостоятельным клиническим феноменом и наблюдаться, в частности, на доманифестном этапе течения шизофрении. Нередко она находится в рамках определенных психопатологических синдромов, например синдрома патологического фантазирования, синдрома гиперактивности и др. При психоэндокринном синдроме встречаются «маленькие старички», склонные поучать, читать нотации, предаваться воспоминаниям.

Прогноз при акселерации чаще, по-видимому, благоприятный. В том плане, что с возрастом проявления акселерации сглаживаются. В некоторых случаях после периода ускоренного психического развития, длящегося от 1 до 20 лет и более, наступает манифестная стадия психического заболевания (чаще, вероятно, шизофрении). В других случаях, частота которых остается неизвестной, вундеркинды или дети-индиго становятся выдающимися деятелями науки и искусства, всегда в чем-то своеобразными, но в психиатрическом плане вполне адекватными и адаптированными в своей среде людьми.

При психической акселерации иногда встречаются случаи с необычайно ранним развитием психологических функций, таких как сознание, самосознание, мышление, интеллект, творческие способности, и исключительной интеллектуальной продуктивностью. Например, девочка 2,5 лет, из неблагополучной семьи, родители лишены родительских прав, находится на воспитании в детдоме. Она прекрасно говорит и понимает обращенную к ней речь, самостоятельно читает, пересказывает прочитанное, очень любознательна, задает много вопросов, причем достаточно сложных. В детдоме быстро освоила компьютер, пользуется интернетом.

Поразительный случай психической акселерации у мальчика приводит М. Критчли (1974): «В 4 месяца ребенок начал произносить отдельные слова, а в 6 месяцев неожиданно, но адекватно сказал матери «поставь другую пластинку» (put on another record). В 12-месячном возрасте он прочитал букварь. В 22 месяца играл по слуху вторую Венгерскую рапсодию Листа. Когда ему было 6 лет, он поступил в 6-й класс школы. Два года спустя закончил свою первую симфонию. Отличившись по математике и химии, в возрасте 10 лет поступил в университет, а когда ему было 14 лет, окончил учебу и получил диплом».

Вопросы терапии, реабилитации и профилактики применительно к акселерации разработаны недостаточно.

Вернуться к Содержанию

Источник

Первые фиксированные наблюдения, касающиеся скорости развития человека в младшем возрасте, были сделаны в середине ХХ столетия. Тогда немецким ученым Э. Кохом было замечено, что за последние сто лет люди изменились в физиологическом строении в сторону укрупнения. [С-BLOCK]

Так, среди признаков акселерации были впервые выделены следующие:

Увеличение массы и длины тела

В настоящее время рост годовалых детей в среднем на 4—5 см, а масса тела на 1—2 кг больше, чем 50 лет назад. Московские мальчики возраста 13 лет за последние 80 лет стали выше на 1 см, а девочки — на 14,8 см. В разных странах, видимо, в силу климатических условий, эти показатели разнятся. Так, в Голландии за последние 150 лет мужское население выросло на 14 см, а в странах Южной Европы всего на 2-3 см. Кстати, наблюдения за ростом и весом людей проводились отнюдь не в стенах университетских лабораторий, а были впервые замечены случайным образом — по записям военных комиссий, годами взвешивающих и измеряющих рост новобранцев.

Половое взросление

Не все социальные процессы можно объяснить культурной пропагандой и насаждением извращенных ценностей. Подростки сегодня, как доказала наука, действительно взрослеют раньше. Половое развитие мальчиков и девочек в развитых странах заканчивается на 1,5—2 года раньше, чем в начале XX века, а за каждые 10 лет наступление менструации у девочек ускоряется на 4—6 месяцев. Акселерация делает людей более активными во всех отношениях. Так, имеются сведения и об удлинении детородного периода: за последние 60 лет он увеличился на восемь лет. У женщин в Центральной Европе за последние 100 лет менопауза сдвинулась с 45 до 48 лет, в нашей стране это время приходится в среднем на 50 лет, а в начале века приходилось на 43,7 года.

Психическое развитие

Акселерация при сохранении традиционно сложившихся условий воспитания и норм поведения подростков в отдельных случаях становится источником возникновения смысловых барьеров, конфликтов и девиантных форм поведения. Иными словами, психика не поспевает за физиологией, что вызывает внутриличностные конфликты и сложности в социальной адаптации. Однако такая картина не является правилом.

Напротив, культурная среда в развитых странах развивается подчас быстрее физиологических процессов, о которых мы упомянули ранее. Поэтому быстро взрослеющие индивиды вписываются в социальный контекст гораздо быстрее своих сверстников, живших на полстолетия раньше.

С этим связан ряд неожиданных следствий. Например, в странах Европы и Северной Америки возраст вступления в брак сдвинулся на 5-7 лет, что объясняется более ранним возрастом начала половой жизни у подростков и большей свободой действия в связи с этим. Правила брачного поведения больше не диктуются безальтернативной религиозной истиной — и люди не боятся следовать гедонистическим позывам.

Читайте также:  Развитие ребенка различает цвета возраст

Какие причины

Теорий на этот счет немало, и сложно выделить среди них ведущую. Скорее, акселерацию следует объяснять синергетической совокупностью ряда факторов.

Отечественные и зарубежные ученые-медики и антропологи склонны выделять три главные причины ускоренного развития человека в последние полтора столетия: изменение состава атмосферы вкупе с влиянием электромагнитного поля, изменение рациона питания и урбанизация.

Сторонник первой обозначенной теории, Т. Трейбер утверждает, что радиоактивное загрязнение среды обитания человека, на первых порах ведет к ускорению роста, а со временем, как показывают опыты с растениями и животными, к ослаблению генофонда. Загрязнение окружающей среды и атмосферы ведет к снижению уровня содержания в воздухе кислорода, что ведет к расширению объемов легких и неизбежно приводит к увеличению массы тела.

Адепты теории урбанизации связывают акселерацию с феноменом разнокачественного скрещивания. Исторически в города переселялись более развитые и способные к адаптации индивиды, часто различающиеся по национальному и расовому признаку.

Городская среда в большей степени, чем сельская, подразумевает борьбу за выживание, чем стимулирует селекцию наиболее активных и развитых членов человеческого общежития. [С-BLOCK]

Нутрицевтическая теория, связывающая акселерацию с изменением в питании людей ХХ века, сводится к тому, что люди в развитых странах получили доступ к разнообразной пище, богатой углеводами и витаминами, что также ведет к увеличению массы тела. [С-BLOCK]

Однако эта теория выглядит весьма спорно на фоне появления в это же время генномодифицированных продуктов и массового производства химикатов, употребляемых людьми в пищу регулярно.

Как бы то ни было, какая бы теория в конечном итоге ни оказалась верна, процессы акселерации представляются закономерными в отношении развития человеческого вида. [С-BLOCK]

Эволюция неизбежна, она не знает финала — она может лишь ускорять или замедлять свой темп. Ошибочно было бы полагать, что то ускорение, которые мы наблюдаем сейчас, — первый случай в истории нашего вида. Скорее первый, зафиксированный наукой, которой еще 200 лет назад не были доступны методы и техники, которыми она располагает сегодня.

Революция в коммуникации

По терминологии ведущего британского историка Эрика Хобсбаума, модерн, берущий свое начало в Новом Времени, принадлежит к эпохам «быстрой» (или «короткой») истории, когда возрастает скорость во всех проявлениях человеческой жизнедеятельности: в труде и его интенсивности, в перемещении в пространстве, в усвоении информации, наконец, в чередовании циклов — экономических, социально-политических, войны и мира, и прочего.

Хобсбаум проводит последовательный анализ исторического развития человеческого общества и делает заключение, ставшее в гуманитарной науке крылатым: каждая последующая эпоха короче предыдущей.

По мнению ученого, время постоянно ускоряется — человечество успевает произвести, написать, разрушить и построить заново больше за меньший промежуток времени.

В пользу теории ускоренного времени говорит и постоянное насыщение информационного поля человека. По данным исследовательского института Массачусетса, в 1986 году на каждого жителя Земли приходилось лишь 0,16 Мбайта переданной через коммуникационные устройства информации, а в 2007 году — уже 27 Мбайт. Т.е. за 25 лет человечество стало общаться почти в 170 раз более информационно насыщенно. [С-BLOCK]

Трудно себе представить, чтобы такие изменения не повлияли на психическое развитие новых поколений. Маршалл Маклюэн, занимавшийся теорией коммуникации, отмечал, что в связи с небывалыми объемами информации, которые в условиях современного мира обрабатывает человеческий мозг, скорость мышления людей в развитых странах за последнее столетие удвоилась и продолжает расти. [С-BLOCK]

В бытовом плане этот процесс очевидно наблюдается на детях, рожденных в цифровую эпоху: умение пользоваться сложной компьютерной техникой развивается у них параллельно с развитием речевых навыков, а иногда и опережая последние. Чем это грозит нам в будущем — можно лишь гадать, но изменения в психосоциальном устройстве общества неизбежны.

Источник

В 2009 году английский психолог Майкл Хоу написал книгу под названием «Вся правда о раннем развитии детей». Автор сопоставил в ней различные подходы к раннему обучению малышей. В книге отмечено, что многие родители прикладывают множество усилий, чтобы их дети максимально развили свои таланты и способности как можно раньше. Пятилетнего ребёнка учат бегло читать, заставляют изучать иностранные языки, заниматься музыкой, разбираться в живописи. Но приносит ли положительные плоды такое воспитание? Ведь нагрузка на маленького человека увеличивается в разы.

Здесь надо отметить, что Великобритания всегда славилась нестандартным подходом к воспитанию детей. Одно время в среде британских психологов бытовало мнение, что свои способности человек получает при рождении, и они на протяжении всей жизни остаются неизменными.

Один из основоположников английской педагогики Сирил Берта стал инициатором введения в школах специального тестирования. По мнению почтенного мэтра оно позволяло уже в 1 классе выявить детей с высоким интеллектом. Однако нововведение не прижилось. Общественность сочла это дискриминацией по отношению к школьникам. Седовласому мэтру указали на дверь, а «сортировка» детей не прожила долго.

Одно время на английском телевидении пользовалась популярностью передача, посвящённая неординарным детям. Они с ранних лет проявляли незаурядные способности. Многие из них в 6-летнем возрасте демонстрировали невероятные успехи в математике, игре на музыкальных инструментах, знании нескольких иностранных языков.

Однако создатели передачи концентрировали внимание не на самих юных вундеркиндах, а на их родителях. В первую очередь подчёркивались те усилия, которые приложили отцы и матери, чтобы развить в детях определённые способности. В результате этого на телевидении возникла дискуссия о роли родителей в ускоренном развитии ребёнка.

По поводу этого Майкл Хоу в своей книге заметил, что, практически, любой малыш может показать очень высокие интеллектуальные способности, если ему создать соответствующие условия. В то же время надо учитывать, что возможности детей не безграничны. Их нельзя недооценивать, но и опасно переоценивать.

Следует также учитывать, что если сосредоточить максимум усилий на каком-то одном предмете – например, на музыке, то результат выльется в одностороннее развитие личности. Конечно, талантливый музыкант может позволить себе двойки по математике. Но станет ли он великим скрипачом или композитором, когда вырастет. Может быть, ребёнок тратит всё время на музыку лишь в угоду родителям, а сам мечтает стать архитектором или полярным лётчиком. В этом случае односторонний подход приведёт к катастрофе в будущем.

Отсюда напрашивается простой вывод: родители не должны навязывать малышу свои личные нереализованные мечты. Их главная задача состоит в том, чтобы выяснить индивидуальные наклонности своего ребёнка. Когда они поймут, к чему предрасположен их малыш, тогда можно смело начинать заниматься воспитанием любимого чада. Однако большинство взрослых игнорирует именно этот вопрос, а он является самым важным.

Читайте также:  Задержка развития речи у ребенка доктор комаровский

Следует также учитывать тот факт, что ускорять развитие ребёнка не всегда желательно. Этого мнения, кстати, придерживаются очень многие психологи. В частности, российские психологи в своё время сформировали целую концепцию по этому вопросу. Они выступали против ускоренного развития или искусственной акселерации.

Утверждалось, что детей необходимо как можно позже усаживать за парты. В раннем возрасте следует по максимуму использовать игры. Именно, благодаря им, ребёнок и получает все необходимые знания. А массовое школьное обучение детей с 6-летнего возраста противоречит самой природе детства. Для живого и любознательного малыша такой вид познания приносит больше вреда, чем пользы.

Главным фактором в развитии маленького человека являются не целенаправленные усилия по приобретению знаний, а та интеллектуальная атмосфера, которая царит в семье. Наивно полагать, что ребёнок вырастет ценителем Вергилия или Гомера, если мама читает только любовные романы, а папа любит детективы. Многие родители помнят из школьной программы от силы десяток иностранных слов, но хотят, чтобы их ребенок читал в оригинале Гёте и наслаждалось пьесами Шекспира на английском языке. Такого, естественно, не будет.

Суть человеческого прогресса в том, чтобы дети превосходили своих родителей. Но они не могут превосходить их многократно. Это один из фундаментальных законов воспитания. Конечно, ребёнок должен стоять на одну ступеньку выше мамы и папы. Но несерьёзно полагать, что он взлетит ввысь и перепрыгнет сразу через сотню ступенек.

Поэтому, устанавливая планку своему ребёнку, нужно чётко понимать, на каком уровне интеллектуального развития находится сама семья. И уже, исходя из реальных возможностей, следует определяться с теми высотами, которые маленькому человеку по силам преодолеть. Но ставить перед ним какие-то глобальные задачи не просто глупо, а жестоко.

Однако родительские амбиции не имеют границ. Да и действительно, как приятно сообщить окружающим, что ваш 4-летний малыш уже умеет читать. Вот только зачем ему это в таком возрасте. На данном этапе психического развития ребёнку необходимы эмоциональные контакты с родителями и сверстниками. А «Преступление и наказание» Достоевского он читать всё равно не будет. Ему бы послушать сказки про Карлсона. Именно послушать, так как это гораздо полезнее в столь юном возрасте, чем читать их самому.

По данному поводу следует заметить, что блистательный во всех отношениях Уинстон Черчилль начал говорить только в 4 года. Но, несмотря на это, стал всемирно известной исторической личностью. Так что не нужно чрезмерно ускорять развитие ребёнка. Лучше реально оценить в первую очередь свои интеллектуальные возможности и исполнять родительский долг без иллюзий и непомерных амбиций.

Источник

1.3. Акселерация роста и развития

Акселерация, или акцелерация (от лат. acceleratio – ускорение), – это ускорение роста и развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями. Явление акселерации наблюдается прежде всего в экономически развитых странах.

Термин «акселерация» был введен в научный обиход Е. Кохом. Большинство исследователей под акселерацией понимали ускорение в основном физического развития детей и подростков. Впоследствии это понятие было существенно расширено. Акселерацией стали называть увеличение размеров тела и наступление созревания в более ранние сроки.

Традиционно длина тела, объем груди и масса тела рассматривались как наиболее важные признаки физического развития. Но, учитывая, что морфологические особенности организма тесно связаны с его функциональной деятельностью, ряд авторов в качестве признаков физического развития стали рассматривать жизненную емкость легких, силу отдельных мышечных групп, степень окостенения скелета (в частности, кисти), прорезывание и смену зубов, степень полового созревания. Кроме того, к существенным признакам стали относить и пропорции тела.

В настоящее время понятие акселерации стало столь широким, что, имея в виду акселерацию, говорят как об ускорении физического развития детей и подростков, так и об увеличении размеров тела взрослых, более позднем наступлении климакса. Поэтому нередко пользуются таким понятием, как секулярный тренд (вековая тенденция), понимая под ним тенденцию, которая наблюдается примерно в течение века, к ускорению физического развития всего организма – от внутриутробного периода до взрослого состояния.

Наиболее заметно акселерация проявилась у детей во второй половине ХХ в. Так, масса тела стала удваиваться в более раннем возрасте (в 1965–1973 гг. – в 4–5 месяцев, в 1940–1941 гг. – в 5–6 месяцев). Происходила более ранняя смена молочных зубов на постоянные (в 1984 г. – с 5–6 лет, в 1953 г. – с 6–7 лет). Сдвинулись сроки полового созревания. Так, возраст наступления менструаций в ХХ в. уменьшался каждые 10 лет примерно на четыре месяца и в 1974 г. составил в среднем 12,7 лет. Происходило ускорение развития вторичных половых признаков. У детей и подростков наблюдалась более ранняя морфологическая стабилизация. Весь процесс окостенения заканчивался у мальчиков на два, a y девочек на три года раньше, чем в 1930-е гг.

В связи с акселерацией раньше происходит и завершение роста. В 16–17 лет у девушек и в 18–19 лет у юношей завершается окостенение длинных трубчатых костей и прекращается рост в длину. Московские мальчики возраста 13 лет за последние 80 лет стали выше на 1 см, а девочки – на 14,8 см. Таким образом, в результате ускоренного развития детей и подростков наблюдается достижение ими более высоких показателей физического развития.

Необходимо сказать, что имеются сведения и об удлинении детородного периода: за последние 60 лет он увеличился на восемь лет. У женщин в Центральной Европе за последние 100 лет менопауза сдвинулась с 45 до 48 лет, в нашей стране это время приходится в среднем на 50 лет, а в начале века приходилось на 43,7 года.

Читайте также:  Занятия для развития речи у слабослышащего ребенка

Причины акселерации. До настоящего времени не сформировано единой общепринятой точки зрения на происхождение процесса акселерации, хотя выдвинуто немало гипотез и предположений.

Так, большинство ученых считают определяющим фактором во всех сдвигах развития изменения в питании. Они связывают акселерацию с увеличением содержания в пище полноценных белков и натуральных жиров, а также с более регулярным потреблением овощей и фруктов в течение года, усиленной витаминизацией организма матери и ребенка.

Существует гелиогенная теория акселерации. В ней немаловажная роль отводится воздействию на ребенка солнечных лучей: считается, что дети в настоящее время больше подвергаются воздействию солнечной радиации. Однако этот довод кажется недостаточно убедительным, так как процесс акселерации в северных странах идет не меньшими темпами, чем в южных.

Имеется точка зрения о связи акселерации с изменением климата: считается, что влажный и теплый воздух замедляет процесс роста и развития, а прохладный сухой климат способствует потере тепла организмом, что якобы и стимулирует рост. Кроме того, есть данные и о стимулирующем воздействии на организм малых доз ионизирующих излучений.

Некоторые ученые в числе важных причин акселерации называют обусловленное достижениями медицины общее снижение заболеваемости в младенчестве и детстве вкупе с улучшением питания. Очевидно также, что появлению многих новых факторов воздействия на человека способствуют развитие науки и технический прогресс, причем свойства этих факторов и особенности их воздействия на организм еще мало изучены (речь идет о химических веществах, используемых в промышленности, сельском хозяйстве, быту, новых лекарственных средствах и др.). Некоторые исследователи значительную роль в акселерации отводят новым формам и методам воспитания и образования, спорту, физкультуре.

Связывают акселерацию и с негативным воздействием темпов современной городской жизни. Это и обильное искусственное освещение (включая рекламу); стимулирующее воздействие электромагнитных колебаний, возникающих при работе теле– и радиостанций; городской шум, движение транспорта; влияние радио, кино и телевидения на раннее интеллектуальное, особенно сексуальное, развитие.

Технический прогресс в экономически развитых странах привел к концентрации населения в больших городах. Развитие транспорта и связи сократило расстояния, ранее казавшиеся очень значительными. Усилилась миграция населения. Расширилась география брака, рушится генетическая изоляция. Это создает благоприятную почву для изменения наследственности. Молодое поколение становится выше ростом и созревает раньше своих родителей.

Акселерация является предметом изучения не только биологии и медицины, но и педагогики, психологии и социологии. Так, специалисты отмечают некоторый разрыв между биологической и социальной зрелостью молодых людей, при этом первая наступает раньше. В связи с этим встает ряд вопросов перед медицинской теорией и практикой. Например, появилась необходимость в определении новых норм трудовой и физической нагрузки, питания, нормативов детской одежды, обуви, мебели и др.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава >

Похожие главы из других книг:

Гормон роста
Стратегию конструирования новых белков путем замены функциональных доменов или с помощью направленного мутагенеза можно использовать для усиления или ослабления биологического свойства белка. Например, нативный гормон роста человека (ГРЧ) связывается в

3. Способы роста ооцитов
Когда гоноциты попадают в половые железы, их не всегда можно отличить от соматических клеток — клеток стенки железы, между которыми они встраиваются. Но вот после ряда делений будущие женские половые клетки вступают на путь образования яйца. С

Определение темпа роста рыб
Рост животных тесно связан с их возрастом. Зная быстроту роста рыб, можно устанавливать годовые приросты веса, выяснять, в каком возрасте рыба растет лучше, в каком хуже.Известно, что все рыбы интенсивнее растут в первые годы жизни, что в год

Гормон роста
В книге «Секреты эндокринологии» рассказывается о знаменитых гигантах и карликах, а также приводятся любопытные своеобразные «рекорды», связанные с самым маленьким и самым большим ростом в мире. Самым высоким человеком во второй половине XX века был

2.1. Наследственность и ее роль в процессах роста и развития
Наследственностью называется передача родительских признаков детям. Некоторые наследственные качества (форма носа, цвет волос, глаз, очертания лица, музыкальный слух, певческий голос и др.) не требуют для своей

3.5. Особенности роста костей черепа
Череп – это скелет головы. В соответствии с особенностями развития, строения и функций различают два отдела черепа: мозговой и лицевой (висцеральный). Мозговой отдел черепа образует полость, внутри которой располагается головной мозг.

Компенсация и экономия роста.
Жоффруа старший и Гёте почти одновременно провозгласили свой закон компенсации или уравновешивания роста, который Гёте выразил так: «Природа вынуждена экономить в одном направлении, чтобы расходовать в другом». Я полагаю, что это до

Какое растение является рекордсменом по скорости роста?
Самым быстрорастущим растением является бамбук (Bambusa). Скорость его роста может достигать 75 сантиметров в сутки. Рекордсменом по скорости роста среди деревьев считают эвкалипт (Eucalyptus deglupta), растущий на Новой Гвинее.

8.5.6. Темпы роста популяции
Графики роста числа членов любой природной популяции в новых для нее условиях сильно отличаются от экспоненты. Кривая после подъема разной степени крутизны поворачивает параллельно горизонтальной оси, чем знаменует установление некоторой

Гены, вступающие в действие на более поздних стадиях развития и в процессе роста
Ясно, что мутации генов, непосредственно определяющих морфогенетические пути, в особенности тех генов, которые действуют на ранних стадиях, могут вызывать чрезвычайно резкие изменения

5. Теория стадийного развития и особенности развития животных
В основе управления развитием организмов лежит теория стадийного развития, которую сформулировал академик Т. Д. Лысенко, исходя из работы И. В. Мичурина и многочисленных собственных исследований.Несмотря на

Источник