Ушинский роль родного языка в развитии личности ребенка

Тема выступления:

«Роль родного языка в развитии и воспитании личности ученика».

  Язык – прирожден, свойственен человеку, это не дар с небес. Язык – отражает многовековой опыт духовной жизни народа. Язык- это важнейший народный наставник. Язык – это средство познания себя. Стоит помнить, что творцом языка является народ. Язык народа – это не просто средство общения. Конечно, эту функцию он выполняет прежде всего. В языке отражаются результаты жизни каждого народа, жизни многих и многих его поколений. Вот почему К. Д. Ушинский считал необходимым бережно относиться к родному языку, не коверкать его, понимать суть исторического словообразования, не навязывать языку какой-то субъективной логики. «Не раз приходится благодарить родный язык, что он не поддался улучшениям логики и вопреки ей сохранил свои кажущиеся нелогичности, которые вдруг оказываются потом глубоко логическими. Язык народа – источник для языка науки.

     Работая учителем родного ( мокшанского)  языка и литературы на протяжении двадцати четырёх  лет, всегда ставлю перед собой цель: привить к ученикам уважение и любовь не только к своему языку, но языкам других народов. Ведь знание языка является необходимостью в наши дни

Мои ученики – будущие граждане многонациональной республики, которые владеют наряду со своим родным языком несколькими другими языками.

Язык – душа народа, это не просто крылатое выражение. С помощью языка любой народ из поколения в поколение передает свое мировоззрение, свое воспитание окружающей деятельности, ценностные ориентиры. С помощью языка мы не только общаемся, передаем свои мысли, но и выражаем образовательный, духовный и культурный уровень. Сегодня уже не осталось сомневающихся по поводу необходимости изучать родной язык, как язык матери.

Ребенок должен знать свой национальный язык, это закон жизни и природы.

Национальный(родной) язык – это ценность народа, которая формировалась веками, одна из форм духовного наследия.

Национальное воспитание немыслимо без изучения истории своего народа, невозможно развить чувство патриотизма у подрастающего поколения без знания прошлого. Воспитание должно базироваться на общечеловеческих ценностях принятых в обществе на протяжении многовековой истории, примерами должны служить выдающиеся исторические личности, внесшие весомый вклад в развитие республики, сохранении мира, развитии культуры и искусства.

  Современный подход к обучению родного языка состоит в том, что в идеале мы учим не столько общению, сколько воспитываем личность, гармоничную, и, как того требует жизнь, социально-адаптированную. Воспитание личности требует, чтобы мы говорили с детьми на родном языке так, и на такие темы, когда они не могут оставаться равнодушными к происходящему на уроке. Этого можно добиться более успешно с привлечением таких дидактических материалов, как хорошие тесты, произведения живописи, музыки. Они помогают ребятам выражать свое мнение по теме разговора, формировать свои мысли, сформированная мысль — это и есть настоящая речь.

Для того, чтоб ребенок успешно учился, нужен не только определенный запас знаний и умений. Гораздо важнее желание и умение учиться. А для этого в свою очередь необходимо развивать у ученика такие качества, как память, внимание, умение анализировать.

К. Д. Ушинский высоко оценивал роль родного языка в духовном и нравственном развитии человека. Пользуясь языком как средством общения, ребенок впитывает в себя культуру поколений, познает окружающий мир и самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия. Владение культурой речи, умение выражать содержательно и логично свои мысли являются необходимыми условиями формирования интеллектуально и духовно развитой личности. Именно поэтому в теории Ушинского родной язык выступает как один из основных факторов воспитания и развития ученика как  личности. Он указывал на неизмеримое значение родного языка в формировании подрастающих поколений, которые вместе с языком усваивают продукты духовного развития, пройденного народом в его«тысячелетнем историческом движении». «Отнимите у народа все — и он все может вернуть, но отнимите язык, и он никогда более уже не создаст его»  Первый опыт общения ребенок получает уже в младенческом возрасте, поэтому все те, кто окружает ребенка с рождения, являются его первыми учителями в освоении родного  языка.

 С раннего детства мы слушали сказки, рассказы, предания наших бабушек и дедушек, в которых ярко воссоздается красота родных гор и рек, озер и лесов.

Бабушки исполняли нам песни, рассказывали сказки, учили нас жизни своими пословицами, поговорками, объяснили приметы, которые несут не только познавательный, но и эстетический потенциал. Но ситуация сегодня изменилась. Современные условия почти полностью вытеснили из жизни детей школу бабушек и дедушек, которая играла огромную роль в воспитании, любви к родному языку, истории, традициям. И сегодня, уже ни у кого не вызывает сомнения та огромная роль, которую играет урок родного языка в развитии личности ученика.

 Основная цель обучения родному языку состоит в формировании у учащихся речевых умений в различных видах речевой деятельности. Речевые навыки и умения достигаются путем определенной системы упражнений Чем раньше начинать грамотное и осознанное обучение родному языку, тем свободнее ученик будет им пользоваться в дальнейшем. При этом следует принимать во внимание своеобразные и неповторимые особенности речи каждого ребенка, проявляющиеся в способе выражения мыслей, умении использовать имеющиеся у него в запасе речевые средства, а также в особенностях оформления высказывания (мимика, интонация, жесты).

Читайте также:  Зачем раннее развитие ребенка

В первоначальном обучении детей родному языку  К. Д. Ушинский видел три цели. Первая — развивать дар слова, т. е. умение выражать свои мысли. Для этого важна наглядность обучения, опора на конкретные образы, воспринимаемые ребенком (явления природы, картины). Вторая цель — учить ребенка облекать свои мысли в наилучшую форму. Идеальными образцами такой формы служат художественные произведения, как народные, так и авторские. Ушинский четко определил требования к отбору произведений для детей: положительные идеи, художественность, доступность содержания. Третья цель — практическое усвоение грамматики, предшествующее изучению ее как науки. Этой цели могут служить разнообразные упражнения — придумывание предложений с заданным словом, подбор слов в нужной форме и др. Все три цели должны осуществляться одновременно

Язык в то же время является  средством и источником интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания, который формирует ученика  как личность.

Грамотная речь служит залогом его успешного обучения и развития. К. Д. Ушинский считал, что мировоззрение ученика формируют все учебные предметы, но, ведущая роль в этом бесспорно принадлежит родному языку, так как «родное слово есть именно та духовная одежда, в которую должно облечься всякое знание, чтобы сделаться истинной собственностью человеческого сознания»

Когда дети приходят в школу, то они уже обладают «громадным сокровищем, даже превышающим детские потребности» . У шестилетнего ребенка гораздо больше слов и оборотов для выражения чувств и мыслей, чем самих этих чувств и мыслей. «Он во многом только по врожденной человеку переимчивости перенимает язык взрослых, но сам еще не вырос до этого языка. Из этого вытекает важная для семьи и школы обязанность: исправлять и пополнять словарный запас детей в соответствии с правилами родного языка, вводя их не только в сознание ребенка, но и в число его привычек, «выполняемых с той легкостью и быстротой, которых требует речь словесная и даже письменная». Необходимо заботиться о том, чтобы ученик сознательно усваивал все  возможности родного языка.

  К. Д. Ушинский указывал на единство речи и мышления. Речь является важным показателем мышления, как человек говорит, так он и мыслит. Поэтому, развивая речь воспитанника, семья и школа развивают, прежде всего, мыслительные способности, умение грамотно и логично выражать свои мысли, что соответственно влияет на культуру поведения ребенка в обществе. Невозможно развивать язык отдельно от мысли, но и развивать его перед мыслью — вредно. Это приводит к одной из самых дурных человеческих привычек – «болтать чисто, гладко, изящно всякий вздор и связывать ловкими фразами пустые, не вытекающие одна из другой мысли»

Педагоги не должны допускать речевые ошибки учеников, запускать дефекты звукопроизношения, следует своевременно исправлять недостатки в развитии речи, пока они не стали привычной формой общения для них.

Особое внимание следует обращать на становление и развитие всех сторон речи — фонематической, лексической, грамматической. В этом отношении перед семьей и школой стоит важная задача — контролировать выработку, закрепление, соблюдение правил и законов грамотной речи ученика на родном языке, т. е. точность, полноту, логичность выражений.

Задача педагога в том, чтобы ученики вступали в сознательное духовное обладание сокровищами родного слова. Изучение организации языка, по Ушинскому, является лучшим средством духовного развития ребенка. Учитель, раскрывая детям богатство родного  слова, тем самым раскрывает им богатство их собственной души. Изучение родного языка — это верный путь к самопознанию человека. Если язык, на котором начинает говорить ребенок, противоречит его врожденному национальному характеру, то он никогда не окажет такого сильного влияния на его духовное развитие, какое оказал бы родной ему язык.

Родной язык является неисчерпаемо богатым. Существует связь между историей народа и развитием его языка. Через родной язык связываются отжившие, живущие и будущие поколения народа. Усваивая родной язык, каждое новое поколение усваивает мысли, чувства, историю тысяч предшествующих поколений. Изучая родной язык, ребенок учит не условные звуки, а впитывает духовную жизнь народа. Родное слово объясняет ребенку окружающую его природу, знакомит с деятельностью и характером людей, с обществом и его историей, дает представления и понятия о нравственности и эстетике. Язык – величайший народный наставник.

Поэтому большую роль в сохранении родного языка приобщении детей к культурному наследию, духовным ценностям народа, населяющих Мордовию, играют уроки родного языка, на которых изучаются традиции, обычаи, обряды того или иного народа.

Следует помнить, что без знания языка, без уважительного отношения к духовным ценностям, созданным в течении тысячелетий, невозможно формировать личность гражданина многонационального государства. А будущий гражданин – наш сегодняшний ученик.

Источник

Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / №2 2009 – Педагогика. Психология

УДК 37

Serova A. A. K. D. Ushinskiy on the Role of the Russian Language in Person Upbringing

Аннотация: В статье рассматриваются взгляды К. Д. Ушинского на роль русского языка в воспитании человека.

Ключевые слова: педагогика, русский язык, воспитание, К. Д. Ушинский.

Читайте также:  Развитие ребенка с помощью игр от рождения до 5 лет

Abstract: K. D. Ushinskiy’s views on the role of the Russian language in human being upbringing are being considered.

Keywords: pedagogy, the Russian language, upbringing, K. D. Ushinskiy.

Константин Дмитриевич Ушинский был человеком высокой образованности, он свободно владел английским, французским, немецким языками, в оригиналах читал Декарта, Руссо, Дидро, Гольбаха, Бэкона, Канта, Гегеля и других мыслителей. И хорошо владел родным языком, его высоким нравственным слогом. Лекции ученого увлекали, завораживали студентов.

Великий русский педагог всю жизнь посвятил делу образования народа, воспитанию детей. К. Д. Ушинский в начале своей деятельности в дневнике писал: «Сделать как можно более пользы моему отечеству — вот единственная цель моей жизни, и к ней то я должен направлять все свои способности»[1].

Особое место в педагогической системе К. Д. Ушинского занимает родной язык. Русский язык он рассматривал как составную часть жизни народа. Без языка невозможна человеческая жизнь, существование человеческого общежития, без него не могла бы развиваться ни одна отрасль научных знаний. Родной язык он рассматривал как ни с чем не сравнимую духовную ценность. В подготовительных материалах к «Педагогической антропологии» он раскрывает вопрос происхождения языка, связь языка и мышления, изучения иностранных языков, их взаимоотношениям с русским языком и особую роль придавал русскому языку в формировании личности человека.

Всё то, что педагог-демократ, патриот своей Родины, оставил в своём учении о языке, представленном в статьях, записях, подготовительных материалах, книгах для первоначального обучения, даёт основание утверждать, что он был учёным с передовыми взглядами. Он высказал свой взгляд на происхождение и роль языка в жизни общества, на связь языка и мышления, на сочетание слова и наглядности.

Необходимо заметить, что высшее общество — дворянство — в то время по существу не знало русского языка, разговорным языком был французский язык. Детей учили французскому, английскому языку, русский язык не изучался. К. Д. Ушинского как истинного русского человека такая ситуация в образовании не устраивала. К. Д. Ушинский в своих работах утверждал, что умственное, нравственное развитие ребёнка начинается с овладения родным языком. Ушинский называет родной язык «удивительным педагогом», который учит очень многому и учит легко, основательно. Язык будит мысль ребёнка, формирует множество понятий, взглядов, развивает мышление.

У К. Д. Ушинского в подходе к языку и его происхождению чувствуется строго последовательный историзм. Первые слова, которые начал произносить человек, были междометиями, а может быть корнями слов, из которых могли образовываться глаголы, затем прилагательные и т. д.

У К. Д. Ушинского мы находим прямое указание на роль труда в происхождении языка. Язык возникает из потребностей человека. Изучая родной язык дитя как бы вводится в дух народа, тот единственный живой ключ, из которого бьёт всякая сила и всякая поэзия.

К. Д. Ушинский создал учебную книгу в двух частях «Детский мир и хрестоматия» (1861), предназначенную для классного чтения на уроках родного языка в первых классах Смольного института. В книге содержался значительный для тех лет естествоведческий, исторический и литературно-художественный материал. На этом материале автор стремился помочь развитию речи у учащихся начальных классов. Первая часть «Детского мира» состояла из трёх отделов. Первый отдел — первое знакомство с детским миром, где помещены рассказы о человеке, о временах года. Второй отдел «Из природы» был самым большим, содержал значительный природоведческий материал. В третьем разделе «Первое знакомство с Родиной» излагалась в виде исторических картинок родная история. В методических статьях к «Детскому миру» ставились актуальные проблемы развития детей, образования понятий, этического и эстетического воспитания.

К. Д. Ушинский составил еще одну замечательную книгу для классного чтения «Родное слово» (1864–1870). Обе учебные книги являются образцом богатства содержания, совершенствования языка ребенка. Они пользовались заслуженным успехом и широко распространялись в дореволюционной России: первая часть «Родного слова» выдержала 150 изданий. На этих книгах воспитывались многие поколения русских школьников младших классов. Простота, образность, эмоциональность изложения, прекрасный язык, сочетание образовательного и воспитательного элементов — таковы достоинства «Детского мира» и «Родного слова» в педагогическом отношении.

К. Д. Ушинский неоднократно подчёркивал в свои трудах «О народности в общественном воспитании», «Педагогическая антропология», что язык — слово — речь есть источники воспитания. Ушинский выделял основные направления в воспитании личности: сознание и мышление; чувственное познание; язык — слово — речь; поведение — разнообразная деятельность; труд — умственный, физический, свободный. В становлении и развитии этих понятий заложена теория развития личности ребёнка как важного раздела научной педагогики.

К. Д. Ушинский ввёл в научный оборот термин «народная педагогика» и высоко ценил её традиции. Народная педагогика славянских народов — составная часть общечеловеческой культуры. Константин Дмитриевич писал, что школа должна стать хранительницей ценностей народа. В школьном обучении на родном русском языке необходимо использовать весь спектр народного творчества: пословицы, поговорки, поучения, задачи на сообразительность, песни, сказки и, самое главное, — уметь видеть и слушать природу.

Читайте также:  Ребенку пять лет развитие

Осознание своей национальной принадлежности принято называть национальным самосознанием. На первое место в возрождении русского национального самосознания Ушинский ставил язык русского народа. Язык не только средство передачи знаний и мыслей, но и средство сохранения этноса.

Статья «О необходимости сделать русские школы русскими» вся пронизана глубоким пониманием задач национального образования. Ушинский выделяет понятие «обучение» как могущественный орган воспитания. Обучение, находясь в единстве с воспитанием подчиняется тем же условиям общественного бытия (окружающая среда, свободная творческая деятельность ребенка и т. п.). Но обучение имеет свою специфику, заключённую в содержании обучения. В процессе обучения ребёнок осуществляет индивидуальный процесс познания, усваивает исторический опыт культуры человечества — в этом связь обучения и воспитания. Всё это осуществляется в соответствии с возрастом ребёнка и развитием его способностей, со способностью создавать что-то новое для себя. Отсюда Константин Дмитриевич определяет цель обучения и воспитания — развитие сознания ребёнка, обогащение его ума историческим опытом человечества, развитие и совершенствование способностей ребёнка.

Цель обучения и воспитания достигает своего результата, если обучение и воспитание направлено на развитие самостоятельной мыслительной деятельности и пробуждает интерес к познанию. Учение — это творческая самостоятельная работа ученика при обязательном руководстве учителя.

Большое значение Ушинский придавал изменению социальной и бытовой среды, окружающей ребёнка: «Именно эта среда внушает ребёнку его первые идеи, от которых зависит его отношение к учению». К. Д. Ушинский дал новое подлинно научное понимание воспитания как предмета педагогической науки. Не ребёнка воспитывают, а дети воспитываются в процессе своих жизненных отношений. Согласно взглядам педагога, по своему содержанию воспитание складывается из двух сторон:

1. Внешней стороны, когда новое поколение овладевает производственным и жизненным опытом, накопленным предшествующими поколениями.

2. Внутренней стороны — это развитие естественных сил, способностей детей в соответствии со становлением личности ребёнка.

В обучении и воспитании К. Д. Ушинский ставил на первое место изучение родного языка, которое, по его убеждению, составляет не только главный предмет образования, но и предмет центральный, вокруг которого группируются все остальные. Он подчёркивал значимость родного языка в духовном становлении человека. В своей блистательной статье «Родное слово», опубликованной в 1861 году, он так описал роль родного языка: «Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина, вся история духовной жизни народа. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившее и будущее поколение народа в одно великое, историческое целое. Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ»[2].

Константин Дмитриевич считал родной язык «величайшим народным наставником», который делает главное в человеке — развивает его дух. Усваивая родной язык, ребёнок усваивает слова, понятия, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию народного сознания. Ушинский ставил три основные цели изучения отечественного языка: развитие у ребёнка «дара слова», овладение сокровищами русского языка, усвоение логики этого языка (т. е. грамматических его законов в их логической системе). Так Ушинский развивал гуманистическую сущность педагогики. Главными в педагогике является сам ребёнок и раскрытие его внутренних глубинных сил.

К. Д. Ушинский совершенно правильно утверждал, что педагогу недостаточно усвоить принципы и конкретные правила воспитательной работы, педагогу-учителю необходимо знать законы человеческой природы, и он много пишет о формировании духа — духовности, положительных чувств, физического здоровья, подчёркивая серьёзность и глубину педагогики.

К. Д. Ушинский утверждал, что педагогика есть наука и искусство. В основу педагогической системы Ушинский положил идею народности. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту формирующую силу, которой нет в самых лучших научных системах.

Под народностью Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями. Лучшим выражением народности, по мнению Константина Дмитриевича, является родной язык, и в основу обучения русских детей должен быть положен русский язык, обучение в начальной школе должно хорошо знакомить детей с русской историей, географией России, с её природой. Это воспитание призвано развивать у детей чувство любви к родине и с уважением относиться к другим народам.

Удивительно, насколько актуальны сегодня идеи К. Д. Ушинского для современной отечественной школы, особенно для понимания особой роли и значения русского языка в деле формирования национального самосознания подрастающего поколения.

Литература

1. Ушинский К. Д. Собрание сочинений в 12 тт. М., 1952. Т. 11.

2. Ушинский. (Сер. «Антология гуманной педагогики»). М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1998. — 224 с.

Серова А. А.— кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики Московского городского педагогического университета (МГПУ).

Serova A. A. — a candidate of science (pedagogy), professor of the Pedagogy Department of Moscow City Pedagogical University.


[1] Ушинский К. Д. Собрание сочинений в 12 тт. М., 1952. Т. 11. С. 43.

[2] Ушинский. М., 1998. С. 113.

Источник