Ушинский развитие речи ребенка

Ушинский развитие речи ребенка thumbnail

Е.И.Тихеева, ее роль в создании, методики развития речи детей дошкольного возраста.

Важную роль в создании методики развития речи сыграла деятельность Е. И. Тихеевой, талантливого педагога, последовательницы К. Д. Ушинского, общественного деятеля в области дошкольного воспитания. Е. И. Тихеева была знакома с опытом детских садов России, Италии, с 1913 г. сама руководила детским садом. Вслед за К. Д. Ушинским она считала родной язык фоном, на котором развертывается все обучение и воспитание в детском саду и школе. Основное место в своей педагогической теории Е. И. Тихеева отводила методике развития речи.

Е. И. Тихеева пришла к выводу о необходимости составления специальных программ и планов обучения детей в детском саду, а также организованных занятий. Важную роль сыграло появление в 1937 г. книги Е. И. Тихеевой «Развитие речи дошкольника». В ней освещался опыт работы по формированию речи детей руководимого Тихеевой детского сада, а также опыт преподавания методики развития речи в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. С материалистических позиций рассматривалась роль языка как орудия социального воспитания.

Считая, что развитие речи должно быть обязательно связано с какой-нибудь деятельностью ребенка (игра, труд, праздники, интеллектуальная деятельность), Е. И. Тихеева и свою методическую систему строила лишь вокруг этих видов деятельности. Этим объясняется нечеткое выделение задач развития речи. Наиболее подробно разработала Е. И. Тихеева такие вопросы, как обогащение словаря (план-программа ознакомления с окружающей обстановкой; методы работы над словарем детей), а также развитие связной речи (рассказы об игрушках и картинках, занятия по живому слову).

Е. И. Тихеева была против слишком раннего обучения детей грамоте и иностранному языку. Она считала, что ребенка необходимо предварительно хорошо подготовить. Правда, Е. И. Тихеева допускала, что с детьми, хорошо овладевшими родным языком, можно начать изучение иностранного языка и несколько ранее, чем в 7—8 лет, но предупреждала, что родной язык должен оставаться первейшим фактором нормального всестороннего развития ребенка.

К.Д.Ушинский – основоположник, методики развития речи детей дошкольного возраста.

К. Д. Ушинский доказывал, что самостоятельные мысли вытекают только из самостоятельно приобретаемых знаний о тех предметах и явлениях, которые окружают ребенка. Поэтому необходимым условием самостоятельного понимания ребенком той или другой мысли является наглядность. Ушинский показал тесную связь наглядности обучения с развитием речи и мышления детей. Он писал: “Детская природа ясно требует наглядности”; “Дитя мыслит формами, образами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот воспитатель напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы ее заставить мыслить иначе”. Он советовал воспитателям путем простых упражнений развивать у детей способность наблюдать за разными предметами и явлениями, обогащать детей возможно более полными, верными, яркими образами, которые потом становятся элементами их мыслительного процесса. “Необходимо,—писал он,— чтобы предмет непосредственно отражался в душе дитяти и, так сказать, на глазах учителя и под его руководством ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль и мысль облекалась в слово”.

В развитии речи детей дошкольного и раннего школьного возраста Ушинский придавал большое значение рассказыванию по картинкам.

Он указывал на большое значение произведений народного творчества в деле воспитания и обучения детей. На первое место ставил он русские народные сказки, подчеркивая, что в силу особенностей развития своего воображения дети очень любят сказки. В народных сказках им нравится динамичность действия, повторение одних и тех же оборотов, простота и образность народных выражений. Выступление К. Д. Ушинского в защиту сказки как одного из воспитательных средств имело важное значение, так как некоторыми педагогами 60-х годов XIX в. сказки отрицались потому, что в них отсутствует “объективное реалистическое содержание”.

Большое значение в первоначальном обучении родному языку К. Д. Ушинский придавал и другим произведениям русского народного творчества — пословицам, прибауткам и загадкам. Русские пословицы он считал простыми по форме и выражению и глубокими по содержанию произведениями, отразившими взгляды и представления народа — народную мудрость. Загадки доставляют, по его мнению, уму ребенка полезное упражнение, дают повод к интересной, живой беседе. Поговорки, прибаутки и скороговорки помогают развить у детей чутье к звуковым краскам родного языка.

Психологические основы воспитания и обучения

В своем труде “Человек как предмет воспитания К. Д. Ушинский выдвинул и обосновал важнейшее требование, которое должен выполнять каждый педагог,— строить воспитательно-образовательную работу с учетом возрастных и психологических особенностей детей, систематически изучать детей в процессе воспитания. “Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях… Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями”.

В полном соответствии с учением русских физиологов-материалистов Ушинский выражал твердую уверенность в том, что путем целенаправленного воспитания, опирающегося на изучение человека, можно “далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных”. И это, по его мнению, является самой главной задачей настоящей, гуманистической педагогики.

Среди наук, изучающих человека, К. Д. Ушинский выделял физиологию и особенно психологию, которые дают педагогу систематические знания о человеческом организме и его психических проявлениях, обогащают знаниями, необходимыми для практики воспитательной работы с детьми. Учитель-воспитатель, знающий психологию, должен творчески использовать ее законы и вытекающие из них правила в разнообразных конкретных условиях своей воспитательной деятельности с детьми разного возраста.

Историческая заслуга К. Д. Ушинского заключается в том, что он изложил в соответствии с научными достижениями того времени психологические основы дидактики — теории обучения. Он дал ценнейшие указания, как надо в процессе обучения путем упражнения развивать активное внимание детей, как надо воспитывать сознательную память, закреплять в памяти учащихся учебный материал путем повторения, которое является органической частью процесса обучения. Повторение, считал Ушинский, нужно не для того, чтобы “возобновить забытое (это же плохо, если что-нибудь забыто), но для того, чтобы предупредить возможность забвения”; всякий шаг вперед в деле обучения должен опираться на знания пройденного.

Читайте также:  Нижнекамск все центры развития ребенка

Ушинский обосновал с точки зрения психологии важнейшие дидактические принципы воспитывающего обучения: наглядность, систематичность и последовательность, основательность и прочность усвоения учащимися учебного материала, разнообразие методов обучения.



Источник

Марина Цыбина Казакова
К. Д. Ушинский: к проблеме речевого развития детей

На протяжении всей жизни человек овладевает языком и совершенствует свою речь. Основой этого процесса служит языковая способность, опирающаяся на физиологические речевые центры и формирующаяся в детском возрасте. Исследователи психики ребенка, его первых попыток общения и дальнейших поразительных успехов в овладении языком и речью всегда проявляли интерес к факторам речевого развития.

В данной статье нам хотелось бы рассмотреть некоторые из них.

Первый фактор – это потребность общения. В процессе обучения необходимо предусмотреть такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание о чем-то рассказать. Вот что мы находим у К. Д. Ушинского:

«Лучшее начало учения состоит именно в том, чтобы привести в поря-док, уяснить то, что уже собрано в детскую голову; превратить безотчетное знание в сознательное и тем самым пробудить деятельность сознания и придать ребенку ту самостоятельность, при которой только учение становится полезным…» [3, 383]

«Воспитатель не должен забывать, что учение, лишенное всякого инте-реса и взятое только силою принуждения, хотя бы она черпалась из лучшего источника, — из любви к воспитателю, — убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет…» [5, 429]

Но общение возможно только с помощью общепонятных знаков, т. е. слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Следовательно, детям нужно дать образцы речи, или создать речевую среду. Это следующий фактор, способствующий развитию речи ребенка.

Постепенно накапливая в памяти материал слышимой речи, выделяя в этом материале слова, словообразовательные модели, словоформы, соотнося форму единиц языка с их повторяющимися значениями, ребенок запоминает аналогии форм и значений. Эти аналогии становятся для него правилами, разумеется, лишь в тех случаях, когда они регулярно воспроизводятся в сходных ситуациях дискурса. Накапливаясь, они и составляют систему правил языка, что служит основой языковой интуиции.

В школьной методике обучения фактор речевой среды «работает» при чтении и изучении художественной литературы, в соблюдении режима культуры речи, во влиянии образцовой речи учителя, в посещении театра, изучении фольклора. К. Д. Ушинскийдает по этому поводу интересные рекомендации:

«Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых по своей форме и, во-вторых, по своему содержанию. По форме – это животрепещущее проявление родного слова, вылетевшее прямо из живого, глубокого источника – вечно юной…души народа. Эти пословицы и поговорки, сами дыша жизнью, пробуждают к жизни и семена родного слова, всегда коренящиеся, хотя и бессознательно, в душе ребенка. По содержанию наши пословицы важны для первоначального обучения тем, что в них, как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со своими живописными особенностями…».[2, 567]

«…Поговорки, прибаутки и скороговорки, иногда лишенные смысла, я по-местил затем, чтобы выломать детский язык на русский лад и развить в детях чутье к звуковым красотам родного языка…». [2, 569]

«Загадки я помещал…для того, чтобы доставить уму ребенка полезные упражнения, дать повод к интересной и полезной классной беседе, которая закрепится в уме ребенка именно потому, что живописная и интересная для него загадка заляжет прочно в его памяти, увлекая с собой и все объяснения, к ней привязанные». [2,569]

Следующий фактор – речевая активность самого ребенка.

Чтобы научиться говорить, да еще хорошо и свободно, надо говорить, нужна огромная, разнообразная, инициативная, постоянная (без существенных перерывов) практика речи.

К условиям развитияактивности можно отнести:

— общую активность ребенка, его коммуникабельность, общительность, доброе расположение к близким людям, инициативность, стремление к лидерству в коллективе;

— умение преодолевать скованность, застенчивость;

— способность переходить от ситуативного диалога к монологу, к обду-манной спланированной речи.

Следует обратить внимание и на такой фактор, как изучение языковой теории. Этот фактор, в отличие от других,стал действовать сравнительно недавно: примерно с конца 18 века, ибо до этого времени, если и давались теоретические сведения, то в незначительном объеме.

Современный курс родного языка включает в себя изучение фонетики, графики, орфографии, морфемики, все более настойчиво вводится словообразование, давно изучаются морфология и синтаксис.

Как же влияет это изобилие на речевое развитие детей?

Во-первых, изучение теории и практики на ее основе развивает мышле-ние.

Мышление не может успешно развиваться без языкового материала. «…Развить в детях дар слова – значит почти то же самое, что развить в них логичность мышления…». [2,29]

В логическом, речевом мышлении важная роль принадлежит понятиям, в которых обобщены существенные признаки явлений. Понятия обозначаются словами. Значение слова помогает ребенку оперировать этим понятием, т. е. мыслить. Слова сочетаются в синтаксических структурах, позволяя выражать связи, отношения между понятиями. Мысль человека облекается в языковые формы, которые выработаны многовековым развитием языка. Правильные языковые структуры придают мысли четкость, строгую логику.

«…язык не есть что-либо отрешенное от мысли, а напротив – органиче-ское ее создание…так что тот, кто хочет развивать способность языка в ученике, должен развивать в нем прежде всего мыслящую способность…». [4,58]

Через язык мысль, порождаемая индивидуально, переходит в сферу обще-ния, становится достоянием социума. Язык и речь дают предпосылки для мысли, развития мышления каждого человека. Вот что по этому поводу можно найти в работах К. Д. Ушинского:

Читайте также:  Развитие ребенка на втором месяце рождения

«Дар слова главным образом опирается на логическую способность души человеческой, на способность ее отвлекаться от конкретных представлений и возводить эти конкретные представления в общие понятия, различать и комбинировать эти понятия, находить между ними сходные и различающиеся признаки, сливать их в одно общее суждение…». [2,29]

Во-вторых, изучение языковой теории всегда обращено к языковому ана-лизу образцовых текстов. Особенно важен в этом отношении анализ выбора слова, построения фразы, использования метафор, сравнений и т. д.

«Точное понимание слов и оборотов, употребленных писателем, с одной стороны, вводит дитя в более и более сознательное обладание его собствен-ных словесных богатств, а с другой – пополняет и исправляет эти богатства и дает, наконец, детям хорошие словесные привычки…».[2,702]

Завершая данную статью,нам хотелось бы еще раз обратиться к выдающемуся педагогу: «…Десятилетнее или одиннадцатилетнее дитя, поступив в заведение, прежде всего нуждается в том, чтобы его хоть немного приучили правильно глядеть на самые простые окружающие его предметы, правильно думать, правильно выражаться, сознательно читать и давать себе отчет в прочитанном, словом, чтобы его приготовили к учению…».[3,382]

На основании выше сказанного можно сделать следующий вывод.

В современных условиях, когда объем необходимых человеку и обществу знаний быстро возрастает, когда наука развивается ускоренными темпами,уже нельзя ограничиваться лишь усвоением определенной суммы знаний: важно развивать у учащихся потребность и умение постоянно пополнять свои знания и умения, ориентироваться в потоке информации. Одно из решающих условий решения этой задачи – хорошо развитая речь каждого члена общества, речь во всех ее видах (говорение, аудирование, чтение, письмо).

Литература

1. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 1. Вопросы воспитания. / Под ред. проф. В. Я. Струминского. – М., 1953.

2. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 2. Вопросы обучения. / Под ред. проф. В. Я. Струминского. – М., 1954.

3. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения. В 6 т. Т. 1. Объяснительная записка к проектам программ учебного курса. / Сост. С. Ф. Егоров. –М: Педагогика, 1954.

4. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 2., изд. АПН РСФСР, 1948.

5. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 10., изд. АПН РСФСР, 1950.

Источник

Мария Варопаева
Вопросы методики развития речи в работах К. Д. Ушинского

Константин Дмитриевич Ушинский — основоположник русской педагогики, педагог-мыслитель — был одним из первых, кто обратил серьезное внимание на дело народного образования и создал передовую для своего времени педагогическую систему. Кипучей деятельностью, неукротимой энергией и самой жизнью К. Д. Ушинский — образец преданности и бескорыстного служения благо-сродному делу образования родного народа. Нелегко было Ушинскому проводить в жизнь свои прогрессивные идеи в век произвола, крепостничества и реакции. Но глубокая вера в народ, в его творческие силы, любовь к родине помогали ему мужественно преодолевать все препятствия и стойко переносить гонения и травлю, чинимые со стороны официальных властей.

Действительно, прогрессивные идеи К. Д. Ушинского могли полностью осуществиться лишь в условиях социализма. Только социализм открыл все дороги к реализации богатейшего наследия великого русского педагога и ученого. Прогрессивные педагогические идеи К. Д. Ушинского не могли сложиться обособленно, ибо для него педагогика, как и любая наука, есть «изъяснение мира, исполненное жизнью». Он стремился всесторонне теоретически обосновать ее и определить связи педагогики основами многих наук — анатомии, физиологии, логики. Особенно большое значение придавал К. Д. Ушинский философскому обоснованию педагогической науки, ибо считал, что без философии «… нельзя определить цели воспитания и выработать правильное мировоззрение». «Пока в университетах наших, — с горечью писал он, — наше юношество на будет иметь возможности познакомиться с историческим ходом философского мышления, до тех пор мы не будем обезопасены от распространения в нашем обществе всевозможных нелепиц, выдающих себя за философские выводы». С другой стороны, философские взгляды для самого Ушинского — не самоцель: они педагогически целенаправленны.

В целом во взглядах Ушинского преобладают материалистическое решение многих, в основном узловых, вопросов философии, элементы диалектического подхода к ним. В его философских воззрениях отразилось в какой-то мера то сложное переплетение явлений общественной жизни, которое было характерно для России того времени. Так, с другой стороны, подъем передовой мысли, а с другой — жесточайшая реакция самодержавия» душившая все прогрессивное. В силу этого взгляды Ушинского не свободны от непоследовательности, заблуждений и ошибочных положений. Однако не они определяют главную направленность воззрений Ушинского.

Как для ранних, так и поздних трудов Ушинского характерен постоянный поиск, беспокойное и настойчивое стремление к постижению истины и обоснованному решению каждого вопроса. Это и сыграло, на наш взгляд, веяную роль в развитии философских взглядов Ушинского. Определенную роль в эволюции К. Д. Ушинского сыграл также журнал «Современник», под влиянием которого он пересмотрел, как полагают его современники и исследователи, некоторые свои взгляды. Весьма плодотворным надо считать и влияние эволюционной теории Ч. Дарвина, которую К. Д. Ушинский, как известно, горячо приветствовал и сторонником которой смело выступил. В эволюционной теории Ушинский выясняет, прежде всего, общефилософский смысл, подчеркивает материалистическое понимание Дарвиным процесса эволюции. Нельзя не отметить большое гражданское мужество Ушинского? когда он, в годы все усиливающейся реакции, не только выдвигал передовые педагогические идеи, но и приветствовал учение Ч. Дарвина, ратовал за широкое внедрение его в процесс обучения. Высоко оценивая педагогическое значение эволюционной теории, К. Д. Ушинский считал,что учение Дарвина заключает в себе глубокий нравственный смысл и сетовал: «Прискорбно видеть, что положительное тупоумие одних и лихорадочный бред других не позволяет идее Дарвина принести в области воспитания всей той пользы, которую она принести может». Преодолевая эти «тупоумные крики невежд», Ушинский при создании своих учебников широко использовал естественнонаучный материал. Впоследствии именно это явилось причиной запрета «Детского мира» как книги вредной и распространяющей «заразу» материализма.

Читайте также:  Развитие ребенка который не ползает в дальнейшем

В связи с этим уместно будет отметить, что в обширной литературе об Ушинском, содержится немало противоречивых оценок его философских взглядов. Эта противоречивость объясняется тем, что самим взглядам Ушинского характерна известная противоречивость и непоследовательность, что к оценке этих взглядов авторы подходили с разных классовых и методологических позиций. Некоторые исследователи рассматривают взгляды Ушинского не в развитии, а ограничиваются рамками того или иного конкретного периода его деятельности, перенося оценки этих взглядов, относящихся к данному периоду, на другие периоды и даже на все его творчество. Вот почему эта сторона наследия К. Д. Ушинского требует дальнейшего исследования.

В педагогической системе К. Д. Ушинского центральное место занимает учение о родном языке как основа в обучения и воспитания ребенка. Языку, его роли в формировании личности он придавал огромное значение. Родной язык, по Ушинскому, является хранилищем результатов познавательной деятельности многих поколений, сокровищницей всех знаний, «… лучшим, никогда не увядающим и вечно вновь распускающимся цветком всей духовной жизни народа». В нем отражается вся история народа, его нравственные и эстетические идеалы, его мысли и чувства, желания и надежды.

В языке он видел ту живую связь, которая соединяет прошлые, настоящие и будущие поколения в единое целое. Посредством языка народ закрепляет в истории и передает в наследие потомкам многовековой опыт своей трудовой и умственной деятельности, результата духовной жизни. Язык — явление историческое, способное к бесконечному развитию — К. Д. Ушинский подчеркивал исключительное образовательное и воспитательное значение языка, называя его величайшим народным наставником. В нем наиболее полно сохранились народная мудрость, многовековой общественный опыт. Отражая в представлениях и понятиях природу страны, историю народа, всю вообще объективную действительность, язык помощью своих форм передает учащимся большое количество реальных знаний. Осваивая его неисчерпаемые богатства, дети приобщаются к подлинной жизни народа.

Язык для К. Д. Ушинского, как и для нас сейчас, — могучее средство развития индивидуума. С его помощью ребенок добывает знания, развивает мышление, общается с людьми. Наряду трудовой деятельностью и другими факторами воспитания он способствует развитию умственных сил ребенка, формирует личность. Особенно К. Д. Ушинский подчеркивал роль языка, устного народного творчества, литературы в деле воспитания у детей чувства патриотизма, Яркое отражение эти взгляды великого педагога нашли в его классических учебниках «Детский мир» и «Родное олово». Широко использованные в них образцы народного словесного творчества, удачно подобранные отрывки из произведений выдающихся русских писателей, сочинения, написанные для них самим автором, обладали гражданской устремленностью, служили целям обучения и воспитания ребенка.

Указания К. Д. Ушинского о роли родного слова в развитии обучения и воспитания детой, о положительном нравственном влиянии его на человека остаются жизненными, действенными и в наши дни. В условиях острой идеологической борьбы. Когда на Западе все большее распространение получают «теории» дегуманизации современного общества, воспитание у учащихся любви и уважения к родному языку, великому. русскому языку и языкам других народов нашей страны и воспитание у них средствами родного языка высоких нравственных качеств имеет большое значение.

К. Д. Ушинский большое внимание уделял содержанию и методике первоначального обучения родному языку в школе, подвергнув суровой критике схоластику и догматизм, господствовавший в школе того времени и разработал систему обучения родному языку в начальной школе, дал ей научное психолого-педагогическое обоснование. Родной язык он считал центральным учебным предметом и основой всех общеобразовательных предметов в начальной школе. Обучение родному языку должно развивать у детей дар олова, прививать сознательное овладение его формами, умение правильно пользоваться им, обеспечить усвоение грамматических законов, т. е. логика языка.

К. Д. Ушинский научно разработал методику развития речи детей. Рассуждая о связи языка в мышления, он исходил из того, что они образуют единство, поэтому развитие речи тесно связывал с умственным воспитанием ребенка. Развивать у детей — дар слова, подчеркивал он, значит то же самое, что развивать у них логичность мышления. Усваивая родной язык, ребенок усваивает на только слова, их формы, сочетания, но и понятия о предметах, явлениях действительности, логику мышления.

К. Д. Ушинский страстно боролся с формализмом в обучении родному языку. Развивать речь отдельно от мысли, считал он, невозможно, а преимущественно перед мыслью — вредно. Отсутствие реального содержания в речи, равно как и увлечение одной лишь формой передачи мысли, приводит к формализму, а формализм в развитии языка и в развитии мысли при обучении языку одинаково вреден, мешая воспитанию правильного мышления у учащегося. Согласно К. Д. Ушинскому, развитию речи учеников в значительной степени способствует вдумчиво подобранный дидактический материал. Вот почему в одни учебники он включал такие материалы, которые обеспечивали бы всестороннее развитие мысли и речи детей: сказки, басни, загадки, пословицы, поговорки, которые своей формой и содержанием возбуждают мысль учащихся, заставляют их размышлять, делать выводы.

Прекрасным материалом для развития речи и мысли являются образы, непосредственно воспринятые из внешнего мира. В связи с этим К. Д. Ушинский выступал горячим сторонником наглядности в обучении. Детей, говорил он, надо учить наблюдать, сравнивать, сопоставлять и группировать предметы. Необходимо давать им упражнения, возбуждающие мысль и порождающие выражение этой мысли в речи. Умение правильно наблюдать, сопоставлять и получать полные и яркие образы о предметах окружающей среды обеспечит сознательное усвоение знаний. Эти взгляды К. Д. Ушинского сохраняют актуальность и сейчас.

Вопросы методики развития речи в работах К. Д. Ушинского

Источник