Уровень умственного развития ребенка в сотрудничестве со взрослым

В.В. Давыдов показал возможность развития этих операций значительно раньше при соответствующем обучении с помощью мерок.

Э. Торндайк, Дж. Уотсон и др. отождествляют обучение и развитие, которые совершаются параллельно, т. е. каждый шаг в обучении соответствует шагу в развитии. Л.С. Выготский, критикуя такую позицию, писал, что развитие ребенка никогда не следует как тень за отбрасывающим его предметом, за школьным обучением.

Дж. Брунер считает, что обучение не зависит от развития. Поэтому каждому ребенку на любой стадии развития можно преподать любой предмет. Все зависит от методики обучения. Правда, Дж. Брунер не всегда последователен. В ряде высказываний он утверждает, что обучение ведет за собой развитие.

Л.В. Занков в своей теории основывается на том, что обучение должно вести за собой развитие. Л.С. Выготский подчеркивал ведущую роль обучения и воспитания в развитии личности ребенка, утверждал, что обучение всегда должно идти впереди развития. Но насколько впереди?

1.11

Вопрос. Какие два уровня развития детей выделяет Л.С. Выготский?

Ответ. Советский психолог выделил следующие этапы.

Уровень актуального развития. Это особенности психических функций, сложившиеся на сегодняшний день. Это достижения, имеющиеся к моменту обучения.

Зона ближайшего развития. То, что ребенок может сделать в условиях сотрудничества со взрослым, под его непосредственным руководством. Это разница между тем, что ребенок может сделать сам, и что – при помощи взрослого. Учителю виден завтрашний день развития воспитанника, его ближайшие возможности: то, что вчера он делал со взрослым, завтра сможет выполнять сам.

Вопрос. Каковы основные признаки понятия зоны ближайшего развития в культурно-исторической теории Л.С. Выготского?

Ответ. Выделяют следующие признаки:

● появление нового всегда основывается на пройденных циклах развития, на его актуальном уровне;

● понятие «зона ближайшего развития» как следствие закона развития высших психических функций опирается на опосредованный характер их развития, на гипотезу о системном и смысловом строении сознания, на закон гетерохронности;

● зона ближайшего развития в сотрудничестве со взрослыми связана с приобретением вспомогательных культурных средств;

● зона ближайшего развития напрямую связана с процессом обучения и умственного развития;

● зона ближайшего развития может служить средством диагностики и прогнозирования развития ребенка. Она показывает меру зрелости психических процессов. Если зона актуального развития показывает, что ребенок может, то зона ближайшего развития прогнозирует его возможности в обучении.

1.13

Ситуация. Зона ближайшего развития у разных детей может быть различной. Так, у Пети она более узкая, а у Коли – шире.

Кому из детей помощь взрослого необходима больше?

Решение. Петя особенно нуждается в помощи разного характера при выполнении заданий. Так, если Коле для понимания смысла рассказа достаточно обычного чтения, то Пете необходимо рассказ персонифицировать, а может быть, и использовать драматизированную форму предъявления текста рассказа. Можно предположить, что у Коли уровень развития интеллекта выше.

Таким образом, зона ближайшего развития может служить средством диагностики развития. Чем меньше помощи требуется и чем быстрее ребенок начинает пользоваться способами решения заданий, предложенных взрослым, тем прогноз благоприятнее.

Процесс индивидуального развития предопределяется как созреванием структур высшей нервной деятельности, так и обучением.

1.14

Ситуация. Витю мама определила учиться в престижную школу с более сложной программой, чем в обычных школах, считая, что если получать образование, то только хорошее. Но ожидания мамы не оправдались: сын стал приносить из школы низкие оценки. Мама стала обвинять мальчика в нежелании учиться.

Права ли мама в своих действиях? Каковы могут быть причины слабой успеваемости Вити?

Решение. Мама не права. Она неправильно поступила при выборе школы, где программа сложнее. «Вина» Вити в том, что взрослые (мама и учитель) неправильно определили пространство его сегодняшних возможностей, не учли зоны ближайшего развития Вити на сегодняшний момент.

Источник

Картинка взята с сайта smartprogress.do

Выдающийся отечественный педагог, психолог, дефектолог Л.С. Выготский показал, что реальное соотношение умственного развития к возможностям обучения может быть выявлено с помощью определения уровня актуального развития ребенка и его зоны ближайшего развития. Обучение, создавая последнюю, ведет за собой развитие; и только то обучение действенно, которое идет впереди развития.

Зона актуального развития – это психические функции, умения и навыки ребенка, которые уже сформировались, созрели, причем ребенок выполняет задачи, связанные с этими умениями и навыками без помощи взрослых.

Зона ближайшего развития –это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребенок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками).

Зона ближайшего развития – следствие становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта.

В зоне ближайшего развития решаются задачи, которые ребенок самостоятельно выполняет еще неуверенно и ему требуется помощь. Те задачи, которые дети делают сегодня с нашей помощью – завтра будут делать сами, это уже станет актуальным развитием. Иными словами, когда умение переходит в зону актуального развития, оно открывает для малыша новые возможности, поскольку освоенные действия являются опорой для дальнейшего развития. И наоборот.

Зона ближайшего развития (ЗБР) свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. «Обучение только тогда хорошо,– писал Л.С. Выготский, – когда оно идет впереди развития». Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития.

Обучение может ориентироваться на уже пройденные циклы развития – это низший порог обучения, но оно может ориентироваться на еще не созревшие функции, на ЗБР, – это высший порог обучения; между этими порогами и находится оптимальный период обучения.

ЗБР дает представление о внутреннем состоянии, потенциальных возможностях развития ребенка и на этой основе позволяет дать обоснованный прогноз и практические рекомендации об оптимальных сроках обучения как для массы детей, так и для каждого отдельного ребенка.

Воспитание и обучение, ориентируясь на «зону ближайшего развития», идет впереди сегодняшнего уровня развития и продвигает развитие ребенка.

Здесь, уважаемые читатели, мы должны понимать, что требования к ребёнку не должны завышаться. Ребёнок не может «прыгнуть выше головы». Вы должны трезво оценивать возможности своего ребёнка и не перегружать его. Иначе, можете спровоцировать негативизм, снижение мотивации, работоспособности и даже развитие проблем со здоровьем.

Зона ближайшего развития – это промежуточный этап в развитии ребенка, лежащий между зонами актуального и недоступного. Его можно определить и как потенциальный уровень развития малыша, при этом у каждого ребенка он будет свой, неповторимый.

Продуктивное сотрудничество со взрослым помогает перевести задачу из зоны ближайшего развития в зону актуального.

Понравилась статья? Не забывайте ставить лайки и подписываться на мой канал. Здесь вы найдёте много интересное о развитии и воспитании детей. Ваша Виктория.

Источник

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ОПТИМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ ЧЕРЕЗ ОТНОШЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ РЕБЕНКОМ И ВЗРОСЛЫМ

АНДРЕЕВА И.Ю. , воспитатель МБДОУ

детского сада компенсирующего вида № 81 г.Ангарска

Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет  высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует  поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу. Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. На современном этапе развития происходят изменения в образовательных  процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей,  коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер.   Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Именно личностно-ориентированные технологии, имеющие гуманистическую направленность, обращённость к человеку, гуманистические нормы и идеалы, наиболее соответствуют индивидуальным особенностям каждого ребёнка. Именно личностно – ориентированный подход обеспечивает наилучшие результаты развития детей с особыми образовательными потребностями . Ключевой позицией обновления дошкольного специального образования является создание условий для системного развития возможностей «проблемного» ребёнка  в целях обогащения его социального опыта.

 Работа МБДОУ детского сада компенсирующего вида № 81 строится в соответствии с образовательной программой учреждения (далее – Программа), имеющей в своей основе программу коррекционно-развивающего обучения и воспитания Екжановой Е. А., Стребелевой Е. А.. Программа базируется на личностно-ориентированном подходе к ребёнку и его семье.

 Программой определены три блока задач. Коррекционный блок задач направлен на формирование способов усвоения умственно отсталыми дошкольниками социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности; а так же на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребёнка. Наиболее значимым в коррекционной работе, как подчёркивают авторы программы, является формирование у детей способов ориентировки в окружающей действительности (метод проб, практическое примеривание, зрительная ориентировка), которые служат средством становления  у них целостной системы знаний, умений и навыков. Блок образовательных задач направлен на развитие познавательной активности. Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов социализации и автономии ребёнка и его семьи, на становление нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника.

 Поиск более гибких и эффективных форм воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта вывел на применение в работе технологии сотрудничества Ш. А. Амонашвили и технологии М. Монтессори.

Сотрудничество предполагает равную заинтересованность и педагога, и ребёнка в их общей деятельности, совместное участие в ней. Наша позиция при этом заключается в том, чтобы понимая и уважая интерес воспитанника  к определённой деятельности, поддерживать и развивать этот интерес своим активным участием. Наша задача —  деликатно помогать ребёнку тогда, когда ему действительно требуется помощь, предоставляя свободу в выполнении этой деятельности и принятии решений внутри её.

 Сотрудничество исключает любые формы давления со стороны педагога, в том числе требование, чтобы ребёнок действовал строго по образцу. Правила выполнения деятельности, в том числе образцы, разумеется, вводит педагог. Однако сотрудничество предполагает, что ребёнок хорошо понимает и соглашается с тем, что способ действия, предложенный нами, наиболее эффективен. Если же ребёнок, тем не менее, хочет попробовать собственный путь, воспитатель, стоящий на позиции сотрудничества, всячески поддерживает это стремление. Вместе с воспитанником  мы опробуем предложенное решение, а затем обсуждаем с ним полученные результаты.

 Наиболее ярким примером сотрудничества является работа педагога в зоне ближайшего развития ребёнка. То, что сегодня ребёнок делает в сотрудничестве со взрослым, завтра он будет делать самостоятельно. Используются те процессы, которые находятся в становлении, а не только те результаты развития, которые уже достигнуты.

 Общий уровень и направление развития воспитанника мы можем правильно оценить только в свете его перспектив. При этом , чем больше мы общаемся с ребёнком, вместе рисуем, играем, читаем, тем больше мы расширяем зону его ближайшего развития, а значит и перспективы развития. Для каждого воспитанника  условия оптимального развития определяются индивидуально. Мы учитываем, что у каждого ребёнка свои интересы, свои способности и склонности. У разных детей разный исходный уровень развития в каждой конкретной области.

 Коррекция поведения ребёнка проводится нами с помощью позитивных сообщений: когда ты…; может случиться, что…; лучше.

Преломляя технологию сотрудничества на дошкольников с особыми образовательными потребностями, мы ориентируемся в первую очередь на личностные, индивидуальные, возрастные особенности ребёнка. Ребёнок с легкой умственной отсталостью, как и любой человек, нуждается в одобрении и поддержке своих маленьких начинаний и свершений. Ему неоткуда ждать понимания и похвалы, кроме как от взрослого. Такому ребёнку необходимо знать и чувствовать, что взрослый готов всегда ему помочь, поддержать, защитить. Наряду с этой потребностью в доброжелательном внимании появляется потребность во взрослом как в интересном партнёре по совместным делам.

Для полноценного развития дошкольнику совершенно необходимо, чтобы его любили, уважали, и предоставляли неограниченные возможности для движения, изучения окружающего мира и приобретения опыта. Это в полной мере обеспечивает технология М. Монтессори.

Технология М. Монтессори, применяемая нами в работе с умственно- отсталыми дошкольниками, обеспечивает развитие личностно- ориентированного взаимодействия взрослого с ребёнком, а так же развитие ребёнка на основе предоставления условий для саморазвития.                              Основная задача педагога – создать среду, подходящую для свободного и полноценного развития воспитанника. Среда должна давать детям возможность выбора и самостоятельной деятельности.

Применяя технологию М. Монтессори  в своей работе, мы решаем задачи содействия развитию: концентрации внимания, произвольных движений, сенсорной сферы, речи, элементарных количественных представлений, представлений об окружающем мире, способности делать выбор, принимать решения и нести за них ответственность.

Мы опираемся на пять принципов  Монтессори – педагогики:

  1. Содействие естественному развитию;
  2. Взаимодействие с « подготовленной средой»;
  3. Свободы выбора в « подготовленной среде»;
  4. Индивидуальной активности в учении;
  5. Предметности в учении.

Принцип содействия естественному развитию. Содействие процессу саморазвития ребёнка строится педагогом на основе знаний объективных законов детского развития и наблюдения за конкретным ребёнком.

Принцип взаимодействия с « подготовленной средой». Развитие ребёнка осуществляется в процессе взаимодействия со специально созданной развивающей предметно-пространственной средой.

Принцип свободы выбора в «подготовленной среде». Свобода выбора деятельности подразумевает постепенное овладение рациональными способами действия с выбранным материалом. Способ рациональной деятельности показывает педагог. Педагог оказывает ребёнку помощь  в нужный момент.

Принцип индивидуальной активности в учении предусматривает мотивационную, двигательную, речевую и познавательную  активность.

Принцип предметности в учении . Опора на самостоятельную деятельность с материалами автодидактического характера.

Работая в русле технологии М. Монтессори,  педагог становится партнёром, старшим товарищем ребёнка, готовым в нужный момент оказать необходимую помощь. Он доброжелательно и ненавязчиво руководит ребёнком, становясь посредником между ним и развивающей средой. Мы  находимся рядом с ребёнком, внимательно наблюдая, обгоняя в случае необходимости на шаг и предоставляя свою помощь и руководство, или же отступая на шаг назад и давая ребёнку возможность полностью насладиться самостоятельной деятельностью.

Функции педагога: посредническая, руководящая, обучающая, организующая, диагностическая, защитная.

В работе с нашими воспитанниками мы используем выделенные     М. Г. Сороковой  методы.

  1. Наблюдение за ребёнком и оказание ему помощи в нужный момент. Эта помощь может состоять в повторном показе способа деятельности с материалом или же его отдельных элементов, в организации уборки материала, в кратком пояснении и во введении новых терминов, в выборе материала, в ответах на вопрос ребёнка или в разрешении конфликтных ситуаций и т.д. Важно, чтобы помощь предоставлялась лишь в необходимом объёме;
  2. Показ способа рациональной деятельности с материалом и способа контроля ошибок;
  3. Тактичное предложение материала с ориентацией на зону ближайшего развития и актуальный интерес ребёнка;
  4.  Поддержание порядка и рабочей атмосферы в «подготовленной среде». Поддержание дисциплины и спокойствия;
  5. Отдельные упражнения со всей группой: «беседы в кругу», «ходьба по линии», « упражнения в тишине».

Для организации упражнений со всей группой в режиме дня выделен утренний отрезок времени. Индивидуальные упражнения возможны в свободное от режимных моментов время.

 В результате проводимой работы удалось повысить самостоятельность детей, сформировать способы усвоения социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности, активизировать познавательный интерес дошкольников с легкой умственной отсталостью, создать комфортные условия для компенсаторного становления психики и деятельности детей с особыми образовательными потребностями.

Литература:

  1. Монтессори, М.Помоги мне сделать это самому. /сост. М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов.  — М.: Изд. дом «Карапуз», 2004.- 272с.
  2. Хилтунен, Е.А. Дети Монтессори : книга для педагогов и родителей/Е. А. Хилтунен. —  М.: Астрель: АСТ, 2008. – 399с.
  3. Екжанова, Е. А., Стребелева, Е. А.Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта./Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева — М.:Просвещение, 2005.-272с.
  4. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии DOC. Учебное пособие/под ред. Д.Г. Сорокова — М.: Московский педагогический университет. 1998.-318с.

Источник