Уровень развития ребенка по фэмп

Уровень развития ребенка по фэмп thumbnail

Воспитатель Алексеева Н.В.

  1. Количество и счёт

Старшая группа

«Подбери игрушку»

Цель: упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное количество игрушек.

Содержание. В. объясняет детям, что они будут учиться отсчитывать столько  игрушек, сколько он скажет. По очереди вызывает детей и дает им задание принести определенное число игрушек и поставить на тот или иной стол. Другим детям поручает проверить, верно, ли выполнено задание, а для этого сосчитать игрушки, например: «Сережа, принеси 3 пирамидки и поставь на этот стол. Витя, проверь, сколько пирамидок принес Сережа». В результате на одном столе оказывается 2 игрушки, на втором-3, на третьем-4, на четвертом-5. Затем детям предлагается отсчитать определенное число игрушек и поставить на тот стол, где столько же таких игрушек, так, чтобы было видно, что их поровну. Выполнив задание, ребенок рассказывает, что сделал. Другой ребенок проверяет, верно ли выполнено задание.

«Матрешки»

Цель: упражнять в порядковом счете» развивать внимание, память.

Материал. Цветные косынки (красны, желтая, зеленая: синяя и т. д. , от 6 до 10 штук.

Содержание. Выбирается водящий. Дети повязывают косынки и становятся в ряд-это матрешки. Они пересчитываются вслух по порядку: «Первая, вторая, третья» и т. д. Водящий запоминает, на каком месте стоит каждая матрешками выходит за дверь. В это время две матрешки меняются местами. Водящий входит и говорит, что изменилось, например: «Красная матрешка была пятой, а стала второй, а вторая матрешка стада пятой». Иногда матрешки могут оставаться на своих местах. Игра повторяется несколько раз.

  «Назови «соседей» числа»

Цель: Учить называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10

Материалы: Карточки с изображением кругов (от 1 до 10), наборы из 10 карточек с кругами (от 1 до 10).

Ход: У каждого ребенка карточка с изображением кругов (от 1 до 10) и набор из 10 карточек с кругами (от 1 до 10).

Воспитатель объясняет детям: «У каждого числа есть два соседа-числа: младшее меньше на один, оно стоит впереди и называется предыдущим числом; старшее больше на один, оно стоит впереди и называется последующим числом. Рассмотрите свои карточки и определите соседей своего числа».

Дети находят предыдущее и последующие числа к изображенному на карточке числу кругов и закрывают пустые квадраты карточкой с определенным количеством кругов.

После выполнения задания дети объясняют: какое число предыдущее и последующее к обозначенному числу у низ на карточке и почему эти числа стали соседями.

  1. Величина

 Старшая группа

«Сложи дощечки»

Цель: упражнять в умении строить последовательный ряд по ширине, упорядочивать ряд в 2-х направлениях: по убыванию и возрастанию.

Материал. 10 дощечек разной ширины от 1 до 10 см. Можно использовать картонки.

Содержание. Участвующие делятся на 2 группы. Каждая подгруппа получает набор дощечек. Оба набора помещаются на 2 столах. Дети двух подгрупп сидят на стульях с одной стороны стола. С другой сторон столов расставляются свободные скамейки. Обе подгруппы детей должны выстроить дощечки в ряд (одна по убывающей ширине, другая по возрастающей). По очереди один ребенок подходит к столу и ставит в ряд 1 дощечку. При выполнении задания исключаются пробы и перемещения. Затем дети сравнивают. Определяют, какая подгруппа справилась с заданием правильно.

 «Новогодние елочки»

Цель: учить детей пользоваться меркой для определения высоты (одного из параметров высоты).

Материал. 5 наборов: в каждом наборе 5 елочек высотой 5, 10, 15, 20, 25 см. (елки могут быть изготовлены их картона на подставках). Узкие картонные полоски той же длины.

Содержание. В. собирает детей полукругом и говорит: «Дети, приближается Новый год, и всем нужны елочки. Мы будем играть так: наша группа поедет в лес, и каждый найдет там елочку,  по мерке. Я вам раздам мерки, и вы будете подбирать елочки нужной высоты. Кто найдет такую елочку, подойдет ко мне с елочкой и меркой и покажет, как измерил свою елочку. Мерить надо, поставив мерку рядом с елочкой, чтобы низ у них совпадал, если верх тоже совпадает, значит вы нашли нужную елку (показывает прием измерения)». Дети едут в лес, где на нескольких столиках вперемешку стоят разные елочки. Каждый подбирает нужную ему елочку. Если ребенок ошибся, то он возвращается в лес и подбирает нужную елочку. В заключение обыгрывается поездка по городу и доставка елок по местам.

  1. Масса

Подготовительная группа

«Что тяжелее»

Цель: обучение умению сравнивать предметы по тяжести

Материалы: два одинаковых ведерка и коробочка с морской галькой(пуговицами)

Способ выполнения: педагог организует беседу:

— Как вы думаете , какое ведерко тяжелее: где много камешков или где мало? Возьмите оба ведерка в руки. Какое из них тяжелее?

— Что надо сделать чтобы ведерки стали стали одинаковыми по тяжести? ( Либо убрать камешки из того ведерка , где много, либо добавить в то где мало.)

Педагог обсуждает с детьми оба варианта и предлагает на практике убедиться , что оба -подходят, нов первом случае оба ведерка станут легче, а во втором- тяжелее. Тяжесть ведерка дети прикидывают на руках., самостоятельно определяя ,где тяжелее.

Вариант 1Эти упражнения можно провести с водой . Воду можно наливать в ведерко кружкой , чтобы ребенок сам отмеривал количество воды для получения более тяжелого и более легкого ведерка.

Вариант 2. Можно предложить продумать , как сделать ведерки одинаковыми по тяжести. Если ребенок догадается, что нужно наливать воду по очереди в каждое ведерко( кружку- в одно, кружку- в другое ). То он сможет самостоятельно сделать выводы: надо наливать в них одинаковое количество кружек воды, тогда ведерки будут одинаковыми по тяжести.

 « Узнай где больше»

Цель: обучение оценке массы визуального и с помощью мерки.

Материалы: стеклянные банки, картонный пакет из-под сока, стакан, вода

Ход: педагог оказывает пол- литровую банку с водой и картонный пакет из-под сока с водой.

-Кто может сказать, сколько стаканов воды в этой банке? В этом пакете?

Педагог подводит  детей к выводу  о том, что легче высказывать предположение, если  вода налита в прозрачный сосуд, но на «глаз» трудно определить точно.

Затем желающие измеряют воду в обоих сосудах, используя стакан. Педагог снова обращает внимание детей на технику отмеривания : воду надо наливать одинаково — «по край»

Старшая группа

«Назови свой автобус»

Цель: упражнять в различении круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, находить одинаковые по форме фигуры, отличающиеся цветом и размером,

Содержание.  В.  ставит на некотором расстоянии друг от друга 4 стула, к которым прикреплены модели треугольника, прямоугольника и т. д. (марки автобусов). Дети садятся в автобусы (становится в 3 колонны за стульями Педагог-кондуктор раздает им билеты. На каждом билете такая же фигура как на автобусе. На сигнал «Остановка!» дети идут гулять, а педагог меняет модели местами. На сигнал «В автобус» дети находят сбои автобус и становятся друг за другом. Игру повторяют 2-3 раза.

Подготовительная группа

«Мастерим геометрические фигуры»

Цель: Развивать умение конструировать геометрические фигуры по словесному описанию и перечислению характерных свойств.

Материалы: наборы счетных палочек, веревочки (шнурки)

Ход: Воспитатель читает стихи, а дети делают геометрические фигуры из веревочек и счетных палочек.

Жили-были два брата:

Треугольник с квадратом.

Старший – квадратный,

Добродушный, приятный.

Младший – треугольный,

Вечно недовольный.

Тот кричит ему:

— Смотри, ты полней меня и шире,

У меня углов лишь три,

У тебя же их четыре.

Дети из счетных палочек моделируют квадраты и треугольники, затем называют фигуры.

Но настала ночь, и к брату,

Натыкаясь на углы,

Младший лезет воровато

Срезать старшему углы.

Уходя, сказал:

— Приятных, Я желаю тебе снов!

Спать ложился ты квадратом,

А проснешься без углов!

Воспитатель уточняет у детей, какая фигура получится, если у квадрата срезать углы. (Круг). Дети делают круги из веревочек.

Но наутро младший брат

Страшной мести был не рад.

Поглядел – нет квадрата.

Онемел… Стоит без слов..

Вот так месть. Теперь у брата

Восемь новеньких углов!

Дети составляют восьмиугольник. Затем называют все сделанные геометрические фигуры.

  1. Арифметические задачи
Читайте также:  Умственное развитие ребенка в младшей школе

Подготовительная группа

«Найди свой вагон»

Цели: развивать умение применять знания в действии, обдумывать, контролировать, устранять ошибки; познакомить детей с действием сложения, со знаком «+», обозначающими это действие; закрепить порядковый счет, умение находить место цифры в ряду, понимать вопрос (Какой по счету?); показать принцип образования натурального ряда чисел: в результате увеличения на 1 получается число, то есть последующее.

Материалы: карточки с примерами, макеты вагонов.

Содержание: детям дают карточки в виде примеров: 2+1; 3+1; 4+1; кроме 1+1. Они делятся на две команды по 10 человек, им предлагается по гудку паровоза отправиться в Страну знаний. Нужно обежать «змейкой» цветные прямоугольники с цифрами (вагоны), выложенные в ряд на полу, и, решив свой пример, найти номер своего вагона, встать в него. Когда дети обеих команд найдут свои вагоны, педагог просит назвать его номер и проверяет правильность решения примера, подводит детей к выводу, что каждое последующее число больше предыдущего на единицу. Дети осуществляют порядковый счет.

Вопрос: вагон с каким номером остался без пассажира?

Движение: бег «змейкой» между предметами.

Правила: детям нужно быть внимательными при нахождении номера вагона, знать, что каждое последующее число увеличивается на единицу. При беге не задевать детей, вставших на свое место, работать быстро; счет осуществлять последовательно, отвечая на вопрос: «Какой по счету синий вагон?» и т.д. При последовательном пересчете друг за другом уметь на слух определить, номер какого вагона не был произнесен. Если дети не догадались, счет повторить.

Старшая группа

Цепочка примеров

Цель: упражнять в умении производить арифметические действия

Ход игры: взрослый бросает мяч ребёнку и называет простой арифметический, например 3+2. Ребёнок ловит мяч, даёт ответ и бросает мяч обратно и т.д.

 «Примеров много, ответ один».

Цели:

Закрепить состав числа в пределах 10.

Учить детей раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее.

Учить детей составлять арифметические задачи на сложение и вычитание.

Игровой материал: игровое поле, 2 набора карточек с цифрами (большого и маленького размера).

Варианты заданий:

1.Взрослый выкладывает на середину поля большую карточку с цифрой (например 8) и спрашивает:

-Ваня как можно составить число восемь из двух других чисел? (Ребёнок должен положить в пустые кружочки с двух сторон маленькие карточки с цифрами так, чтобы в сумме получилось число 8.

-А как Оля образует число восемь? и т.д.

2.Решать арифметические задачи используя картинки и карточки с цифрами. Например: на пустые кружочки кладутся карточки с цифрами 4 и 3 напротив друг друга. Взрослый говорит условия задачи:

— Под кустом сидели 4 улитки к ним приползли ещё 3 улитки. Сколько улиток спряталось под кустом? (Ребёнок должен сосчитать и положить в середину игрового поля большую карточку с цифрой). Аналогично можно составлять задачи на вычитание.

3.Можно предложить ребёнку самому придумывать задачи.

  1. Пространственные представления

Старшая группа

«Расскажи про свой узор»

Цель: учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу.

Содержание. У каждого ребенка картинка (коврик с узором). Дети должны рассказать, как расположены элементы узора: в правом верхнем углу — круг, в левом верхнем углу – квадрат. В левом нижнем углу — овал, в правом нижнем углу — прямоугольник, в середине — круг. Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине большой круг — от него отходят лучи, в каждом углу цветы. Вверху и внизу-волнистые линии, справа и слева — по одной волнистой линии с листочками и т. д.

Подготовительная группа

«Поможем Элли вернуться домой»

Задачи: Закреплять умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление движения объектов, отражать в речи их пространственное положение

Материалы: Альбомный лист с изображением плана, конверты с заданиями.

Ход: Воспитатель напоминает детям отрывок из сказки, в котором девочка Элли с другом Тотошкой после урагана попала в другую страну. Воспитатель предлагает детям помочь ей вернуться домой. Вместе с детьми он рассматривает план возращения домой:

3        4

      5

1        2

Взрослый обращает внимание детей на то, что путь Элли обозначен на плане цифрами, а в группе – конвертами с заданиями. Дети находят на плане цифру 1, а в группе – конверт с цифрой 1(В котором размещен текст с заданием на счет).

Затем предлагает найти на плане цифру 2 и определить, в каком направлении надо нарисовать стрелку (слева направо из нижнего левого угла в нижний правый угол). Дети находят в группе конверт с цифрой 2 (с заданием).

Аналогично дети находят конверты с цифрами 3, 4 и 5 рисуют стрелки и выполнют задания последовательно.

 «Рисуем дорожку к участку»

Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и схем.

Материалы: листы бумаги с изображением плана территории

Ход: у детей листы бумаги с изображением плана территории дсада (здание и участок дсада).

Воспитатель предлагает детям помочь Петрушке найти дорогу к участку и дает указания:

— придумайте, как мы будем обозначать направления движения. (Прямой линией со стрелкой)

— положите треугольник посередине листа

— проведите прямую линию со стрелкой от прямоугольника до треугольника.

— положите круг посередине одной из боковых сторон листа (участок другой группы)

Проведите прямую линию со стрелкой от треугольника до круга.

— уточните дальнейшее направление движения до участка

— проведите прямую линию со стрелкой от круга к участку.

Затем дети по очереди рассказывают о направлении движения от дсада до участка, используя пространственные понятия.

 «Линии и точки»

Цель: Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

развивать внимание, мыслительные операции, воображение.

Материалы: тетрадные листы в крупную клетку, цветные карандаши.

Ход игры:Воспитатель раздает листы в клетку и карандаши и просит детей украсить «коврики для гномов». Затем на доске цветным мелом проводит линии слева направо и сверху вниз, называя их направление, и уточняет: Что образуют линии (клеточки). Клеточки помогают расположить рисунок ровно. В центре клеточки и на пересечении линий можно поставить точки. (Показывает несколько вариантов) А теперь давайте украсим коврики для гномов с помощью цветных линий, клеточек и точек.

  1. Время

Старшая группа

«Вчера, сегодня, завтра»

Цель: в игровой форме упражнять в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра».

Содержание. По углам игровой комнаты мелом рисуют три домика. Это «вчера», «сегодня», «завтра». В каждом домике по одной плоской модели, отражающей конкретное временное понятие.

Ход: Дети, идут по кругу, читают при этом четверостишие из знакомого стихотворения. По окончании останавливаются, а воспитатель громко говорит: «Да, да, да, это было … вчера!» Дети бегут к домику под названием «вчера». Затем возвращаются в круг, игра продолжается.

«Части суток»

Цель: упражнять детей в различении частей суток.

Материал: картинки: утро, день, вечер, ночь.

Содержание. Воспитатель  чертит на полу 4 больших домика, каждый из которых соответствует одной части суток. Позади каждого домика закрепляется соответствующая картинка. Дети выстраиваются в шеренгу лицом к домикам. Воспитатель читает соответствующий отрывок, из  какого — либо стихотворения, а затем подает сигнал, Отрывок должен характеризовать часть суток, тогда игра будет проходить занимательнее и интереснее.

  1.Утром мы во двор идем,    

     Листья сыплются дождем,         

     Под ногами шелестят,                 

      И летят, летят, летят…                                                                         

2.Случится в солнечный денек         

   Ты в лес уйдешь поглуше

    Присядь попробуй на пенек        

    Не торопись… Послушай…                          

   3.Вот уж вечер.                                                      

   Роса.

   Блестит на крапиве.                                        

Читайте также:  Условия для сенсорного развития ребенка с овз

   Я стою на дороге,                

    Прислонившись к иве…                                                                                

4.Плакали ночью желтые клены:                                                    

    Вспомнили клены,                                  

    Как были зелены…

  Подготовительная группа

«Назови скорей»

Цель: формирование знании о днях недели.

Содержание. Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий. Он бросает мяч кому-либо из детей и говорит: «Какой день недели перед четвергом? Ребенок, поймавший мяч, отвечает «Среда». Теперь он становится ведущим и задает вопрос: «Какой день недели был вчера?» (Назови дни недели после вторника. Назови день недели между средой и пятницей).

Источник

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«КАМЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Контрольная работа по дисциплине «Методика математического развития детей».

Вариант № 9.

«Количество» (сравнение множеств по количеству в дочисловой период путем соотнесения «один к одному» способами наложения и приложения) во 2-й младшей группе.

Выполнил: Трофименкова Н. Н.,

студентка группы ДОШ-17

программа «Дошкольное образование»

Проверил: Столярова Е.М., преподаватель

высшей квалификационной категории

г. Каменск-Шахтинский

2017 г.

  1. Анализ раздела «Формирование элементарных математических представлений» основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр., и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 368 с.

Программа «От рождения до школы» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ.

Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой является инновационным образовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.

Цель программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Содержание программы «От рождения до школы»

* занятия по ФЭМП проводятся, начиная с 1-й младшей группы.

* обучение ведется по следующим разделам:

  • «Количество»

  • «Величина»

  • «Форма»

  • «Ориентировка в пространстве»

  • «Ориентировка во времени»

*таблица «Занятия по математике»:

Группа

Возраст детей

Количество занятий в неделю

Количество занятий в году

Длительность занятий

1-я младшая

2-3 года

1

36 ч

10 мин.

2-я младшая

3-4 года

1

36 ч

15 мин.

Средняя

4-5 лет

1

36 ч

20 мин.

Старшая

5-6 лет

1

36 ч

25мин.

Подготов-ная

6-7 лет

2

72 ч

30мин.

  1. Выявить задачи по математическому развитию по всем группам по разделу «Количество».

2-я младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Количество и счет

1.Развивать умение видеть общий признак предмета группы.

2.Учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные.

3.Сравнивать две равные (неравные) группы предметов. Познакомить с приемами последовательного наложения предметов.

4. Учить составлять

равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета либо убавления.

1.Учить уравнивать неравные группы двумя способами (добавляя-убирая)

2.Дать детям представление о том, что множество может состоять из разных по качеству элементов.

3.Учить считать до пяти.

4.Формировать представление о порядковом счете.

5.Формировать представление о равенстве/неравенстве групп на основе счета.

6.Отсчитывать предметы из большего количества.

7.На основе счета устанавливать равенство/неравенство групп предметов ,когда предметы в группах отличаются по форме и т.д.

1.Учить создавать множество из разных по качеству элементов; разбивать на части и воссоединять их.

2.Учить считать до десяти.

3.Сранивать рядом стоящие числа в пределах десяти.

4.Формировать умения понимать отношение рядом стоящих чисел.

5.Отсчитывать предметы из большего количества по образцу и заданному числу (в пределах десяти). 6.Знакомство с цифрами от нуля до девяти.

7.Знакомство с порядковым

1.Развивать общее представление о множестве.

2.Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах десяти.

3.Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда.

4.Познакомить со счетом в пределах двадцати.

5.Знакомить с числами второго десятка.

6.Учить называть в прямом и обратном порядке, определять пропущенное число.

7.Знакомить с составом чисел в пределах десяти.

8.Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее.

9.Познакомить с

счетом в пределах десяти.

8.Формировать представление о равенстве.

9.Упражнять в понимании того, что число не зависит от величины предметов, формы.

10.Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах пяти.

монетами достоинством 1,2,5,10 руб.

10.Учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание.

  1. Задачи, связанные с математическим развитием, начиная с 1-й младшей группы, в разделах программы:

*ознакомление с окружающим;

*игра;

*трудовая деятельность;

*занятия (исключая математику) и др.

Группа

Ознакомление с окружающим миром

Познавательно речевое развитие

Трудовая деятельность

Игра

1-я младшая группа

Побуждать детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина); сравнивать знакомые предметы (разные шапки, варежки, обувь и т. п.), подбирать предметы по образцу (найди такой же, подбери пару), группировать их по способу использования (из чашки пьют и т. д.); Побуждать детей называть свойства предметов: большой, маленький, мягкий, пушистый и др.

Вместе с детьми наблюдать за птицами и насекомыми на участке, за рыбками в аквариуме и т.д.

Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру,( «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке, высоко», «Стоят рядом»).

Учить детей раздеваться и одеваться в определенном порядке (расстегивать пуговицы спереди)

По окончании игр расставлять игровой материал по местам.

Расставлять хлебницы, салфетки, раскладывать ложки (совместно со взрослыми).

Обогащать в играх с дидактическим материалом сенсорный опыт детей (пирамидки (башенки) из 5–8 колец разной величины; «Геометрическая мозаика» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); разрезные картинки (из 2–4 частей), складные кубики (4–6 шт.) и др.); развивать аналитические способности (умение сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков — цвет, форма, величина).

2-я младшая группа

Учить наблюдать за птицами, прилетающими на участок (ворона, воробей и др.), подкармливать их зимой; Учить отличать и называть по внешнему виду: овощи (огурец, помидор, репа и др.), фрукты (яблоко, груша, персики и др.), ягоды (малина, смородина и др.); Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей; Дать элементарные знания о садовых и огородных растениях. Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи и ягоды;

В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом («Посоветуй Мите перевозить кубики на большой машине», «Предложи Саше сделать ворота по шире», «Скажи: „Стыдно драться! Ты уже большой“»); Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов (у платья — рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер),

Формировать желание участвовать в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности. Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.), после игры убирать на место игрушки, строительный материал. Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада. Во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой (помогать накрывать стол к обеду: раскладывать ложки, расставлять хлебницы (без хлеба), тарелки, чашки; Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке: с помощью взрослого кормить рыб, птиц, поливать комнатные растения, растения на грядках, сажать лук, собирать овощи, расчищать дорожки от снега, счищать снег со скамеек.

Читайте также:  Ребенок пол года развитие

Подбирать предметы по цвету и величине (большие, средние и маленькие; 2–3 цветов), собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 2–3 цвета; собирать картинку из 4–6 частей.

Средняя группа

Продолжать знакомить детей с признаками предметов, побуждать определять их цвет, форму, величину, вес.

Расширять представления об овощах и фруктах, ягодах, грибах. Учить узнавать и называть 3–4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.); Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок, подкармливать их зимой. Рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу.

Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены; Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток.

Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке детского сада: убирать на место строительный материал, игрушки. Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы. В весенний, летний и осенний периоды привлекать детей к посильной работе на огороде и в цветнике (посев семян, полив, сбор урожая); в зимний период — к расчистке снега.

Учить детей играм, направленным на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствуя умение сравнивать предметы по внешним признакам, группировать; составлять целое из частей (кубики, мозаика, пазлы).

Старшая группа

Побуждать сравнивать предметы (по назначению, цвету, форме, материалу), классифицировать их (посуда – фарфоровая, стеклянная, керамическая, пластмассовая).

Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях. Познакомить с понятиями «лес», «луг» и «сад»; Расширять представления о домашних животных, их повадках; Дать представления о съедобных и несъедобных грибах

Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят).

Воспитывать умение самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, учить самостоятельно, раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы; Приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол,

Учить сравнивать предметы, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал), объединять предметы по общим признакам, составлять из части целое (складные кубики, мозаика, пазлы), определять изменения в расположении предметов (впереди, сзади, направо, налево, под, над, посередине, сбоку).

Подготовительная к школе группа

Побуждать применять разнообразные способы обследования предметов (наложение, приложение, сравнение по количеству и т. д.).

Расширять и уточнять представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса; Расширять и систематизировать знания о домашних, зимующих и перелетных птицах; домашних животных.

Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове

Закреплять умение самостоятельно готовить материалы и пособия к занятию, без напоминания убирать свое рабочее место; Приучать детей добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: полностью сервировать столы и вытирать их после еды. Прививать детям интерес к труду в природе, привлекать их к посильному участию: осенью — к уборке овощей с огорода, сбору семян, выкапыванию луковиц, клубней цветов, перекапыванию грядок, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы; зимой — к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам, выращиванию зеленого корма для птиц и животных (обитателей уголка природы), посадке корнеплодов, выращиванию с помощью воспитателя цветов к праздникам; весной — к перекапыванию земли на огороде и в цветнике, к посеву семян (овощей, цветов), высадке рассады; летом — к участию в рыхлении почвы, прополке и окучивании, поливе грядок и клумб.

Продолжать учить детей играть в различные дидактические игры (лото, мозаика, бирюльки и др.); Развивать и закреплять сенсорные способности.

  1. Примеры, показывающие, как в режимных моментах даются, закрепляются и применяются математические знания:

Режимный процесс

Ситуация

Задача математического

развития

Трудовая деятельность

(Подготовка к приему пищи)

Дежурные во время сервировки стола сопоставляют количество приборов и число детей

Установление взаимно- однозначного соответствия между количеством столовых приборов и детьми (закрепление понятий столько же, поровну)

Изобразительная

деятельность

(Занятие аппликацией)

Дети наклеивают треугольники (елочку) на бумагу.

Демонстрация того, что количество предметов не зависит от их расположения. Учить предварительно выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение (задуманное ребенком или заданное воспитателем).

Прогулка

«Наблюдение»

Наблюдение за птицами на участке.

Учить понимать слова «один», «много», «ни одного».

Дидактическая игра «Составь узор»

Составить узор для украшения маминого платья

Учить составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу. Анализировать форму предмета в целом и отдельных частей по представлению.

Физическое воспитание

На занятиях дети строятся в две, три колонны, расходятся парами, образуют круги, делают повороты направо и налево и т.д.

Закрепляются с детьми навыки счета, вспоминаем геометрическую фигуру — круг, учим ориентировке в пространстве.

  1. Конспект занятия во второй младшей группе

Цели занятия:

Образовательная: учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, понимать значения слов по многу, поровну.

Развивающая: упражнять в ориентировании на собственном теле, различать правую и левую руки.

Воспитывающая: воспитывать интерес к занятию, развивать доброжелательные отношения.

Оборудование:

Демонстрационный материал: игрушка снеговик, 4 ведерка, 4 совочка.

Раздаточный материал: однополосные карточки с изображениями 4 снеговиков без шапочек – ведерок, на подносах – по 4 шапочки – ведерка, контурные изображения варежек на правую и левую руки.

Ход и содержание занятия:

1.

Организационный

Момент.

— Ребята, к нам пришел гость, а чтобы его увидеть, нужно отгадать загадку:

Его слепили дети ловко,

из снега сделали клубки.

Вместо носика морковка,

вместо глазок угольки.

На голову ведро одели

и соломенный парик.

А теперь скажи скорее

кто же это?

— Правильно! А вот и он. Посмотрите, ребята, снеговик принес подарки: ведерки и совочки. Давайте расставим ведерки в ряд.

— Одно ведерко, еще одно…

— Сколько ведерок ты поставил?

— А теперь в каждое ведерко положи по одному совочку.

— Сколько совочков ты положил?

— Молодец, Сашенька, много.

— В каждом ведерке есть совочек? По сколько у нас ведерок и совочков?

— Правильно, по много, а можно сказать поровну.

— А теперь поиграем пальчиками, приготовились:

Дружат в нашей группе Девочки и мальчики.

С вами мы подружимся Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять.

Начинай считать опять:

— Хорошо, ребята, давайте поможем снеговику.

Дети сидят за круглым столом.

Снеговик

Ребенок расставляет ведерки.

— Много

Ребенок выполняет задание, уточняя последовательность действий.

— Много

— По много

Дети сжимают и разжимают пальцы.

Поочередно соединяют пальцы

на обеих руках, начиная с мизинца.

Руки вниз, встряхивают кистями.

2.

Основная часть.

Физкультминутка

Игровое упражнение «Найдем потерявшуюся варежку»

Воспитатель раздает карточки с изображением снеговиков детям.

— Что изображено на карточке?

— Чего не хватает у снеговиков?

— Давайте каждому снеговику наденем шапочку – ведерко.

Воспитатель уточняет правила раскладывания предметов, используя поэтапную инструкцию.

— Сколько шапочек – ведерок?

— У каждого снеговика есть шапочка?

— Что можно сказать о количестве шапочек и снеговиков?

— Как еще можно сказать: по сколько снеговиков и шапочек?

— Правильно, молодцы, ребята!

— Дети, а теперь нужно размяться, давайте все встанем.

Я иду, и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.)

Я пою, и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)

Мы идем, и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.)

Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте.)

— Молодцы, ребята, хорошо размялись. А теперь поиграем.

В начале игры воспитатель просит д