Уровень общего развития общая осведомленность ребенка о себе
Психолого-педагогическая характеристика ребенка на ПМПК
Фамилия, имя, отчество ребенка ______________________________________
Оценка адаптации ребенка в группе: а) хорошая; б) удовлетворительная; в) недостаточная; г) плохая; д) иное _____________________________________
Особенности латерализации: а) праворукий; б) леворукий; в) амбидекстер.
Личностно-характерологические, типологические особенности:
Активный, подвижный – инертный, медлительный.
Спокойный, уравновешенный – возбудимый, неуравновешенный
Отмечаются: повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, вялость, заторможенность и др.
Коммуникативные навыки:
1. Достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя.
2. Контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда или не совсем адекватны
3. Плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, понимании ситуации.
Особенности игровой деятельности: а) игра соответствует возрасту; б) игра соответствует более раннему возрасту; в) преобладает манипулятивная игра; г) игра отсутствует; д) иное _________________________________________
Основные трудности, отмеченные в обучении: а) усваивает программу хорошо; б) усваивает программу удовлетворительно; в) программу усваивает с трудом; г) программу не усваивает; д) иное___________________________
Общая осведомленность
Ребенок с трудом вступает в контакт, имеет недостаточный уровень знаний о себе, своей семье, окружающем мире. Кругозор ограничен. Словарь беден, неточен.
1. Представления о мире достаточно развернуты и конкретны, может рассказать о стране, городе котором живет, о животных и растениях, временах года.
2. Представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим.
3. Кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны.
Моторика
а) соответствует возрасту; б) моторно неловок, неуклюж; в) дефекты тонкой ручной моторики; г) иное ________________________________________
Наблюдается несовершенство общей моторики, общая вялость, неточность движений, нарушена координация движений, затрудняется при необходимости удержать равновесие, испытывает трудности регуляции темпа движений.
У ребенка не скоординированы движения пальцев, умение делать мелкие, точные движения на бытовом уровне. Наблюдается несформированность моторных навыков графической деятельности.
Особенности восприятия
а) соответствует возрасту; б) имеются нарушения зрительного восприятия; в) имеются нарушения слухового восприятия; г) комплексные нарушения восприятия; д) иное _________________________________________
Основные цвета, геометрические формы, величину не знает или путает, не соотносит слово с предметом; испытывает трудности при узнавании объекта; трудности в восприятии сюжетного изображения (сюжет в целом не воспринимает, перечисляет изображенное).
Объём зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в картинках нелепицах в картинках с множеством контуров)
1. Соответствует средним показателям возрастной группы.
2. Ниже средних показателей возрастной группы.
3. Намного ниже средних показателей возрастной группы.
Особенности внимания
а) без особенностей; б) недостаточно устойчивое; в) неустойчивое
Ребенок не умеет длительно сосредоточиться на каком-либо деле; неспособен к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой. Проявляет рассеивание внимания на второстепенное с потерей основного, наблюдаются значительные трудности сосредоточения, недостаточный уровень произвольности внимания.
Устойчивость внимания (способен к длительному сосредоточению внимания на предмете или быстро отвлекается)
Характер отвлечения (отвлекается на внешние раздражители или в отсутствие внешних раздражителей)
Переключаемость внимания (быстрая, легкая, замедленная, затрудненная)
Общий уровень развития произвольного внимания (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, очень низкий)
Особенности памяти
(преобладающая модальность) : а) зрительная; б) слуховая; в) моторная; г) смешанная
а) без особенностей; б) медленно запоминает и быстро забывает; в) быстро запоминает и быстро забывает; г) иные проблемы __________
Сохранение информации затруднено; преобладает механическая память. При воспроизведении материала постоянно забывает детали, нуждается в наводящих вопросах, привносит вымышленные заимствования, повторяет отдельные фразы, но не может изложить основной смысл, допускает многочисленные ошибки в последовательности воспроизведения, искажает смысл; концентрируется на второстепенных объектах, не улавливает главную
мысль содержания.
Запоминает быстро или медленно, с трудом. Запоминает надолго, быстро забывает.
Характеристика вербальной памяти (достаточная, недостаточная).
Общий уровень развития памяти (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, очень низкий)
Особенности мышления
а) соответствуют возрасту; б) недостаточно сообразителен; в) грубые нарушения мышления; г) иное ______________________________________
Не устанавливает причинно-следственные связи; при выполнении задания нуждается в постоянной опоре на образец, помощь педагога; последовательность действий при выполнении задания не устанавливает или устанавливает с помощью; непоследователен и нелогичен в своих суждениях.
Сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей):
1. Правильно определяет содержание, смысл (в том числе скрытый смысл)анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи.
2. Задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей, выполняет со стимулирующей помощью взрослого.
3. Выполняет задания с организующей или направляющей помощью взрослого, может перенести, освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания.
4. При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, нужна обучающая помощь, воспринимается помощь с трудом, самостоятельный перенос не осуществляется.
Основные трудности, отмечаемые в общении
а) трудностей нет; б) не умеет поддерживать игру; в) предпочитает быть в одиночестве; г) плачет, малоконтактен со взрослыми, детьми; д) конфликтен: е) иное __________________________________________________________
Речевое развитие
а) речь соответствует возрасту; б) речь невнятная; имеются трудности звукопроизношения; в) бедный словарный запас; г) речь грамматически неправильна; д) запинки в речи; е) речи нет; ж) иное __________________
Качество произношения, объём активного и пассивного словаря, развернутость речевого высказывания, степень развернутости ответов (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, очень низкий). Речь эмоциональна или монотонная.
Социально-бытовые навыки
а) соответствуют возрасту; б) недостаточно сформированы; в) нарушены; г) иное _____________________________________________________________
Ориентировка в пространстве и времени
а) соответствует возрасту; б) недостаточно сформирована; в) нарушена; г) иное ____________________________________________________________
Отношение к занятиям, деятельность
а) соответствует возрасту; б) не способен контролировать свою деятельность; в) неусидчив, не доводит дело до конца; г) мешает педагогу, детям; д) быстро истощаем; е) иное _________________________________________________
1. Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах.
2. Ребенок не достаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок.
3. Уровень активности, самостоятельности низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интереса к внешнему миру не обнаруживает, любознательности не проявляет.
Темп деятельности
а) соответствует возрасту; б) сонлив и вял в течение дня; в) темп работы на занятиях не равномерен; г) работает медленно и невнимательно; д) темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова»; е) иное __________________________________________________________________
Работоспособность низкая. Ребенок утомляем, истощаем, рассеян на занятиях, неусидчив. Наблюдаются резкие колебания работоспособности на протяжении занятия; темп работы замедлен.
Особенности поведения
Имеют место нарушения поведения, вредные привычки. Доминирующие увлечения и интересы слабо выражены. Взаимоотношения с окружающими сверстниками и старшими доброжелательные. Адекватно относится к родным, сверстникам. Не умеет подчиняться требованиям взрослых
Особенности эмоционально-волевой сферы
Ребенок двигательно расторможен, эмоциональные реакции неадекватны, могут проявляться аффективные вспышки, проявляет склонность к отказным реакциям, гневу.
Преобладающее настроение (веселое, грустное) и поведение (спокойное, беспокойное, застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, живость, навязчивость, робость)
Общее заключение: (общий уровень психического развития соответствует возрастному уровню, ниже возрастного уровня. На первый план выступает незрелость.
Поведенческие нарушения.
Трудности социализации. и т. д.).
Педагог-психолог ________________________________
Дата заполнения ______ 20_______ года
Источник
Далее: 2. Уровень сформированности процессов
Вверх: §1. Исследование когнитивной сферы
Назад: §1. Исследование когнитивной сферы
1. Общая осведомленность ( варианты беседы для детей-сирот )
Уровень осведомленности ребенка о себе и окружающем мире определяется в
процессе вступительной беседы, а также в течение всего обследования.
Беседа с детьми 3-х лет.
Как тебя зовут? Ты девочка или мальчик? Покажи свою голову, руки, ноги,
глаза, нос, рот, волосы. Покажи рукой, где верх, а где низ. Пол (ковер) где:
вверху или внизу? Потолок (лампочка) где: внизу или вверху?
Беседа с детьми 4-х лет.
Как тебя зовут? Как твоя фамилия? Ты девочка или мальчик? Сколько тебе лет?
Покажи свои глаза, нос, рот, брови, подбородок, шею, спину, грудь, живот,
локти, коленки, ладошки, пальцы. Покажи рукой, где верх, а где низ? Пол
(ковер) где: вверху или внизу? Потолок (лампочка) где: внизу или вверху?
Покажи рукой, что находится впереди, а что сзади? Что впереди? Что сзади?
Расскажи, что ты любишь кушать? Из чего это сделано? Как называется человек,
который работает на кухне и готовит вам еду? Как зовут вашу воспитательницу?
Как зовут детей в твоей группе? Во что ты любишь играть? Чем ты любишь
играть?
Беседа с детьми 5-6 лет.
Как тебя зовут? (называние фамилии вместо имени не считается ошибкой) Ты
девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь: тетей или дядей?
Сколько тебе лет? Как зовут твою воспитательницу? Она старше или младше
тебя? Сколько детей у вас в группе? Есть ли у тебя друг? Как его зовут? В
какое время года появляются листья на деревьях? (идет снег?) Когда люди
спят? Когда делают зарядку? Кто больше: корова или коза? Кто меньше: птица
или пчела? Кто длиннее: червячок или змея? У кого меньше лап: у собаки или у
петуха? Для чего человеку нужны глаза, уши, рот? Какие еще части тела ты
знаешь? Скажи свой адрес: где ты живешь? Что остается на земле после дождя?
Что делают врачи, повар, продавец? Какого человека называют хорошим? Плохим?
У тебя есть любимая игрушка? Любимый мультфильм? О чем он? Чем ты любишь
заниматься? Покажи рукой, где верх, а где низ? Покажи рукой, что находится
впереди, а что сзади? Покажи, что находится слева, а что справа?
Беседа с детьми 6-7 лет.
Как тебя зовут? (называние фамилии вместо имени не считается ошибкой). Ты
девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь: женщиной или мужчиной?
Сколько тебе лет? Сколько тебе было год назад (в прошлом году?)? Сколько
тебе будет через год? Через два? Когда у тебя день рождения? (число, месяц)
Как зовут твою воспитательницу? Она старше или младше тебя? Сколько детей у
вас в группе? Есть ли у тебя друг? Как его зовут? Какое сейчас время года?
Какие еще времена года ты знаешь? Какие месяцы ты знаешь? Какие дни недели
ты знаешь? Сейчас утро, день или вечер? Когда мы завтракаем: утром или днем?
Когда обедаем: вечером или днем? Что бывает раньше: обед или ужин? Что
позже: завтрак или обед? Для чего человеку нужны глаза, уши, рот? Какие еще
части тела ты знаешь? Чем отличается день от ночи? Кто больше: корова или
коза? Кто меньше: птица или пчела? Кто длиннее: червячок или змея? У кого
меньше лап: у собаки или у петуха? Как называется наша страна? Какой главный
город? Скажи свой адрес. Что делают почтальон, строитель, учитель? Какого
человека называют хорошим? Плохим? Чем ты любишь заниматься? У тебя есть
любимая игрушка? Любимый мультфильм? О чем он?
Покажи рукой, где верх, а где низ? Покажи рукой, что находится впереди, а
что сзади? Покажи, что находится слева, а что справа? А что находится у меня
(взрослого) слева? Справа? Правой рукой покажи левую коленку. Левой рукой
покажи правое ухо. Правой рукой покажи левое плечо. Левой рукой покажи
правую ладонь.
Беседа с детьми 7-9 лет.
Как тебя зовут? Какая у тебя фамилия? Сколько тебе лет? Когда ты родился? В
каком месяце у тебя день рождения? Сколько лет тебе будет через 2 года?
Сколько лет тебе было в прошлом году или год назад? Как зовут твою
воспитательницу? В каком классе ты учишься? Сколько детей в классе? Есть ли
у тебя друг? Как его зовут? В каком городе живешь? Скажи свой адрес. Как
называется наша страна? Какой главный город? Какие ты знаешь времена года?
Какое сейчас время года? Какой месяц? Какой день недели? Какие еще дни
недели ты знаешь? Чем ты любишь заниматься? Какая у тебя любимая игра? Какие
у тебя есть игры (игрушки)? Какие передачи любишь смотреть по телевизору?
Какой любимый фильм (мультфильм)? О чем он? Какие книги любишь читать? Какая
любимая книга? О чем она? Что именно тебе в ней нравится?
Беседа с детьми 10-12 лет.
Назови имя, отчество, фамилию. Сколько тебе лет? Когда у тебя день рождения?
В каком классе, школе ты учишься? В каком городе ты живешь? Как называется
наша страна? Как называется столица нашей родины? Какие еще страны ты
знаешь? Каков примерно рост взрослого человека? Назови 4 времени года.
Сколько секунд в минуте? Сколько минут в часе? Сколько часов в сутках? Что
празднуют 9 мая? Что такое Гжель, Хохлома, Палех? Для чего нам нужен
желудок? Для чего нам сердце? Какие книги ты любишь читать? Какой твой
любимый фильм? Назови пять названий профессий.
Оценка результатов производится по нижеприведенной шкале, а также необходим
качественный анализ, заключение об уровне развития речи.
4 балла — ребенок ответил точно и достаточно полно на большинство вопросов,
свободно формулирует ответы, не затрудняясь в подборе слов и грамматически
правильно оформляя свои высказывания..
3 балла — ребенок дает сведения о себе, но затрудняется в более сложных
вопросах. Иногда испытывает затруднения в подборе слов и построении фраз
2 балла — ребенок дает 4-5 правильных ответов, не ориентируется во
временных и пространственных понятиях. Речь затруднена: говорит односложно,
не находит нужных слов.
1 балл — сведения о себе ограничиваются знанием имен, другие ответы
случайны и неадекватны. Речь бедная, невыразительная.
Далее: 2. Уровень сформированности процессов
Вверх: §1. Исследование когнитивной сферы
Назад: §1. Исследование когнитивной сферы
ЯГПУ, Центр информационных технологий обучения
26.09.2008
Источник
ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ,
ВЫДАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Общие сведения:
ФИО ребёнка
Дата рождения «18» мая 2010 года рождения
Адрес регистрации по месту жительства/фактического проживания:
Мать:
Отец:
Законный представитель
С кем фактически проживает ребёнок с семьей.
Контактная информация семьи
История обучения ребёнка до обращения на ПМПК:
Обучался ли где-либо до поступления в эту указанную организацию: нет
Оставался ли на второй год , в каких классах (для детей школьного возраста) нет
Причины перевода из другой образовательной организации (-)
Детализованная информация об условиях и результатах обучения ребёнка в образовательной организации:
класс/группа третий
программа обучения общеобразовательная основная/адаптированная Основная общеобразовательная программа начального общего образования
форма обучения (очная, очно-заочная, заочная; на дому, дистанционно) очная
возраст поступления в образовательную организацию, сколько времени находится в образовательной организации 7 лет,3 мес., обучается третий год (3 класс)
особенности адаптации ребёнка к данной образовательной организации. Период адаптации прошел спокойно. Виктория очень тихая, замкнутая, друзей практически нет.
степень подготовленности к школьному обучению: абсолютно не готов, слабо подготовлен, подготовлен удовлетворительно. Удовлетворительная готовность к школе. Умела держать ручку, зналанесколько цифр. Называла цвета, животных. Слабая осведомленность в окружающем мире.
какую динамику дал в процессе обучения: почти никакой, очень слабую, недостаточную, достаточную Динамика недостаточная.
отношение к учебной деятельности (для детей школьного возраста). Учебная мотивация сформирована в полном объеме..
сформированность учебных навыков (для детей школьного возраста) Испытывает сложности при овладении программным материалом, обнаруживает недостаточно сформированные основные учебные умения и навыки. Программный материал по письму и чтению усваивает не в полном объеме. Учебные знания и умения не соответствуют возрастной норме. За время обучения у девочки наблюдается определенная динамика в развитии познавательной деятельности.
сформированность коммуникативных, игровых, навыков самообслуживания (для детей школьного возраста) Коммуникативные, игровые и навыки самообслуживания сформированы в полном объеме.
реакция ребёнка на словесную инструкцию педагога. В учебной деятельности нуждается в организующей помощи учителя.
как успевает ребёнок, в чём заключаются особенности или трудности усвоения программы
(для детей школьного возраста).Слабая успеваемость по учебным предметам. Недостаточный объем знаний и умений.
характер ошибок (для младшего щкольного возраста)
……. испытывает сложности при овладении программным материалом, обнаруживает недостаточно сформированные основные учебные умения и навыки, низкую успеваемость по русскому языку, литературному чтению.
Познавательные интересы в учебной сфере сформированы недостаточно полно. Вика не старается принимать активное участие в ходе урока. Работоспособность низкая, на занятиях пассивна, никогда не тянет руку, любит отмалчиваться.
Прочность запоминания словесного материала низкая. Воспроизведение учебной информации (правил, текстов) часто неполное, неточное. Самостоятельно применить изученный материал на уроке может не всегда, в сложных ситуациях испытывает затруднения.
Общий темп деятельности средний, успевает за общим темпом работы в классе. Но допускает много ошибок.
Способность к волевому усилию снижена, часто не доводит начатое до конца, из-за того, что не до понимает материал.
По русскому языку трудно давался перевод печатной буквы в письменную. Характеристику отдельных согласных звуков дает, но допускает ошибки. Путает гласные с согласными. При письме под диктовку допускает орфографические ошибки, не всегда соблюдает границы предложений, что связано с неумением применять изученные правила. При списывании допускает пропуск буквы и слова, допускает орфографические ошибки. Не может самостоятельно выполнять звуко – буквенный анализ, выделять в словах общую часть (корень), путает части речи, трудности по нахождению главных членов предложения. Словарные слова запоминает с трудом. Допускает очень много ошибок. Не умеет находить ошибки и исправлять их без указания учителя. Навык самоконтроля развит слабо.
Чтение. Техника чтения –52 слова в минуту, при чтении искажает слова, пропускает буквы, не дочитывает окончания, часто читает слово несколько раз. Не отвечает на вопросы учителя по содержанию прочитанного текста, т.к. чтение не осознанное.
Стихи наизусть учит слабо. Пересказывает прочитанные произведения не полно. Из списка прочитанных произведений по изученному разделу затрудняется выделить рассказы, стихотворения, сказки. Словарный запас ограничен.
По математике. Математические знания недостаточны. Логические операции мышления (анализ, исключение, обобщение, абстрагирование) развиты очень слабо. Усвоила вычислительные навыки в пределах 100. Тяжело даются примеры с переходом через десяток, а также при сложении и вычитании двузначных чисел, не владеет математическими терминами. Допускает ошибки при решении задач, не может составить краткую запись задачи. Решает задачи в 1-2 действия, с помощью учителя. Допускает ошибки при сравнении величин. Допускает ошибки при решении уравнений. Трудности с таблицей умножения, а также с геометрическим материалом.
принимает ли участие в организуемых занятиях, как ведёт себя во время занятий (для детей школьного возраста): проявляет заинтересованность, стремление выполнить. Не любит принимать участие в организуемых мероприятиях, предпочитает оставаться в стороне.
в игровой деятельности (для детей школьного возраста): наличие стремления включиться в игру, использование предметов-заместителей. В игру включается с удовольствием, понимает и принимает правила игры.
развитие моторики: общая моторная неловкость, двигательная расторможенность, преимущественные недостатки мелкой моторики, какую деятельность затрудняют. Достаточно развита моторика мелких мышц рук. Ведущая – правая рука.
развитие речи: речью не пользуется, речь малопонятна, пользуется речью преимущественно для коммуникации, может отвечать на занятиях, формулировать свои мысли. Речь окружающих понимает в пределах уровня развития своего интеллекта.
Вероятная причина недостатков в обучении: нет понимания материала, при понимании материала нарушение внимания, понимание материала только при индивидуальном подходе (в классе самостоятельно работать не может), при понимании материала отсутствует мотивация. Пробелы в понимании материала, из-за постоянного отвлечения на посторонние раздражители.
Характеристика обучаемости: Самостоятельно применить полученные знания может, но не в полном объеме. В ходе урока медленно переключается с одного задания на другое.
Виды помощи учителя (объяснение после уроков, подсказка на уроках, прямой показ того, как надо делать). Виктория может работать на уроке самостоятельно, но нужно хорошо разъяснять задание. Выполняет работу с ошибками.
Насколько эффективна помощь: недостаточная (эффективность помощи неравномерна, в некоторых видах деятельности или заданиях помощь не дает результата), низкая (помощь малоэффективна, ребенок быстро все забывает. Эффективность помощи неравномерна, в некоторых видах деятельности помощь не дает результата.
Соблюдении учебной дисциплины. Соблюдает.
Работоспособность (трудности включения в задание, замедленный темп его выполнения в сравнении с другими детьми, неравномерная или снижающаяся продуктивность деятельности, высокий темп деятельности с недостаточным вниманием к качеству и т.п.). Домашние задания выполняет, но не по заданию. Допускает много ошибок.
Особые трудности (дисфункции), наблюдаемые в учебном процессе (отвлекаемость, утомляемость, невозможность сосредоточиться, недостаток ориентировки на листе бумаги, не различение правой и левой сторон и т.п.) Не отмечаются.
уровень общего развития (степень отставания от большинства детей в классе/группе). Имеет отставание по уровню развития от детей в «норме».
общая осведомленность ребенка о себе (в соотнесении с календарным возрастом) Ребенок имеет достаточный уровень знаний о себе, своей семье, окружающем мире.
взаимоотношение обучающегося с коллективом сверстников. В классе со сверстниками поддерживает дружеские отношения, но, общается всего с одной девочкой из класса. Подруг больше нет. Закомплексованная.
какие меры коррекции применялись, и их эффективность (дополнительные занятия, щадящий режим и пр.) Дополнительные занятия по русскому и чтению малоэффективны.
отношение самого ребенка и его семьи к имеющимся проблемам и трудностям (признание своих неудач, отставания либо равнодушное или неадекватное отношение и пр.) Мама понимает проблемы неуспеваемости Виктории, но не помогает ей. Вика по устранению своих пробелов по учебе инициативы сама не проявляет, иногда приходится ее заставлять выполнять задания. Без особого желания посещает группу продленного дня.
Потенциальные возможности ребёнка. Вика не посещает кружки и секции. Очень любит творческие занятия: рисование, технология, музыка. Если Виктории продублировать второй раз обучение в третьем классе, то у девочки будет возможность в дальнейшем получить основное образование.
Дата должность
Подпись ФИО
Источник