Уровень интеллекта ребенка в 3 года
Содержание:
- Математика
- Развитие мышления
- Развитие памяти
- Развитие внимания
- Знакомство с окружающим миром
Уважаемые родители! Имея собственные представления и наблюдения об интеллекте своего ребенка, тем не менее, многие из вас обеспокоены: как бы чего не упустить из виду. Ведь развитие таких качеств, как внимание, мышление, память, речь, мелкая моторика руки, является важной составляющей всего процесса.
Предлагаем вам некоторые тесты на определение уровня интеллекта и способностей вашего ребенка из книги Ю.Соколовой «Тесты на интеллектуальное развитие ребенка трех лет» (М.: Эксмо, 2005). Советуем несколько раз в неделю уделять по 10-15 минут для подобных занятий.
Перед тем как объяснить ребенку задание, исключите из поля его внимания отвлекающие моменты (телевизор, радио и т. д.) и предложите выполнить все самостоятельно. Если ребенок затрудняется, помогите ему, но ни в коем случае не делайте за него. Ведь вы проверяете не свои способности, а ребенка. Только убедившись, что данное задание ему не под силу, похвалите ребенка за старание и выразите уверенность, что в другой раз все обязательно получится.
Таким образом, вы будете знать, с чем ребенок не справляется и над чем нужно поработать в его развитии. Если ваш ребенок достаточно быстро и правильно справляется со всеми заданиями — его способности и умения соответствуют возрасту.
В 3 года ребенок должен уметь по каждому из указанных разделов:
ВНИМАНИЕ — выполнять задание, не отвлекаясь в течение около 5 минут; находить 3-4 отличия между предметами; удерживать в поле зрения 3-4 предмета; находить два предмета, похожих друг на друга; выполнять задания по предложенному образцу.
ПАМЯТЬ — запоминать 3-4 картинки; знать наизусть несколько четверостиший; повторить небольшую прочитанную сказку с помощью взрослого; вспомнить, что он делал утром, днем, вечером; рассказать по памяти о содержании картинки по наводящим вопросам.
МЫШЛЕНИЕ — быстро и правильно собирать пирамидку; складывать картинку из 4 частей; собирать несложные игры-вкладыши; находить простые связи между предметами и явлениями.
МАТЕМАТИКА — находить в окружающей обстановке много предметов и один; выражать словами, каких предметов больше или меньше; сравнивать 3-4 предмета по величине (длине, ширине, высоте).
РАЗВИТИЕ РЕЧИ — правильно отвечать на вопросы; согласовывать слова в роде, числе, падеже; правильно пользоваться предлогами в, на, за, под; употреблять предложения с однородными членами.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ — изображать простейшие предметы и явления действительности, используя прямые, округлые, наклонные, длинные, короткие, пересекающиеся линии; повторять простые движения пальчиковой гимнастики.
ЗНАКОМСТВО с ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ — называть свое имя и фамилию; называть имена людей его ближайшего окружения, называть и отличать 2-3 дерева; по опорным обобщающим словам находить предметы («Покажи обувь, посуду, мебель»); знать и называть 6 основных цветов; различать времена года; называть существенные детали и части предметов.
Не забывайте, что ваши занятия с ребенком должны проходить на достаточно хорошем эмоциональном уровне. Если ваш малыш в данный момент не настроен заниматься, отложите занятия до более удобного момента.
Используя эти тесты, вы сможете определить, какие способности вашего малыша развиты лучше всего, какие на достаточном уровне, а над чем нужно еще поработать.
Математика
Найди на страничке карандаши одинаковой толщины. Какого цвета тонкие карандаши, а какого цвета толстые?
Малыш должен уметь сравнивать предметы, находить одинаковые по толщине.
Расскажи, каких предметов на странице много, а каких по одному. Какого они цвета? Каких кубиков больше: желтых или зеленых? Каких шариков больше: синих или красных?
Рассмотри картинку. Каких предметов много, а каких по одному? Покажи их и назови.
Малыш должен уметь пользоваться понятиями «много», «один», правильно согласовывая их с существительными.
Развитие мышления
Рассмотри картинки, подбери пару к каждому предмету.
Ребенок должен уметь объяснять свой выбор.
Развитие памяти
Рассмотри первую картинку, расскажи, что на ней нарисовано, постарайся все запомнить.
Когда малыш запомнит рисунок, покажите ему следующую картинку.
Постарайся вспомнить, что изменилось на картинке.
Если малышу трудно ответить, предложите ему посмотреть на предыдущую картинку или задайте наводящие вопросы.
Развитие внимания
Найди на картинке одинаковые предметы. Какого они цвета?
Малыш должен искать одинаковые предметы без посторонней помощи.
Знакомство с окружающим миром
Рассмотри картинки. На какой из них нарисована зима, а на каких лето, весна, осень? Расскажи, как ты догадался.
Задайте малышу наводящие вопросы, если ему трудно объяснить.
[2 годa — 3 годa]
По медицинским вопросам обязательно предварительно проконсультируйтесь с врачом
Источник
Каждый родитель мечтает, чтобы его малыш вырос умным и всесторонне развитым человеком. Поэтому ни у кого не возникает сомнений, что степень интеллектуального развития ребенка 3 лет – очень важный показатель для многих мам и пап.
Ребенок в 3 года находится в познавательной стадии исследователя вместо наблюдателя-малыша в 2 года. В период от 3 до 4 лет происходит существенный рывок его интеллектуального развития. Ребенок стремится получать новые знания и претворять их в жизнь, и задача мамы в это время – помочь малышу получить эти знания, создать условия для развития ребенка и гармонично развивать его по всем направлениям познавательных способностей человека – памяти, восприятия, мышления, ощущения, представления и воображения.
Как оценить интеллектуальное развитие ребенка 3 лет
Для определения уровня интеллекта ребенка маме удобнее всего воспользоваться различными тестами на интеллектуальное развитие, которые представлены в большом количестве для каждого возраста малыша. Педагоги и психологи рекомендуют уделять 10-15 минут несколько раз в неделю таким занятиям, помогающим выявить какое-либо возрастное отставание в развитии интеллекта и с помощью этих же занятий помочь его наверстать.
Перед тем как объяснять ребенку задание, необходимо, конечно же, исключить из поля его внимания любые отвлекающие моменты – отключить телевизор, убрать отвлекающие игрушки и т.п. Мы, например, занимаемся по интеллектуальным тестам вечером в спальне – там нет телевизора и игрушек, и сынулька может сосредоточиться на выполнении заданий.
Как предлагать ребенку выполнять задания?
- Для начала предложите выполнить задание самостоятельно, без помощи мамы.
- Если малыш затрудняется, помогите ему, но не выполняйте задание за него.
- Если задание еще не по способностям ребенка, все равно похвалите малыша за усердие и попытку выполнить его и скажите, что в другой раз у него все обязательно получится!
Книги с тестами для развития интеллекта
Сейчас на просторах интернета можно найти огромное количество пособий для познавательного развития детей. Мы с сыном пользуемся замечательной книгой «Школа раннего развития 3-4 года» из серии «Школа развития» автора Елены Калининой. Книги этой серии есть и для других детских возрастов.
Пособие «Школа раннего развития 3-4 года» состоит из 4 разделов:
- Представление об окружающем мире
- Сенсорика
- Логическое и абстрактное мышление
- Понятие об эмоциях
В каждом из разделов много интересных заданий, с которыми ваш ребенок получит и закрепит новые знания, и которые помогут проверить уровень развития малыша.
Так что же должен уметь ребенок в 3 года?
Знакомство с окружающим миром
В 3 года малыш уже может:
Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?
Узнайте как — из аудиокурса «5 врагов регулярных занятий с ребенком: найти и обезвредить!»
- назвать свои имя и фамилию;
- знает имена всех близких;
- по обобщающим словам найти и назвать предметы, например, показать и назвать мебель;
- назвать времена года;
- назвать большое количество животных и растений.
В развитии представлений об окружающем мире вам пригодятся наши тематические недельки на самые разнообразные темы – космос, динозавры, природные явления, спецтранспорт, времена года и многие другие, представленные в рубрике «Тематические недели«. Заходите и пользуйтесь на здоровье!
Сенсорное развитие ребенка в 3 года
Трехлетний ребенок знает:
- 6 основных цветов;
- признаки и свойства многих окружающих предметов;
- разнообразные фигуры – круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник;
- различает большие и маленькие предметы;
- понятия «высокий» и «низкий», «широкий» и «узкий».
Для сенсорного развития ребенка рекомендую использовать набор карточек, которые делаются очень просто, и при этом с ними можно играть в большое количество игр.
Логика и абстрактное мышление
Ребенок к 3 годам уже может:
- собрать картинку из 4 частей;
- различить предметы, найти в них одинаковые или отличительные признаки;
- запоминает 3-4 слова или 3-4 картинки;
- найти на рисунке пары;
- заниматься каким-то делом 5 минут;
- рассказать несколько четверостиший;
- вспомнить по наводящим вопросам, что было изображено на показанной и убранной картинке.
Эмоциональное развитие в 3 года
Эмоциональное развитие играет очень важную роль в жизни малыша. Умение выражать свои эмоции помогает правильно воспринимать действительность и реагировать на нее. Обязательно расскажите ребенку обо всех основных эмоциях человека, научите его распознавать эмоции окружающих и правильно применять эмоции в жизни. В этом вам поможет наше тематическое занятие «Улыбка» или замечательные игрушки для эмоционального развития малыша, сделанные своими руками!
Самое главное – интеллектуальное развитие ребенка 3 лет не появляется само по себе из ниоткуда, уровень интеллектуального развития зависит в большей степени от родителей малыша – насколько они занимаются с ним, учат чему-то новому. Так что все в ваших руках, увлеченные мамы!
Автор: Татьяна Карева
Если вам понравилась наша статья, расскажите о ней другим мамам, нажав ниже на кнопочки социальных сетей!
Поделитесь в комментариях — чем вы занимаетесь для интеллектуального развития ребенка 3-х лет!
Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?
Узнайте как — из аудиокурса «5 врагов регулярных занятий с ребенком: найти и обезвредить!»
Автор: Клуб Увлеченных Мам
Все статьи автора
Под этим ником мы публикуем статьи приглашенных авторов и гостевые посты друзей «Клуба Увлеченных Мам».
Предыдущие записи рубрики
- Комикс — придумай и нарисуй!
- Читательский дневник Егора за осень (8+): познавательные книги
- «Умные книжки» для школьников на каникулах
- Игры с палочками Кюизинера. Часть 1. Знакомимся с цветом
- Палочки Кюизинера и блоки Дьенеша: зачем они нужны и можно ли обойтись без них
Вам будет интересно:
Источник
- Развитие от А до Я
Вундеркиндами не становятся, ими рождаются, поэтому заставлять своего ребенка делать то, что ему от природы не дано, неправильно и жестоко. Когда ребенку исполняется 3 года, мамы начинают замечать у него те или иные направления, в которых малыш показывает самые лучшие результаты. Беря их во внимание, можно развить именно эти навыки в человеке, чтобы в будущем он мог где-то себя применить в любимом деле. Забывать о других направлениях развития не стоит, потому что чем больше знает и умеет ребенок, тем более интеллектуально развитым он становится.
Самыми важными для ребенка являются ваши ответы на его «Почему?», «Зачем?», «Как?», ведь от того, насколько развернуто и доступно вы расскажете информацию малышу, зависит его способность правильно ориентироваться в окружающем пространстве и находить ответы на интересующие его вопросы.
Специально склонять ребенка к какому-то занятию не нужно, потому что принудительная форма обучения никогда не даст вам положительный результат — ребенок просто будет сопротивляться тому, что ему неинтересно. Дошкольник развивается во время игры, поэтому ваша задача — подметить, в чём ребенок силён, а что ему совершенно не интересно и предложить такую игру, в основе которой было бы любимое занятие, а второстепенные навыки «вплетались» по ходу игры. Внимательно посмотрите на свое чадо и определите его тип интеллекта — опираясь на эту информацию, ребенка будет легче развивать, учить и направлять в нужное русло.
Логически-математический тип интеллекта у детей
Малыша с данным типом интеллекта очень привлекает компьютер, поэтому стоит найти программы, обучающие детей считать и читать именно на этой машине, но более 2-х часов в сутки ребенку сидеть за столь вредной техникой не рекомендуется. Вы наверняка замечали, что в отличие от других детей ваш ребенок организован, любит точность и любые задачки — такой склад ума обязательно нужно развивать, потому что из таких детей получаются прекрасные инженеры или программисты. Ребенок любит считать, участвовать в логических экспериментах, применять свое абстрактное мышление там, где это необходимо.
В школьном возрасте дети с логически-математическим складом ума будут без проблем разбираться в физике, математике, химии. А для того, чтобы подвести ребенка к таким сложным точным наукам, нужно ставить перед ним интересные задачи, рисуя таблицы и схемы, играть в математические игры, ставить с ребенком безопасные эксперименты.
Лингвистический тип интеллекта у детей
Малыши, у которых формируется лингвистический тип интеллекта, кажутся всем окружающим маленькими профессорами, потому что они очень внимательно слушают все, что им говорят и прекрасно запоминают любую информацию. Такой ребенок всегда уберет за собой все игрушки в отведенное для них место, тарелочки и чашечки сложит в мойку, вещи также не будет раскидывать по всей квартире, потому что в нем растет некий аккуратист, можно даже сказать педант, который любит во всем порядок. Таких деток можно обучать чтению и письму с самого раннего возраста, они с удовольствием изучают буквы, цифры, прекрасно запоминают стихи и не боятся выступать перед зрителями.
Если вы заметили, что за вечер вам без труда удается выучить длинное стихотворение, приучайте ребенка к публике (хотя он, скорее всего, и сам не будет стесняться выступать перед взрослыми). Сначала поставьте перед ним игрушки, пускай ребенок расскажет стихотворение им, а затем можно и всю родню приглашать послушать юного театрала.
Учеными уже давно доказано, что наш мозг максимальное количество информации обрабатывает именно в раннем возрасте, поэтому маленький ребенок способен в несколько раз быстрее выучить иностранный язык, нежели это сделает взрослый. Так что не упускайте этого момента и подумайте об изучении хотя бы одного иностранного языка (желательно, чтобы это был английский, поскольку на данный момент он является интернациональным). Для обучения лучше нанять репетитора или отдать ребенка в отдельную группу по изучению языка, однако за манерой преподавания вам лучше понаблюдать: маленьким деткам, которым только исполнилось 3 годика, язык нужно преподавать в виде сказок, игр, а для более взрослых подойдет вариант обсуждения, рассказов, дискуссий.
Идеомоторный тип интеллекта у детей
Детишки-непоседы — вот именно тот типаж ребенка, у которого отлично просматривается идеомоторный тип интеллекта. Они не могут усидеть на месте, при этом отлично контролируют свое тело, хорошо координированы. Эти детки быстрее остальных учатся обращаться с новыми предметами, понимая их предназначение, у них настолько быстрая реакция, что они в считанные секунды всё вокруг успевают потрогать, обсмотреть, попробовать на вкус или даже ударить об пол, чтобы убедиться в прочности этого предмета.
Таких детей желательно не оставлять одних, потому что усидеть на месте им явно не по силам — как только дверь закроется, они найдут себе новое занятие, новые неизведанные уголки в квартире, в которых обязательно нужно побывать и все исследовать. Дети с идеомоторным типом интеллекта любят действовать, любят все новое, поэтому им легко адаптироваться к переменам окружающей среды, например, к переездам, к смене школы. Эти малыши учатся исключительно на своих ошибках, потому что картинки или рассказы на них не имеют такого воздействия, как прикосновения своих пальчиков, исследование всем своим телом. Какими бы словами вы им не рассказывали о том, что туда ходить нельзя, а это делать плохо — пока ребенок сам в этом не убедиться, ваши слова пролетят у него «мимо ушей».
Таких детей нужно учить наглядно, не просто показывать и рассказывать, а давать ребенку возможность проверить всё самому. Рвение, интерес и непоседливость такого малыша нужно направлять в правильное русло, то есть постоянно ходить с ним на прогулки, водить его в спортивные секции (пока он еще совсем маленький, отдайте его в танцевальную школу для малышей, а по мере взросления предлагайте ему спортивные секции, другие виды танцев), используйте в обучении ролевые игры, покупайте ему наглядные модели, которые можно трогать и которыми разрешается манипулировать. Таким образом, прослушивание информации дает наилучший результат в сочетании с движениями, играми ребенка, опытами, экспериментами. Идеомоторный интеллект позволяет детям быстро осваивать всевозможные ремесла, занятия, у них развито техническое мышление. Однако не ждите от малыша усидчивости, он не будет часами сидеть за одной книжкой — он может сейчас читать, а через минуту уже конструировать, а еще через 5 минут побежит играть с кошкой. Повышенная отвлекаемость, проблемы с концентрацией, быстрое переключение внимания — вот истинные показатели идеомоторного типа интеллекта, и они никак не связаны с рассеянностью и ленью, в которых родители так часто обвиняют своих сверх подвижных детей.
Если вы хотите, чтобы ваш непоседливый малыш хорошо воспринимал информацию, а в будущем успешно учился, не заставляйте его часы напролет учить письмо или чтение. Таким детям нужна активная передышка: почитал — побегал, порисовал — поиграл, научился писать букву — сделал пару упражнений на «шведской стенке». Только в этом случае ребенок не будет противиться таким занудным с его точки зрения занятиям.
Визуально-пространственный тип интеллекта у детей
Большинство людей запоминают информацию на слух, но есть такие детки, которые преобразуют эту информацию в картинку и только так могут её запомнить. Например, если нужно запомнить букву «О», то ребенку проще представить её в виде колечка на пальчике или в виде вкусного пончика — эти, казалось бы, простые ассоциации говорят о том, что у вашего ребенка визуально-пространственный тип интеллекта, потому что он этими картинками мыслит, создает понятные ему зрительные образы и с легкостью запоминает информацию.
У таких деток вы заметите стремление к изобразительному искусству с раннего возраста, они тянутся к живописи, графике, скульптуре, пытаются нарисовать предметы с наибольшей точностью и рассказать о них, используя большое количество метафор. Дети с данным типом интеллекта хорошо чувствуют форму и цвет окружающих его предметов.
Если вы заметили, что ребенок быстро запоминает картинки и создает в своей голове образы, то выберите такие методики обучения, в которых есть иллюстрации, где каждая буква, цифра, слово подкрепляется понятной незамысловатым изображением. Возможно, саму букву или цифру ребенок не запомнит, но в сочетании с картинкой он быстро выудит у себя из памяти нужный образ. Не стоит ждать от таких детишек решения логических задач, потому что они маленькие художники, и математика может стать для них непосильным предметом. Не наказывайте детей за это, а лучше развивайте именно те навыки, которые являются у ребенка преобладающими.
Музыкальный тип интеллекта у детей
Еще один творческий тип интеллекта — музыкальный. Узреть рвение ребенка к музыке несложно — он будет тянуться к ней, сотни раз прослушивать одни и те же композиции, двигаться в такт, чувствовать ритм, темп, тон. Если вы заметили, что ребенок в столь раннем возрасте ощущает сложные музыкальные формы, то рискните отдать его в музыкальную школу, и посмотрите на его успехи — если ваши наблюдения верны, то в будущем малыш может стать известным музыкантом.
Даже если музыкальное будущее ребенка вас не прельщает, хотя бы найдите к нему правильный подход в обучении, опираясь на тип его интеллекта: такие детки имеют развитую интуицию и хороший слух, поэтому их любимая музыка может помочь в изучении материала.
Подробнее в статье: Влияние музыки на развитие личности ребёнка
Социальный (межличностный) тип интеллекта у детей
Такие дети не могут обходиться без общества, потому что среди людей они чувствуют себя полноценными членами социума. Коммуникабельным, общительным, открытым ребенок становится даже в тот момент, когда он еще не умеет разговаривать. Малыш с межличностным типом интеллекта прекрасно ладит с людьми, общается с ними, постоянно улыбается, нравится окружающим своей открытостью. Такие детки сами знакомятся на детской площадке без помощи мамы, им легко находить друзей, они одинаково успешно общаются и со сверстниками, и даже с бабушками у подъезда, а старшие ребята с удовольствием принимают младшего товарища, потому что с ним всегда интересно.
Такие детки всегда идут вперед: они активны во всех делах и начинаниях, их выбирают капитанами команд, представителями от группы, садика, школы. Да и знания ему легче получать в коллективе, нежели дома в одиночку, поэтому большинство занятий он старается сделать еще в детском или в школьном заведении вместе с другими детками, а дома ему неинтересно читать и считать в присутствии мамы. Если природа дала вашему ребенку способность легко и позитивно общаться с людьми, то старайтесь привить ему верный этикет общения, вовлекая его в свои разговоры, давая высказать свое мнения. По праву старшего поправляйте речь ребенка, следите за правильным произношением и постановкой предложений, за цензурностью и красотой сказанного, за последовательностью мыслей и никогда не отстраняйте малыша от общения с самыми родными и близкими, иначе он будет искать компанию на стороне, и никто не знает, насколько благополучной она окажется.
Интуитивный (внутриличностный) тип интеллекта у детей
Эти детишки схожи на маленьких замкнутых философов, которые даже в детстве имеют какие-то ценности, цели, стремятся к ним и постоянно «копаются» в себе, то есть в личных ощущениях и мыслях. Такие дети по натуре закрыты, глубоко чувствуют свои сильные и слабые стороны, размышляют над тем, как себя усовершенствовать и что для этого сделать без помощи мамы. Именно поэтому, в учебном процессе помощь родителей нужна лишь на начальном этапе, да и то ребенок сам выберет, что учить ему первым делом, а что оставить на потом, что для него важнее, а что может быть второстепенным. У детей с внутриличностным типом интеллекта хорошо развита самомотивация и желание быть отличным от других детей. И если родители попробуют надавить или навязать свое мнение, то в ответ ребенок еще больше замкнется, и тогда пробиться сквозь его твердую защитную «ракушку» будет крайне сложно — отсюда и проблемы в общении не только с родителями, но и с окружающими людьми.
Девочки! Давайте делать репосты.
Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки 😉
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше 😉
Gnomik.ru
©
Источник