Уроки раннего развития ребенка

Уроки раннего развития ребенка thumbnail

Конспекты, которые помогут даже неопытным преподавателям проводить насыщенные и весёлые занятия, используя последние наработки педагогики раннего возраста

Ребёнок на занятии в детском центре

Это новинка 2018-2019 учебного года.

  • У вас будет поддержка автора конспектов, возможность задавать вопросы и обращаться с затруднениями, возникающими в процессе работы. Для этого мы запланировали пять вебинаров — два в августе и по одному в сентябре, октябре и ноябре.
  • Конспекты созданы активно практикующим педагогом на основе последних научных разработок и «шлифовались» в течение нескольких лет на занятиях с детьми раннего возраста.
  • Большое количество красочных и качественных рабочих листов, созданных автором специально для этой программы.
  • «Неизбитое» музыкальное сопровождение, новые авторы песен, подробные «текстовки».

Эти конспекты предназначены для проведения занятий по раннему развитию с детьми от 1 года до 4 лет. Годовой курс рассчитан на 9 месяцев и разбит на три сезона: осенний, зимний и весенний.

В общей сложности в комплекте 216 конспектов.

  • Для детей в возрасте 1-2 года — 72 конспекта
  • Для детей в возрасте 2-3 года — 72 конспекта
  • Для детей в возрасте 3-4 года — 72 конспекта

Занятие по раннему развитию в центре Анны НовикПлановая продолжительность занятия — 45 минут. Но конспекты ИЗБЫТОЧНЫ, то есть материала заведомо больше, чем можно вместить в это время даже при очень высоком темпе работы.

Это сделано для того, чтобы при отсутствии какого-то дидактического материала или исходя из особенностей конкретной группы педагог мог выбрать то, что конкретно ему подходит, и упражнений при этом было достаточно.

Темы занятий

Дети рисуют на занятии в центре развитияВсе упражнения, задания и игры каждого занятия привязаны к теме, которая интересна детям данного возраста и должна быть освоена ими по возрастным стандартам развития.

Для возраста 1-2 года — это, например, такие темы: «Куколка», «Котята», «Божья коровка», «Ягодки», «Цветочки», «Рыбки», «Ёжики», «Яблочки-груши».

Примеры тем для возраста — 2-3 года: «Матрёшка», «Гномики», «Подсолнух», «Курочка Ряба», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Фрукты», «Грибочки».

Для детей 3-4 лет упражнения в конспектах тоже объединены общей темой, но её нельзя определить одним словом.  Материал разноплановый, и на занятиях могут прорабатываться несколько тем: например «право-лево» + «домашние животные». Или «посуда» + математические понятия «больше», «меньше», «поровну».

В каждом конспекте вы найдете:

Довольный ребёнок с поделкой на занятии в детском клубе1. Документ с подробным описанием структуры занятия.

В нем доступно изложена буквально пошаговая инструкция по проведению каждого упражнения и задания, которая будет понятна даже неопытному педагогу и максимально облегчит подготовку к каждому занятию.

2. Авторские раздаточные листы. В среднем это 3-4 раздаточных листа, которые не повторяются в других занятиях.

Это листы по графомоторике, пластилинографии, тестопластике, к блокам Дьенеша, палочкам Куизенера, фрутокрышкам, шаблоны для прищепок и для творчества (рисование пальчиками, ватными палочками, спонжами, кистями, аппликации и смешанные техники).

Большинство раздаточных листов можно заламинировать и использовать по желанию несколько лет. Это существенно сократит траты клуба на печать.

3. Список расходных материалов, которые потребуются для проведения занятия.

Музыкальное сопровождение

Музыкальное занятие Анны Новик с детьмиВ каждом конспекте перечислены и подробно описаны песенки и музыкальные произведения, которые используются на занятии.

К песням прилагается так называемая «текстовка» — слова песни и описание движений.

Обратите внимание: многие музыкальные произведения, использующиеся на занятиях, защищены авторским правом, и мы не можем передать вам сами музыкальные файлы, которые использует Анна в своем клубе.

Однако в конспектах указаны авторы, название песен и их текст, благодаря чему найти фонограмму в интернете не составит труда.

Мы рекомендуем приобретать музыку через магазины и официальные сайты авторов.

В каждое занятие входят:

Ребёнок играет в детском клубе

  1. Приветствие.
  2. Чередующиеся блоки по:
    • Интеллектуальному развитию
    • Речевому развитию
    • Творческому развитию
    • Музыкальному развитию
    • Физическому развитию
  3. Двигательные разминки, коммуникативные игры и простейшие танцы, которые проводятся между блоками.
  4. Заключение (прощание).

Конспекты созданы с учетом новых исследований о работе мозга, касающиеся межполушарного взаимодействия, моторного планирования, интеллектуальной акселерации и эмоционального интеллекта.

Успех ребенка - результат занятийТакже в программе применяется большинство новых идей, появившихся в последние несколько лет в педагогике раннего возраста.

  • Развитие навыков письма — графомоторные дорожки для малышей
  • Развитие творческого воображения — использование сыпучих материалов для творчества и сенсорных игр
  • Развитие логического мышления — игровые простейшие судоку и дорожки с последовательностями для детей раннего возраста
  • Развитие внимания – аппликации пазлы, раздаточные «Найди лишнее», «Чья тень»
  • Развитие мелкой моторики, координации движений – самодельные пособия с липучками, различными сортерами, пинцетами, пипетками, фрутокрышками и т.д.

Автор конспектов — Анна Новик

Родители в детском центреСупервостребованный педагог по раннему развитию и основатель детского клуба «Развивалочка».

Опыт работы с детьми — с 1992 года. Два высших образования: возрастной психолог и музыкальный руководитель в дошкольных заведениях.

Анна участвовала в научных конференциях и написала несколько статей по развитию детей. Автор популярного онлайн-тренинга для педагогов по раннему развитию. Ведущая вебинаров «Развитие речи у детей 1-3 лет», «Как справиться с капризами и плачем на занятиях по раннему развитию», «Как провести успешное занятие по раннему развитию».

Как создавались конспекты

Анна Новик с детьми после занятияВот что говорит об этом Анна Новик:

«Последние четыре года этим занималась очень вдумчиво и каждый день.

До этого были наработки, лаконичные конспекты. Читала учебники, книги по возрастной психологии, изучала много различных информационных ресурсов, в том числе и зарубежных.

Поняла, что знаний и практического опыта достаточно, и что нужно самой браться за разработку не только конспектов, но и раздаточных листов. Так как конспектов, которые включали  бы в себя «правильные» с точки зрения раннего возраста  музыкальные упражнения и достаточное количество разнообразных раздаточных листов, на рынке крайне мало.

Поэтому сначала писала конспекты, затем проводила по ним занятия, понимала, что можно ещё лучше… и по новой! Новые материалы — доработка конспектов — новые группы с детьми… И так несколько лет подряд обкатывала программы».

Поддержка педагогов

Некоторое время назад  мы провели специальный вебинар для педагогов. На нём Анна рассказала и показала, как работать с конспектами, как пользоваться творческими раздаточными и материалами к ним, чтобы малышам было удобно. Мы рассмотрели нюансы, которые позволят преподавателям использовать материал, указанный в конспектах, с детьми одного возраста, но разного уровня развития.

Читайте также:  Что помогает развитию личности ребенка

Получить запись 1-го вебинара

Теперь мы проводим вебинары, на которых Анна отвечает на вопросы, которые возникают у преподавателей в процессе работы.

Зарегистрироваться на очередной вебинар

Темы осенних занятий

1-2 года

Сентябрь

  1. Куколка
  2. Котята
  3. Божья коровка
  4. Ягодки
  5. Цветочки
  6. Гусеничка
  7. Ёжики
  8. Яблоки-груши

Октябрь

  1. Солнышко
  2. Матрешки
  3. Курочка, Петушок и Цыпленок
  4. Зайчик и Мишка
  5. Белочка
  6. Лошадка
  7. Паровозик
  8. Листочки

Ноябрь

  1. Платочки
  2. Уточка
  3. Рыбки
  4. Лисичка
  5. Мышка
  6. Волк
  7. Мишка (большой-маленький)
  8. Колобок

2-3 года

Сентябрь

  1. Подсолнух
  2. Яблочки-груши
  3. Фрукты
  4. Бабочки
  5. Помидор-огурец
  6. Мишка
  7. Ёжики
  8. Грибочки

Октябрь

  1. Колокольчики
  2. Солнышко и дождик
  3. Птички
  4. Листочки
  5. Птенчики
  6. Курочка Ряба
  7. Гномики
  8. Воздушные шарики

Ноябрь

  1. Рябина
  2. Хомячок
  3. Белочка
  4. Лиса и Зайчик
  5. Зонтик и сапожки
  6. Тыковки
  7. Три медведя
  8. Скоро зима

3-4 года

Сентябрь

  1. Листочки + право лево + счет до 2-ух
  2. Листочки, счет до 2-ух, буква «А», право-лево
  3. Божья коровка, счет до 3-ёх, буква «А», право-лево, развитие обеих рук
  4. Насекомые, счет до 3-ёх, право-лево
  5. Бабочка-гусеница, буква «О», право-лево, цвета
  6. Фрукты, счет до 3-ёх, право-лево
  7. Грибы, счет до 3-ёх, право-лево, буква «А» и «О»
  8. Грибы-ягоды, счет до 3-ёх, НА-ПОД-НАД, геометрические фигуры

Октябрь

  1. Арбуз, счет до 3-ёх, геометрические фигуры
  2. Овощи, право-лево, счет до 3-ёх
  3. Овощи, цифра «4», буквы «О», «У», «А», цвета
  4. Овощи, фрукты, НАД-ПОД, поровну, право-лево
  5. Посуда, буква «И», счет до 4-ёх
  6. Посуда, право-лево, цвета, счет до 4-ёх
  7. Капуста, посуда, цвета, право-лево, буква «Ы»
  8. Геометрические фигуры, листья, счет до 4-ёх, право-лево

Ноябрь

  1. Тропические фрукты, геометрические фигуры
  2. Тропические фрукты, посуда, счет о 4-ёх
  3. Овощи, фрукты, ягоды, право-лево, буква «Э»
  4. Кто где живет, большой-средний-маленький, ПАРА
  5. Детёныши домашних животных, геометрические фигуры, счет до 4-ёх
  6. Домашние животные-детеныши, ПОРОВНУ, ПАРЫ, повтор «А», «О», «У», «И», «Ы», «Э»
  7. Домашние птицы, цвета, ПАРА, счет до 4-ёх
  8. До свидания, ОСЕНЬ

Темы зимних занятий

1-2 года

Декабрь

  1. Снежок
  2. Варежки
  3. Снеговик
  4. Домик
  5. Зимой в лесу
  6. Зимой в городе
  7. Снегири
  8. Новый год

Январь

  1. Дед Мороз
  2. Ёлочка
  3. Колокольчики
  4. Пингвин
  5. Белый медвежонок
  6. Круг-квадрат
  7. Пузырь, соломинка, лапоть
  8. Игрушки

Февраль

  1. Барашек
  2. Коровка
  3. Кошка-собачка
  4. Чашечки
  5. Конфетки
  6. Машины
  7. Репка
  8. Блины-оладушки

2-3 года

Декабрь

  1. Пришла зима
  2. Зайчик зимой
  3. Мишка зимой
  4. Снегири-синички
  5. Лесные домишки
  6. Варежки и шапки
  7. Снеговики
  8. Скоро Новый год

Январь

  1. Дед Мороз и Снегурочка
  2. Новогодняя ёлочка
  3. Новогодние игрушки
  4. Гора из снега
  5. Белый медвежонок
  6. Пингвины
  7. Снежинки
  8. Геометрические фигуры (ч.1)

Февраль

  1. Геометрические фигуры (ч.2)
  2. Мячики
  3. Машины
  4. Сосульки
  5. Месяц, звезды и солнышко
  6. Право-лево
  7. Сердечки
  8. Масленица

3-4 года

Декабрь

  1. Зима, повторение изученных букв
  2. Зимующие птицы, геометрические фигуры
  3. Зимующие птицы, право-лево, счет до 4-х
  4. Зимняя одежда, «пара»
  5. Зимняя одежда, «пары», геометрические фигуры, счет до 4-х
  6. Снеговики, большой-средний-маленький, цифра «5»
  7. Снеговики, счет до 5-ти, закрепление изученных букв
  8. Новый год, «пара», буква «Ё»

Январь

  1. Новый год, счет до 5-ти, геометрические фигуры
  2. Новогодние упражнения:цвета, размеры, счет до 5-ти
  3. Зимующие птицы, геометрические фигуры, счет до 5-ти
  4. Снежинки, внутри-снаружи, поровну, буква «Ю»
  5. Обитатели Севера, геометрические фигуры, счет до 5-ти
  6. Обитатели Севера, право-лево, буква «Я»
  7. Пингвины, цвета, счет до 5-ти
  8. Снежинки, счет до 5-ти, повторение изученных букв

Февраль

  1. Зима, лесные животные, право-лево, счет до 5-ти
  2. Детеныши лесных животных, геометрические фигуры, счет до 5-ти
  3. Лесные животные и их следы, право-лево, счет до 5-ти, повторение изученных букв
  4. Транспорт, «пара», цвета, счет до 5-ти
  5. Транспорт, геометрические фигуры, счет до 5-ти
  6. Паровоз-электропоезд, право-лево, цифра «6», буква «Л»
  7. Сердечки, счет до 6-ти, геометрические фигуры
  8. 23 февраля, военная техника, счет до 6-ти, повторение изученных букв

Темы весенних занятий

1-2 года

Март

  1. Солнышко
  2. Праздник мам
  3. Неваляшка
  4. Кораблики
  5. Рыбки
  6. Карандаши
  7. Клоун
  8. Вышла мышка погулять

Апрель

  1. Матрёшки
  2. Птички
  3. Листочки
  4. Лисичка
  5. Грибочек
  6. Яблочко и червячок
  7. Цветочки
  8. Пасха

Май

  1. Флажки
  2. Радуга
  3. Бабочка
  4. Одуванчик
  5. Насекомые
  6. Лягушата
  7. Морские обитатели
  8. Гномики

2-3 года

Март

  1. Пришла Весна
  2. Праздник 8 марта
  3. Подснежники
  4. Кораблики
  5. Часы
  6. Право-лево
  7. Геометрические фигуры
  8. Признаки Весны

Апрель

  1. Улиточка
  2. Зоопарк
  3. Обезьянки
  4. Слон
  5. Зебра
  6. Детёныши
  7. Верба
  8. Пасха

Май

  1. Павлин
  2. Флажки (день Победы)
  3. Цветочки
  4. Медведь и пчёлы
  5. Лягушки
  6. Морское дно
  7. Ракушки
  8. Пугало

3-4 года

Март

  1. Весна, повторение изученных букв
  2. 8 марта
  3. Музыкальные инструменты, геометрические фигуры, счёт до 6
  4. Пальцы руки, право-лево, поровну, счет до 6
  5. Игрушки, геометрические фигуры, счет до 6
  6. Части тела, право-лево
  7. Подснежники, счет до 6, геометрические фигуры
  8. Маша и Медведь, листья, счет до 6, право-лево

Апрель

  1. Скворцы, повторение изученных букв
  2. Кошка-мышка-собака, счет до 6
  3. Космос, геометрические фигуры, счет до 6
  4. Космос, поровну, счет до 6
  5. Парусник, «пара», цвета, счет до 6
  6. Одежда, мальчик-девочка, право-лево
  7. Лесные животные-детеныши, счет до 6, геометрические фигуры
  8. Пасха, счет до 6

Май

  1. Насекомые, цифра 7, повторние изученных букв
  2. Насекомые, геометрические фигуры, НАД-НА-ПОД, счет до 7
  3. Пчёлы, цифра 7, право-лево, геометрические фигуры
  4. Домашние-лесные животные, большой-средний-маленький, цвета, счет до 7
  5. Дома, счет до 7
  6. Животные жарких стран, геометрические фигуры, повторение изученных букв
  7. Морские обитатели, цифра 8, геометрические фигуры
  8. Морские обитатели, счет до 8, право-лево

Скачайте бесплатно примеры конспектов с приложениями

Конспект «Цыпленок» для возраста 1-2 года

Конспект «Пугало» для возраста 2-3 года

Конспект «Овощи» для возраста 3-4 года

Темы летних занятий

1-2 года

Июнь

  1. Гусенички
  2. Бабочки
  3. Колокольчики
  4. Мишки
  5. Цыплёнок
  6. Ягодки
  7. Ёжики
  8. Лето

2-3 года

Июнь

  1. Наступило Лето
  2. Насекомые (часть 1)
  3. Насекомые (часть 2)
  4. Домашние животные (часть 1)
  5. Домашние животные (часть 2)
  6. Право-лево
  7. Зубки
  8. Арбуз

3-4 года

Июнь

  1. Фрукты (часть 1)
  2. Фрукты (часть 2)
  3. Овощи (часть 1)
  4. Овощи (часть 2)
  5. Цветы
  6. Мальчик-девочка
  7. Чемоданное настроение
  8. Море

Примеры раздаточных листов, входящих в июньские конспекты:

Раздаточные листы для занятий в детском клубеРаздаточные листы для занятий в детском центреРаздаточные листы для занятий в детском центре

Стоимость

Учебный периодЦена комплектаОдин конспект
1 месяц (8 конспектов)7900 руб.988 руб.
3 месяца (24 конспекта)19900 руб.830 руб.
Годовой курс (72 конспекта)49900 руб.693 руб.
Трехлетний цикл (216 конспектов)129900 руб.602 руб.
Читайте также:  Группы здоровья и развития ребенка

Для начала оформления заказа выберите интересующий вас вариант:

Источник

Умный, здоровый, физически и психически развитый ребенок – мечта любого родителя. Именно к этому мы стремимся, играя и занимаясь с детьми. Но как развивать ребенка правильно, чему учить, пока он маленький, на чем сконцентрировать основные усилия? От обилия идей и советов по детскому развитию голова у мам подчас идет кругом. В данной статье мы проведем обзор основных иностранных методик раннего развития детей, поговорим об их особенностях и главных принципах.

Имея представление обо всех методиках, вам будет проще определиться с тем, элементы какой/каких из них стоит взять на вооружение

Методика раннего развития детей Гленна Домана

Гленн Доман – американский нейрофизиолог, разработавший уникальную методику развития, которая изначально была направлена на реабилитацию детей с повреждениями мозга. В течение многих лет врач проводил исследования и детально изучал закономерности детского развития, что и помогло ему создать комплексную лечебную программу. Занятия, включающие в себя зрительную, слуховую, тактильную стимуляцию, дыхательные упражнения, мануальное воздействие и упражнения на развитие речи вызывают заметные улучшения в состоянии больных детей. Доман считал, что мозг «развивается в процессе его интенсивного использования, а развитие интеллекта ребенка прочно связано с его физическим развитием».

В дальнейшем Доман усовершенствовал свою методику, чтобы применять ее и для развития здоровых детей. Высокий уровень интеллектуальной и физической подготовки детей, с которыми занимались «по Доману», вдохновляет родителей использовать именно эту методику раннего развития

Основные принципы методики:

1) Физическое развитие (свобода движения ребенка, стимуляция врожденных рефлексов, использование трека для обучения ползанию, развитие чувства равновесия и умения преодолевать преграды, обучение плаванию);

2) Обеспечение ребенка максимумом информации (в ответ на вопрос ребенка нужно дать максимально развернутый ответ и дать возможность анализа – например, показав 10 карточек с изображениями того, о чем спрашивал ребенок);

3) Обучение чтению (регулярный показ карточек с изображениями знакомых предметов и их написанными красным шрифтом названиями);

4) Обучению счету (регулярный показ карточек с разным количеством красных точек, которые ребенок учится соотносить с понятием количества);

5) Энциклопедическое обучение (показ карточек с отчетливыми и крупными изображениями незнакомых ребенку предметов, животных, репродукций картин, людей, слов и т.д.).

Методика Домана-Маниченко

Одним из наиболее известных в России последователей Гленна Домана стал педагог и психолог Андрей Маниченко, создавший собственную адаптированную методику и основавший компанию «Умница». Основное отличие методики Маниченко от методики Домана – игровая форма обучения и активное участие ребенка в процессе.

Основные принципы методики:

1) Игровые микроуроки.

2) Комплексное обучение чтению – от карточек к книгам.

3) Занятия проводятся по карточкам, дискам, книжкам-вертушкам, книжкам-пряткам и листалкам.

Монтессори-методика раннего развития

Методике Монтессори или, как ее называла сама автор, системе самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде, уже более 100 лет. Мария Монтессори – первая в Италии женщина-врач, ученый, педагог и психолог. Работая детским врачом, она обратила внимание на бесцельность времяпровождения умственно отсталых детей и пришла к выводу, что в раннем детстве они не имели достаточного количества стимулов для развития. Целью разработки системы Монтессори было создание материалов, которые бы побуждали детей к познанию

Основные принципы методики:

1) «Помоги мне это сделать самому» – главный принцип методики Монтессори. Если ребенок может сделать что-то самостоятельно, родитель или педагог не вмешиваются в процесс и не пытаются помочь. Роль взрослого – наблюдать и предлагать малышу задания с тем материалом, который он сам выбрал. Ребенок работает в своем темпе и занимается тем, что ему интересно в данный момент. Это развивает уверенность в собственных силах, независимость.

2) Развивающая среда является основой методики Монтессори. Ее элементы должны стимулировать ребенка к познанию через все органы чувств. Помещение для занятий по системе Монтессори разделено на 5 зон с развивающими материалами: зона упражнений в повседневной жизни, зона сенсорного воспитания, математическая зона, зона родного языка, зона Космоса.

3) Методика Монтессори делает особый акцент на работе ребенка с предметами. Это и повседневные предметы, и специальные Монтессори-материалы, разработанные таким образом, чтобы ребенок мог справляться с ними самостоятельно. Большое внимание уделяется предметам, развивающим мелкую моторику – бусинам, шнуровкам, крупам и бобовым, шарикам, пуговицам.

4) Монтессори-группа состоит из детей разного возраста, что воспитывает в старших заботу о младших, а малышей стимулирует учиться у тех, кто взрослее.

5) Все материалы после занятия должны быть вымыты, сложены и убраны ребенком на место. Это с раннего возраста приучает детей к порядку и уважению к другим людям.

Методика раннего развития Сесиль Лупан

Сесиль Лупан – увлеченная ранним развитием мама, применившая методику Домана к двум своим дочкам и на практике понявшая ее плюсы и минусы. Именно поэтому многим нравится именно методика Лупан, а не Домана, ведь он писал свои книги, основываясь на среднестатистических показателях большого количества детей, не акцентируя внимание на индивидуальности каждого ребенка. Сесиль Лупан же более тонко и душевно подбирала методы обучения (и это естественно, поскольку она делала это не для чужих, а для своих собственных детей), с учетом склонностей и возникновения интереса к тому или иному занятию.

Основные принципы методики:

1) Родители – лучшие учителя для малыша. Ребенку важен интерес со стороны взрослых к его потребностям и интересам, но не нужна чрезмерная опека.

2) Обучение происходит в игровой форме и прекращается до того, как ребенок устанет. Занятия должны быть в радость и для малыша, и для родителей. Проверять знания ребенка не нужно.

3) Быстрота и новизна будут поддерживать естественную любознательность ребенка. Импровизированные занятия лучше серьезных заготовок.

Читайте также:  Приемы развития памяти и внимания ребенка

4) Познание мира, по мнению Лупан, начинается с речи. Именно поэтому разговаривать с ребенком следует постоянно, даже если он пока ничего не понимает.

5) Важно учитывать индивидуальность каждого ребенка и проявлять гибкость и чуткость, раскрывая его природные способности.

6) Особое внимание, как и у Домана, уделяется физической активности ребенка, которая является основой для умственного развития. Сесиль Лупан является сторонницей грудничкового плавания по мeтоду Клэр Тиммeрманс.

Методика развития талантов Синити Сузуки

Синити (Шиничи) Сузуки – японский скрипач, педагог и основатель Института воспитания талантов. Он был убежден, что музыкальность не является талантом, а просто способностью, которую можно и нужно развивать. Синити Сузуки сравнивал обучение игре на музыкальных инструментах с обучением родной речи, считая, что в постижении любых навыков нет принципиальной разницы. Поэтому его методика называется еще «методом родного языка». Трех-четырехлетние воспитанники Сузуки поражали окружающих блестящей игрой на скрипке, что является явным показателем успешности данной методики.

Основные принципы методики:

1) Любовь, внимание и забота родителей – основа любого обучения. Доброжелательная атмосфера помогает раскрыться способностям ребенка.

2) Прививать ребенку любовь к музыке необходимо с рождения.

3) Многократные повторения, свойственные обучению музыке, способствуют развитию трудолюбия, пониманию смысла музыкального произведения, точности самовыражения.

4) К обучению нужно подходить как к игре, а не как к скучной обязанности. Тогда и ребенку учиться будет в радость.

Методика Масару Ибука

Масару Ибука – японский инженер и успешный бизнесмен, один из основателей компании «Sony». Однако он приобрел известность в большей степени как автор уникальной методики раннего развития, сочетающей в себе рекомендации касательно всех сторон жизни ребенка. Единственный сын Масару Ибука, страдавший аутизмом, вдохновил его на подробное изучение разнообразных педагогических методик и постоянные наблюдения за детьми и подростками. Результатом исследований стал провокационный вывод, ставший названием известной книги – «После трех уже поздно». Масару Ибука был убежден, что в первые три года жизни формируются умственные способности ребенка, а значит, родителям важно не упустить это «золотое время» для обучения малыша.

Основные принципы методики:

1. Первые три года жизни ребенка – это основа для всего его будущего. Поэтому важно обеспечить малышу благоприятную среду, постоянно общаться с ним, проявлять ласку и заботу, развивать его интеллектуально и физически, эстетически и музыкально. Окружение важнее в плане развития ребенка, чем гены.

2. Ребенка невозможно «перекормить» новыми знаниями, его нервная система блокирует информацию, когда мозг переполнен ей.

3. Необходимо знакомить ребенка с настоящим искусством, показывая ему репродукции картин великих художников и давая слушать музыку классических композиторов.

4. У ребенка не должно быть много игрушек, это рассеивает внимание и подавляет развитие.

5. Строгость к ребенку нужно проявлять в первые годы его жизни, а не наоборот. После 2-3 лет у малыша развивается самоуважение, а излишнее давление вызывает лишь протест и неповиновение.

6. Маленьких детей можно и нужно обучать иностранным языкам.

7. Родителям стоит поощрять творческие проявления ребенка.

7. Детям необходимо постоянно двигаться. Тренировать двигательные навыки нужно с младенчества. Очень полезна ходьба, которая задействует большую часть мышц тела.

Вальдорфская методика раннего развития

Вальдорфская методика была разработана Рудольфом Штайнером, немецким ученым, основоположником антропософии и педагогом. Основная задача воспитания ребенка по Вальдорфской системе – формирование свободной личности. Данная методика не приемлет раннего интеллектуального развития детей. Считается, что самым маленьким (детям до 7 лет) необходима подражательная познавательная деятельность, а не перенасыщение избыточной информацией. Вальдорфская система приветлива, доброжелательна, спокойна. Садики и школы, работающие по этой методике, существенно отличаются от традиционных: они имеют неторопливый темп, индивидуальный подход к каждому ребенку, в них нет оценок и сравнивания детей.

Основные принципы методики:

1. Главный принцип – это «неопережение», т.е. ребенок должен развиваться в своем темпе, с упором на качество, а не на количество.

2. Дети играют и работают только с натуральными материалами. Пластмассовые и электронные игрушки, различные гаджеты исключены. Вся атмосфера наполнена домашним уютом, ведь детей окружает естественность: дощатые полы и мебель, самотканые коврики, тряпичные куклы, деревянные и соломенные игрушки.

3. Большое значение придается психологическому комфорту ребенка, а значит, педагог Вальдорфского детского сада или школы должен уметь создать доверительную обстановку в коллективе.

4. Особое внимание уделяется занятиям различными видами искусств: музыкой, пением, живописью, лепкой и рукоделием. Вальдорфскую педагогику можно назвать скорее гуманитарной.

5. Дети очень много играют, преимущественно самостоятельно (взрослые лишь поддерживают интерес детей к игре). Кроме того, они участвуют во взрослой трудовой деятельности – готовке, уборке, садоводстве.

6. Отсутствуют принуждение, наказания и осуждение ребенка.

7. Важной частью Вальдорфской педагогики являются праздники, проводящиеся в духе народных традиций.

Методика раннего развития Макото Шичида

Макото Шичида – японский профессор, ученый, исследователь и практик в области деятельности головного мозга. Шичида считал детей гениальными от природы и не советовал родителям увлекаться академическим обучением. По его мнению, задача взрослых – создать для развития мозга ребенка благоприятную среду.

Основные принципы методики:

1. Приоритетным в методике Шичиды является развитие правого полушария мозга ребенка, отвечающего за интуицию и подсознание. Именно в этом основное отличие данного метода от традиционного, «левополушарного», применяющегося в большинстве современных детских садов и школ. Возраст с полугода до 6 лет Шичида считал идеальным для развития правого полушария.

2. Благожелательность родителей и позитивный настрой определяют успешность занятий.

3. Занятия с ребенком должны быть разнообразны и направлены на развитие всех способностей ребенка: фотографической памяти, визуализации, математических способностей, музыкальности, интуиции и даже экстрасенсорики. Шичида рекомендует использовать в занятиях большое количество карточек с разнообразными изображениями, танграмы, пазлы, книги, слушать с ребенком музыку, делать творческие задания и многое другое.

Источник