Уроки для ребенка 5 лет чтения
С какого возраста учить ребенка читать?
Единого мнения нет. Одни родители убеждены, что ребенка нужно учить чтению в 4-5 лет. Другие снижают планку до 2-3-х лет. Третьи же и вовсе настаивают, что ребенка не стоит «мучить» до школы. Мол, обучение чтению — это задача школьных учителей. Кому верить?
Каждый ребенок развивается в своем темпе. Поэтому не привязывайтесь к конкретному возрасту, а оценивайте, насколько будущий читатель «созрел» к обучению.
Ребенок точно готов учиться читать, если он:
- умеет строить целостные предложения, говорит четко и связно;
- легко произносит и различает звуки речи, не путает созвучные слоги (жа-за, да-та) и буквы в созвучных словах (код-кот);
- различает понятия право-лево, верх-низ;
- правильно выговаривает буквы;
- проявляет интерес к буквам и чтению.
Если ребенок в чем-то не соответствует критериям, но проявляет интерес к буквам, и книгам — это нормально. Речь не такая связная как хотелось бы — больше общаемся с ребенком, спрашиваем и отвечаем на его вопросы. Вместо [c] получается [ш] — находим логопедические упражнения, выполняем специальные гимнастики или идем к логопеду.
Ребенок уже не просто рассматривает книжки с иллюстрациями, а просит или даже требует что-то прочитать или пытается разобраться сам?
Время пришло. Не упускайте момент.
Методики обучения чтению, их плюсы и минусы
Существуют десятки методик, по которым можно научить ребенка читать. Мы коротко расскажем о нескольких самых популярных, обозначим не всегда очевидные плюсы и минусы.
Чтение по слогам (фонетический метод)
Классическая методика, которой пользуются в детских садах и начальной школе. Сначала ребенок учится произносить звуки (фонетика) и буквы, затем объединять их в слоги и целые слова.
Типичный арсенал: азбука, букварь, карточки с буквами и слогами.
- «+» Ребенок с легкостью слышит звуки в словах и произносит их, избавляется от дефектов речи в случае, если они у него есть.
- «-» Метод не подходит для младших дошкольников (3-4 года) и детей помладше, т.к. требует определенного уровня знаний и занимает много времени.
Кубики Зайцева
На специальных кубиках ребенок видит все частоупотребляемые слоги, одиночные буквы и пары из согласной буквы и твердого или мягкого знака.
Каждый кубик имеет определенный размер, цвет, звучание, чтобы ребенок вместе с буквами и складами запоминал их характеристики. К примеру, железные кубики обозначают звонкие слоги, деревянные — глухие, на больших кубиках размещены твердые гласные, а на маленьких — мягкие.
- «+» Методика не привязана к возрасту, обучение проходит в виде игры, которая развивает музыкальный слух, мелкую моторику и др.
- «-» У кубиков Зайцева есть недоработки, которые ведут к тому, что дети «проглатывают» окончания слов и неправильно понимают фонетический состав слова (в школе им приходится переучиваться).
Карточки Глена Домана (чтение целых слов)
Способ заключается в том, что ребенку уже с грудного возраста начинают показывать карточки с картинками и словами, внятно проговаривая их. Дети воспринимают слова не по частям, а как цельные единицы.
- «+» Возможность начать обучение с раннего детства, развитие феноменальной памяти.
- «-» Побочный эффект методики Глена Домана — проблемы с грамотностью, трудности при разборе слов по составу.
Методика Марии Монтессори
Ребенок играет с буквами из шероховатой бумаги, которые наклеены на картонные таблички.
Он повторяет за взрослыми звук, а потом пальчиком обводит контур буквы. Затем из букв в специальные рамки складываются слова и фразы.
- «+» Игровое обучение, развитие мелкой моторики.
- «-» Методика требует материальных затрат и больше рассчитана на групповые занятия.
Какую методику выбрать?
Пробуйте разные подходы, чтобы найти «свой». Но помните, что какую бы методику вы ни выбрали, нельзя сводить обучение к строгим урокам. Пусть это будет увлекательная игра, к которой захочется возвращаться. Тогда чтение для ребенка будет ассоциироваться с удовольствием, а не мукой.
Учимся читать играючи
Занимательные игры помогают детям научиться читать легче и быстрее, чем целенаправленные занятия.
Держите на заметку несколько нескучных активностей и просто играйте с ребенком.
«Живые буквы»
Видеть и читать буквы — интересно, брать буквы в руки — еще интереснее! Не ограничивайтесь карточками и кубиками, создавайте буквы вместе с ребенком: лепите их из пластилина, вырезайте из бумаги, выкладывайте из теста буквы-печеньки.
Упражнения в игровой форме
Команда ЛогикЛайк регулярно создает интересные задания для развития у детей логического мышления и других важнейших способностей.
Занимательные игры и задания для развития мышления у детей с 5 лет.
Есть у нас и авторский набор упражнений, которые помогут ребенку с интересом развить навыки чтения:
- изучать буквы и звуки;
- научиться читать по слогам;
- читать целыми словами.
Настольные игры
Карточки с буквами, слогами и словами — это занимательно, но ещё сильнее ребенка увлекают развивающие настольные игры на чтение, в которые интересно играть в компании. Для начала можно рассмотреть такие настольные игры, как «Зверобуквы» и «Читай-хватай».
«Тайные письма»
Попробуйте писать ребенку письма от имени его любимого персонажа или игрушки, чтобы ему захотелось на них ответить. Можно приобрести в книжном и готовые материалы для таких писем.
Пример: блокнот «Я научу тебя читать» с письмами гномика Гоши.
Типичные ошибки родителей в обучении ребенка чтению
Упор на запоминание букв, а не звуков
Казалось бы, что плохого в том, чтобы запомнить букву «В» как [вэ], а букву «М» как [эм] или [мэ]? Но когда вместо «метро», ребенок скажет «мэетэрэо», ошибка станет очевидна. Необходимо учить ребенка называть буквы только соответствующими им звуками: «В» — [в], «М» — [м] и т.д.
Изнуряющие занятия
Дети 3-4 лет не могут долго быть внимательными, поэтому им будет достаточно 10-минутного занятия. С ребятами 5-6 лет оптимально заниматься по 15-20 минут. Если видите, что ребенок стал рассеянным, занятие стоит прекратить.
Психологическое давление
«Тебе уже 5 лет, а ты все еще не умеешь читать! Как же тебя в школу возьмут?» Запугивания лишь отобьют у ребенка желание заниматься. Или вовсе вызовут страх перед чтением.
Английский писатель Эйдан Чамберс в своей книге «Расскажи. Читаем, думаем, обсуждаем» писал, что маленького читателя важно хвалить за каждое достижение. Вот он подошел посмотреть на книжки, взял одну из них, а потом вдруг решил переключиться на другую. И каждый из этих шагов важен.
Отсутствие у родителей привычки читать
Дети во всем стараются подражать взрослым. И если они видят, что мама или папа садятся за книгу, им непременно захочется ее почитать. Поэтому важно, чтобы в семье существовала культура чтения.
Как развить живой интерес ребенка к чтению и учебе вообще?
Читайте книги вместе с ребенком
Обсуждайте и пересказывайте их содержание, чтобы ребенок понимал и запоминал текст. Можно зачитывать вслух интересные отрывки из книг и предлагать ребенку узнать, о чем речь пойдет дальше, дочитав книгу самостоятельно.
Покажите детям, что чтение — это ключ к двери, за которой кроется множество волшебных миров. Увлеченный книгами ребенок будет с интересом учиться и узнавать новое каждый день. Будьте для ребенка наставником, который всегда поддержит и даст совет.
Предложите развивающие задания в форме игры
Источник
Ничего, что газета кверх ногами? Зато мотивация ярко выражена!
Недавно в одном из блогов я прочитала статью о том, как учить детей читать. Автор утверждает, что чтение – это естественный процесс. Родителям не нужно форсировать события. Когда появится потребность, ребёнок научится читать сам.
БАБУШКА
Я очень сомневаюсь в истинности такого утверждения. Моя бабушка родилась в 1907 году. Она — самая мудрая из всех известных мне бабушек. При этом была неграмотной до конца жизни. В нашей семье все, кроме неё, имели образование. В доме было очень много книг, журналов, газет. Это никак не мотивировало бабушку к овладению грамотой. С интеллектом у неё всё в порядке. Речь была грамотной, яркой, насыщенной образами, пословицами, поговорками. Неоднократно видела, как многие люди приходили к ней за советом по разным вопросам.
КОГДА УЧИТЬ ЧИТАТЬ?
Конечно, сейчас время всеобщего образования. Совсем не читающих людей встретить трудно. Это могут быть только люди с особыми потребностями или с детства находящиеся «на обочине жизни». Но плохо читающих – сколько угодно. Среди них встречаются и имеющие аттестат о среднем образовании.
Я сделала два вывода: во-первых, детей нужно вовремя научить читать. Во-вторых, научить читать недостаточно – важно сформировать потребность и интерес к чтению.
Для чего уметь читать — понятно всем. Вопрос в том, когда и как учить читать.
Однажды я слушала лекцию профессора Марьяны Михайловны Безруких — известного российского специалиста в области возрастной физиологии. Она говорит: «В обучении и развитии идите за ребёнком». Ни один ребёнок не является чистым листом, на котором можно писать что угодно и когда угодно. Но родители ребёнка могут внимательно наблюдать за сыном или дочкой. Оказывать поддержку в обучении тому, к чему ребёнок уже готов. Пожалуй, одинаково плохо обучать ребёнка читать как слишком рано, так и слишком поздно.
Я
Я настойчиво попросила научить меня читать в 5 лет. Но в этом не вижу особой заслуги. Просто я третий ребёнок в семье. Рядом со мной постоянно находились уже хорошо читающие сестра и брат. К семи годам я читала бегло. И делала это с удовольствием.
В то время (1967 год) хорошо читающие дети на входе в школу встречались гораздо реже, чем сейчас. По ощущениям, моя первая учительница Анна Андреевна уделяла мне меньше внимания, чем моим одноклассникам. С ними проходила буквы, учила складывать слоги и слова, а мне давала книжки для самостоятельного чтения. Зато умение заниматься самостоятельно тем, что интересно, очень помогает мне на протяжении всей жизни.
Возможно, это последний советский букварь — 1989 год издания
ДЕТИ
По своему образу и подобию старшую дочь тоже научила читать в 5 лет. Использовала для этого обыкновенный школьный советский букварь. Не помню, чтобы возникали какие-либо проблемы. Сейчас кажется, что всё происходило легко и органично.
Разница между двумя моими дочками один год и семь месяцев. Когда младшей исполнилось 5, решила научить читать и её. Но выяснилось, что Татьяна уже знает все буквы. Просто играла с деревянными кубиками, на которые были нарисованы картинки и буквы. Возможно, что-то спрашивала у старшей сестры. Сейчас такие игрушки тоже есть в достаточном количестве в любом магазине. За один-два дня я научила Татьяну складывать буквы в слоги и слоги в слова.
ВНУЧКА
Когда исполнилось пять внучке Виктории, учить её чтению начала не только по семейной традиции. Мы живём в Казахстане. В связи с образовательной реформой («обновление содержания образования») ей предстояло пойти в школу в шесть с половиной. На собрании родителей будущих первоклассников объявили, что к моменту поступления в школу дети должны читать 15 слов в минуту.
Детские сады у нас в стране заканчиваются теперь старшей группой. В начале последнего детсадовского учебного года воспитатель пообещала, что к Новому году дети, которым к тому времени исполнится шесть, уже будут читать. И через месяц перешла на должность методиста. Новые воспитательницы таких обязательств на себя не брали. Поэтому читали к маю только те, кого учили за пределами детского сада – 2-3 ребёнка из 28. После выпускного в детском саду родители нанимали репетиторов, отправляли детей в платные группы подготовки к школе или учили читать дома.
КАК УЧИТЬ ЧИТАТЬ?
Мы с Викторией реализовали все три варианта. Причем начали заниматься чтением за год до окончания детского сада. Ей было 5 лет и 5 месяцев, когда мы предприняли первую попытку. Неожиданно для себя я натолкнулась на барьер. Дело в том, что внучка выучила все буквы примерно в три с половиной года самостоятельно, нажимая на кнопки электронного «Говорящего букварёнка». Именно буквы, а не звуки. Гласные звуки Виктория складывала легко. Но никак не могла понять, как из «гэ» и «а» получается «га». Опыта преодоления подобных проблем у меня не было. Решила воспользоваться услугами репетитора.
Ирину Павловну мне рекомендовали как опытного, «сильного» учителя начальных классов. На первом занятии я присутствовала. Учительница минут 20 втолковывала внучке, что такое устная речь, от какого слова произошло прилагательное «устная», как появилось слово «уста». Затем провела физминутку под танцевальный видеоролик. Только после этого перешла к буквам. И сообщила, что ребёнок слишком быстро устаёт. Я оставила её замечание без комментариев. Занимались 3 раза в неделю. Присутствовать на последующих занятиях у меня не было возможности. Через две недели я стала беседовать с внучкой, чтобы понять, чему она научилась. Не обнаружила никаких результатов. Скорее всего, у Ирины Павловны просто не было опыта работы с пятилетними детьми. Методы и подходы к обучению семилетних автоматически не удалось перенести. Я поняла, что продолжать не имеет смысла. Поблагодарила репетитора, и продолжили занятия самостоятельно.
Нам понадобилось три букваря — одного, оказывается, мало
Начали работать по букварю Н.С. Жуковой – в детском саду рекомендовали именно это пособие. Читали по одной странице, но обязательно каждый день. В день это занимало от 5 до 10 минут. Барьер по слиянию согласных с гласными преодолели довольно быстро. Но уже с 19 страницы в этом букваре начинается слияние двух согласных подряд (сма-, мра-, хму-). С 36 страницы – появляются довольно длинные слова из 3-х (кар-тин-ки) или 4-х (рас-пи-ли-ли) слогов. Это вызывало затруднения у ребёнка.
Опасаясь, что чрезмерные трудности могут быстро уничтожить желание учиться, подключила другой букварь – М.А. Жуковой. Длинные слова там тоже встречаются, но мы читали только легкое – слоги из двух букв, простые слова. Тексты игнорировали. В результате появились устойчивые навыки. Кроме букваря Виктория стала читать вывески на улице. Затем прочитали все тексты в книге М.А. Жуковой. Потом вернулись к букварю Н.С. Жуковой и дочитали его до конца.
В завершение нашего импровизированного курса прочитали азбуку М.М.Безруких, Т.А.Филипповой. К достоинствам этой книги относится наличие пальчиковой гимнастики и картинок с заданиями по развитию речи.
Буквари и азбуки читали примерно 8 месяцев в общей сложности. К этому времени Виктория читала уже достаточно уверенно, но по слогам. Скорости большой не было.
ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ?
Следующий этап я считаю одним из самых важных – когда ребёнок научился читать – что делать дальше? Мне кажется, именно в этот момент появляется риск из категории умеющих читать перейти в категорию читать нелюбящих. Это происходит, когда взрослые, считая свою миссию выполненной, отпускают ребёнка в свободное плавание.
Стала продумывать дальнейшие действия. Продолжили практику ежедневного чтения. Но я поняла, что сразу перейти к чтению любых детских книжек Виктории сложно. Подбирала адаптированные к возможностям начинающей читательницы.
В магазинах есть серии тонких книжек: «По слогам», «Моё первое чтение» и т.д. Возможный, но не лучший вариант. Во-первых, часто в такой книжке одна история на 14-16 страницах. Для одного раза многовато. А если делить текст на части – пока придёт время читать следующую страницу, забывается, что было на предыдущей. Во-вторых, покупать каждую книжку отдельно дороже, чем сборник, который можно читать более продолжительное время.
Тонкие книжки с мягкой обложкой. Мне кажется, слишком тонкие
Очень рада, что встретила книгу «Короткие тексты для первого чтения» — рассказики Льва Толстого и Елены Андреевой. Рассказы Льва Николаевича я помню из своего детства. После чтения этих простых историй в сознании возникали яркие объёмные образы.
Сборники для первого чтения
Ещё одно открытие для меня – серия сборников Михаила Носова (издательства «Clever»): Оранжевая, Синяя, Зелёная и Красная книги сказок. Всё необходимое есть: небольшие тексты, возрастающая сложность, методические рекомендации для родителей.
Серия книг для первого чтения издательства «Clever»
К лету внучка читала 15-20 слов в минуту. Стала читать на улице не только вывески, но и объявления. Очень важно навыки чтения с самого начала применять в повседневной жизни.
ГРУППА ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ
Для закрепления знаний и адаптации к новым условиям решили походить в группу подготовки к школе. Встретили там семерых детей из садовской группы Виктории. Для занятий чтением учитель предложила купить пособие О.В.Узоровой, Е.А.Нефёдовой «Быстрое обучение чтению». Как методическое пособие для учителей, наверное, является ценным источником. Но для детей не очень, по-моему. Серая бумага, отсутствие иллюстраций, мало текстов – в основном звукосочетания.
Учителя считают, что по этому пособию можно научиться читать быстро. Но оно такое скучное!
Викторию учительница за чтение хвалила, но заданий, соответствующих её уровню подготовленности, не предлагала. Начала вместе со всеми – с начала. Мама одной из садовских подружек сказала, что её дочка Мирослава в этой группе научилась читать после того, как выучила слоговую таблицу.
Мама другой девочки – Анастасии – сокрушалась, что за два месяца посещения этой группы дочка так и не научилась читать. Кстати, ни раз слышала разговоры мамочек детей, посещавших подготовительные классы в школе. Говорят, что отучившись учебный год, некоторые дети не умеют читать совсем или читают плохо.
ПЕРВЫЙ КЛАСС
В сентябре Виктория стала первоклассницей. Я решила продолжать с ней регулярные занятия чтением. С первого сентября начинаем выполнять домашние задания с дополнительного чтения – 1-2 странички. В выходные дни тоже читаем. Книжки покупаю специально – по тому же принципу — достаточно короткие тексты, цветные иллюстрации. Если в сборнике попадается более длинный текст – она начинает, а я дочитываю. Или читаем по очереди – страницу она, страницу я.
К октябрю техника чтения Виктории достигла 26 слов в минуту. В декабре во время официального школьного контроля прочитала 50 слов в минуту. Стала читать во время просмотра телепередач. Правда, не всегда успевает за убегающими или исчезающими словами.
Не могу сказать, что каждую секунду стремится читать. У нас много других занятий ежедневно. Но нежелания читать не проявляет, настаивать пришлось несколько раз в самом начале процесса. Иногда берёт книжки с полки и читает что-нибудь по своей инициативе.
Думаю, поставленная цель – научить читать и сформировать интерес к чтению – благополучно достигнута.
СОВЕТЫ
Если переосмыслить наш с Викторией опыт, можно сделать следующие выводы:
Во-первых, чтение – важный и жизненно необходимый навык. Поэтому обучение чтению можно сопоставить с привитием основных гигиенических навыков – например, мыть руки, чистить зубы.
Во-вторых, при организации обучения желательно придерживаться некоторых принципов:
- поэтапно овладевать основными приёмами;
- постепенно уменьшать помощь взрослого;
- своевременно переходить к самостоятельным действиям ребёнка;
- обязательно читать ежедневно.
В третьих, нужно осторожно использовать электронные пособия для изучения русского алфавита. Первоочередное запоминание букв, а не звуков может создать ненужные проблемы при обучении чтению.
В четвёртых, для формирования и поддержания интереса к чтению дома нужно иметь хотя бы небольшую библиотечку из соответствующих возрасту ярких, интересных книжек.
Азбуки и другие книжки аккуратно сложили. Собираемся передать весь комплект двоюродному брату Виктории Мирону. Ему скоро исполнится 3. Может быть наш подарок будет ему полезен, а может быть нет — у каждого свой уникальный путь к знаниям. Даже к знаниям базовым и универсальным.
Если соотносить время начала обучения чтению со временем начала обучения в школе – мой личный опыт говорит, что оптимально — за 10-12 месяцев до школы. В этом случае нет необходимости форсировать события, нервничать, подозревать или обвинять ребёнка в недостаточной сообразительности. Скорее всего, чем ребёнок старше, тем меньше понадобится времени.
Можно ли учить читать ребёнка в 2-3-4 года? Конечно, можно. Ведь на свете встречаются вундеркинды. Но даже если ваш ребёнок – один из них, хорошо бы не причинить вреда здоровью. Так, родителей моего внука Мирона врачи предупредили, что раннее обучение в его случае очень нежелательно. Могут возникнуть проблемы со зрением. Хотя в целом Мирон вполне здоровый мальчик.
А как вы учите читать своих детей?
Источник