Уроки арифметики для ребенка 5 лет
18 августа 2018
Аверьянова Света
О ментальной арифметике в России узнали сравнительно недавно, около 20 лет назад. Цена на занятия с профессиональными преподавателями менар растет от года к году. По этой причине многие мамы и папы решают заниматься ментальной арифметикой с детьми самостоятельно, используя самоучитель. Опытом и секретами домашнего обучения быстрому счету поделимся в этой статье.
Можно ли заниматься дома
Обучать малышей счету на абакусе не обязательно в специализированных центрах, это можно сделать бесплатно. Если родители мобильны, готовы тратить время и силы на самообразование и развитие детей, то домашние занятия по ментальной арифметике станут не только хобби, но и семейным видом общения, игр.
Сторонники развивающих уроков дома с мамой настаивают на нескольких плюсах и минусах самостоятельного непрофессионального обучения.
Преимущества
- Знакомая обстановка помогает расслабиться, дети не испытывают стресса.
- Родители учитывают индивидуальные особенности малыша при планировании занятий.
- Отсутствие платы за обучение.
- Экономия времени. Добираться до обучающих центров не нужно.
- Самообразование для родителей.
Недостатки
- Отсутствие опыта у домашних педагогов.
- Минимальное количество информации о методе в Сети, книжных магазинах. Педагоги спеццентров стараются держать тонкости преподавания в тайне.
Занятия ментальной арифметикой дома – неплохой способ саморазвития и обучения ребенка. Но решаться на этот шаг нужно при хорошей дидактической, методологической подготовке родителей. Иначе вы рискуете совершить массу ошибок. А исправлять недочеты гораздо сложнее, чем сразу научить правильно.
Важно! Для самообучения и подготовки к урокам используйте видеокурсы из Сети, книги, советы психологов. Для экономии средств распечатывайте лекции, тренировочные задания на домашнем принтере.
Что такое абакус
Это помощник для обучения детей быстрому счету. По внешнему виду напоминает русские счеты, но в перевернутом виде. Абакус, по-японски соробан, состоит из рамки и бусин, надетых на спицы.
Счетная область разделена на два блока:
- Верхний. На каждой спице по 1 костяшке. Этот ряд кратен 5. Их называют братья.
- Нижний. По 4 костяшки на каждой спице. Бусины кратны 1. Это друзья.
Вертикальный ряд спиц в нижнем блоке обозначает разряд цифр.
Справа — налево: единицы, десятки, сотни и т.д.
При счете разделительная планка между нижним и верхним рядами должна располагаться горизонтально. Чтобы показать число, нужно поднимать костяшки вверх. Если все бусины опущены — на счетах 0.
Важно! Разобраться в устройстве абакуса сложно только теоретически. Если взять счеты в руки, выставить пару чисел пальцами самостоятельно, то понимание работы древнейшего математического прибора быстро приходит к детям и взрослым.
Посмотрите примеры, как легко и просто можно раскладывать различные числа на абакусе:
Этапы подготовки
Поэтапное следование советам профессиональных педагогов поможет сделать процесс обучения ментальной арифметике дома продуктивным и интересным:
- Пройдите азы ментальной математики сами, усвойте и закрепите материал основательно с помощью самоучителя.
- Оборудуйте домашний класс счетами, пособиями, подготовьте учебник.
- Составьте примерную программу уроков, план на 1–2 месяца.
- На первом занятии познакомьте юного ученика с абакусом. Пусть пощупает, попробует передвинуть костяшки.
- Посмотрите с ребенком видеоурок, схемы сложения цифр на абакусе.
- Заведите тетрадь с зарисованными схемами выкладывания комбинаций на счетах.
- При откладывании цифр пользуйтесь указательным и большим пальцем.
- После объяснения принципа работы переходите к сложению однозначных, двузначных чисел. Пусть ребёнок пробует сам решать задачи.
- Не торопитесь. Переход к более сложной ступени должен быть постепенным.
- Переходить к вычитанию нужно после автоматизации решения примеров на сложение.
- Занимайтесь регулярно. Назначьте точное время, дни для уроков, старайтесь не отступать от намеченного плана.
- Занятие по ментальной арифметике должно длиться около 30 минут.
- Учитывайте возраст детсадовца, школьника, уровень математических знаний при составлении плана и подборе заданий.
- Отработайте умножение и деление на счетах.
- Попробуйте работать только пальцами, без абакуса. Визуализация – самый сложный этап обучения.
- Практикуйте ментальный счет только пальцами на каждом занятии по 10 минут.
Как складывать на абакусе
Итак, маленький математик с вашей помощью освоил счетный прибор счеты для ментальной арифметики, познакомился с основными принципами работы. Пора переходить к первым простейшим примерам сложения.
Скачайте задачи для домашних занятий в интернете бесплатно и решите их сами, потом предлагайте дошкольнику.
На первом уроке используйте однозначные и двузначные числа. Попробуем сложить 14 и 22. Действовать нужно по следующему алгоритму:
- Отложите на спицах первое число – 13. Согласно данному методу, для этого в ряду десятков поднимите 1 бусину на нижнем ряду; на спице, отвечающей за единицы, отложите 3 костяшки.
- Прибавляем 23. Для этого в ряду единиц добавляете 3 бусины, в ряду десятков – 2.
- Получаем 36.
Выполняйте математические действия слева направо. Для поднимания бусин пользуйтесь большим пальцем, для опускания – указательным. При нехватке костей в нижнем блоке нужно пользоваться помощью братьев из верхней части рамки, кратных 5.
Например, для выкладывания числа 80 бусин в ряду десятков не хватит, их всего 4. Для этого нужно отложить 5 десятков в верхнем блоке. Получится 50. И добавить 3 бусины на нижнем блоке — еще 30. В сумме получается 80.
Важно! Умение формируется постепенно. Не торопитесь сами и не подгоняйте ребенка. В качестве помощи используйте видеоуроки, методические пособия. Подготовьте программу обучения и материалы.
Посмотрите видеоурок, в котором показаны азы сложения:
Продолжение обучения:
В этом видео разобраны более сложные примеры на сложение:
Учимся вычитать
Отнимать цифры на абакусе тоже несложно. Перед первым уроком посмотрите видео базового курса. Вводное занятие в домашних условиях начните с теории, прочитав соответствующие книги (перечень учебников будет представлен ниже). Объясните ребенку следующие аспекты:
- Начинать вычитать нужно с большего разряда.
В трехзначных цифрах – с сотен, в двузначных – с десятков.
- Не нужно забывать пользоваться верхним блоком, костяшками-братьями.
Приведем несколько примеров на вычитание. Для малышей тренировка должна начинаться с однозначных цифр.
От 8 отнимем 3
- На первой спице в верхнем блоке опустите костяшку, получится 5.
- В нижнем поднимите еще 3 бусины. Так выставляется цифра 8.
- Теперь отнимаем 3.
- Опускаем 3 костяшки в нижнем ряду.
- Остается 5.
От 13 отнимаем 4
- Выставляем на абакусе число 13.
- В ряду десятков поднимайте 1 косточку. Это 10.
- В ряду единиц — 3 бусины. Равно 13.
- Отнимаем 4.
- В ряду единиц бусин для вычитания не хватает, поэтому опускаем костяшку из блока десятков.
- Затем поднимаем бусину верхнего блока, кратного 5, в ряду единиц и 1 бусину в нижнем ярусе.
- Ответ – 9.
Примеры расчета представлены на схемах. Их можно распечатать, иметь под рукой во время занятий. Спустя пару уроков выкладывание цифр на счетной доске станет автоматическим. Малышу нужно впервые предложить представлять ментальную карту для решения простых задач. Опорные таблицы для устного счета без абакуса понадобятся только в первое время.
Умножение
Изучение принципа умножения на абакусе чуть сложнее, чем предыдущие задачи. Придется немного напрячься. Начинайте перемножать с большего разряда, двигаясь от сотен к единицам поэтапно. Большой палец двигает костяшки вверх, указательный – вниз.
Чтобы лучше понять, как выполняется умножение, вначале советуем вам посмотреть обучающее видео на эту тему:
И еще один дополнительный урок по умножению:
Умножим 13 на 22
- Сначала берем десятки у обеих цифр. Умножаем устно: 10 x 20 = 200.
- Откладываем получившийся результат на счетах.
- Теперь действуем так же с единицами первого числа и десятками второго. Умножаем 3 x 20 = 60.
- Откладываем на счетах.
- На этом этапе берем десятки первого числа и перемножаем с единицами второго. 10 x 2 = 20.
- Передвигаем костяшки.
- Осталось перемножить единицы обеих цифр: 3 x 2 = 6.
- Откладываем и оцениваем результат на счетах.
- Получилось 286.
Важно! При изучении умножения и деления не прерывайте уроки надолго, лучше тренироваться 2–3 раза в неделю по 30–40 минут. Иначе новая информация быстро забывается, навык теряется.
Деление
Проходить деление на абакусе нужно сразу после понимания и автоматизации умножения. Учебный процесс начните с пояснений принципов работы на счетах. Ребенок должен действовать так:
- Мысленно разделить абакус на две половины по ширине. Это поля для знаменателя и ответа.
- Цифру для деления выставить справа.
- Слева будет ответ.
- Писать итог деления нужно с крайнего столбца.
Посмотрите видео, в котором подробно объяснен принцип деления:
Продолжите изучать деление в этом ролике:
Делим 62 на 2
- Чтобы выполнить деление, сначала отложим первое число (62) на абакусе.
- Делим десяток: 60 : 2 = 30.
- Откладываем в поле ответа 3 костяшки в крайнем ряду.
- Делим единицы: 2 : 2 = 1.
- Откладываем 1 костяшку в поле ответа в следующем ряду.
- Оцениваем итог. Получилось 31.
Делим 864 на 4
- Откладываем 864 на счетах.
- Оставляем в поле ответа не менее трех рядов свободными.
- Делим 800 на 4, получается 200.
- Поднимаем 2 костяшки в крайнем ряду для ответа.
- Делим 60 на 4. Получаем число с остатком. Придется умножить 4 на число меньше 6, но ближайшее к 4. Умножаем: 4 х 1, получается 4.
- Поднимаем 1 костяшку во втором ряду для ответа.
- Умножаем полученные 4 на 6 для восстановления равновесия чисел. Получается 24.
- Теперь делим 24 на 6. Ответ: 4.
- Поднимаем 4 костяшки в третьем ряду в поле ответов.
- Оцениваем результат – 216.
Важно! Учебный процесс на начальном этапе приобретения навыка деления можно сопровождать работой на калькуляторе. Регулярно проверяйте себя и ребенка на точность результата.
Как пользоваться пальцами без использования счетов
Конечный результат обучения ментальному счету – это решение арифметических задач на пальцах, без абакуса. Знакомство с этим методом практической работы начинайте с простых упражнений.
Считать на пальцах нужно следующим образом:
- Представьте, что рука — это абакус.
- Пальцы левой руки отвечают за числа, кратные 10. Большой палец – это 50.
- Правая рука — это числа от 1 до 9, большой палец обозначает цифру 5.
- Сжатые кулаки — 0.
Приведем несколько примеров счета на руках.
Как показать цифру 35
Вытягиваем три пальца левой руки – это 30, большой палец правой руки – это 5.
Показываем число 98
Разворачиваем все пальцы левой руки. Они обозначают цифру 90. На правой руке поднят большой палец – это 5, и три других пальчика. В итоге получается 90 и 8.
С помощью счета без абакуса можно складывать, отнимать, делить и умножать.
Пальчики выполняют роль костяшек. Спустя 10–12 уроков по ментальной карте, то есть с помощью визуализации, ребенок будет решать примеры довольно быстро.
Именно этот метод является эффективным способом обучения быстрому счету. Ребенок не будет тратить время на передвижение бусин на счетах, запоминать их расположение. Движения пальцами автоматизируются поэтапно, от простых примеров к сложным.
Книги по ментальной арифметике
Обойтись без пособий и решебников для домашнего обучения ментальной арифметике просто невозможно, даже 1 уровень пройти не получится. . Приведем небольшой список самых популярных и доступных для понимания учебников. Используйте их как самоучитель, сборник примеров и домашних заданий.
«Матемагия. Секреты ментальной математики». А. Бенжамин
Раскрывает секреты ментальной арифметики. После ее прочтения родителю будут доступны многие методы работы с ребенком дома. Автор рассказывает о математических трюках, способах молниеносно решить сложнейшие задачи устно.
В процессе усвоения материала у ребенка улучшается память, внимание. По итогам курса обучения школьник научится извлекать квадратный корень, переводить кубические величины в квадратные и наоборот без калькулятора, в уме.
Блокнот-тренажер «Не ментальная арифметика». Ш. Ахмадуллин
Автор обещает научить детей быстрому устному счету за 21 день. В сборник включены теоретическая информация, упражнения для пробных занятий, задания высшего уровня. Можно использовать в детском саду, школе. Книга предназначена для детей от 7 до 11 лет.
По отзывам родителей, блокнот заинтересовывает детей с первого занятия. Игра постепенно переходит в серьезную работу. Ребенок чувствует уверенность на уроках математики, повышается самооценка, успеваемость.
«Ментальная арифметика. Знакомство». Р. Багаутдинов, Р. Ганиев
Изучать ментальный счет по данному пособию можно с 5 лет. Этапный метод подготовки к развитию навыка решения задач на пальцах включает в себя теорию, простые упражнения, задачи повышенной сложности.
В книге огромное количество фотографий, изображений формул для вычитания, сложения многозначных цифр. Ребенок воспринимает информацию на слух, зрительно. Дети научатся считать с помощью ментальной карты за 1–2 месяца.
«Ментальная арифметика. Учебник для преподавателей и родителей»
Издается компанией «Анаста». В комплект входят четыре книги: учебник, «Методика для занятий с детьми», два решебника. Приобретать методическую литературу нужно в комплекте. К учебникам прилагаются флеш-карты для тренировки памяти, внимания.
Дидактический сборник используется на занятиях с детьми от 4 лет. Издатели гарантируют быстрое запоминание материала благодаря большому количеству интересных занятий, упражнений, психологической составляющей метода обучения.
«Ментальная арифметика. Сложение и вычитание». С. Эрташ
Это рабочий тренажер по ментальной арифметике и дидактический сборник в одном флаконе. Задачник помогает понять принципы преподавания быстрого счета в домашних условиях, в центрах «Менар», содержит доступную информацию для детей и родителей.
Математический гений быстро перейдет от низкого уровня к сложному благодаря играм, схемам, формулам, интересным задачам. Автор предлагает несколько способов сложения и вычитания: традиционный — на математическом приборе , комбинированный, на пальцах (устный). Учебник предназначен для детей 4–6 лет.
Ментальная арифметика – это лишь один из методов развития ребенка раннего возраста. Использовать домашний тип обучения нужно в том случае, если вы уверены в своих силах, есть много свободного времени. В противном случае доверьте малыша специалистам, домашние задания готовьте вместе.
После успешного усвоения основ быстрого счета, автоматизации движения пальцами продолжайте самообучение дома. Делайте это регулярно, чтобы не потерять навык работы с ментальной картой.
ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/intellect/mentalnaya_arifmetika_v_domashnih_usloviyah.html
Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в Яндекс Дзене.
Источник
Умение ребёнка быстро считать в уме необходимо для его успешного обучения и развития в целом.
Лучше всего развивать это умение уже в раннем детстве. И самый благоприятный возраст это 3-5 лет (необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка). Считается, что в 4 года ребёнок с лёгкостью осваивает элементарные математические действия, а именно сложение и вычитание.
В чём польза?
- быстрый счёт в уме пригодится в различных жизненных ситуациях (например, при посещении магазина);
- развивается мышление (умение быстро и верно принимать решения, просчитывать возможные варианты развития событий);
- развитие интеллектуальных способностей;
- формируется аналитический склад ума;
- быстрый счёт в уме пригодится в различных жизненных ситуациях (например, при посещении магазина);
- развивается речь;
- развивается память;
- придаёт уверенность в себе (к примеру, во время ответа ребёнка у доски);
- один из способов тренировки мозга.
Методики и способы
Прежде чем обучать ребёнка устному счёту необходимо сформировать у него понятие числа. Обязательно должен сформироваться образ числа (в этом поможет математическое домино, конструктор лего и т.д.). Также ребёнок должен понять значения «много»- «мало», «больше»-«меньше» “один” -“много”, “шире”-“уже” , «длинный»-«короткий»,затем научиться сравнивать предметы, различать простейшие геометрические формы.
Способов для обучения быстрому счёту в уме много, вот некоторые из них:
Методика Зайцева «Тысяча плюс»
— это быстрое и эффективное обучение счету, знакомство с составом числа и числами до 1000 включительно.
Методика обучает умению счета в уме, обучение проходит в игровой форме.
Метод Глена Домана
Обучение происходит в игровой форме с помощью специальных карточек с изображённых на них красных точек.
Счёт с применением знаний состава числа
Этот способ основан на знании состава числа. Тренироваться, необходимо решая несложные задачи и задания, постепенно усложняя .
Например, 6+7
Первое слагаемое дополняем до 10, 6+4=10.
4 мы взяли из 7, на основе знаний, о составе числа 7=4+3.
добавляем 3 к 10 и получается 13
6+4+3=13
Далее продолжаем усложнять примеры (с числами в пределах 100, 1000).
Заучивание таблиц
Метод основан на заучивание до автоматизма таблицы на сложение и вычитания. Помогут так же специальные математические раскраски, песенки и т.д.
Таблица сотен Никитина
Школьная методика обучения счету учит действовать по правилу. Предлагается решить 40 задач, от простого к сложному, которые помогут развить способности в арифметике.
Методика Полякова
«Автор советует оставить прибавление и вычитание по одной единице, и научить малыша действовать целыми числами – вычитать и прибавлять сразу по 3, по 5, по 6 и так далее».
Обучение проходит в виде игры с цветными кубиками прямоугольные картонные фишки с цифрами и коробочки с гнездами под кубы.
Суть методы заключается в том, что малыш запоминает конфигурацию числа, которое у Полякова выглядит, как кубики и пустые клетки.
Методика Монтессори.
Самое главное по этой методике заинтересовать ребенка на самостоятельное изучение. Но методика хороша для групповых занятий и лучше разновозрастных. Большое внимание уделяется изучению материала с помощью тактильных ощущений и визуально.
Ментальная арифметика
-это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на счетах (соробан).
В настоящее время очень модная методика.
Использование вычислительных приемов и алгоритмов.
— опираясь на знании о составе числа (подробнее описано выше);
— округление или присчитывание частями (65-17= 65-5(тем самым округляем до 60)— 10-2(здесь применяем знания о составе числа 7=5 и 2)=48 );
— перестановка слагаемых (9+8+1, удобнее считать так: 9+1+8=10+8=18);
-«перепрыгивание» или присчитывание (например: 28+39=(28+40)-1=67;или 85-39=(85-40)+1=46), также можно поступать с другими числами для удобства счета 7 прибавляем 3, 8 прибавляем 2 и т.д.
Игры и упражнения для тренировки устного счета.
Если ребенок будет регулярно считать в уме, то этот навык будет развиваться. Вот какие игры и упражнения помогут в этом:
— сюжетно ролевая игра «Магазин»;
— «веселый счет»(игра с мячом- ведущий кидает мяч и называет пример, который игрок должен решить);
— математическое лото;
— настольно-печатные арифметические игры;
-специальные тренажеры.
Советы:
— на начальных этапах любые практические действия нужно показывать на любых предметах, так как у детей преобладает наглядно-образное мышление;
— для успешного быстрого счета в уме важна концентрация внимания;
Вам может быть интересно:
Развиваем внимание у ребёнка. Простые, интересные игры и упражнения.
— игровая форма обучения в ненавязчивой форме;
— занятия должны проходить регулярно;
— используйте примеры из жизни;
— хвалите ребенка за успехи и не ругайте за неудачи;
— время занятий должно соответствовать возрасту;
— выбирайте методику исходя, в первую очередь из возможностей и способностей Вашего ребенка.
Научиться умению быстрого счета в уме может каждый, подбираем подходящую методику (при желании можно комбинировать несколько) и постоянно тренируемся. Главное научить ребенка умению находить более удобный и быстрый способ решения.
Вам может быть интересно:
Математические игры на прогулке.
Как быстро выучить таблицу умножения. 10 способов, 6 игр.
Развитие и воспитание детей. Каталог статей.
Источник