Упражнения в бассейне для ребенка 5 лет

Упражнения в бассейне для ребенка 5 лет thumbnail

Фото

В этой статье я постарался собрать наиболее важную информацию про обучение плаванию дошколят.

Внимание! Это статья – про обучение плаванию маленьких детей, то есть в возрасте от 3 до 5-6 лет. Если Вас интересует обучение более старших детей (6-10 лет) – то перейдите по этой ссылке, а если речь идет совсем о малышах – то сюда.

Чему реально научить в этом возрасте

Каждый ребенок индивидуален, но в целом тренеры считают следующим образом:

  • В 3 года чаще всего ребенок еще по своему развитию не готов учиться плаванию, но его можно начинать учить базовым навыкам, которые в дальнейшем пригодятся для плавания.
  • В 4 года – возможна аналогичная ситуация, но многих детей в этом возрасте уже можно научить плаванию. Однако о правильной технике речь пока не идет, то есть о правильном плавании спортивными стилями говорить пока что рано.
  • В 5 лет ребенка реально научить плавать, в том числе начинать учить правильной технике кроля (на груди и на спине) и брасса.

Считается, что в пять лет можно освоить спортивный стиль за 2 месяца, если тренироваться 3 раза в неделю по 30 минут.

Повторюсь, все вышесказанное очень условно и зависит от развития и способностей ребенка. Допускаю, что отдельные уникумы и в 3-4 года могут научиться правильно плавать кролем на груди или брассом, хотя я сам вживую такого не видел.

Главная мысль, которую я хотел здесь донести: не имейте напрасно завышенных ожиданий, не ждите от дошкольника, что он в таком возрасте сходу поплывет правильной техникой и вообще будет уверенно плавать.

Тем не менее, в этом возрасте (с 4-5 лет) вполне реально научить держаться на воде и плыть хотя бы небольшие дистанции, а также заложить фундамент для того, чтобы в 6-7 лет он уже перешел к уверенному и спортивному плаванию.

Самый важный принцип учебы

Вторая важная мысль, на которую также хотел бы обратить особое внимание: самое главное при обучении плаванию в этом возрасте – это радость, интерес, позитив у ребенка.

Дело в том, что уроки плаванием должны быть систематическими (одного-двух раз явно не хватит!), а ребенок в этом возрасте еще не является сформировавшейся сознательной личностью и не готов систематически делать то, что ему не интересно или не нравится.

Более того, правильное обучение плаванию (а неправильно учить не стоит!) предполагает не очень естественные для человека действия, такие как опускание лица и выдох в воду.

Ребенок может бояться и не понимать этого и, в конечном итоге, может решить, что ему это всё вообще “не надо”.

Потому, если Вы будете обучать его самостоятельно, то рекомендую учесть следующее:

  • Обучение должно происходить в игровой форме в легкой, непринужденной манере. В самом маленьком возрасте и на первых порах игры обязательны.
    Фото 2Радость – главный принцип занятий
  • Не должно быть никакого принуждения и давления. Если ребенок не хочет заниматься, ваша задача – придумать, как его заинтересовать, вызвать у него желание заниматься, но ни в коем случае не заставлять.

    Педагогика – тонкая и спорная наука, но я бы при этом не рекомендовал делать ребенку подарки за занятия. По крайней мере, точно не за каждое занятие и не за сам факт занятий.

    Подумайте, как сделать радостным и интересным само нахождение в воде – чтобы ребенок хотел там быть, а не отбывал “номер” для того, чтобы получить после этого вознаграждение за мучения. Иначе вы можете его разбаловать и оказаться потом в очень плохой ситуации, когда без подарка он откажется заниматься. Да и результаты таких занятий будут хуже, чем результаты занятий, которые сами по себе приятны и желанны для ребенка.

  • Хвалите его за занятия, даже если нет успехов (а если есть успехи – и за них отдельно). Не ограничивайтесь безликими фразами “молодец”, а старайтесь делать это более развернуто, чтобы он чувствовал, что ваши слова – не формальность.
  • Будьте рядом в воде и показывайте всё на личном примере. Играйте, выполняйте сами все задания параллельно с ребенком, порой даже в соревновательной манере. Во-первых, так ему будут намного более наглядны и понятны ваши задания. Во-вторых, часто дети не хотят делать того, что перед этим не сделал сам родитель.
  • Не кидайте ребенка в воду и не делайте того, что может его испугать!
  • Не бойтесь сами – дети чувствуют, если родитель боится.

Методика обучения для дошкольного возраста

С самого раннего детства очень важно заложить основы именно правильного плавания.

Правильное плавание на груди – это всегда плавание с опусканием головы в воду. Это кроль с опущенным в воду лицом (с вдохами на бок) либо брасс, когда голова поднимается для вдоха и затем опускается обратно для выдоха.

Фото 3Классический кроль: берется вдох и затем лицо опускается в воду

Как было указано выше, сходу кроль или брасс малыш в этом возрасте не освоит, но базовые принципы нужно закладывать с самого начала.

Почему неправильно плавать с поднятой головой:

  • Это влечет неправильный баланс тела, препятствует плавучести и скольжению.
  • По вышеуказанной причине этому гораздо сложнее научить. Ребенок быстро научиться держаться на воде с опущенным в нее лицом, но будет тонуть, если все время будет с поднятой головой.
  • Это вредно для здоровья. Для детей это не так принципиально, но в целом поднятая голова – это излишняя нагрузка на шейный позвонок и передавливание кровеносных сосудов. А польза от плавания как раз в ином – в снятии осевой нагрузки с позвоночника, в вытягивании.

Более подробно про то, какое плавание является правильным, вы можете почитать здесь.

Соответственно, ребенка маленького возраста в первую очередь нужно учить следующему:

  • опускать в воду лицо,
  • делать выдох,
  • полностью вытягиваться (с опущенной головой),
  • вытянувшись, оттолкнуться и проскользить по воде,
  • вытянувшись, плыть за счет работы ног (на начальных этапах – с плавательной доской).

Еще раз напомню, что для 3-5 лет все должно идти в игровой и позитивной форме. Задания должны чередоваться, чтобы ребенку было интересно и весело.

Если какое-то задание не получается или не нравится – убирайте его либо попробуйте придумать, чем его можно заменить. Потому нижеизложенное можно взять для образца, но не стоит рассматривать это в качестве единственной возможной программы – смотрите по ситуации, экспериментируйте.

Первые шаги – привыкание к воде

Если мы говорим про совсем маленького ребенка, то самый первый шаг – это привыкание к воде. Пусть ваш сын или дочь сначала с познакомятся – посидят, постоят в ней, поиграют в игрушки.

В этой связи, очень важно проводить привыкание и первичное обучение там, где:

  • очень мелко (где ребенку по пояс);
  • прозрачная теплая вода, желательно 27-28 градусов;
  • вода не должна резать глаза.

Самый оптимальный вариант – мелкий бассейн с теплой водой.

Море нежелательно из-за волн, соленой и более холодной воды. Реки и озера нежелательны, так как требуется прозрачная среда.

Не всем маленьким детям нравится пребывание в воде, потому проявите терпение и первые разы дайте ему без всяких заданий, упражнений, плавательных очков и т.д. просто возможность вдоволь наиграться в теплой, мелкой, прозрачной воде, полюбить ее.

Для развития интереса у совсем маленьких отлично подходят игрушки для водных игр, лейки, мячи, игрушки из любимых мультиков.

Можно также пробуждать интерес посредством просмотра мультиков, видео-роликов на морскую тематику.

Плавательные очки

Вам требуется приучить ребенка к плавательным очкам. У детей пяти лет это обычно проблем не вызывает, у более младшего возраста на этом этапе могут возникнуть капризы.

Попробуйте пройти этот этап в игровой форме. Восхищайтесь ребенком, когда он в очках. Объясните и покажите, что в них можно веселиться и брызгаться. Показывайте на личном примере.

Читайте также:  Ребенок 5 лет не ест картошку

Сами очки по возможности также лучше выбрать интересной формы или расцветки, но в первую очередь они не должны протекать – о том, как правильно их подобрать, я подробно писал здесь.

Можно, конечно, и вообще без очков обойтись – но тогда вам нужно выбрать такой бассейн, в котором, если находиться под водой с открытыми глазами, в глазах не будет неприятных ощущений (проверьте это сначала на себе).

Опускание лица в воду

  1. Самое-самое начало – просто омывать лицо водой или брызгаться.
  2. Приседания и прыжки в воде. Идея – в том, чтобы за счет приседаний или выпрыгиваний лицо погружалось в воду. Например, поставьте задачу присесть и посмотреть друг на друга, либо садиться и подпрыгивать. Более продвинутый вариант – показать друг другу язык или скорчить гримасу.

    В общем, веселитесь, но таким образом, чтобы голова регулярно оказывалась под водой.

  3. Сбор игрушек. Положите на дно игрушки там, где мелко (то есть не требуется сильно нырять), но рукой без погружения лица их не достать. Придумайте какую-нибудь легенду – пусть ребенок проводит “спасательную операцию” либо добывает сокровища.
    Фото 5Сбор игрушек – отличная игра!

Выдох

Следующий базовый навык, которым должен владеть ребенок – умение выдыхать в воду, так как в правильном плавании, независимо от стиля, именно таким образом делается выдох.

Академический вариант обучения этому, который используют многие тренеры:

  • держась руками за бортик бассейна, опустить голову и пускать пузырики носом (можно и ртом, но важно научиться носом). Повторять это несколько минут, пока не надоест;
  • взять в руки плавательную доску и, держась за нее вытянутыми руками, плыть за счет ног, опуская лицо в воду для выдоха и поднимая для вдоха.

Иные варианты в игровой манере – делать те же самые подпрыгивания и приседания, добавляя выдох под водой.

Фото 6Выдыхать можно и ртом, хотя лучше научиться делать это носом!

Скольжение

Задача – чтобы ребенок мог проскользить в бассейне, вытянувшись стрелочкой. Дышать на первых порах необязательно – можно это делать на задержке дыхания.

Напомню, что все упражнения делаются исключительно в мелкой части бассейна!

Пусть ребенок оттолкнется ногами ото дна или от стенки бассейна и проскользит, вытянув руки вперед перед собой (“стрелочка”). В конце упражнения вы его берете на руки, либо он сам встает на дно.

Это приучает к правильному положению тела к воде, учит держаться на ней.

Работа ногами

Следующий этап – подключаем ноги.

Академический вариант – на первых порах учить работать ногами в стиле кроль – то есть совершать попеременные махи вверх-вниз.

Вместе с этим, некоторым детям от природы ближе не махи, а “лягушачьи толчки”. Тогда не нужно заставлять их делать махи – пусть работают ногами в “лягушачьем стиле”.

Для проверки того, к какому стилю изначально предрасположен ребенок, попросите его попробовать проплыть любым способом и посмотрите, как он интуитивно начнет двигать ногами. Очень подробно и наглядно это показано в видео тренера Дениса Тараканова, у которого я и позаимствовал эту идею:

Если мы говорим о классическом варианте (махи-удары ногами, а не лягушачьи толчки), то далее имеет смысл показать ребенку их правильную технику.

Важно следить, чтобы ноги не сгибались сильно в колене. Маленькие дети интуитивно начинают бултыхать ногами, сгибая их в колене – а вместо этого должна идти работа от бедра – почти прямые ноги бедром двигаются вверх-вниз.

О том, как правильно должны двигаться ноги, более подробно читайте в этой статье.

Рекомендуется, чтобы взрослый сначала показал движения на суше – садимся на край бассейна, вытягиваем ноги и двигаем ими вверх-вниз, затем просим то же самое повторить сидящего рядом ребенка.

Затем переходим в воду, где есть два варианта упражнений:

  1. Ребенок отталкивается стрелочкой и скользит к вам (как в предыдущем упражнении), подключая при этом ноги.

    Сначала плывем с опущенной головой на задержке дыхания (или на выдохе).

    Затем учимся поднимать и опускать голову. Мне здесь очень нравятся упражнения уже упомянутого выше Дениса Тараканова:

    Подъем головы – “задумчивая рыбка” -> “любопытная рыбка”:

    Подъем головы со вдохом – “Задумчивая рыбка” -> “Восхищенная рыбка”:

  2. Упражнения с плавательной доской (если не получается первый вариант).

    Ребенок берет в руки плавательную доску и плывет с ней:

    • руки вытянуты вперед с доской,
    • ноги делают махи,
    • голова опускается для выдоха и поднимается для вдоха (не давайте плавать с поднятой головой, иначе затем без доски ничего не получится).

    Выглядит это вот так:

    Фото 7

В целом, этот этап (приучение плавать с опущенной головой за счет ног) может занять длительное время – наберитесь терпения. Чем меньше малыш, тем больше занятий потребуется для того, чтобы научиться этим навыкам. Например, в 3 года можно полгода, а то и год прозаниматься таким плаванием – вашему сыну или дочери потребуется время, чтобы закрепиться на этой ступени.

Занимайтесь таким образом до тех пор, пока ребенок не сможет хотя бы какое-то расстояние проплыть без доски (руки стрелочкой) только за счет ног.

Подключение рук

Пройдя предыдущий этап, далее подключаем руки.

Академический вариант – учить гребки кролем с дыханием на сторону.

Однако в маленьком возрасте их очень тяжело освоить, более реалистично – делать движения руками из брасса:

  • гребок обеими руками к себе, в этот момент голова поднимается над водой для вдоха;
  • выброс рук вперед, в этот момент голова опускается.

Правильная техника работы руками в брассе описана в этой статье, но нужно понимать, что для ребенка 3-5 лет и она покажется сложной.

По факту, очень часто дети вместо брассовых движений переходят на плавание по-собачьи.

По вопросу, что с этим делать, у тренеров есть разные точки зрения:

  • одни специалисты полагают, что нужно добиваться именно правильной техники гребков брассом, иначе ее сложно будет привить потом;
  • другие считают, что на самом первом этапе ребенку допустимо научиться грести хотя бы как-нибудь, даже если и по-собачьи. Тем самым он научится хотя бы как-то плавать, а далее уже можно будет ставить правильную технику.

С моей точки зрения, здесь многое зависит от возраста, развития и способностей ребенка. Не вижу ничего критичного во втором варианте – сначала научиться хотя бы как-то плыть, далее ставить технику.

Для обучения гребкам в стиле “брасс” (даже если по факту это будет “по-собачьи”) нужно показать движения ребенку сначала на суше (попросив повторить), затем – тренировать их в воде.

Если же вы решили или хотите попробовать тренировать руки в стиле “кроль”, то на первых порах это делается за счет плавания с доской:

  • как и ранее, плывем ногами,
  • вытянутые руки держат доску
  • одна из рук делает гребок и возвращается обратно на доску.

Что еще можно делать?

В дополнение к изложенному, можно делать классические упражнения “звездочка” (лечь на воду с расставленными руками и ногами) и “поплавок” (обхватить колени руками и зависнуть в воде на задержке дыхания).

Они сами по себе не учат плаванию, но позволяют почувствовать плавучесть тела. За их счет можно также разнообразить уроки.

Как они делаются, показано в этом видео:

Итог упражнений

После освоения этих упражнений вы достигнете цель – ребенок научится плавать.

Скорее всего это будет стиль, который некоторые тренеры называют “прикладной брасс”: руки делают движения из брасса (либо по-собачьи), а ноги работают махами в стиле “кроль”.

Тем не менее, как было указано выше, допустимы и иные варианты (ноги двигаются “по-лягушачьи” либо руки работают, как в кроле).

О нарукавниках и жилетах

Нарукавники и плавательные жилеты – это страховка для того, чтобы более спокойно купаться в отпуске, однако они не имеют никакого отношения к обучению плаванию и, более того, вредят ему.

Читайте также:  Сколько дают парацетамола ребенку 5 лет

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок именно учился плавать – ни в коем случае не используйте никаких нарукавников и аналогичных средств, поскольку они нарушают баланс тела и не позволяют научиться самому главному – держаться на воде.

При этом у меня у самого сын в три года купался во время нашего отпуска в нарукавниках, так было проще и спокойнее, иначе не получилось бы отдыха. Но это не имело никакого отношения к плаванию, да и задачи такой на тот момент не стояло. На следующий год я отдал сына тренеру в бассейн, там уже пошла учеба – разумеется, без нарукавников.

Если наглотался воды во время плавания

В самом начале обучения плаванию, опуская лицо, ребенок может по неопытности наглотаться воды, начать захлебываться, испугаться и заплакать от этого.

Ваша задача в этот момент – отреагировать нейтрально или нейтрально-позитивно, перевести ситуацию в позитив.

Дело в том, что многие родители либо начинают ругать своё чадо, либо как минимум реагируют негативно либо испуганно. Ребенок, который уже сам получил неприятные ощущения от воды в носу и испугался, увидев ругань или испуг у родителя, сделает следующий вывод: “такого никогда не должно повториться” и его желание находиться в воде и учиться сильно понизится либо вовсе исчезнет.

Потому главное здесь – не послать в адрес ребенка еще большего негатива. Отнестись безразлично или даже позитивно (насколько это возможно и уместно).

Нужно спокойно сказать ему, чтобы он сделал сильный выдох носом и тогда вся вода уйдет.

К вопросу о необходимости тренера

Как вы уже убедились, обучение маленького человека плаванию – это не такой уж и простой процесс. Нужно обучить не самым простым вещам: класть лицо и выдыхать в воду, скользить, плыть за счет ног, и затем плыть как ногами, так и руками.

Потому, если есть возможность, лучше отдать ребенка на обучение тренеру – профессионалу, который сможет всё правильно и объяснить, и показать.

Однако, нюанс этой возрастной группы состоит в особенностях психологии: ребенок 3-5 лет готов играть, но чаще всего не готов возвести это в систему – не готов к монотонной работе по выполнению упражнений.

В этой связи, идеальный вариант – найти тренера, который имеет опыт работы с детьми такого возраста, понимает особенности психологии, знает нужные подходы и игры.

Кроме того, убедитесь в том, что тренер не использует нарукавники, круги и плавательные жилеты!

Надеюсь, эта статья оказалась полезной для вас. Поскольку тема сложная – буду признателен, если Вы поделитесь своим опытом в комментариях либо напишете, какие у Вас есть вопросы.

Источник

Методика обучения физическим упражнениям и играм на воде

В системе занятий в бассейне с детьми старшего дошкольного возраста закрепляются и совершенствуются разученные в средней группе упражнения и игры на воде, осваиваются умения и навыки определённых способов плавания.

Предлагаемая методика включает следующие виды физических упражнений:

  • подготовительные упражнения на суше;
  • специальные упражнения на воде (передвижение, дыхание, погружение, ныряние, лежание, скольжение, плавание, прыжки в воду).

Рассмотрим подробнее их содержание, методические приёмы обучения в системе организованных занятий в бассейне с воспитанниками 5—6 лет.

Упражнения в бассейне для ребенка 5 лет

Подготовительные упражнения на суше применяются практически на каждом занятии.

Новые движения для рук, ног, на дыхание и их согласование сначала выполняются на суше, а затем переносятся в воду.

В работе с детьми 5—6 лет используются следующие подготовительные и подводящие упражнения:

— круговые вращения, повороты, наклоны головы, туловища;

— наклоны вперёд в исходных положениях стоя, сидя; в исходном положении стоя в полунаклоне — движение одной руки в согласовании с дыханием;

— в исходных положениях стоя, лёжа на животе — прогибание с опорой и без опоры, с отведением рук вверх, вперёд, назад, в стороны;

— в исходном положении лёжа на животе — прогибание и захват руками стоп, подтягивание пяток к ягодицам;

— вращение стопами внутрь и наружу;

— махи ногами, выпады вперёд и в сторону с опорой и без опоры;

— надевание и снимание детских ласт;

— сочетание движений рук и ног, как при плавании способом «кроль» на груди, на спине из разных исходных положений (стоя, лёжа на животе и спине на скамейке, на полу) с детскими ластами и без них.

Подготовительные упражнения на суше проводятся в форме комплекса продолжительностью 4—5 мин, который включает 6—7 упражнений с оптимальным количеством повторений для воспитанников старшей группы 5—7 раз.

Комплекс подготовительных упражнений, как правило, начинается с круговых вращений, поворотов и наклонов головы, которые выполняются плавно, без резких движений и обеспечивают постепенную адаптацию мышечного аппарата к физической нагрузке.

В старшем дошкольном возрасте для правильного освоения элементов техники плавания способом «кроль» на груди необходимо выполнять на суше упражнения на согласование движения одной руки с дыханием в исходном положении стоя в полунаклоне, с опорой и без опоры, голова повёрнута и прижата ухом к руке, вытянутой вперёд.

Следует отрабатывать технику выноса руки от бедра локтем вверх, в процессе которого происходит быстрый вдох через рот. При приближении гребковой руки к руке, вытянутой вперёд, голова опускается в воду с последующим длительным выдохом через рот и нос. Под водой рука слегка сгибается и приводится выпрямленной к бедру. Далее цикл движения повторяется.

Упражнения в бассейне для ребенка 5 лет

Это упражнение следует постоянно включать в комплексы на суше, т.к. оно очень сложное, и детям 5—6летнего возраста не сразу удаётся выполнить его правильно.

Если позволяет площадь зала «сухого» плавания, то упражнения для укрепления мышц туловища и конечностей, отработки элементов техники движений рук и ног способами «кроль» на груди и спине, «брасс» можно выполнять в разных исходных положениях.

Полезно включать в комплекс упражнения на растягивание, расширяющие амплитуду движений в суставах и позвоночнике, способствующие развитию специальной гибкости и эффективному освоению новых движений (прогибания, махи ногами, выпады вперёд и в сторону с опорой и без опоры и др.).

Воспитанники 5—6 лет успешно осваивают упражнения с детскими ластами, грамотное использование которых сначала на суше, а потом на воде позволяет выработать выпрямление ног при попеременноударных движениях в скольжении и плавании способами «кроль» на груди и спине.

Специальные упражнения на воде направлены на углубленное разучивание, закрепление и совершенствование у воспитанников 5—6 лет базовых двигательных умений в передвижении, дыхании, погружении, нырянии, лежании, скольжении, плавании и прыжках в воду.

Передвижение в воде.

В течение всего учебного года занятия с детьми 5—6 лет проводятся на глубокой воде (60—70 см). Воспитанники уже самостоятельно спускаются по лестнице под присмотром педагога. В процессе разминки дети выполняют все виды движений по периметру чаши бассейна в построении в колонне по одному, парами, соблюдая дистанцию; поперёк бассейна, распределяясь в установленных местах. Если форма чаши нестандартная (капелька, овал и др.), то педагог для данных условий определяет наиболее удобные варианты построения в разминочном комплексе.

Все движения начинаются с постепенного погружения в воду, привыкания организма к её температуре. Сохранению равновесия, формированию навыков правильной осанки способствует ходьба гимнастическим шагом с задержкой на носке; приставным шагом с приседанием и др.

Многие виды ходьбы рекомендуется согласовывать с работой рук (гребковые движения, движения рук способом «брасс»). Следует обращать внимание на качественное выполнение упражнений даже во время разминки, т.к. эти движения являются подводящими к основным элементам плавания.

Бег в медленном и быстром темпе по сигналу педагога можно выполнять как без помощи рук, так и помогая себе руками (игры: «Футбол на воде», «Караси и карпы» и др.). Удерживать равновесие в передвижениях бегом спиной вперёд, галопом правым и левым боком помогает небольшой наклон корпуса вперёд. Подпрыгивания с ноги на ногу развивают координационные способности. Прыжки в длину, выпрыгивания из приседа или полуприседа вверх с последующим погружением в воду способствуют формированию техники отталкивания при старте в скольжении, плавании (игровые упражнения: «Кузнечики», «Лягушки» и др.).

Читайте также:  Щелочная фосфатаза повышена причины у ребенка 5 лет

Воспитанники 5—6 лет успешно справляются с чередованием разных видов передвижений в воде (ходьба, бег, прыжки, бросание предметов) с погружением в воду, скольжением, плаванием по сигналу педагога (игровое упражнение «Слушай сигнал», игры: «Пятнашки с поплавком», «Охотники и утки», «Караси и карпы», «Баскетбол в воде» и др.).

При проведении подвижных игр с использованием разновидностей бега, прыжков, движений с мячом, элементов плавания педагогу необходимо всегда напоминать детям правила игры, даже если она хорошо знакома. Также важно добиваться от воспитанников обязательного соблюдения игровых правил и требований к безопасности (сохранять дистанцию, убегать и догонять по команде, не кричать и не брызгаться и др.).

Дыхание.

Детям 5—6 лет, регулярно посещающим занятия, не представляет труда выполнить погружение под воду на задержке дыхания, держась за поручень. Данное упражнение можно давать индивидуально на счёт (примерно от 2 до 8) в начале занятия после спуска в воду при ожидании всех детей, спускающихся в чашу бассейна.

В старшем дошкольном возрасте процесс обучения навыкам дыхания продолжает решать две важные задачи:

— освоение энергичного выдоха в воду в скольжении и плавании;

— закрепление умения правильно, в устойчивом ритме чередовать вдох над водой с выдохом в воду (не менее 5—6 выдохов подряд).

Дети старшего дошкольного возраста учатся сознательно управлять дыханием с акцентом на продолжительный выдох под водой (дыхательные упражнения: «Большие пузыри», «Качели» и др.).

Упражнения на восстановление дыхания выполняются сериями на протяжении всего занятия. При этом педагогу следует напоминать детям, что вдыхать нужно только через рот, а выдыхать через нос и рот одновременно.

Упражнения с задержкой дыхания начинают осваиваться со средней группы, а в старшей группе воспитанники их закрепляют в скольжении и плавании. Педагог объясняет детям, что выдох в воду — плавный и спокойный.

Проверять качество выполнения упражнения можно по пузырям на поверхности воды и по первому вдоху после завершения скольжения. Если ребёнок правильно выполнил задание, совершил полный выдох, то, вставая, он широко открывает рот и жадно глотает воздух на первом вдохе. Если неправильно, то первым дыхательным движением при вставании будет выдох.

Перед каждым скольжением с выдохом детям нужно напоминать о том, чтобы они делали выдох в воду.

Согласованность поворота головы и дыхания вырабатывается следующим упражнением: стоя на глубине по грудь и держась двумя руками за поручень или бортик, наклониться вперёд так, чтобы при вдохе лицо поворачивалось в сторону и рот выступал над поверхностью, а при выдохе лицо опускалось в воду.

С детьми старшей группы ДОУ в конце учебного года разучивается согласование поворота головы для вдоха с движением одной руки (при вдохе со стороны руки), вторая рука держится за поручень. Начинать упражнение следует с совместного выполнения вдоха и опускания руки под воду, доводя её до бедра, и подъёма из воды локтем вверх. Затем рука выносится кистью вперёд, лицо поворачивается в воду, где совершается длительный выдох.

Детей рекомендуется приучать выполнять круговые вращения каждой рукой отдельно, поворачивая голову для вдоха в соответствующую сторону. Педагог выполняет движение вместе с детьми, используя зеркальный показ.

Погружение.

Воспитанники 5—6 лет, регулярно посещающие занятия, уверенно справляются с погружениями в воду с открытыми глазами по одному, в парах, группой со зрительным и слуховым контролем сигналов педагога (игры: «Утки-нырки», «Паровая машина» и др.).

Детям очень нравится выполнять поочерёдное приседание парами, держась за руки по 4—5 раз подряд с определением слова или звука над водой при полном погружении (игра «Разговор по телефону»), задания на рассматривание предметов, счёт пальцев на руках или ногах под водой (игровые упражнения: «Смотри внимательно», «Посчитай пальчики» и др.).

Ныряние.

Детям 5—6 лет, в отличие от детей 4—5 лет, намного легче справиться с упражнениями на ныряние под ногами сверстников (игровое упражнение «Воротики»), т.к. чем младше ребёнок, тем выше плавучесть, следовательно, тяжелее опуститься на глубину. Выполняя это упражнение в парах, дети помогают друг другу, слегка нажимая руками на спину партнёра. Все упражнения на преодоление различных препятствий, на ориентацию и продвижение под водой воспитанники 5—6 лет выполняют с открытыми глазами (игры: «Подводники», «Салки с мячом» и др.).

К концу учебного года многие воспитанники на задержке дыхания могут проплыть через тоннель из 2—3 вертикальных обручей, расставленных на расстоянии 4—5 м (игровое упражнение «Тоннель») или пронырнуть под горизонтальным мостом, состоящим из 2—3 связанных между собой плавательных перекладин (игровые упражнения: «Не задень», «Проплыви под мостом» др.). Перед выполнением таких упражнений педагог напоминает воспитанникам о восстановлении дыхания и глубоком вдохе, рассчитанном на преодоление всей дистанции.

При сборе тонущих игрушек, предметов, камушков, ракушек, монеток со дна бассейна обязательным условием со стороны педагога является постоянное повторение правил безопасного поведения под водой, а со стороны детей — неукоснительное их соблюдение (игры: «Кто больше соберёт ракушек», «Кладоискатели» и др.).

Лежание.

Воспитанники 5—6 лет спокойно и уверенно выполняют упражнения в лежании на воде без опоры на груди и на спине (упражнения: «Звёздочка», «Солнышко» на спине и др.). Если позволяет глубина бассейна, то можно выполнять упражнения на всплывание и удержание туловища в вертикальном положении, не касаясь ногами дна (игровое упражнение «Кто дольше простоит»).

Благодаря таким упражнениям укрепляются мышцы, тренируется вестибулярный аппарат, формируется уверенность в собственных силах, появляется определённое «чувство воды».

Скольжение.

Дети старшего дошкольного возраста продолжают закреплять скольжение на груди на задержке дыхания с движениями ног способом «кроль» (упражнение «Торпеда»). Целесообразно отрабатывать эти движения с поддерживающими средствами в выпрямленных руках. При опоре руками на предмет экономятся усилия, которые приходится затрачивать на поддержание головы и туловища на поверхности воды.

Упражнения в бассейне для ребенка 5 летОдним из самых распространённых недостатков в работе ног у детей является их чрезмерное сгибание, движения не от бедра вниз-вверх, а от колена назад. Поэтому движения ног тщательно отрабатываются вначале на суше и многократно повторяются в воде.

Совершенствованию скольжения на груди с работой ног способствуют упражнения на преодоление определённой дистанции под водой с задержкой дыхания (игровое упражнение «Кто дальше проскользит под водой» и др.).

При достаточной глубине бассейна можно выполнять задания на проплывание под предметами, сочетая прыжок, ныряние и скольжение. После того, как воспитанники уверенно будут выполнять скольжение на груди с задержкой дыхания, можно перейти к упражнению в скольжении с плавным, спокойным выдохом в воду.

Обучение движениям рук в скольжении на груди следует после того, как дети хорошо овладеют правильным положением тела и движениями ног способом «кроль». В качестве подводящих упражнений для выполнения гребковых движений при скольжении с поддерживающими средствами могут служить некоторые задания для каждой руки отдельно, с опорой второй руки впереди на поддерживающее средство (плавательная доска, нудл укороченный, мяч и др.).

При уверенном выполнении данного упражнения, скольжение на груди можно усложнять гребковыми движениями обеих рук без поддерживающих средств. Движения рук должны быть цикличными. В то время, как одна из рук заканчивает гребок, другая его начинает. Каждый последующий гребок продолжает предыдущий.

С детьми 5—6 лет продолжается закрепление движений ног способом «кроль» в скольжении на спине с поддерживающими средствами в разных положениях: удерживая доску (укороченный нудл, мяч, круг и др.) за головой, у груди, у бёдер (упражнение «Торпеда на спине» и др.). Меняя положение поддерживающего средства, педагог помогает детям увереннее чувствовать себя в воде.

Начиная примерно со второй половины учебного года, в содержание занятий включается скольжение на сп?