Упражнения направленные на развитие моторики ребенка
Развитие общей моторики
Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно, предлагая ребенку упражнения, соответствующие его возрасту т возможностям. На примере простых упражнений на развитие общей моторики – движений рук, ног, туловища – можно научить его выслушивать и запоминать задания, а потом выполнять их.
В первый раз покажите упражнения и объясните, как их делать. Во второй раз выполните упражнение вместе с ребенком, называя при этом ваши действия. На третий раз предложите ребенку выполнить ваше задание самостоятельно, без вашего участия. Наряду с развитием моторики будут развиваться внимание и память.
Не уставайте изо дня в день повторять названия действий, направлений, движений, предметов, окружающих ребенка. Наступит день, когда он сам назовет вслед за вами много раз повторенное слово.
Начните с простых инструкций:
- Пройди прямо от стола к двери.
- Обойди вокруг стола (стула).
- Встань на скамеечку,
- И т.д.
Понаблюдайте, насколько правильно ребенок выполняет простые инструк-ции: шаг на месте, на носочках, на пятках. Вот примерные задания:
-Пройди по комнате (по кругу), а я буду хлопать в ладоши – помогать тебе (ребенок должен шагать в заданном вами ритме).
— Выполняй мои команды :
Руки вперед, в стороны, вверх, вниз.
Левую руку – влево, правую – вправо.
Левую – на бок, правую – на голову.
Правую ногу вперед, левую – приставить.
Ребенок учится управлять своими движениями. Сначала это простые упражнения из одного элемента, потом – более сложные.
«На параде»
Предложите ребенку пройти по комнате , как на параде, — под барабан. Объясните, что каждый шаг нужно делать вместе с ударами барабана. Предложите нормальный темп, быстрый, замедленный…
«Гимнаст»
Положите на пол доску шириной 20 см. Попросите ребенка пройти по ней, не сходя на пол, вперед и в обратном направлении. В конце – мягкий соскок на пол.
«По тропинке»
По доске шириной 20 см нужно пройти, перешагивая через камушки, палочки.
«Мишка на бревне»
По той же доске можно проползти на четвереньках туда и обратно.
«Акробат»
На полу – шнур, вытянутый по прямой линии. Малыш идет по шнуру, приставляя пятку к носку. Руки – в стороны.
«Тропинка»
Ребенок шагает по шнуру, выложенному зигзагообразно.
«Котенок»
На конце гибкого прутика – нитка длиной 0,5 м. К концу ее привязан бантик. Пусть малыш, как котенок, подпрыгнет и попытается достать бантик над его головой.
«Прыжки»
Возьмите ребенка за руки, помогите ему подпрыгнуть, мягко приземлиться. Потом несколько ослабляйте поддержку.
«Ручеек»
Ребенок должен перепрыгнуть на двух ногах через ленту или шнур, лежащий на полу.
«По камушкам»
Ребенок продвигается вперед на двух ногах (на расстоянии до двух метров). Можно обозначить «воду ручейка» полосками голубой бумаги, положенной поперек «ручейка». Малыш должен перепрыгнуть через них.
«Волчок»
Ребенок подпрыгивает и вращается вокруг себя.
«На бережок»
Положите на пол поролоновый коврик или плоский поролоновый матрас. Малыш должен «впрыгнуть на бережок» двумя ногами одновременно.
Движения рук
Умение свободно и непринужденно пользоваться движениями своих рук воспитывается специальными упражнениями. Это – начальный этап, предшествующий занятиям по развитию мелкой моторики рук. На простых, доступных для понимания и выполнения упражнениях дети учатся тонко выполнять произвольные движения по команде взрослого. При этом нужно следить, чтобы упражнения выполнялись без излишнего напряжения и в то же время четко и выразительно.
Начните с простых упражнений. Показав упражнение 2 раза, предложите затем ребенку выполнить его только по вашей команде, без показа. Это развивает его слуховое внимание.
1.Руки в стороны. Руки подняты до уровня плеч и составляют с ними одну линию.
2. Руки вперед. Руки подняты до уровня плеч и параллельны одна другой.
3.Руки наверх. Руки подняты вертикально и приблизительно параллельны одна другой.
Следите, чтобы в плечах и в руках не было излишнего напряжения. Здесь помогут упражнения на расслабление.
1.Встать, слегка наклонившись. Руки в стороны. Затем уронить руки, «как веревочки».
2.Твердые и мягкие руки. Ребенок поднимает руки в стороны (или вперед) и до предела вытягивает их от плеча до кончиков пальцев. Потом ослабить напряжение: плечи опускаются, локти, кисти, пальцы слегка сгибают-ся.
Предлагая ребенку выполнить различные упражнения для рук, постепенно усложняйте их. Пусть он при этом исполняет различные «роли».
«Петрушка»
Слегка наклонившись. Прямые повисшие руки раскачиваются в стороны, затем перекрещиваются.
«Маятник»
Слегка наклонившись. Руки — вниз, перед собой; раскачиваются параллельно вправо – влево.
«Балерина»
Стоя. Широкий взмах руками, разведенными в стороны. Подняться на носки. Взмах кистями рук.
«Дерево на ветру»
Руки подняты. Раскачиваются параллельно вправо – влево.
Игры с воображаемыми предметами
Дети стихийно подражают действиям, заинтересовавшим их. Наблюдая с детьми за людьми различных профессий, обсудите их действия, позы, способ пользования инструментами, орудиями труда. Хорошо (скорее необходимо), чтобы эти инструменты и орудия труда ребенок рассмотрел, подержал в руках, понял, как ими пользуются. Впоследствии в играх он может применять инструменты из игрушечных наборов. Очень полезно для развития воображения ребенка, способности заменять предмет символом использо-вать вместо реальных инструментов любые другие предметы. Например, заменить рубанок бруском из строительного набора, метлу – просто палкой и т.д. После этого легко перейти к упражнениям с воображаемыми предметами. Предложите малышу отгадать загадку – определить по вашим действиям род занятий человека. Пусть малыш вслед за этим загадает загадку вам.
«Шофер»
Вращая руками воображаемый руль, очень интересно быстро мчаться по условным дорожкам, поворачивая то вправо, то влево. Хорошо, если «шофер» сумеет правильно реагировать на зеленый , красный, желтый свет (цветные кружки).
«Дворник»
А. Руки – одна наверху, другая внизу – обхватывают рукоятку воображаемой метлы. Широкими взмахами «подметает тротуар».
Б. Руки – в том же положении – «обхватывают лом». «Колем лед».
В. Руки «обхватывают черенок лопаты». «Сгребаем снег».
«Дровосеки»
А. Встать друг против друга. Левая нога выдвинута вперед. Правой ногой двигать воображаемую пилу к себе и от себя.
Б. Рубим дрова. Расставить ноги на ширину плеч. Руки со сцепленными пальцами – над головой. Наклоняясь, широким взмахом опускать руки вниз.
«Гребец»
Сидя. Вращать сжатыми в кулаки руками – «грести веслами» от себя и к себе, одновременно наклоняя и разгибая корпус.
«Рыбак»
На корточках. Ладони, сложенные вместе, «держат удочку». Резкий взмах руками снизу вверх – «поймали рыбку».
«Плотник»
Опираясь левой рукой о стол, «плотник» широкими движениями правой руки «строгает доску» — водит воображаемым рубанком. Затем «распиливает доску пилой». И, наконец, «сколачивает полку» — «забивает гвозди» воображаемым молотком.
«Маляр»
Приносит тяжелое ведро с краской, размешивает, размешивает ее, окунает кисть и широкими движениями рук красит стену.
«Театр зверей»
Ребенок учится, подражая. Наблюдения за животными помогут ребенку, подражая повадкам зверей, совершенствовать свои движения, развивать их выразительность, точность, разнообразие. Он научится управлять своим телом. Понаблюдайте вместе с ним за животными в деревьями, в зоопарке, по телевидению. Назовите точными словами их действия, повадки. Пора открывать «Театр зверей» . Малыш с удовольствием будет изображать то одного, то другого зверя.
«Зайчик»
Руки согнуты перед грудью, кисти опущены. Скачет, передвигаясь одновременно на двух ногах вперед, назад, вбок. Пугливо оглядывается.
«Лисичка»
Руки – перед грудью. Мягко переступает на носочках – «крадется». Поворачивает голову вправо, влево. Оборачивается на ходу, оглядывая свой «пушистый хвост».
«Ежики»
Сложить вместе согнутые «лапки», слегка присесть, переступая мелкими шажочками. «Свернуться клубком»: присесть, обхватив колени руками, голову – вниз.
«Кошечка»
Встать на четвереньки, вытянуть правую переднюю «лапу» вперед, опереться на нее, подтянуть «заднюю лапу». Затем то же – левой рукой и ногой. Прогнуться.
«Мишка»
Руки опущены, тело слегка наклоняется вперед. «Медведь» переваливается с ноги на ногу.
«Лягушка»
Присесть. Опираясь на ладони, прыгнуть вперед.
«Петушок»
Шагать, высоко поднимая ноги, согнутые в коленях, хлопая руками-«крыльями» по бокам. Высоко поднять голову.
«Уточка»
Семенить, переваливаясь с ноги на ногу, вытянув шею вперед.
«Цыпленок»
Мелкие шажки на прямых ногах, локти прижаты к бокам, хлопает по бокам кистями рук – крылышками.
«Воробушек»
Скачет на двух «лапках» одновременно, потом «летит»: бежит, размахивая руками-«крылышками» — движения частые и неширокие. Воробушек сел на ветку :сесть на корточки, сгруппировася.
«Пингвин»
Семенит мелкими шажками, чуть-чуть похлопывая по бокам «крыльями» — прямыми руками, опущенными вдоль тела.
«Орел»
Широко взмахивая руками-«крыльями», пробежать по кругу – орел кружит в воздухе.
«Жук»
«Жук ползет по ветке» — по положенной на пол узкой доске , «падает с ветки на землю» (на пол), болтает «лапками» (руками и ногами), затем переворачивается, встает и «летит», на бегу взмахивает руками –«крыльями».
«Лошадка»
Бьет «копытом» — поднимает и опускает ногу, скользя носком по полу спереди назад. Затем скачет приставным галопом – приставляя на скаку одну ногу к другой. Бежит, высоко поднимая согнутые в коленях ноги.
Бытовые сценки.
Пусть ребенок сам изобразит то, что часто видит дома. Наблюдательность и воображение развиваются лучше, если он старается подробно и точно воспроизвести последовательность действий, движений в процессе игры, прибегая только к помощи жестов (не употребляя предметов).
«Стирка»
Трем кулачек о кулачек – «отстирываем пятна». «Полощем» полотенце, затем «отжимаем». Встряхиваем, расправляем ткань. Вешаем на веревку. Зажимаем прищепками.
«Варим кашу»
Вымоем руки. Снимем с полки и наполним водой кастрюлю. Зажжем горелку. Поставим кастрюлю на плиту. Сыплем из пакета крупу. Помешиваем ложкой кашу. Солим. Накрываем крышкой. Затем пробуем кашу на вкус и раскладываем по тарелкам.
«Портниха»
Эта роль требует более тонких движений рук. Двумя пальцами «держим иголку». «Сматываем нитку с катушки». «Вдеваем нитку в иголку». Проводим вдоль воображаемой нитки сложенными большим и указательным пальцами – «делаем узелок». Теперь нужно изобразить, как иголка проходит сквозь ткань и тянет за собой нитку.
Игры с мячом
Непросто научиться ловить мяч. Начните с мяча среднего размера (чуть меньше волейбольного). Киньте (или вложите в руки ребенка) мяч с близкого расстояния. Малыш должен научиться подбрасывать мяч, ударять им об пол, перебрасывать маме. Научите ребенка…
- Встаньте напротив малыша на расстояние одного метра. Прокатите мяч по полу, чтобы он поймал его. Предложите ему прокатить мяч, чтобы он попал к вам.
- На расстоянии одного метра поставьте стул. Покажите ребенку, как направить мяч, чтобы он прокатился между ножками стула. Первый раз направьте его руку, второй раз пусть пробует сам.
- Стоя рядом с ребенком слегка толкните лежащий на полу мяч вперед. Пусть малыш догонит мяч, поймает его.
- Киньте мяч ребенку с ближнего расстояния, чтобы он наверняка мог поймать его. Пусть его вдохновит первая удача. Постепенно увеличивайте расстояние.
- Теперь предложите малышу кинуть мяч вам. Подбадривайте его: «Повыше, повыше».
- Ударить мяч о землю и поймать его.
- Подбросить мяч вверх и поймать его совсем не просто. Придется поупражняться.
- Покажите как ударить мяч о землю, чтобы он отлетел к стоящему напротив партнеру по игре. Помогите малышу освоить это упражнение.
Постепенно уменьшайте размеры мячей. Учите малышей перекладывать, перекатывать мяч из одной руки в другую. Маленький резиновый мяч ребенок должен уметь удерживать одной рукой, сжимать его. Научите его выполнять команды: прокатить мяч вперед, назад; подбросить вверх, бросить вниз.
Перебросить мяч через препятствие (скамеечку, веревку и т.п.) – очень увлекательная задача. А от вас к ребенку мяч вернется по полу.
Попасть мячом в широкую корзину, стоящую на полу. Малыш будет в восторге, если сможет точно забросить в корзину 2-3 мячика.
А теперь корзинка (коробка) расположена на высоте. Научите ребенка забрасывать мяч из поднятых кверху рук.
Ударить мячом о стену, а затем поймать отскочивший от пола мяч.
Сбить мячом кеглю.
Стихи о животных
Эта серия стихов описывает повадки и движения животных. Ребенок с помощью взрослого может достаточно легко воспроизвести эти движения. Смелее фантазируйте, свободнее двигайтесь! Каждую строчку иллюстрируйте движениями рук, ног, всего корпуса.
Медведь
Медведь по лесу бродит,
От дуба к дубу ходит.
Ребенок слегка согнувшись
идет «вперевалочку»,
«загребает» слегка согнутыми руками.
Находит в дуплах мед
И в рот себе кладет.
Изображает, как достает и ест мед.
Облизывает лапу
Сластена косолапый,
А пчелы налетают,
Медведя прогоняют.
«Отмахивается от пчел».
А пчелы жалят мишку:
-Не ешь наш мед, воришка!
Щиплет себя за нос, щеки, губы,
ладошки, изображая жалящих пчел.
Бредет своей дорогой
Медведь к себе в берлогу.
Идет «вперевалочку».
Ложится, засыпает
И пчелок вспоминает.
Ложится.
Ежик
По сухой лесной дорожке –
Топ-топ-топ – топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ежик.
Ребенок стоит, слегка согнувшись.
Руки, согнутые в локтях, — перед грудью,
Кисти рук опущены вниз.
Ноги, слегка согнутые в коленях,
Делают мелкие, частые шажки.
Ищет ягодки, грибочки
Для сыночка и для дочки.
«Собирает ягодки» -кончики
пальцев соединяются,
«срывают» ягоды.
Если подкрадется волк –
Превратится еж в клубок.
Сворачивается на полу клубком.
Ощетинит еж иголки –
Не достанется он волку.
Еж не тронет никого,
Но и ты не тронь его!
Встает и продолжает «топать
по дорожке».
Утка
На своих коротких ножках
Ходит утка по дорожке.
Вперевалочку похаживает.
Куцым хвостиком помахивает.
Утка плавать мастерица:
Доберется до водицы,
Ловко лапками гребет,
По воде легко плывет.
Петух
Ах, красавец-петушок!
На макушке – гребешок,
А под клювом-то бородка.
Очень гордая походка:
Лапы кверху поднимает,
Важно головой кивает.
Раньше всех петух встает.
Громко на заре поет.
— Ку-ка-ре-ку! Хватит спать!
Всем давно пора вставать!
Лиса
У лисицы острый нос,
Показывает руками,
какой у лисы острый нос.
У нее пушистый хвост,
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты.
« Оглаживает» воображаемый хвост, бока, грудь.
Лиса павою похаживает,
Шубу пышную поглаживает.
Величаво, медленно идет,
оглядываясь на свой хвост –
поворачивает голову направо, налево.
-Я – охотница для птицы!
Кур ловить я мастерица!
Как увижу – подкрадусь
И тихонько затаюсь.
Тихонько крадется, затем
садится, пригибается.
После прыгну и схвачу,
Деткам в норку отнесу.
Вскакивает, «хватает»
курицу, уносит ее.
Источник
В России с давних пор было принято с раннего возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как «Ладушки», «Сорока-белобока» и т. п. После мытья ручки малыша вытирали полотенцем, как бы массируя каждый пальчик по отдельности.
- Введение
- Периоды развития ребёнка в дошкольном возрасте
- Рекомендации для родителей
- Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей от 0 до 2 лет
- Массаж ладоней и пальцев рук для детей от 0 до 2 лет
- Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей от 2 лет
- Массаж ладоней и пальцев рук колючим массажным мячиком
- Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей 3 лет
- Пальчиковые игры
- Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей 3—4 лет
- Массаж ладоней и пальцев рук природными материалами
- Работаем с пластилином
Введение
В России с давних пор было принято с раннего возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как «Ладушки», «Сорока-белобока» и т. п. После мытья ручки малыша вытирали полотенцем, как бы массируя каждый пальчик по отдельности.
Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно — надо обратить их в интересные и полезные игры.
В последнее время на упаковках детских игр можно увидеть надпись: «Для развития мелкой моторики рук». Многие родители слышали об этом понятии, но как развивать мелкую моторику и для чего это необходимо делать, знают далеко не все.
Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ваш малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие.
Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.
Периоды развития ребёнка в дошкольном возрасте
Известный итальянский педагог Мария Монтессори определила три периода развития детей:
• развитие детской речи (от 0 до 6 лет). В это время происходит два важных события. От 1 года до 2,5 лет быстро расширяется словарный запас ребёнка. В 4—4,5 года он осваивает письмо (но только при условии развитой мелкой моторики);
• восприятие мелких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). В этом возрасте ребёнок любит играть с пуговицами, бусинками, палочками и т. п. При помощи таких предметов можно развивать моторику рук ребёнка. Только обязательно следите, чтобы малыш не брал их в рот;
• формирование простейших навыков самообслуживания (от 1 года до 4 лет). В этом возрасте ребёнка учат самостоятельно одеваться, есть и выполнять гигиенические процедуры.
Рекомендации для родителей
1. Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка.
2. В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша.
3. Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.
4. Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша.
5. Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.
6. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.
7. Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.
8. Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения.
9. Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.
10. Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей от 0 до 2 лет
1. «Сорока-белобока»
Сначала взрослый водит пальцем по ладошке ребёнка и говорит: «Сорока варит кашу». Затем малыш сам начинает водить пальчиком по ладошке. Усложняем игру: на фразе «этому дала» взрослый поочерёдно пригибает пальчики ребёнка к ладошке, кроме мизинца: «А этому не дала». Слегка потряхивая его, говорим с шутливым укором: «Ты воды не носил…» и т. д.
Сорока-белобока
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
«Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил,
Тебе нет ничего».
2. «Ладушки-хлопушки»
Возьмите ручки малыша в свои руки и похлопайте в ладоши. Покажите ребёнку движения и предложите повторить их.
Ладушки-ладу́шки,
Звонкие хлопушки.
Хлопали в ладошки,
Хлопали немножко.
3. «Ладушки»
Читайте потешку и одновременно сопровождайте слова жестами
Ладушки, ладушки!
(Покажите малышу ладони.)
Где были?
У бабушки.
Что ели?
Кашку.
Что пили?
Бражку.
(Хлопайте в ладоши.)
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели!
Шу — полетели!
На головку сели.
(Поднимите руки вверх, поворачивая ладони вправо-влево, затем опустите их «домиком» на голову.)
4. «Домик»
Это домик.
(Обе ладони приставьте друг к другу.)
Это крыша.
(Соедините ладони и переплетите пальцы.)
А труба ещё повыше.
(Поднимите все пальцы вверх, не расцепляя их.)
5. «Прятки»
В прятки пальчики игра-ют-ся,
Откры-ва-ют-ся,
(Подняв ладонь, растопырьте все пальцы.)
Закры-ва-ют-ся.
(Соедините пальцы и сожмите их в кулак.)
6. «Зайчики»
Поставьте все пальцы одной руки на стол.
Вышли зайки на лужок,
Встали в маленький кружок.
Раз зайка, два зайка, три зайка,
Четыре зайка, пять…
(Пересчитайте заек.)
Будем лапками стучать.
(Стучите всеми пальцами по столу вместе или вразнобой.)
Постучали, постучали
И устали.
Сели отдыхать.
(Согните пальцы в кулак.)
7. «Здравствуй, пальчик»
Поочерёдно прикасайтесь указательным, средним, безымянным пальцами и мизинцем к большому пальцу.
Здравствуй, пальчик дорогой,
Вот и встретились с тобой.
8. «Сильные пальчики»
Согните свои пальцы и предложите малышу сделать то же самое. Затем возьмите его за пальчики и тяните их каждый в свою сторону.
Массаж ладоней и пальцев рук для детей от 0 до 2 лет
Массаж пальчиков очень полезен маленькому ребёнку. Пальцы рук тесно связаны с мозгом и внутренними органами: мизинец — с сердцем, безымянный — с печенью, средний — с кишечником и позвоночником, указательный — с желудком, большой — с головным мозгом.
1. Возьмите ладошку малыша и тщательно помассируйте каждый пальчик, начав с мизинца. Массажные движения выполняйте от ногтевой фаланги к ладони, уделяя внимание каждому суставчику.
2. Помассируйте подушечки пальцев малыша, производя лёгкие нажатия на них.
3. Помассируйте ладони малыша круговыми движениями указательного пальца.
4. Возьмите ладонь ребёнка в свою руку и лёгким надавливанием большого пальца делайте круговые движения в центре ладони.
5. Помассируйте пальцы кольцевым спиральным массажёром. Наденьте массажёр на пальчик малыша и движениями вверх-вниз помассируйте пальчики в той же последовательности (начиная с мизинца).
6. Возьмите две массажные щётки и проведите ими по ладоням ребёнка. Его руки при этом лежат на коленях ладонями вверх.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей от 2 лет
1. «Рыбак»
Налейте в миску воды и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточки, крупные бусины и т. п. Предложите малышу с помощью маленького сита, привязанного к палке, выловить по очереди все эти предметы и положить их на тарелку, стоящую на подносе справа от миски. «Удочку» малыш должен держать одной рукой.
2. «Дорожка»
Сделайте на столе дорожку шириной 3—5 см, ограниченную с двух сторон полосками бумаги. Предложите малышу посыпать её манкой или пшеном. Крупу нужно брать тремя пальчиками и стараться не просыпать за края дорожки.
3. «Волшебная ложечка»
Поставьте на поднос две чашки: слева — чашку с крупой, а справа — пустую. Двигая рукой ребёнка, покажите ему, как надо брать крупу ложкой. Осторожно поднесите ложку к пустой чашке и опрокиньте над ней. Задача: пересыпать всю крупу из левой чашки в правую.
4. «Сладкий чай»
Ваш малыш уже может самостоятельно положить себе в чай сахар. Теперь научите его размешивать сахар в кружке.
5. «Салют»
Ребёнок берёт небольшие листочки цветной бумаги и старается разорвать их как можно мельче. Оторванные кусочки он складывает на блюдце. Затем надо взять все кусочки в ладони и подбросить их вверх.
6. «Сделай комочек»
Дайте ребёнку лист бумаги. Его задача: скомкать листок так, чтобы получился плотный комочек.
7. «Подзорная труба»
Ребёнок берёт лист бумаги формата А4 и сворачивает его двумя руками в трубочку, после чего подносит трубочку к глазу и рассматривает в неё окружающие предметы.
8. «Собери палочки»
Рассыпьте перед ребёнком счётные палочки. Малыш должен собрать их все по одной обратно в коробочку.
Массаж ладоней и пальцев рук колючим массажным мячиком
1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.
2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.
3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).
4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз).
5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).
6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.
7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в «замок», локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз).
8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей 3 лет
1. «Лабиринт»
Нарисуйте на листе бумаги лабиринт. Пусть малыш пройдёт по нему карандашом или просто пальчиком. Чтобы ребёнку было интереснее выполнять задание, можно придумать небольшую сказку: рассказать, куда ведёт этот лабиринт, к кому, кто по нему должен идти.
2. «Бусы»
Хорошо развивает руку малыша нанизывание на леску или нитку пуговиц, бусинок, макаронин, сушек и т. п. Начинайте с предметов, у которых шире отверстие, — так малышу на первых порах будет легче освоить это задание.
3. «Пройди по дорожке»
Нарисуйте на листе в крупную клетку несложную дорожку. Попросите малыша обвести её пальчиком, цветным карандашом. Если ребёнок справится с этим заданием, нарисуйте дорожку посложнее.
4. «Фигурки»
С 3 лет детей уже можно учить вырезать ножницами геометрические фигуры и приклеивать их на лист бумаги. Важно, чтобы ножницы были с закруглёнными концами, то есть безопасными.
5. «Сюрприз»
Заверните значок в 4—5 фантиков от конфет. Попросите ребёнка развернуть все фантики и аккуратно их сложить.
6. «Прищепки на корзинке»
Поставьте на стол корзинку с прищепками. Возьмите прищепку тремя пальцами и прицепите её на край корзинки. Предложите ребёнку сделать то же самое. После того как малыш это освоит, предложите ему прицепить все прищепки.
7. «Разноцветные прищепки»
На столе стоит корзинка с разноцветными прищепками. Попросите ребёнка тремя пальчиками прицепить на край корзинки прищепку белого, красного, синего, зелёного… цвета.
8. «Угощение»
Предложите ребёнку слепить из пластилина угощения для игрушек (сушки, баранки, пряники, печенье, конфетки) и украсить их крупой, бусинками и т. д. Вырежьте из плотного картона тарелочки и попросите малыша красиво разложить на них приготовленные угощения.
Пальчиковые игры
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры, которые активизируют работу головного мозга ребёнка, способствуют развитию речи и помогают подготовить руку к письму.
В ходе этих игр у детей вырабатываются ловкость, умение управлять своими действиями и концентрировать внимание на одном виде деятельности.
К 5 годам дети уже научаются выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук.
Все упражнения, предлагаемые здесь, надо выполнять в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала одной, а затем другой рукой. Следите за правильностью их выполнения. Делайте упражнения в течение нескольких минут, 2—3 раза в день.
1. «Котёнок»
Сожмите и разожмите пальцы обеих рук.
Ты, котёнок, не пищи!
Лучше маму поищи.
2. «Белка»
Поочерёдно разгибайте все пальцы, начиная с большого. Сначала выполняйте упражнение правой рукой, а затем — левой.
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
3. «Цап-царап»
Ребёнок кладёт свою ладонь поверх вашей. Вы читаете стишок, а малыш внимательно слушает вас. При словах «цап-царап» он должен отдёрнуть ручку, чтобы его пальчики не попали в ваш «капкан». Затем в игру вступает другая рука. Через некоторое время можно поменяться ролями.
По ладошке, по дорожке
Ходит маленькая кошка,
В маленькие лапки
Спрятала царапки.
Если вдруг захочет —
Коготки поточит.
Цап-царап!
4. «Весёлые пальчики»
Сожмите пальцы в кулак. Поочерёдно разгибайте их, начиная с большого. Затем поверните кисть вправо-влево 5 раз.
Большой палец — танцевал,
Указательный — скакал,
Средний палец — приседал,
Безымянный — всё кружился,
А мизинчик — веселился.
5.»Веер»
Ладони держите перед собой, пальцы прижаты («веер закрыт»). Широко расставьте, а потом прижмите пальцы друг к другу («открываем и закрываем веер»). Помашите кистями на себя и от себя («обмахиваемся веером») 6—8 раз.
6. «Павлин»
Все пальцы левой руки присоедините к большому пальцу. Ладонь правой руки с раскрытыми пальцами приставьте к тыльной поверхности левой руки («хвост павлина»). Соединяйте и расставляйте пальцы («павлин раскрывает и закрывает хвост»).
У весёлого павлина
Фруктов полная корзина.
В гости ждёт друзей павлин,
А пока павлин один.
7. «Бабочка»
Сожмите пальцы в кулак. Поочерёдно выпрямите мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соедините в кольцо. Выпрямленными пальцами делайте быстрые движения («бабочка машет крыльями») — сначала одной, потом другой рукой.
8. «На зарядку становись!«
Поочерёдно пригибайте пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касайтесь всех остальных, как бы поднимая их на зарядку. После этого сделайте зарядку — 5 раз сожмите и разожмите кулачок.
Пятый палец — крепко спал.
Четвёртый палец — лишь дремал.
Третий палец — засыпал.
Второй палец — всё зевал.
Первый палец бодро встал,
На зарядку всех поднял.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей 3—4 лет
1. «Шишки на тарелке»
Предложите ребёнку покатать сосновые, еловые и кедровые шишки по тарелке. Сначала пусть он покатает одну шишку, затем две, три и т. д.
2. «Обведи предмет»
Обводить можно всё, что попадётся под руку: дно стакана, перевёрнутое блюдце, собственную ладошку, ложку и т. д.
3. «Волшебный узор»
Проткните шилом или гвоздём дырки в толстом картоне — они должны располагаться в определённом порядке и представлять собой геометрическую фигуру, рисунок или узор. Пусть малыш самостоятельно вышьет рисунок толстой иголкой с яркой ниткой.
4. «Пришей пуговицу»
Покажите ребёнку, как надо пришивать пуговицу. После этого пусть малыш проделает то же самое под вашим наблюдением.
5. «Разноцветные снежинки»
Покажите ребёнку, как делаются снежинки из бумаги. После того как у малыша получится вырезать снежинку, попросите его раскрасить её. Пусть ребёнок вырежет ещё несколько снежинок и также раскрасит их.
6. «Зашнуруй ботинок»
Покажите ребёнку, как можно зашнуровать ботинок разными способами. Сначала зашнуровывайте ботинок вместе с ним. После того как малыш освоит технику шнуровки, попросите его зашнуровать ботинок самостоятельно.
7. «Волшебная пипетка»
Предложите ребёнку поиграть в волшебников. На листе бумаги красками нанесите несколько разноцветных пятен. Покажите малышу, как при помощи пипетки капнуть только одну каплю. После этого пусть он капнет по капельке воды на каждое цветное пятнышко. Затем понаблюдайте вместе с ребёнком, как пятно будет разрастаться и превращаться в узор.
8. «Маленький аптекарь»
Расскажите ребёнку про работу аптекаря. Затем покажите ему, как при помощи пинцета раскладывать и перекладывать с места на место бусинки. В игре можно использовать бусинки разного размера.
Массаж ладоней и пальцев рук природными материалами
Для детей 4 лет можно предложить массаж с использованием сосновых, еловых, кедровых шишек, грецких орехов, фундука.
1. «Покрути шишку»
Возьмите сосновую шишку и положите её между ладоней малыша. Попросите ребёнка покрутить шишку (как колесо) в разных направлениях примерно 2—3 минуты.
2. «Покатай шишку»
Сначала упражнение выполняется с одной еловой шишкой, затем — с двумя. Вращайте шишки между ладонями 1—3 минуты.
3. «Поймай шишку»
Возьмите любую шишку. Попросите ребёнка подбросить её двумя руками вверх, а затем поймать также двумя руками. После того как малыш освоит это упражнение, можно его усложнить: подбрасывать и ловить шишку одной рукой; подбрасывать шишку правой рукой, а ловить левой — и наоборот. Длительность выполнения упражнения 2 минуты.
4. «Грецкий орех»
Покатайте орех по ладони правой руки, затем по тыльной стороне кисти левой руки. Длительность выполнения упражнения примерно 3 минуты.
5. «Пересыпь орешки»
Пересыпьте горсточку фундука из одной руки в другую. Дли