Упражнения на развитие речи ребенок 2 3 года
фото babyblog.ru
В жизни малыша существуют сензитивные периоды: этапы эффективного усвоения определенных навыков. С 2 до 3 лет дети осваивают речь: растет словарный запас, совершенствуется артикуляция. Задача родителей — помочь чаду развить речевые навыки. Развитие речи стимулируют специальные упражнения.
Общие рекомендации
Чтобы добиться успеха, соблюдайте простые рекомендации:
-занимайтесь регулярно, это позволяет постепенно закрепить навык;
-не делайте больше трех упражнения за один раз;
-занятие должно занимать около 10 минут: детишки двух-трех лет не могут долго концентрировать внимание;
-занятия на развитие речи проводятся в виде игр, иначе выполнять задания крохе будет скучно, он быстро потеряет интерес.
Иногда двухлетний ребенок не разговаривает, так как с ним мало общаются родители. Малыш наверстает упущенное в садике, но при этом могут возникать проблемы с произношением, поэтому не надо ждать, что проблема решится без участия мамы и папы.
Чаще говорите с малышом, комментируйте то, что вы делаете, убираясь или готовя еду, задавайте ребенку вопросы. Не «предугадывайте» желания: родители часто выполняют невербальные просьбы малыша и у него отсутствует потребность говорить. Не давайте малышу, что он хочет, пока он не скажет несколько слов. Проблемные ситуации стимулируют развитие речи.
Фонематический слух
фото ppt-online.org
Развитие речи идет по ряду направлений, одно из важнейших — совершенствование фонематического слуха. Фонематический слух — это способность распознавать языковые фонемы, отличать слова, которые состоят из одинаковых единиц («нос-сон», «кабан-банка»).
Развить фонематический слух помогут следующие игры:
-узнавание по голосу. Участвовать в игре могут от четырех человек. Малыш стоит спиной к играющим. Его задача — угадать, кто называет его имя;
-узнавание звуков. Купите детские музыкальные инструменты. Попросите ребенка на слух определить, на каком инструменте вы играете;
-имитация звуков животных. Научите ребенка произносить звуки, свойственные тому или иному животному (кошке, козе, корове);
-повторение ритма. Родители отбивают простой ритм, просят ребенка повторить его. Можно менять правила: ритм «задавет» ребенок, а родители воспроизводят его.
Развитие артикуляции
фото woman.rambler.ru
Развитие речи невозможно без обучения правильному произношению звуков: малыш должен слышать себя и окружающих, управлять артикуляцией.
Игры для развития артикуляции можно использовать следующие:
-«поцелуи». Накрасьте губы девочки помадой, попросите сделать несколько отпечатков на листе бумаги;
-«сердитая кошка». Попросите малыша надуть щечки, как можно сильнее выдохнуть воздух;
-«собака лакает молочко». Научите ребенка делать языком лакательные движения;
-«язык-художник». Пусть ребенок попробует «нарисовать» на небе языком какие-либо простые фигурки. Потом попросите его «закрасить» небо полностью;
-«кривляющаяся обезьянка». Пусть кроха корчит смешные рожицы перед зеркалом;
-игры с картинками. Показывайте картинки, спрашивайте, какие звуки издают ее участники. Если на картинке девочка укачивает куклу, она сопровождает это звуками «а-а-а», если изображена корова — она мычит и т. д.;
-«дудочка». Малыш складывает губы в трубочку, имитирует звуки, издаваемые дудкой;
-«рыбка». Надо пошлепать расслабленными губами, изображая рыбу;
-«маляр». Ребенок приоткрывает рот, показывая зубы, водит языком по зубам в обе стороны.
Контроль дыхания
фото mbdou67.ru
Во время речи важно контролировать дыхание, делая вдохи и выдохи в нужные моменты.
Для овладения навыком используются следующие упражнения:
-«одуванчик». Ребенок сдувает пушинки с воображаемого или настоящего одуванчика. Малыш вдыхает носом, выдох делать через рот;
-упражнение со свечкой. Зажгите свечу, попросите кроху задуть пламя, сделав глубокий вдох носом, а выдохнув ртом. Увеличивайте расстояние до свечи, усложняя задание;
-«шарик». Возьмите ребенка за руки, сформировав круг. Делайте вдох носом и шаг назад: шар надувается. Выдохните через рот с шипящим звуком, одновременно делая шаг вперед: шарик сдувается, уменьшаясь. Повторите упражнение четыре раза.
Мелкая моторика
фото psychologos.ru
Развитию речи способствует развитие мелкой моторики рук. Помогают упражнения Монтессори с крупами, камешками, другими мелкими предметами. Лепите с ребенком из пластилина: двухлетний малыш может делать шарики и колбаски, наклеивать их на бумагу, создавая аппликации. К трехлетнему возрасту дети способны создавать простые фигурки по заданной схеме. Развивают моторику конструкторы, мозаики, пазлы, пальчиковые упражнения.
Комплексный подход поможет добиться цели: регулярно делайте упражнения, и результат не заставит себя долго ждать.
Понравилась статья? Поделись ей с друзьями!
Источник
Вера Геннадиевна
Упражнения и игры для развития речи детей 2–3 лет
В возрасте от 2 до 3 лет происходит значительный скачок в развитии речи, внимании. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем развитии, так как речь является показателем достижений. С помощью речи ребёнок показывает своё знание или незнание, умение или неумение, согласие или отрицание происходящего, выражает свое отношение к происходящему.
Воспитателю группы раннего возраста необходимо вести систематическую и целенаправленную работу по развитию речи воспитанников. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.
Чтобы развить речь ребенка нужен комплексный подход. Поэтому я использую весь арсенал игровых приемов, наглядности, действий с пальчиками, артикуляционную гимнастику и т. д. Хочу поделиться с вами некоторыми приемами и упражнениями, которые я использую в своей работе по развитию речи.
1. Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика.
Цель: формирование навыков правильного звукопроизношения; тренировка органов артикуляции.
Дыхательные упражнения.
Цель: развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка мышц губ.
1.«Подуем на снежинку».
Вырезать из салфетки тонкую и легкую снежинку. Положить на ладонь ребенку. Ребенок дует, чтобы снежинка слетела с ладони.
2. «Бабочка летает».
Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т. д.). Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.
3.«Плывет, плывет кораблик».
Налить в тазик или ванну воду положить кораблик и предложить ребенку подуть на кораблик.
Артикуляционная гимнастика.
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Упражнение «Заборчик».
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем,
А сейчас раздвинем губы –
Посчитаем наши зубы.
Упражнение «Хобот слоненка».
Подражаю я слону
Губы хоботом тяну…
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.
Буду долго так держать,
Свои губы укреплять.
2. Игры по развитию общей моторики.
Двигательные упражнения, игры в сочетании со стихотворным текстом являются мощным средством воспитания правильной речи. Чем выше двигательная активность, тем выше развивается его речь.
Мы идем по кругу, посмотри,
И шагаем дружно: раз, два, три.
Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.
Поскакали,поскакали: скок, скок, скок,
А потом, как аисты встали – и молчок.
3. Подвижные игры с речевым сопровождением.
Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.
Например, подвижные игры «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Кот Васька».
4. Игры – подражания с речевым сопровождением.
Цель: упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков, слов или фраз.
«Птичий двор»
Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»,
Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!»,
Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»
Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,
А наш Петя-петушок рано-рано поутру
Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»
«Произношение гласных звуков»
— А-а-а (плач ребенка, поет певица, уколол пальчик,
девочка укачивает куклу).
— О-о-о (разболелся зуб,удивление).
— У-у-у (гудит поезд).
-И-и-и (жеребенок ржет).
Звуки произносятся на выдохе.
5. Пальчиковые игры.
Это уникальное средство для развития речи: стимулируют речевое развитие, улучшают артикуляционную моторику, подготавливают кисть к письму и повышают работоспособность коры головного мозга.
«Замок»
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Покрутили, постучали, потянули… и открыли.
6. Игры с различными предметами и материалами.
Можно использовать различные круглые предметы, которые хорошо катаются между ладонями.
«Яичко»
(катаем грецкий орех или любой шарик между ладошками).
Маленькая птичка принесла яичко,
Мы с яичком поиграем,
Мы яичко покатаем,
Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.
«Крутись карандаш»
(карандаш должен быть ребристым).
Катание карандаша по столу вперед- назад,
чтобы карандаш не укатился.
Сначала одной рукой, потом другой.
Следовательно, очень важно работать над развитием речи малышей, но так же необходимо большое внимание уделять умению детей раннего возраста контактировать с окружающими людьми, учиться общаться, договариваться.
В заключение хочу сказать следующее, наши воспитанники – самые маленькие в детском саду. Они еще мало что знают, далеко не все понимают и совсем немногое умеют.
Источник
Здравствуйте, дорогой мой читатель! Спасибо, что заглянули ко мне! Родителям очень хочется, чтобы их дети, как можно раньше овладели речью, чтением, письмом, счетом, иностранным языком. И это – здОрово! Эти процессы стимулируют работу, прежде всего, левого полушария.
А как же эмоции, чувства, творчество и нестандартное мышление? Все это – работа правого полушария. Для детей раннего возраста более естественно развиваться и получать информацию через эти «инструменты» в комплексе.
Подпишитесь на канал и оставьте отклик — Вы поможете его развитию! Спасибо!
Недооценка развития правополушарных функций впоследствии скажется на сложностях с общением (неразвитая эмпатия у ребенка, неумение поддерживать другого), с воображением (не умеет придумывать и изобретать), с регулированием собственного поведения (ребенок просто не умеет контролировать свои эмоции), на мотивации (ничего не хочет), не может выучить время, да и с чувство юмора беда.
Дети данного возраста хотят творить и познавать новое (нужно сильно постараться, чтобы отбить это желание). Они открыты к обучению. И у родителей есть прекрасный шанс воспользоваться этим моментом и дать ребенку полноценное гармоничного развития. Малышам еще интересны игрушки, краски, пластилин и сказки. Они хотят играть, им нравится процесс созидания.
Для развития речи и речевого центра у малыша 2-3х лет очень полезны:
1. Развитие общей моторики (в том числе создание положительного эмоционального фона).
2. Самомассаж пальцев рук (пассивная гимнастика).
3. Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры).
4. Игры с различными предметами и материалами
5. Продуктивная деятельность.
В этой публикации 5 упражнений в этом направлении, а еще 5 – в видео, ссылка на него — в конце публикации.
Итак, приступим.
ИГРА «У ТЕБЯ, У МЕНЯ»
Цели: развитие общей моторики, создание положительного эмоционального фона. Звучит композиция «У меня, у тебя звонкие ладошки». Взрослый и ребенок выполняют движения согласно тексту песни…
У меня, у тебя звонкие ладошки — Показываем ладошки
У меня, у тебя как пружинки ножки — «Пружиним» ножки
Мы с тобой, мы с тобой шлеп-шлеп, шлеп-шлеп — Хлопаем в ладоши
Мы с тобой, мы с тобой прыг-скок, прыг-скок — Прыгаем
У меня, у тебя глазки, словно пуговки — Показываем пальчиками глазки
У меня, у тебя губки, словно клюковки — Показываем пальчиками губки
Мы с тобой глазками хлоп-хлоп, хлоп-хлоп — Закрываем и открываем глазки
Мы с тобой губками чмок-чмок, чмок-чмок — Делаем «чмоки»
У меня, у тебя чудо-локоточки — Показываем локотки
У меня, у тебя острые носочки — «Пружиним» ножки
Мы с тобой, мы с тобой хлоп-хлоп, хлоп-хлоп — Хлопаем в ладоши
Мы с тобой, мы с тобой прыг-скок, прыг-скок — Прыгаем
САМОМАССАЖ ЛАДОНЕЙ «ДОЖДИК»
Цели: нормализация мышечного тонуса, стимуляция тактильных ощущений. Взрослый проговаривает текст, показывая соответствующие движения. Ребенок повторяет. Данное упражнение можно выполнять на обеих руках.
Кто там топает по крыше?
(Постукиваем пальцами одной руки по ладони другой.)
Кап-кап-кап-кап.
Чьи шаги всю ночь я слышу?
Кап-кап-кап-кап.
Я усну теперь едва ли.
Кап-кап-кап-кап.
Может, дождик подковали?
Кап-кап-кап-кап.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «Я ПЕКУ»
Цели: улучшение работоспособности коры головного мозга, активизация речевых центров. Данную игру взрослый сначала показывает сам, затем декламирует стишок, предлагая малышу повторить за ним. При необходимости ребенок выполняет движения с помощью взрослого. Игра проводится 2–3 раза.
Я пеку, пеку, пеку
(показываем соответствующие движения)
Деткам всем по пирожку.
А для милой мамочки
(«катаем» между ладошками круглый предмет)
Испеку два пряничка.
Кушай, кушай, мамочка
(протягиваем ладошки вперед, «предлагаем»)
Вкусные два пряничка.
А ребяток позову,
(машем кистями рук по направлению к себе)
Пирожками угощу.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «СЕРЕНЬКИЙ ЗАЙКА»
Цели: улучшение работоспособности коры головного мозга, активизация речевых центров.
Серенький зайка — (пальчики в кулачок, из указательного и среднего делаем »ушки», шевелим ими)
По лесочку прыг-прыг, — («подпрыгиваем» кистью руки),
Ушками дрыг-дрыг, — (пальцы — «ушки» сгибаем и разгибаем),
По снежочку тык-тык.
ПОДЕЛКА «СНЕГОВИК»
Цели: получение положительных эмоций, сенсорное развитие. Взрослый предлагает ребенку сделать снеговика из ватных дисков. Малыш прикрепляет их на клей, лепит нос и глазки. Рисование сопровождается музыкой, например композицией «Знает каждый снеговик».
Через несколько месяцев занятий появляется заметный результат — большинство детей овладевает активной формой речи; даже у детей, имеющих задержку речевого развития органического генеза, появляются слоги, слова. Вы сами можете убедиться в этом. Успехов Вам!
До встречи!
Видео 5 простых упражнений на развитие речи 2-3х-летнего ребенка
Источник
Часто можно услышать такие разговоры: «Мой Андрюша очень умный, он все-все понимает, но говорит от силы слов 10. У моей подруги дочка «Мойдодыра» уже цитирует, а ведь они с моим сыном ровесники. Подскажите, каковы нормы речевого развития в этом возрасте? Как научить ребенка разговаривать?»
Подобные вопросы очень часто волнуют родителей, тем более если их кроха уже переступил рубеж в 2 года. С чем связано волнение? Почему мамы и папы не так обеспокоены, если мы говорим о возрасте 1 или 3 года? Дело в том, что 2-х летний возраст – время для активного формирования речи, именно сейчас самый важный период для начала налаживания отношений со сверстниками через общение.
Наиболее активное развитие речи ребенка происходит в два года – он оставляет позади детский лепет, переходя к полноценным словам и предложениям. В этот период очень важно помочь крохе и как можно больше заниматься с ним
Среднестатистические нормы
Возраст 2-3 года – время для активного скачка в речевом развитии (см. также: как должно проходить развитие ребенка в 2 года?). Дети, с которыми не занимались формированием речи, отстают от своих сверстников, ведь речь – один из важных показателей уровня развития. Имея возможность разговаривать, ребенок может выразить свой протест или согласие, отразить свои знания и умения и просто высказать свое мнение.
По среднестатистическим данным, словарный запас ребенка 2 лет должен составлять порядка 200-300 слов. В этом возрасте ребенок должен уметь произносить предложения из 2-3 слов.
Данные нормы далеко не всегда характерны для современных детей третьего года жизни. Видя, что малыш отстает от речевых стандартов, не стоит паниковать. Дети познают мир по-разному и чем старше становится ребенок, тем очевиднее разница между сверстниками – это касается и общего развития, и речевых навыков в частности.
Когда стоит волноваться, что ваш кроха отличается от других деток? Прежде чем дать ответ на этот вопрос, рассмотрим основные важные условия, способствующие формированию речевых навыков.
Условия для развития речи
Чтобы обучение произношению слов пошло семимильными шагами, необходимо учесть следующие факторы:
- У ребенка не должно быть заболеваний и травм головного мозга, нарушений в строении органов артикуляции, поскольку стандартные занятия рассчитаны на хорошее зрение и слух.
- Ребенок должен нуждаться в общении и не иметь отклонений в психике.
- Необходима уверенность в том, что ребенок в состоянии понимать речь.
- На картинках он может указать на конкретный предмет, который называет взрослый.
- Ориентируется в словах, которые обозначают действия (копать, гладить, подметать, укачать куклу, мыть) и варианты передвижения (летать, прыгать, бегать, ползать).
- Понимает просьбы и способен выполнять многосложные задания: взять мишку и положить в корзинку.
- Активная жестикуляция и мимика говорят о прогрессивном развитии малыша. Если ребенок может с помощью жестов изобразить ответ на ваш вопрос, например: «Что нужно надеть на ножки перед улицей?» – ребенок приносит или показывает свои ботиночки, то такой способ общения очень хорош, так как это подготовительный этап к основной речи. Т.е. ребенок все понимает и активно использует жесты для выражения своих пожеланий и потребностей.
- Ребенок умеет выражать свои эмоции, а также умеет сочувствовать другим. Если кто-то плачет или грустит, малыш может подойти и утешить его, обняв или погладив.
- Дети активно используют вариации голоса, чтобы выразить свои мысли, особенно при первых попытках заговорить. Интонация – очень доступный способ выразить смысл и эмоции одновременно.
Таким образом, взрослые должны обращать внимание не на то, сколько слов умеет говорить их чадо в 2 года, а на то, насколько активно он участвует в разговоре, используя мимику, жесты и интонацию, и как он реагирует на обращенные к нему просьбы и вопросы. Если вы замечаете, что малыш на рубеже третьего года жизни не умеет выражать свои эмоции и желания выше указанными способами или говорит на одному ему известном языке, то пришло время для обращения за консультацией к психологу, логопеду или неврологу.
Если в возрасте около 3 лет или немного меньше ребенок не может выражать свои эмоции либо вообще продолжает лепетать на своем языке, необходимо посетить специалиста для консультации
Принципы для развития правильной речи
Развивать активную речь у малыша в 2-3 года будет проще, если создать для этого благоприятные условия:
- Создавайте поводы для контакта со взрослыми («спроси у папы, где книжка», «позови бабушку обедать», «скажи спасибо маме»).
- Дайте возможность ребенку говорить. Если в разговоре мама или другой взрослый прерывает начало разговора крохи и старается за него сказать то, что он пытался выразить, то в такой ситуации ребенку скорее всего не захочется говорить.
- Хвалите малыша за то, что он учится заменять звукоподражание словами (например, не «ква-ква», а «лягушка»; не «кар-кар», а «ворона»).
- Взрослые должны следить за правильностью своей речи. Активное использование разнообразных частей речи (глаголов, прилагательных, существительных), а также местоимений, предлогов и наречий будет способствовать правильному формированию словарного запаса и построению будущей речи.
- Взрослые должны использовать только полные и четкие слова, которые ребенок должен повторять. Не стоит повторять за ребенком его коверканные слова.
- Каждый день заниматься артикуляционной гимнастикой, чтобы научить малыша владеть своими губами, языком и зубами (рекомендуем прочитать: (рекомендуем прочитать: проводим артикуляционную гимнастику для детей)). (Упражнения для этого вы найдете ниже).
- Выполнять задания для развития дыхания (их можно найти ниже). Зачастую сбивчивое и неправильное дыхание мешает ребенку говорить.
- Расширяйте словарный запас и практикуйте применение уже известных слов, используя окружающие предметы и игрушки. Включайте в ваши игры такие задания: вы описываете предмет или игрушку, а ребенок должен ее найти по цвету, размеру и расположению; просить называть характеристики предметов, учить обобщать и сравнивать предметы.
- Чтение вслух очень важно для расширения словарного запаса деток. Читая сказки, уделяйте внимание особенностям персонажей (трусливый заяц, неуклюжий бегемот, хитрая лиса). Правильное построение предложений в художественной литературе способствует усвоению грамматики русского языка.
Художественное чтение “с выражением” преследует сразу несколько целей: развлекает ребенка, способствует эмоциональному развитию (одним героям он сопереживает, на других злится), обогащает словарный запас, демонстрирует красивую правильную речь
Упражнения
Мы изучили большой объем дидактических пособий и выявили необходимость комплексного подхода в развитии произносительных навыков у двухлетних детей. Оптимальным вариантом будет использование пальчиковой гимнастики, упражнений на артикуляцию, наглядность и игровые моменты. Подборка развивающих занятий и приемов, которые помогут в работе над детскими речевыми навыками, представлена ниже. Выполняйте их каждый день, чтобы научить ребенка говорить максимально быстро.
Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика
Целью таких упражнений является тренировка артикуляционных органов и правильного произношения звуков:
- Летающая снежинка
Из тонкой бумаги следует вырезать небольшую снежинку. Положить снежинку на ладошку малышу. Задача ребенка – сдуть снежинку с руки.
- Бабочка порхает
Берем тонкую бумагу (салфетка или конфетная обертка) и вырезаем небольшую бабочку. К бабочке привязать ниточку. Малыш держит ниточку и, дуя на бабочку, заставляет ее порхать.
- Заборчик (артикуляционная гимнастика)
“Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем,
А сейчас раздвинем губы –
Посчитаем наши зубы”
- Хобот слоненка (артикуляционная гимнастика)
“Подражаю я слону
Губы хоботом тяну…
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.
Буду долго так держать,
Свои губы укреплять”
- Веселый кораблик
Наполняем ванну или ванночку водой и ставим на поверхность легкий кораблик (из бумаги или пробки). Ребенок должен привести кораблик в движение своим дыханием.
Запуск на воду легкого самодельного кораблика станет для ребенка настоящей игрой, которая заодно сопряжена с артикуляционной гимнастикой на тренировку дыхания
Игры на развитие моторики
- Игры по развитию общей моторики
Занятия на движение, сопровождающиеся стихотворным ритмом – отличное средство для развития процесса «говорения». Чем активнее двигается ребенок, тем лучше развиваются речевые навыки.
“Мы идем по кругу, посмотри,
И шагаем дружно: раз, два, три.
Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.
Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,
А потом, как аисты встали – и молчок.”
- Активные игры со стихами
Короткие подвижные игры очень любимы детьми третьего года жизни, а если при этом они сопровождаются стишками, то становятся чрезвычайно полезными для развития детской речи. Выбирайте веселые игры с забавными стихами, тогда они наверняка понравятся детям, а значит будут очень полезными и эффективными. Примеры игр: «У медведя во бору», «Гуси-гуси».
- Логопедические и ритмические игры с самомассажем
Родитель или педагог выполняет массаж с помощью движений, которые ребенок должен повторять и, таким образом, осуществлять самомассаж.
“Лягушата встали, потянулись и друг другу улыбнулись.
Выгибают спинки, спинки – тростинки
Ножками затопали, ручками захлопали,
Постучим ладошкой по ручкам немножко,
А потом, а потом грудку мы чуть-чуть побьем.
Хлоп-хлоп тут и там и немного по бокам,
Хлопают ладошки нас уже по ножкам.
Погладили ладошки и ручки и ножки.
Лягушата скажут: Ква! Прыгать весело, друзья”
Ритмические активные игры с обязательным проговариванием фраз и движениями – отличный вариант для развития речи (подробнее в статье: лечение задержки развития речи у детей 3-4 лет). Их можно использовать для детишек любого возраста, просто совсем маленьким понадобится больше помощи
Игры со звукоподражанием
Целью звукоподражательных занятий является помощь в формировании и повторении отдельных звуков, слов и фраз.
- «Птичий двор»
Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»,
Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!»,
Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»
Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,
А наш Петя-петушок рано-рано поутру
Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»
- Возьмем тренировку гласных звуков:
- а-а-а (малыш плачет, поют в опере, баюкаем карапуза);
- о-о-о (удивление, восхищение);
- у-у-у (летит самолет);
- и-и-и (ржет лошадка).
Следите за тем, чтобы все звуки произносились на выдохе. Поправляйте ребенка в случае ошибок. Правильное дыхание при произнесении слов гарантирует отсутствие «проглатывания» отдельных звуков и слов.
Пальчиковые игры
Самое популярное и любимое всеми детками занятие – помимо своей развлекательной функции, оно помогает развить речевую моторику, готовит пальчики к письму и улучшает работу мозга.
«На лужке». (Широко растопырили пальчики обеих рук). На лужок пришли зайчата (загибаем большие пальцы), медвежата (загибаем указательные пальцы), барсучата (загибаем средние пальцы), лягушата (загибаем безымянные пальчики) и енот (сжимаем ручки в кулачки). На зеленый на лужок, приходи и ты, дружок! (Раскрываем ладони и «подзываем» всеми пальчиками малыша).
Игры с различными предметами и материалами
Используйте различные игрушки и предметы круглой формы, которые можно катать в ладонях. Для этой цели отлично подойдут специальные массажные мячики, клубочки ниток.
- «Яичко» (катаем грецкий орех или любой шарик между ладошками)
Маленькая птичка принесла яичко,
Мы с яичком поиграем,
Мы яичко покатаем,
Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.
- «Крутись карандаш» (карандаш должен быть ребристым). Катание карандаша по столу вперед- назад, чтобы карандаш не укатился. Сначала одной рукой, потом другой.
Доктор Комаровский напоминает: играя с детками в речевые игры, не забывайте об их развитии в социальном плане. Дети должны уметь общаться и играть с другими людьми, находить компромиссы, проигрывать.
Подобные занятия будут нелишними и в более старшем возрасте, поэтому смело играйте в них с детками 4 и 5 лет. Набраться опыта вам помогутвидео уроки, на которых представлены занятия для формирования правильной речи у детей с 2 до 5 лет, они быстро помогут научить вашего ребенка разговаривать.
Чтобы помочь заговорить малышу, можно пользоваться обучающими мультиками, направленными на формирование умения общаться друг с другом. Пользуясь нашими рекомендациями, вы научите своего ребенка разговаривать и общаться со сверстниками.
Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »
Источник