Упражнения на концентрацию внимания для ребенка 3 года

Упражнения на концентрацию внимания для ребенка 3 года thumbnail

Вы заметили, что ребёнок «невнимательный», или услышали эти слова от воспитателя или учителя? Говорят, постоянно витает в облаках… А он действительно невнимательный или ему просто скучно на уроках? Разбираем, на что родителям стоит обратить внимание.

Объем, устойчивость, концентрация и другие свойства внимания, которые нужно развивать

Всего есть шесть свойств внимания. Нарушение каждого из них по-своему отражается на деятельности ребёнка.

1) Объем внимания. При маленьком объеме внимания ребёнок не умеет концентрироваться одновременно на нескольких предметах и удерживать их в памяти.

2) Устойчивость и 3) концентрация внимания. Работайте в этом направлении, если ребёнок быстро отвлекается на посторонние дела, не может долго сосредотачивать внимание.

4) Избирательность внимания. Это свойство крайне важно, чтобы уметь сосредоточить внимание на значимом процессе. И при этом не обращать внимания на второстепенные, отвлекающие стимулы. Проблемы с избирательностью внимания мешают доводить начатое до конца.

5) Распределение внимания. Ребёнку сложно выполнять две задачи одновременно.

6) Переключаемость внимания. Способность быстро и легко переместить внимание с одного действия на другое. Ребёнок с трудом переносит внимание с одного объекта на другой, переключается слишком медленно? Развивайте гибкость внимания.

Понаблюдайте, что дается ребёнку сложнее: воспринимать информацию визуально или на слух? Учитывая это, вы сможете более грамотно подобрать игры и упражнения на внимание.

Вот теперь, когда проблема ясна, приступаем к полезным активностям! Научить ребёнка управлять вниманием помогут игры.

Выбирайте игры и задания по возрасту

детям 4-5 лет  | 
6-8 лет  | 
9-10 лет

Игры и упражнения на внимание для детей 4-5 лет

Дошкольникам сложнее всего усидеть на месте, поэтому игровая форма занятий подходит им больше всего.

Игра «Запрещенный цвет» на концентрацию и распределение внимания

Перед началом игры установите правила:
— нельзя называть запрещенные цвета, например, зелёный и красный;
— нельзя один и тот же цвет называть дважды.

А теперь задавайте вопросы: «Какого цвета небо? Какого цвета трава? Какого цвета солнце? Какого цвета клубника?» Возможные варианты ответов: «Голубого; как газон; желтого; как сердце».

Игра «Придумай автомобиль» Развиваем избирательность внимания

Предложите ребёнку представить проезжающий мимо автомобиль, который каждый раз возвращается. Как он выглядит? Какие звуки издает? Постепенно картинка должна становиться все более живой и насыщенной.

Делайте ребёнку подсказки, но не комментируйте каждое его действие. Так он может отвлечься от игры и потерять интерес к ней.

Игра «Найди лишнее» на концентрацию и распределение внимания

Прочитайте ребёнку стихотворение и попросите хлопать в ладоши, если он слышит лишние слова.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,
Галки, макароны.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
лебеди, куницы,
Галки и стрижи,
Чайки и моржи.

Игра «LOGIC Шульте» развивает концентрацию и устойчивость внимания

В таблицах Шульте в хаотическом порядке размещены цифры, которые необходимо быстро найти в верной последовательности. Помимо внимания и периферического зрения, такой тип заданий развивает навык скорочтения.

Игры и упражнения на внимание для детей 6-8 лет

Младшеклассники легко отвлекаются на посторонние вещи (смартфон, телевизор, вид за окном), поэтому постарайтесь перед занятиями исключить любые раздражители. Придумайте кодовое слово («внимание», «начинаем») и попросите ребёнка сосредоточиться после того, как вы его произнесете.

Игра «Догони робота» на концентрацию, избирательность и устойчивость внимания

Начертите такой квадрат с роботом. Он будет передвигаться вверх, вниз, вправо и влево по вашим командам. Продиктуйте несколько ходов и попросите ребёнка указать, в какую клетку переместился робот. Водить по полю пальцем нельзя.

Упражнение «Слушаю и считаю» Развиваем распределение внимания

Прочитайте предложение, постукивая карандашом по столу. Ребёнок должен запомнить текст и сосчитать количество ударов.

Упражнение «Читаю и считаю» на переключаемость и распределение внимания

Предложите ребёнку прочитать текст и одновременно посчитать количество слов в нем. Для счета не используем пальцы.

Игра «Защитники островов» развивает переключаемость внимания

Эту игру можно назвать морским боем нового уровня. Вместо обычного квадратного игрового поля действие разворачивается на круговой диаграмме. Игрок может выбрать один из трех уровней сложности.

Игра «LOGIC Игрек» развивает объем, устойчивость и переключаемость внимания

В игре 3 уровня сложности:

  • «Новичок» — игрок должен запомнить и повторить в любом порядке расположение точек на экране.
  • «Опытный» — требуется запомнить расположение цифр в правильной последовательности: 1, 2, 3, 4 и т.д.
  • «Мастер» — необходимо запомнить расположение фруктов на экране в нужном порядке.

Игры и упражнения на внимание для детей 9-10 лет

Для детей постарше подойдут более сложные упражнения на внимание. Хорошо, если они будут не сильно напоминать школьные задания, чтобы ребёнок мог отвлечься от учебы и провести свободное время весело и полезно.

Читайте также:  Как закапывать мирамистин в нос ребенку 3 года

Упражнение «Запомни все» на концентрацию и распределение внимания

Предложите ребёнку внимательно рассмотреть какой-то предмет не дотрагиваясь до него. Например, настольную лампу, вазу или связку ключей. Затем пусть ребёнок закроет глаза и постарается описать предмет. Какого он цвета, размера? Какой он на ощупь?

Упражнение «Что изменилось?» Развиваем объем внимания

Разложите на столе около десяти предметов. Можно взять, к примеру, канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, пенал, линейку и т.п. Затем попросите ребёнка запомнить, как лежат предметы.

Затем попросите его закрыть глаза и досчитать до 20-ти. За это время поменяйте некоторые из предметов местами или вовсе уберите. Предложите ребёнку сказать, что изменилось.

Упражнение «Запрещенная цифра» на концентрацию и распределение внимания

Считайте вслух от одного до 41, не называя числа, в которых есть цифра 4. Вместо них говорите: «Не собьюсь». Предложите ребёнку повторить упражнение.

Игра «Атака вируса» развивает концентрацию внимания

Цель игры — окружить Вируса и не дать ему проникнуть в самое сердце микросхем Клапана. Всего доступно три уровня сложности: «легко» — в игре всего один Вирус и есть много возможностей его обезвредить; «трудно» — победить нужно двух Вирусов, что будет не так просто; «ааааа!» — придется попотеть, ведь окружить необходимо трех Вирусов.

Игра «Роботрон» развивает переключаемость внимания

Вам нужно перевести своего робота на другую сторону поля. При этом нужно не пропустить соперника на свою сторону. В игре «Роботрон» работает Арена: вы можете сразиться с реальным противником.

Тренировка внимания — полезная привычка

Если игры и упражнения на внимание станут постоянными тренировками для ребёнка, вскоре вы заметите первые результаты. Ребёнок будет быстрее и легче запоминать, станет более собранным. Чтобы удержать прогресс, включите игры и упражнения на внимание в список постоянных дел.

На ЛогикЛайк более 3500 развивающих заданий и упражнений:

  • загадки и вопросы на внимательность и смекалку;
  • логические задачи;
  • соты и судоку;
  • логические и пространственные головоломки.

Регулярные тренировки на ЛогикЛайк — проверенный способ развития логики, памяти и внимания у дошкольников и младших школьников.

Источник

Последнее обновление статьи: 18.05.2019

Развитие внимания у детей 3-х лет — одна из наиболее важных задач родителей, так как от этого напрямую зависят способности ребенка к пониманию информации и ее запоминанию. Именно в 3 года у ребенка формируется умение переключать и распределять внимание, однако из-за его неустойчивости малышу довольно сложно сосредоточиться на одном занятии, поэтому помощь родителей будет очень полезна.

Особенности развития внимания у детей 3-х лет

В возрасте 3-х лет внимание ребенка чаще всего привлекают внешне интересные и яркие предметы, эмоциональные события. Сосредоточенным оно остается до тех пор, пока сохранен интерес к людям, игрушкам или действиям. Малыш легко отвлекается, может быстро бросить одно дело и начать заниматься другим. Средняя продолжительность времени, когда ребенок сосредоточен на одном виде деятельности, составляет примерно 6-15 минут. Внимание у ребенка 3-х лет проявляется в различных психических процессах – он всматривается в заинтересовавшую его картинку, вслушивается в интересный рассказ, увлеченно рисует карандашами или играет, пытается читать книжки. Распределение внимания между двумя разными действиями или объектами в таком возрасте практически невозможно.

В 3 года внимание у ребенка является непроизвольным, т.е. возникает непреднамеренно, само собой, и редко появляется под влиянием какой-либо задачи или цели. Дети такого возраста не могут долго концентрироваться на одном объекте. По мере взросления начинает формироваться произвольное внимание, которое является результатом волевого усилия. Его развитие происходит в процессе общения со взрослыми, во время игр и обучения.

Внимание детей 3-х лет переключить непросто, поэтому очень важно заранее сообщить малышу об окончании игры, так как ему необходимо некоторое время, чтобы переключиться с одного вида деятельности на другой. При этом внимание детей такого возраста очень сложно направить на какой-либо предмет с помощью словесных инструкций. Требуется несколько раз повторять просьбу, чтобы ребенок переключился на нужный объект.

Важно! Уважайте занятия ребенка – если он увлеченно чем-то играет, старайтесь не мешать и не отвлекать его. А если необходимо прервать занятие, предупредите кроху заранее, чтобы он имел возможность завершить игру.

Свойства внимания

Внимание обладает некоторыми особенностями и свойствами, которые характеризуют способности и возможности человека.

  • Концентрация – это удержание внимания на каком-либо действии или объекте. При недостаточно развитой способности концентрации внимания, малыш не может продолжительное время, не отвлекаясь, сосредотачиваться на определенной деятельности. У детей в 3 года развитие способности к концентрации находится на начальном уровне.
  • Переключаемость выражается в способности переносить внимание с одного объекта на другой. Развитие этого навыка у детей 3-х лет помогает им переключаться между разными видами деятельности.
  • Распределение – это умение одновременно выполнять сразу несколько действий либо удерживать внимание на нескольких разнородных объектах. Способность к распределению позволяет заниматься несколькими делами одновременно. В 3 года способность распределения практически отсутствует.
  • Устойчивость – это продолжительность времени, в течение которого человек способен удерживать внимание на каком-то объекте или действии. Степень устойчивости зависит от разнообразия выполняемых действий, причем действия или предметы могут меняться, а общее направление деятельности остается постоянным. Однообразные действия или предметы существенно снижают устойчивость внимания, особенно у детей в 3 года.
  • Объем внимания определяется количеством объектов, предметов или действий, которые человек способен воспринимать одновременно. У детей в возрасте 3-х лет он составляет не более 2-3-х предметов. Небольшой объем не позволяет удерживать в поле внимания несколько предметов.
Читайте также:  Куда можно отдать ребенка в 3 года тверь

Диагностика

Родители могут самостоятельно проверить, насколько правильно идет развитие внимания у ребенка, и в каких вопросах ему нужно помочь. Все занятия у детей в 3 года проходят в игровой форме. Вы можете предложить малышу следующие задания:

  1. найти на картинке одинаковые предметы и назвать их цвет;
  2. раскрасить по образцу простые геометрические фигуры;
  3. найти отличия на двух похожих картинках.

Такие простые задания и игры позволят выявить, какие задачи вызывают трудности у ребенка и в соответствии с этим подобрать наиболее полезные упражнения. 

Развивающие игры

Развитие внимания и мышления у детей в 3 года происходит преимущественно в игровой форме. При этом очень важно создать обстановку, в которой малышу будет проще сосредоточиться. Желательно убрать из поля зрения ребенка все игрушки и предметы, которые не пригодятся для занятия. Старайтесь не давать для обычных игр предметы, которые предназначены для занятий, иначе интерес к ним будет потерян.

«Найди одинаковый предмет»

Простая игра, в которой можно использовать практически любые предметы – это могут быть конфеты, игрушки, карточки с картинками. Суть игры в том, чтобы дети находили одинаковые предметы.

«Общее и различия»

Хорошая развивающая игра, учит малыша концентрироваться и замечать мелкие детали. Для игры вам понадобятся похожие по форме или цвету предметы, а также карточки с рисунками. Попросите ребенка найти различия между двумя похожими предметами или картинками.

«Что изменилось»

Эта игра полезна не только для развития малышей 3-х лет, но и для детей постарше. Использовать можно различные предметы – игрушки, карандаши, книжки. Их нужно расположить в один ряд, а затем попросить ребенка закрыть глаза, поменять пару предметов местами или убрать какой-то из них, и спросить, что поменялось.

«Что звучит»

Игра, которая развивает слуховое внимание. Вам понадобятся различные звучащие предметы и музыкальные игрушки. Приготовьте необходимые предметы, а ребенка попросите отвернуться. Затем выберите какой-нибудь предмет и производите с его помощью звуки – позвените колокольчиком, постучите в барабан, подудите в дудочку или пошелестите страницами книжки. Ребенок на слух должен определить, что это за звуки и какой предмет их издает.

«Запомни и расскажи»

Предложите ребенку рассмотреть простой рисунок, например изображения фруктов, овощей или игрушек. Затем спрячьте картинку и спросите малыша, что он смог запомнить – сколько было предметов, какого они цвета и т.д. Когда ребенок адаптируется к игре, можно брать картинки с более сложным сюжетом и большим количеством деталей.

«Сделай так же»

Возьмите раскраску с изображением одного крупного предмета, например яблока или мяча. Закрасьте половину рисунка, а затем предложите ребенку докрасить предмет таким же цветом.

Помните, что занятия с детьми 3-х лет не должны быть утомительными. Их продолжительность — не более 10 минут. Обязательно чередуйте активные и пассивные игры.

На развитие ребенка большое влияние оказывает окружающая среда и домашняя обстановка, в которой он растет. Старайтесь больше общаться с малышом, постоянно обогащайте его знания, учите наблюдать и подмечать что-то новое и интересное на прогулке, дома или в поездке. Это очень важно, ведь от уровня внимания зависит способность ребенка к восприятию, пониманию и усвоению информации, а также продуктивность учебной деятельности в целом.

Читайте также:  Ребенку 3 года не управляем

Источник

Ольга Абросимова
Упражнения для развития внимания детей 3–4 лет

Задачи:

Обучающая:

— познакомить детей с техникой ТСО- компьютером через игровые задания;

— расширять знания об объектах природы;

— расширять словарный запас детей.

Развивающая:

развивать логическое мышление, внимание, память.

Воспитательная:

-воспитывать интерес к данным видам упражнений.

Методы:

— игровой

-словесный

-практический

Демонстрационный материал:

-презентация, картинки.

Ход занятия:

1. Упражнение «Путаница»

Цель: развитие зрительного внимания.

Описание: педагог предлагает детям назвать предметы, которые он видит в путанице.

Приложение: слайд №2

2. Упражнение «Предметы спрятались»

Цель: развитие зрительного внимания, пополнение активного словаря ребёнка.

Описание: педагог предлагает детям найти какие предметы

спрятались, назвать их.

Приложение: слайд №3

3. Упражнение «Перенеси»

Цель: развитие зрительного внимания, пополнение словарного запаса детей.

Описание: педагог предлагает детям перенести картинки на новое место и назвать их.

Приложение: слайд №4

4. Упражнение «Вспомни и назови»

Цель: развитие зрительного внимания и памяти.

Описание: педагог предлагает детям вспомнить и назвать предметы, которые нарисованы на картинке, назвать их.

Приложение: слайд № 5

5. Упражнение «Сломанная машинка»

Цель: развитие зрительного внимания

Описание: у Никиты сломалась машинка. Чтобы починить машинку, нужно собрать все детали. Педагог предлагает детям найти на картинке какой детали не хватает, назвать её.

Приложение: слайд № 6

6. Упражнение «Разноцветные кубики»

Цель: сенсорное развитие.

Описание: педагог предлагает детям сравнить картинки, которые находятся вверху и внизу странички, выявить какого кубика не хватает, назвать цвет кубика.

Приложение: слайд № 7

7. Упражнение «Сравни»

Цель: развитие зрительного внимания.

Описание: педагог предлагает детям сравнить две картинки, найти отличия между ними.

Приложение: слайд № 8

8. Упражнение «Построй башенку»

Цель: развитие зрительного внимания.

Описание: педагог предлагает детям найти на картинке башенку вверху странички, внимательно рассмотреть её и назвать какой детали не хватает внизу странички для постройки.

Приложение: слайд № 9

9. Упражнение «Построй кораблик»

Цель: развитие зрительного внимания, пополнение активного словаря ребёнка.

Описание: педагог предлагает детям найти на страничке вверху кораблик, внимательно рассмотреть его и назвать какой детали не хватает для постройки кораблика внизу странички.

Приложение: слайд № 10

10. Упражнение «Сравни картинки и назови»

Цель: развитие зрительного внимания.

Описание: педагог предлагает детям сравнить две картинки, и назвать кого забыл нарисовать художник на картинке внизу странички.

Приложение: слайд № 11

11. Упражнение «На каком по счёту месте…»

Цель: развитие математических представлений, развитие зрительного внимания.

Описание: педагог предлагает детям назвать на каком по счёту месте в табличке должны стоять конфетка и грибок, посчитайте и назовите.

Приложение: слайд № 12

12. Упражнение «Найди пять отличий»

Цель: развитие зрительного внимания, активного словаря.

Описание: педагог предлагает детям внимательно рассмотреть все домики на страничке и найти 5 отличий между ними, назвать их.

Приложение: слайд № 13

13. Упражнение «Путаница»

Цель: развитие зрительного внимания, пополнение словарного запаса детей.

Описание: педагог предлагает детям назвать предметы, которые они видят в путанице. Какого предмета не хватает внизу странички.

Приложение: слайд № 14

14. Упражнение «Новогодняя ёлочка»

Цель: сенсорное развитие.

Описание: педагог предлагает детям сравнить две ёлочки на страничке, и назвать какого цвета шарика не хватает на ёлочке внизу.

Приложение: слайд № 15

15. Упражнение «Одинаковые предметы»

Цель: развитие зрительного внимания.

Описание: педагог предлагает детям внимательно рассмотреть картинку вверху странички и назвать, какого рисунка не хватает на предметах внизу странички.

Приложение: слайд № 16

16. Упражнение «Силуэты животных»

Цель: развитие зрительного внимания, слухового внимания.

Описание: педагог предлагает детям найти и назвать внизу странички силуэт каждого животного, и назвать какого животного не хватает вверху странички.

Приложение: слайд № 17

17. Упражнение «Листочки»

Цель: развитие сенсорики

Описание: педагог предлагает детям найти на картинке листочек, который отличается от остальных.

Приложение: слайд № 18

Упражнение «Предметы, которые нас окружают»

Цель: развитие целостной картины мира, развитие зрительного внимания.

Описание: педагог предлагает детям рассмотреть предметы, нарисованные в рамочках внизу и найти и назвать каких предметов не хватает на картинке вверху странички.

Приложение: слайд № 19

19. Упражнения «Рыбки»

Цель: развитие сенсорики.

Описание: педагог предлагает рассмотреть два аквариума и назвать какого цвета рыбку нужно поместить в каждый из них.

Приложение: слайд № 20

20. Упражнение «Клоун»

Цель: развитие зрительного внимания.

Описание: педагог предлагает детям рассмотреть на страничке клоуна и назвать какого предмета не хватает.

Приложение : слайд № 21

Источник