Упражнения коррекции познавательного развития ребенка
Светлана Зеткина
Игры и упражнения для развития познавательной сферы дошкольника
Воспитатель: Зеткина С. Е.
Пояснительная записка
Игры и упражнения для развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста. Как правило, успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития познавательных процессов (мышления, речи, внимания, памяти и т. д., творчески решать различные проблемы.
Дошкольный возраст — это период, когда основная деятельность малыша игра. В игре проще усваиваются знания, умение, навыки, при помощи игровой ситуации легче привлечь внимание ребенка, он лучше запоминает материал, поэтому стараюсь выбирать задания, которые носят занимательный характер. Не допускать переутомления малыша.
Основная задача взрослых заключается в том, чтобы поддерживать и стимулировать их любознательность и познавательную активность, пробуждать интерес к разным сферам действительности, удовлетворять потребность в познании. Следует помнить, что познавательная активность дошкольника – очень тонкий механизм, который не терпит принуждения. Удовлетворение познавательных интересов детей, их обучение должны строиться на гуманных началах, с учетом равноправного участия ребенка. Общение – одно из основных условий развития ребёнка, важнейший фактор формирования его личности и ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя через общение с другими людьми.
ВНИМАНИЕ — сквозной психический процесс, пронизывающий все интеллектуальные функции и обеспечивающий успешность интеллектуальной деятельности.
Внимание характеризуется следующими свойствами: объемом, распределением, концентрацией, устойчивостью и переключением.
ПАМЯТЬ — является основой всей психической жизни личности и представляет собой ряд сложных психических процессов, активно овладевая которыми, человек управляет приобретением и сохранением в сознании полезной информации, ее воспроизведением в нужный момент.Индивидуальные особенности психической функции характеризуют следующие параметры: объем, точность, мобилизационная готовность и уверенность в правильности воспроизведения.
МЫШЛЕНИЕ — это внутреннее активное стремление овладеть своими собственными представлениями, понятиями, побуждениями чувств и воли.
При развитиимыслительных способностей у детей мы ставим перед собой следующие задачи: научить ребенка творчески мыслить, видеть взаимосвязи, ведущие к новым идеям.
Развитиюнаглядно-образного мышления способствуют следующие виды заданий: рисование, прохождение лабиринтов, работа с конструкторами, но уже не по наглядному образцу, а по словесной инструкции и по собственному замыслу ребенка, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а затем самостоятельно его построить или собрать.
Развитие образного мышления – одно из важнейших, но отнюдь не единственное направление умственного развития дошкольника. В значительной мере готовность к школе определяется и уровнем развития словесного мышления. Поэтому важной стороной подготовки становится обучение ребенка пересказу и самостоятельному сочинению разных историй. Благодаря этому у него формируется умение вычленять основное содержание услышанного, следить за последовательностью событий и последовательно излагать собственные мысли. А значит, и сама мысль упорядочивается, приобретает ясную и четкую форму.
ВООБРАЖЕНИЕ — это психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте.
Воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им реального жизненного опыта. Чем богаче опыт ребенка, чем больше он видел, слышал, пережил, узнал, чем больше впечатлений об окружающей действительности он накопил, тем более богатым материалом располагает его воображение, тем больший простор открывается для его фантазии и творчества, которое активнее и полнее всего реализуется в играх, сочинительстве сказок и историй, рисовании.
«ДА И НЕТ» (любимая игра дошкольников)
«Да» и «Нет» не говорить, черное и белое не носить. Взрослый предлагает ребенку ответить на вопросы. Дошкольник может по-разному отвечать на вопросы,но должен выполнить одно правило: нельзя произносить запретные слова (например, «да», «нет», «черное» и «белое» или др.). Взрослый задает такие вопросы, которые предполагают использование запретного слова,например: «Какого цвета халат у доктора?». Ребенок должен найти такую форму ответов, чтобы выполнить правила игры. В случае ошибки играющие меняются ролями. Игру следует начинать с одного запретного слова, постепенно вводя остальные.
«ЛОТО»
«ДОМИНО»
«НАЙДИ ДВА ОДИНАКОВЫХ ПРЕДМЕТА»
Предлагается карточка с изображением пяти и более предметов, два из которых одинаковые. Требуется найти одинаковые предметы, объяснить свой выбор.
«ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО»
Предлагается карточка с изображением 4-5 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти.
«НАЙДИ ОТЛИЧИЯ»
Предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Необходимо как можно быстрее найти эти отличия.
«ВЫКЛАДЫВАНИЕ УЗОРА ИЗ МОЗАИКИ ИЛИ ИЗ ПАЛОЧЕК»
Ребенку предлагают выложить из мозаики (или палочек) по образцу букву, цифру, узор, силуэт и т. п.
«НАНИЗЫВАНИЕ БУСИНОК»
Ребенку предлагается образец или схема нанизывания бус (например, -ОХОХОХО- -ОООХХХООО- -ООХХОХОХХОО-, нитка или проволока, бусинки. Ребенок собирает бусы.
«СРИСОВЫВАНИЕ ПО КЛЕТОЧКАМ»
Ребенку дается лист в клеточку (крупную или мелкую, образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура, карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.
«ЛАБИРИНТ»
Пройти по лабиринту, прослеживая путь взором, в случае затруднения пальцем или карандашом.
«НАЗОВИ ПРЕДМЕТ»
Ребенку даются рисунки с замаскированными (неполными, перечеркнутыми, наложенными друг на друга) изображениями предметов. Необходимо их назвать.
«СКОЛЬКО ЧЕГО?»
Ребенка просят осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся предметов, начинающихся на букву «К», «Т», «С», все стеклянные или металлические, все круглые, или все белые предметы.
«ДОРИСУЙ»
Ребенку предлагается назвать, что отсутствует в изображении предметов и дорисовать их.Примеры: дом без окон, машина без колес, цветок без стебелька и т. п.
«ЗАЧЕРКНИ»
Ребенку предлагается таблица, где в несколько рядов изображены знакомые предметы или геометрические фигуры. Нужно зачеркнуть, например, все елки или все квадраты.
«ПОИЩИ СЛОВА»
Педагог предлагает детям на слух в «длинных» словах найти «короткие» (пе – сок, ры – бак, Бо – рис, пи – рог, ку- лак, кле – щи, свис – ток, про –вода и т. д.).
«ЗАПОМНИ ВСЕ СЛОВА»
Воспитатель называет 5 разных предметов и просит ребёнка повторить все слова вслух.Например: мяч, дверь, банан, кот, сапоги. С начало ребёнок может называть слова в разброску, а затем в той последовательности как услышал. Количество слов нужно увеличивать до 8 – 10.
«ЦВЕТНЫЕ ШАРЫ»
Дети на слух восстанавливают цветовую гамму шаров в той последовательности, как это требует задание.
«Найди различие»
Ребёнок учиться сравнивать две картинки между собой, находить признаки сходства и различия.
«КТО ЧТО ЛЮБИТ?»
Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагают всех «накормить».
«НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ»
Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом.Например: лиса, заяц, медведь, волк — дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива — фрукты.
Транспорт., птицы. и т. д. «КЛАССИФИКАЦИЯ»
Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т. е. подходящие с подходящими.
«НАЙДИ ЛИШНЮЮ КАРТИНКУ» или «ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ»
Развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая — лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.
«СМЫСЛОВЫЕ РЯДЫ»
Я назову тебе три слова, а ты догадайся, какое будет четвертое.
1. птица-гнездо, собака -…
2. куртка-ткань, сапоги-…
3. лошадь-жеребенок, корова-…
4. книга-обложка, дом -…
5. собака- щенок, человек-…
6. каша-ложка, мясо-…
7. лодка-вода, поезд-…
8. белка-дупло, человек — …
9. цветок-стебель, дерево-…
10. окно-подоконник, шкаф — …
11. береза-листья, сосна — …
12. солнце-светло, ночь-…
13. шуба-пуговица, ботинок -…
«ВЫПОЛНИ ДВИЖЕНИЯ»
Постарайся правильно выполнять движения: если услышишь название животного — подпрыгни, если услышишь название птицы — взмахни руками, если услышишь название предмета для школы – сядь за стол и положи руки на стол.
Слова: линейка, корова, рюкзак, сова, книга, медведь, лось, тетрадь, ворона, ласточка, ручка, лиса, голубь, волк, глобус, карандаш, коза, утка, сорока, пенал, свинья, ножницы.
«СРАВНИ ПРЕДМЕТЫ»
Сравни предметы между собой. Скажи чем они похожи и чем отличаются.
— сапоги и носки
— пианино и скрипка
— чайник и тарелка
— яблоко и мяч
— девочка и кукла
— часы и термометр
— доска и стекло
«РЕШЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ»
Послушай задачки, подумай и реши их.
Девять зайчиков съедают по одной морковке. Сколько нужно морковок, чтобы накормить всех зайчиков?
Чем больше уделить внимания развитию познавательных процессов на стадии дошкольного возраста, тем легче детям будет в школьной жизни.
Источник
КАТАЛОГ
МЕТОДИК, ИГР, УПРАЖНЕНИЙ
УПРАЖНЕНИЯ, ИГРЫ
(по Л.Григорович)
Творческие способности
- Задание 1
Назвать как можно больше вариантов использования обычного листа бумаги.
- Задание 2
Дорисовать 10 небольших одинаковых кругов, превратив их в разнообразные картинки.
- Игра «Какая осень»
Подбирать определения к словам.
- Игра «Что общего между?…»
Найти в двух объектах общие признаки.
- Упражнение «Что можно сделать из?..»
Придумать варианты использования хорошо знакомого предмета.
- Задание «Придумай и изобрази…»
Нарисовать фантастические предметы и животных.
- Придумывание сказок
Составлять сказки на тему, видоизменять и т.п.
- Придумывание новых игрушек, транспорта, построек
Изменять предметы, улучшая их качества.
- Игра «Хорошо-плохо»
Видеть противоречивые свойства и предметы, явлений и т.п.
- Упражнение «Ресурсы»
Выявлять ресурсы пространства и времени, качества, формы.
- Упражнение «На что похоже?»
Узнавать в неопределенных графических формах различные предметы.
- Отгадывание загадок. Узнавать предмет по словесному описанию.
- Составление кроссвордов.
МЕТОДИКИ, УПРАЖНЕНИЯ
(по М.Ильиной, Л.Парамоновой, Н.Головневой)
ВНИМАНИЕ
Методики для изучения различных свойств внимания
- Методика «Переплетенные линии»
Оценка устойчивости внимания. (Проследить за каждой линией от ее начала и до конца)
- Методика «Кольца»
Оценка устойчивости, распределения и переключения внимания. (Находить кольца с разрывом в строго определенном месте)
- Методика «Цифровая таблица»
Определение объема внимания, скорости его распределения и переключения. (Находить цифры от 1 до 25)
Упражнения для коррекции и развития внимания
- Упражнение на развитие способности к переключению внимания
Ребенок должен реагировать по договоренности на определенные слова
- Упражнение на развитие концентрации внимания
Сравнить картинки, назвать что не дорисовано, дораскрасить вторую половинку картинки.
- Упражнение на развитие концентрации внимания и его устойчивости
Среди случайно набранных в несколько строк букв отыскать «спрятанные» слова.
- Упражнение на развитие устойчивости внимания
Просматривать небольшой текст в газете, журнале и зачеркивать конкретную букву.
- Упражнение на развитие произвольного внимания
Нарисовать 10 треугольников и заштриховать в соответствии с заданиями.
- Упражнение на развитие распределение внимания:
А) повторять обратный счет с одновременным выполнением простых
Физических упражнений
Б) найти пропущенные цифры в таблице со случайным порядком цифр
- Упражнение на развитие объема внимания. По предложенным аналогам расставить точки в 8 квадратах с делениями.
ВОСПРИЯТИЕ
Методики для изучения восприятия
- Методика «Что не дорисовано?»
Оценка целостности восприятия. (Назвать недостающую деталь рисунка)
- Методика «Узнай, кто это?»
По частям рисунка определить целое.
- Методика «Чем залатать коврик?»
Подобрать из нескольких кусочков «материи» тот, который соответствует «коврику».
- Методика «Найди квадрат»
Найти из 10 четырехугольников 5 одинаковых квадратов.
- Методика «Пиши кружочками»
Оценка фонематического слуха. (Записать кружочками слова под диктовку)
- Методика «Чтение схем-слов»
Оценка фонематического слуха. (Определить, какие схемы слов в виде кружочков к каким словам подходят)
Упражнения для коррекции и развития восприятия
- Упражнение «Определи звуки». Показать предмет из числа нарисованных, название которого начинается с того же звука, как и произнесенное взрослым любое слово.
- Упражнение на развитие восприятия геометрических фигур. Назвать изображенные на рисунке геометрические фигуры.
- Упражнение на развитие точности восприятия «Дорисуй фигуры». Дорисовать незаконченные геометрические фигуры.
- Упражнение на развитие восприятия длительности временного интервала. Проследить движение стрелки часов в течение одной минуты, затем посидеть столько же без подсказки.
- Упражнение на развитие представлений о частях суток. Определить по картинкам, о каком времени суток идет речь в каждой.
- Упражнение на развитие пространственных представлений. Выполнить операции, связанные с понятиями «правый», «левый», «в центре», «справа», «слева» и т.д.
- Упражнение на развитие пространственных представлений «Точки». Соединять изображенные на листе бумаги точки в различном порядке.
- Упражнение на развитие наблюдательности. Осмотреть комнату, найти геометрические фигуры.
МЫШЛЕНИЕ
Методики для изучения различных видов мышления
- Методика «Соедини фигуры».
Оценка наглядно-действенного мышления. Соединить прямыми линиями геометрические фигуры по образцу.
- Методика «Лишний предмет».
Оценка образно-логического мышления – умственных операций анализа и обобщения. (Определить один лишний из четырех нарисованных предметов и объяснить, почему он лишний)
- Методика «Нелепицы».
Оценка образно-логического мышления. (Рассмотреть картинку и сказать, что нарисовано неправильно)
- Методика для оценки словесно-логического мышления.
Ответить на два десятка вопросов.
Упражнения для коррекции и развития мышления
- Упражнение на развитие мыслительной операции «Сравнение предметов». Сравнивать предметы, обозначенные парами слов, анализировать, в чем их сходство и различие.
- Упражнение на развитие скорости мышления «Оканчивание слов». Заканчивать слово, первую часть которого называет взрослый.
- Упражнение «Соотношение понятий». Определить порядок размещения картинок по смыслу.
- Упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
- «Найди лишнее слово».
- «Найди лишнюю картинку»
- Упражнение на развитие гибкости ума.
Назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие
- Упражнение на развитие словесно-логического мышления.
- «Определи понятие»
- «Найди похожее слово»
Игры, развивающие мышление, сообразительность
- Игра «Как это можно использовать?» Найти возможно большее число вариантов использования какого-либо предмета.
- Игра «Говори наоборот». Подобрать слова-антонимы.
- Игра «Бывает – не бывает». Ловить мяч, если называемая играющим ситуация достоверна.
ПАМЯТЬ
Методики для изучения различных свойств памяти
- Методика «Картинки»
Оценка зрительной памяти – кратковременной и долговременной.
- Методика «Запомни фразы»
Оценка смысловой памяти. (Повторить или передать смысл прочитанных взрослым 5 фраз)
- Методика «Запомни рисунки»
Оценка объема кратковременной зрительной памяти. (Рассмотреть рисунок с 9 фигурами и затем найти их на другом с 15 фигурами)
- Методика для оценки механической памяти и способности к осмысленному запоминанию. Назвать парные слова из ранее прочитанных пар слов.
Упражнения для коррекции и развития памяти
- Упражнение на развитие объема кратковременной слуховой памяти «Каскад слов». Устно повторять услышанный и каждый раз увеличивающийся словесный ряд.
- Упражнение на развитие зрительной памяти. Выложить из счетных палочек без подсказки только что рассмотренную простую фигуру.
- Упражнение на запоминание цифр, букв, слов. Устно повторять увиденный и каждый раз увеличивающийся цифровой, буквенный, словесный ряд.
- Игра на развитие памяти «Я положу в волшебный мешок..». Повторять все ранее названные участниками игры предметы.
- Игра «Я – фотоаппарат». Рассмотреть и без подсказки перечислить увиденные на столе, в комнате и т.п. предметы.
- Приемы, помогающие запоминанию.
ВООБРАЖЕНИЕ
Методики для изучения развития воображения
- Методика «Вербальная (словесная) фантазия».
Придумать рассказ, историю, сказку о каком-либо живом существе и изложить ее в течение 5 минут.
- Методика «Невербальная фантазия».
Придумать и нарисовать картинку, вылепить фигуру из пластилина.
Упражнения, игры для коррекции и развития воображения
- Игра «Пантомима»
Изобразить жестами, мимикой, звуками какой-либо предмет или действие.
- Упражнение на развитие зрительного воображения.
Выполнить рисунок по незаконченным элементам, изображениям.
- Упражнение «Точки».
Нарисовать что-либо, соединяя точки.
- Упражнение «Комбинирование»
Придумать и нарисовать предметы, используя заданные геометрические фигуры.
- Упражнение на развитие вербального воображения
Попробовать представить, что будет, если…
ПРОИЗВОЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Методики для изучения произвольного поведения
1. Методика «Графический диктант»
Проводить линии по клеткам в соответствии с заданием.
2. Методика «Лабиринт»
Оценка умения соблюдать правила. (Как можно быстрее выбраться из каждого лабиринта)
- Методика «Домик»
Оценка умения действовать по образцу. (Нарисовать домик по образцу)
- Методика «Палочки и крестики»
Определение уровня саморегуляции и самоконтроля. (Писать палочки и крестики по образцу 5 минут, соблюдая определенные правила)
- Методика «Да и нет»
Оценка умения ребенка действовать по правилу. (Отвечая на вопросы, не говорить слова «да» и «нет»)
Упражнения для коррекции и развития произвольной сферы
1. Упражнение «Раскрась фигуры»
Закрасить цветными карандашами каждую из предложенных геометрических фигур.
2. Упражнение «Копирование образца»
Скопировать образец, состоящий из точек.
3. Упражнение «Рисование узоров»
Рисовать узоры, соединяя под диктовку треугольники, кружки и квадраты.
« НАЙДИ ТОЧНОЕ СЛОВО»
ЦЕЛЬ: учить точно называть предмет, его качества и действия.
О каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное». Что это? Вы знаете, что предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме.
— Дополните другими словами: снег белый, холодный…(еще какой?); сахар сладкий, а лимон…(кислый); весной погода теплая, а зимой…(холодная).
— Назовите какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.
— Вспомните, кто из животных как передвигается. Ворона…(летает), рыба…(плавает), кузнечик…(прыгает), уж…(ползает). Кто из животных как голос подает? Петух…(кукарекает), тигр…(рычит), мышь…(пищит), корова…(мычит).
— Помогите найти слова, противоположные по смыслу, в стихотворении Д.Чиарди «Прощальная игра»:
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь…(низко).
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь…(близко).
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты…(храбрец).
Теперь начало я скажу,
Ну, отвечай…(конец).
— Теперь вы придумайте слова, противоположные по смыслу.
«ЭТО ПРАВДА ИЛИ НЕТ ?»
ЦЕЛЬ: учить находить неточности в стихотворном тексте.
Послушайте стихотворение Л.Станчева «Это правда или нет?» Вы должны заметить, чего на свете не бывает.
Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«Га-га-га!» — пел соловей.
Быстро дайте мне ответ –
Это правда или нет?
— Послушайте, как говорили другие дети, и подумайте, можно ли так сказать, и скажите, как надо сказать правильно:
- «Тетя, посмотри, у лошадки два хвостика – один на голове, другой на спинке»
- «Папочка, это лошадке подметки подбивают».
- «Папа, тут дрова недавно пилили: вон на снегу пилилки валяются»
- «Я немножко открыла глаза и смотрела шепотом»
- «Мамочка, я тебя громко-громко люблю».
— А теперь вы придумайте небылицы или путаницы, а другие дети будут их распутывать.
«КОЗА-СТРЕКОЗА»
ЦЕЛЬ: развивать представление о похоже звучащих словах, развитие вербального воображения
— Подберите пары слов, похожих по звучанию (чашка – ромашка, коза – стрекоза, кошка – лукошко, сук – барсук, пар – самовар, шина – машина).
— Закончите фразы, чтобы получилось складно:
«Я поехал на машине…(у меня порвалась шина); побежал за стрекозой…(тут же встретился с козой); я разбил сегодня чашку..( и сорвал в лесу ромашку); зацепился я за сук …(а под ним сидел барсук); под столом сидела кошка…(рядом с ней стоит лукошко).
«КОМПЛИМЕНТЫ»
(для детей с 4 лет)
ЦЕЛЬ: развитие речи, коммуникативных навыков дошкольников.
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит : «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ:
- Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «цветочное», «молочное» слово.
- Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.
«НА ЧТО ПОХОЖЕ НАСТРОЕНИЕ?»
(для детей с 5 лет)
ЦЕЛЬ: развитие речи, эмоций, коммуникативных навыков дошкольников.
Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает – какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т.д. Интерпретируя ответы детей, учтите, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.
«РУГАЕМСЯ ОВОЩАМИ»
(для детей с 5 лет)
ЦЕЛЬ: эмоциональное развитие, развитие мышления (обобщающие понятия)
Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а…овощами: «Ты – огурец», «А ты – редиска», «Ты – морковка», «А ты – тыква» и т.д.
«СОЧИНИМ ИСТОРИЮ»
(для детей с 5 лет)
ЦЕЛЬ: развитие речи, вербального воображения, развитие коммуникативных навыков.
Ведущий начинает историю: «Жили-были…» следующий участник продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и упражнение продолжается.
«ЕСТЬ ИЛИ НЕТ?»
(для детей с 5 лет)
Играющие встают в круг и берутся за руки, ведущий – в цетре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «Да», если не согласны, опускают руки и кричат «Нет!»
Есть ли в поле светлячки?
Есть ли в море рыбки?
Есть ли крылья у теленка?
Есть ли клюв у поросенка?
Есть ли гребень у горы?
Есть ли двери у норы?
Есть ли хвост у петуха?
Есть ли ключ у скрипки?
Есть ли рифма у стиха?
Есть ли в нем ошибки?
«ЧТО БЫЛО СНАЧАЛА, ЧТО ПОТОМ?»
Цель: развитие вербально-логического мышления.
«КЛАССИФИКАЦИЯ ЧУВСТВ»
Цель: эмоциональное развитие.
«ПУТАНИЦА»
Цель: развитие наглядно-образного мышления, развитие речи.
Источник