Упражнения для развития замкнутого ребенка
«Игры с замкнутыми детьми»
«ПАРОВОЗИК»
Дети встают в круг. По очереди они выступают в роли ведущего, который показывает определенные движения (без слов). Ведущий как бы паровозик, который ведет за собой вагоны, повторяющие все его движения. Дети -«вагончики» должны повторить то, что изображает ведущий. И если он показывает не просто набор движений, а какого-нибудь человека или животное, отгадать, кого он изображает.
«ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ»
Ведущий предлагает детям выполнить следующие движения: поднять брови вверх, сдвинуть их, сильно зажмуриться, широко раскрыть глаза, надуть щеки, втянуть щеки в полость рта.
Ведущий предлагает детям показать жестом слова. Например: высокий, маленький, там, я, здесь, он, толстый и т. п.
Ведущий предлагает детям произвольно принять условленную позу: показать, как мы выглядим, когда нам холодно, когда у нас болит живот, когда мы несем тяжелую сумку и т.п.
«ВОЛШЕБНЫЕ ЗАРОСЛИ»
Цель: Снятие телесных барьеров, развитие умения добиваться своей цели приемлемыми способами общения.
Содержание: Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в центр круга, образованного тесно прижавшимися друг к другу «волшебными водорослями» — всеми остальными участниками. «Водоросли» понимают человеческую речь, чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить участника в центр круга, а могут и не пропустить его, если их плохо «просят».
Затем следует обсуждение: когда водоросли расступались? Когда нет?
«МАГАЗИН ИГРУШЕК»
Игра развивает умения выполнять разные роли, индивидуальный замысел и инициативу ребенка. Играющие делятся на «покупателей» и «игрушки». «Игрушки» сидят в ряд, изображая товар. Дети-«игрушки» с помощью пантомимы показывают «покупателям» свой товар. «Покупатель» должен отгадать, какую игрушку ему предлагают. Кто не угадал, уходит из магазина без покупки. Игру можно моделировать, вместо магазина играйте в «зоопарк», в «слушай сказку» и т.п.
«САЛОЧКИ»
— подвижная игра, направленная на развитие активности, коллективизма и проявление смелости у ребенка. Детки разбегаются по определенной территории. Водящий должен «осалить» (дотронуться) до убегающего и берет его за руку. Так образуется цепочка. Теперь они вдвоем догоняют другого ребенка и т.д. Постепенно цепочка становится все длиннее. Теперь их задача – взять в кольцо убегающего. Это требует координации совместных действий в цепочке.
«МЕНЯЛКИ»
— игра способствует развитию памяти, внимания, установлению контакта между детьми. Иг8рающие образуют круг. В руках они держат маленький предмет (игрушку). Водящий старается запомнить, у кого какая игрушка. Затем он отворачивается, дети, молча (!) меняются своими игрушками. Для этого они подмигивают друг другу. Задача ведущего: вернуть каждому ребенку свою игрушку, угадать, кто с кем поменялся.
«СМАК»
— игра развивает уверенность в себе, помогает освоить навыки общения, тренирует умение вести разговор. В основе лежит известная телевизионная передача «Смак». Предложите ребенку (он самый лучший повар) выступить в этой передаче и показал способы приготовления самых любимых его блюд. Учтите, что в «студии» должны быть и зрители, роль которых выполняют другие члены семьи, или сверстники. В зависимости от возраста передачу «Смак» можно заменить передачами «Путешествия», «В гостях у сказки» и другими. Фантазируйте!
«ПОЙМАЙ МЯЧ»
— игра развивает уверенность в себе и доверие к другим людям. Играющие по очереди бросают друг другу небольшой мячик, при этом называют какое-либо достоинство того ребенка, кому они бросают мяч. Очень важно, чтобы в процессе игры каждому ребенку удалось услышать о себе добрые, приятные слова.
«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
— упражнение направлено на повышение уверенности в себе и собственных силах. Предложите ребенку закончить следующие предложения:
Я хочу….
Я умею…
Я смогу…
Я добьюсь…
Источник
Коррекционная программа «Замкнутый ребенок»
Цель: помочь ребенку преодолеть замкнутость и раскрыться в коллективе
Задачи:
— преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;
— развитие эмоционально-выразительных движений;
— развитие коммуникативных способностей; снижение психоэмоционального напряжения.
Нормальное психическое состояние ребенка — хорошее и бодрое настроение, тяга к веселью и шалостям. У детей, конечно же, происходит смена настроения в зависимости от всевозможных случайных обстоятельств. Но здоровый ребенок, пока он не выдохся, не устал, легко возвращается в исходное хорошее настроение.
Однако в период адаптации к школе шестилетний ребенок испытывает большие затруднения. Некоторые дети в этот период становятся очень ранимыми, плаксивыми, быстро утомляются, с трудом выдерживают урок, на каждое замечание реагируют слезами, раздражением или совсем замыкаются в себе, отказываются отвечать. Порой у них отмечается заикание, непроизвольное подергивание век, мышц лица, шеи, становится тревожным сон.
Замкнутость — нарушение, проявляющееся в сужении круга общения, затруднении эмоционального контакта с окружающими людьми, сложности установления новых социальных отношений.
Советы родителям
1. Проявите к ребенку больше внимания независимо от возраста – это то, в чем нуждается и двухлетний и 12-летний. Целуйтесь и тискайтесь хоть целый день – этим вы детей не испортите, если только не будете потакать всем их желаниям.
2. Будьте щедры на похвалу. Чем ребенок меньше, тем сложнее ему оценить адекватно свои успехи. Наша задача как родителей – укреплять их самооценку всеми «экологичными» способами.
3. Регулярно приглашайте к себе друзей, особенно если у них дети такого же возраста. Ваше чадо быстрее привыкнет к обществу в привычной обстановке, сможет раскрепоститься и благополучно общаться с ровесниками.
4. Придумайте собственные праздничные традиции. При этом будет полезно поощрять ребенка к публичным выступлениям. Танцы, пение в караоке, загадки, домашние спектакли — эти вещи помогут ему выйти из привычного состояния апатии и сверхпокоя, если почаще помогать ему выигрывать.
5. Откажитесь от солдафонских замашек. «Чего ты молчишь все время? А ну выкладывай, что случилось?» Если на вас так насесть, то вы точно не захотите откровенничать. Чтобы ребенок вам доверял, будьте с ним так же тактичны, как и с взрослыми.
6. Добавляйте новшества осторожно. Замкнутые дети склонны к консерватизму. Им легче живется, если соблюдается четкий режим. Поэтому все новое, что касается еды, сна, игр, прогулок и сказки на ночь, должно добавляться потихоньку – замените сказку прогулкой, мультиком или разговором по душам.
7. Даже когда ребенок сопротивляется вашим попыткам внедрить его в общество, проявите терпение и настойчивость. Негативная реакция ребенка на происходящее — это лучше, чем если он будет загонять свои эмоции вглубь! И к тому же, если родители сдадутся, то кто же в таком случае будет помогать ребенку социально адаптироваться?
8. Главное правило – постепенность. Если ваш малыш не подходит близко к детской площадке, не форсируйте события – пусть он сначала поиграет в стороне от других детей самостоятельно, а потом вы его аккуратно начнете сближать с ровесниками. Все ваши действия должны быть ненавязчивыми и мягкими.
Тематический план.
Упражнение «Попроси игрушку»
Упражнение «Паровозик»
Упражнение «Рычи, лев, рычи!»
25 мин
Занятие 2
Игра «Закончи предложение».
Рисунок «Каким ты представляешь себя в будущем?»
25 мин
Занятие 3
Разыгрывание ситуаций
Упражнение «Необычная радуга».
25 мин
Занятие 4
Упражнение «Незнайка»
Упражнение «Изобрази пословицу»
25 мин
Занятие 5
Рисунок «Как мы боремся с трудностями»
Упражнение «Назови свои сильные стороны»
25 мин
Занятие 1
Упражнение «Попроси игрушку»
Цель: Обучить детей эффективным способам общения.
Проведение: Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берет в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т.д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет.
Инструкция участнику 1: «Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать».
Инструкция участнику 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники 1 и 2 меняются ролями.
Упражнение «Паровозик»
Дети встают в круг. По очереди они выступают в роли ведущего, который показывает определенные движения (без слов). Ведущий как бы паровозик, который ведет за собой вагоны, повторяющие все его движения. Дети-«вагончики» должны повторить то, что изображает ведущий, и, если он показывает не просто набор движений, а какого-нибудь человека или животное, отгадать, кого он изображает.
Эта игра «без слов» помогает замкнутому ребенку легче вступить в контакт со сверстниками.
Упражнение «Рычи, лев, рычи!»
Упражнение направленно на релаксацию
В эту игру хорошо играть с детьми, страдающими скованностью и пассивностью. Взрослый говорит: «Все мы — львы, большая дружная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание».
Занятие 2
Игра «Закончи предложение».
Упражнение повышает уверенность в себе. Дети должны закончить предложения и объяснить ответ: Я умею… Я добьюсь… Я смогу… Я хочу…
Рисунок «Каким ты представляешь себя в будущем?»
Это упражнение помогает осознать возможность преодоления замкнутости, дает перспективу на будущее. Ребенок должен нарисовать себя таким, каким он видит себя, прокомментировать, как он будет выглядеть, чувствовать себя, какие отношения у него будут с друзьями, родителями. братьями и сестрами.
Занятие 3
Разыгрывание ситуаций
Игра «Разыгрывание ситуаций» может использоваться для коррекции практически всех нарушений в сфере общения у детей. Можно проиграть следующие сценки:
— два незнакомых ребенка вышли погулять во двор, там, кроме них, никого нет;
— два незнакомых ребенка встречаются у качелей, оба хотят покачаться;
— ребенок гулял во дворе — видит другого, незнакомого, который громко плачет.
Разыгрывание ситуаций помогает ребенку отработать определенные навыки поведения. Это своеобразная «репетиция поведения», которая снимает некоторые трудности, возникающие у ребенка в процессе общения с детьми и взрослыми.
Упражнение «Необычная радуга».
Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:
«Лягте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко.
Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами необычная радуга.
Первый цвет — голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару, он освежает тебя, как купание в озере. Ощутите эту свежесть.
Следующий — желтый цвет. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение.
Зеленый — цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. Если нам не по себе, и мы чувствуем себя неуверенно, зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше.
Откройте глаза. Что вы чувствовали и ощущали, когда представляли себе, что смотрите на голубой, желтый и зеленый цвет? Возьмите с собой эти ощущения на весь день».
Занятие 4
Упражнение «Незнайка»
Каждый ребенок — Незнайка. Ведущий (взрослый) задает детям различные вопросы, а они только пожимают плечами, разводят руками.
выразительные движения: приподнятые брови, опущенные уголки рта, приподнятые на миг плечи, руки слегка разводятся в стороны, ладони раскрыты.
После игры определяется лучший Незнайка. Эта игра способствует развитию выразительности жестов. Замкнутый ребенок может более легко вступить в контакт, используя неречевые формы общения, которые помогут ему свободнее и выразительнее высказать свою мысль.
Упражнение «Изобрази пословицу»
Дети разбиваются на подгруппы. Каждая подгруппа задумывает какую-либо пословицу и изображает её с помощью мимики и жестов. Пословицы подбираются достаточно простые, знакомые всем детям. Вторая группа угадывает, какая пословица изображается.
Эта игра также способствует развитию умения использовать не только речевые формы общения.
Занятие 5
Рисунок «Как мы боремся с трудностями»
Сначала нужно рассказать ребенку, что нельзя бояться ошибок и неудач. Ведь каждый день новые задачи, которые невозможно выполнить без ошибок. Не надо расстраиваться, обвинять себя или других, а терпеливо их исправлять. От этого мы становимся уверенней в себе и сильнее. Что значит «на ошибках учатся»? Ошибки помогают понять, что сделано не так, чтобы в следующий раз поступить правильно. Если трудно или непонятно — надо обратиться за помощью к взлослому или другим детям, которые, возможно уже сталкивались с этим.
После беседы поговорите об известных вам способах предололения трудностей, пусть дети попробуют их придумать сами или вспомнят, какие они уже использовали в своей жизни. Пусть ребенок нарисует их. Это поможет ему научиться вступать в контакт, приоткрыть другим свой внутренний мир, сделает его более уверенным в себе.
Упражнение «Назови свои сильные стороны»
Каждый ребенок должен за определенное время рассказать о своих сильных сторонах — что он принимает в себе, ценит, любит, благодаря чему он уверен в себе. Можно говорить как о положительных, так и об отрицательных чертах характера. Пусть только он не умаляет достоинств и старается не использовать слова-паразиты: «вот», «короче», «ну» и т.п. Развивается умение говорить не стесняясь о себе позитивно.
Источник
Мария Бахтеева
Программа «Коррекция поведения замкнутых детей 5–6 лет посредством игры»
Замкнутые дети – эти дети избегают общения по разнообразным причинам. Они не пользуются популярностью в детском коллективе. Предпочитают общаться с одним другом или воспитателями.
Программа состоит из набора игровых методик способствующих формированию коммуникативных навыков для детей 5-6 лет возраста.
Цель игр – научить детей правильно воспринимать сверстников – их движения, действия, слова, привлечь внимание к друзьям, детям, научить прислушиваться и присматриваться к ним.
Основным направлением работы является коррекция поведения замкнутых детей 5-6 лет посредством игры, раскрыть возможности развития общения между детьми, преодоление и разрушение проблем в общении между ними.
Возрастной и количественный состав группы,условия проведения занятия: занятия проводятся с подгруппой детей 5-6 лет (10 чел.) два раза в неделю по 30 мин.
План работы рассчитан на 16 занятий, для детей 5-6 лет с нарушениями общения (замкнутости).
Занятия проводятся в игровой форме. На игровых занятиях формируется доброжелательное отношение друг к другу, умение говорить и принимать комплименты, развивается произвольность поведения и психических процессов, уверенность в себе.
Структура программы состоит из 3 этапов:
Задачей первого этапа является преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров, отгораживающих ребенка от других. Страх, что тебя недооценивают, отвергают, порождает либо стремление утвердиться любым способом через агрессивную демонстрацию своей силы, либо уход в себя и полное игнорирование окружающих. Подчеркнутое внимание и доброжелательность сверстников может снять этот страх.
Наша задача работы на втором этапе,состоит в том, чтобы привлечь их внимание к другим детям, научить прислушиваться и присматриваться к ним. Наилучшим способом для этого является воспроизведение чужих слов или действий. Способность к такому «уподоблению» — важный шаг к становлению чувства общности и причастности к другому.
Следующая задача коррекционной работы на третьем этапе, заключается в том, чтобы дать непопулярному, обособленному ребенку возможность самому выразить поддержку другим, помочь им в затруднительных игровых обстоятельствах.
ОПИСАНИЕ ИГР
Игра 1. «Сотворение чуда»
Цель: развитие коммуникативных навыков, эмпатийных способностей.
Необходимые приспособления: «волшебные палочки» — карандаши, веточки или любой другой предмет.
Описание игры: дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка». Дотрагиваясь до партнера,он спрашивает его: «Чем я могут тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?».Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке)», — или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).
Игра 2. «Комплименты»
Цель: выражение эмоций к сверстнику.
Описание игры: В кругу дети берутся за руки. Глядя в глаза, надо сказать соседу несколько добрых слов, за что-то похвалить. Упражнение проводится по кругу.
Игра 3. «Зоопарк»
Цель: развитие коммуникативных способностей, умение распознавать язык мимики и жестов, снятие телесных зажимов.
Описание игры: интереснее играть командами. Одна команда изображает разных животных, копируя их повадки, позы, походку. Вторая команда — зрители — они гуляют по «зверинцу», «фотографируют» животных, хвалят их и угадывают название. Когда все животные будут угаданы, команды меняются ролями.
Игра 4. «Утка с утятами»
Цель: Научить детей правильно воспринимать сверстников их действия слова
Материал: шапочки — маски
Описание игры: В игре участвуют мама-утка (лучше сначала на эту роль выбрать популярного ребенка, маленькие утята (4-5 детей) и хищный коршун, который за ними охотится (эту роль выполняет взрослый — ведущий). Сначала мама — утка с утятами греются на солнышке, купаются в пруду, ищут червячков на полянке и пр. Вдруг налетает хищная птица и пытается выкрасть утят.
Мама-утка должна укрыть, спрятать своих детей, собрать их вместе и защитить от опасности. Спрятанного утенка коршун украсть не сможет. Когда все утята спрятаны, коршун еще некоторое время угрожающе кружится над ними, а потом улетает. Мама-утка выпускает своих детей из укрытия, и они вновь резвятся на полянке.
Игра 5 «Бабушка Маланья».
Цель: Научить детей правильно воспринимать сверстников их действия слова, привлечь внимание к друзья.
Описание игры: Дети вместе с взрослым становятся в круг, в середине которого находится ребенок, изображающий Бабушку Маланью (на него можно надеть платочек или фартучек). Дети в кругу вместе с взрослым начинают петь смешную песенку, сопровождая ее выразительными движениями.
Игра 6. «Волны»
Цель: Научить детей правильно воспринимать сверстников их действия и движения, слова, привлечь внимание к друзья.
Описание игры: Дети садятся в круг.Взрослый говорит: «приятно купаться в речке, но лучше в море, потому что волны и так приятно, когда они ласково гладят и омывают тебя. Волны такие весёлые, добрые! И все очень похожи друг на друга. Давайте попробуем искупать друг друга в таких волнах. Давайте встанем, улыбнёмся и попробуем изобразить волны руками».
Дети изображают волны вслед за ведущим, волны должны быть ласковые, весёлые. После предлагается всем детям по очереди «искупаться в море». «Купающийся» становится в центре, а волны по одной подбегают к нему и ласково поглаживают его, совершая одинаковые движения.
Игра 8. «Эхо».
Цель: Научить детей правильно воспринимать сверстников их действия и слова, привлечь внимание к друзья.
Игра 9. «Шляпа волшебника»
Цель: Дать возможность ребенку, самому выразить поддержку, помочь им.
Материал: разноцветные карточки и шляпа.
Описание игры: Взрослый раздаёт детям разноцветные карточки.
«На свете живёт добрый волшебник, который лечит больных детей. Он прилетает к больному, одевает ему на голову шляпу, и ребёнок моментально выздоравливает. К вам он тоже прилетает, только вы его не видите, потому что он – невидимка. Но вот беда, этот волшебник – ужасно растеряша. Вот и теперь он потерял свою шляпу и ищет её уже вторые сутки, а она лежит у вас с вами. Есть только один способ вернуть её владельцу.
Хотите помочь волшебнику и всем больным детям заодно? Нужно наполнить его шляпу вашими цветными карточками, и тогда, пролетая мимо, он заметит её. Но есть ещёодно условие: чтобы волшебная шляпа не потеряла всю свою лечебную силу, разноцветные карточки нельзя класть просто так. Каждый из вас обязательно должен помочь, другому и только после этого положить свою карточку, иначе шляпа не будет больше лечить детей».
Игра 10. «Обзывалки»
Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций.
Необходимые приспособления: мячик.
Описание игры: детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать друг друга необидными словами, например названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того,кому передается мячик: «А ты, Лешка — картошка», «А ты, Иришка — редиска», «А ты, Вовка — морковка» и т. д. Обязательно предупредить детей, что на эти обзывалки нельзя обижаться, ведь это игра.Завершать игру обязательно хорошими словами: «А ты, Маринка — картинка», «А ты, Антошка — солнышко», — и т. д.
Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго задумываться.
Игра 11. «На мостике»
Цель: развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости.
Описание игры: взрослый предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик — полоска шириной 30—40 см. По условию, по «мостику» должны с двух сторон навстречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернется. Также важно не переступать через черту, иначе играющий считается свалившимся в пропасть и выбывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что когда он остался один, мостик перевернулся). Пока два ребенка идут по «мостику», остальные за них активно «болеют».
Игра 12. «День помощника»
Цель: Дать возможность ребенку, самому выразить поддержку, помочь им.
Описание игры: «Сегодня у нас с вами необычный день. Мы будем помогать друг другу, но так, чтобы это не было заметно. Сейчас я подойду к каждому из вас и скажу, кому он будет сегодня стараться помочь во всём. Не говорите об этом больше никому. Вечером мы с вами снова соберёмся вместе, и вы попробуете догадаться, кто же вам сегодня помогал, и поблагодарите его».
Игра 13. «Движение»
Цель: Научить детей правильно воспринимать сверстников их действия и движения, слова, привлечь внимание к друзья.
Описание игры: Дети движутся по кругу, держась за руки. Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то,о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые» глаза, «большой» нос и уши, показывают усы и пр. Присаживаются на корточки.
Повторяют за ведущим любое смешное движение.
После такой «тренировки» взрослый предлагает всем детям по очереди «искупаться в море». «Купающийся» становится в центре, а «волны» по одной подбегают к нему и ласково поглаживают его, совершая одинаковые движения. Когда все волны «погладят купальщика», он превращается в волну, а в море «ныряет» следующий.
Особенности при проведении: Дети уже играли в игру волны, и поэтому им уже не было неприятно дотрагиваться до постороннего, страх практически прошел.
Комментарий: Игру можно усложнить, добавив не только ласковое поглаживание, но и комплимент или попросить ведущего узнать того, кто гладит.
Игра 14. «Царевна — Несмеяна»
Цель: развитие коммуникативных навыков, умение видеть хорошее в партнере.
Материал: корона принцессы.
Описание игры: Взрослый рассказывает сказку про Царевну-Несмеяну и предлагает детям поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной, которая все время грустит и плачет, а остальные будут по очереди подходить к ней и стараться ее рассмешить. Царевна же изо всех сил старается не засмеяться. Выигрывает тот, кто сумеет все-таки вызвать у нее улыбку или смех.
Игра 15. «Связующая нить»
Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта
Материал: клубок ниток
Описание игры: Дети сидят по кругу, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается словами о том, что дети бы хотели пожелать другим. Начинает взрослый, показывая пример. Когда клубок вернётся к ведущему, дети по просьбе ведущего натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.
Игра 16. «Ладонь в ладонь»
Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.
Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.
Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате,обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек, реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.
Источник