Упражнения для развития у ребенка математического мышления
Математика совершенно не зря называется царицей всех наук. Еще великий ученый Михаил Ломоносов указывал, что она приводит в порядок ум. Математический образ мышления необходимо развивать с детского возраста. Наиболее оптимальным возрастом для этого считается 1-3 года. Когда ребенок достигает дошкольного возраста, уже комфортно работать со сформированной базой, совершенствуя ее до того уровня, который нужен в школе.
Рекомендации и комплекс упражнений на развитие математического мышления
Часто математика воспринимается как довольно скучный предмет. Обычно это происходит потому, что для обучения используются только учебники. Что же касается тех детей, чьи родители решили развивать математическое мышление с применением увлекательных задач и наглядных пособий, то они зачастую имеют более выдающиеся результаты.
Вот несколько советов, как взрослый может помочь ребенку в развитии математических способностей:
- Основное правило – превратите учебный процесс в увлекательное занятие. Не стоит использовать абстрактный образ или сложные понятия, берите то, что ребенку максимально близко – цвета, игрушки или повседневные явления. Кроме того, расчет легких математических выражений в уме непременно пригодится в жизни, покажите ребенку наглядный пример, как ум и расчеты помогают в жизни. Используйте реальные деньги, чтобы малыш смог посчитать, какая сумма ему требуется для покупки, к примеру, конфет.
- Тренировка каждого компонента мышления – это непрерывный процесс. Чем больше и чаще мы тренируем мозг, тем более выразительным будет результат. Существует заблуждение, что всех людей можно поделить на математиков и гуманитариев. В действительности успешная личность одинаково прекрасно способна разбираться в различных областях науки.
- Продумайте увлекательный и разнообразный досуг. Обязательно используйте наглядный учебный материал – считалочки, плакаты, ребусы, различные головоломки. Решение задачек можно записывать не только в тетрадях, для большей наглядности также прекрасно подойдет доска.
- Для разнообразия учебного процесса можно использовать современные онлайн тренажеры, которые позволяют развивать математическую способность в новой и увлекательной форме.
- Постарайтесь разнообразить умственный труд физической нагрузкой. Наш мозг необходимо постоянно подпитывать, это касается не только интеллектуальных ресурсов, но и физических. Ребенку очень важно хоть парочку часов в день заниматься активными играми. Не стоит слишком перенапрягать ребенка, ему нужно давать развиваться постепенно, в практичной и индивидуальной форме.
- Недавние научные исследования о том, как развивается наш мозг и математический склад ума, выяснили, что также имеет значение правильное питание. Ежедневно в рационе ребенка должно присутствовать достаточное количество кальция и других полезных витаминов.
Подводя итоги, можно заметить, что для развития математического мышления особо важны регулярные интеллектуальные занятия, разнообразие в сочетании с нестандартным подходом. Именно регулярные тренировки помогут добиться желаемого результата, и это относится не только к ребенку, поскольку в любом возрасте никогда не поздно развиваться. Курс Викиум «Развитие мышления» учит выполнять сложные арифметические действия в уме.
Источник
Родители получают совершенно взаимоисключающие сигналы: то готовьте ребенка к школе, учите его писать, читать и считать, то не готовьте ребенка к школе, а дайте ему поиграть. Но в любом случае, все согласятся, что наигравшемуся вволю дошкольнику не помешает еще и развитое математическое мышление, которое в жизни помогает не столько уравнения решать, сколько принимать верные решения и не унывать при столкновении с трудностями. Начать развивать столь полезное мышление можно с самого простого.
1|| Учите количественному и порядковому счету. Это родители делают интуитивно: поднимаются по ступенькам и считают их, перебирают пальчики у малыша и считают их, убирают игрушки в корзинку, застегивают пуговицы, кушают кашу и считают ложки… Многие вещи родители делают интуитивно. Но научить ребенка порядковому и количественному счету это еще не все.
2|| Учите простым логическим операциям. Те самые задания «продолжи последовательность» как раз и нужны нашему малышу, чтобы начать развивать логическое мышление, прибегать к логическим выводам. Используйте не только нарисованные кружочки и карандаши, но и мелкие игрушки. Например, фигурки животных, машинки, фигурки лего-человечков, детали лего и пр. «Построй очередь из машинок, но в строгой последовательности: одна красная, две белые, три черные» или «К водопою подходят животные по очереди: сначала один хищник, потом двое травоядных. Выстрой их в такой последовательности», или «Дедушка решил построить себе красивый красно-синий забор попеременной высоты. Давай построим такой из кубиков» и т.д. Последовательности можно собирать и из окрашенных макарон или крупных бусин, получатся красивые бусы в подарок.
3|| Развивайте пространственное мышление. Играйте с ребенком в кубики, лего, стройте самые высокие и самые широкие сооружения. А еще используйте вот такие карточки, которые помогут наглядно представить, сколько кубиков или брусочков и каким образом нужно сложить, чтобы получилась такая фигура. Эти карточки лежат у нас в группе: уровень для самых маленьких, уровень для детей постарше.
4|| Практикуйте понятие метрических систем. Литры и килограммы для детей навсегда останутся абстрактными понятиями в школе, если вы не подпустите их к реальным весам и не дадите возможность все измерять. Старайтесь звать ребенка каждый раз, когда начинаете готовить какую-нибудь выпечку, заводить тесто или готовить блюдо, в котором важно соблюдать точную рецептуру. Пусть ребенок отмеряет граммы, миллилитры, четверти столовых ложек. Во время кулинарных экспериментов можно задавать разные вопросы в духе: «Как думаешь, сколько плиток шоколада надо растопить, чтобы получить полстакана жидкого шоколада?», «А сколько ложек сахара в одном стакане?» и т.д.
5|| Давайте азы умножения. Один из простых способов: попросить помощи в накрытии стола. Пусть ребенок поставит тарелки по количеству обедающих, пусть раздаст каждому по две салфетки, например, или по три столовых прибора (вилка, ложка, нож). На праздничных мероприятиях ребенок может быть незаменим: посчитай, сколько фруктов нужно купить, если каждому ребенку нужно дать по два мандарина, по одному апельсину, по три киви и по одному яблоку? Можно схематически рисовать фрукты для наглядности. Если ребенок освоил порядковый счет до ста, он легко даст вам ответ. Легко даже для самого себя.
На этом развитие математического мышления не заканчивается, конечно же, но охватить все сразу не представляется возможным. Так что еще увидимся, дорогой родитель!
Стас Иванов
Читайте также:
Источник
Доброго времени суток, дорогие друзья! А вы помните, на какие оценки вы в школе учились? Я помню. У меня в аттестате нет троек. Но в течении любого года обучения были тройки, двойки и даже колы иногда случались. Вот я думаю, в кого это Александра, моя дочь, такая? Отличница, на доске почета висит! Видимо те дополнительные упражнения, которые мы с ней делаем, приносят свои плоды.
Сегодня хочу вам о них рассказать. Поделиться, так сказать, опытом. Для дошколят эти упражнения будут сложноваты. А для учеников начальной школы, в самый раз. Итак, разрешите вам представить, не простые, а «золотые» упражнения на развитие мышления у младших школьников.
Упражнение 1. Соединяем несоединимое
Очень интересное упражнение! Полезное не только для детей, но и для взрослых. Это упражнение в качестве теста применяется на кастингах радиоведущих. Представьте себе, приходите вы на кастинг, а вам говорят: «А ну-ка, дружок, соедини-ка нам курицу со столбом». На полном серьезе, так и говорят!
Смысл именно в этом, нужно соединить два абсолютно не связанных друг с другом понятия. Радиоведущим это нужно для того, чтобы во время прямых эфиров быстро, красиво составлять подводки к песням, для легких переходов от одной темы к другой.
Ну а детишкам подойдет для развития креативного, творческого, быстрого мышления.
Так как же все-таки курицу со столбом соединить? Вариантов много:
- Курица ходит вокруг столба.
- Курица была слепая, шла и врезалась в столб.
- Курица была сильная, ударила по столбу, а он упал.
- Столб упал прямо на курицу .
Хотите потренироваться? Хорошо. Соедините:
- ромашку с молоком;
- наушники с медузой;
- сапоги с луной.
Далее придумывайте сами.
Упражнение 2. Словоразбиватели
Если в предыдущем упражнении мы соединяли, то в этом будем разбивать, одно длинное слово на много коротких, состоящих из букв большого слова. По правилам если буква встречается в длинном слове 1 раз, то повторять в коротких словах дважды ее нельзя.
Например, слово «выключатель» разбивается на:
- ель;
- лак;
- люк;
- тюль;
- вал;
- ключ;
- клюв.
Я больше не вижу вариантов, а вы?
Можно разбивать любые длинные слова, например, «праздник», «картина», «полотенце», «полярник».
Упражнение 3. Ребусы
Разгадывание ребусов помогает мыслить нестандартно, творчески. Учит ребенка анализировать.
В ребусах могут присутствовать изображения, буквы, цифры, запятые, дроби, размещенные в самом разном порядке. Давайте попробуем вместе решить несколько простых ребусов.
- На первом мы видим слог «БА» и «бочку». Соединим: БА + Бочка = Бабочка.
- На втором принцип тот же: Баран + КА = Баранка.
- Третий посложнее. Нарисован рак, а рядом «а = у». Значит в слове рак, букву «а» нужно заменить на букву «у», получим «рук». К этому прибавим еще одну «а»: рук + а = рука.
- Четвертый ребус с запятой. Так как первой стоит буква «А», то слово-отгадка на нее начинается. Далее видим «кулак», после картинки запятая, значит от слова «кулак» нужно отнять последнюю букву. Получим «кула». Теперь объединяем все вместе: А + кула = акула.
- Пятый ребус только на первый взгляд сложный. Нужно убрать букву «и» из слова «пила», а слово «кот» прочитать задом наперед. В результате получаем: пла + ток = платок.
- Шестой, полностью буквенный ребус. С первой и последней буквами все понятно, а что с серединкой? Мы видим букву «о», нарисованную в буке «т», так и скажем «в т о». Соединяем: А + ВТО + Р = АВТОР.
Потренировались? Теперь попробуйте решить ребус самостоятельно.
Своими вариантами ответов можно делиться в комментариях. Много всяких ребусов найдете в детских журналах и книгах.
Упражнение 4. Анаграммы
Можно ли апельсин превратить в спаниеля и наоборот? «Легко!» — ответят любители анаграмм. Даже волшебная палочка не понадобится.
Анаграмма— литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание.
Так же легко сон превращается в нос, кот в ток, а липа в пилу.
Ну что, попробуем? Давайте сделаем так, чтобы:
- «карета» улетела к звездам;
- «слово» выросло на голове;
- «шнурок» научился летать;
- «атлас» стал съедобным;
- «насос» поселился в лесу;
- «соринка» стала прозрачной;
- «валик» положили на стол перед обедом;
- «плюшка» научилась плавать;
- «ромашка» крутилась у фонаря летними вечерами;
- «парк» не мог прожить без воды.
Упражнение 5. Логические задачи
Чем больше логических задачек вы решаете, тем крепче становится ваше мышление. Ведь не даром говорят, что математика – это гимнастика для ума. Действительно, при решении некоторых из них, прямо чувствуешь, как мозг шевелится.
Начнем с тех, что попроще:
- Коля и Вася решали задачки. Один мальчик решал у доски, а другой за партой. Где решал задачки Вася, если Коля не решал у доски?
- Три стареньких бабушки живут в одном подъезде, на третьем, пятом и седьмом этажах. Кто на каком этаже живет, если бабушка Нина, живет выше бабушки Вали, а бабушка Галя, ниже бабушки Вали?
- Юра, Игорь, Паша и Артем пришли к финишу в первой четверке на соревнованиях по бегу. Кто какое место занял? Известно, что Юра прибежал не первым и не четвертым, Игорь прибежал следом за победителем, а Паша не был последним.
А следующие три задачи Сашуля принесла с математической олимпиады. Это задачи для третьего класса.
«Садовод посадил 8 саженцев. Из всех, кроме четырех выросли грушевые деревья. На всех грушевых деревьях, кроме двух растут груши. Груши со всех плодоносящих грушевых деревьев, кроме одного невкусные. На скольких грушевых деревьях вкусные груши?»
«Вася, Петя, Ваня носят галстуки только одного цвета: зеленого, желтого и голубого. Вася сказал: «Петя не любит желтый цвет». Петя сказал: «Ваня носит голубой галстук». Ваня сказал: «Вы оба обманываете». Кто какой цвет предпочитает, если Ваня никогда не врет?»
А теперь внимание! Задача повышенной сложности! «На засыпку», как говорится. Я ее не смогла решить. Долго мучилась, а потом подглядела в ответы. Она тоже с олимпиады.
«Путешественнику нужно пересечь пустыню. Переход длится шесть дней. Путешественник и носильщик, который будет его сопровождать, могут взять с собой запас воды и еды для одного человека на четыре дня каждый. Сколько носильщиков потребуется путешественнику для воплощения в жизнь своего замысла? Укажите наименьшее число».
Если на какой-нибудь задачке все-таки засыпетесь, то обращайтесь, помогу)
Упражнение 6. Спичечные головоломки
Спички детям не игрушка! А средство для тренировки мышления. В целях безопасности предлагаю заменить спички на счетные палочки.
Из таких простых маленьких палочек получаются очень сложные головоломки.
Для начала разомнемся:
- сложите из пяти палочек два одинаковых треугольника;
- из семи палочек два одинаковых квадрата;
- уберите три палочки, чтобы получилось три одинаковых квадратика (смотрите картинку ниже).
Теперь посложнее:
Переложите три палочки так, чтобы стрела полетела в обратную сторону.
Рыбку тоже нужно развернуть в другую сторону, переложив при этом всего три палочки.
Переложив всего три палочки достаньте клубничку из бокала.
Уберите две палочки, чтобы получилось два равносторонних треугольника.
Ответы можно подглядеть в конце статьи.
Упражнение 7. Правда и ложь
А теперь поработаем Шерлоком Холмсом! Будем искать истину и обнаруживать ложь.
Покажите ребенку две картинки, на одной из которых изобразите квадрат и треугольник, а на другой круг и многоугольник.
И теперь предложите карточки со следующими высказываниями:
- некоторые фигуры на карточке треугольники;
- на карточке нет треугольников;
- на карточке есть круги;
- некоторые фигуры на карточке квадраты;
- все фигуры на карточке треугольники;
- на карточке нет многоугольников;
- на карточке нет ни одного прямоугольника.
Задача — определить, ложны эти высказывания или истинны для каждой картинки с фигурами.
Подобное упражнение можно проводить не только с геометрическими фигурами, а и с изображениями животных. Например, поместить на картинку кошку, лису и белку.
Высказывания могут быть следующими:
- все эти животные хищники;
- на картинке присутствуют домашние животные;
- все животные на картинке могут лазать по деревьям;
- у всех животных есть мех.
Картинки и высказывания к ним можно подбирать самостоятельно.
Упражнение 8. Инструкция
Нас окружают самые разные предметы. Мы ими пользуемся. Порой на инструкции, которые к этим предметам прилагаются, мы не обращаем никакого внимания. А бывает и так, что на какие-то очень нужные предметы инструкций просто нет. Давайте исправим это недоразумение! Напишем инструкции сами.
Возьмем, например, расческу. Да, да, обычную расческу! Вот что получилось у нас с Александрой.
Итак, инструкция по использованию расчески.
- Расческа – это приспособление для придания волосам гладкости и шелковистости, сделанное из пластмассы.
- Применять расческу следует при повышенной лохматости и кучерявости.
- Для того чтобы начать расчесываться подойдите к расческе, аккуратно возьмите ее в руку.
- Встаньте перед зеркалом, улыбнитесь, поднесите расческу к корням волос.
- Теперь медленно ведите расческу вниз, к кончикам волос.
- Если на пути расчески встречаются препятствия в виде узелков, то проведите по ним расческой несколько раз со слабым нажимом, при этом можно слегка вскрикивать.
- Обработке расческой подлежит каждая прядь волос.
- Расчесывание можно считать оконченным, когда расческа на пути не встретит ни одного узелка.
- После окончания расчесывания необходимо сполоснуть расческу водой, положить на специально отведенное для нее место.
- Если у расчески отломился зубчик, нужно выбросить его в мусорную корзинку.
- Если у расчески обломились все зубчики, отправьте ее следом за зубчиком.
Попробуйте написать инструкцию для кастрюли, или тапочек, или футляра для очков. Будет интересно!
Упражнение 9. Составляем рассказ
Рассказы можно составлять разными способами, например, по картинке или на заданную тему. Это, кстати, поможет научиться писать сочинения. А я предлагаю вам попробовать составить рассказ, опираясь на слова, которые обязательно в этом рассказе должны присутствовать.
Как всегда пример.
Даны слова: Ольга Николаевна, пудель, блёстки, репа, зарплата, седина, замок, наводнение, клен, песня.
Вот что получилось у Саши.
Ольга Николаевна шла по улице. На поводке она вела своего пуделя Артемона, пудель был весь блестящий. Вчера он сломал замок на шкафчике, добрался до коробочки с блестками и высыпал их на себя. А еще Артемон перегрыз трубу в ванной и устроил настоящее наводнение. Когда Ольга Николаевна пришла домой с работы и увидела все это, в ее волосах появилась седина. А сейчас они шли за репой, так как репа успокаивает нервы. А репа была дорогая, стоила пол-зарплаты. Перед тем как войти в магазин Ольга Николаевна привязала пуделя к клену и, напевая песню, зашла внутрь.
А теперь попробуйте сами! Вот вам три набора слов:
- Доктор, светофор, наушники, лампа, мышь, журнал, рама, экзамен, дворник, скрепка.
- Первоклассница, лето, заяц, кнопка, промежуток, костер, липучка, берег, самолет, рука.
- Константин, прыжок, самовар, зеркало, скорость, печаль, подножка, шар, список, театр.
Упражнение 10. Наведем порядок
Сыщиками мы уже поработали. Теперь предлагаю поработать полицейскими. Дело в том, что слова в известных пословицах и поговорках нарушили порядок. С нарушителями порядка будем бороться. Попробуйте расставить слова так, как им и положено стоять.
- Еды, приходит, время, во, аппетит.
- Вытащишь, не, труда, из, рыбку, пруда, без.
- Отмерь, раз, а, раз, семь, отрежь, один.
- И, кататься, саночки, любишь, возить, люби.
- Ждут, не, семеро, одного.
- Слово, кошке, и, приятно, доброе.
- Сто, а, рублей, имей, не, имей, друзей, сто.
- Падает, не, яблони, далеко, яблоко, от.
- Течет, камень, не, вода, лежачий, под.
- Осени, считают, по, цыплят.
Это было последнее десятое упражнение, которое еще память потренировать поможет. Также советую вам обратить внимание на интересные мыслительные игры.
Хочу уточнить. Мы не занимаемся этим специально. То есть не бывает такого, чтобы я сказала: «Давай, Александра, садись-ка за стол, будем мышление развивать!» Нет. Все это между делом, если идем куда-нибудь, едем, перед сном вместо книжек. Заниматься очень интересно, так что заставлять никого не приходится.
Ну а теперь обещанные ответы на спичечные головоломки!
Ответы на головоломки
Про два треугольника из пяти спичек.
Про два квадратика из семи.
Получаем три квадрата.
Разворачиваем стрелу (следите за цветом палочек).
Поворачиваем рыбку.
И про два равносторонних треугольника.
А еще недавно обнаружила в интернете это видео. На нем совсем другие упражнения. Мы попробовали, пока получается с трудом. Что ж, будем тренироваться. Посмотрите, может и вам пригодится?
Дерзайте! Занимайтесь! Развивайтесь вместе со своими детьми. Попробуйте эти «золотые» упражнения. Результатами похвастайтесь в комментариях!
Благодарю вас за внимание!
И жду в гости снова! Здесь вам всегда рады!
Источник