Упражнения для развития творчества ребенка
Элизабета Олару
Упражнения для развития у детей творческих способностей
Упражнения для развития у детей творческих способностей
Игра «Перевоплощение».
Игра проводится в кругу, сидя на стульях. Один из детей получил задание превратиться в старую лампу. Ребенок должен вообразить себя этой вещью, погрузиться в ее мир, ощущать ее «характер». От лица этой вещи ребенок должен сочинить рассказ о себе. Закончив свой рассказ, ребенок дает задание своему соседу.
Музыкальное дополнение: по ходу рассказа ребенок должен изображать на подручных предметах звуки, которые мог бы издавать предмет, в который он превратился.
Упражнение «Изобразите по-своему».
Изобразите как можно больше предметов, используя пластику своего тела.
Музыкальное дополнение: рисуем музыку (цветопись). Звучит любая музыкальная композиция.
Упражнение «Иллюстрирование книги».
Для иллюстрирования мы взяли сказку «Морозко».
Инструкция: «Давайте представим себя художниками и нам необходимо сделать иллюстрации к данной книге».
Музыкальное дополнение: во время выполнения задания звучит соответствующая, характеру сказки, музыка.
Упражнение «Представь и услышь».
Инструкция: «Вы знаете, что корова мычит, собака лает, дверь хлопает, гром гремит, колокольчик звенит, свисток свистит, и так далее. Все эти звуки вы не раз слышали, а попробуйте, используя свое звуковое воображение,представить:
представьте и изобразите звук, который издает соленый огурчик;
бьющееся стекло и т. д.»
Музыкальное дополнение: Придумайте свой звук и опишите его.
Упражнение «Сказочный лес».
Инструкция: «Представьте, что мы с вами находимся в сказочном лесу. Давайте, выполним композицию на тему «Сказочный лес»из различных материалов: цветной и бархатной бумаги, открыток и различных картинок из старых журналов, картона и тому подобное».
Музыкальное дополнение: во время данного упражнения звучит музыкальное сопровождение «Звуки природы».
Игра «Скажи в рифму».
Зачитывается стихотворение или загадка, а дети в рифму должны договорить подходящее по смыслу слово.
Загадки:
1. Угадайте, что за птица
Света яркого боится.
Клюв крючком, глаза пяточком,
Ушастая голова. Это … (Сова).
2. Шапки белые надели
Нынче яблони и ели,
И машины и дома —
Это к нам пришла … (Зима).
3. Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки.
Ведь это … (Снегири).
4. Они обычно для шитья,
У ежа их видел я,
Бывают на сосне, на елке
И называют их … (Иголки).
5. Грызть дрова — простое дело!
Я опилочек поела,
Сок древесный попила
Кто такая я? (Пила).
6. Пахучие ветки
Принес я из тени:
Лиловые, белые
Ветки … (Сирени).
Стихотворение «Пирог» Д. Хармс.
Я хотел устроить бал, Я ждал, пока хватило сил,
И гостей к себе … (позвал). Потом кусочек … (откусил).
Купил муку, купил творог, Потом подвил стул и сел
Испек рассыпчатый … (пирог, И весь пирог в минуту… (съел).
Пирог, ножи и вилки тут — Когда же гости подошли,
Но что-то гости … (не идут). То даже крошки … (не нашли).
7. Всех на свете он добрей,
Лечит он больных … (зверей,
Он известен, знаменит — это доктор … (Айболит).
8. Всех он любит неизменно,
Кто б к нему не приходил.
Догадались? Это Гена,
Это Гена … (крокодил).
9. Самовар поет, гудит.
Только с виду он … (сердит).
Музыкальное дополнение: попробовать придумать на одно из четверостиший мелодию. Попросить ребенка спеть его.
Игра «Дорисуй».
Каждому участнику группы выдается лист, на котором изображено 20 карточек. Каждая карточка — какая-то геометрическая фигура. Схем 5, но каждая из них расположена на листке 4 раза в разных проекциях.Инструкция: «Превратите фигурку в любой образ, картину, сюжет. Для этого нужно дорисовать ее, придумать название. Изображения на карточках не должны повторяться».
Музыкальное дополнение: упражнение проводится несколько раз. Каждый раз звучит музыка, отличающаяся по характеру от предыдущей.
Упражнение «Фантастический образ».
Инструкция: «Необходимо выполнить фантастический образ животного,используя различные материалы: обрывки ткани, кожи, поролона, ненужные пуговицы, ленточки, нитки, бусинки и так далее. Образ должен быть оригинальным».
Музыкальное дополнение: во время упражнения звучит произведение К. Сен-Санса «Карнавал животных».
Упражнение «Путешествие в сказку».
Инструкция: «Возьмите любую тему из предложенных и сочините на нее одну из сказок: «Щенок на уроке», «Мой друг бурундук», «Волшебная парта». Проиллюстрируйте свою сказку».
Музыкальное дополнение: рассказ должен сопровождаться игрой на музыкальных инструментах. То есть каждое действие героев должно иллюстрироваться с помощью звуков.
Источник
Игры и упражнения для развития творческого воображения у дошкольников 5 – 7 лет
1.Упражнение «На что похожи наши ладошки»
Цель: развитие воображения и внимания.
Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.
2.Игра — упражнение «Три краски».
Цель: развитие художественного восприятия и воображения.
Предложить детям взять три краски, по их мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист любым образом. На что похож рисунок?
3. Упражнение «Волшебные кляксы».
Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.
Предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.
4. Упражнение «Волшебная ниточка».
Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.
В присутствии детей ниточку длиной 30-40 см. обмакнуть в тушь и положить на лист бумаги, произвольно свернув. Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему. Вытаскивать нить, придерживая листы. На бумаге от нити останется след, детям предлагается определить и дать название полученному изображению.
5. Игра – «Неоконченный рисунок».
Цель: развитие творческого воображения.
Детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.
6. Упражнение «Волшебники».
Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.
Без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».
7. Упражнение «Танец».
Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.
Предложить детям придумать свой образ и станцевать его под определенную музыку. Остальные дети должны угадать, какой образ задуман.
Варианты – образ задан, все дети танцуют одновременно («распустившийся цветок», «ласковую кошку», «снегопад», «веселую обезьянку» и т. д.).
Усложнение – передать в танце чувства («радость», «страх», «удивление» и т.д.)
8.Упражнение «О чем рассказала музыка».
Цель: развитие творческого воображения.
Звучит классическая музыка. Детям предлагается закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.
9. Игра «Что это такое?»
Цель: учить детей на основе восприятия заместителей предметов создавать в воображении новые образы.
Используются круги разных цветов, полоски разной длины. Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кругов, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Ответы не должны повторять друг друга.
10. Игра «Камешки на берегу».
Цель:учить создавать новые образы на основе восприятия схематических изображений.
Используется большая картина, изображающая морской берег. Нарисовано 7-10 камешков разной формы. Каждый должен иметь сходство с каким – либо предметом, животным, человеком.
Воспитатель рассказывает: «По этому берегу прошел волшебник и все, что было на его пути , превратил в камешки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камешек, на кого или на что он похож.» Желательно, чтобы несколько камешков имели практически одинаковый контур. Далее предложить детям придумать историю про свой камешек: как он оказался на берегу? Что с ним произошло? И т.д.
11. Упражнение «Волшебная мозаика».
Цель:учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.
Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка): несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.
Воспитатель раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.
12. Игра «Поможем художнику».
Цель: учить детей воображать предметы на основе заданной им схемы.
Материал: большой лист бумаги, прикрепленный к доске, с нарисованным на нем схематическим изображением человека. Цветные карандаши или краски.
Воспитатель рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят ему помочь закончить картину. Вместе с педагогом дети обсуждают, что и какого цвета лучше нарисовать. Самые интересные предложения воплощаются в картине. Постепенно схема дорисовывается, превращаясь в рисунок.
После предложить детям придумать историю про нарисованного человека.
13. Игра «Волшебные картинки».
Цель:учить воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.
Детям раздаются карточки. На каждой карточке схематическое изображение некоторых деталей объектов и геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на карточке так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Дети используют цветные карандаши.
Каждую фигурку, изображенную на карточке, дети могут превратить в картинку какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам.
14.Игра «Чудесные превращения».
Цель: учить детей создавать в воображении предметы и ситуации на основе наглядных моделей.
Воспитатель раздает детям картинки с изображениями заместителей предметов, на каждой нарисованы три полоски разной длины, три круга разного цвета. Детям предлагается рассмотреть картинки, придумать, что они обозначают, нарисовать на своем листе цветными карандашами соответствующую картинку (можно несколько). Законченные рисунки педагог анализирует вместе с детьми: отмечает их соответствие изображенным предметам-заместителям (по форме, цвету, величине, количеству), оригинальность содержания и композиции.
15. Игра «Чудесный лес».
Цель:учить создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.
Детям раздаются одинаковые листы, на них нарисовано несколько деревьев, и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения. Воспитатель предлагает нарисовать цветными карандашами лес, полный чудес, и рассказать про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы.
Для задания можно использовать материал на другие темы: «Чудесное море», «Чудесная поляна», «Чудесный парк» и другие.
16. Игра «Перевертыши».
Цель: учить создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.
Детям раздаются наборы из 4 одинаковых карточек, на карточках абстрактные схематичные изображения. Задание детям: каждую карточку можно превратить в любую картинку. Наклейте карточку на лист бумаги и дорисуйте цветными карандашами все, что хотите, так, чтобы получилась картинка. Затем возьмите еще одну карточку, наклейте на следующий лист, опять дорисуйте, но с другой стороны карточки, то есть превратите фигурку в другую картинку. Можно переворачивать при рисовании карточку и лист бумаги так, как хочется! Таким образом, можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки. Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки. Затем дети рассказывают о своих рисунках.
17. Игра «Разные сказки».
Цель: учить детей воображать различные ситуации, используя в качестве плана наглядную модель.
Воспитатель выстраивает на демонстрационной доске любую последовательность изображений (два стоящих человечка, два бегущих человечка, три дерева, домик, медведь, лиса, принцесса и т. д.) Детям предлагается придумать сказку по картинкам, соблюдая их последовательность.
Можно использовать различные варианты: ребенок самостоятельно сочиняет сказку целиком, следующий малыш не должен повторять его сюжет. Если детям это сложно, можно сочинять сказку всем одновременно: первый начинает, следующий продолжает. Далее изображения меняются местами и сочиняется новая сказка.
18. Упражнение «Придумай и свой конец сказки».
Цель: развитие творческого воображения.
Предложить детям изменить и сочинить свой конец знакомых сказок.
«Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …».
«Волку не удалось съесть козлят потому что…» и т.д.
19. Игра «Хорошо-плохо» или «Цепочка противоречий».
Цель: развитие творческого воображения при помощи поисков противоречий.
Воспитатель начинает — «А» хорошо, потому что «Б». Ребенок продолжает — «Б» плохо, потому что «В». Следующий говорит — «В» хорошо, потому что «Г» и т.д.
Пример: гулять — хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце — плохо, потому что жарко. Жарко – хорошо, потому что лето и т. д.
20. Игра «Сказочное животное (растение)».
Цель: развитие творческого воображения.
Предложить детям придумать и нарисовать фантастическое животное или растение, не похожее на настоящее. Нарисовав рисунок, каждый ребенок рассказывает о том, что он нарисовал, придумывает название нарисованному. Другие дети ищут в его рисунке черты настоящих животных (растений).
21. Упражнение «Сказка – рассказ».
Цель: развитие творческого воображения, умение отличать реальность от фантазии.
После прочтения сказки дети с помощью воспитателя отделяют в ней то, что может произойти реально, от того, что является фантастическим. Получаются две истории. Одна полностью фантастична, другая полностью реальна.
Подобных игр и упражнений можно сочинить бесконечное множество, все зависит лишь от творческого воображения взрослых, поставивших перед собой цель помочь каждому ребенку вырасти творчески одаренной, нестандартно мыслящей, успешной личностью.
Источник
1. «Волшебная клякса»
Оборудование: лист бумаги, акварельные краски, кисть, вода, карандаши
Лист бумаги сложить пополам. На одной из сторон ребенок рисует красками кляксу, затем свернуть и прижать. Получается двойное изображение, его нужно дорисовать.
2. «Составление изображений объектов»
Оборудование: геометрические фигуры (из бумаги, картона, пластика неважно из чего)
Из геометрических фигур ребенок выкладывает различные объекты, например: домик, цветок, человека и т.д. Также ребенку можно предложить придумать самому кого бы он хотел изобразить.
! Вместо геометрических фигур можно использовать пуговицы, скрепки, пробки от бутылок, различный природный материал (ракушки, мелкие камушки, шишки, засушенные цветы, листья и т.д.). Задание аналогичное выложить различные объекты или целую картину.
3. «Буквы и цифры в рисунках»
Оборудование: бумага, цветные карандаши
Все буквы и цифры на что-то похожи, предложите детям пофантазировать и дорисовать их.
! Еще один вариант игры превратить простую фигуру (овал, 2 линии, треугольник и т.д.) в рисунок.
4. «Обведи свою ладонь и оживи»
Оборудование: бумага, карандаши (краски)
Ребенок обводит на бумаге свою ладошку (можно по желанию две). Далее попробовать превратить силуэт в какую –нибудь картинку.
5. «Несуществующее животное».
Предложите ребенку нарисовать своего животного, придуманного например: рыба – арбуз, жирафолев, собака – цветок и др.
Другой вариант этой игры, предложить ребенку составить несуществующее животное из деталей. Детали это вырезки из журналов, различные фигуры и др.
6. Игра «Счетные палочки не только для счёта».
Оборудование: счетные палочки
Показать, что счетными палочками можно не только считать, но и выкладывать различные изображения. Пусть ребенок выложит картинку из счетных палочек по вашему по образцу, а можно предложить ему проявить свою фантазию.
7. Для чего я хорош?
Выбрать любой предмет и придумать и назвать все варианты использования этого предмета.
8. Творческое упражнение «У кого какой характер?»
Оборудование: изображения животных
Раздать детям картинки с изображением животных и предложить им описать их характер. Пусть ребенок подумает: какой характер данного животного, что он больше всего любит делать, о чем разговаривает с другими животными, кто его враги и т. д. Ответы могут быть сказочными.
9. Театр
Оборудование: ширма, игрушки (или костюмы, маски)
Предложить ребенку показать театральное представление по мотивам сказки или собственной придуманной истории.
10. «Слепой художник».
Оборудование: лист ватмана, карандаши
Ребенку завязать глаза и по вашим подсказкам он должен нарисовать рисунок. Ваши подсказки заключаются в том, чтобы направлять «художника». Говорите, как вести карандаш влево, право, что нарисовать точку, овал и т. д. Ребенок должен попытаться угадать что он рисует.
11. Выдумай историю.
Оборудование: тетрадь, карандаши, фломастеры
Предложить ребенку попробовать себя в роли писателя. Пусть сочинит сказку, например о домашнем питомце. Помогите записать её в тетрадь, а ребенок пусть нарисует обложку и иллюстрации к ней.
! Упрощенный вариант этой игры: выбрать любую картинку из книги и придумать новые события сказки.
12. Игра в стихи.
В поэзию можно играть, и имя этой игры — буриме.
В этой игре нужно сочинить стихотворение по заданным рифмам. Например, по таким: мороз – вопрос, скорей – веселей; конь – гармонь, огонь – ладонь.
13. Расшифруй слова
Представьте, что простые слова — аббревиатуры. Пусть ребенок придумает смешные расшифровки. Например: ЧТО- черепаха топала около.
14. Упражнение «Танец».
Предложить детям станцевать например как распускающийся цветок или как ветерок, по определенную музыку.
15. «Непослушный карандаш».
Оборудование: бумага, карандаши
Предложите ребенку нарисовать на листе бумаги закорючки. Дайте ребенку карандаш и бумагу, предложите ему представить, что у него в руках непослушный карандаш и нарисовать «кулю-мулю». Затем рассмотреть такой рисунок и предположить на что это похоже.
Источник