Упражнения для развития координации у ребенка до года

Упражнения для развития координации у ребенка до года thumbnail

В публикации описываются простые упражнения для улучшения общей координации движений и увеличения нейронных связей между полушариями головного мозга у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Как мы знаем, каждое из наших двух полушарий отвечает за конкретную функцию. Левое — математическое, аналитическое, отвечает за восприятие слуховой информации и постановку целей. Правое — творческое, гуманитарное, отвечает за пространственное зрительное мышление. Так же правое полушарие отвечает за координацию движений организма, что в нашем случае, мы будем улучшать посредством физических заданий и упражнений.

Полушария мозга

В упражнениях будет использоваться такой простой спортивный снаряд, как теннисный мяч, что делает возможным выполнение заданий в актуальных ныне условиях нахождения дома. Если теннисный мяч отсутствует, можно использовать любой мяч, схожий по размеру и другим физическим качествам, а именно прыгучести и сцеплению с поверхностью ладони.

Теннисный (арабский) мяч

Отметим, что упражнения с мячом настолько просты и безопасны в исполнении, что могут использоваться более универсальной группой занимающихся, нежели дошкольниками и обучающимися начальной школы, а именно детьми более старшего возраста, людьми пожилого возраста, с незначительными ограничениями по здоровью.

Снаряжение: теннисный мяч, удобная спортивная форма, комната со стеной и возможностью ее использования

Любая тренировка должна начинаться с разминки. Описываемые упражнения не предоставляют возможности для получения сильных ушибов, растяжений связок и переломов костей, вследствие отсутствия в этих упражнениях опасных, скоростно — силовых , скручивающих движений, движений с максимальной амплитудой и на пределе своих возможностей. Однако короткую классическую разминку все же выполнить необходимо. Разминать в первую очередь нужно локтевой и плечевой суставы, лучезапястные суставы, пальцы рук, так как руки будут задействованы во всех упражнениях. Также проводим короткую общую разминку для всех групп мышц. Для более подробного описания разминки можно пройти сюда.

Наклоны

После разминки приступаем к основной части нашего занятия.

Упражнение 1

Метание мяча в стену с отскоком от стены и ловлей

Исходное положение: Стоя напротив стены (1,5-2 м), левая нога спереди, мяч в правой руке

Отведение руки назад и бросок мяча в стену на уровне чуть выше головы с отскоком от стены и ловлей правой (той же) рукой. Не допускается касание мяча пола и других поверхностей

То же самое выполняем левой рукой

Количество повторений: 20 вправо, 20 влево

Метание мяча

Упражнение 2

Метание мяча в стену одной рукой и ловля его другой

Исходное положение: Стоя напротив стены (1,5-2 м), левая нога спереди, мяч в правой руке

Отведение правой руки назад и бросок мяча в стену с отскоком от нее и от пола, ловля мяча левой рукой

То же самое выполняется в другую сторону

Обратим внимание, что, в отличие от упражнения 1, здесь, помимо отскока от стены, необходимо выполнить отскок от пола

Количество повторений: 15 вправо, 15 влево

Упражнение 3

Подбрасывание мяча над собой одной рукой и ловля его другой рукой

Исходное положение: Стоя корпус прямо, ноги на ширине плеч, правая рука держит мяч перед собой в чуть согнутой руке, ладонь кверху, пальцы от себя

Подбрасывание мяча правой рукой вверх над головой на 50 — 60 см, ловля мяча левой рукой в районе исходного положения. При возможности подбрасывания выполняются на 1-1,5 метр над головой. Во время подбрасывания также можно добавить хлопок в ладоши за спиной

То же самое выполняется в другую сторону

Количество повторений: 20 вправо, 20 влево

Подбрасывание и ловля мяча

Упражнение 4

Бросок мяча с отскоком об пол и ловлей мяча другой рукой

Исходное положение: Стоя корпус прямо, ноги на ширине плеч, правая рука держит мяч перед собой на чуть согнутой руке, ладонь книзу, пальцы от себя

Бросок мяча в пол под углом 45 градусов, после отскока мяча от пола- ловля его левой рукой, ладонью вниз

То же самое выполняется в другую сторону

Количество повторений: 20 вправо, 20 влево

Упражнение 5

Подбрасывание мяча рукой из-за спины и ловля его двумя руками перед собой

Исходное положение: Стоя корпус прямо, ноги на ширине плеч, правая рука держит мяч за спиной

Правая рука подбрасывает мяч из-за спины вверх вперед, так, чтобы он перелетел через голову и опустился перед собой районе груди, ловля мяча выполняется двумя руками. Ноги могут сгибаться при броске и ловле мяча

То же самое выполняется в другую сторону

Количество повторений: 15 вправо, 15 влево

Подбрасывание мяча из-за спины

Упражнение 6

Подбрасывание мяча рукой вверх из-под поднятой одноименной ноги с ловлей другой рукой

Исходное положение: Стоя корпус прямо, ноги на ширине плеч, правая рука держит мяч перед собой, кисть немного отведена вправо.

Правая нога отводится вперед на 90 градусов, а рука проносит мяч снизу под бедром и резким движением кисти выталкивает мяч вверх. Левая рука осуществляет ловлю мяча на опускании и выполняет то же самое

Количество повторений: 15 вправо, 15 влево

Подбрасывание мяча из-под одноименной ноги

Упражнение 7

Соединяем упражнение 3, упражнение 4 и упражнение 6

Получаем комплекс из трех упражнений, каждое из которых выполняется на 4 счета:

Исходное положение: Стоя корпус прямо, ноги на ширине плеч, правая рука держит мяч перед собой в чуть согнутой руке, ладонь кверху, пальцы от себя

Счет 1-4: Упражнение 3: Подбрасывание мяча правой рукой вверх над головой на 30 — 40 см, ловля мяча левой рукой в районе исходного положения. Выполняем то же упражнение в другую сторону

Упражнение выполняется по одному разу в каждую сторону !!!

Счет 5-8: Упражнение 4: Правая рука выполняет бросок мяча в пол под углом 45 градусов, после отскока мяча от пола ловля его левой рукой, ладонью вниз. Выполняем то же упражнение в другую сторону

Упражнение выполняется по одному разу в каждую сторону !!!

Счет 9-12: Упражнение 6: Правая нога поднимается на 90 градусов, а одноименная рука проносит мяч снизу под бедром и резким движением кисти выталкивает мяч вверх. Левая рука осуществляет ловлю мяча на опускании и выполняет то же самое

Упражнение выполняется по одному разу в каждую сторону !!!

Количество повторений комплекса: 20

В конце занятия обязательно выполняем заминочные восстановительные упражнения и растяжку

Упражнения для растяжки

В следующей публикации будем выполнять упражнения на координацию с использованием двух теннисных мячей !!!

Статьи на похожую тему:

Тренировка с утяжелением в домашних условиях

Планка. До 5 минут за 30 дней

Тренировка пресса в домашних условиях

Коронавирус в мире? Тренируемся дома!


Поддержание своей физической формы в период самоизоляции

Развитие координации у детей с использованием двух теннисных мячей

Источник

Возраст от года до полутора называется исследовательским. В этом возрасте ваш малыш очень много двигается, совершенствует свои навыки хождения, открывает все возможные дверцы, залезает во все шкафы и ящики. Именно в этот период закладываются основы понимания и видения мира. В разрезе развития координации и вестибулярного аппарата необходимо значительно расширить вариации как физических упражнений, так и перемещения в пространстве.

Именно с возраста 1 года стоит приучать ребенка делать простейшую зарядку вместе с вами. Пусть он еще может сделать все упражнения, но такие базовые вещи, как разминка шеи, конечностей и спины нужно уверенно освоить к полутора годам. В рамках развития вестибулярного аппарата стоит уделить внимание наклонам головы влево-вправо и вперед-назад, кружению на месте. Также рекомендуется несильно подбрасывать малыша, чтобы он мог ощутить мгновения полной свободы. Последнее упражнение также поможет избежать страха высоты в будущем.

Читайте также:  Занятия раннего развития ребенка

Помните, что в этом возрасте ребенок хочет все потрогать и все попробовать. Эта тяга ко всему неизученному заложена природой как экспресс-курса самообучения. Поэтому вам нужно постараться предоставить малышу как можно больше недорогих и разнообразных развивающих игрушек. Особое внимание стоит уделить тем видам игрушек и детских аксессуаров, которые направлены на ритмичное перемещение головы ребенка в пространстве, в то же время дающие ему полную свободу тела в пространстве. Обратите внимание на следующие категории детских игрушек:

  1. Толокар – это каталка, напоминающая велосипед без педалей или машинку. Ребенок садится на толокар сверху, как в седло, держит руль руками и перемещается по полу, отталкиваясь ножками. Эти каталки отлично тренируют не только координацию, но и опорно-двигательный аппарат.
  2. Качалка-каталка – классическая детская игрушка в виде животного, обычно в образе лошади. Также бывает в виде слоника, собаки, уточки и других представителей одомашненной фауны. Бывает с колесиками или стационарная, обычно крепится на съемном поддоне. Самый популярный вид – качалка-каталка в виде лошадки. Принцип действия игрушки следующий: ребенок усаживается на лошадку и дальше он может качаться вперед-назад, стимулируя свой вестибулярный аппарат или передвигаться как на толокаре, отталкиваясь ножка – для этого вам нужно будет снять специальный поддон для качания.
  3. Подвесные качели – специальные детские сиденья с веревками для подвешивания на карабинах. Такие качели идут в комплекте с большинством игровых комплексов, которые понадобятся в возрасте от 3-х лет. Однако их можно купить и отдельно и повесить в удобном месте как в городской квартире, так и в частном доме или на даче.
  4. Сухие бассейны – набор из ёмкости или замкнутой в кольцо ограды и большого количества легких пластиковых шариков. Сухой бассейн не научит ребенка плавать, но значительно повлияет на развитие вестибулярного аппарат. Чем больше и глубже сухой бассейн, тем больше эффекта от его применения.

Помните, что в возрасте от 1 до 1,5 лет ребенку уже нужна максимальная физическая свобода. Позаботьтесь о том, чтобы ему была полноценная возможность регулярно испытывать самые различные положения своего тела в пространстве, а также не забывайте про ритмичные перемещения, способствующие ускоренному развитию вестибулярного аппарата и мозжечка.

Источник

развитие координации у детейНаблюдая за своим ребенком, вы время от времени замечаете, что иногда он неуклюжий, словно маленький медвежонок. Так и хочется сказать ему: «Ты, как слон в посудной лавке». Некоторая несогласованность движений встречается не только у детей, но и у взрослых, и может быть выражена в разной степени.

За согласованной активностью мышц тела стоит развитие координации у детей с раннего возраста.

Координация позволяет согласованно производить каждое движение, соединяя отдельные части движений в цельное двигательное действие. Из этой статьи вы узнаете, как просто  и эффективно развивать координацию у детей. 

Давайте, для начала разберемся, какие же органы отвечают за развитие координации у детей?

Развитие координации начинается в младенческом возрасте и продолжается до тех пор, пока растет скелет человека, а это примерно до 16-18 лет.

Мозжечок

Особую роль играет развитие мозжечка, который начинает активно развиваться примерно в 6 мес. от рождения, в год и 2-3 месяца развитие мозжечка ослабевает и полностью развивается мозжечок к 4,5 годам.

Процесс развития мозжечка отражается в умениях малыша, в 6 месяцев ребенок начинает сидеть, в 8-9 начинает ползать, в 9-10 встает на ножки, в 11-12 месяцев делает свои первые шаги, а к полутора годам уверенно ходит.

Развитие мозжечка в дошкольном возрасте переходит на новый этап, в возрасте 3-4 лет моторные функции качественно совершенствуются, становится доступным выполнение новых задач, улучшается процесс обучения.

Вестибулярный аппарат

Влияет на развитие координации у детей и вестибулярный аппарат. Свой рост вестибулярный аппарат начинает, когда малыш находится у мамы в животе, а окончательное формирование вестибулярного аппарата происходит к возрасту 12-15 лет.

Вестибулярный аппарат — это основа человеческого прямохождения, развитие именно этого органа позволяет ребенку делать свои первые шаги, а нарушения вестибулярного аппарата приводит к «пьяной походке».

Как стимулировать развитие координации у детей?

Для упражнений, рассчитанных на развитие мозжечка, важным фактором является новизна действий, разнообразие усилит развитие этого органа.

Упражнения на развитие координации делятся на два вида – первые выполняются статично, вторые в динамике.

Для каждого возраста подбирайте упражнения, которые доступны для выполнения вашим малышом. Ниже мы приведем базовые упражнения — вы сами сможете их усложнить или облегчить в зависимости от возраста и умений вашего ребенка.

Статические игры

Игры на замирание:

Включите музыку и танцуйте вместе с малышом, когда музыка выключается, нужно замереть в той позе, в которой был. Это веселая и простая игра, усложняйте ее, удлиняя время «замирания».

Игры на равновесие:

Цапля. Стойте на одной ноге, кто сможет дольше? А если цапля еще и поймать лягушку решила?

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Узнайте как — из аудиокурса «5 врагов регулярных занятий с ребенком: найти и обезвредить!»

Ласточка. Стоя на одной ноге, вторую поднимите и вытяните назад, за корпус тела, руки в стороны, наклонитесь телом параллельно полу. Кто дольше сможет планировать как ласточка?

Йога. Очень много статических асан есть в практике йоги, вы можете позаимствовать наиболее доступные для вас и делать их вместе с ребенком.

Динамические игры

Игры с внезапной сменой действий или направления:

По вашей команде ребенок резко должен изменить направление бега, или начать выполнять другое движение. Вы сами можете быть проводником, а малыш повторяет за вами.

Игры на баланс равновесия:

Баланс. Пройти ровно по дощечке или палочке, можно балансировать при помощи рук.

Бордюр. Ходите по бордюрам во дворе, прекрасно развивает равновесие!

Бревно. Усложненный вариант бордюра — пройдите по бревну, которое лежит на земле, затем можно усложнять, поднимая бревно выше, и самый сложный вариант — пройти по качающемуся бревну.

Фитбол. Упражнения на неустойчивых поверхностях очень хорошо развивают координацию.

Лежа на фитболе, отпускать руки и ноги, стараясь не скатиться с мяча. Усложните задачу – лягте на фитбол спиной.

Батут. Прыжки на батуте, также развивают координацию в динамике.

Качели. Дети любят качаться на качелях, поверьте, от этого нехитрого занятия есть польза!

Как просто  и эффективно  развивать координацию у детей?

Секрет заключается в том, что координацию у детей можно развить только через двигательную активность, поэтому самое простое и эффективное — это не ограничивать двигательную активность вашего ребенка и всячески ей способствовать!

Устройте дома спортивный уголок, отведите ребенка в спортивную секцию, на танцы, в бассейн, отведите на спортивную гимнастику или акробатику. Зимой — лыжи и коньки, езда на санках с горок – все это развивает координацию движений.

Еще больше подвижных игр для разных возрастов вы найдете в нашем разделе Физическое развитие.

И у нас отличная новость для взрослых – в любом возрасте можно развивать координацию! Посмотрите это занимательное видео для взрослых о координации движений.

https://youtu.be/pBGFQ5QT6r8

 Автор: Екатерина Давыдова

 А какие упражнения на координацию известны вам? Расскажите в комментариях!

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Узнайте как — из аудиокурса «5 врагов регулярных занятий с ребенком: найти и обезвредить!»

Предыдущие записи рубрики

  • Сценарий игры для детей и папы по стихотворению «Паповоз»
  • Прогулочный квест «В поисках большого звездного дракончика»
  • Дачная космическая олимпиада 2018
  • Почитали-поиграли. Игра-инсценировка “Тараканище”
  • Зимние игры дома

Вам будет интересно:

Источник

Надежда Борисова
Развитие координации у детей младшего школьного возраста

Развитие координации у детей младшего школьного возраста

Педагог дополнительного образования

Борисова Надежда Юрьевна

Координация — умение согласовывать движения различных частей тела. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, ненапряженно, пластично, четко. Движения туловища, головы,рук и ног производятся в трех плоскостях по отношению к телу: лицевой, боковой, горизонтальной.Движения рук и ног по отношению друг к другу в пространстве могут быть:

• одноименными—движения совпадают по направлению (например, направо отводится правая рука и нога);

• разноименными — выполняются в разных направлениях (например, во время поскоков поднимаются правая рука и левая нога и наоборот).

Движения, выполняемые руками или ногами,могут быть:

• однонаправленными (например, обе руки подняты вверх);

• разнонаправленными (например, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону).

Движения ног и рук могут быть:

• одновременными (например, лежа на спине, поднимать и опускать обе ноги);

• поочередными (например, стоя, руки на поясе, сначала выставляется на носок одна нога, затем другая);

• последовательными — движения рук или ног следуют одно за другим с отставанием на половину амплитуды (например, стоя,вращательные движения прямых рук: в то время как правая находится наверху, левая—внизу, она как бы догоняют друг друга).

Легче всего согласовывать движения, если они одновременные и однонаправленные; более трудны детям поочередные движения. Для развития координации в упражнениях для рук и ног следует учитывать нарастание сложности. Кроме того, нужно давать упражнения, в которых как бы изолированно тренируются руки, или ноги, или туловище, а затем постепенно вводить упражнения, объединяющие движения рук, ног и туловища. Вначале дается сочетание из двух звеньев (например, поднять руки и подняться на носки, затем из трех и более звеньев (например, из исходного положения стоя, руки вверх наклонить туловище, отводя руки в стороны и выставляя вперед ногу) и, наконец, полезны такие упражнения, в которых происходит смена направлений движения частей тела (например, правая рука в сторону-вверх, в сторону-вниз; то же выполняет левая рука; или; правая — в сторону, левая — в сторону, правая — вверх, левая—вверх и т. п.).

Постепенность в усложнении задач, разнообразие движений и ускорение темпа — необходимые условия для развития координации. Координация движений невозможна без пространственной ориентировки, она является необходимым компонентом любого двигательного действия. В общеразвивающих упражнениях пространственные ориен-тировки развиваются быстро, так как здесь одновременно участвуют зрительные и кожно-мышечные ощущения, в то же время упражнения сопровождаются пояснениями, указаниями, командами педагога. Комплексная работа нескольких анализаторов первой сигнальной системы в сочетании со второй дает наилучшие результаты. На первом этапе овладения пространственными ориентировками изменение положения отдельных частей тела должно проходить под контролем зрения. На втором этапе детям доступно словесное обозначение различных направлений, но все это по отношению к частям тела самого ребенка. И только на третьем этапе дети могут определять направление по отношению к предметам, к другим людям. Появляются представления о направлении движения по словесному описанию до его выполнения.

Таким образом, для развития пространственных ориентировок целесообразно давать следующую последовательность общеразвивающих упражнений.

1. Движения рук, так как они наиболее управляемы, находятся в максимальном поле зрения ребенка (разные варианты упражнений с вытягиванием рук вперед, помахиванием перед собой и пр.).

2. Движения рук, находящихся частично в поле зрения (поднимание вверх, в стороны, назад — со сгибанием, вращением в суставах — в каком-либо одном направлении).

3. Движения туловища в лицевой, боковой и затем горизонтальной плоскости.

4. Движения ног вперед, в стороны, назад.

5. Движения разных частей тела по направлению к каким-либо конкретным предметам, затем по слову в названном направлении (например, повороты в стороны к окну, к двери, затем направо, палево).

6. Движения разных частей тела по направлению к другому ребенку (например, стоя в колонне, поднимать руки с мячом, передавать его сзади стоящему).

7. Движения любой части тела с постепенно повышающимися требованиями к точности направления, амплитуды и быстроте ориентировки (например, развести руки в стороны, немного выше уровня плеч, выставить прямую ногу вперед с поворотом носка в сторону; то же — в другую сторону; затем выполнить в ускоренном темпе).

Временными ориентировками дети овладевают с большим трудом, чем пространственными. Большинство общеразвивающих упражнений активно влияет на развитие временных ориентировок, так как они проводятся в определенном темпе и ритме.

С целью развитиявременных ориентировок упражнения целесообразно давать в следующем порядке:

1. Упражнения, которые проводятся в сопровождении слова воспитателя. При этом указания, команды и паузы выдерживаются в определенном ритме, акцентирование («присели вниз», «выпрямились»; «в сто-ро-ну»; «прямо» и т. д.).

2. Упражнения в сопровождении музыки.

3. Наряду с упражнениями под музыку давать упражнения под счет с четким ритмическим рисунком («раз — руки в стороны», «два — вниз») или такие движения, в которых части ритмически неравномерны («раз, два, три — присели», «четыре — вы-прямились»).

4. Хорошо известные упражнения выполнять самостоятельно, команда дается для начала упражнения. Развитие ловкости непосредственно связано с совершенствованием координационных способностей, пространственных и временных ориентировок, так как ловкость определяется умением быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с внезапно меняющейся обстановкой. В этих упражнениях предъявляются повышенные требования к вниманию, сообразительности, быстроте реакции, так как условия могут меняться быстро, неожиданно.

Из общеразвивающих упражнений наибольшее влияние на развитие ловкости

оказывают следующие общеразвивающие упражнения:

1. В которых есть быстрая смена позы (например, из положения сидя с вытянутыми ногами лечь на живот (спину, перевернуться вокруг себя в одну сторону, в другую, опять сесть).

2. Требующие согласованных действий, двух или нескольких детей (например, упражнения в парах, сидя друг против друга, упражнения подгруппами с большими гимнастическими обручами, с длинными палками и т. д.).

3. С некоторыми предметами (мячи, скакалка и пр.). Упражнения на ловкость зависят от наличия двигательного опыта, от уровня координации в выполнении простых, изолиро-ванных, а также сложных комбинаций движений.

Поэтому в работе с детьми используются лишь некоторые упражнения. Быстрые темпы развития моторики у детей позволяют применять эти упражнения в младшем школьном возрасте.

Координация, ловкость движений невозможны без развития функции равновесия, которая определяется положением центра тяжести тела над площадью опоры. Чем меньше площадь опоры, чем выше центр тяжести от площади опоры, тем труднее сохранить равновесие. Оно зависит и от силы инерции предшествующего движения, в особенности, если далее следует статическая поза. Например, после нескольких вращений трудно сохранить равновесие, еще труднее после этого остановиться в неподвижной позе.

На функцию равновесия наибольшее влияние оказывают следующие общеразвивающие упражнения:

1. Поднимание на носки с близко расположенными ступнями ног; приседание на носки с прямой спиной.

2. Отведение и приставление вперед, в сторону, назад одной ноги с опорой на другую ногу (поочередно).

3. Поднимание одной ноги с опорой на другую ногу; то же — с закрытыми глазами; то же — с задержкой на одной ноге.

4. Повороты (прыгнуть в обруч, сделав поворот, и выпрыгнуть из него; стоя повернуться вокруг себя, остановиться; то же — в другую сторону; то же — повернуться два раза и т. д.).

Читайте также:  Недоразвитие речи и общее развитие и деятельность ребенка

5. На уменьшенной площади опоры (стоя на «островке», присесть и выпрямиться).

Для детей более предпочтительными сочетаниями являются симметричные движения

рук и однонаправленные движения рук и ног. Эти координационные соотношения

выполняются детьми без специального обучения и более точно и

координировано. Обучение детей произвольному выполнению координированных

действий повышает возможность регулировать и соразмерять собственные

действия, совершенствует произвольное напряжение и расслабление мышц, учит

ребенка peгyлировать и соразмерять свои движения, выполнять их с наибольшей

экономией сил, является средством познания возможностей своего двигательного

аппарата.

Пути определения координационных способностей

у детей младшего школьного возраста

При выборе двигательных заданий по определению координационных возможностей детей школьного возраста руководствуются рядом общих положений. Наиболее благоприятным периодом в развитии координационных механизмов является возраст до 12 лет. Разнообразная двигательная деятельность способствует развитию координационных возможностей ребенка и эффективным образом сказывается на усвоении новых двигательных действий. В то же время способность детей к овладению новыми неизвестными им ранее двигательными действиями тесно связана с особенностями возрастного развития, степенью биологической зрелости организма. Исследования в области физического воспитания младших школьников свидетельствуют об их способности к усвоению сложных в координационных отношений видов движений. До настоящего времени координация движений у детей младшего школьного возраста в основном определялась при выполнении основных видов движений и, таким образом, находилась в тесной взаимозависимости от степени усвоения техники движений. Двигательные задания на определение возрастных возможностей детей в выполнении координированныхдействий должны отвечать следующим требованиям:

• не зависеть от длины тела, его весовых показателей и наличия

специальных двигательных навыков;

• не требовать специального обучения.

Эти требования соблюдались при подборе двигательных заданий. Исходя из того, что координация является произвольным актом, показателем возможности управления, сознательного контроля за движениями, при подборе двигательных заданий создаются условия для концентрации внимания на основной двигательной задаче — на координации движений. Техника выполнения упражнений не представляют для детей особой сложности, так как отдельные элементы, составляющие задание, неоднократно выполнялись детьми в общеразвивающих упражнениях. Дети получают показ (три раза) в замедленном темпе и словесное пояснение. По просьбе ребёнка показ упражнения повторяется. Проверка проходит с каждым ребёнком отдельно. Дети выполняют упражнения в выбранном ими темпе. При оценке не учитывается темп выполнения упражнения, амплитуда движения. При правильном выполнении упражнения детям предлагается его повторить в ускоренном темпе. Всего дается 3-4 повторения, оценивается лучший результат.

При разработке и выборе контрольных заданий на определение координационных

возможностей детейв движениях руками учитывается следующие данные:

координация в работе рук ярко не сходна с координацией работы ног; элементарной двигательной координацией для верхних конечностей человека является не перекрестная, свойственная нижним конечностям, а симметричная;

возрастные различия проявляются при выполнении двигательных заданий, носящих перекрестный характер в работе рук; наиболее сложным для младших школьников является выполнение ими упражнения с несимметричными движениями рук;

• качество выполнения координации движений рук в значительной степени зависит от направления движения;

• ускоренный темп выполнения двигательных заданий с несимметричной координацией приводит зачастую к ее ухудшению и переходу на симметричные движения, т. е. вся возрастающая скорость правильного выполнения задания свидетельствует о прочности качества координации; с увеличением возраста дети лучше сохраняют перекрестную координацию в ускоренном темпе;

При подборе двигательных заданий по определению возможности совместных координированныхдействий рук и ног исходят из следующих положений:

• перекрестная координация в работе рук и ног;

• более естественной легкой в выполнении является односторонняя координация;

• большую сложность для детей представляет концентрация внимания на одновременном действии четырех конечностей, поэтому двигательные задания должны быть простыми по технике выполнения;

• на проявление координациидвижения рук и ног большое влияние оказывают:

а) направленность совершаемых действий;

б) темпы их выполнения;

в) методика демонстрации показа словесного пояснения.

Для проверки уровня развития координациирук и ног применяются следующие задания:

Упражнение 1. Сагиттальная плоскость. Отвести в сторону правую руку и в противоположную сторону левую ногу и наоборот.

Упражнение 2. Вертикальная плоскость. Поднять одновременно согнутую в локте правую руку и согнутую в колене левую ногу (и наоборот).

Упражнение 3. Горизонтальная плоскость. Отвести вперед правую руку и назад левую ногу и наоборот.

Так как освоение сложно координированных двигательных действий связано с напряжением внимания, следует первоначально создать у детей представление об этом движении. Как известно, представление о каком-либо движении влечет за собой незначительное сокращение тех скелетных мышц, которые осуществляют это движение. Поэтому детям, прежде всего, дается показ в обычном темпе, затем дается подробное словесное объяснение с замедленной демонстрацией образца. После этого предлагается вместе с педагогом выполнить данное движение.

Влияние ритмической разминки на формирование координации

движений у детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст характеризуется активным, неравномерным и равномерным развитием координационных способностей, что обусловлено естественным ростом ребенка и соответствующим развитием систем и функций его организма. Как известно, работа по формированию координационных движений достаточно сложна по своему составу, как для детей, так и для педагогов, так как требует особой сосредоточенности, сконцентрированности и внимательности. И зачастую дети выполняют их без особого интереса и желания, потому что движения влекут за собой большую затрату сил, труда и воли. Поэтому, на мой взгляд, для того, чтобы повысить уровень координационных способностей у детей, следует эту работу проводить в более занимательной и интересной форме, а именно разучивать движения на координацию, в комплексах ритмической гимнастики.

Ритмическая гимнастика – это особая форма занятий, которая не только благотворно влияет на развитие всех систем организма, но и формирует желание заниматься танцевальной хореографией в целом. А усилия, которые затрачиваются на занятиях, компенсируются веселой, заводной и ритмичной музыкой. Дети занимаются с большим удовольствием и усердием и различные движения выполняют более качественно.

Упражнения на координацию движений дети учат на занятиях. А сформированные умения и навыки сохраняются и используются детьми в самостоятельной деятельности в повседневной жизни.

Обучение идет по принципу от простого к сложному, поэтому выполнение координационных движений детьми препятствий не встречает. Выучив простое движение, добавляются различные элементы с подключением рук, плеч, головы. Именно это способствует развитию способности контролировать движения своего тела. Упражнения по своей структуре необычны, поэтому детям нравится выполнять их с музыкальным сопровождением. Под воздействием музыки движения становятся более четкими, ритмичными, координированными. Музыкально–ритмические движения помогают ребенку научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей, учат ориентироваться в пространстве, укрепляет основные виды движений, способствует освоению элементов плясок и танцев.

Из всего выше сказанного следует, что развитие координационних движений осуществляется уже с раннего возраста.

Но так как совершенствование координации у маленьких детей — процесс сложный и трудный, отмечено, что наиболее благоприятный период для развития координационных способностей это младший школьный возраст.

Способность правильно координировать свои движения, залог того, что ребенок будет верно выполнять все предложенные ему движения. А от того, как правильно выполняются упражнения зависит и степень нагрузки на какаую-либо часть тела, и точность исполнения, и собственно развитие всего организма в целом. Поэтому работу по формированию координационных движений следует проводить на занятиях, которые будут детям интересны, а сложность по своей сути не будет отвлекать детей от работы. К занятиям такого рода и относится танец.