Упражнения для развития бега у ребенка
Если ребенок занимается спортом, то скорость движений имеет большое значение. Также любой ребенок хочет бегать быстрее, чтобы стать лучше других или достигнуть личной цели. Ваша идея научить детей бегать быстрее должна включать такие аспекты, как правильная техника и чувство радости на тренировках. Следите за успехами детей, чтобы они сохраняли мотивацию, а также не забывайте бегать вместе с ними!
Технические аспекты
1
Разогрейтесь с помощью прыжков. Прыжки помогут детям развивать мышцы, которые важны для бега. До начала беговой тренировки предложите ребенку выполнить прыжки на месте с переменой положения рук и ног или поработать со скакалкой.
2
Изучите технику ребенка во время бега на месте. Попросите ребенка выполнить бег на месте в течение пяти секунд с максимальной интенсивностью. Следите за его техникой бега и обратите внимание на возможные недостатки. Важные аспекты правильной техники:[1]
- отталкиваться передней ногой;
- наклоняться вперед, чтобы ступни были позади бедер, а бедра — позади плеч (так называемое тройное увеличение);
- поддерживать туловище в вертикальном положении;
- держать голову неподвижно и расслабить лицо;
- сгибать локти под прямым углом;
- держать руки рядом с туловищем, когда они опускаются и поднимаются;
- высоко поднимать переднее колено и выпрямлять опорную ногу.
3
Покажите правильную технику на собственном примере. Если вы заметили недостатки, скажите о них сразу. Затем выполните бег на месте вместе с ребенком. Обратите внимание ребенка на вашу правильную технику. Дети могут смотреть на вас, чтобы научиться бегать правильно, а вы можете смотреть на ребенка и указывать на ошибки.[2]
4
Помогайте детям представлять правильный способ бега. Маленькие напоминания о том, что им нужно делать во время бега, значительно помогут вашим детям. Например, говорите им думать о том, как ступни выталкивают бедра вперед. Так ребенок запомнит, что основное усилие для бега прикладывается в тот момент, когда ступни отталкиваются от поверхности.[3]
- Также попросите детей представить, что во время бега в каждой руке они держат по одной птице. Так они будут держать ладони закрытыми, но не сжатыми в кулак.
5
Используйте устные подсказки. Начните тренировку. Когда дети будут бегать, напоминайте им о необходимости сосредоточиться на аспектах, которые нужно улучшить. Например:[4]
- Если ребенок выполняет слабые махи руками, то выкрикивайте: «От бедра к лицу!» Так ребенок вспомнит, что нужно выполнять махи руками от бедер по направлению к голове.
- Если ребенок недостаточно высоко поднимает ноги, говорите: «Выше колени! Выше колени!»
Мотивация
1
Ставьте цели. Ребенок будет развиваться только в том случае, если захочет стать лучше. Важно действительно заинтересовать ребенка научиться бегать быстрее и говорить о конкретных вещах. Ему нужна подходящая цель.[5]
- Например, если дети занимаются другим видом спорта вроде баскетбола, то способность бегать быстрее поможет им лучше играть в баскетбол. Напоминайте об этом время от времени.
- Предпочтительно, чтобы ребенок хотел совершенствоваться, а не побеждать. Цель пробежать 30 метров на секунду быстрее более выполнима, нежели цель победить на чемпионате области.
2
Следите за успехами ребенка. Например, можно вести график или таблицу результатов ребенка на дистанции в 30 метров на протяжении 6 месяцев. Если ребенок наглядно увидит свои успехи, он получит стимул продолжать стараться и совершенствоваться.[6]
- Засекайте время и записывайте результаты тренировочных забегов, чтобы следить за успехами.
3
Не давите на ребенка слишком сильно. Он не станет бегать быстрее за один день. Потребуется много терпения и тренировок. Если сильно давить на ребенка или ускорять подготовку, то можно отбить охоту к занятиям. Лучше сосредоточьтесь на постепенном успехе посредством регулярных тренировок.[7]
- Достаточно 3–4 беговых тренировок в неделю. Слишком частые тренировки могут утомить детей.
- Используйте смешанные тренировки, чтобы в другие дни уделять все внимание игровым видам спорта, в которых нужно много бегать (футбол, регби, баскетбол, гандбол). Сделайте тренировки веселым занятием!
- Взаимодополняющие виды тренировок вроде тяжелой атлетики, йоги и плавания положительно влияют на общее развитие спортсмена. Если нужно повысить именно скорость бега, то старайтесь сосредоточивать основные усилия на беговых занятиях и видах спорта.
Удовольствие
1
Разбавляйте тренировки игровыми занятиями. Постоянная муштра может быстро наскучить или деморализовать детей. К счастью, бег является неотъемлемым аспектом разных игр. Например, соберите детей вместе и предложите им такие варианты:
- проверенная временем игра в салки;
- эстафеты;
- игра «Красный свет, зеленый свет».
2
Находите время для других видов спорта. Бег — важный элемент многих игровых видов спорта. Если дети будут бегать во время игры в футбол, то они будут развиваться, хотя по факту это не будет беговой тренировкой. Вдобавок, разные сочетания упражнений помогут сохранить интерес к занятиям. Примеры беговых видов спорта:[8]
- баскетбол;
- футбол;
- бейсбол;
- гандбол;
- хоккей на траве.
3
Бегайте с детьми. Тренер не должен просто наблюдать за всем со стороны. Попробуйте побегать вместе с ребенком, чтобы морально поддержать его, показать собственное усердие и повеселиться. Можно вместе бегать спринты или играть в игры. Если ребенку это будет интересно, можно даже вместе участвовать в соревнованиях.[9]
Об этой статье
Эту страницу просматривали 22 176 раз.
Была ли эта статья полезной?
Источник
Любовь Николаева
Мастер-класс «Методика обучения детей дошкольного возраста основным видам движения: бег»
Методика обучения детей дошкольного возраста основным видам движения: бег.
Что такое бег?
Характерным признаком бега, отличающим его от ходьбы, является фаза «полета» — безопорное положение тела после отталкивания ногой от земли.Работа рук при беге также несколько отличается от ходьбы: они согнуты в локтях, и мах ими более энергичен. При беге нагрузка на мышечный аппарат, особенно на дыхательную и сердечно-сосудистую системы, значительно больше, чем при ходьбе. Во время бега младших дошкольников часто можно наблюдать мелкий, семенящий шаг, значительное разведение рук в стороны, иногда ребенок прижимает руки к туловищу или держит их опущенными вниз. Большинство детей 3- 4 лет бегают на полусогнутых ногах, ставят ногу на опору с пятки или на всю стопу. Слабость мышц опорно-двигательного аппарата не дает им возможность выполнять полноценное отталкивание (с полным выпрям-лением ног в коленных суставах) и ставить ноги на опору с носка. В этом возрасте необходимо научить ребенка энергичному движению согнутыми в локтях руками во время бега, вырабатывать умение бежать в равномерном темпе; оббегать расставленные на полу предметы (кубики, коробочки, камешки и т. д., не наталкиваться друг на друга. Начиная с 5 лет, основная цель в обучении бегу — приучить детей ставить ногу с носка. При этом ребенок должен держать туловище ровно, с небольшим наклоном вперед, бедро маховой ноги энергично выносится вперед — вверх; руки, согнутые в локтях, выполняют энергичные движения в соответствии с работой ног, стопы ставятся параллельно.
Овладеть навыком бега помогают разнообразные подготовительные упражнения:
а) бег с высоким подниманием бедра, «как лошадка»;
б) бег с переступанием через кубики, шишки и т. д. ;
в) бег по «кочкам» (кружки, нарисованные на земле на расстоянии 60-80 см друг от друга) и т. д.
В этом возрасте важно также развивать умение быстро реагировать на внезапные сигналы взрослого (начинать и заканчивать бег, останавливаться по сигналу, выполнять повороты во время бега). В старшем дошкольном возрасте рекомендуется практиковать бег с ускорением до максимальной скорости. Во время бега следят, чтобы ребенок бежал в прямолинейном направлении, энергично выполнял движения согнутыми в локтях руками и активно ставил ногу с носка. Большое значение для совершенствования навыка бега у дошкольников всех возрастных групп имеют подвижные игры с ловлей и убеганием (младшие группы, бегом наперегонки, с соревнованием в быстроте и ловкости в эстафетных играх, где дети могут проявить свои скоростные способности.
Длительность бега со средней скоростью:
3-5 лет рекомендуется в пределах 20-25 сек.
6-7 лет — до 30-35 сек.
Дети 3-4 лет могут пробегать с максимальной скоростью расстояние до 15м. 5-6 лет — до 20-25м.
7 лет — до 30-35 м.
Для формирования и совершенствования навыков бега у дошкольниковрекомендуют следующие упражнения:
бег на носках, «как лисичка»;
с высоким подниманием бедра, «как лошадка»;
с наступанием на линии, начерченные на земле на расстоянии 60-80 см;
бег с изменением темпа и направления;
с остановками по сигналу взрослого;
бег с оббеганием предметов (кубики, мячи, шишки);
бег наперегонки (вдвоем — втроем) — «кто быстрее»;
бег с прокатыванием обруча по земле толчками ладони;
бег со скакалкой, вращая ее вперед и т. д.
1.2. Виды бега.
Виды бега различны.В спортивной практике бег делится в зависимости от длины дистанции:
спринт (60-100 м,
бег на средние дистанции (400-1000 м,
бег на длинные дистанции (от 2000 м,
марафонский бег.
Кроме этого,различают бег:
кроссовый;
с препятствиями;
барьерный бег.
За последние годы особую популярность приобрел бег в невысоком темпе (трусцой, применяющийся в оздоровительных целях.
Виды бега и беговых упражнений отличаются по технике выполнения. Воспитателю следует знать эти особенности, чтобы предупредить ошибки, легче и быстрее их исправить, правильно определить задачи и методику обучения.
Обычный бег.
Правильной техникой такого бега считается: умение бегать свободно, легко, с естественными движениями рук. Руки полусогнуты в локтях, пальцы свободно согнуты (но не сжаты в кулаки). При беге руки движутся вперед-вверх примерно до уровня груди несколько внутрь, затем отводятся локтями назад — в стороны. При беге небольшими шагами слегка согнутая в колене нога ставится на переднюю часть стопы. При более широких беговых шагах нога ставится с пятки с последующим эластичным опусканием на всю стопу. При отталкивании нужно разогнуть ногу в колене. Носки стоп в стороны не разводятся. Туловище слегка наклонено вперед, голова с ним на одной линии, грудь и плечи развернуты, плечи не поворачивать вслед за рукой, чтобы не вызвать чрезмерного поворота туловища.
Обычный бег в среднем темпе широко используется для обучения некоторым элементам техники, навыкам правильного координированного движения. При таком беге дети могут лучше контролировать свои движения, хорошо их чувствуют, могут вносить поправки в свои действия.
Обычный бег можно проводить в различных построениях:
-в колонну по одному;
-парами;
-по кругу;
—«змейкой» и т. д.
Примерная продолжительность непрерывного бега возрастает постепенно, с 10-15 с в младших группах, в старших до 35-40 с (повторяется 2-4 раза с перерывами).
Для детей 6-7 лет в конце учебного года длительность бега может быть в пределах 1 мин., так как в течение года дети овладевают элементами правильной техники бега, растет их функциональная подготовка.
Бег на носках.
Ногу следует ставить на переднюю часть стопы, не касаясь пяткой пола. Шаг короткий, темп быстрый. Движения рук спокойные, расслабленные, в такт шагам, высоко их не поднимать, можно поставить руки на пояс.
Бег с высоким подниманием колен.
Бежать, поднимая согнутую в колене ногу под прямым углом, ставить ее на пол мягким, эластичным и в то же время достаточно энергичным движением на переднюю часть стопы. Шаг короткий, с незначительным продвижением вперед. Корпус прямой и слегка откинут назад, голова высоко поднята. Руки можно поставить на пояс. Чередовать с обычным бегом или ходьбой.
Бег широким шагом.
Делать широкие шаги, увеличивая толчок и время полета (как бы перепрыгивая через воображаемое препятствие). Ногу ставить с пятки перекатом на всю стопу. Толчковую ногу стараться полностью выпрямлять, энергично отталкиваясь. Движения рук свободные и размашистые.
Бег с отведением назад согнутой в колене ноги.
Туловище наклонено вперед несколько больше обычного, руки на поясе. Согнутая в колене нога после толчка отводится назад (стараться пяткой достать ягодицу). Чередовать с обычным бегом, несколько больше расслабляя при этом ноги, давая им отдых.
Бег скрестным шагом.
Выполнять захлестом почти прямых ног: правой — влево, левой — вправо. Нога ставится на стопу.
Бег прыжками.
Выполняется энергично, широким размашистым движением. Толчок делать вперед-вверх.
Продолжительность непрерывного бега на носках, с высоким подниманием колен, с отведением назад согнутой в колене ноги небольшая (10-20 с). Как правило, эти виды бега повторяются 2-3 раза, чередуя каждый вид с обычным бегом или ходьбой. Бег широким шагом дается на дистанции 10-12 м. Для этого бега можно использовать различные ориентиры — линии, шнуры, плоские обручи, набивные мячи.
Бег в быстром темпе.
Выполняется на передней части стопы или на носках. Шаг широкий, стремительный. Движения рук активные, в такт с беговыми шагами. Делать энергичные отталкивания толчковой ногой, хорошо ее выпрямляя. Маховую ногу выносить вперед-вверх. Туловище наклонено вперед по ходу движения, голова с ним на одной линии. Плечи развернуты, не напряжены, смотреть вперед. Быстрый бег применяется чаще всего в играх с элементами соревнования. Длительность такого бега невелика – 5-8 с. Однако, чередуясь с естественными остановками — отдыхом, он может повторяться 4-5 раз.
Медленный бег.
За последнее время завоевал большую популярность, в основном как средство развития общей выносливости, повышения функциональных возможностей организма. В этом беге надо уметь выдерживать небольшой темп, не ускорять и не замедлять его, бежать ритмично. Шаги делать короткие, ногу ставить на переднюю часть стопы или эластично с пятки на носок. Движения рук спокойные, руки согнуты в локтях на уровне пояса, плечи слегка расслаблены.
Бег в переменном темпе.
Используется в сочетании с другими движениями. Главная задача при обучении этому виду бега — научить детей выбирать темп и вид бега, наиболее соответствующий содержанию задания. Так, если бег завершается подскоком или прыжком в длину, то не надо замедлять темп перед толчком, а переходить сразу от последнего шага разбега к энергичному отталкиванию вверх или вперед. Надо уметь быстро и ловко переключиться с бега на другой вид движения. Например, подлезть под обруч или веревку, пройти по бревну, а затем продолжить бег не останавливаясь, не меняя направления. В переменном темпе можно предлагать разные упражнения.
Челночный бег.
Широкий стремительный шаг чередуется с резким торможением в конце при движении по прямой и частыми шагами на поворотах. Перед сменой направления темп более частый, шаги короче, колени больше согнуты, чтобы сохранить равновесие. Движения рук естественные, помогающие движению по прямой и на поворотах.
Бег в сочетании с подлезанием, перепрыгиванием, прыжком вверх.
Здесь надо уметь замедлять и ускорять темп бега перед преодолением препятствия.
Бег в разных естественных условиях развивает умение применить наиболее соответствующий этим условиям вид бега, его темп и скорость. Бег по извилистой дорожке отличается от бега по прямой, а бег по песку требует иной техники и иных усилий, чем бег по грунтовой дорожке. Изменяя привычные для детей условия, подбирая разные их сочетания, надо способствовать развитию столь нужного в жизни умения — использовать наиболее эффективный вид бега в соответствии с условиями поверхности (грунтовая, травянистая, асфальтовая дорожка, бег по песку, воде, на горку и с горки).
При беге в горку нога ставится на носок, шаг короткий, туловище наклонено вперед. При сбегании нога ставится на всю стопу или с пятки на носок, ноги больше согнуты в коленях, туловище несколько отклонено назад.
При беге вверх и вниз по доске, положенной наклонно, стопы ставят близко одна к другой, носки в стороны не разводят, регулируют сохранение равновесия движениями рук.
Дошкольники проявляют большой интерес к играм с динамичными движениями (ходьба, бег, прыжки, упражнения в лазаний, равновесии и т. д.). Им нравится догонять друг друга, убегать от водящего.Постепенно они начинают интересоваться результатами своих действий: попасть мячом в цель, легко перепрыгнуть через «ручеек». Однако не рекомендуют проводить игры со сложными видами движений (прыжки, лазание) до тех пор, пока дошкольники не овладеют ими. Вначале их учат правильно выполнять движение, а затем проводят игру, где это движение ведущее. Общая продолжительность подвижной игры для детей этой возрастной группы составляет не больше 8-10 минут.
Ю. А. Кириллова отмечает, что подвижные игры и упражнения на свежем воздухе являются универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей. В играх в ненавязчивой, развлекательной форме используются естественные движения,свойственные человеку: бег, прыжки, метание и пр. Игры и упражнения на свежем воздухе являются лучшим лекарством для детей от двигательного голода – гиподинамии, так как дети около 70-80 процентов времени пребывания в дошкольном учреждении проводят в статичном сидячем положении. Посильная физическая нагрузка и свежий воздух укрепляют здоровье детей, способствуют профилактике респираторных, простудных заболеваний. Для реализации цели образовательного направления – обеспечить обучение движениям и двигательным действиям, для развития физических качеств, гарантирующих всестороннее и гармоничное развитие ребенка,необходимо решение следующих задач:
1. Организовать (насколько это возможно) процесс обучения в естественных условиях.
2. Создавать условия для самостоятельного познания окружающей действительности в двигательной сфере с помощью собственных усилий в процессе решения двигательных задач.
3. Способствовать в процессе обучения двигательным действиям развитию эмоциональной сферы.
4. Обращать самое серьезное внимание на постановку частных задач при обучении отдельным двигательным действиям, формирование и совершенствование новых двигательных умений и навыков в прикладном, спортивном направлении.
Конкретная и правильная постановка частных задач при обученииотдельному двигательному действию обеспечивается соблюдением следующих положений:
— с целью достижения необходимого результата при обучении движениям и двигательным действиям;
— детализированно применительно к особенностям действий, являющихся предметом обучения;
— индивидуализированно применительно к возможностям обучаемых, зависящих от их возрастных, половых, личностных особенностей и уровня подготовленности;
— в определенной последовательности, задаваемой объективными закономерностями формирования двигательного действия и логикой учебного процесса.
При планировании этой подготовки необходимо исходить из следующих принципов:
главная задача – укрепление здоровья детей (учет физической нагрузки, подбор физических упражнений);
систематичность и последовательность (проведение занятий, что способствует выработке двигательного навыка, а затем и двигательного динамического стереотипа).
Практика показывает, что проводимые в детском саду занятия по структурной схеме (вводная, основная, заключительная части) не всегда приносят желаемый результат.
Л. Ануфриева предлагает такую форму организации дошкольников, при которой осуществляется ежедневная 30-минутная общефизическая подготовка. Ее следует вынести на прогулку, тем самым разгрузив физкультурные занятия.
Каждая игра должна давать наибольший двигательный и эмоциональный эффект. Поэтому не следует подбирать игры с незнакомыми детям движениями, чтобы не тормозить игровые действия. Двигательное содержание игр должно согласовываться с условиями проведения. Регламентирует выбор игры и ее место в режиме дня. Игры более динамичные целесообразны на первой прогулке, особенно если ей предшествовали занятия со значительным умственным напряжением и однообразным положением тела. Для детей дошкольного возраста подвижные игры являются жизненной потребностью. Наиболее эффективны для совершенствования различных видов ходьбы и бега подвижные игры и игры-эстафеты.С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе.
Веселые старты для закрепления различных видов бега.
На веселые старты набираются 2 команды по 6 человек. Выбираются капитаны команд. Участники придумывают название команды.
1. Эстафета №1. «Кто быстрее пробежит змейкой». Участники бегут до ориентира змейкой, оббегая кегли, обратно также.
2. Эстафета №2. На двух ногах прыгать в обручи, пролезть через обруч боком, оббежать ориентир и обратно также.
3. Эстафета №3. Бег с захлестом голени.
4. Эстафета №4. Участник бежит до обруча, в котором лежат кубики по количеству человек в команде, берет один кубик, добегает до корзины кладет и бежит обратно. Чья команда соберет быстрее всех кубики, та и побеждает.
5. Эстафета №5. По 2 человека от команды встают лицом к лицу. Вдвоем одевают обруч на пояс. Нужно приставным галопом пробежать до ориентира и обратно. Кто быстрее.
6. 7. Эстафета №7. Прыжки через гусеницу, пролезть под дугой, добежать до ориентира и вернуться.
Подвижная игра «Быстрые и ловкие».
По залу раскладываются обручи по количеству человек. Инструктор задает темп бубном быстрый или медленный. Дети в нужном темпе бегают по залу. Когда бубен перестает звучать. Дети, кто быстрее должны прыгнуть в обруч по одному человеку. Кто не успел, садится на гимнастическую скамейку, и они становятся болельщиками. Затем несколько обручей убирается, игра продолжается. Когда остается один человек, он становиться победителем.
Источник