Упражнения для равновесия ребенку 1 год
Возраст 1-3 года.
Упражнения в равновесии играют важную роль в восприятии, координации движений (сохранении позы, равновесии тела).
«Плывет кораблик»
Поставьте малыша на мягкий диван, возьмите его за руки, раскачивайте из стороны в стороны, приговаривая:
Плывет, плывет кораблик
Кораблик золотой.
Везет, везет подарки,
Подарки нам с тобой!
(С.Маршак)
«Покачай нас звонкий мяч»
Посадите малыша на большой надувной гимнастический мяч – фитбол. Осторожно раскачивайте его из стороны в стороны, приговаривая:
Качи-кач-и качи-кач
Покачай нас, звонкий мяч!
Влево, вправо, влево, вправо,
А потом назад – вперед.
Покатаемся по кругу,
А потом наоборот!
«На лошадке»
Встаньте на четвереньки и посадите ребенка к себе на спину (пусть его кто-то из взрослых поддерживает). «Покатайте» малыша на «лошадке»:
На лошадке цок-цок-цок
Через запад на восток
Мимо гор, лесов, морей
К милой мамочке моей.
«Кружимся – кружимся»
Возьмитесь с малышом за две руки и покружитесь с ним по комнате, приговаривая:
Кружимся! Кружимся!
Стой, голова закружится!
«На одной ноге постой-ка»
Когда ребенок стоит, подойдите к нему и скажите: «Давай посмотрим, как ты умеешь стоять на одной ноге». Согните и поднимите малышу одну ногу, затем опустите и поднимите вторую ногу. Придерживайте малыша во время упражнения и рассказывайте стихотворение:
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ну, смелее подними.
Да гляди не упади.
А сейчас постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
А сейчас постой на правой,
Если ты солдатик бравый.
» Внутри – снаружи»
Положите на полу обруч. Возьмите ребенка за руку и встаньте в центр обруча.
Скажите: «День» и переступите за обруч наружу, затем повернитесь к обручу и скажите: «Ночь» — встаньте внутри круга. Вместо «день» — ночь», можно говорить «снаружи» — «внутрь», «кошки» — «мышки» и т.д.
«Маленькие змейки»
В нескольких местах комнаты разложите веревочки или ленты, длиной 50 см. Скажите малышу, что это змейки и что на них нельзя наступать. Играйте вместе с ребенком, держась за руки, аккуратно перешагивайте через веревочки.
«Канатоходец»
Протяните по полу длинную веревочку и предложите малышу пройтись по ней:
Вот слон, индийский гастролер,
Канатоходец и жонглер.
(С.Маршак)
На улице можно начертить мелом узкую дорожку, по которой ребенку надо будет пройтись.
» Ковер»
Скажите малышу, что ковер – это ваш плот, который плывет по реке. Предложите малышу обойти ковер по его краю, «не замочив» ноги об воду.
» Перешагиваем»
Положите на полу гимнастическую палку и несколько кубиков. Возьмите малыша за руку и побуждайте его перешагивать через невысокие препятствия.
«Идет бычок, качается»
Для упражнения будет нужна гимнастическая скамейка, если её нет, то можно положить на пол широкую доску или скатать ковер в рулон. Покажите ребенку игрушечного бычка и покажите, как он умеет ходить по доске:
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
— Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
(А.Барто)
Предложите малышу показать бычку, как он тоже умеет ходить по доске. Поддерживайте малыша за руки.
«Там мышка живет»
Малыш идет по гимнастической скамейке, в конце которой его поджидает игрушечная мышка. Вы говорите слова потешки:
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик.
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
Когда малыш доходит до мышки, ему нужно быстро повернуться и «убежать» по мостику от мышки.
«Идет котик по лавочке»
Посадите в конце гимнастической скамейки игрушечного котенка. Малышу надо дойти до игрушки, наклониться и взять котенка. Во время упражнения необходимо держать малыша за руки:
Идёт котик по лавочке
Ведёт кошечку за лапочки
Топы-топы по лавочке
Цапы-цапы за лапочки.
«По мостику»
Скажите ребенку, что гимнастическая скамейка – это мостик через речку:
Над речкой – узкий мостик, другого нет пути,
Решили наши звери по мостику пройти.
(Е.Железнова)
Предложите ребенку провести через мост зверей (приготовьте игрушку кошки, собаки, коровы и т.п.). Малыш прижимает одной рукой игрушку и идет через мост, держась за вас второй свободной рукой. Оставляет игрушку на другом берегу и возвращается за следующей.
» На улице»
Гуляя на улице, побуждайте малыша ходить по бордюрам тротуара, бортикам песочницы, специальным бревнам-ходилкам, пенечкам и проч.
«На горку»
Положите один конец длинной доски на небольшое возвышение и, придерживая малыша за руки, помогите ему подняться по наклонной плоскости, а затем повернуться и спуститься обратно или спрыгнуть на пол:
Ах, дыбок, дыбок, дыбок,
Вот Ариночке годок.
На горку поднимается,
С горочки спускается.
«По горам»
Положите один конец длинной доски на диван или кресло. Возьмите малыша за руки и помогите ему подняться и спуститься с горы:
По долам, по горам,
Ходит шуба, да кафтан.
» По камешкам»
Разложите на полу друг за другом вырезанные из линолеума или ковролина круги, диаметром 30-40 см. Это камешки через ручеек. Возьмите малыша за руку и помогите ему перебираться с «камушка» на «камешек»:
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки.
Раз-два, раз-два, раз-два!
По камешкам, по камешкам
Шагают наши ножки.
Раз-два, раз-два, раз-два!
«С бугра на бугор»
Расположите на полу крепкие, устойчивые предметы: толстую книгу, низкую табуретку, перевернутую банку из-под краски, ящик. Возьмите ребенка за руки и помогайте ему перебираться с бугорка на бугорок:
Куда бежите, ножки?
— По летней дорожке,
С бугра на бугор
За ягодой в бор.
В зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники.
«С игрушкой на голове»
Положите себе и малышу на голову мягкую игрушку. Походите с ним по комнате, держась за руки и стараясь не уронить плюшевого друга.
Источник
В продолжении рубрики «для тех, кому скучно с ребенком»
Итак, сегодня рассказ про игры и упражнения на равновесие. Вообще у малышей столько есть вещей, которые нам с вами кажутся совершенно обычными и привычными, но которые для них еще недоступны изначально, не включены в базовый пакет, так сказать, и, соответственно, требуют развития и некоторой стимуляции.
Для чего развивать вестибулярный аппарат? Вообще, чувство равновесия не только важно само по себе (для определения положения тела в пространстве), но и сопровождает развитие многих физических навыков малыша, таких как удержание тела на вытянутых руках, четвереньках, как следствие — ползание, сидение, ходьба. На этот факт обращала моё внимание массажистка, которая занималась с дочкой. Естественно, как и все двигательные навыки, оно развивается рано или поздно само по себе у детей, вопрос как и когда. Есть специальные упражнения и игры, способные помочь малышу в развитии вестибулярного аппарата.
Собственно упражнения и игры на развитие равновесия:
1. Занятия на фитболе.
Вообще многие слышали о том, что упражнения на фитболе полезны для малыша. Но не многие знают, чем именно и как заниматься. Чаще всего я слышу от знакомых вариант «катать на мяче». Подробностей никто рассказать не может. Ну и катают каждый на свой лад))) Так вот, такие упражнения как раз полезны для развития вестибулярного аппарата. Как именно заниматься, можно посмотреть, например, вот тут. Показывает массажист. Мы уже несколько недель делаем такие упражнения. Начинали с 5 повторений, потом 7, затем 10. Дочке нравится — мне тоже. Как вариант стихотворного сопровождения я декламирую потешку:
Скок-поскок
Молодой дроздок
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодиченька
Невеличенька,
Сама с вершок,
Голова с горшок!
По-моему, она хорошо подходит к промежуточным пружинящим движениям.
2. Игра «Лифт»
Берем ребенка вертикально за тулово под мышками. Поднимаем вверх со словами «Лифт едет вверх», затем опускаем вниз со словами «лифт едет вниз». Повторяем несколько раз, потом задерживаем на уровне своего лица, чмокаем в щёчку и говорим: «Остановочка». Эта игра (да в принципе, и три нижеследующие) хорошо помогает отвлечь ребенка, если он начал неожиданно хныкать не в подходящее время в неподходящем месте. Еще она удобна тем, что выполняется, стоя на месте, не требует много пространства и занимает всего несколько секунд.
3. Игра «Смелый пилот»
Берём ребенка в горизонтальном положении боком к себе так, чтобы его грудь лежала на одной Вашей руке, а второй рукой держим его за то бедро, которое дальше от Вас . Кружим, ходим, подносим к другим людям, к зеркалу, поднимаем выше-ниже. Приговариваем:
Когда я вырасту,
Стану лётчиком смелым.
Нет для девчонки (или мальчишки)
Лучшего дела!
4. Игра «Вертолёт»
Вообще у этой игры как бы нет как такого названия. Я её придумала сама, но потом узнала, что это полнейший плагиат, ибо придумали её до меня еще 100500 человек, так как она встречается во многих источниках. Итак, кладем ребенка животом себе на плечо. Кружимся, вертимся, ходим по квартире. Я молча ходить не могу, поэтому всё время приговариваю: «Высоко сижу, далеко гляжу! ЖЖЖЖ!!!! У-у-у-у-!!!». Еще периодически спрашиваю Марго, что она там видит сверху.
Вот это те игры и упражнения, которые у нас в ходу на текущий момент по части развития равновесия. Я находила и другие, пробовала, но не прижились как-то. В течение дня повторяем все 4 пункта в разное время. На мяче занимаемся между дневными снами. Игры эти вообще не требуют много усилий, и включить их в свой ежедневный «рацион» очень легко. Просто делаем их походя: пока наливается вода в ванной, пока проветриваем попу между сменой подгузников и тп Для тех, кому хочется ещё экспериментов на заданную тему, можете посмотреть подборку упражнений для вестибулярного аппарата вот в этом посте. Я пока за лодыжки вращать своего ребенка не готова, но когда немножко подрастет, обязательно попробую)).
Как оценить развитие чувства равновесия у ребенка?
Вот в этой книге Сирсов, о которой писала как-то в дневнике мой обзор, приводится следующий прием, позволяющий оценить, развито у ребенка чувство равновесия или нет. Нужно присадить малыша на попу и отпустить на секунду. Если вестибулярный аппарат работает как следует, он выставит руку в качестве опоры, чтобы не завалиться. Если не выставит — значит, еще чувство равновесия не развито.
Ну вот, пожалуй, и всё, что мне есть на текущий момент сказать на данную тему. С удовольствием почитаю Ваши добавления, приемы, игры, упражнения.
Весёлого времяпрепровождения Вам и Вашим малышам!
Источник
Игры и упражнения
для развития равновесия у малыша
Возраст 1-3 года.
Упражнения в равновесии играют важную роль в восприятии, координации движений (сохранении позы, равновесии тела).
Посадите малыша на большой надувной гимнастический мяч – фитбол. Осторожно раскачивайте его из стороны в стороны, приговаривая:
«Покачай нас звонкий мяч»
Качи-кач-и качи-кач
Покачай нас, звонкий мяч!
Влево, вправо, влево, вправо,
А потом назад – вперед.
Покатаемся по кругу,
А потом наоборот!
или
«Плывет кораблик»
Плывет, плывет кораблик
Кораблик золотой.
Везет, везет подарки,
Подарки нам с тобой!
(С.Маршак)«На лошадке»
«Покатайте» малыша на «лошадке» поддерживая :
На лошадке цок-цок-цок
Через запад на восток
Мимо гор, лесов, морей
К милой мамочке моей.«Кружимся – кружимся»
Возьмитесь с малышом за две руки и покружитесь с ним, приговаривая:
Кружимся! Кружимся!
Стой, голова закружится!«На одной ноге постой-ка»
Когда ребенок стоит, подойдите к нему и скажите: «Давай посмотрим, как ты умеешь стоять на одной ноге». Согните и поднимите малышу одну ногу, затем опустите и поднимите вторую ногу. Придерживайте малыша во время упражнения и рассказывайте стихотворение:
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ну, смелее подними.
Да гляди не упади.
А сейчас постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
А сейчас постой на правой,
Если ты солдатик бравый.» Внутри – снаружи»
Положите на полу обруч. Возьмите ребенка за руку и встаньте в центр обруча.
Скажите: «День» и переступите за обруч наружу, затем повернитесь к обручу и скажите: «Ночь» — встаньте внутри круга. Вместо «день» — ночь», можно говорить «снаружи» — «внутрь», «кошки» — «мышки» и т.д.«Маленькие змейки»
В нескольких местах комнаты разложите веревочки или ленты.. Скажите малышу, что это змейки и что на них нельзя наступать. Играйте вместе с ребенком, держась за руки, аккуратно перешагивайте через веревочки.
» Перешагиваем»
Положите на полу гимнастическую палку и несколько кубиков. Возьмите малыша за руку и побуждайте его перешагивать через невысокие препятствия.«Идет бычок, качается»
Для упражнения будет нужна гимнастическая скамейка, если её нет, то можно положить на пол широкую доску или скатать ковер в рулон. Покажите ребенку игрушечного бычка и покажите, как он умеет ходить по доске:
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
— Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
(А.Барто)
Предложите малышу показать бычку, как он тоже умеет ходить по доске. Поддерживайте малыша за руки.«Там мышка живет»
Малыш идет по гимнастической скамейке, в конце которой его поджидает игрушечная мышка. Вы говорите слова потешки:
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик.
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
Когда малыш доходит до мышки, ему нужно быстро повернуться и «убежать» по мостику от мышки.«Идет котик по лавочке»
Посадите в конце гимнастической скамейки игрушечного котенка. Малышу надо дойти до игрушки, наклониться и взять котенка. Во время упражнения необходимо держать малыша за руки:
Идёт котик по лавочке
Ведёт кошечку за лапочки
Топы-топы по лавочке
Цапы-цапы за лапочки.«По мостику»
Скажите ребенку, что гимнастическая скамейка – это мостик через речку:
Над речкой – узкий мостик, другого нет пути,
Решили наши звери по мостику пройти.
(Е.Железнова)
Предложите ребенку провести через мост зверей (приготовьте игрушку кошки, собаки, коровы и т.п.). Малыш прижимает одной рукой игрушку и идет через мост, держась за вас второй свободной рукой. Оставляет игрушку на другом берегу и возвращается за следующей.
Верхом на бревне
Предложите ребенку поиграть с надувным бревном. Сначала посадите малыша на четвереньки около бревна, чтобы он опирался на него. Пусть попробует покатить игрушку.
Положите ребенка животом на бревно так, чтобы он мог ручками упереться в пол, если потеряет равновесие.
Посадите маленького «наездника» верхом, как будто он скачет на коне. Он будет балансировать, стараясь не упасть.
Гоп, гоп! Конь живой,
И с хвостом, и с гривой.
Он качает головой,
Вот какой красивый!
Я залез на коня
И держусь руками.
Посмотрите на меня!
Я поехал к маме.
М. Клокова
» На улице»
Гуляя на улице, побуждайте малыша ходить по бордюрам тротуара, бортикам песочницы, специальным бревнам-ходилкам, пенечкам и проч.
«На горку»
Положите один конец длинной доски на небольшое возвышение и, придерживая малыша за руки, помогите подняться по наклонной плоскости, а затем повернуться и спуститься обратно или спрыгнуть на пол:
Ах, дыбок, дыбок, дыбок,
Вот Ариночке годок.
На горку поднимается,
С горочки спускается.» По камешкам»
Разложите на полу друг за другом вырезанные из линолеума или ковролина круги, диаметром 30-40 см. Это камешки через ручеек. Возьмите малыша за руку и помогите ему перебираться с «камушка» на «камешек»:
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки.
Раз-два, раз-два, раз-два!
По камешкам, по камешкам
Шагают наши ножки.
Раз-два, раз-два, раз-два!«С бугра на бугор»
Расположите на полу крепкие, устойчивые предметы, например, небольшие модули. Возьмите ребенка за руки и помогайте ему перебираться с бугорка на бугорок:
Куда бежите, ножки?
— По летней дорожке,
С бугра на бугор
За ягодой в бор.
В зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники.«С игрушкой на голове»
Положите себе и малышу на голову мягкую игрушку. Походите с ним по комнате, держась за руки и стараясь не уронить плюшевого друга.
Маленькие – большие
Скажите малышу: «Вот какие мы большие» и поднимите руки вверх. «А теперь маленькие», – присядьте на корточки. Повторите упражнение несколько раз: «Большие, маленькие, большие, маленькие», постепенно можно увеличивать темп.
Мячик прыг
Покажите ребенку, как мяч отскакивает от пола при ударе, пусть он попробует повторить ваши действия. Хлопая мяч о пол, читайте стихотворение:
Мячик — прыг, мячик — скок,
Быстро прыгнул за порог.
Закатился за кусты,
Мячик, мячик, где же ты?
А потом попросите малыша поскакать как мячик
«Пляшут малыши»
Дети сидят на стульчиках кружком, и взрослый предлагает одному их них сплясать: «Миша сейчас спляшет, а ребятки ему похлопают!» Ребёнок выходит на середину круга, а взрослый поёт (на мотив «Ах вы, сени…»):
Вот наш Мишенька встаёт, Он плясать сейчас начнёт.
Будет Мишенька плясать, Всех ребяток забавлять!
Миша, Миша, попляши, Нашим деткам помаши.
Выбирай других плясать И ребяток забавлять!
Ребёнок пляшет, дети хлопают в ладошки.
Заинька, походи!
Учите ребенка ходить на носках и на пяточках, на внутренней и внешней стороне стопы. Напевайте веселую песенку:
Заинька, походи, Серенький, походи.
Вот так, вот сяк походи, Вот так, вот сяк походи.
Заинька, подбодрись, Серенький, подбодрись.
Вот так, вот сяк подбодрись, Вот так, вот сяк подбодрись.
Заинька, топни ножкой, Серенький, топни ножкой.
Вот так, вот сяк топни ножкой, Вот так, вот сяк топни ножкой.
Заинька, повернись, Серенький, повернись.
Вот так, вот сяк повернись, Вот так, вот сяк повернись.
Заинька, попляши, Серенький, попляши.
Вот так, вот сяк попляши, Вот так, вот сяк попляши.
Заинька, поклонись, Серенький, поклонись.
Вот так, вот сяк поклонись, Вот так, вот сяк поклонись.
Попросите топнуть ножкой, поскакать, повернуться.
Последняя строчка каждый раз будет звучать по-новому: «Подбодрись!», «Топни ножкой!», и т. д.
Игра приучает выполнять действия по команде взрослых, развивает координацию и равновесие
Источник
- Комплекс упражнений для детей в 1 год.
- Упражнения для детей в 1 год: организационные вопросы.
Упражнения для детей в 1 год становятся более разнообразными, поскольку у родителей наконец-то появляется возможность использовать самостоятельную активность малыша. Однако не стоит забывать, что и в этом возрасте важна умеренность и постепенность – все детки разные и имеют различные уровни физического развития.
Комплекс упражнений для детей в 1 год
Гимнастические занятия с ребёнком 1 года имеют несколько основных конкретизированных целей. Их подразделяют на упражнения для совершенствования ходьбы, для развития чувства равновесия, способностей в лазании и ползании.
Совершенствование ходьбы: упражнения для детей в 1 год
- Ходьба по узкой дорожке предполагает визуальные ограничения «тропинки» — используйте мел, цветные ленты или другие предметы. Начните с 30 сантиметров ширины, постепенно сужая тропинку до 20, а потом и 10 сантиметров.
- Ходьба по наклонной плоскости – в 1 год дети выполняют упражнение с поддержкой взрослого. Для создания наклонной плоскости используйте гимнастическую скамейку или доску, закрепив её с одной стороны. Направление движения – вверх и вниз.
- Ходьба боком или передвижение приставными шагами в обе стороны. Начните с простого упражнения, постепенно ограничивая малышу «тропинку» — например, гимнастической скамейкой.
- Ходьба и бег со сменой темпов – это весёлое упражнение нравится детям, поскольку в нём присутствует игровой момент и выполняется оно, как правило, под специальную меняющую темп музыку или потешку.
- Перешагивание препятствий имеет целью научить ребёнка ходить, высоко поднимая ноги. Пусть препятствием будет любимая игрушка – сначала небольшая, а потом всё больше и больше.
Развитие чувства равновесия у годовалых детей при помощи упражнений
- Раскачивание на качели или качалке многие малыши воспринимают с опаской. Первое время обязательно страхуйте ребёнка и отвлекайте от ощущения опасности забавными потешками.
- Залезание на предмет. Наверняка малыш уже проявляет интерес к тому, чтобы самостоятельно взобраться на диван или стул. Помогите ему, уменьшив высоту препятствия подставкой.
Совершенствование навыка лазание
- Пролезание через обруч поначалу может не получаться, но если вы в качестве «приманки» используете любимую мягкую игрушку малыша, ребёнок охотно пролезет через обруч.
- Перелезание через препятствие – например, скамеечку. Научите ребёнка делать это правильно – становиться боком и, оперевшись на руки, перелезть сначала в одну сторону, а потом в другую.
Совершенствование навыка ползание
- Ползание на четвереньках к году осваивают большинство деток, но если вы пропустили этот этап, не поздно научиться ползать и сейчас. Поиграйте с ребёнком в «собачку», «козлика», «бычка» или любое другое животное.
- Ползание по скамейке требует от малыша определённого умения держать равновесие на высоте – взрослый всегда должен страховать ребёнка, когда он выполняет этого упражнение.
- Проползание под препятствием, как и пролезание через обруч, стимулируется любимыми игрушками. После проползания ребёнок должен встать и выпрямиться, а позже даже потянуться за игрушкой.
Упражнения для детей в 1 год: организационные вопросы
Для того чтобы привить детям привычку выполнять упражнения с годовалого возраста, придётся проявить упорство и изобретательность.
- Выбирайте правильное время – физические нагрузки лучше всего давать малышу через полчаса после завтрака или сразу после дневного сна.
- Выбирайте правильную подачу – превращайте гимнастику в весёлую игру с музыкой, потешками и любимыми игрушками.
- Используйте фитнес-снаряжение: гимнастический обруч, фитнес-болл, скамейку, коврик для йоги и т.д.
- Помните о том, что малыши с удовольствием обезьянничают – занимайтесь вместе с ребёнком, подавая ему пример.
- Не перетруждайте детей – упражнения в 1 год включает в себя 3-5 подходов, 5-7 упражнений и обязательные передышки.
Подбирайте для своего ребёнка только те упражнения, которые соответствуют уровню его физического развития. Соизмеряйте его потребности с возможностями и увеличивайте сложность упражнений для детей в 1 год постепенно.
Источник