Упражнения для пресса для ребенка 1 год
Как выяснить в этом возрасте, достаточно ли силы у мышц живота и спины ребенка? От чего может зависеть неправильное формирование осанки? Как мы помним, сила мышц может быть разной в разных мышечных группах. Чтобы знать, как укрепить мышцы живота ребенка, необходимо по очереди протестировать мышцы брюшного пресса и мышцы спины. Давайте начнем с мышц животика. Здесь вы можете увидеть несколько отклонений, которые будут говорить о недостаточно развитых мышцах брюшного пресса. Первое, на что обычно обращают внимание родители, — это выпячивание живота у ребенка, когда он спокойно стоит. Оно связанно с расслаблением мышц, а не с избыточным весом тела. Пусть для вас это будет первым сигналом к тестированию и к началу занятий с малышом.
Тестирование мышц живота
Чтобы определить, достаточна ли сила мышц живота у малыша, попробуйте сделать следующее: положите на пол гимнастический коврик. Малыш должен быть только в трусиках, попросите его лечь на коврик на спину, сами сядьте на пол рядом с его ногами. Положите под его колени небольшой валик, который можно сделать из детского одеяла, чтобы согнуть ноги в коленных и тазобедренных суставах. Придерживая руками его ноги в области голеностопных суставов, попросите ребенка сесть. Малышей помладше заинтересуйте для этого игрушкой.
Во время движения ребенка обратите внимание на следующие три важных момента:
№1
• Первый — насколько легко ребенок может сесть. Самый слабый малыш садится только с вашей помощью. Малыш чуть посильнее может сесть без вас, но при этом он помогает себе руками, опираясь ими об пол. Самый сильный малыш, садится без помощи рук, с участием только мышц брюшного пресса.
№2
• Второе, на что вы должны посмотреть, — это на мышцы живота в момент их сокращения, т.е. когда ребенок садится, они должны сокращаться равномерно, животик при этом должен быть ровный. Но вы можете заметить выпячивание посередине килевидной полосой, чуть выше пупка в сторону грудины. Это обычно бывает при слабости т.н. белой линии живота. (Белая линия живота образуется в результате перекреста волокон связок широких мышц живота с противоположных сторон. Описанный перекрест волокон образует прочную перегородку, содержащую очень мало сосудов, — белую линию живота. — Прим. авт.)
№3
• Третье, на что следует обратить внимание во время движения, — последние ребра грудной клетки. К ним прикрепляется часть мышц брюшного пресса. Во время их сокращения, когда ребенок пытается сесть, ребра могут разворачиваться кнаружи, меняя форму грудной клетки. Это может быть косвенным или дополнительным свидетельством рахита. При хорошо развитых мышцах и крепких ребрах видимых деформаций в момент движения возникать не должно.
И последний важный момент для оценки состояния брюшного пресса —состояние пупочного кольца. (Пупочное кольцо — это отверстие в белой линии живота, образованное волокнами связок всех широких мышц живота. — Прим. авт.). Из-за отсутствия мышечного прикрытия пупок является еще одним слабым местом стенки живота, где часто возникают пупочные грыжи. Чем младше ребенок, тем более уязвима эта область. Пупочная грыжа — результат слабости этого места. Поэтому лучше заранее определить, есть ли слабость пупочного кольца, и исправить ситуацию с помощью массажа и лечебной гимнастики,
Если вы пришли к выводу, что есть слабость мышц брюшного пресса, т.е., выполняя тест, ребенок не смог сесть из положения лежа без помощи рук, или при этом отмечалось выбухание/расхождение белой линии живота, или малыш стоит, сутулясь и выпячивая животик, то как укрепить мышцы живота ребенка? Мои рекомендации и описание занятий смотрите далее.
Как укрепить мышцы живота ребенка
В комплекс занятий входит:
- массаж живота курсом из 10 процедур;
- лечебная гимнастика, которая должна начинаться в один день с массажем и продолжаться в два раза дольше, минимум 20 занятий. После небольшого перерыва в 2–3 недели курс гимнастики надо повторять (без массажа). Частота занятий может быть 3–4 раза в неделю.
Для занятий вам потребуются: стол, на котором вы будете делать массаж, и инвентарь для занятий гимнастикой: гимнастический коврик, гимнастический мяч, любимые игрушки. Начните с массажа, инструкцию к выполнению смотрите по ссылке массажа живота.
Лечебная гимнастика
УПРАЖНЕНИЕ 1
Положите малыша на гимнастический коврик на спину. Под голову и плечи подложите подушку средней толщины, а под чуть согнутые колени подложите валик, который можно сделать из детского одеяла. Своей рукой придержите ноги ребенка в области голеностопных суставов, при этом прижимайте их к полу. С помощью игрушки вызовите желание ребенка сесть без помощи рук, при этом помогите удержать равновесие. Повторение этого упражнения следует постепенно довести до 10 раз. Только после этого можно перейти к следующему, более сложному упражнению.
УПРАЖНЕНИЕ 2
Исходное положение — как в предыдущем упражнении, только под голову и плечи подкладывается тоненькая подушка. Упражнение выполняется, как и предыдущее. Количество повторений также постепенно доводится до 10 раз. После чего переходите к следующему, еще более сложному упражнению.
УПРАЖНЕНИЕ 3
Исходное положение — как в предыдущем упражнении, только под голову и плечи подушка уже не подкладывается, т.е. ребенок лежит на поверхности горизонтально. Упражнение выполняется, как и предыдущее. Количество повторений также постепенно доводится до 10 раз. Интервал между уровнями сложности возможен до 5 занятий и зависит от силы мышц живота ребенка.
УПРАЖНЕНИЕ 4
Если у малыша получается сесть без помощи рук, лежа на гимнастическом коврике, потренируйте его умение сесть на гимнастическом мяче. Для этого посадите ребенка на мяч, лицом к себе и крепко держите его двумя руками за ноги в области бедер. Прокатывая мяч на себя, ножки ребенка приподнимите, при этом он должен лечь спиной на мяч. Дальше, при прокатывании мяча от себя, опустите ноги ребенка, тем самым добиваясь его попытки самостоятельно сесть. Количество повторений упражнения постепенно доведите до 5 раз.
УПРАЖНЕНИЕ 5
Теперь простимулируйте активный подъем выпрямленных ног лежа на спине (упражнение «Березка»). Выполняйте упражнение также на гимнастическом мяче. Возьмите ребенка в подмышечной области, положите на спину на мяч, головой к себе. При прокатывании малыша от себя (вперед) его ноги должны свешиваться и под своим весом выпрямляться. При прокатывании к себе (назад) нижняя половина туловища должна подниматься, вызывая по инерции подъем ног. Упражнение повторите 5–7 раз.
- Вопросы по теме задавайте на форуме.
- Подписывайтесь на мою страницу в Инстаграме.
- Пользуйтесь моим каналом остеопат-онлайн в Телеграме.
- Записывайтесь на очный прием в Москве.
*Статьи по массажу, ЛФК и рекомендации врача носят информационный характер, не являются рекламой услуг.
Источник
Будем с завтрешнего дня заниматься физкультурой! Как думаете в какое время лучше — утром, днем до дневного сна или вечером?
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ИГРЫ РЕБЕНКА 1-3 ЛЕТ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ИГРЫ РЕБЕНКА 1-3 ЛЕТ
Утренняя гимнастика
Животик, на зарядку!
1. Для упражнения понадобятся игрушки разного размера и коробка средней величины. Малышу нужно сесть и упереться ручками в пол за спиной. С одной стороны нужно поставить у него в ногах коробку, а с другой – разложить игрушки. Пусть кроха захватывает предмет стопами, поднимает его вверх и переносит в коробку. Следите, чтобы он не сгибал колени (ножки должны быть прямыми). Это занятие укрепит нижний пресс и мышцы ног. На первых порах достаточно перенести 5 игрушек. Постепенно увеличьте их количество до 10.
2. Для упражнения подойдет яркий воздушный шарик. Малыш ложится на спинку и вытягивает ручки вдоль туловища. Задача крохи – поднять ноги под прямым углом и выбить шарик из руки. (Нужно держать его над ножками на высоте 20-25 см). Только есть одно условие: нужно выталкивать вверх сразу обе ножки. Еще один вариант упражнения: пусть ребенок согнет ноги в коленях и прижмет их к груди, а затем разгибает и поднимает вверх. Игра в воздушный футбол научит малыша удерживать равновесие и укрепит мышцы пресса.
3. Встаньте на колени, руки опущены вниз или подняты вверх. Садитесь сначала на левую сторону (руки отведите вправо), затем – на правую (руки влево). Сравните своего ребенка с «Ванькой-встанькой». Укрепляется пресс и ноги.
4. Малыш ложится на пол, ноги прямые, в руках один конец скакалки. Мама стоит, фиксируя стопы ребенка, держит второй конец скакалки. Малыш подтягивается руками по скакалке так, чтобы из положения лежа перейти в сидячее. Упражнение укрепляет руки и пресс.
5. Стоя, ноги на ширине плеч, в руках, поднятых вверх, держим сложенную вчетверо скакалку. Выполняем наклоны туловища влево-вправо. Упражнение отлично укрепляет косые мышцы спины и живота.
6. «Ежик». Укрепим мышцы живота, понаблюдав за ежиком, как он сворачивается в клубок. Исходное положение – лечь на спину (развернуться). Затем подняться и сгруппироваться (свернулся ежик).
7. «Паучок». Сесть, ноги согнуть в коленях, руками опереться сзади. Приподнимаем таз от пола, направив животики вверх. Затем, по очереди перебирая «лапками», начнем движение. Укрепляем руки и ноги, пресс и ягодицы.
8. Исходное положение: лежа на спине, ноги согнуты в коленях. Руки с мячом вытянуть вперед, приподнять голову, отдать мяч маме. Вернуться в исходное положение. Затем приподняться, взять мяч у мамы и вернуться в и.п.
9. Ребенка посадить на свое левое колено, зажать его голени бедрами так, чтобы коленки оставались свободными. Сначала взрослый кладет правую руку на живот малыша и просит его поднять игрушку, положенную на стоящий справа детский стул. Малыш наклоняется вперед, поднимает игрушку и выпрямляется. Затем взрослый кладет левую руку на поясницу ребенка так, чтобы большой палец располагался вдоль позвоночника, и просит его поднять игрушку, положенную на стул слева. Малыш двигается назад, берет игрушку и возвращается в исходное положение. При этом сокращается брюшной пресс.
10. Взрослый держит палку двумя руками, малыш обхватывает ее кистями обеих рук сверху и, держась за палку, сначала садится, а потом ложится на коврик на спину, отпускает палку. Затем малышу предлагают дотянуться выпрямленными ногами до палки, которую держат на уровне поднятых ног ребенка.
11. Пусть малыш, лежащий на ваших ногах, расслабится и как бы развернет грудную клетку. Затем сделает глубокий вдох и… медленно начнет подниматься. Если ребенку еще трудно делать это, помогите ему, придерживая за обе руки
Ножки и ручки, на зарядку!
1. Исходное положение: ребенок стоит на мяче, мама держит малыша за руки. Предложите ребенку представить, что он стоит на капитанском мостике. Очень сложно удержать равновесие на нем. Приходится проявлять чудеса координации, чтобы удержаться.
2. Исходное положение: стоя лицом друг к другу, держаться за руки. Встать на носочки, и.п., встать на пяточки, поднять носочки вверх, и.п. Упражнение лучше выполнять босиком. Повторить 5-8 раз.
3. Исходное положение: лежа на спине, ребенок зажимает мяч стопами ног. Нужно на вытянутых ногах передать мяч маме, она кладет его на пол. Повторить 5-8 раз, как можно выше поднимая мяч.
4. Исходное положение: сидя на стуле. Ногами катать любой круглый предмет. Это упражнение можно сравнить с массажем стоп. Очень полезно при плоскостопии.
5. Если малыш знает часть алфавита и цифры, можно научиться писать их ножками. Исходное положение: полулежа с упором на предплечья. Ребенку нужно приподнять ножки над полом (не сгибать в коленях) и написать буквы. Начните с простых (А, Г, С), затем переходите к более сложным (Б, В, И), а чуть позже приступайте к словам. Благодаря таким тренировкам у ребенка укрепятся ножки и пресс.
6. Из комнаты в комнату можно передвигаться не обычным шагом, а по-разному: высоко поднимая колени, вприсядку, вприпрыжку, очень длинными шагами, как кошка, как зайчик, как мишка и т.п. Можно договориться: в ванну идем так, а в кухню этак.
7. «Лилипут». Малыш приседает на корточки и в таком положении маленькими шажками совершает путешествие по всей квартире. Чтобы усложнить задание, малыш может при ходьбе вытянуть руки вперед. Такое упражнение хорошо укрепляет мышцы ног.
8. И.п.: встаньте лицом друг к другу, возьмитесь за руки, ноги на ширине плеч. А теперь поочередно с малышом приседайте. Следите, чтобы угол в согнутых коленях был прямой. Упражнение укрепляет ноги.
9. И.п. – сесть, ноги согнуть в коленях, руками опереться сзади. Приподнимаем таз от пола, направив животики вверх. Затем, по очереди перебирая «лапками», начнем движение. Укрепляем руки и ноги, пресс и ягодицы.
10. Мама поддерживает малыша за ноги, а ребенок шагает на руках. Развиваем силу и выносливость рук.
11. И.п. – лечь на живот друг напротив друга на расстоянии одного метра. Оторвав грудь и локти от пола, перекатывать мяч друг другу. Упражнение укрепляет мышцы спины, рук и ног.
12. И.п. – стоя, локти прижаты к туловищу. Мы будем прыгать через скакалку. Одно подпрыгивание – один поворот скакалки. Прыжки через скакалку укрепляют руки и ноги, развивают координацию движений.
13. И.п.: малыш ложится на пол, ноги прямые, в руках один конец скакалки. Мама стоит, фиксируя стопы ребенка, держит второй конец скакалки. Малыш подтягивается руками по скакалке так, чтобы из положения лежа перейти в сидячее. Упражнение укрепляет руки и пресс.
14. Предлагаем сделать «дорожку» из мячей и других игрушек. Встаньте с малышом друг за другом. И.п. – стойка: ноги вместе, руки на пояс. Малыш перепрыгивает через препятствия, после чего дистанцию начинает преодолевать мама.
Для пущего азарта можно повесить большой лист, фломастер – и пусть каждый ставит галочки: кто больше упражнений выполнит за день. Можно повесить две сумочки и перекладывать из одной в другую разноцветные звездочки (за каждый подход – свой цвет). Главное – не будьте серьезным, строгим тренером. Начните играть вместе с ребенком, и, возможно, вам самим не понадобятся диеты.
Помощь зарядке!
Зарядка для малышей «Мишка»
Мишка лапки подними
Мишка лапки опусти
Мишка, Мишка покружись
А потом земли коснись
И животик свой потри
Раз, два, три — раз, два, три!
КОРРИГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА — бабочка
утром бабочка проснулась
улыбнулась, потянулась
раз — росой она умылась
два — изящно покружилась
три — нагнулась и присела
на четыре – улетела
Зарядка: «Медвежата в чаще жили…»
медвежата в чаще жили
головой своей крутили
вот так, вот так, ( круговые движения головой)
головой своей крутили
медвежата мед искали
дружно дерево качали ( поднять руки вверх и делать
вот так, вот так, наклоны вправо и влево)
дружно дерево качали
а потом они ходили ( ходьба по медвежьи)
и из речки воду пили
вот так, вот так,
и из речки воду пили ( наклоны туловища вперед)
а потом они плясали ( пружинка с поворотом туловища влево и вправо)
лапы выше поднимали ( прыжки, хлопая руками вверху)
вот так, вот так,
лапы выше поднимали
Зарядка для малышей 2.
мы ногами топ, топ
мы руками хлоп, хлоп
мы глазами миг, миг
мы плечами чик, чик
раз сюда, два сюда ( повороты туловища вправо и влево)
повернись вокруг себя
раз присели, два привстали
сели, встали, сели, встали
словно ванькой-встанькой стали
а потом пустились вскачь ( бег по кругу)
будто мой упругий мяч
раз, два, раз, два ( упражнение на восстановление дыхания)
вот и кончилась игра.
1
Источник
Крепкий ПРЕСС: зачем он нужен ребёнку?
Крепкий рельефный пресс, или хотя бы подтянутый живот — мечта большинства современных мужчин и женщин, независимо от возраста. Препятствует достижению этой благой цели, как правило, вечный враг здорового образа жизни — лень.
Ещё хуже, если лень мешает не только взрослым, но и их детям развить навыки трудолюбия в отношении своего здоровья.
Когда начинать?
Что такое «гигиеническая гимнастика» знают все: это комплекс общеукрепляющих упражнений, выполняемых ежедневно, чаще утром. Похвально, если ваш малыш, проснувшись, бежит к перекладине (турнику) или хватается за гантели. Здорово, если он после выполнения упражнений спешит принять душ (лучше прохладный). Родители малыша могут быть спокойны: подрастает правильный человечек, сегодняшнее усердие которого защитит его в завтрашнем дне. К сожалению, лишь немногие мамы и папы с раннего детства воспитывают в детях такие черты.
В подростковом возрасте добиться перемен гораздо сложнее. Нужно ломать уже сложившиеся стереотипы, убеждать и объяснять, менять режим учёбы и отдыха, выкраивать время для занятий. Не лучше ли с малых лет познакомить ребёнка с понятием «физическая культура» — да так, чтобы он с ней подружился! Эта дружба должна стать светлой! Вот тогда малыш заспешит выполнять полюбившееся упражнение с радостью, без напоминания, неизменно получая удовольствие от движения и достигнутых результатов.
Что такое «хороший пресс»?
Стоит ли включать в гимнастический комплекс, ежедневно выполняемый ребёнком, упражнения на пресс? ДА, обязательно! Потому что подтянутый, упругий животик вашего малыша — это решение целого ряда проблем со здоровьем или предупреждение их возникновения.
«Хороший пресс» — это не только красиво. Прямые мышцы живота, «кубики» которых привлекают внимание множества глаз на пляже или в бассейне, а также наружные косые мышцы, играют важнейшую роль в укреплении передней брюшной стенки, и не только у взрослых. Если у 4-5-летнего ребёнка большой, рыхлый животик, который малыш не в состоянии подтянуть — стоит опасаться следующих проблем:
— атония кишечника и склонность к запорам
— грыжи пупочные или грыжи белой линии живота
— нарушения осанки с возможным развитием сколиоза в будущем, и прочее…
Такие дети часто имеют избыточный вес. И если не предпринимать усилий по изменению образа жизни (сбалансированное питание и чёткий его режим вместо психологически сложных диет, плюс регулярные занятия физкультурой пр.), то неизменным спутником вашего ребёнка во взрослой жизни станет нарушенный обмен веществ.
Ко всему вышесказанному следует добавить, что слабый пресс, плавно перекочевавший из детства в юность — это ранние проблемы с поясничным отделом позвоночника. В частности, невесёлые встречи с популярным недугом современности — грыжами межпозвонковых дисков.
Практические советы для начинающих.
Пусть для начала занятие будет похоже на игру или соревнование. Делайте все упражнения вместе с ребёнком, не давая себе поблажек — играть надо «по-честному»!
Каждое упражнение следует повторять 8-10-15 раз. Постепенно, не спеша, увеличивая число повторений до максимально возможного. Практика показывает: через месяц регулярных занятий мышцы живота у детей настолько набирают силу, что 15-ти повторений им становится мало, и они готовы «качать пресс» в 3-4 раза больше. Это уже ни к чему, т.к. ежедневный гимнастический комплекс состоит не только из упражнений на пресс. Грамотно построенное занятие должно гармонично развивать тело ребёнка в целом.
Упражнения для пресса
1) «Rolling — balance»
(прокат мяча с удержанием баланса)
Для выполнения этого упражнения вам потребуется небольшой гимнастический мяч (размером 26 см).
Исходное положение: выпрямленные ноги, оба бедра передней поверхностью лежат на мяче (удерживаем баланс!), упор на выпрямленные руки — ладошки на полу. Выполняем прокат мяча вперёд — подтягивание коленей к груди (сгибание ног в коленях, голени ложатся на мяч). Спину держим ровно, без излишнего прогиба в поясничном отделе.
Выдох при подтягивании коленей (т.е. в момент максимального усилия).
Повторяем упражнение 8-10 раз.
Следует добавить, что любые упражнения на гимнастических мячах прекрасно развивают координацию движений из-за необходимости удерживать баланс, а это важно для улучшения осанки.
2) «Press & Extension» (упражнение на укрепление пресса, сопровождающееся разгрузкой межпозвонковых структур)
Упражнение выполняется на турнике, или на «шведской стенке».
Исходное положение — вис на перекладине. Подъём коленей к груди на выдохе.
Повторяем упражнение 8-10-15 раз.
Для многих детей с избыточным весом возникает следующая проблема — хват слабый, и удерживать в висе на перекладине свой собственный вес они могут очень непродолжительное время. Не стоит отчаиваться! Просто нужно запастись терпением, и постепенно добиваться желаемого результата.
При выполнении этого упражнения прекрасно избавляются от компрессии межпозвонковые структуры (диски), что актуально для детей с избыточным весом, и улучшается осанка.
3) «Press & Board» (упражнение на наклонной доске)
В этом упражнении идёт укрепление нижней части пресса.
Исходное положение — лёжа на спине (угол наклона доски можно менять).
Руки за головой (ребёнок должен удобно удерживаться).
Выполнить подъём ног на выдохе, допустимо сгибание в коленях. Затем — медленно опустить ноги и выпрямить их. Повторение до 10 раз.
Наклонную доску можно использовать и для укрепления верхней части пресса.
Исходное положение то же — лёжа на спине, но фиксируется ребёнок ногами, а не руками. В этом случае нужно на первых порах подстраховать малыша: тыльной частью стопы он закрепится, например, за перекладину «шведской стенки», а вы продублируйте руками это свободное крепление.
Выполняется подъём туловища на выдохе. Руки, как правило, сцеплены за головой, или находятся перед собой (для начинающих). Особенность в выполнении упражнения следующая — нужно проследить, чтобы ребёнок не тянул себя за голову или шейный отдел, как бы «облегчая» подъём туловища.
Повторение — до 10 раз.
Давай поиграем вместе!
Чтобы ребёнок не заскучал от однообразия, попробуйте поиграть с ним, обозначив всё ту же важную цель — укрепление мышц брюшного пресса.
Участниками игры могут стать папа, мама, ребёнок, старший брат или сестрёнка, даже дедушка или бабушка…
Для игры потребуется лёгкий гимнастический мяч среднего размера.
Несколько человек ложатся на полу «солнышком», ногами к центру импровизированного солнышка. Ноги в коленях согнуты, немного разведены. Игроки соприкасаются боковой поверхностью стоп. Задача — поднимая туловище поймать ладонями мяч, брошенный одним из игроков. Затем лечь на спину и снова запустить мяч в игру. Тот, кто допустил ошибку — выбывает.
Ребёнку будет интересно посоревноваться с взрослыми, для которых проблема крепкого пресса не менее актуальна, а уж почувствовать себя победителем — тем более! К тому же игровые моменты делают поставленные перед малышом задачи более достижимыми и радостными, избавляют вас от необходимости уговаривать и убеждать, защищают от периодов психологической усталости, обычно возникающей при регулярных занятиях.
Primum non nocere! Прежде всего — не навреди!
Если вы не уверены, что сможете грамотно заниматься со своим ребёнком дома, или у вашего малыша уже обозначились какие-то проблемы со здоровьем, обратитесь к специалистам (лечебная физкультура, кинезотерапия). Но помните, что программа оздоровительных занятий для ребёнка должна составляться только после осмотра врача-педиатра, знающего особенности возрастной физиологии, и имеющего достаточный опыт работы с детской патологией. Проводить же занятия с детьми должен опытный инструктор, который проследит за правильным выполнением упражнений, поставит дыхание, ознакомит с техникой безопасности при работе в тренажерном зале (это касается детей старше 12-14 лет) или при занятиях с любыми гимнастическими снарядами (гантели, мячи, палки, амортизаторы…и т.п.).
Радость от движения придёт не сразу — Omne initium difficile est (Всякое начало трудно)! Сначала организм потребует от ребёнка большого труда — в этот сложный период придите ему на помощь, поддержите, похвалите за успехи, вместе поиграйте!
А ощущение удовольствия обязательно наступит — засветятся глазки малыша тогда, когда он вам скажет: «Я смог! Я — сильный!». И это будет ваша общая победа во имя здоровья!
АВТОРЫ:
Воробьёва Виктория Викторовна, педиатр, специалист по физической реабилитации, зав.отделением функциональной реабилитации «Центра доктора Бубновского»
Степанова Ирина, педагог, инструктор ЛФК.
https://www.bubnovskycenter.ru/
Статья была опубликована в журнале «Мой Ребёнок»
Автор материала: Воробьёва Виктория Викторовна, Специалист по физической реабилитации, зав. отделением функциональной реабилитации , Центр доктора Бубновского
Также стоит почитать:
Медицинские центры, врачи
Опросы, голосования
Источник