Упражнения для исправления прикуса у ребенка в 2 года
22 февраля 2017 г.
Когда родители сталкиваются с проблемой неправильного прикуса у ребенка, многим из них на ум сразу же приходит ортодонтическое лечение. Вместе с тем, упражнения в исправлении прикуса могут помочь ничуть не хуже ортодонтических методов. Что это за упражнения и когда они показаны?
Чем поможет миотерапия?
Лечебная физкультура для мышц, окружающих полость рта, называется миотерапией. Миотерапия — эффективный метод лечения в ортодонтии. Упражнения выполняются с целью нормализации работы мышц, тренируют правильное положение губ и языка. Подробнее о других методах лечения неправильного прикуса.
Метод основывается на соблюдении миодинамического равновесия — сила мышц в полости рта и вне её должны быть приблизительно одинаковыми. Если эта гармония соблюдена, то челюсти растут и развиваются правильно. Если же миодинамическое равновесие нарушено, мышцы провоцируют развитие зубочелюстно-лицевых аномалий.
Нарушения в работе мышц возникают как результат вредных привычек:
- сосания губ, языка, пальца, бытовых предметов;
- неправильного прокладывании языка;
- инфантильного типа глотания;
- ротового дыхания;
- нарушения жевания или речи.
Существует два способа лечения с помощью миотерапии:
- В домашних условиях при помощи членов семьи, которые обучились упражнениям у лечащего врача-ортодонта и могут самостоятельно заниматься с ребёнком. Недостатком лечения является отсутствие возможности контролировать регулярность и правильность лечебной физкультуры.
- Лечение в поликлинике или детском саду при помощи медсестры или ассистента. Для этого формируется группа детей с одинаковыми аномалиями зубов или факторами риска их возникновения. Проводятся ежедневные занятия упражнениями с детками.
Комплекс упражнений для исправления прикуса
Необходимую миотерапию ребёнку может назначать только ортодонт, после тщательного осмотра, сбора анамнеза и постановки диагноза. Лечение назначается деткам с 2,5 лет при наличии факторов риска развития заболеваний, небольших аномалий или как дополнительную терапию при аппаратурном методе лечения.
Упражнения для круговой мышцы рта
Для тренировки круговой мышцы рта и дыхательной мускулатуры можно применять упражнения в виде игры на духовых музыкальных инструментах, проводить выдувание мыльных пузырей или бульканье в воду через трубочку, соломинку.
При наличии у ребёнка ротового типа дыхания необходимо обратится на консультацию к отоларингологу. Возможно необходимо восстановить проходимость дыхательных путей. После этого можно проводить упражнения:
- Удерживать губами лист бумаги или карту в горизонтальном положении и дышать носом.
- Плотно зажимать губами линейку и со временем нагружать её.
- Упражнение по Rogers: выдвигать нижнюю челюсть вперёд и вверх, нижними зубами прикусывать верхнюю губу. Находится в таком положении несколько минут.
- Применять вестибулярную пластинку или губной активатор и проводить упражнения: аппарат вставить между зубами и проводить лёгкие движения открывания и закрывания рта.
- Губы вытянуть вперёд, сомкнуть, изобразить рупор или хоботок.
- Сомкнуть губы, надуть щеки, медленно кулаками выдавить воздух через сжатые губы.
- С усилием выдувать воздушную струю.
- Соединяют две пуговицы шнуром, одну ребёнок захватывает губами, вторую берёт в руку и натягивает шнур. Упражнение повторяет 10 раз.
- Проводить массаж верхней и нижней губы.
Упражнения для языка
После окончания грудного вскармливания у деток изменяется тип глотания. Если же по таким-то причинам он не перестраивается, то такое состояние провоцирует возникновения неправильного прикуса. При прокладывании языка между зубами для миогимнастики используют специальные пластинки с заслонкой для языка.
Упражнения:
- Цоканье языком.
- Ребёнок проглаживает языком твёрдое и мягкое нёбо по середине, затем проглатывает слюну при положении языка на складках твёрдого нёба.
- Проводить языком от твёрдого нёба к мягкому и совершить глотательное движение.
- Пересчитывать языком зубы с нёбной стороны.
Упражнения необходимо проводить 2 раза в день на протяжении 2-3 месяцев до полного восстановления смыкания губ и носового дыхания. При необходимости курс лечения можно повторить через 3 месяца.
Дополнительные рекомендации
- Для тренировки дыхания полезно зажимать или заклеивать поочерёдно одну ноздрю;
- Для тренировки щёчной мышцы рекомендуют набрать в рот воды и удерживать пару минут;
- При неправильном наклоне одного или нескольких зубов — проводить давление на зубы кончиком языка в течение 2-3 минут несколько раз в день.
Проведения миогимнастических упражнений способствует нормализации работы мышц в челюстно-лицевой области, нормальному развитию прикуса и предупреждает развитие аномалий.
Лиана Мохтари, стоматолог, специально для Mirmam.pro
Полезное видео
Дистальный прикус у детей: как исправить?
Исправление мезиального прикуса у детей
Детский кашель: какое народное средство самое эффективное?
Средства против аллергии у детей: выбираем правильно
Источник
15 января 2016 Последняя редакция: 6 июня 2020 Исправление прикуса
Автор статьи:
Серегина Дарья Сергеевна (Страница автора | Все статьи) — врач стоматолог терапевт, ортодонт. Занимается диагностикой и лечением аномалий развития зубов, неправильного прикуса. Также устанавливает брекеты и пластины.
Если стало заметно, что у вашего малыша зубы растут неровно, то это означает, что необходимо проконсультироваться у врача-ортодонта, исправление прикуса у детей его работа. Врач поможет определить аномалию прикуса и, при необходимости, её исправить.
Исправление прикуса у детей — с какого возраста можно обращаться к врачу и начинать лечение
Впервые показать своего ребенка врачу-ортодонту можно уже в 3 года. Это поможет своевременно диагностировать формирование неправильного прикуса и принять необходимые меры для его коррекции. А неправильный прикус может развиться даже от таких, вроде бы безобидных привычек, как сосание нижней губы или большого пальца.
Но обращение к врачу еще не означает, что сразу же будет назначено ортодонтическое лечение. Это решит уже сам врач, исходя из индивидуальной ситуации.
Методы исправления прикуса у детей
Способы исправления прикуса у детей бывают безаппаратурные, аппаратурные (ортодонтические), хирургические и комплексные.
Безаппаратурный
Этот метод подразумевает исправление прикуса у детей без брекетов. При лечении некоторых патологий вполне можно обойтись без применения ортодонтических аппаратов. При условии, если это происходит в раннем возрасте. Безаппаратурный метод коррекции прикуса включает в себя следующие процедуры:
- Избавление от вредных привычек. К ним относятся неправильное глотание, сосание пальцев и различных предметов (ручек, сосок и т.д.);
- Общая коррекция осанки;
- У молочных зубов можно провести пришлифовывание бугров;
- При наличии кариеса – его своевременное лечение;
- Массаж десен. Делается в период прорезывания зубов и корректирует направление их роста;
- Устранение всех препятствий для дыхания носом. В числе таких препятствий может быть хронический ринит, искривление носовой перегородки, аденоиды;
- Миотерапия.
Миотерапия – это специальные упражнения для исправления прикуса у детей. Очень важна систематичность их выполнения. Положительный эффект от миотерапии может быть у детей от 3 до 6 лет, пока у них так называемый временный прикус. Суть упражнений состоит в тренировке мышц дна ротовой полости, а также мышц мимических и жевательных. Тренировки восстанавливают тонус этих мышц, требуемый для их нормального функционирования. Этим обеспечивается развитие и рост челюстей, а также создаются условия для того, чтобы постоянные зуб прорезывались правильно. У детей старше 6 лет миотерапия служит вспомогательным средством и сочетается с другими методами (комплексным и аппаратурным).
Ортодонтический (он же аппаратурный) метод
Это самый распространенный метод коррекции зубочелюстных дефектов и применяется он в большинстве случаев. Во время формирования у детей после 6 лет постоянного прикуса используются разного рода ортодонтические аппараты, которые и дали название методу. Ортодонтический аппарат для исправления прикуса у детей может выполнять самые различные задачи. В их число входит:
- Стимулирование роста зубов;
- В случае чрезмерного развития рост зубов может сдерживаться;
- Коррекция формы челюсти;
- Если зуб неправильно расположен, ортодонтический аппарат может его переместить.
Чтобы исправить прикус, применяется техника брекетов, пластинки и ортодонтические трейнеры. Все исправляющие положение зубов устройства делятся на 2 группы: съемные и несъемные.
Съемное приспособление для исправления прикуса у детей – это пластмассовая пластинка, монтируемая на челюсть. Изготавливается она в лаборатории, по заранее сделанному индивидуальному слепку. На зубах пластинку удерживают проволочные крючки. Такой аппарат легко снимается для того, чтобы почистить зубы либо для приема пищи.
Для криво растущих зубов съемный аппарат дополняется специальными приспособлениями, чье назначение – оказывать на зуб направленное силовое воздействие. К такому аппарату требуется определенная адаптация, которая занимает о 2 до 3 недель.
Преимущество съемных аппаратов заключается в том, что сила их воздействия относительно небольшая. Также они не препятствуют гигиеническим процедурам ротовой полости. Эти два фактора делают съемные устройства очень удобными для того, чтобы выполнить выравнивание прикуса у детей. Такой метод лечения более продолжителен по времени, зато закрепление результатов происходит быстрее.
Что касается несъемных ортодонтических устройств, то в основном – они все стандартные. Несъемный аппарат развивает намного более значительную силу воздействия, чем съемный, что даже может доставлять болезненные ощущения. Зато время, которое занимает лечение этим типом устройств, намного меньше. Из недостатков можно отметить затруднение гигиенических процедур. Если лечение проходит в детском возрасте, то накапливаемый зубной налет представляет особую опасность. Дело в том, что в этом возрасте зубная эмаль еще находится в процессе созревания.
В последнее время конструкция несъемных ортодонтических аппаратов претерпела значительные изменения. Так появились современные брекет-системы и эджуайс-техники. Эти технологии сегодня применяются во многих развитых странах мира ввиду своей высокой эффективности.
Комплексный метод
Комплексное лечение подразумевает объединение двух других методов – аппаратурного и метода хирургического вмешательства. Основной возраст, когда применяется этот метод – от 6 до 12 лет. Комплексное лечение применяется в тех случаях, когда зубочелюстные дефекты очень сильно выражены. Обычно эти дефекты связаны с нарушениями прорезывания зубов и их размеров.
Этапы формирования прикуса
Прикус формируется в несколько этапов. Это прикус молочный, ранний сменный, поздний сменный и постоянный.
Молочный прикус
Начинается с того момента, как прорезывается первый резец (это примерно 6 месяцев). Продолжается период до тех пор, пока не начнется смена зубов (это 6-7 лет.). В течение этого времени нормой считается глубокий прикус. Для нижней челюсти характерен сниженный вертикальный размер, а находится она в заднем положении.
Что можно считать отклонениями. Это:
- Перекрестный прикус. Вследствие сужения верхней челюсти нижняя челюсть смещается. В результате наблюдается несовпадение центральных линий челюстей;
- Открытый прикус. Бывает вызван постоянным сосанием. Это может быть соска, палец, ручки, карандаши и другие предметы. В результате жевательная мускулатура теряет тонус;
- Мезиальный прикус. Нарушается рост любой из челюстей и в результате нижняя челюсть находится в переднем положении.
Если родители заметили эти отклонения, нужно обязательно показать ребенка ортодонту. В случае мезиального или открытого прикуса к врачу можно обращаться уже в трехлетнем возрасте.
Если у молочных зубов наблюдается незначительная скученность, то патологией это не является и вмешательства никакого не требует.
В период молочного прикуса коррекция практически невозможна, так как невозможно заставить ребенка носить пластинки, трейнеры и тому подобные приспособления.
Ранний сменный прикус (от 6 до 9 лет)
Этот период начинается сразу после того, как выпадет первый центральный резец (нижний). В этом возрасте передние молочные зубы должны быть с промежутками, так как свой размер они не изменяют, а челюсти растут. Челюсти должны быть готовы к постоянному прикусу, когда размер зубов намного больше.
Для этого периода характерен ряд аномалий.
Скученность нижних резцов. Если нижние резцы расположены очень тесно, это означает, что зачатки постоянных зубов находятся в язычном положении. При дальнейшем прорезывании язык будет выталкивать зубы вперед, тем самым уменьшая их скученность. Так как в 6-9 лет происходит активный рост ребенка, нижняя челюсть также растет. Соответственно, проблема скученности может быть решена сама собой.
Следует обратить внимание на то, что расширение нижней челюсти невозможно. Дело в том, что между половинками этой челюсти находится костный шов, который в возрасте 1 года полностью закрывается. Поэтому все расширяющие аппараты, предназначенные для нижней челюсти, не имеют скелетного эффекта, только зубоальвеолярный. Это означает, что “расширяющая” пластинка на нижней челюсти предназначена только для того, чтобы наклонить зубы в стороны. Причем этот наклон не всегда является стабильным.
В этом возрасте отклонения от нормы могут быть в сторону дистального прикуса или прикуса мезиального. Дистальный прикус характеризуется отставанием в росте нижней челюсти. При мезиальном прикусе нижние зубы расположены спереди верхних. Это если смотреть по горизонтали. А по вертикали прикус может быть открытым или глубоким. Открытый прикус в большинстве случаев продолжается еще с молочного периода. Если же он появляется впервые, то его причинами могут быть различные нарушения носового дыхания или привычка что-либо сосать. Что касается глубокого прикуса, то в этом возрасте он не страшен.
Скученность верхних резцов. К врачу-ортодонту стоит обращаться после прорезывания второго верхнего резца. Для второго резца зубной ряд должен располагать достаточным количеством места. В противном случае должна быть проведен диагностика, которая установит причину произошедшего. Затем принимаются необходимые меры.
Лечение проводимое в этом периоде называют ранним лечением. Задача, стоящая перед таким лечением – это оперативное разрешение скелетных проблем. Кроме того, должны быть созданы предпосылки для того, чтобы зубочелюстная система развивалась в дальнейшем самостоятельно и в правильном направлении.
В большинстве случаев для коррекции в раннем периоде используются несъемные аппараты.
Поздний сменный прикус (от 9 до 13 лет)
Этот период характеризуется заменой боковых зубов. Также в этом возрасте проявляются тенденции дальнейшего формирования прикуса. Раннее лечение проводить уже поздно, а полное – еще рано. Самая оптимальная стратегия в это время – ожидание того, когда прорежутся все 28 постоянных зубов. Почему 28, а не 32? Это без зубов мудрости, которые еще только начинают появляться.
Неправильный прикус у детей – лечение в фазе полного прикуса может быть разным. Можно использовать функциональные аппараты, такие, как Твин-блок. Также возможно применение частичных брекет-систем.
Как следует из публикаций в специализированных западных журналах, двухэтапное лечение в этом периоде вовсе не обладает преимуществами перед лечением в периоде постоянного прикуса (полным ортодонтическим). Дело в том, что конец позднего периода характеризуется пубертатным скачком, который сопровождается значительным ростом. Соответственно, появление рецидива практически неизбежно! Кроме того, на стыке периодов позднего и постоянного прикуса “просыпаются” зубы мудрости. Это еще один довод в пользу того, что ранее лечение будет нецелесообразным.
Постоянный прикус (от 13 лет)
В этом периоде прорезываются полностью все 28 зубов. Из-за некоторых факторов эволюции, все 32 зуба наши челюсти сразу вместить не в состоянии. Невидимое воздействие зубов мудрости начинается с 13-15 лет. Полностью же они прорезываются к 20-24 годам.
Растущий зуб мудрости сдвигает зубы, которые стоят впереди. Соответственно, появляется скученность. Получается, что если в предыдущие периоды было достигнуто какое-то выравнивание зубов, то во время постоянного прикуса этот результат может быть потерян. Это непременно произойдет, если для зубов мудрости просто нет места. Пространственное положение челюсти находится под сильным влиянием зубов мудрости. В конечном итоге все это может привести к весьма значительным нарушениям функциональности зубочелюстной системы. Так что, с зубами мудрости придется попрощаться, иначе полное ортодонтическое лечение будет просто невозможно.
Соответственно, самое оптимальное время для полного ортодонтического лечения – это период постоянного прикуса, когда зубы мудрости уже удалены.
Используемые источники:
- Атлас рентгенограмм зубов и челюстей в норме и патологии. — М.: Медицина
- Millett DT, Cunningham SJ, O’Brien KD, Benson PE, de Oliveira CM (February 2018). «Orthodontic treatment for deep bite and retroclined upper front teeth in children». The Cochrane Database of Systematic Reviews.
- Уидмера, Р. Справочник по детской стоматологии / Под редакцией А. Камерона, Р. Уидмера. — М.: МЕДпресс-информ
Какими марками зубных паст из представленных вы пользовались?
Источник
Миогимнастика входит в число самых эффективных и доступных методов лечения аномалий в ортодонтии, связанных с дисфункцией жевательных и мимических мышц, неправильным прикусом и нарушениями функций височно-нижнечелюстного сустава. При обнаружении проблемы на начальном этапе в процессе формирования челюсти у ребенка ее решают с помощью упражнений, для выполнения которых требуется только время и терпение.
Миогимнастика – что это такое?
Миогимнастика в ортодонтии представляет собой набор упражнений, способствующих исправлению и (или) предотвращению появления различных дефектов. По принципу действия миотерапия считается лечебной физкультурой, в ходе выполнения которой осуществляется воздействие на разнообразные группы мышц челюстно-лицевой системы, отвечающие за нормальное развитие прикуса.
Гимнастику назначает врач с учетом всех особенностей структуры челюсти пациента. Она выступает в качестве:
- самостоятельного лечения;
- элемента комплексной терапии;
- подготовки к ортодонтической коррекции (назначается за 2 месяца до начала лечебного курса);
- профилактической меры.
Миогимнастику назначают детям в 4–7 лет. Считается, что в этом возрасте она наиболее эффективна. После 9 лет результативность как лечебного метода снижается, но упражнения могут оказывать дополнительное терапевтическое воздействие на челюсть.
Миотерапия для взрослых и детей: в чем разница?
Миогимнастику используют для лечения взрослых и детей. Однако существенным различием в исправлении челюстных дефектов с помощью гимнастики является то, что в детском возрасте это полноценный, самостоятельный и результативный метод коррекции, в то время как у взрослых это только вспомогательное средство. Во взрослом возрасте более актуальным методом решения проблемы является аппаратное лечение, а также протезирование, ношение брекетов или хирургическое вмешательство.
В детском возрасте разработанный комплекс упражнений обеспечивает:
- устранение дефектов;
- тренировку мышц;
- восстановление челюстных функций;
- нормализацию носового дыхания;
- улучшение речи.
Упражнения
Любая гимнастика, направленная на исправление аномалий, должна проходить под контролем врача. Именно он после тщательной диагностики назначает комплекс упражнений в зависимости от имеющейся проблемы. Через месяц регулярных тренировок с соблюдением всех правил проведения миотерапии можно наблюдать первые результаты.
Для детей особенно важно, чтобы задания были простыми, понятными и проводились в игровой форме.
При нарушениях прикуса
Набор упражнений зависит от типа нарушения прикуса:
- Глубокий. В положении стоя вытянутые руки заводятся назад, а подбородок выдвигается вперед как можно сильнее и возвращается обратно. Повторять по 10–15 раз. Через месяц нижнюю челюсть нужно вытягивать так, чтобы она выходила за верхние резцы. Просто открывать и закрывать рот в течение 3–5 минут до 5 раз в сутки.
- Открытый. Осуществлять сильное сжимание челюстей с дополнительным сопротивлением, которое оказывается за счет пальцев, расположенных на фронтальной стороне зубов. Переменное сжимание и разжимание зубов до появления усталости. Зажимание предмета, например карандаша.
- Мезиальный. Кончиком языка нужно давить на внутреннюю поверхность коронок по 5 секунд. Повторять упражнение 5 минут. Сидя на твердой поверхности и запрокинув голову назад, касаться языком основания неба. Завести нижнюю губу как можно дальше в рот под передними зубами.
- Косой. Проводится пересеченное смыкание челюстей. Смещение челюсти происходит с широко открытым ртом, после чего медленно и сильно сжимают зубы на 50 секунд.
Для губ и языка
Для губ и языка подходят следующие упражнения:
- вращение языка под плотно сжатыми губами;
- удары верхней губой по вытянутому языку, находящемуся на нижней губе;
- открытие рта с прижатым к небу языком и последующим смыканием губ;
- прикладывание языка к альвеолам с сомкнутыми губами;
- цоканье языком не менее 50 раз с резиновым кольцом на его средине, при этом зубы сомкнуты, а губы приоткрыты;
- облизывание губ языком от уголка к уголку;
- касание языком подбородка и кончика носа;
- счет зубов языком с двух сторон;
- упор языка попеременно в каждую щеку.
Источник