Упражнения для диагностики ребенка 5 лет
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение-
детский сад общеразвивающего вида «Вишенка».
Психологическая диагностика детей 5 лет
( для детей дошкольного возраста)
Подготовила
педагог-психолог МБДОУ
Шмыгля Светлана Викторовна
г. Семикаракорск
2013г
Основная цель психодиагностики- создание психологического портрета обследуемого, который включает в себя характеристику поведения, описание особенностей познавательных процессов и развития личности.
Психодиагностика детей дошкольного возраста проводится в сентябре. Особое внимание уделяется изучению эмоционально- личностной сфере ребенка. Оценивается уровень тревожности, определяется наличие страхов, конфликтности в общении и способности выходить из конфликтных ситуаций.
Психологическая диагностика в старшей группе
I. В блок методик, предназначенных для определения умственного развития дошкольников, можно включить
1. шкалу Бине-Симона.
Детям предлагаются следующие задания:
>- определить время дня;
>- рассказать о назначении нескольких предметов обихода (калькулятора, секундомера);
>- нарисовать ромб по образцу;
>- сосчитать тринадцать предметов;
>- сравнить людей (детей) с эстетической и моральной точек зрения. (Кто самый аккуратный в вашей группе? Почему? Кто самый добрый в вашей группе? Почему? И т.д.)
Все результаты фиксируются в диагностическом журнале на
странице, отведенной для старшей группы, с помощью условных
обозначений:
задание выполнено — «+»;
задание выполнено, но имеются отдельные ошибки, неточности — «+?»
задание не выполнено — «-» (табл. 1).
Фамилия, имя ребенка | Время дня | Назначение предмета | Рисование по образцу | счет | сравнение | ||
калькулятор | секундомер | ||||||
1 | |||||||
2 | |||||||
3 |
Затем проводится исследование психических процессов: внима-
ния, восприятия, памяти, мышления и речи.
II. Для диагностики внимания используются следующие игровые задания:
1. «Сравни картинки».
Перед ребенком кладут две картинки, отличающиеся незначительными деталями, и дают инструкцию: «Внимательно рассмотри картинки, сравни их и найди отличия».
2. «Небылицы».
Ребенку предлагают внимательно послушать текст и найти в нем небылицы. Например:
Сел воробышек на дом — Провалилась крыша. Под березкою с котом Пляшут польку мыши.
Мухи съели паука, Рыба ловит рыбака, На телегу села лошадь, Погоняет ездока.
3. «Найди несоответствие».
Ребенку показывают картинки нелепого содержания и просят найти несоответствие: «Внимательно посмотри на картинку. Определи, что нарисовано неправильно. Отметь крестиком каждую нелепицу и объясни, почему это не таки как должно быть на самом деле».
III. Изучение особенностей восприятия
1. «Разложи кружочки по коробочкам»
. Перед ребенком расставляют коробочки, окрашенные в основные и оттеночные цвета (красный, синий, желтый, зеленый, коричневый, черный, белый; серый, розовый, голубой, фиолетовый, оранжевый, салатовый, бежевый) и раскладывают набор разноцветных кружочков, соответствующих коробочкам. Затем малышу предлагают разложить кружочки по коробочкам в соответствии с их цветом. (В процессе игры взрослый не называет цвет кружочков.)
2. Восприятие формы проверяется с помощью игры-классификации «Разложи геометрические фигуры». Ребенку дают карту-таблицу, в ячейках которой изображены различные геометрические фигуры одного определенного цвета: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб. Затем перед малышом раскладывают набор геометрических фигур (того же цвета, что в карте-таблице) и предлагают разложить фигуры в ячейки карты-таблицы в соответствии с их формой.
3. Диагностика восприятия величины проводится с помощью задания «Разложи полоски». Ребенку дают 5-7 полосок одного определенного цвета, отличающихся друг от друга по длине на 2 см, и предлагают разложить их слева направо сначала по убыванию, а затем по возрастанию.
Примечание. Внимательное наблюдение за действиями ребенка поможет сделать предварительные выводы о состоянии тонкой моторики.
4. Оценка слухового восприятия осуществляется с помощью пробы «Понимание текста». Ребенку предлагают послушать небольшой текст, состоящий из нескольких предложений, например: «Таня встала утром, умылась, почистила зубы, сделала зарядку, оделась, позавтракала, взяла альбом и краски и пошла в детский сад. Днем в детском саду Таня играла, рисовала, гуляла, обедала. Вечером за Таней пришла мама, и они пошли домой. Дома Таня поужинала и легла спать». После предъявления текста психолог спрашивает у ребенка о том, что делала Таня в разное время суток.
Примечание. Дополнительно выявляется уровень речевого развития (звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй, связность речи).
5. Для исследования слуховой памяти используется методика «Десять слов». Ребенку дают инструкцию: «Я буду говорить слова, а ты их внимательно слушай и старайся запомнить. Когда я закончу, ты повторишь слова, которые запомнил, в любом порядке.
Слушай: часы, утюг, слон, кошка, пятно, солома, яблоко, лото, солнце, дорога».
При повторном предъявлении дается следующая установка: «Сейчас я проговорю те же слова еще раз. Ты снова повторишь их вслед за мной, причем будешь говорить и те слова, которые уже назвал в прошлый раз, и новые, которые запомнишь».
При третьем и четвертом предъявлениях звучит инструкция: «Слушай еще раз». При пятом, последнем, предъявлении: «Сейчас я проговорю слова в последний раз, а ты постарайся запомнить и повторить как можно больше слов».
На обследование слуховой памяти отводится 5-7 минут. Хорошим результатом является:
• повторение ребенком 5-6 слов после первого предъявления;
• повторение ребенком 8-10 слов после пятого предъявления. . Результаты исследования слуховой памяти ребенка заносятся в табл. 2.
___________ _______ ____________ _________________
Фамилия, имя возраст группа дата исследования
Кол- во предъяв- лений | часы | утюг | слон | кошка | пятно | солома | яблоко | лото | солнце | дорога |
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 |
6. Уровень развития зрительной памяти определяется с помощью предметных картинок. Перед ребенком раскладывают картинки с изображением знакомых предметов или геометрических фигур. Дают инструкцию без установки на запоминание: «Внимательно посмотри на картинки (фигуры)». Через некоторое время картинки убирают (переворачивают) и ребенка просят назвать те из них, которые он запомнил.
7. Опосредованного запоминания можно использовать модифицированный вариант методики А.Н. Леонтьева, предложенный Л.Н. Поперечной для обследования детей в предшкольный период. Его суть заключается в упрощении стимульного материала и сокращении количества предъявляемых слов и карточек.
Ребенку предлагают пять слов для запоминания и 16 карточек для выбора опосредующих звеньев.
Слова: пожар, дождь, труд, ошибка, горе.
Карточки: столовый прибор, школьная доска, булочная, расческа, солнце, глобус, кувшин, петух, забор, шорты, лошадь, уличный фонарь, ботинки, часы, заводские трубы, карандаш .
Перед обследованием проводится подготовительная работа, в течение которой психолог уточняет значение картинок, вызывающих затруднения у ребенка. Ребенку объясняют, что для лучшего запоминания слов, которые будет говорить психолог, малышу нужно выбрать для себя картинки-подсказки, которые потом помогут ему вспомнить эти слова. Слова, которые нужно запомнить, на карточках не нарисованы, но для каждого из них можно найти такую картинку, которая поможет вспомнить нужное слово. Обучающая работа не проводится. Но при предъявлении первого слова («пожар») допускается помощь психолога. Если ребенок не в состоянии самостоятельно выбрать картинку-подсказку, психолог может указать ему на нужную карточку и дать образец обоснования выбора: «Посмотри на карточку, здесь нарисованы заводские трубы, из них идет дым. При пожаре тоже всегда бывает дым. Эта карточка поможет запомнить слово «пожар».
Для выбора карточки-подсказки отводится 30 сек. Если за это время выбор не произведен, предъявляется следующее слово. Психолог просит ребенка обосновать выбор каждой карточки, мотив и время выбора карточки фиксируют (табл. 3).
Фамилия, имя возраст группа дата исследования
Слова, предъявляемые для запоминания | Время выбора карточки (сек) | Мотивы выбора карточки | Воспроизведение |
пожар | |||
дождь | |||
труд | |||
ошибка | |||
горе |
При оценке результатов учитываются следующие факторы:
• понимание ребенком инструкции;
• способность к нахождению опосредствующих символов;
1
Для обследования детей старшего дошкольного возраста можно использовать
более простые слова (обед, сад, дорога, одежда, молоко) и подобрать конкретные
картинки (хлеб, шорты, кровать, ножик, диван, яблоко, машина и пр.) с учетом того,
что они не должны быть прямой иллюстрацией к запоминаемым словам.
• содержательность объяснения того или иного выбора;
• продуктивность опосредования в целях запоминания;
• необходимость и количество оказанной помощи.
8. Для изучения умственной работоспособности детей используют фигурные таблицы. Диагностику проводят коллективно по методике «Найди и вычеркни». Дети работают 2,5 минуты. Каждые 30 секунд психолог дает команду «Стоп!», дети проводят вертикальную черту рядом с той фигуркой, на которой остановились. При анализе результатов уровень умственной работоспособности может определяться как высокий, средний или низкий.
9. Оценить уровень речевого развития и процессов мышления позволят следующие методики:
1. « Дополнение фраз ».
Ребенку последовательно предъявляют ряд предложений, в каждом из которых дается начало фразы и нужно придумать ее окончание, указав либо последовательность событий, либо причинно-следственные связи. Например:
Девочка взяла карандаш и …
Мальчик быстро бежал, потому что … И т.п.
2. «Классификация» (методика Гольдштейна-Выгодского-Зей-гарник2).
3. «Свободная классификация».
Ребенку предъявляют набор картинок, которые он должен разделить на группы, самостоятельно выделив принцип группировки. В качестве стимульного материала психолог может использовать лото «Парочки», тогда в основе классификации будут обобщающие понятия: «фрукты», «овощи», «ягоды», «грибы» и т.д., или игру «Логический поезд», что дает возможность сгруппировать картинки различного цвета, рассортировать по группам изображения игрушек, транспорта, животных, посуды, одежды, грибов и т.д
4. «Последовательность событий» (методика А.Н. Бернштейна).
Психолог подготавливает серию из трех-пяти картинок, отражающих быт детей. Сюжеты должны быть простыми, понятными для дошкольников. Все рисунки на один сюжет, выполненные на отдельных карточках, предъявляются ребенку одновременно. Психолог объясняет, что на картинках изображено какое-то событие и предлагает разложить картинки по порядку так, чтобы было видно, где начало и где конец, и придумать по ним рассказ.
В протоколе регистрируется очередность разложения карточек, ход рассуждений, рассказ ребенка.
Источник
Все больший интерес ребенка 5-ти лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления ребенка о Я-реальном ( какой я , какой я по отношениям ко мне родителей) и Я-идеальном ( какой я, каким я могу быть хорошим?) дифференцируются более четко.
К этому периоду жизни у ребенка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребенка может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников.
Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности ребенка-дошкольника.
Развитие произвольности и волевых качеств позволяют ребенку целенаправленно преодолевать определенные трудности, специфичные для дошкольника. Также развивается соподчинение мотивов (например, ребенок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых).
Появляется интерес к арифметике и чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребенок может решать простые геометрические задачи.
Ребенок уже может запомнить что-либо целенаправленно.
Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, т. е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия (формирование самоконтроля и регуляции), рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.
Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: эмоциональные, моральные, эстетические.
К эмоциональным чувствам можно отнести:
— любопытство;
— любознательность;
— чувство юмора;
— удивление.
К эстетическим чувствам можно отнести:
— чувство прекрасного;
— чувство героического.
К моральным чувствам можно отнести:
— чувство гордости;
— чувство стыда;
— чувство дружбы.
На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.
Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т. е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от нападок, ребенок начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на других.
Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные! нормы и правила. У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной жизни.
У детей старшего дошкольного возраста к 7 годам, уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Эта компетентность проявляется прежде всего в способности принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков.
У ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач.
При организации совместных игр использует договор, умеет учитывать интересы других, в некоторой степени сдерживать свои эмоциональные порывы.
Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил. Ребенок стремится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.
Попытки самостоятельно придумать объяснения различным явлениям свидетельствует о новом этапе развития познавательных способностей. Ребенок активно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их самостоятельно. Детям старшего дошкольного возраста свойственно преобладание общественно значимых мотивов над личностными. В процессе усвоения нравственных норм и правил формируется активное отношение к собственной жизни, развивается эмпатия, сочувствие.
Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна, более характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более объективно оценивает результат деятельности, чем поведение.
В 6—7 лет развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, ребенок еще испытывает затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач.
У старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т. д.
Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.
Психологическая готовность к школе.
Компоненты психологической готовности | Содержательная характеристика |
Интеллектуальная готовность | Наличие широкого кругозора и запаса знании. Сформированность начальных умений учебной деятельности. Аналитическое мышление (способность постижения признаков и связей между явлениями, способность действовать по образцу). Логическое запоминание. Развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации. Умение выделять учебную задачу и переводить ее в самостоятельную цель деятельности. Развитие фонематического слуха |
Личностная готовность | Принятие новой социальной позиции. Позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе. Развитие познавательных критериев, любознательности. Развитие желания ходить в школу. Произвольное управление своим поведением. Объективность самооценки. Потеря «детскости», непосредственности |
Социально-психологическая готовность | Гибкое владение способами установления взаимоотношений. Развитие потребности в общении. Умение подчиняться правилам и нормам. Умение действовать совместно, согласовывать свои действия. |
Эмоционально-волевая готовность | Развитие «эмоционального предвосхищения» (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности). Эмоциональная устойчивость. Сформированность не боязни трудностей. Самооценка. Умение ограничивать эмоциональные порывы. Умение систематически выполнять задания. |
Источник
Диагностика развития детей 4 – 5 лет поможет Вам самостоятельно оценить уровень психического развития Вашего ребенка и узнать, над чем стоит еще поработать. Диагностика предполагает девять небольших тестов, которые займут у Вас совсем немного времени. Если результаты диагностики Вас обрадуют, то продолжайте заниматься с ребенком так, как оно у Вас есть, у Вашего ребенка есть все необходимое для полноценного развития. Если диагностика показывает низкий уровень развития Вашего ребенка, то Вам стоит провести более углубленную диагностику для определения причин низкого уровня развития того или иного психического процесса. В этом случае лучше обратиться к психологу, который профессионально проведет углубленную диагностику и даст соответствующие рекомендации.
Цель: оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений.
Процедура проведения. Возьмите ящик с фигурными прорезями и соответствующими фигурками, который, наверняка найдется у Вас среди игрушек ребенка. Поставьте этот ящик перед ребенком. Дайте ребенку фигуры-вкладыши.
Инструкция: «Посмотри внимательно, у каждой фигурки в этом домике есть свое окошечко, в которое она может войти. Внимательно посмотри на фигурку и отыщи то окошечко, которое для нее предназначено».
Критерии оценки:
- Ребенок выполняет задание на основе зрительного соотнесения фигур с прорезями — 2 балла.
- Ребенок не всегда пользуется зрительным соотнесением, часто примеривает, прикладывает фигуру-вкладыш к подходящей прорези — 1 балл.
- Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.
Цель: выявление общей осведомленности ребенка.
Процедура проведения. Ребенку задают вопросы и предлагают найти ответ, посмотрев на картинки:
- Покажи и назови, что растет на грядке?
- Покажи и назови, кто лечит детей?
- Покажи и назови, что растет на дереве?
- Покажи и назови, кто работает в магазине?
- Покажи и назови домашнее животное.
- Покажи и назови, кто готовит обед?
- Покажи и назови дикое животное.
- Покажи и назови, кто летает?
- Покажи и назови, что растет в лесу?
Критерии оценки
- Ребенок правильно ответил на все вопросы — 2 балла.
- Ребенок правильно ответил на 4—5 вопросов — 1 балл.
- Ребенок плохо понял инструкцию и правильно показал меньше половины требуемых картинок — 0 баллов.
Цель: выявление сформированности понятия величины, состояние моторики, наличие стойкости интереса.
Процедура проведения. Ребенку предлагают матрешку: «Разбери матрешку», «Дай мне самую большую матрешку, самую маленькую», «Поставь их по росту», «Собери матрешку».
Критерии оценки
- Ребенок понимает инструкцию и собирает матрешку путем зрительного соотнесения — 2 балла.
- Ребенок понимает инструкцию, но собирает матрешку путем примеривания — 1 балл.
- Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.
Цель: выявление уровня развития целостного восприятия, способности к зрительному синтезу.
Процедура проведения. Возьмите картинку с крупным изображением знакомого для ребенка предмета, разрежьте ее на 4 части, как показано на рисунке. Предложите ребенку эти четыре части картинки. Части раскладывают так, чтобы их надо было не просто сдвинуть вместе, а придать им нужное пространственное положение. Взрослый говорит: «Перед тобой картинка, разрезанная на части. Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?» Ребенок должен сказать, что изображено на разрезанной картинке. Если он не может понять, что получится в результате сложения частей, взрослый предлагает: «Сложи части, и посмотрим, что нарисовано на картинке».
Критерии оценки
- Ребенок называет, что нарисовано на картинке, и выполняет задание на основе зрительного соотнесения — 2 балла.
- Ребенок не называет, что нарисовано на разрезанной картинке, выполняет задание путем проб — 1 балл.
- Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.
Цель: исследование объема образной памяти.
Процедура проведения. Ребенку предлагают лист с изображениями восьми предметов. Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку, рассмотри и назови нарисованные предметы, постарайся их запомнить». Через некоторое время взрослый убирает лист и предлагает ребенку вспомнить, что было изображено на нем.
Критерии оценки
- Ребенок запомнил не менее 5 картинок — 2 балла.
- Ребенок запомнил 3—4 картинки — 1 балл.
- Ребенок запомнил менее 3-х картинок — 0 баллов.
Цель: оценка умения понимать инструкцию, устойчивости, концентрации, объема внимания, а также целенаправленности деятельности и особенностей зрительного восприятия.
Процедура проведения. Перед ребенком находится рисунок. Инструкция: «Посмотри — девочка и мальчик держат за веревочки шарик и змея. Тебе надо определить, кто что держит. Для этого надо вести по веревочке указкой. Отрывать указку от веревочки нельзя». После выполнения этого задания взрослый кладет перед ребенком другой рисунок и предлагает: «Покажи, по какой дорожке побегут к себе домой собачка и белочка».
Критерии оценки
- Ребенок выполняет задание и может проследить путь к искомому предмету самостоятельно — 2 балла.
- Ребенок понимает задание, но ошибается из-за неумения сосредоточиться, исправляется с помощью взрослого («Посмотри еще раз, будь внимателен») — 1 балл.
- Ребенок не выполнил задание — 0 баллов.
Цели: выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа; оценка степени развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия.
Процедура проведения. Ребенку показывают картинки. «Посмотри, здесь нарисованы разные цветы. Среди них надо найти такой же, как этот (взрослый показывает на цветок, помещенный слева в рамке). …А теперь найди такой же (как в рамке) гриб».
Критерии оценки
- Ребенок правильно выполняет оба задания — 2 балла.
- Ребенок выполняет без помощи взрослого одно задание — 1 балл.
- Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.
Цель: выявление уровня развития наглядно-образного мышления, умения группировать картинки, подбирать обобщающие слова.
Процедура проведения. Ребенку показывают 4 домика (смотрите рисунок). В каждом домике по 4 окна. На чердаке первого домика изображен предмет посуды (тарелка), второго — овощ (морковь), третьего — фрукт (апельсин), четвертого — предмет одежды (пиджак). Затем ребенку поочередно предлагают картинки: «Найди домик, где живет эта картинка». Первая картинка выкладывается взрослым. После того как ребенок разместит все картинки, ему задают вопрос: «Почему эти картинки живут вместе в одном домике?» (в электронном варианте вопрос будет звучать так: «Почему эти картинки находятся в одном ряду?»)
Возможная помощь взрослого: если ребенок не сразу понимает задание, взрослый спрашивает: «Как ты думаешь, почему морковь и огурец оказались в одном домике? Как их назвать одним словом?»
Критерии оценки
- Ребенок верно группирует картинки и подбирает обобщающее слово самостоятельно — 2 балла.
- Ребенок выполняет задание с помощью взрослого и называет не все обобщающие слова — 1 балл.
- Ребенок не может выполнить задание даже с помощью взрослого — 0 баллов.
Цель: выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления.
Процедура проведения. Ребенку поочередно предлагают 3 карточки с изображениями: «Посмотри на картинку и скажи, на что она похожа».
Критерии оценки
- Ребенок называет не менее 9 ассоциаций (по 3 на каждый рисунок) — 2 балла.
- Ребенок называет от 6 до 8 ассоциаций (не менее чем по 2 на каждую картинку) — 1 балл.
- Ребенок не понял задания или дает лишь по 1 ассоциации на каждую картинку — 0 баллов.
Оценка результатов
Высокий уровень — 14—18 баллов.
Средний уровень — 9—13 баллов.
Низкий уровень — 0—8 баллов.
Перейти к Списку Тестов
Источник