Упражнение на развитие ребенка младшего школьного возраста
Оксана Храмова
Игры и упражнения по развитию внимания у детей младшего школьного возраста
Игры и упражнения по развитию внимания у детей младшего школьного возраста
Внимание — психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах. Объектом внимания может быть все, что угодно, — предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир.
Развитие внимания у детей – одна из основных задач родителей и педагогов. Именно благодаря вниманию дети способны выбирать нужную информацию и отфильтровывать второстепенную.
Виды внимания:
• непроизвольное – безвольное внимание, которое вызвано необычностью и новизной раздражителя;
• произвольное – осознанное желание человека сосредоточиться, достигается усилием воли;
• послепроизвольное – повышенный интерес, стремление узнать что-то новое.
Преобладающее внимание у младших школьников – непроизвольное, основанное на ориентировочном рефлексе. Учащиеся младших классов реагируют на новое, необычное, не имея навыков в управлении собственным вниманием.
Свойства внимания:
• объем – снижение приводит к неумению сосредотачиваться на нескольких предметах одновременно и удерживать их в уме;
• избирательность – школьник не может выбрать и сконцентрироваться на том материале, который поможет решить ему поставленную задачу, у него отсутствует абстрактное мышление;
• устойчивость и концентрация – при снижении этих факторов учащийся постоянно отвлекается, неусидчив;
• умение переключаться – позволяет ребенку чередовать виды деятельности;
• распределение – позволяет школьнику одновременно выполнять несколько дел.
Внимание тесно связано с темпераментом ребенка. Сангвиники и холерики непоседливы, успевают сделать на уроке много вещей. Флегматики и меланхолики пассивны, кажутся невнимательными, но при этом они сосредоточены, с интересом изучают окружающие предметы.
Внимательность – личностное качество. Рассеянный ребенок заинтересуется предметом, но полностью сосредоточиться на нем не сможет.
Игры, которые представлены ниже, можно использовать во взаимодействии с детьми по развитию внимания, как в группе, так и индивидуально с ребенком в домашних условиях.
Игра «Зачеркни букву»
В газете, старой книге или журнале попросите ребенка по сигналу зачеркнуть все буквы «а», стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнить, попросив ребёнка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»).
Игра «Вокруг меня…»
Попросите ребёнка найти вокруг себя и назвать за 15 секунд предметы с определенным цветом или формой.Например: назови всё, что ты видишь круглой формы и т. д.
Игра «Повтори за мной»
Читаете вслух предложение и чтение сопровождайте негромким постукиванием карандашом по столу. Ребенок должен запомнить текст и сосчитать число ударов.
Упражнение «Не собьюсь»
Упражнение на развитие концентрации, распределения внимания. Считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку.Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь».К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»
Игра «Что изменилось?»
Перед началом игры следует подготовить инвентарь (разнообразные мелкие предметы, например спички, ластики и т. д., разложить его на столе и накрыть газетой.
Ребенок должен в течение З0 секунд запомнить расположение предметов, отвернуться, а после этого посмотреть на предметы еще раз и рассказать, как изменилось их расположение. За каждый угаданный предмет ребенку можно начислить 1 очко, за каждую ошибку — вычесть 1 очко. Если в игре принимали участие несколько человек, победителем считается тот, кто наберет наибольшее количество очков.
Игра «Топ-Хлоп»
Взрослый говорит фразы-понятия, если они правильные («Летом жарко») ребенок хлопает, если неправильные («Ножом кушают») – топает.
Игра «Белое и чёрное»
Инструкция: Сейчас, мы с тобой немного подвигаемся. Я буду называть предметы или явления белого или чёрного цвета. Если белого цвета, то тебе надо присесть, а если чёрного цвета – то встать и поднять руки вверх. Ты запомнил, повтори?Набор: снег, уголь, мука, сахар, мел, грязь, чёрная ворона, облака, снеговик, чёрная смородина, халат у врача, пух, свадебное платье, лепестки ромашки, вата, небо ночью, зайчик зимой, носик у собачки.
Игра «Выкладывание узора из мозаики или из палочек».
Ребенку предлагают выложить из мозаики (или палочек) по образцу букву, цифру, узор, силуэт и т. п.
Упражнение «ПРОЧИТАЙ СЛОВА, НАПИСАННЫЕ НАОБОРОТ»
Желтое околбя.
Паровоз ястичм.
Желтая акчобаб.
Красивая анишам.
Мышь тищип.
Вишневое еьнерав.
Старинная агинк.
Лиса артих.
Котенок теакуям.
Синее ером.
Упражнение «ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ»
Ав-обус, а-лея, ап-ека, бе-ёза, бо-ото,
яб-око, вет-р, воро-ей, в-ск-есенье,
вос-ок, ге-ой, го-од, дев-чка, дер-во,
до-ога, за-ц, завт-ак, ка-анд-ш,
к-асс,конь-и, к-рова, лопа-а, маши-а,
мед-едь, м-локо, м-роз, ог-род, ку-ица,
о-урец, паль-о, пе-ал, п-сок, по-идор,
рису-ок, ро-ина, рус-кий, са-оги, са-ар,
с-бака, со-ока, тет-адь, т-амвай, уче-ик,
учите-ь, февра-ь, яго-а, я-ык, св-ча.
Источник
Муниципальное Бюджетное
Общеобразовательное Учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №22»
Упражнения на развитие внимания у детей младшего школьного возраста
Выполнила учитель
начальных классов
Бударина Надежда Георгиевна
Слайд 1
С каждым годом возрастает количество детей с так называемым синдромом дефицита внимания, сочетающимся, как правило, с гиперактивностью. Несобранность, неумение сконцентрироваться на задании, неряшливость в работе сразу бросаются в глаза. У этих ребят преобладает непроизвольное внимание. Как правило, у хорошо успевающих детей хорошо развито произвольное внимание. Но даже способные дети имеют пробелы в знаниях. Передо мной встал закономерный вопрос – можно ли научиться управлять вниманием? Развивая различные свойства внимания, можно ли повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам? Существуют ли упражнения, которые позволяют повысить эффективность концентрации внимания?
Да, такие упражнения есть. При регулярных занятиях количество ошибок уменьшается в 2-3 раза.
Слайд 2
Задания на устойчивость внимания
- Корректурная проба
Суть приёма в том, что ребёнку предлагают находить и вычёркивать определённые символы в печатном тексте. Условия проведения : ежедневно по 5 мин. минимум 5 раз в неделю в течение 2-4 месяцев.
По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачёркиваются, одновременно отыскиваются 2 буквы, одна зачёркивается, другая – подчёркивается (слоги, обведение, пометки галочками и т.д.)
- » Найди ошибки».
Примеры текстов, предлагаемых детям для обнаружения в них ошибок:
«На Крайнем Юге нашей страны не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросло много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вют гнезда на деревьях. На повогодней елке висело много игрушек. Грачи для птенцов червей на пашне. Охотник вечером с охоты. В тетрати Раи хорошие отлетки. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади. В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня».
«Старые лебеди склонили перед ним гордые шеи. Зимой в саду расцвели яблони. Взрослые и дети толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и пряталось за ними. Сорняки шипучи и плодовиты. На столе лежала карта нашего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине» (Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л., 1974).
Работа проводится следующим образом. Каждому учащемуся дается отпечатанный на листочке текст и сообщается инструкция: «В тексте, который вы получили, есть разные ошибки, в том числе и смысловые. Найдите их и исправьте». Каждый ученик работает самостоятельно, на выполнение задания отводится определенное время.
При анализе результатов этой работы важным является не только количественный подсчет найденных, исправленных и не обнаруженных ошибок, но и то, как ученики выполняют работу: сразу включаются в задание, обнаруживая и исправляя ошибки по ходу чтения; долго не могут включиться, , при первом чтении не обнаруживают ни одной ошибки; исправляют правильное на неправильное и др.
После выполнения задания необходимо подсчитать количество ошибок, допущенных ребенком.
Не исправлено 1 – 2 ошибки высший уровень внимания;
3 – 4 ошибки средний;
не увидено 5 и более ошибок низкий.
- Тест Мюнстенберга
Варианты:
— среди букв найти словарные слова и исправить ошибки :
СЧЬРИБИНАФХЗДИРЕВНЯУЫЙЭКВОРТИРАЬБОКОРТИНА
— среди букв найти лишнее слово ЖЭСОБАКАПРИКОРОВАЛДКАБАНЭЪЦЙЛОШАДЬ
— отделить в сплошном тексте слова друг от друга и записать поговорку (можно добавить выполнение грамматического задания, связанного с темой урока – например, определить время глаголов, склонение имён существительных и т.д.)
ПОДЛЕЖАЧИЙКАМЕНЬВОДАНЕТЕЧЁТ /Под лежачий камень вода не течёт./
- Найди отличия
- Арифметические диктанты.
Смысл упражнения заключается в том, что каждое задание состоит из нескольких действий. Даю такую установку : «Сейчас я буду вам читать арифметические задачи. Вы должны решить их в уме. Получаемые вами числа также надо держать в уме. Результаты вычислений запишите только тогда, когда я скажу : «Пишите!». Само содержание задач зависит от возраста детей, их подготовленности и программного материала.
Например :
1 класс – Даны два числа 6 и 3. Сложите эти числа, от полученного числа отнимите 2, затем ещё 4. Пишите. /ответ 3/
2 класс – Даны два числа 15 и 23. Первую цифру второго числа прибавьте к первой цифре первого числа, от полученного числа отнимите 2, а теперь прибавьте 4. Пишите. /ответ 5/
Слайд 3
- Цифровая таблица
- 10 11 18 7
16 20 3 14 22
2 25 9 13 24
12 5 21 4 17
19 23 15 6 8
Показываю ребенку таблицу с набором цифр от 1 до 25, которые располагаются в произвольном порядке. «Постарайся как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 25».
- Весёлый счёт
Назови и покажи все числа от 0 до 10 по порядку. Затем назови и покажи все числа от10до 0.
- Поставь номера точек со 2-го по 36-й. Соедини точки. Отгадай и напиши, что выросло в лесу.
- Проверь, знает ли Незнайка таблицу умножения.
Слайд 4
Задания на распределение внимания
4. Методика Кольца Ландольта
В этой игре дети должны находить и по-разному зачеркивать одновременно два разных вида колец, имеющих разрывы в различных местах, например, сверху и слева, причем первое кольцо следует зачеркивать по диагонали, а второе – по горизонтали». Работать надо как можно быстрее.
Работа проводится в течение 5 мин. Через каждую минуту я произношу слово «черта», в этот момент ребенок должен поставить черту в том месте, где его застала эта команда. По истечении 5 мин я произношу слово «стоп» и ребенок должен прекратить работу, поставив двойную вертикальную черту в том месте бланка, где застала его эта команда.
При обработке результатов определяется количество колец, просмотренных ребенком за каждую минуту работы и за все пять минут работы. Также определяется количество ошибок, допущенных им в процессе работы.
Распределение внимания оценивается по формуле: S= 0,5N-2,8n/ 60, где: S — показатель распределения внимания; N — количество колец, просмотренных ребенком за минуту, п — количество ошибок, допущенных ребенком за это же время.
Количество баллов | Показатель S | Уровень распределения |
10 баллов | выше, чем 1,25 балла | Очень высокий |
8-9 баллов | от 1,00 до 1,25 балла | .высокий |
4-7 баллов | от 0,75 до 1,00 балла | средний |
2-3 баллов | от 0,50 до 0,75 балла | низкий |
0-1 балла | от 0,00 до 0,50 балла | Очень низкий |
- «Жук»
По полю, расчерченному на клеточки ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я диктую детям ходы, они передвигают по полю жука в нужном направлении. Делают это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!
- При закреплении таблицы умножения и деления можно использовать следующие задание:
б) Упражнение “Ладонь – кулак”. Руки на столе, поочередно одну разжимаем, другую – в кулак. При этом одновременно спрашивается таблица умножения.
в) Перед вами 2 ряда чисел. В первом из них подчеркните все числа, кратные 9, во втором – кратные 4. На выполнение задания дается 10 сек.
42 15 45 24 78 36 54 73 32 18
40 65 32 16 52 28 21 24 12 14
Слайд 5
Задания на концентрацию внимания
- Инструкция: « Закодируйте таблицу, расставив в ней знаки по образцу»
Оценка: Высокий уровень устойчивости внимания — 100% за 1 мин 15 сек без ошибок.
Средний уровень устойчивости внимания — 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками.
Низкий уровень устойчивости внимания — 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками.
Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания — 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками
- Упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения кого-
либо образца
Детям предлагается какой-либо графический образец (последовательность нескольких букв, цифр, выполненный по клеточкам геометрический узор и т.д.) и дается задание точно воспроизвести его (например, до конца тетрадной строки или на нескольких строчках).
- Пуговица
Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле — разделенное на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.
- Летела корова
Игроков должно быть не меньше трех. Все садятся в круг и, развернув правую руку ладонью вниз, а левую — ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. По очереди произносят по слову стиха, в такт слову хлопая по ладони правого соседа:
Летела корова, сказала слово.
Какое слово сказала корова?
Кому выпадает очередь отвечать, называет любое слово, например, «трава». Его сосед вместе с хлопком говорит первую букву этого слова — «т», следующий — вторую, и так до конца слова, до последнего «а». Задача последнего игрока — не зазеваться и успеть убрать руку из-под завершающего хлопка.
- «Кодирование» слов с помощью цифр. Каждой букве соответствует своя цифра.
Например : зашифровать слова МЕТРО, ТОРТ.
Н М Е Т Р А Л О С
1 2 3 4 5 6 7 8 0
23458 , 4854
-прочитать полученные числа ;
— заменить их суммой разрядных слагаемых ;
— назвать общее число сотен, десятков и т.д. ;
— узнать, на сколько первое число больше второго.
Слайд 6
Задания на переключение внимания
- Учимся быть внимательными
В начале целесообразно предложить упражнения, не требующие математических вычислений.
1. Спиши числа. Обведи однозначное число в кружок, а двузначное число — в квадрат: 16, 15, 8, 6, 37, 11, 9, 85, 2, 76.
2.Спиши числа. Каждое однозначное число увеличь в 3 раза, а каждое четное число уменьши в 2 раза.
- Найди пропущенное число
Слайд 7
Объем внимания
- «Будь внимательным» (буквенный вариант).
Норма объема внимания для детей 6-7 лет — 400 знаков и выше, концентрации — 10 ошибок и менее; для детей 8-10 лет — 600 знаков и выше, концентрации — 5 ошибок и менее.
Даю установку: вам нужно просмотреть ряды букв и вычеркнуть определённые буквы.
Работать надо быстро и точно. Время работы – 5мин.
- Выполни по образцу
- Игра « Заметь всё»
- Дан ряд чисел: 4, 5, 7, 8, 9, 1, 3, 2. Дети в течение 6–10 секунд смотрят на них. Затем карточки с числами закрываю и задаю вопросы:
Какие цифры вы запомнили?
Назови соседей .
Сколько всего цифр выставлено на наборном полотне?
Какие две первые?
Три последние?
- Похожие упражнения можно предложить с предметными картинками, геометрическими фигурами.
Слайд 8
Для поддержания работоспособности, снятия статистического напряжения, утомления детей и переключения внимания необходимо проведение физкультминуток. В упражнения для физкультминуток включаю задания на внимание.
- Подражательная
Эти физминутки основываются полностью на фантазии и творчестве учителя. Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков, животных, птиц, движения зайчиков, кузнечиков, пчел, обезьянок. Эти физминутки позволяют детям переключиться и поднять настроение.
- Игра «Подарок».
Предлагается подарить своему однокласснику что-то нематериальное. «Я дарю тебе счастье (солнце, дружбу)».
- В качестве физкультминутки можно предложить ученикам послушать, какие упражнения нужно выполнить (описание 5-3 упражнений). После этого ученикам по памяти повторят упражнения последовательно.
Пример упражнений:
- Повернуть голову вправо, влево, назад.
- Поднять правую руку, левую руку, опустить руки.
- Наклониться вперед, назад.
- Присесть, встать.
- Постоять на левой ноге, на правой ноге.
- Игры «Числа» Считая числа от 1 до 30 по цепочке дети вместо чисел, которые делятся , например на 3, ребёнок не называет это число, а хлопает в ладоши или подпрыгивает и говорит «Ай да я»
- 1. Игра на внимание «Запрещенное движение» (5 мин)
Правила игры
Я показывает различные движения, которые нужно повторять. Одно из движений — «запрещенное», его повторять нельзя, нужно заменять любым другим движением.
Анализ результатов показывает, что через некоторое время использования таких «игр-упражнений » концентрация внимания повышается.
Практика показала, что ученики с большим интересом и старанием относятся к таким занятиям, на которых в качестве специальной учебной задачи ставится формирование внимания, организованности.
Источники:
- https://adalin.mospsy.ru/l_01_03.shtml
- https://primorushka.ucoz.ru/index/0-122
- https://rudiplom.ru/lectures/psixokorrekcionnaya-i-razvivayushhaya-rabota-s-detmi/1379.html
- П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая «Экспериментальное формирование внимания» (М., 1974).
- https://www.avsim.su/forum/topic/119209-prof-otbor-po-faq/
- https://www.psi.lib.ru/practica/test/munsb.htm
Источник
Упражнение «Мой любимый фрукт»
Упражнение позволяет ведущему создать рабочий настрой в группе, также происходит развитие памяти, развитие способности к длительной концентрации внимания.
Участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй – имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий – имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и названия любимых фруктов всех членов группы.
2. Упражнение «Не собьюсь»
Упражнение на развитие концентрации, распределения внимания
Психолог предлагает следующие задания:
считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»
Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, — _черта замещает числа, которые нельзя произносить).
3. Упражнение «Наблюдательность»
Упражнение на развитие зрительного внимания. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.
Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу — то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали.
4. Упражнение «Муха 1»
Упражнение на развитие концентрации внимания
Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3Х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль «дрессированной мухи». Доска ставится вертикально и ведущий объясняет участникам, что перемещение «мухи» с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд («вверх», «вниз», «вправо» и «влево») «муха» перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение «мухи» — центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями «мухи» не допустить ее выхода за пределы игрового поля.
После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры, или «видит», что «муха» покинула поле, он дает команду «Стоп» и, вернув «муху» на центральную клетку начинает игру сначала. «Муха» требует от играющих постоянной сосредоточенности.
5. Упражнение «Селектор»
Упражнение на развитие концентрации, устойчивости внимания
Для упражнения выбирается один из участников игры — «приемник». Остальная группа — «передатчики» — заняты тем, что каждый считает вслух от разных чисел и в разных направлениях. «Приемник» держит в руке жезл и молча слушает. Он должен поочередно настроиться на каждый «передатчик». Если ему сложно услышать тот или иной «передатчик», он может повелительным жестом заставить его говорить громче. Если ему слишком легко, он может убавить звук. После того как «приемник» достаточно поработает, он передает жезл своему соседу, а сам становится «передатчиком». В ходе игры жезл совершает полный круг.
6. Упражнение «Летает – не летает»
Упражнение на развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.
Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает — дети поднимают руки. Если не летает — руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.
7. Упражнение «Мой день Рождения»
Упражнение развить память, способность к длительной концентрации внимания.
Участники группы, как и в предыдущем варианте, по очереди называют свои имена, но к своему имени каждый участник добавляет еще дату своего дня Рождения. Второй – имя предыдущего и дату его дня Рождения, свое имя и дату своего дня Рождения, третий – имена и дни Рождения двух предыдущих и свое имя и дату своего дня Рождения и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и даты дней Рождения всех членов группы.
8. Упражнение «Ладошки»
Упражнение на развитие устойчивости внимания.
Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала «волна» из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.
9. Упражнение «Съедобное – несъедобное»
Упражнение на развитие переключения внимания.
Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет — отбрасывается.
10. Упражнение «Муха»
Упражнение на развитие концентрации, переключения внимания.
Упражнение проводится точно так же как и предыдущий вариант, только в усложненном варианте: увеличено количество мух (их две). Команды «мухам» подаются отдельно.
11. Упражнение «Самый внимательный»
Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти.
Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется аплодисментами.
12. Упражнение «Телефон»
Упражнение на развитие слухового внимания, слуховой памяти.
Словесное сообщение передается шепотом по кругу, пока оно не вернется к первому игроку.
Как собрать внимание детей?
Всем педагогам известно, как трудно порой привести класс в рабочее состояние после перемены или урока физкультуры. Перевозбуждённые ребята не в состоянии сразу сосредоточиться на учебных заданиях. Для того, чтобы вызвать у детей состояние так называемого предвнимания и немного успокоить их, можно использовать такие приёмы:
а) Знак «Внимание!» — учитель поднимает круг с красным восклицательным знаком в центре ;
б) «Радуга внимания» — этот приём на концентрацию внимания. Для его проведения понадобится простое оборудование : 7 белых альбомных листов с цветным кругом в центре, его диаметр – 7 см. Цвета кругов : красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Каждый цвет соответствует какому-либо дню недели. Лист прикрепляется к доске. Включается приятная спокойная музыка. Учащиеся молча смотрят в центр листа 30 сек., затем закрывают глаза и ещё 30 сек. удерживают перед собой образ листа с кругом.
в) «Охотники племени Юмба» — учитель предлагает детям представить себя индейцами племени Юмба. Их основным занятием является охота. Охотники должны быть очень внимательными, уметь замечать и слышать всё, что происходит вокруг. Примерные слова учителя : « Представьте, что вы находитесь на охоте. Давайте на время замолчим, так, чтобы в классе стало совсем тихо. Постарайтесь услышать всевозможные шумы, угадать их происхождение». Чтобы было интереснее, учитель может специально организовать некоторые шумы и звуки.
г) «Кто меня слышит…» Если в классе возник шум и дети никак не угомонятся, учитель может тихо произнести следующую фразу: «Кто меня слышит, поднимите правую руку». Некоторые ученики наверняка услышат и поднимут правую руку. Далее учитель тихо произносит : «Кто меня слышит, поднимите обе руки». Некоторые дети поднимут обе руки. Учитель тихо произносит фразу, растягивая слова : «Кто меня слышит, хлопните в ладоши 2 раза». Тут раздадутся хлопки, которые настораживают даже тех, кто до сих пор никак не реагировал на слова учителя. Учитель тихо произносит : «Кто меня слышит, встаньте». После этого обычно встают все ученики, и в классе наступает тишина. Педагог достигает своей цели- внимание детей обращено на него. Этот приём, к сожалению, нельзя часто применять в одном и том же классе : здесь многое построено на эффекте неожиданности.
д) «Запрещённое движение» — эту игру на внимание можно использовать как заключительный момент физкультминутки. Учитель заранее договаривается с детьми, какое показываемое им движение будет «запрещённым» (например, нельзя поднимать руки вверх). Педагог показывает ученикам разные движения (в том числе и запрещённое), постепенно увеличивая темп. Тот, кто повторил запрещённое движение, выбывает из игры.
е) «Пожалуйста» :учитель показывает различные движения, если при этом произносится слово «Пожалуйста», движения повторяются детьми, если слово не прозвучало, повторять движение нельзя.
ж) «Слушай мой голос»: учитель называет движения, а сам показывает другие, стараясь запутать детей, ученикам надо выполнять только те движения, которые произносит педагог.
.Упражнения на развитие концентрации внимания и самоконтроля
«Корректурная проба» : суть приёма в том, что ребёнку предлагают находить и вычёркивать определённые буквы в печатном тексте. В качестве материала можно использовать газетные вырезки, старые ненужные книги и т.п. Условия проведения : ежедневно по 5 мин. минимум 5 раз в неделю в течение 2-4 месяцев.
Правила проведения:
— Игра проводится в доброжелательной атмосфере, детей можно дополнительно заинтересовать, предварительно выяснить, кем они хотят быть, сказать, что данная тренировка поможет им стать хорошими шофёрами, врачами и т.д.
— Проигрыш не должен вызывать чувство неудовольствия.
— Объём просмотренного текста не имеет значения и может быть разным у разных детей : от 3-4 предложений до нескольких абзацев.
— По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачёркиваются, одновременно отыскиваются 2 буквы, одна зачёркивается, другая – подчёркивается (слоги, обведение, пометки галочками и т.д.)
— Вариант: подчёркивать в каждой строчке ту букву, которая стоит первой :
ктрокнтккджюбкуйкаывя
митьчумрмохэмтмычфмц
— Другой вариант : сначала одну букву подчёркиваем (С), а другую (О) – вычёркиваем, затем по команде «Внимание!» проводится черта и начинается вторая часть работы : С – теперь вычёркиваем, а О – подчёркиваем :
Рос цветочек золотистый,
Стал он круглый и пушистый. («Внимание!»)
Саша дунет, засмеётся,
Пух по ветру понесётся.
Подобное упражнение можно провести и на учебном материале, предложив ученикам грамматический анализ нескольких текстов. В тексте надо подчеркнуть одной чертой имена существительные, а прилагательные – двумя. Затем по команде «Внимание!» — наоборот- имена существительные – двумя чертами, а прилагательные – одной.
Анализ результатов показывает, что через некоторое время использование таких упражнений, призыв учителя « Будь внимательным!» способен вызвать у детей состояние концентрации. Одновременно с введением таких игровых упражнений следует изменить установку ребёнка на чтение учебника по русскому языку. Детей приучают к тому, что упражнения в учебнике русского языка, в отличии от чтения, надо читать вслух так, как оно написано – орфографически. По итогам работы подсчитывается число пропусков и неправильно зачёркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания младших школьников на первых порах – 4 и меньше пропусков, больше 4-х – слабая концентрация. Проверка может происходить следующим образом : сначала эта роль отводится учителю, позже – соседу по парте. Выигравшие могут, например, получить жетон, в конце недели количество жетонов подсчитывается, лучшего можно поощрить. Если регулярно в течение 2-4 месяцев проводить подобные упражнения, то количество ошибок в письменных работах учеников сокращается примерно в 2-3 раза.
Упражнения на концентрацию и устойчивость внимания
а) «Копировальщики» : школьникам предлагается без ошибок переписать следующие строчки:
— аммадда береюре аввамава ессанессас деталлата ;
— етальтаррс усокгата енажлобы клатимори лиддозока ;
— миноцапримапавотил щонеркапридюракеда куфтироладзлоекунм
б) Тест «Мюнстерберга» : среди буквенного ряда спрятались слова
Варианты :
— слова, которые спрятались, выделены курсивом :
БСОЛНЦЕДЕКЖАРАЭЪЗИРЫБАЙЦ
— среди букв найти словарные слова и исправить ошибки :
СЧЬРИБИНАФХЗДИРЕВНЯУЫЙЭКВОРТИРАЬБОКОРТИНА
— среди букв найти и подчеркнуть слова, найти лишнее слово :
ЖЭСОБАКАПРИКОРОВАЛДКАБАНЭЪЦЙЛОШАДЬ
— отделить в сплошном тексте слова друг от друга и записать поговорку (можно добавить выполнение грамматического задания, связанного с темой урока – например, определить время глаголов, склонение имён существительных и т.д.)
ПОДЛЕЖАЧИЙКАМЕНЬВОДАНЕТЕЧЁТ /Под лежачий камень вода не течёт./
б) «Шифровки»
— расшифровать слова, найти лишнее :
ИАКБНИ /Бианки/ КВАСЛАДО /Сладков/ УРЧШИНА /Чарушин/ КОВЫЛР /Крылов/
в) «Кодирование» слов с помощью цифр. Каждой букве соответствует своя цифра.
Например : зашифровать слова МЕТРО, ТОРТ.
Н М Е Т Р А Л О С
1 2 3 4 5 6 7 8 0 23458 , 4854
-прочитать полученные числа ;
— заменить их суммой разрядных слагаемых ;
— назвать общее число сотен, десятков и т.д. ;
— узнать, на сколько первое число больше второго.
Упражнения на развитие слухового внимания
Это хорошо знакомые нам арифметические диктанты, однако смысл упражнения заключается в том, что каждое задание состоит из нескольких действий. Учитель может дать такую установку : «Сейчас я буду вам читать арифметические задачи. Вы должны решить их в уме. Получаемые вами числа также надо держать в уме. Результаты вычислений запишите только тогда, когда я скажу : «Пишите!». Само содержание задач зависит от возраста детей, их подготовленности и программного материала. Например :
1 класс – Даны два числа 6 и 3. Сложите эти числа, от полученного числа отнимите 2, затем ещё 4. Пишите. /ответ 3/
2 класс – Даны два числа 15 и 23. Первую цифру второго числа прибавьте к первой цифре первого числа, от полученного числа отнимите 2, а теперь прибавьте 4. Пишите. /ответ 5/
3 класс – Даны два числа 27 и 32. 1-ю цифру второго числа умножьте на 1-ю цифру первого числа и от полученного произведения отнимите вторую цифру числа. Пишите. /ответ 4/
4 класс – Даны два числа 54 и 26. Ко второй цифре первого числа прибавьте вторую цифру второго числа и полученную сумму разделите на первую цифру второго числа. Пишите /5/
Упражнения на увеличение уровня распределения внимания (умения выполнять несколько действий одновременно)
— Детям читают вслух предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать число ударов.
— Ребёнок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми учитель сопровождает рисование. Время выполнения – 1 минута. Подсчитывается количество кругов и сосчитанное число ударов. Чем больше нарисовано кружков и правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка.
— «Счёт с помехой» : ребёнок называет числа от 1 до 20, одновременно записывая на листе бумаги или доске эту последовательность, но в обратном порядке : произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т.д. Затем подсчитывают время выполнения и число ошибок.
Источник