Упражнение на развитие моторики рук у ребенка с дцп
Упражнение с массажным мячиком
Движения соответствуют тексту
Я мячом круги катаю, между ладоней
Взад – вперед его гоняю, смена рук
Им поглажу я ладошку, соответственно
Будто я сметаю крошку. смена рук
И сожму его немножко, соответственно
Как сжимает лапу кошка. смена рук
Каждым пальцем мяч прижму соответственно
И другой рукой начну. смена рук
А теперь последний трюк: переброс мяча из руки в руку
Мяч летает между рук.
Су – Джок терапия
Массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, ребенок массируют мышцы рук, при необходимости помогает взрослый. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.
Массаж эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж до его покраснения и появления ощущения тепла, при этом можно проговаривать стихотворение пальчиковой гимнастики.
Раз – два – три – четыре – пять, Вышли пальцы погулять, Этот пальчик самый сильный,
самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
Упражнения на ковриках «травка»
Берем квадратный фрагмент порогового коврика «травка», кладем его на колени или стол и обе руки делают на нем движения соответственно тексту.
На полянке, на лужайке Прыгаем всеми пальцами
Целый день скакали зайки. по коврику
И катались по траве, Прокатываем ладони от основания
От хвоста и к голове. к кончикам пальцев
Долго пальцы так скакали, «Допрыгать» и «лечь» ладонями
Но напрыгались, устали. на коврик
Мимо змеи проползали, Ладони по очереди ползут,
«С добрым утром!» — им сказали. как змеи.
Стала гладить и ласкать Ладони поочередно гладят коврик.
Всех зайчат зайчиха – мать.
Шла медведица спросонок, « Переступаем» ребром ладони-
А за нею — медвежонок. как косолапый мишка.
А потом пришли детишки,
Принесли в портфелях книжки. 2-е и 3-е пальцы «идут».
Стали книжки открывать Кисти раскрываются, как книжки,
И в тетрадочках писать. ладонями вверх.
Упражнение с линейкой
Ребенок кладет линейку под середину среднего пальца, указательный и безымянный – снизу линейки и начинает покачивать линейку, имитируя движение крыльев самолета. Затем то же самое проделывают другой рукой.
В от волшебный самолет
Отправляется в полет
Он планирует над партой
Ну, а где же наша карта?
Упражнение с ручкой
Р ебенок кладет ручку на средний палец руки, большим пальцем прижимает ручку, указательным начинает покачивать ее. Затем то же самое проделывают другой рукой.
Мы ручку правильно берем,
Кладем на средний палец,
Теперь большим ее прижмем,
А указательным ведем,
Чтобы она качалась.
Упражнения с крупными бигуди
Ребенок катает бигуди между ладонями вперед-назад, руки держит перед собой.
Мы едем на лыжах,
Мы мчимся с горы
Мы любим забавы
Холодной зимы.
Упражнения с прищепками
Бельевой прищепкой ребенок прищепляет ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог — от большого пальца к мизинцу.
Гусь крикливый,
С длинным носом,
Шея словно знак вопроса.
Гусь идет гулять в луга
И гогочет:
«Га-га-га!»
Упражнения с зубными щетками
Растирают щеткой подушечки пальцев правой, затем левой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцев.
Я возьму зубную щетку,
Чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики-удальчики!
Упражнения для проведения пальчиковой гимнастики
«В гости».
В гости к пальчику большому (выставляются вверх большие пальцы обеих рук).
Приходили прямо к дому
Указательный и средний, (поочередно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках одновременно)
Безымянный и последний –
Сам мизинчик-малышок (пальцы сжаты в кулак, вверх выставлены только мизинцы)
Постучался на порог. (кулаки стучат друг о друга).
Вместе пальчики-друзья, (ритмичное сжимание пальцев в кулаки).
Друг без друга им нельзя.
Затем можно провести упражнения, с помощью которых дети учатся поочередно разжимать пальцы рук, сжатых в кулаки.
«Домик»
Раз, два, три, четыре, пять (разжимание пальцев, сжатых в кулак по одному, начиная с большого)
Вышли пальчики гулять. (ритмичное разжимание всех пальцев одновременно).
Раз, два, три, четыре, пять, (сжимание по очереди широко расставленных пальцев в кулак, начиная с мизинцев)
В домик спрятались опять. (ритмичное сжимание всех пальцев одновременно).
При подготовке статьи использованы материалы интернет-ресурсов.
Источник
Игры и игровые упражнения для развития мелкой моторики рук у детей, страдающих ДЦП.
При определении системы работы по развитию мелкой моторики следует учитывать, что личностная незрелость ребенка, страдающего ДЦП, проявляется в слабости волевых установок, эмоциональной лабильности. Стойкие неудачи при попытках воспроизвести нужное движение или действие может привести к отказу от занятий. Поэтому любое задание надо предлагать в игровой форме, которая вызовет у него интерес, но и за счет положительной эмоциональной стимуляции будет способствовать повышению психического тонуса, а следовательно, и улучшению работоспособности.
Каждое занятие по развитию мелкой моторики рук рекомендуется начинать с элементов самомассажа кисти и пальцев рук. При необходимости — оказание помощи. Дети опускают руки в емкость с водой, самостоятельно или с помощью взрослого выполняют комплекс упражнений.
Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.
Начинается и заканчивается самомассаж с расслабления кистей рук, поглаживания:
-
Самомассаж тыльной стороны кистей рук. -
Самомассаж ладоней. -
Самомассаж пальцев рук.
На одном занятии выполняется не более 5-6 упражнений.
Примеры упражнений каждого из трех комплексов.
Самомассаж тыльной стороны кистей рук.
1. Дети действуют подушечками четырех пальцев, которые устанавливаются у оснований пальцев тыльной стороны массируемой руки, и пунктирными движениями вперед-назад, смещая кожу примерно на 1 см, постепенно продвигают их к лучезапястному суставу («пунктирное» движение).
Утюг
Утюгом разгладим складки,
Будет все у нас в порядке.
Перегладим все штанишки
Зайцу, ежику и мишке.
2. Ребром ладони дети имитируют «пиление» по всем направлениям тыльной стороны кисти рук («прямолинейное» движение).
Пила
Пили, пила, пили, пила!
Зима холодная пришла.
Напили нам дров скорее,
Печь истопим, всех согреем!
3. Основанием кисти делаются вращательные движения в сторону мизинца.
Тесто
Тесто месим, тесто мнем,
Пирогов мы напечем
И с капустой, и с грибами.
— Угостить вас пирогами?
4.
^ Самомассаж кисти руки со стороны ладони.Мама
По головке мама гладит
Сына-малолеточку.
Так нежна её ладонь,
Словно вербы веточка.
— Подрастай, сыночек милый,
Добрым, смелым, честным будь,
Набирай ума и силы
И меня не позабудь!
5. Костяшками сжатых в кулак пальцев двигать вверх-вниз и справа налево по ладони массируемой руки («прямолинейное» движение).
Терка
Дружно маме помогаем,
Теркой свеклу натираем,
Вместе с мамой варим щи,
— Ты вкуснее поищи!
6. Фалангами сжатых в кулак пальцев производится движение по принципу «буравчика» на ладони массируемой руки.
Дрель
Папа в руки дрель берет,
А она жужжит, поет,
Будто мышка-непоседа
В стенке дырочку грызет!
7.
^ Самомассаж пальцев рук. «Щипцами», образованными согнутыми указательным и средним пальцами, делается хватательное движение на каждое слово стихотворного текста по направлению от ногтевых фаланг к основанию пальцев («прямолинейное» движение).
Клещи
Ухватили клещи гвоздь,
Выдернуть пытаются.
Может, что-нибудь и выйдет,
Если постараются!
8. Движется подушечка большого пальца, положенного на тыльную сторону массируемой фаланги, остальные четыре охватывают и поддерживают палец снизу («спиралевидное» движение).
Барашки
На лугах пасутся «барашки»,
Шубы в кудрях, погляди,
Все кудрявы, до одной,
Раскудрявые барашки.
«Бяшки» спали в бигуди,
Бегут кудрявою толпой.
Целый день всё: «Бе да бе»,
Утром сняли бигуди,
Уж такая у них мода,
Носят шубы на себе.
Попробуй гладкую найди.
У бараньего народа.
9. Движения, как при растирании замерзших рук.
Морозко
Заморозил нас Морозко,
У него свои заботы –
Влез под теплый воротник,
Знай морозь, да посильней!
Как воришка, осторожно
Не балуй, Мороз, ну что ты
В наши валенки проник.
Так не жалуешь людей?
10. Сжимание и разжимание в ладони маленьких резиновых мячей:
Крепко мячики сжимаем,
Наши мышцы напрягаем,
Чтобы пальцы никогда
Не боялись бы труда!
11. Перекатывание мяча по дну емкости с водой с удержанием его сначала (на первые две строки) между ладошками, затем между большими пальцами, указательными, средними, безымянными, мизинцами.
Футбол
Поиграем мы в футбол
Средний — точно уж герой,
И забьем в ворота гол!
Забивает головой!
Палец большой
Безымянный вдруг споткнулся
За ворота — горой!
И с досады промахнулся!
Указательный — смельчак,
Малыш-мизинец — молодец,
Забивает гол — вот так!
Гол забил — игре конец!
Весь комплекс упражнений по развитию мелкой моторики рук условно можно разделить на 3 составляющие:
1. ^ Пальчиковая гимнастика
Пальчиковые игры — важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. Дети очень любят играть в теневые игры. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Поначалу обучаем детей несложным статическим позам кистей и пальцев рук, постепенно усложняя их, затем добавляем упражнения с последовательно производимыми мелкими движениями пальцев и, наконец, с одновременно производимыми движениями. На первых занятиях все упражнения выполняются в медленном темпе. Педагог следит за правильностью позы кисти руки и точностью переключений с одного движения на другое. При необходимости помочь ребенку принять нужную позу, позволить поддержать и направить свободной рукой положение другой руки.
Упражнения могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. Сначала словесная инструкция сопровождается показом, т.е. дети работают по подражанию. Затем степень их самостоятельности увеличивается — показ устраняется и остается только словесная инструкция.
Эти упражнения рекомендуется проводить регулярно, в зависимости от состояния моторики ребенка. Если ребенок сам не способен делать эти упражнения самостоятельно, то родителям рекомендуется брать руку ребенка и делать упражнения его рукой. Следует помнить, что эти упражнения могут проводиться как в водной среде, и как самостоятельное средство развития моторики детей с ДЦП .
-
Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца («пальчики здороваются»). То же самое левой рукой, обеими руками. -
Пальцы правой руки дотрагиваются до пальцев левой – по очереди «здороваются»: большой палец с большим, указательный с указательным и т.д. -
Выпрямит указательный палец правой руки и вращать им («оса»). То же самое пальцем левой руки. -
Указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по воде («человечек»). То же самое другой рукой, обеими руками («дети бегают наперегонки»). -
Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, другие пальцы зажать большим пальцем («коза»). То же другой рукой. -
Образовать два кружка большими указательными пальцами обеих рук и соединить их («очки»). -
Поднять руки ладонями к себе, широко расставить пальцы («деревья»). -
Поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца. То же левой рукой. Затем так же сгибать пальцы, начиная с мизинца. -
Сжать пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямить их. То же левой рукой. -
Согнуть обе руки в кулаки, большие пальцы вытянуть вверх, приблизить друг к другу, подвигать ими («двое разговаривают»). -
Пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу («гнездо», «миска»). -
Соединить под углом кончики пальцев обеих рук («крыша», «дом»). -
Держа пальцы вверх, соединить кончики средних и безымянных пальцев обеих рук. Другие пальцы поднять вверх или вытянуть горизонтально внутрь («мост», «ворота»). -
Руки в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу. Затем слегка раздвинуть их и округлить («часы», «бутон»). -
Вытянуть указательный палец правой руки, остальные пальцы «бегут» по воде («бежит собака, лошадь»). -
Опустить правую руку в воду, поднять указательный и средний пальцы, расставить их, пошевелить («улитка с усиками»). -
Правая рука как в предыдущем упражнении, а левую положить сверху («раковина улитки»). -
Средний и безымянный пальцы правой руки согнуты и прижаты к ладони большим пальцем, указательный палец и мизинец слегка согнуты, рука поднята вверх («кошка»). -
Концы пальцев направить вперед, прижать ладони друг к другу, слегка приоткрыть («лодочка»).
2. Хорошо зарекомендовали себя упражнения в воде для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов:
На занятиях с игрушками с целью развития моторики рук ребенку предлагается выполнить различные по трудности движения. Ход занятий следующий.
Для расслабления кистей рук используют приемы, описанные выше. Затем побуждают ребенка взять правильно игрушку из разных положений — сверху, снизу, сбоку от него, помогают рассмотреть её, ощупать, поманипулировать ею. Вслед за этим развивают простые действия. Вначале они осуществляются пассивно, т.е. педагог выполняет их рукой ребенка. Отрабатываются следующие действия:
-
произвольно отпустить игрушку из руки в воду (по инструкции: «Дай»); -
вынуть — вложить игрушку самостоятельно или с помощью взрослого; -
покатать машину, мяч, кораблик по воде; -
собрать из воды мелкие предметы двумя пальцами, варьируя вес, форму и величину предметов; -
брать крупные предметы, различные по весу, материалу, форме игрушки всей кистью; -
брать предметы сразу двумя руками (меняют фактуру, объем, вес этих предметов).
Упражнения проводятся ежедневно в течение 5-8 мин. 3.Важное место в работе по развитию моторики детей занимает ритмическая организация движений, производимых ребенком в воде, оказывающая положительное влияние на совершенствование слухо-зрительно-двигательной организации движений. Достигается это в упражнениях, суть которых состоит в том, что ребенок должен воспроизвести движениями определенный ритмический рисунок в виде единой плавной кинестетической мелодии. Такими движениями могут быть хлопки, постукивания и т.д. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При формировании мелкой моторики рук у детей с ДЦП в дошкольном возрасте необходимо учитывать следующее:
1. Принципиальный путь помощи детям с ЦП — это раннее комплексное и целенаправленное коррекционное воздействие с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.
2. Особое внимание должно уделяться интенсивности развития сохранных и коррекции нарушенных функций ребенка.
3. Коррекционно-развивающие занятия предполагают постепенное усложнение приемов, направленных на формирование психических функций ребенка.
4. Система коррекционно-развивающей работы предусматривает активное участие в ней родителей ребенка. Наряду с ежедневным посещением занятий, выполнением заданий, по окончанию курса реабилитации родители получают рекомендации по дальнейшему развитию ребенка, страдающего ДЦП.
ЛИТЕРАТУРА
-
Галкина В.Б., Хомутова Н.Ю. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики рук при коррекции нарушений речи у учащихся начальных классов. — Ж. Дефектология, № 3, 1999. -
Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушениями речи. — Ж. Дефектология, № 4, 1999.
Источник
Игры и игровые упражнения для развития мелкой моторики рук у детей, страдающих ДЦП.
При определении системы работы по развитию мелкой моторики следует учитывать, что личностная незрелость ребенка, страдающего ДЦП, проявляется в слабости волевых установок, эмоциональной лабильности. Стойкие неудачи при попытках воспроизвести нужное движение или действие может привести к отказу от занятий. Поэтому любое задание надо предлагать в игровой форме, которая вызовет у него интерес, но и за счет положительной эмоциональной стимуляции будет способствовать повышению психического тонуса, а следовательно, и улучшению работоспособности.
Каждое занятие по развитию мелкой моторики рук рекомендуется начинать с элементов самомассажа кисти и пальцев рук. При необходимости — оказание помощи. Дети опускают руки в емкость с водой, самостоятельно или с помощью взрослого выполняют комплекс упражнений.
Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.
Начинается и заканчивается самомассаж с расслабления кистей рук, поглаживания:
На одном занятии выполняется не более 5-6 упражнений.
Примеры упражнений каждого из трех комплексов.
Самомассаж тыльной стороны кистей рук.
1. Дети действуют подушечками четырех пальцев, которые устанавливаются у оснований пальцев тыльной стороны массируемой руки, и пунктирными движениями вперед-назад, смещая кожу примерно на 1 см, постепенно продвигают их к лучезапястному суставу («пунктирное» движение).
Утюг
Утюгом разгладим складки,
Будет все у нас в порядке.
Перегладим все штанишки
Зайцу, ежику и мишке.
2. Ребром ладони дети имитируют «пиление» по всем направлениям тыльной стороны кисти рук («прямолинейное» движение).
Пила
Пили, пила, пили, пила!
Зима холодная пришла.
Напили нам дров скорее,
Печь истопим, всех согреем!
3. Основанием кисти делаются вращательные движения в сторону мизинца.
Тесто
Тесто месим, тесто мнем,
Пирогов мы напечем
И с капустой, и с грибами.
— Угостить вас пирогами?
4.
^ Самомассаж кисти руки со стороны ладони.
Мама
По головке мама гладит
Сына-малолеточку.
Так нежна её ладонь,
Словно вербы веточка.
— Подрастай, сыночек милый,
Добрым, смелым, честным будь,
Набирай ума и силы
И меня не позабудь!
5. Костяшками сжатых в кулак пальцев двигать вверх-вниз и справа налево по ладони массируемой руки («прямолинейное» движение).
Терка
Дружно маме помогаем,
Теркой свеклу натираем,
Вместе с мамой варим щи,
— Ты вкуснее поищи!
6. Фалангами сжатых в кулак пальцев производится движение по принципу «буравчика» на ладони массируемой руки.
Дрель
Папа в руки дрель берет,
А она жужжит, поет,
Будто мышка-непоседа
В стенке дырочку грызет!
7.
^ Самомассаж пальцев рук.
«Щипцами», образованными согнутыми указательным и средним пальцами, делается хватательное движение на каждое слово стихотворного текста по направлению от ногтевых фаланг к основанию пальцев («прямолинейное» движение).
Клещи
Ухватили клещи гвоздь,
Выдернуть пытаются.
Может, что-нибудь и выйдет,
Если постараются!
8. Движется подушечка большого пальца, положенного на тыльную сторону массируемой фаланги, остальные четыре охватывают и поддерживают палец снизу («спиралевидное» движение).
Барашки
На лугах пасутся «барашки»,
Шубы в кудрях, погляди,
Все кудрявы, до одной,
Раскудрявые барашки.
«Бяшки» спали в бигуди,
Бегут кудрявою толпой.
Целый день всё: «Бе да бе»,
Утром сняли бигуди,
Уж такая у них мода,
Носят шубы на себе.
Попробуй гладкую найди.
У бараньего народа.
9. Движения, как при растирании замерзших рук.
Морозко
Заморозил нас Морозко,
У него свои заботы –
Влез под теплый воротник,
Знай морозь, да посильней!
Как воришка, осторожно
Не балуй, Мороз, ну что ты
В наши валенки проник.
Так не жалуешь людей?
10. Сжимание и разжимание в ладони маленьких резиновых мячей:
Крепко мячики сжимаем,
Наши мышцы напрягаем,
Чтобы пальцы никогда
Не боялись бы труда!
11. Перекатывание мяча по дну емкости с водой с удержанием его сначала (на первые две строки) между ладошками, затем между большими пальцами, указательными, средними, безымянными, мизинцами.
Футбол
Поиграем мы в футбол
Средний — точно уж герой,
И забьем в ворота гол!
Забивает головой!
Палец большой
Безымянный вдруг споткнулся
За ворота — горой!
И с досады промахнулся!
Указательный — смельчак,
Малыш-мизинец — молодец,
Забивает гол — вот так!
Гол забил — игре конец!
Весь комплекс упражнений по развитию мелкой моторики рук условно можно разделить на 3 составляющие:
1. ^ Пальчиковая гимнастика
Пальчиковые игры — важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. Дети очень любят играть в теневые игры. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Поначалу обучаем детей несложным статическим позам кистей и пальцев рук, постепенно усложняя их, затем добавляем упражнения с последовательно производимыми мелкими движениями пальцев и, наконец, с одновременно производимыми движениями. На первых занятиях все упражнения выполняются в медленном темпе. Педагог следит за правильностью позы кисти руки и точностью переключений с одного движения на другое. При необходимости помочь ребенку принять нужную позу, позволить поддержать и направить свободной рукой положение другой руки.
Упражнения могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. Сначала словесная инструкция сопровождается показом, т.е. дети работают по подражанию. Затем степень их самостоятельности увеличивается — показ устраняется и остается только словесная инструкция.
Эти упражнения рекомендуется проводить регулярно, в зависимости от состояния моторики ребенка. Если ребенок сам не способен делать эти упражнения самостоятельно, то родителям рекомендуется брать руку ребенка и делать упражнения его рукой. Следует помнить, что эти упражнения могут проводиться как в водной среде, и как самостоятельное средство развития моторики детей с ДЦП .
Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца («пальчики здороваются»). То же самое левой рукой, обеими руками.
Пальцы правой руки дотрагиваются до пальцев левой – по очереди «здороваются»: большой палец с большим, указательный с указательным и т.д.
Выпрямит указательный палец правой руки и вращать им («оса»). То же самое пальцем левой руки.
Указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по воде («человечек»). То же самое другой рукой, обеими руками («дети бегают наперегонки»).
Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, другие пальцы зажать большим пальцем («коза»). То же другой рукой.
Образовать два кружка большими указательными пальцами обеих рук и соединить их («очки»).
Поднять руки ладонями к себе, широко расставить пальцы («деревья»).
Поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца. То же левой рукой. Затем так же сгибать пальцы, начиная с мизинца.
Сжать пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямить их. То же левой рукой.
Согнуть обе руки в кулаки, большие пальцы вытянуть вверх, приблизить друг к другу, подвигать ими («двое разговаривают»).
Пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу («гнездо», «миска»).
Соединить под углом кончики пальцев обеих рук («крыша», «дом»).
Держа пальцы вверх, соединить кончики средних и безымянных пальцев обеих рук. Другие пальцы поднять вверх или вытянуть горизонтально внутрь («мост», «ворота»).
Руки в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу. Затем слегка раздвинуть их и округлить («часы», «бутон»).
Вытянуть указательный палец правой руки, остальные пальцы «бегут» по воде («бежит собака, лошадь»).
Опустить правую руку в воду, поднять указательный и средний пальцы, расставить их, пошевелить («улитка с усиками»).
Правая рука как в предыдущем упражнении, а левую положить сверху («раковина улитки»).
Средний и безымянный пальцы правой руки согнуты и прижаты к ладони большим пальцем, указательный палец и мизинец слегка согнуты, рука поднята вверх («кошка»).
Концы пальцев направить вперед, прижать ладони друг к другу, слегка приоткрыть («лодочка»).
Упражнения проводятся ежедневно в течение 5-8 мин.
3.Важное место в работе по развитию моторики детей занимает ритмическая организация движений, производимых ребенком в воде, оказывающая положительное влияние на совершенствование слухо-зрительно-двигательной организации движений. Достигается это в упражнениях, суть которых состоит в том, что ребенок должен воспроизвести движениями определенный ритмический рисунок в виде единой плавной кинестетической мелодии. Такими движениями могут быть хлопки, постукивания и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При формировании мелкой моторики рук у детей с ДЦП в дошкольном возрасте необходимо учитывать следующее:
1. Принципиальный путь помощи детям с ЦП — это раннее комплексное и целенаправленное коррекционное воздействие с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.
2. Особое внимание должно уделяться интенсивности развития сохранных и коррекции нарушенных функций ребенка.
3. Коррекционно-развивающие занятия предполагают постепенное усложнение приемов, направленных на формирование психических функций ребенка.
4. Система коррекционно-развивающей работы предусматривает активное участие в ней родителей ребенка. Наряду с ежедневным посещением занятий, выполнением заданий, по окончанию курса реабилитации родители получают рекомендации по дальнейшему развитию ребенка, страдающего ДЦП.
ЛИТЕРАТУРА
Источник