Умственное развитие ребенка в раннем возрасте кратко
Умственное развитие ребенка раннего возраста определяется как количеством и характером имеющихся у него знаний, так и формированием процессов познания – восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания. Развивающие занятия с детьми нужны не для того, чтобы вырастить гениев. Их задача – стимулировать познавательную деятельность, помочь ребенку легче и быстрее адаптироваться в социуме и начать применять полученные знания в жизни.
С какого возраста начинать умственное воспитание ребенка?
В России принято отправлять детей в школу с 7 лет, поэтому все методики, которые рассчитаны на занятия в младшем возрасте, воспринимаются как ранние.
Родители делятся на два лагеря. Одни бросают все силы на то, чтобы их ребенок начал развиваться уже с первых дней жизни. Вторые опасаются, что умственные нагрузки могут повредить их сыну или дочери, поэтому, как бы им ни хотелось примкнуть к первым, они этого не делают.
Человеческий мозг устроен так, что период его наибольшей активности приходится на первые семь лет жизни. Это не означает, что после семи лет дети становятся глупее или теряют способность к обучению, но в младшем возрасте существует природная предрасположенность к быстрому усвоению новой информации, есть тяга к познанию мира. Если эту предрасположенность у ребенка не поддерживать ранними занятиями, в школе ему будет сложнее по сравнению с теми, с кем занимались буквально «с пеленок».
Примеры и методы развития умственных способностей
Есть несколько простых принципов, которые необходимо соблюдать для того, чтобы интеллектуальное развитие детей раннего возраста было эффективным и безопасным:
- Занятия должны быть построены как игра: например, не просто рисовать линии, а помогать муравьишке добраться до своего домика, не просто складывать и вычитать, а делиться яблоками или пирожками и т. д.
- Чем младше ребенок, тем короче должно быть занятие. В идеале оно должно заканчиваться раньше, чем ребенок этого захочет. Для годовалого малыша достаточно и нескольких минут, к трем годам он уже сможет заниматься одним делом на протяжении 15–20 минут.
- Обучение должно приносить удовольствие всем участникам. Занятия для дошкольников не предполагают заданий, обязательных к выполнению. Пусть ребенок делает то, что нравится. Также, если мама занимается только потому, что «так надо», вряд ли от обучения будет ожидаемый эффект, ведь дети отлично чувствуют состояние взрослых.
- Развитие умственных способностей не должно становиться для родителей навязчивой идеей. Если занятие «не идет», значит, ребенок не в духе или же предлагаемый материал еще сложен для него. Не нужно всеми силами пытаться развивать малыша через его сопротивление. И точно не стоит требовать от него слишком многого. Как бы ни хотелось усадить трехлетку за музыкальный инструмент или научить двухлетнего малыша считать, стоит отличать собственные амбиции от реальных способностей и возможностей своего сына или дочери и вовремя останавливаться.
Разные периоды жизни ребенка связаны с формированием различных отделов головного мозга, поэтому развивающие методики необходимо подбирать с учетом этого фактора.
- В первые годы жизни быстро развивается память, поэтому имеет смысл давать больше заданий на ее тренировку. Например, учить вместе с малышом стихотворения и песни.
- В период от года до трех лет активно развивается устная речь, в это время важно много разговаривать с ребенком не только на родном языке, но и на иностранном.
- Сенсорное развитие – тренировка умения видеть, слышать, ощущать – актуально в возрасте от 0 до 5,5 лет.
Наиболее полно периоды восприимчивости детей к определенным видам деятельности описываются Марией Монтессори и ее последователями. Несмотря на то, что у методики развития Монтессори имеются как преимущества, так и недостатки, само описание данных периодов находит применение в педагогической практике по всему миру.
Особенности развития у детей от 1 до 4 лет
Развитие ребенка 3 лет характеризуется формированием самостоятельности детей. У них появляется предметно-игровая деятельность, они познают мир с помощью игр. У ребенка в этот период улучшается восприятие, речь, образное мышление. Знакомясь с предметами, малыш узнаёт их форму, цвет, размер. Развитие ребенка 4 лет связано с наблюдением за взрослыми. Дети смотрят на жесты, мимику, поведение и слова мамы с папой и копируют их. Поэтому очень важно в это время следить за собой. Вы не можете укорять сына или дочь в неподобающем поведении, если сами поступаете так же.
Особенности развития у детей от 4 до 7 лет
Развитие ребенка 5 лет предполагает активное формирование памяти. В этот период дети легко запоминают любой материал. Чем больше эмоций вызывает информация, чем осмысленнее она, тем быстрее малыш её запомнит. В этом возрасте ребенок уже может опираться пусть на небольшой, но всё же жизненный опыт. Развитие ребенка 7 лет – особенно сложная стадия. Ведь малыш переходит из детского сада в школу, у него меняется распорядок дня, появляются новые знакомства, он впитывает в себя огромный объём новой информации. Поэтому важно подготовить сына или дочь к этому периоду, чтобы его интеллектуальных способностей хватило на познание мира.
Как раскрыть потонцеальные возможности ребенка
Ни один специалист по раннему развитию не сможет сказать, в каком возрасте у ребенка могут проявиться склонности к тому или иному виду занятий. У кого-то четко прослеживается любовь к определенной деятельности уже в годовалом возрасте, кто-то начинает проявлять свои способности уже ближе к школе.
Если ребенок проявляет одинаковую активность в различных сферах, определить его потенциальные возможности может помочь педагог-психолог. Стандартные тестирования, такие как тест на IQ, можно использовать у школьников, а для малышей будут полезны специальные задания с яркими картинками, игры, пересказ сюжетов из сказок.
Чтобы распознать склонности ребенка, наблюдайте за ним. Если малыш быстро схватывает информацию и выполняет определенные задания быстрее, чем сверстники, – это признак способностей. Также обязательное условие – вовлеченность, то есть ребенку должно нравиться то, что он делает.
После того, как родителям самим или после консультации с психологом удалось выявить потенциал ребенка, остается только его поддерживать. Например, если малышу нравится рисовать, имеет смысл приобретать ему новые материалы, предлагать не только альбом, но и ватман, не только гуашь, но и акварель, акрил и т. д. В зависимости от возраста также можно подумать о том, чтобы отдать ребенка в кружок или секцию.
Влияние раннего развития на формирование личности
Самый главный аргумент против ранних занятий: из-за них ребенок лишается своего детства. На самом же деле развитие умственных способностей происходит даже в том случае, если его так не называть: когда родители играют и много разговаривают с ребенком, не ограничивают его познавательную деятельность, мозг малыша интенсивно развивается. Различные методики только помогают выбрать правильное русло, в котором ребенок может обучаться.
У детей, с которыми с младенчества много занимались родители и которые посещали развивающие занятия, уже к трем годам отмечаются навыки хорошей концентрации внимания, способности к быстрой обработке информации. В дальнейшем у таких детей будет легче происходить процесс обучения чему-либо, они быстрее научатся читать, писать, считать. «Побочный» эффект – воспитанность и дисциплинированность, которые всегда сопутствуют методикам развития интеллекта.
Факторы благоприятного воздействия на развитие умственных способностей
Для того, чтобы мозг ребенка развивался правильно и своевременно, недостаточно просто отдать сына или дочь на развивающие занятия. Ключевую роль играет вовлеченность родителей в процесс воспитания малыша.
Новые впечатления нужны ребенку, тем не менее, они должны поступать дозировано. Перенасыщение информацией приводит к перевозбуждению малыша и проблемам с нервной системой. Поэтому, например, самым маленьким детям рекомендуется показывать простые черно-белые изображения. С полугода демонстрируются изображения красного и других контрастных цветов, а уже к году можно переходить на рассматривание разноцветных картинок с мелкими деталями.
Развитие интеллекта связано также с физиологией: без правильного питания с достаточным количеством витаминов и микроэлементов, а также соответствующей возрасту физической активности, сложно достичь хороших результатов. Наличие хронических заболеваний или частые болезни осложняют процесс развития, поэтому необходимо поддерживать здоровье. Иными словами, для развития умственных способностей нужно уделять внимание не только мозгу, но и телу.
Сегодня существует большое количество школ раннего развития. Обучение может производиться по конкретным методикам, например, Домана, но чаще представляет собой компиляцию из разных направлений.
Такие занятия хороши для детей в возрасте примерно от 1,5 до 3-4 лет, потому что предлагают различные виды деятельности и задействуют сразу несколько отделов мозга. Но когда ребенок становится старше, имеет смысл искать более конкретные занятия. Важно, чтобы при этом они затрагивали не только левое полушарие головного мозга, но и правое, то есть стимулировали развитие как интеллектуальных, так и творческих способностей. К таким занятиям относятся:
- Чтение. Как родителями детям, так и самостоятельное. Это активизирует воображение, приучает к самостоятельности, дает почву для размышлений. Не только читайте вместе с ребенком, но и обсуждайте прочитанное.
- Обучение игре на музыкальных инструментах. Обучение любым предметам положительно влияет на развитие умственных способностей, но занятия музыкой особенно ценны тем, что они стимулируют те отделы мозга, которые отвечают за мышление, память, внимание, способность к анализу.
- Занятия иностранными языками. Заставляют мозг отказаться от привычных сценариев, что очень полезно как для развития интеллекта, так и для формирования творческого начала.
- Ментальная арифметика. Методика тренирует скорость восприятия и обработки информации, развивает оба полушария мозга одновременно за счет мысленной визуализации при использовании абакуса.
Перечисленные способы развития умственных способностей хороши тем, что могут использоваться не только на групповых занятиях, но и дома (чтобы заниматься ментальной арифметикой со своим ребенком, родители могут пройти обучение). Совместная деятельность с малышом положительно скажется не только на его успехах в развитии, но и на ваших отношениях.
Источник
Ранний возраст является важным периодом в развитии таких познавательных психических процессов, как восприятие и мышление.
Мы уже знаем, что к концу младенческого возраста восприятие ребенка становится предметным и обладает константностью. В то же время точность, осмысленность восприятия еще только начинают формироваться. Это означает, что малыш не всегда может выделить в том предмете, который он воспринимает, все стороны и свойства (части предмета, величину, цвет, форму). В период раннего детства ребенок только учится отнесению того или иного предмета к определенному классу объектов окружающего мира, что и характеризует осмысленность восприятия.
Однако в пределах раннего возраста значительно расширяется содержание восприятия. Мы упоминали о значении в этом процессе прямохождения, предметной деятельности. Ребенок знакомится все с большим числом объектов окружающего его мира, его непосредственные действия с предметами дают возможность все более адекватно отражать свойства предметов. Движения собственного тела, некоторые виды действий, позволяющих приводить в определенное пространственное отношение несколько предметов (конструирование, например), учат малыша более точно отражать связи между объектами.
Одним из главных условий усложнения содержания восприятия является развитие в раннем детстве способов восприятия, перцептивных действий.
Первые перцептивные действия формируются в результате овладения ребенком предметной деятельностью, при этом вначале он может делать серьезные ошибки в обследовании предметов, выделении признаков. Наблюдается так называемый синкретизм восприятия, т. е. ориентация лишь на некоторые, иногда несущественные признаки предметов: мальчик назвал изображенный на картинке шкаф «дымом», показывая пальчиком на затемненную часть; увидев колесо на станке, ребенок отнес его к автомобилям. При узнавании предметов в качестве главных признаков для детей выступают форма и величина; цвет, несмотря на всю привлекательность для ребенка, не стал еще признаком, характеризующим предмет.
В начальный период овладения предметными действиями ориентировка их в свойствах предметов, сравнение этих свойств носят внешний, практический характер. Именно так, методом практических проб, ребенок решает задачу с пирамидкой, вкладышами. Овладевая орудийными действиями, воздействуя одним предметом на другой, малыш начинает предвосхищать результаты этих воздействий (например, предвидеть возможность протащить данный предмет через определенное отверстие, переместить один предмет при помощи другого). Для ребенка «начинает выделяться общая конфигурация контура, которая, во-первых, отграничивает один предмет от другого, а во-вторых, определяет некоторые возможности их пространственного взаимодействия (сближения, наложения, захватывания одного предмета другим)» .
Следовательно, на первый план выдвигается значение свойств для установления взаимодействия самих предметов, а не только взаимодействия ребенка с предметами. У малыша постепенно формируется зрительная ориентировка в предметной ситуации. Например, подбирая необходимые вкладыши в вырезы определенной формы и величины, он сопоставляет зрительно возможные варианты решения, уже не прикладывая вкладыши к вырезам. «Сенсорные процессы, перестроившись под влиянием практической деятельности, сами превращаются в своеобразные перцептивные действия, которые осуществляются с помощью движений рецепторных аппаратов и предвосхищают последующие практические действия».
Основные обследовательские действия на данном этапе — внешние движения взора, ощупывание рукой и т. д. В процессе развития восприятия формируются так называемые сенсорные эталоны, которые позволяют опознавать объекты, сравнивать их, относить к определенному классу явлений.
Сенсорные эталоны — это выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений: цвета, формы, величины предметов, их положения в пространстве, высоты звуков, длительности промежутков времени и т. д.
На первом году жизни ребенок ориентируется на собственные ощущения, движения руки, тела, различая предметы, окружающие его, и их расположение. Этот период называется периодом сенсомо- торных эталонов. Ребенок раннего возраста начинает постепенно использовать в качестве эталона знакомые ему по предыдущему опыту предметы: развивается этап предметных эталонов. Такими образами могут служить не только реальные предметы, но и представления о них, закрепленные в памяти. Определяя предметы треугольной формы, он говорит: «Как домик», «Как крыша». Определяя круглые предметы — «Как мячик», о предметах красного цвета говорит: «Как вишенка», «Как ягодка». Ребенок третьего года жизни может усвоить представление о пяти-шести формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник) и восьми цветах (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный), но назвать все эти формы и цвета он пока не умеет.
Ориентируясь в окружающем его мире, малыш воспринимает не только предметы этого мира, но начинает улавливать связи и отношения между предметами, поэтому простейшие задачки (собрать пирамидку, достать закатившийся под кровать мячик или находящуюся на полке шкатулку, построить устойчивый домик) требуют от ребенка не только активного восприятия, но и мышления. В конце младенческого возраста ребенок уже сталкивался с проблемными ситуациями, используя готовые связи между объектами для решения этих ситуаций. Овладев ходьбой, увереннее чувствуя себя в предметном мире, ребенок в раннем возрасте пытается отыскать все больше связей между объектами, которые помогают ему в решении практических задач.
Рассмотрим пример из наблюдений В. С. Мухиной. «Дети играют с водой (Андрей и Кирилл — 1, 6). Черпают воду в корыте и носят ее в песочницу. У Андрюши в руках кружка, у Кирюши — дырявая банка. Андрюша носит и выливает много воды, Кирилка успевает донести несколько капель. Кирилл недоумевает. В следующий раз случайно взялся второй рукой за банку, зажав отверстие. Вода перестала течь. Остановился. Смотрит на банку. Отнял от банки руку. Потекла вода. Схватил банку — течь прекратилась. Проделывает это действие несколько раз. Вернувшись к корыту и набрав в банку воды, мальчик обхватил банку так, чтобы закрыть дырочки. Принес в песочницу много воды». Задачка решена. Основной способ решения подобных мыслительных задач в раннем возрасте — это практические пробы. Непосредственно действуя с предметами, малыш открывает для себя связи между ними, поэтому иногда его мышление и называют «ручным». Ребенок постепенно переносит усвоенное действие на другие предметы: он как бы обобщает определенные свойства предмета действием, отвлекаясь, абстрагируясь от других свойств. Например, укачивая куклу, вначале он повторяет действие, которое показал ему взрослый именно с куклой, а затем начинает «укачивать» игрушечных мишку, зайку, другую куклу. Научившись доставать закатившуюся под диван игрушку палкой, ребенок может использовать для этого любой предмет удлиненной формы. Обобщение и абстрагирование — это основные мыслительные операции. На практическом уровне ребенок овладевает ими уже в раннем возрасте. Интенсивное речевое развитие в период раннего детства приводит к тому, что практические обобщения начинают заменяться словами: «тарелка» — и большая, из которой ест папа, и маленькая, из которой ест сам малыш, «игрушка» — и машина, и мячик, и самолетик. Ребенок в этом возрасте улавливает связи и отношения только между теми объектами действительности, которые ему непосредственно, наглядно представлены. Рассмотрим пример. «Дима (1, 8) возит по комнате машинку за веревочку, которая привязана к игрушке. Вдруг машинка зацепилась за ножку стула. Он несколько раз дергает за веревочку, пытаясь сдвинуть машину с места. Ничего не получается. Тогда он подбегает к стулу, наклоняется и с силой толкает машинку в направлении, противоположном ходу.
Увидев, что она отъехала от ножки стула, смотрит на нее. Затем возвращается к тому месту, где был раньше, и медленно дергает за веревочку. Машинка беспрепятственно преодолевает «аварийное» место. После этого мальчик еще долго возит игрушку неподалеку от стула, пытаясь, по-видимому, повторить ситуацию» (из набл. В. Н. Белкиной).
Таким образом, мышление ребенка раннего возраста носит наглядно-действенный характер и возникает в рамках восприятия окружающего мира, однако уже в наглядно-действенном мышлении начинают зарождаться образы — представления о том, каким может быть результат того или иного действия. Вместо того чтобы осуществлять практические пробы, решая задачу, ребенок проделывает их в уме, опережая результат. Пронаблюдаем, что будут делать годовалый и полуторагодовалый малыши, когда мяч закатится под стол. Годовалый опускается на четвереньки и ползет за мячом. Полуторагодовалый немножко постоит, подумает, а затем обойдет стол в поисках мяча. Такие действия возможны лишь при условии, что ребенок мысленно видит, как мяч катится под стол и появляется с другой стороны. Если бы он этого не представлял, ему пришлось бы следовать за мячом, чтобы найти его. Образная картина дает возможность все более сознательно и разнопланово применять в настоящем прошлый опыт и даже проецировать его в будущее в форме представлений и планов. Но в раннем детстве образное мышление еще весьма ограничено в своих возможностях, только самые простые задачи ему под силу. Усложняются условия — приходится прибегать к внешним пробам. В конце раннего детства в умственном развитии ребенка происходит еще одно очень важное явление — в его сознание входят знаки, которые замещают реальные вещи, явления, свойства и отношения, обозначают их. Это чертежи, математические символы, различные виды искусств и т. д. Наиболее развитая система знаков — язык. Далеко не сразу слово отрывается от предмета в сознании ребенка и начинает его замещать. Оно вначале «привязано» к предмету, действию, является его атрибутом.
Сначала действие, которым овладел ребенок, может быть перенесено им на другой предмет, затем он начинает замещать один предмет другим. Особенно это заметно в имитационных играх, которые зарождаются уже в раннем возрасте: девочка вместо ложки использует палочку, размешивая в игрушечной кастрюльке несуществующую кашу, кубик может заменить чашку, карандаш — градусник. Подражая действиям взрослых, дети овладевают замещением, т. е. пока простейшей знаковостью.
Постепенно и слово становится для ребенка знаком. В игровой ситуации ребенок может называть себя именем того человека, которого он изображает: «Теперь я — мама, а ты — мой сын».
Знаковая функция развивается у ребенка раннего возраста и в рисовании. Но это тоже происходит не сразу: вначале он не осознает, что с помощью карандаша можно изобразить на бумаге то, что существует в реальной действительности, и только благодаря взрослому ребенок начинает сначала «читать» каракули, а затем целенаправленно рисовать маму, мячик, дерево, себя. То же самое можно сказать и о конструировании, позволяющем отображать в детских постройках реальные сооружения, предметы.
В развитии восприятия, мышления, интереса ребенка к познанию окружающего его мира ничем не заменимую роль играют взрослые. В чем она состоит?
Во-первых, в создании предметной среды, позволяющей ребенку самостоятельно открывать многие свойства объектов, пробуждать стремление к самостоятельности, интерес к процессу познания.
Во-вторых, в обучении наблюдению за природой, поведением других людей, собственными действиями.
В-третьих, в обучении обследованию объектов, выделению в них различных признаков, свойств, сторон.
В-четвертых, в сотрудничестве, помощи ребенку, в овладении им предметным миром; в побуждении к самостоятельности, поощрении этой самостоятельности.
В-пятых, в развитии любознательности малыша.
Источник