Умственное развитие ребенка в природе

Татьяна Сударская
Возможности природы в аспекте умственного воспитания ребенка

Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию консультацию на тему:

Возможности природы в аспекте умственного воспитания ребенка”.

Важнейшим средством умственного воспитания ребенка является ок-ружающая природа. Она постоянно привлекает его внимание, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущения и восприятие.

Много внимания умственному воспитанию человека в детстве уделил великий чешский педагог Я. А. Коменский. Основной задачей этого пе-риода, является накопление конкретных представлений об окружающем мире. «Начало познаний, — писал Я. А. Коменский, — всегда вытекает из ощущений. А поэтому следовало бы начать обучение не со словесного толкования о вещах, но с реального наблюдения над ними». Поэтому если педагог или родители желают привить истинное и прочное знание вещей, нужно обучать ребенка всему через личное наблюдение и чувственное восприятие.

Следуя установившимся в эпоху Возрождения взглядом на человека, Коменский считал его частью природы и утверждал, что все в природе, включая и человека, подчинено единым и универсальным законам.

И. Г. Песталоцци исходным моментом познания считал чувственное восприятие и настаивал на необходимости формировать у детей культуру наблюдения, которая поможет накопить конкретные сведения, а затем приведет к развитию способностей.

И. Г. Песталоцци отмечал, что природа – это источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям; а познание различных природных явлений идет в единстве с овладением искусством речи». Он считал, что единственно подлинный фундамент человеческого познания это созерцание природы.

С самых ранних этапов развития необходимо ввести своего ребенка во все многообразие окружающей его природы; организовывая обучение речи, собирая для этого простые произведения природы, исходя из простых доступных наблюдений из их знания окружающей среды, должно развиваться и совершенствоваться умственное развитие воспитанников.

Многие видные педагоги мира считали природу чувственной опорой познания детьми окружающего, источником знаний о причинно-следственных связях существования жизни на земле, способом развития мыслительных процессов и качеств, разрабатывали теорию экологическо-го воспитания.

На самом деле, природа – важнейшее средство умственного воспи-тания и развития детей дошкольного возраста. Умственное развитие ребенка происходит как в ходе общения со взрослыми, игр со сверстниками, так и в процессе систематического обучения.

Детей надо знакомить с достаточно простыми зависимостями, в про-цессе познания которых существенную роль играют специфические формы мышления дошкольников, а именно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

Сначала дети знакомятся с конкретными предметами и явлениями ок-ружающей природы. Здесь у них развивается способность выделять некоторые стороны и качества предметов. Постепенно они не только осознают предметы, но и усваивают отношение предметов друг к другу.

В период дошкольного детства формируются способности к началь-ным формам абстракции, обобщения, умозаключения. Например, дети подготовительной группы могут понять зависимость между внешним строением животных и условиями их существования. Достаточно легко формируются также и представления об основных условиях роста и разви-тия растений.

Ребенок непосредственно с помощью органов чувств воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, крас-ки, движение. У него формируются первоначальные, конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия.

Дети подходят к пониманию перехода одного времени года в другое,называют известные признаки наступающего времени года: изменчивость светового дня, смена температур, разные погодные условия, выпадение осадков. У них формируются понятия и представления что животные – это насекомые, птицы, пресмыкающиеся, которые живут повсюду на земле, в воздухе, в воде. У них есть органы чувств, голова, туловище, хвост; все питаются, размножаются, растут. Это развивает у дошкольников речь доказательства, умение видеть общие признаки, сравнивать их, моделировать, формирует интерес к знаниям, позволяет устанавливать закономерности, взаимосвязь организма со средой обитания, определять конкретное проявление связи живого с неживым, общие связи.

В общении с природойдети учатся раскрывать взаимосвязи между человеком и окружающей средой: человеком и растениями, человеком и животными.

У дошкольников очень развит познавательный интерес, в частности, к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формированию экологического мировоззрения. Очень важно поддерживать этот познавательный интерес, использовать его в целях экологического образования. Ребенок должен осознать себя как часть природы.

Мы знакомим своих детей с нашей планетой «Земля»,раскрывая ее необозримые просторы: моря, океаны, материки с разнообразной яркой растительностью; города и др. Дети узнают о странах других народов, природном климате, растительности, культуре. Получив яркие впечатления, ребята активно выполняют разные поделки, лепят, рисуют, играют. Дошкольникам мы рассказываем, как наша планета движется вокруг Солнца, как быстро она летит в космическом пространстве.

Наблюдение ярких картин природы – лес в период золотой осени и во время массового листопада, изумрудная зелень озими глубокой осенью, цветущий луг в начале мая, ледоход на реке – затрагивают эмоциональную сферу ребенка, обеспечивая отчетливое восприятие явлений.

В связи с этим мы должны, прежде всего, отработать приемы организации чувственного познания природы в соответствии с особенностями восприятия детьми этого возраста природных объектов, найти в учебном процессе место разным видам деятельности (труда, ролевых игр природоведческого содержания, коллективного общения на природе, продуктивной деятельности с природным материалом и др.).

Формирование знаний о природе играет существенную роль в умст-венном развитии и экологическом воспитании ребенка. Они обогащают его восприятие, память, речь сведениями, развивают качества внимания, мышления и воображения, позволяют создать багаж представлений о законах жизни, формируют материалистическое миропонимание, помогают разобраться в доступных детям законах жизни. Знания о природе — это и основа воспитания экологической культуры детей, что так важно в наше время.

Источник

Ознакомление с природой как фактор умственного развития детей

Определение 1

Умственное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, которые происходят в мыслительных процессах в связи со взрослением человека и под влиянием окружающей его среды, а также посредством специально организованных обучающих и воспитательных воздействий, и личного жизненного опыта.

Одним из наиболее сильных факторов, оказывающим большое влияние на интеллектуальную активность детей, является окружающая природа. Именно поэтому очень важно организовывать такую познавательную деятельность, в процессе которой воспитание познавательных интересов детей будет осуществляться через взаимодействие с природой.

Начальной ступенью умственной деятельности ребенка являются восприятия и ощущения. Процессы формирования и совершенствования восприятия и ощущений относятся к сенсорному воспитанию и составляют неотъемлемую часть любого вида детской деятельности.

Умственное развитие ребенка находится во взаимосвязи с развитием речи и мышления. В свою очередь речь и мышления ребенка взаимосвязаны. Углубление и совершенствование мышления оказывает влияние на словесное оформление речи. И наоборот, чем четче и внятнее речь ребенка, тем более понятной будет у него высказанная речь.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Для развития речи и мышления ребенку необходим чувственный опыт, который он получает в процессе взаимодействия с окружающей его природой.

Природа окружает каждого ребенка с самих ранних лет, она является естественным источником чувственных восприятий, а познание разнообразных природных явлений способствует активному развитию речи и мышления. Именно поэтому очень важно с самых ранних этапов развития ребенка, знакомить его с природой, используя разнообразные методы, средства и приемы.

Основные методы ознакомления с природой, направленные на умственное развитие детей

Как показывает практика, наиболее доступным и привлекательным для детей является метод наблюдения. Первые наблюдения можно организовывать у детей в возрасте 3-4 лет. Ребенок совместно со взрослым наблюдает за изменениями температуры, за осадками, природными явлениями. При этом очень важно констатировать факты, удерживать внимание ребенка на нужном явлении, например, указать, что снег падает хлопьями и красиво ложится на землю.

Организуя наблюдения в природе, следует в первую очередь учитывать возрастные возможности детей, а также их индивидуальные особенности, например, детям младшего дошкольного возраста сложно удержать внимание, сосредоточиться на чем-то одном. Поэтому целесообразнее детей организовать в небольшие группы, так будет удобнее работать и воспитателю и результативность наблюдения будет значительнее выше.

Помимо непосредственного наблюдения в природе, с целью умственного развития детей используются дидактические, творческие и подвижные игры, в которых дети знакомятся с природными явлениями и предметами.

Дидактические игры направлены на уточнение, закрепление и расширение представлений о природе и природных явлениях. Большинство игр учат детей обобщать и классифицировать, способствуют развитию мышления, памяти, внимания, речи, наблюдательности, а также учат применять собственные знания на практике, активизируют разнообразные умственные процессы.

С целью ознакомления детей с природой используют, предметные, настольно-печатные и словесные дидактические игры.

Предметные дидактические игры – это игры с использованием природного материала (семена, цветы, листья, фрукты, овощи и т.д.). К настольно-печатным играм относятся «Зоологическое лото», «Ягоды и фрукты», «Ботаническое лото» и т.д. Словесные дидактические игры не требуют дополнительного оборудования, проводятся с целью закрепления знаний о природе («Кто летает, прыгает, бегает», «В воздухе, в воде, на земле» и т.п.).

Дидактические игры, вне зависимости от вида способствуют развитию у детей сообразительности, внимания, быстроты реакции, связной речи и т.д. Все это способствует успешности умственного развития детей.

Помимо дидактических игр, в работе с детьми по ознакомлению с природой используются разнообразные игровые упражнения, направленные на усвоение свойств природных предметов. Игровая форма упражнений придает им занимательность, а обучение происходит через игровые действия и правила. Например, могут использоваться такие игровые упражнения как «Узнай на вкус», «Принеси зеленый лист», «Найди цветочку пару» и т.д.

Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием животным, показу их повадок, образу жизни, отражению явлений неживой природы. Играя, дети подражают животным, имитируют звуки, а положительный настрой способствует повышению интереса к природе.

Следующий вид игр природоведческого характера – это творческие игры. Творческие игры могут быть использованы как самостоятельное средство ознакомления с природой, так и как вспомогательное в рамках экскурсий, повседневной жизни, трудовой деятельности и т.д.

Самостоятельный характер творческих игр отводит воспитателю роль наблюдателя и руководителя. Его задачей является установление уровня владения детьми знаний о природе, что необходимо уточнить или расширить. Кроме того, воспитатель следит за тем, как дети умеют применять свои знания о природе в практической деятельности.

Обогащая творческие сюжетно-ролевые игры природоведческого содержания, воспитатель расширяет и углубляет знания детей о труде взрослых на экскурсиях, прогулках, показывая фильмы, презентации, читая книги.

Замечание 1

Таким образом, важнейшим средством умственного воспитания ребенка является окружающая природа. Она постепенно привлекает его внимание, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания — ощущение и восприятие.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Атемарский детский сад № 1 «Т еремок» Лямбирского муниципального района РМ

Выступление на педсовете

Тема: «Умственное развитие детей

в процессе ознакомления с природой».

                                                                                Подготовила

                                                                                 воспитатель:

                                                                                       Глазкова И.В.                                                                                                                          

Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа, поэтому возможна такая организация познавательной деятельности, где воспитание их познавательных интересов осуществляется через наблюдение и труд в природе.

Начальной ступенью умственной деятельности ребенка являются ощущения и восприятия. Формирование и совершенствование ощущений и восприятия — сенсорное воспитание — составляет неотъемлемую часть любой детской деятельности. В практической работе исследователи и воспитатели уделяют, прежде всего, внимание  организации наблюдений за объектами природы. Их психологическая структура представляет собой сложный механизм, включающий многостороннее восприятие, устойчивое внимание, эмоциональные переживания наряду с активной двигательной воспроизводящей деятельностью.

Самые первые наблюдения можно организовывать с детьми 3-4 лет: за изменениями температуры — на улице тепло/холодно/жарко; за осадками — идет снег/дождь. При этом не только констатируются факты, а используются различные приемы, чтобы задержать внимание детей на том или ином явлении. Например, снег падает хлопьями, спокойно ложится на землю. Внимание малышей неустойчиво, организовать всю группу сразу трудно. На первых порах возможно проведение работы по подгруппам из 2-3 человек.

Во время наблюдений за растениями, дети рассматривают форму листьев, следят за их движением, слушают шум деревьев при порывах ветра. Наблюдение за одним и тем же объектом периодически повторяется. Это дает возможность закрепить образ предмета, явления, уточнить его детали.

Наряду с наблюдениями для расширения представлений детей о доступных явлениях и предметах природы широко используют разнообразные игры: дидактические, подвижные и творческие. В них дети накапливают чувственный опыт, лучше осваивают приобретенные знания.

В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть вместе.

При ознакомлении детей с природой используют дидактические игры с предметами, настольно-печатные и словесные.

Предметные игры — игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек» и т. д. В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Предметные игры особенно хорошо использовать в младшей и средней группах, так как они дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Такие игры можно проводить как со всей группой, так и индивидуально, усложняя содержание с учетом возраста. Усложнение включает расширение знаний и развитие мыслительных операций и действий.

Настольно-печатные игры: «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Чей малыш», «Ягоды и фрукты», «Подбери листья», парные картинки и др. Они дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом (слово или предваряет восприятие картинки, или сочетается с ним). Подобные игры используют повседневно в работе с небольшим количеством детей.

Словесные игры: «Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, в воздухе, на земле» и другие игры  не требуют никакого оборудования. Проводятся они с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Разучивание природоведческой словесной игры осуществляется по правилам, общим для всех дидактических игр.

В младших группах на первом этапе воспитатель проигрывает игру вместе с детьми. По ходу игры он сообщает одно правило и тут же его реализует. При повторной игре сообщает дополнительные правила. На втором этапе воспитатель выключается из активного участия в игре, руководит со стороны, направляет игру. На третьем этапе дети играют самостоятельно.

      В работе с детьми также можно использовать большое количество игровых упражнений, таких, как:  «Узнай на вкус», «Найди к цветочку такой же», «Принеси желтый листик» и др. Игровые упражнения помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность. Проводят их со всей группой детей либо с частью ее. Особое значение игровые упражнения имеют в младшей и средней группах.

Игры-занятия: «Чудесный мешочек», «Цветочный магазин» и другие имеют определенное программное содержание. Игровая форма придает играм-занятиям занимательность, обучение идет через игровые правила, игровые действия. Используются игры-занятия в младших и средних группах,  а в старших группах даются как часть занятия.

Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. Это такие игры, как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Волки и овцы» и т. д. Дети, подражая действиям, имитируя звуки, в этих играх глубже усваивают знания, а эмоционально положительный настрой способствует углублению у них интереса к природе.

В творческой игре дети отражают впечатления, полученные в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде, взрослых в природе (работа на птицеферме, в свинарнике, теплице и т. д.), при этом у них формируется положительное отношение к труду, они осознают значение труда взрослых в природе.

Самостоятельный характер творческих игр не дает возможности воспитателю использовать их как метод обучения детей новым знаниям, навыкам и умениям. Однако он должен внимательно приглядываться к творческим играм, чтобы учесть, какие знания достаточно усвоены детьми, достаточно полны, какие еще следует уточнить, расширить. Обогащая творческие сюжетно-ролевые игры природоведческого содержания, воспитатель расширяет и углубляет знания детей о труде взрослых на экскурсиях, прогулках, показывая фильмы,  презентации, читая книги.

Для развертывания творческих игр природоведческого содержания необходимо иметь наборы игрушек — сельскохозяйственные машины, животных и другие.

Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом: песком, снегом, мелкими камешками, шишками и т. д. В них дети, созидая, познают свойства и качества материалов. Этими играми надо руководить. В каждой возрастной группе создаются условия для игр с природным материалом во все времена года. Это песочницы на участке, песочные столы, наборы формочек для игр с песком и снегом, резиновые фигурки людей и животных, фанерные силуэты домов, деревьев, шишки, веточки, желуди и т. д.

Таким образом, важнейшим средством умственного воспитания ребенка является окружающая природа. Она постепенно привлекает его внимание, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания — ощущение и восприятие.

Источник