Умственное развитие ребенка по годам таблица
Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был умным, поэтому сегодня так популярны разнообразные методики и упражнения для обучения чтению, счету и письму едва ли не с рождения. Но важно понимать, что умственное развитие ребенка – это не только формирование определенных знаний, умений и навыков. Сегодня этому понятию придают более глубокое значение, так как важнее активизировать у детей познавательную деятельность и развивать мыслительные процессы.
Этапы интеллектуального развития ребенка
С самого рождения дети отличаются друг от друга, так как они имеют разные физиологические и психологические задатки. Развитие каждого ребенка, в том числе умственное, происходит по индивидуальной схеме, поэтому нет детей, имеющих совершенно идентичные способности. На интеллект ребенка влияет множество факторов, в том числе наследственность, окружающая эмоциональная обстановка, интенсивность обучения, здоровье и другие.
Большинство ученых сходятся во мнении, что развитие человека, в том числе и интеллектуальное, происходит стадиально. Для описания этого процесса используется несколько схем. Так, по одной из общепринятых теорий, выделяют 3 крупных стадии умственного развития ребенка:
- Сенсомоторная стадия (от рождения и до 2 лет) – период овладения моторными и сенсорными способностями. На этой стадии умственного развития ребенка он осваивает различные двигательные навыки, знакомится с текстурой и свойствами окружающих его объектов. У ребенка развиваются врожденные рефлексы и формируются условные, происходит развитие преднамеренных действий, направленных на достижение определенной цели;
- Стадия конкретных операций (с 2 до 11 лет) – ребенок учится сравнивать, классифицировать, измерять, располагать в ряд и т.п., оперировать такими категориями, как величина, количество, число, вес, вместимость, объем и т.д. К концу этого периода интеллектуального развития ребенка, он все глубже понимает взаимосвязи между признаками объектов, что позволяет ему упорядочивать предметы в пространстве, решать простые физические задачи;
- Стадия формальных операций (с 11 до 15 лет) – мыслительные операции совершаются без конкретной опоры, появляется абстрактное мышление, которое функционирует с помощью гипотез и дедукций.
Каждый из этих этапов знаменуется наиболее успешным усвоением определенных навыков.
Эмоциональное, речевое и логическое развитие
Традиционно психологи выделяют 3 типа умственного развития ребенка:
- Эмоциональное;
- Логическое;
- Речевое.
С самого рождения интенсивно происходит эмоциональное развитие, что очень важно для успешности человека в будущем. Развитый эмоциональный фон формирует у человека моральные стандарты, которые в будущем позволяют ему реализовать себя в жизни наилучшим образом.
Основы для логического и математического развития закладываются в период от 1 года до 5 лет. В этом возрасте ребенку нужно предлагать самостоятельно выполнять логические операции (сравнение, анализ, классификация, обобщение т.п.). Установлено, что развитие этого типа мышления связано с формированием слуха, зрения и осязания, поэтому для развития математических способностей нужно не только играть с малышом в логические игры, но и сортировать предметы по определенным признакам, прививать любовь к музыке.
В первые десять лет жизни происходит наиболее интенсивное развитие лингвистических способностей, что необходимо для полноценного умственного развития ребенка. Развитие речи тесно связано с мелкой моторикой, поэтому для его нужно разговаривать с ребенком, читать ему сказки и петь песни, а также заниматься лепкой, рисованием, играть с мелкими предметами.
Как стимулировать развитие умственных способностей ребенка?
Развитие умственных способностей ребенка начинается сразу после его рождения и осуществляется в ходе знакомства с окружающим миром, общения и приобретения опыта. Восприятие малыша отличается от восприятия подростка, ребенок стремится усвоить как можно больше информации, но мозг его быстро утомляется, поэтому при занятиях с маленькими детьми важно чередовать разные виды деятельности.
Особенностью интеллектуального развития ребенка является то, что лучше всего усвоение информации происходит в процессе игры, поэтому современные психологи не рекомендуют слишком увлекаться упражнениями для раннего развития детей. Занятия через силу могут погасить в ребенке познавательный интерес. Эффективнее стимулировать развитие интеллекта в игре, начатой малышом по собственной инициативе. При выборе развивающих игр и упражнений важно учитывать интересы ребенка.
Умственное развитие ребенка неразрывно связано с процессом воспитания. Родители должны сочетать ласковое, доброжелательное обращение с дисциплиной и определенными требованиями к поведению. Нужно приучать малыша к порядку, это научит его быть аккуратным и обязательным. Регулярные физические упражнения развивают выносливость и волю. Важно также с раннего возраста приучать ребенка к труду, требуя посильную помощь в домашних делах, воспитывать в нем усидчивость, упорство, доброжелательность и доброту – это неотъемлемые качества любого интеллектуально развитого человека.
Развитие мышления детей определяется не только их способностями, но и объемом, а также характером информации, которую они получают. С учетом этой особенности интеллектуального развития ребенка, ему необходимо обеспечить доступ к различным знаниям, новостям и впечатлениям. Разумеется, информация должна поступать дозированно и не вызывать переутомление. В погоне за ранним развитием умственных способностей ребенка, взрослым не следует забывать о важности родительского одобрения и похвалы. Поощрение успехов повышает уверенность малыша в своих силах, что мотивирует его к достижению новых результатов.
Источник
Вот и остался позади первый год жизни малыша. Вы наверняка старались запомнить его таким. Малыш уже сделал первые шаги, у него прорезались зубки и, наконец-то, ночи перестали быть такими бессонными. Но на этом его развитие не заканчивается. Впереди вас ждет увлекательное путешествие под названием «родители». Теперь только от вас зависит, каким вырастет ваше чадо. К этому вопросу необходимо подходить во всеоружии. Вы новичок в этом деле? Тогда это небольшое погружение в мир ребенка специально для вас!
1 год: «Покоритель высот»
- На этом этапе своего развития малыш всячески пытается забраться на любую возвышенность. С помощью стула ребенок с легкостью покоряет, к примеру, стол. Для него это настоящий «Эверест».
- Все-таки уверено ходить ребенок начинает ближе к двум годам. Пока что он опирается на всевозможные предметы. Это придает малышу уверенности. Стоит ему на время отвлечься и стоять удается без поддержки. Это так называемые страхи, о которых он вскоре позабудет.
- Игры стали совсем иными. Малыша больше не привлекает звук погремушек. Теперь он всеми способами пытается разобрать на части игрушку, но если ему это не удастся, то она будет брошена на пол с разочарованием.
- В этом возрасте малыш остро нуждается в смене впечатлений. Он пока не может долго зацикливаться на одном, поэтому быстро утомляется. Но благодаря сну, ребенок отлично восполняет свой запас энергии.
- Пока кроха еще не научился выговаривать слова и предложения. Он отлично их понимает и при необходимости воспроизводит жестами и мимикой.
- Характерной чертой годовалого ребенка является ярко выраженная самостоятельность. Он не учитывает ваше мнение и сам решает куда пойти и какую игрушку выбрать.
- Не смотря на всю эту волю в характере, ребенок все равно остается «малышом». Ему также необходима родительская опека и забота. Даже в момент разгрома игрушек, кроха должен чувствовать вас рядом.
Как можно раньше приучайте детей к общению со сверстниками. Это поможет адаптироваться в социальном мире. Малыши будут общаться «на своем языке», обмениваться опытом и делиться любимыми игрушками.
2 год: «Художник»
- Ваш малыш совсем окреп, он без труда может слезть с дивана, ходить без опоры и не держаться за вашу руку. Теперь он умеет еще и бегать.
- У ребенка развиваются творческие способности. Чертить на бумаге, да еще и за столом – дело утомительное. Ведь можно взять фломастеры и разукрасить бережно наклеенные обои.
В этом случае, вы можете найти на просторах интернета простой способ изготовления «мольберта» для детей. Малышу он обязательно придется по душе.
- В два года мальчишки отлично ладят с мячом. Они могут его пнуть и даже закатить в ворота или попасть в корзину. А девочки обычно предпочитают более спокойное занятие. Они переодевают куклу, играют с тематическими наборами.
- На вопрос «как тебя зовут» в этом возрасте малыши могут дать внятный ответ. Они хорошо знают своё имя. С вашей помощью ребенок на пальчиках покажет сколько ему лет.
- В своем развитии малыш почти не уступает взрослому ребенку. Он сам снимает обувь на липучках. Помогает маме с уборкой, пробует чистить зубки и может одеться без помощи.
- Теперь необходимо внимательнее за ним следить. Малыш легко открывает двери, даже сложные ручки ему не помеха.
- Обратите внимание на то, как малыш различает цвета. В этом возрасте он знает от четырех до восьми наименований. По просьбе ребенок покажет нужный цвет и сможет выговорить его название.
3 год: «Выдумщик»
- Период взросления не стоит на месте. Вашего малыша уже сложно назвать карапузом. Он поменялся внешне и физически. Теперь ребенок больше напоминает «взрослого», нежели кроху. На смену пухлым щечкам приходят явно выраженные скулы. Очертания лица более выразительные. Тело начинает формироваться и больше не напоминает «овал».
С этого года детей обычно отдают в детский сад. Там ребенок адаптируется к жизни «вне дома». Формируется его личность, и он учится защищать себя сам. Нет, это не школа выживания, а наоборот поприще для развития.
- В трёхлетнем возрасте дети отлично справляются с ездой на велосипеде. Также ребенок может встать на лыжи, играть в футбол и заниматься в танцевальных секциях. Конечно, это не будет на уровне профессиональной подготовки, но базовые знания ему очень пригодятся в будущем. К тому же, у вас будет много времени, чтобы понять, к чему склонен ребенок. Ведь главное — это не забывать о его уникальности.
- Настало время, когда нужно как можно больше времени уделять развитию ребенка. Это могут быть и познавательные книжки, где вы с ребенком в картинках изучаете животных или учитесь считать. К чтению тоже есть задатки. Но к этому делу необходимо приложить максимум усилий. Обычно в три года детей не так привлекают буквы, как яркие картинки.
- Первые стихотворения и разучивания песен даются ребенку легко. Его память уже долгосрочная и появилась усидчивость.
- С каждым днем вы будете все больше удивляться тому, как излагает свои мысли ребенок. Он интересуется всем тем, что видит. Задает много вопросов и ждет на них разумные ответы.
- Теперь ребенок может сам рассказать вам какую-либо историю. Причем в своем представлении и со своей правдой. Здесь он учится обманывать.
Следите за тем, чтобы малыш не «перегибал палку» в своих творческих начинаниях. Если он с малых лет привыкнет много выдумывать, то в школьное время могут возникнуть сложности. Научите его отличать «сказки» от «историй» и «рассказов».
4 год: «Учёный»
- В четырехлетнем возрасте ребенок уже способен к тому, чтобы уметь считать до десяти, отличать право от лево, понимать геометрические фигуры. На этом этапе его развития необходимо много заниматься. Это могут быть не утомительные занятия, а уроки в форме игры. Так ребенок будет больше увлечен процессом.
- Логическое мышление только сейчас приобретает форму. Малыш должен научиться комбинировать, например, назвать одним словом кошку, собаку и корову. Его сосредоточенность на одном деле не должна быть меньше пяти минут. Ребенок в этом возрасте может ответить на множество простых вопросов: для чего нужна ручка на двери, почему мы пьем из кружки и тд.
Поиграйте с ним в ассоциации. Вы называете слово — вода, а он отвечает – стакан.
- В лексиконе ребенка уже более тысячи слов. Он формирует длинные предложения. Обучите его названиям профессий и их обозначениям. Обязательно проверьте, знает ли он свой возраст, имя и место проживания.
- Ваш ребенок совсем взрослый и может пересказывать сказки. Его речь понятна не только вам, но и окружающим.
Если в речи ребенка есть недочеты, плохо выговариваются определенные слоги или буквы, то не оставляйте это без внимания, а обязательно посетите логопеда. Так вы сформируете его речь еще до развития проблемной стадии.
5 год: «Мыслитель»
Пятилетний ребенок способен воспринимать большой поток информации, у него очень развита активность к познанию. Но не стоит слишком его перегружать. Это может сказаться на желании учиться чему-то новому. Пусть информация поступает частично, тогда она лучше усвоится и зафиксируется в его памяти.
Не заставляйте ребенка учиться, он пока еще не совсем готов к активной учебе. Это период, когда ваше чадо стоит между детским и школьным возрастом. Его желание к наукам и получению информации должно возникнуть само в подсознании. Он должен понимать, что это его собственный выбор.
- В этом возрасте ребенок способен рисовать геометрические фигуры, собирать несложные пазлы без посторонней помощи и различать цвета с оттенками. Некоторые дети в пять лет умеют читать по слогам.
- Логика довольно своеобразна. Ребенок полагается на свой небольшой жизненный опыт. Со временем его мнение кардинально изменится, а пока дайте полёт его фантазиям.
- Старайтесь читать с ребенком больше энциклопедий, познавательной литературы. Пусть это будет мир животных или начальные сведения о географии.
- Словарный запас ребенка настолько разнообразен, что он не путается в выражениях. Его концентрация внимания уже составляет более 15 минут. Очень важно больше общаться с ребенком. Вы должны задавать ему вопросы, получая на них правильные ответы и наоборот.
6 год: «Дошкольник»
Этот год для ребенка психологи считают переломным. В вашей заботе и внимании он нуждается больше, нежели раньше.
- В шесть лет у ребенка меняется психическое восприятие окружающей его действительности. Он уже на пороге школьного возраста, но пока не имеет навыка организованности.
- У него развивается музыкальный слух. Ребенок чувствует ритм и может напеть любимую композицию.
- В этом возрасте очень важно начать подготовку к школе, чтобы в дальнейшем ему было легче воспринимать большой объем информации.
Самое продуктивное занятие с ребенком — это наглядное обучение. Картинки и яркие слайды позволят наиболее эффективно запомнить необходимые факты. Ребенок в этом возрасте визуализирует, и ему важно видеть все своими глазами.
- В шесть лет дети уже не играют с простыми машинками или куклами. Их действия сопровождаются ролевым смыслом. Они придумывают целую историю развития событий, а затем реализуют ее со своими сверстниками.
- Ребенок уже хорошо умеет слушать, его выносливость повысилась и теперь он может ходить на большие расстояния, не хныкая и не жалуясь на усталость.
- Его словарный запас достиг 5 тысяч слов. С ним можно разговаривать долго и на различные темы.
- Теперь ваше чадо полностью готово для вступления в ряды школьников.
Ваш ребенок совсем уже взрослый. Он прошел большой путь от младенца до сформировавшейся личности со своим мировоззрением. За это время менялся его рост и вес. Ниже представлены средние показатели, на которые вы можете ориентироваться.
Источник
Развитие ребенка по годам, каждый этап развития малыша по-своему уникален и прекрасен. Новоиспеченные родители с появлением малыша каждую свободную минутку уделяют своей крохе. Это весьма правильное решение, ведь любовь должна закладываться с детства.
Молодые родители сразу пугаются с обрушившиеся на них ответственностью, но с уверенностью справляются со всеми капризами и бессонными ночами. Пока младенец совсем крошечный, на него только, что и можно делать — это миловаться.
Каждый возраст по своему интересен, уникален и важен как для ребенка так и для родителей. Все эти первые улыбки малыша, первые попытки ползания, держания головки, первый зубик и первый шаг просто невозможно забыть!
Данная статья будет посвящена развитию детей в возрасте от 2 до 5 лет. Я постараюсь наиболее детально описать стадии развития малышей и какими навыками он уже должен умело пользоваться в повседневной жизни.
Способности ребенка в 2 года
В этот период самое важное это внимание и забота родителей. Именно этот возраст требует наиболее щепетильного концентрирования на воспитании ребенка.
Как показывает практика, чаще всего родителей, которые уделяют должное внимание развитию ребенку и проводят с ним все возможные поучительные игры, тем ребенок их преуспевает в развитии над сверстниками.
Ребенок в 2 года должен уметь:
— с легкостью преодолевать ступеньки и самостоятельно по ним подниматься;
— по бордюре ходить ровно без поддержки родителей;
— прыгать невысоко;
-чувствуют ритм;
— словарный запас не менее 50 слов;
— знает название предметов некоторых, а так же различает животных;
— знает родственников по имени;
— держать в руке карандаш, ручку, кружку, вилку или ложку;
— самостоятельно наливать себе попить;
— расстегивать и застегивать куртку или штаны.
В таком возрасте малыши уже не всегда держаться за маму и предпочитают проводить больше времени на свежем воздухе среди своих сверстников.
Способности ребенка в 3 года
В 3 года ваш ребенок уже многое должен знать и уметь. Если ребенок не много отстает в развитии от заданных всеобщих норм, то не пугайтесь, возможно ваш маленький крошка просто лениться еще произносить некоторые слова или делать физические нагрузки.
Ребенок в 3 года должен уметь:
— знать свое имя, фамилию, отчество;
— знать свой адрес проживания;
— рассказывать маленькие стихотворения;
— знать цветовую палитру(хотя бы несколько основных цветов);
— самостоятельно одеваться и раздеваться;
— без помощи снимать обувь и завязывать шнурки;
— Считать до 5;
— собирать пирамидку, конструктор;
— самостоятельно выполнять все гигиенические ванные процедуры (умывание, чистка зубов, вытирание полотенцем лицо);
— самостоятельно кушать;
— уметь общаться со своими сверстниками, пытаться заводить дружеские отношения;
— кататься на трехколесном велосипеде.
Это лишь самые основные навыки, которыми должен овладеть каждый ребенок достигая такого возраста. Самое главное-это не препятствовать своему ребенку в желании развиваться и чему-то научиться новому совершенно самостоятельно.
Способности ребенка в 4 года
Каждый ребенок развивается индивидуально в соответствии с его характером и желании обучиться чему-то новому.
Что должен уметь ребенок в 4 года:
— легко держать равновесие;
— быстро бегать;
— кататься на роликах, самокатах, велосипеде;
— самостоятельно спускаться и подниматься по лестнице;
— уверенно держаться на вводе, стараться плыть самостоятельно;
— застегивать пуговицы;
— разукрашивать рисунки;
— рисовать кистью и фломастерами;
— с помощью ножниц вырезать нужную фигуру;
— готовить самостоятельно различные подделки;
— различать, где право, а где лево;
— ориентироваться по сезонам года.
В 4 года ребенок уже может многим похвастаться свои родителям. Он уже с радостью общается со своими сверстниками и предпочитают проводить как можно больше времени на улице. Когда ребенку исполняется 4 года, он становится любознательным и уже имеет достаточно хорошую натренированную память.
Способности ребенка в 5 лет
Данный возраст является средний дошкольный, малыш находится уже на середине пути к школе. Соответственно при поступлении в школу он уже должен уметь многое не только в физическом плане, а так же в умственном. Ведь в школе потребуется множество различных навыков которые просто необходимо выполнить каждый день.
Что должен уметь ребенок в возрасте 5 лет:
— знать считалку и цифры от 1 до 10 минимум;
— уметь выполнять простые математические примеры(сложение и вычитание);
— различать геометрические фигуры;
— практически знает все буквы;
— читать по слогам;
— знать цвета и различать оттенки;
— знать дни недели, месяца, время года;
— решать простые логические и арифметические задачи;
— концентрировать свое внимание на протяжении 15 минут;
— запоминать название предметов более 8 штук;
— находить отличия между предметами и рисунками;
— знать некоторые считалочки и стихотворения;
— четко произносить звуки;
— правильно определять интонацию;
— способны удержаться на канате на протяжении 10-20 секунд;
— ребенок становится более вынослив.
Ребенок в таком возрасте уже правильно может держать ручку в руках и писать некоторые буквы и цифры. Благодаря игре с пластилином малыш сможет вылепить нужную ему фигурку, а так же многие мелкие детали.
Ваш ребенок уже практически полностью самостоятельный, он умеет разукрашивать рисунок не вылезая за контур.
С пяти годовалым ребенком уже легче договориться ведь он с легкостью идет на компромисс, самое главное доступно и в спокойном тоне с ним общаться. Не стоит доносить новую информацию своему ребенку с помощью крика или скандала, ребенок может замкнуться в себе.
В данной статье описаны лишь самые важные навыки, которыми должен обладать ваш ребенок достигая определенного возраста.
Не стоит сразу паниковать если вы в чем-то отстаете в развитии, значит, ваш малыш уникален и просто еще не пришло время освоить что-то новое для него.
Но если ваши данные весьма разнятся с данными приведенными выше, то для своего успокоения вы можете обратиться к квалифицированным врачам, и пройти ряд обследований.
Помните, что пока ребенок маленький, старайтесь больше времени проводить с ним. Общайтесь со своим ребёнком и познавайте окружающий мир вместе.
Источник