Умственное развитие ребенка дошкольного возраста

Умственное развитие  в дошкольном возрасте.                     Интеллектуальное развитие  дошкольника.

   Задачи умственного воспитания понимают порой упрощенно, стараясь «вложить» в дошкольника как можно больше знаний об окружающем. Но дело не в «многознании». Гораздо важнее выработать у ребенка общие способы познавательной деятельности — умение анализировать, сравнивать, обобщать, а также позаботиться о том, чтобы у него сложилась потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить.

        В режиме дня малыша нет особой графы «умственное воспитание». Оно осуществляется и тогда, когда ребенок играет, и тогда, когда он занят посильным трудом, и тогда, когда он с нашей помощью знакомится с новыми предметами и явлениями действительности.

            Всестороннее развитие личности ребенка  в детском саду обеспечивается специально организованным воспитательно-образовательным процессом, в ходе которого осуществляется нравственное, умственное, эстетическое,  и физическое воспитание. При этом умственное воспитание ребенка выступает не только как овладение им знаниями и способами мыслительной деятельности, но и как формирование определенных качеств личности. А. Н. Леонтьев по этому поводу пишет: «Умственное развитие ребенка нельзя рассматривать в отрыве от его психического развития в целом, от богатства интересов ребенка, его чувств и всех других черт, образующих его духовный облик».

Умственное развитие происходит как в повседневной жизни, игры со сверстниками, так и в процессе систематического обучения на занятиях в детском саду. Важнейшую роль в этом играет систематически  осуществляемый  на занятиях процесс умственного воспитания.

Введение  в детском саду систематического обучения на занятиях  явилось важным этапом развития  дошкольного воспитания в нашей стране. Занятие является основной формой  организации процесса обучения в саду. На занятиях создаются благоприятные условия для усвоения детьми достаточно сложных заданий, умений и навыков, для формирования различных способностей детей.

Ключ к умственному развитию

         Ребенок растет. Он вступает во все более сложные взаимоотношения с окружающими людьми; у него складываются новые потребности; новые свойства  вещей, которых ранее ребенок не замечал, теперь выступают для него на первый план.

          Новое знание ребенка о мире может возникнуть лишь на основе новых форм мыслительной деятельности.

         Ведущее значение в развитии мышления ребенка имеет его практическая деятельность.  Одна из особенностей наглядно-действенного мышления, возникающего в раннем детстве, — неразрывная его связь с практическим действием.   Процесс мышления как бы вплетен в практическую деятельность, протекает во взаимодействии с ней. Наглядно-действенное мышление — исходный пункт интеллектуального развития.

В дошкольном детстве получает развитие и преобладает новая, более сложная форма мышления — наглядно-образное. С ее помощью решение ряда задач осуществляется ребенком в уме, без участия практических действий — он оперирует лишь образами. Из года в год усложняются задачи воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях, совершенствуется содержание и методы обучения детей на занятиях. На современном этапе задачи умственного воспитания заключаются в формировании всесторонне развитой личности ребенка, его умственной активности и самостоятельности, творческого отношения к выполнению всех видов детской деятельности, в формировании разнообразных способностей дошкольника.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который обеспечивает дальнейшее успешное умственное развитие ребенка. Дошкольное детство является оптимальным периодом  в умственном развитии человека. Результаты психологических и педагогических исследований  последних лет показывают, что возможности умственного развития  детей дошкольного возраста значительно выше, чем это предполагалось раньше.

Дети могут успешно познавать не только внешние  наглядные свойства предметов и явлений, но и их внутренние, существенные связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам абстракции, обобщения, умозаключения. Достаточно легко формируются представления об основных условиях роста и развития растений.

Обучая детей обобщенным способам обследования предметов с применением специально разработанных систем сенсорных эталонов, можно значительно повысить уровень их зрительного восприятия.  В результате такого обучения дети правильно воспринимают сложную форму предметов, оценивают их пространственное отношение, пропорции.

           Способность к мышлению в образах вначале выступает как оперирование представлениями о конкретных предметах и их свойствах. Но и в таком виде образное мышление дает возможность ребенку выйти за пределы непосредственно воспринимаемого. Мышление теряет свою неразрывную связь с практическими действиями и непосредственным восприятием ситуации.

          Важно подчеркнуть, что способность к оперированию представлениями не просто непосредственный результат того, что ребенок усваивает знания и умения. Здесь, как в некоей точке, сходятся разные линии психического развития — овладение предметными действиями, речью, усложнение игры, подражание…

         Много значат для развития наглядно-образного мышления конструирование, изобразительная деятельность, труд в природе. Именно здесь у детей складывается способность представлять себе будущий результат своих действий (постройку, рисунок какого-либо предмета и т. д.). Отсюда и возможность планировать свои действия, начиная с замысла и кончая осуществлением его.

В простейших формах образное мышление появляется уже в раннем детстве. Но именно в простейших — к началу дошкольного детства ребенок способен решить в уме лишь те задачи, в которых действие (оно может выполняться рукой или орудием) прямо направлено на то, чтобы получить практический результат — переместить предмет, использовать его, изменить. Внутренние материальные  действия обуславливают разнообразные и достаточно  сложные мыслительные процессы анализа и сопоставления различных состояний преобразуемого объекта, а так же  актуализация знаний детей, на основе которых, происходит осмысление получаемой информации. Новое материальное действие может быть достаточно простым, а те психологические прцессы, которые оно вызывает к жизни, их взаимодействие и результаты взаимодействия могут быть достаточно сложными и оказывать существенное влияние на умственное развитие детей.

Читайте также:  Практика по центру развития ребенка

Особое значение  в процессе ознакомления детей с природными объектами,  а  так же наблюдением за изменением и развитием явлений живой и неживой природы.  Природные изменения явлений протекают медленно и захватывают большие отрезки времени.

 Здесь важна системность наблюдений в течение длительного времени. Эта работа проводится вне занятий – на прогулках, экскурсиях.

В ходе наблюдений дети обращают  внимание не только на особенности природы, характерные для данного периода.

Длительные систематические наблюдения проводятся  при ознакомлении детей с общественными явлениями. Например, с детьми наблюдали все этапы строительства нового дома: рытье котлована,  закладку фундамента, возведение стен и т.д.

Существенное внимание нужно уделять организации практической деятельности детей с различными природными объектами.  В процессе ознакомления дошкольников с природой у них возникает много новых вопросов. В ходе разъяснений  что-то для детей становится понятным.

           Чем шире у ребенка  горизонты не совсем ясных знаний, тем более многообразен и богат процесс их превращения в ясные , отчетливые знания. В этом заключается своеобразный  парадокс умственного развития детей.

Знания – это продукт определенных познавательных действий ребенка. При формировании новых знаний детей необходима и организация новых познавательных действий детей. В обучении имеет место познавательная и, связанная с ней практическая деятельность детей, имеющая образовательное  и воспитательное  значение. Суть метода обучения заключается не только в том, как доносит до  детей новые знания педагог, но и в том, какова деятельность самих детей – носит ли она познавательный характер или действия ребенка практические.

Решающее значение  в усвоении знаний детьми имеет и деятельность самого ребенка, ее знаний, характер, хотя она и организуется взрослыми.

Ю.К.Бабанский определил три основные группы методов обучения:

1. стимулирование и мотивация учебно-познавательной деятельности детей;

2.организация и осуществление учебно-познавательных действий;

3.контроль и самоконтроль эффективности  учебно-познавательной  деятельности.        Данные группы методов имеют различные конкретные формы проявления в зависимости от возрастной специфики обучаемых детей.

В дошкольном возрасте  основными мотивами обучения  является познавательный интерес. Именно наличие у ребенка познавательного интереса к обучению  повышает  

эффективность  процесса обучения и вместе с тем насыщает его положительными эмоциями.

        Особую роль в процессе обучения дошкольников преобладают методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности детей, среди которых,  ведущее место занимают методы, направленные на формирование интереса к обучению. Сам же интерес обучению  в значительной мере зависит  от широты и устойчивости интересов ребенка к окружающим его предметам и явлениям, от умения творчески, со своих детских позиций осмысливать новые факты и события. Формирование интереса  к обучению – это важнейший момент подготовки детей к обучению в школе.

Следующая группа методов предусматривает организацию и осуществление учебно-познавательных действий. Эта группа методов подразделяется еще на три подгруппы:

  • Методы организации и чувственного восприятия учебных объектов, соответствующие наглядным методам.
  • Методы организации и осуществления мыслительной деятельности детей, соответствующие словесным методам. Мышление  детей дошкольного возраста развивается с помощью специально разработанных великими психологами и педагогами схем и моделей, которые в наглядной, доступной для ребенка форме, воспроизводят скрытые свойства, того или иного объекта. Использование этого метода создает для детей возможность получить доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам вещей. При овладении способами использования моделей, перед детьми раскрывается  область особых отношений – отношений  моделей и оригинала и , соответственно формируются два тесно связанных между собой отражения – план реальных объектов и план моделей, воспроизводящих эти объекты.
  • Методы организации  и управления практической деятельностью детей с целью формирования  у них новых знаний, навыков, умений.

Третья группа методов  обучения детей – методы организации контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности детей.

В процессе обучения все выше названные методы применяются в тесной взаимосвязи, что позволяет успешно решать задачи всестороннего развития детей.

Дошкольный возраст – это возраст интенсивного развития творческих способностей детей, период неиссякаемых вопросов, неистощимой фантазии, разнообразие игровых замыслов.

Основные формы и методы обучения должны быть подчинены решению такой задачи, как формирование у дошкольников общего творческого отношения  к окружающему миру. Особое значение при этом приобретают поиски новых эффективных

методов, положительно влияющих  на развитие умственной активности и самостоятельности дошкольников.

Для достижения новых целей, поставленных самим ребенком, требуются в ряде случаев, новые способы преобразования объекта. Их поиск идет путем  опробирования старых способов, их комбинирования, перестройки, поэтому пробы и ошибки – обязательный и важный компонент детского экспериментирования. Необходимость построения новых способов действия  ведет к развертыванию поисковой деятельности, и в этом процессе у детей формируются обобщенные умения опробовать новые объекты с целью обнаружения их скрытых сторон.

Читайте также:  Дополнительные особенности развития ребенка пмпк

В ходе развития поисковой деятельности преодолевается боязнь ошибочности действий, что является важным моментом в развитии детского мышления. Важно чтобы ребенок умел использовать  результаты ошибочных действий, умел извлечь из них нужную информацию.

Часто мы, воспитатели, наблюдаем именно проявления скованности детского мышления, стремление мыслить по готовым схемам, получать эти схемы от взрослого. И это результат определенного способа воспитания  и в семье, и в детском саду.

         Но вот перед ребенком  встают задачи нового типа. Результат действия в них можно назвать косвенным, а не прямым. Чтобы достичь этого результата, надо учесть связь между двумя (как минимум) явлениями, происходящими последовательно или одновременно.

         Пример: малыш хочет, чтобы мяч отскочил к нему от стенки. Прямой результат действия — мяч ударяется о стенку; возвращение мяча — результат уже косвенный.

Задачи, где необходимо учитывать косвенный результат, возникают в играх с механическими игрушками, в конструировании (от величины основания постройки зависит ее устойчивость), во многих других случаях.

          Трехлетние дети пытаются справиться с такими задачами с помощью приемов наглядно-действенного мышления. Как вы помните, здесь не обойтись без внешних ориентировочных действий.  Решение, которое найдено с помощью проб, ребенок может, конечно, запомнить. Но измените форму рычага — пробы начнутся заново.

          В среднем дошкольном возрасте можно наблюдать переход к решению таких задач в уме. После того как ребенка познакомят с несколькими вариантами задачи, он станет решать новый вариант в уме, не прибегая к внешним действиям, к пробам.

           Когда малыши решают задачи с косвенным результатом, у них складывается новая, более высокая форма наглядно- образного мышления, которую можно назвать наглядно-схематической. Здесь сохраняются не отдельные предметы и их свойства, а связи и отношения между предметами и свойствами. Одно из свидетельств этого — схематизм детского рисунка, в котором часто передается главным образом связь основных частей, а индивидуальные приметы изображаемого совсем отсутствуют.  

        Такие рисунки характерны для детей, которых рисовать не учат. (Если же такое обучение происходит, то очень скоро малыш начинает понимать, что важно передать именно внешний облик предмета.)

         Другое проявление схематизма мышления детей — то, что они легко и быстро понимают схематические изображения и с успехом пользуются ими.

           Овладев наглядно-схематической формой мышления, дети получают возможность усваивать обобщенные знания. Они могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и их внутренние, существенные связи и

отношения. В дошкольном детстве складываются способности к начальным формам абстракции, обобщения, умозаключения.

Например, у детей старшего дошкольного возраста можно сформировать понимание связи между внешним строением животных и условиями их существования. Если приходится знакомиться с новым животным, то дети по внешнему его виду, по характерным признакам могут заключить, где оно живет, как добывает пищу.

        Переход к построению схематизированных образов не единственное направление в развитии образного мышления дошкольников. Важно еще, что представления ребенка приобретают гибкость, подвижность.

           В частности, он учится представлять себе предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение.

         Темп умственного развития детей дошкольного возраста очень высок по сравнению с более поздними возрастными периодами. Какие-либо дефекты, допущенные в умственном воспитании в период дошкольного детства, трудно  выполнимы в более старшем возрасте и оказывают отрицательное влияние на все последующее развитие ребенка.

        Руководя умственным воспитанием ребенка,  надо постоянно сообразовываться с его возрастными особенностями. У  дошкольников познание существенных связей и зависимостей различных областей действительности происходит главным образом на основе наглядно-образного, а не понятийного мышления. Поэтому следует как можно полнее использовать возможности таких форм мышления, как наглядно-действенное и наглядно-образное, и не форсировать искусственно развитие понятийных форм мышления. Переход к этим формам будет тем успешнее, чем лучше развиты элементарные формы мышления ребенка.

             Особенности развития мышления в дошкольном возрасте:

  • ребенок решает мыслительные задачи в представлении — мышление становится внеситуативным;  освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений;
  • детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка;
  • появляется иное соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления;
  • ребенок переходит от использования готовых связей и отношений к «открытию» более сложных;
  • возникают попытки объяснить явления и процессы;
  • экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, пробовать свои силы;
  • складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.
Читайте также:  Центр развития ребенка на кутузовском

«Активная жизнь детской мысли — это самая главная предпосылка и сознательного отношения к обучению, и твердых, глубоких знаний, и тонких интеллектуальных взаимоотношений в коллективе».

                                                                                                          В. А. Сухомлинский

Источник

екатерина манжосова
Статья для воспитателей «Умственное развитие детей»

Статья «Умственное развитие»

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна.

Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н. Н. Поддьяков справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремится к исчерпающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.

Умственное развитие – это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а так же специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребёнка. На умственном развитии ребёнка сказывается и биологические факторы: строение мозга, состояние анализаторов, изменения первой деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков.

Об умственном развитии ребёнка судит по объёму, характеру и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание, по способности к самостоятельному творческому познанию. С раннего возраста у ребёнка начинает формироваться совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний, совершенствованию мыслительных операций, другими словами, развивается его ум. В дошкольном возрасте с большей или меньшей степени проявляются такие свойства ума, как быстрота, широта, гибкость мыслительных процессов, глубина, креативность, самостоятельность.

Таким образом, умственное развитие детей дошкольного возраста зависит от и комплекса социальных и биологических факторов, среди которых направляющую, обогащающую, систематизирующую роль выполняет умственное воспитание и она бучение.

Умственное воспитание планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умения применять усвоенные знания в деятельности.

Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие, способствует ему. В дошкольные года наблюдается более высокие темпы умственного развития, чем в последующие возрастные периоды. Основная особенность умственного развития ребёнка дошкольного возраста –преобладание образовательных форм познания: восприятия, образовательного мышления, воображения. Для их возникновения и формирования дошкольный возраст обладает особыми возможностями.

Умственное воспитание ребёнка, как подчёркивал А. Н. Леонтьев, нельзя рассматривать в отрыве от психического развития, от богатства интересов, чувств и других черт, образующих его духовный облик. И на самом деле познавательные процессы, которые развивают у ребёнка, проявляются в различных видах деятельности. Таким образом, умственное воспитание, имея своей целью воздействие на ум, благотворно сказывается на становлении его нравственного облика, эстетическом развитии, приобретения привычки к здоровому образу жизни.

Основная функция умственного воспитания детей первых лет жизни – формирование познавательной деятельности, т. е. такой деятельности, в ходе которой ребёнок учится познавать окружающий мир. Маленький ребёнок познаёт окружающий мир в игре, труде, на прогулках, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками. Познавательная деятельность осуществляется в формах восприятия и мышления. При помощи восприятия ребёнок познаёт внешние свойства предметов в их совокупности (цвет, форму, величину). Отражение этих свойств в мозге создаёт образ предмета. Благодаря мышлению ребёнок постигает внутренние, скрытые свойства, связи между предметами и явлениями (причинно- следственные, временные, количественные).

Для полноценного умственного развития ребёнок первых лет жизни необходимо заботится о развитии его восприятия и мышления. В связи с этими важнейшими задачами умственного воспитания детейдошкольного возраста являются:

— сенсорное воспитание (развитие);

развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями).

— становление речи.

Умственное воспитание детей этого возраста направленно на формирование познавательных мотивов,поэтому одна из его задач: — воспитание любознательности, познавательных интересов.

Так же можно сказать, что умственное воспитание дошкольников осуществляется в игровой деятельности. В специально созданных взрослыми играх (подвижных, дидактических) заключены разнообразные знания, мыслительные операции умственного действия, которые дети должны освоить.

В умственное воспитание входят и творческие игры они по своей природе отобразительные в них дети отражают свои впечатления об окружающей жизни, знания усвоенные ранее. Что касается продуктивных видов деятельности (труда, конструирования, изобразительной деятельности) они обладают своими специфическими возможностями для дальнейшего развития планирующей функции мышления. Ребёнок должен предвидеть результат производимых им действий, определять этапы выполнения работы, способы её организации. В этом и заключается умственное развитие детей дошкольного возраста.

Список используемой литературы:

1. Козлова С. А., Куликова Т. А.Дошкольная педагогика: Учеб., пособие для студентов. М.: 2000г.

2. Усова А. П. Обучение в детском саду, 3-е изд., М.: 1981г.

Источник