Умственная отсталость у ребенка 3 года
Умственная отсталость у детей – это недоразвитие всех психических (когнитивных) процессов. Проявлением такого недоразвития становится понижение уровня интеллекта, не позволяющее ребенку полноценно обучаться и получать знания, познавать мир в рамках его возраста. Как правило, такие дети развиваются до некоего предела, величина которого обуславливается врожденными изменениями или приобретенными нарушениями.
Медицина называет такое состояние олигофренией. Недуг не ставит на малыше крест, но обучение умственно отсталых детей требует от родителей максимальной отдачи физических и душевных сил. Приняв индивидуальную особенность крохи, родители должны понимать и знать, как помочь своему маленькому сокровищу занять свою особую нишу в человеческом социуме. Задача сложная, но не непосильная, если начинать ее решать с любви к ребенку.
Что влияет на развитие олигофрении?
Причины, вызывающие задержку умственного развития, могут быть как внешними, так и внутренними. Врачи выделяют часто встречающиеся:
- интоксикация организма беременной матери или плода;
- наследственная несовместимость по резусу крови у ребенка и женщины;
- паразиты, поражающие плод, переходя из организма матери;
- изменения во внутренних органах, вызванные дистрофией в период беременности;
- воспалительный процесс, возникающий в головном мозге ребенка;
- травмирование плода во время родов;
- серьезные травмы физического и психического характера, произошедшие в дни младенчества;
- негативная экологическая обстановка;
- нарушенный обмен веществ;
- употребление беременной наркотиков и алкоголя;
- плохое питание младенца.
Резус-конфликт может послужить причиной развития серьезных отклонений у малыша
Как проявляется умственная отсталость?
Составляя клиническую картину, показывающую развитие умственно отсталого ребенка, специалисты отмечают, что олигофрения находится в тесной связи с психическими отклонениями. Проявляется нарушениями в речи, эмоциях, обобщениях, сознательной деятельности, познании окружающего мира. Характерные симптомы в развитии умственно отсталого ребенка приходятся на разные периоды его жизни.
Признаки олигофрении у новорожденных
Только что родившиеся дети с умственной отсталостью отличаются от здоровых ребятишек внешними признаками и внутренними патологиями. Характерные признаки:
- аномальное строение тела, головы, лица;
- патология различных внутренних органов;
- фенилкетонурия: кислый запах, исходящий от новорожденного и его мочи, бледная кожа, судороги, светло-голубой оттенок роговицы глаза, слабость мышечного аппарата, отсутствие простых реакций.
Как проявляется заболевание до года?
Ближе к году проявляется выраженность симптомов заболевания. Задержка умственного развития выливается в такие признаки:
- малыш не держит головку;
- отсутствует привычный для этого возраста детский лепет, свидетельствующий о развитии речевых навыков;
- мышечная слабость выражается в неумении ребенка ползать, сидеть, самостоятельно вставать.
Если ребенок так и не начал держать головку в младенческом возрасте, это очень тревожный сигнал
Дошкольный возраст
Период дошкольного возраста ярко раскрывает серьезные отклонения в поведении умственно отсталых детей. Олигофрения затрагивает все области жизни и проявляется в таких признаках:
- несвязная, поздно проявляющаяся речь;
- нарушение моторики;
- рассеянное неустойчивое внимание;
- расстройства поведения;
- слабое физическое развитие;
- нестабильность в эмоциональном плане;
- неспособность к самообслуживанию (неумение чистить зубы, завязывать шнурки, одеваться) (см. также: как научить ребенка завязывать шнурки просто и быстро?).
Школьный возраст
Симптомы болезни у детей школьного возраста показывают, насколько велика задержка развития и сложно их обучение. Для умственно отсталых детей характерны:
- неспособность усвоения начальной школьной программы;
- низкий интеллект;
- неумение мыслить абстрактно;
- скудные речевые навыки, безграмотность в произношении слов и составлении предложений;
- рассеянность внимания;
- полная безынициативность;
- слабая память;
- подверженность внушаемости;
- нарушения физического развития;
- задержка психического развития выражается во всем: движениях, эмоциях, речи, памяти, проявлении воли, концентрации внимания (рекомендуем прочитать: симптомы задержки психического развития у детей );
- неумение адекватно поступать в обычных ситуациях: одеваться по погоде, покупать что-то в магазине.
Клиническая картина болезни позволяет установить тип заболевания. Как правило, умеренная умственная отсталость у детей не диагностируется в грудничковом периоде.
Если умственные нарушения обнаруживаются в раннем возрасте, констатируется тяжелая степень болезни. Легкие и умеренные типы олигофрении проявляются в дошкольном или школьном возрасте.
Сниженный интеллект и невозможность усваивать школьную программу может говорить о наличии той или иной степени олигофрении
Характеристика больного ребенка
Дефекты развития умственно отсталого ребенка затрагивают все параметры личности и человека в целом. Органические дефекты выливаются в такие заболевания как гидроцефалия и ДЦП. Интеллектуальные отклонения связаны с повреждением некоторых корковых процессов мозга. Трудности с познавательной деятельностью приобретают разную форму, приводя к невозможности обучения умственно отсталых детей. Физиологические нарушения приводят к снижению зрения, слуха, недоразвитости речи.
Психология определяет три критерия:
- клинический – связан с органическим поражением мозга;
- психологический – выражается в нарушениях познавательной деятельности;
- педагогический – свидетельствует о низком уровне обучаемости.
Проблемы восприятия
Замедленное восприятие, характерное для поведения больных олигофренией, не позволяет ребенку правильно оценивать окружающие его предметы, на опознание знакомой вещи тратится много времени, не получается связывать между собой разные предметы. Больной малыш путает похожие по звучанию слова, не различает по графическому изображению цифры, буквы, предметы.
Восприятие получаемой информации происходит в неполном объеме. Малышам сложно провести анализ и описать увиденное изображение. Запомнив один предмет, они не стремятся самостоятельно познавать другие вещи, их необходимо подталкивать к действию. Заниматься обучением умственно отсталых детей в обычной школе невозможно. Достигнув возраста 8-9 лет, ребенок проявляет характерные особенности – в поведении проявляется неспособность к пониманию пространства и времени. Больной неспособен отличить правую и левую сторону тела, не может сам найти туалет или свой школьный класс.
Ребенок с подобным отклонением не ориентируется в простейших вещах и не может посещать обычную школу
Проблемы мышления и познания
Познание мира должно происходить поэтапно, но у больных детей этот механизм нарушен. Отсутствует системный анализ предметов, малыш с трудом способен заметить связь между частями целого. Такая рассеянность приводит к потере первоначального представления об изучаемой им вещи. Слабая мыслительная активность мешает правильно оценивать свои поступки и действия.
Сложность обучения умственно отсталых детей объясняется трудностями в озвучивании преподносимой им информации.
Отставание в речи и мыслительных функциях представляет серьезные отличия больных малышей от обычных. Больные дети с большим трудом осваивают письменность и чтение, они невнимательны, не могут довести начатое до требуемого грамотного завершения.
Эмоциональные и физические отклонения
Недоразвитость, как свидетельствует психология, заметна и в эмоциональном плане. Малыши внешне не проявляют своих переживаний, у них плохо работают волевые механизмы, слабо развита активность. Отстают в физическом развитии, запаздывая с освоением основных навыков: плохо и поздно начинают ползать, держать голову, ходить. Особенностью становится и слабый интерес к окружающему миру, у них не получается различать предметы, лица родных и незнакомых людей, плохо развивается речь.
Трехлетний больной ребенок не умеет проявляться как личность. Игровая активность дошкольника состоит из примитивных действий с предметами. Кроме того, больные олигофренией не могут обслуживать себя, им требуется постоянная помощь взрослых.
Игры таких деток даже в школьном возрасте остаются очень примитивными
Степени заболевания
Всестороннее изучение недуга позволило специалистам составить его классификацию по степеням. Каждая форма получила свое название и подробное описание признаков. Легкая, средняя и тяжелая умственная отсталость у детей проявляются с различной интенсивностью и в процентном соотношении не выражается. Рассмотрим классификационные характеристики видов недуга:
Форма | Симптоматика |
Легкая степень или дебильность |
|
Умеренная – имбецильность |
|
Тяжелая форма имбецильности |
|
Глубокая степень или идиотия |
|
Коды по МКБ-10
Международная классификация олигофрении обозначается специальными кодами, которые находятся в соответствии с рубрикой F70 медицинского справочника, обозначающей степени олигофрении. Для определения уровня интеллекта больного олигофренией, используют известную в психологии методику Веслера. Сложная система определения IQ была разработана психологом в середине 20 века.
Для больных олигофренией шкала Веслера выглядит так:
Код | Показатель |
F70 | Легкая степень (дебильность) – IQ от 50 до 69 пунктов. |
F71 | Умеренная имбецильность – IQ от 35 до 49 пунктов. |
F72 | Тяжелая имбецильность – IQ от 20 до 34 пунктов. |
F73 | Глубокая степень (идиотия) – IQ меньше 20 пунктов. |
Четвертый знак в кодах МКБ-10 в обозначении олигофрении служит для определения нарушений в поведении ребенка. Сопутствующие психические расстройства при этом не учитываются. Кодирование заболевания принято повсеместно и позволяет медикам коротко записывать диагноз в карточке больного и в больничном листе. Для олигофрении четвертый знак выглядит так:
Код | Показатель |
«0» | минимальное число нарушений или их отсутствие |
«1» | нарушения, купируемые определенным лечением |
«8» | присутствие дополнительных расстройств поведения |
«9» | патологии нарушений поведения не найдены |
Способы диагностики болезни
Определить, есть ли задержка умственного развития, можно в возрасте, когда ребенок приступает к освоению речевых и двигательных навыков. Специалисты тщательно подходят к обследованию, чтобы поставленный диагноз был максимально точным и не смог негативно повлиять на будущее маленького человечка. Полное заключение по виду недуга дается лишь к 3 годам, поскольку не всегда снижение интеллекта связано с умственной отсталостью.
Определение умственной отсталости проводится в более взрослом возрасте – ближе к 3 годам и старше
Диагностирование проводится психологами и психиатрами. Разработаны специальные тесты, направленные на определение уровня развития и установление интеллектуальных способностей. Делая выводы по задержке умственного развития, специалисты учитывают такие факторы как недостаток функций двигательного аппарата, наличие языкового барьера, культурные особенности, расстройства, связанные со зрением, речью, слухом, перенесенные в младенческом периоде болезни.
Семьям, в которых растут умственно отсталые дети, предлагаются особые разговорники, помогающие тестировать больного дома. Если вы до года обнаружили у своего чада заметные нарушения, незамедлительно покажите его квалифицированному психологу или психиатру.
Болезнь может вызвать дополнительные психические расстройства и соматические недуги, отражающиеся на поведении умственно отсталых детей. Диагноз умственно отсталым детям ставится на основании стандартных тестов и характерных для конкретного заболевания симптомов. Обнаружив недуг, врач обязан выяснить его причины, чтобы выстроить прогноз на динамику развития ребенка. Родителям могут быть даны программы по обучению и консультации по поведению и общению.
В чем заключается лечение?
Вылечить олигофрению невозможно, однако существуют различные методы реабилитации малышей, позволяющие правильно подойти к обучению. Лечение начинают с момента обнаружения заболевания, даже если оно установлено в грудном возрасте. Ощутимых успехов можно добиться, если поместить ребенка в профильное учреждение, в котором обучением занимаются профессионалы.
Если олигофрения у детей сопровождается соматическим расстройством, их помещают в стационар. Индивидуально назначаются препараты, купирующие особые проявления: психотические, неврозоподобные и психопатоподобные. При легкой и умеренной степени болезни есть большой шанс на высокий уровень устранения задержки развития. Занимаясь развитием умственно отсталого ребенка с умеренной степенью болезни, можно с возрастом достичь результата, когда он научится сам себя обслуживать, сможет выполнять несложную работу на производстве.
При должном уходе и развитии повзрослевшие дети смогут показывать отличные результаты восстановления мыслительных функций
Тяжелым приговором считается четвертая, глубокая степень заболевания, не поддающаяся эффективному лечению. Родителям, чьи дети имеют четвертую степень недуга, необходимы постоянные консультации и рекомендации, даваемые специалистами по мере их развития. Родители должны обеспечить детям домашний комфорт и оградить их от опасной внешней среды. Для лечения заболевания привлекаются врачи следующих специальностей:
- логопед и дефектолог;
- невропатолог;
- психиатр;
- физиотерапевт;
- ортопед;
- работник социальной службы.
Можно ли предупредить болезнь?
Понимая, какая ответственность ложится на женщину при вынашивании плода, будущая мама обязана регулярно посещать женскую консультацию, исключить вредные привычки, быть осторожной в бытовом плане. Планируя беременность, нелишним будет выяснить, были ли в роду случаи заболевания олигофренией. Необходимо выяснить степень риска рождения больного ребенка. Профилактика появления отсталости состоит и в своевременной вакцинации от инфекционных болезней, и в постоянном наблюдении педиатра.
Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »
Источник
Дебильность как диагноз
Различные психические и физические нарушения развития проявляются у каждого ребенка в индивидуальном своеобразии. Выделяют первичные недостатки развития – те, которые возникли в результате органического поражения центральной нервной системы (головного мозга) и вторичные – нарушения развития высших психических функций (восприятия, воображения, речи, мышления, памяти, внимания), возникшие в результате нарушений работы ЦНС (центральной нервной системы).
У ребенка с умственной отсталостью (УО) и общепринятым диагнозом «олигофрения» наблюдаются разнообразные по форме и характеру нарушения работы психики. Но красной нитью на протяжении всего развития тянется недостаточность прежде всего умственной деятельности. То есть у них первичный дефект именно умственная отсталость. Причем это нарушение развития носит необратимый характер. И возникает либо во время внутриутробного развития, либо в первые годы жизни ребенка (в первые три).
Особо следует отметить, что используя термин умственная отсталость можно подразумевать не только олигофрению. Этот термин шире. Так как нарушения интеллектуальной деятельности могут возникнуть в течение жизни человека на разных этапах, не только в детстве, под воздействием самых различных обстоятельств.
Тогда умственная отсталость будет сопровождаться другим диагнозом. Таким образом становится понятно, что умственная отсталость – это не диагноз, не отдельная болезнь, у которой есть симптомы и которую можно лечить. УО не определяет характер заболевания, а только дает оценку уровня способностей, возможностей ребенка прежде всего к обучению и усвоению школьных знаний. Во всяком случае, это один из самых явных и очевидных критериев.
Степени умственной отсталости
В данной статье будет рассматриваться умственная отсталость у детей именно в отношении олигофрении.
Согласно современной медицинской классификации выделяют 4 степени умственной отсталости:
- Лёгкая (дебильность)
- Умеренная (когда дебильность находится по значениям общего уровня развития ближе к имбецильности)
- Тяжелая (ярко выраженная имбецильность)
- Глубокая (идиотия)
И все эти формы относят к обобщенному названию заболевания – олигофрении. Если же необратимые нарушения интеллектуального развития возникают у ребенка после 3 лет, когда у него идет уже процесс регресса развития ранее нормально сформированного головного мозга, это будет уже деменция (слабоумие, приобретенное в результате воздействия различных патологических факторов, например, такое заболевание, как менингоэнцефалит). Идет обратный процесс, приобретенные навыки и умения теряются или приобретают иную форму.
Если ребенок умел говорить, то начинают проявляться серьезные нарушения речи, например. Термины дебильность, имбецильность, идиотия «пришли» из МКБ 9 (международной классификации болезней 9 пересмотра). В МКБ 10 (международная классификация болезней 10 пересмотра, актуальная на сегодняшний день) эти термины уже не используется, официально. Но немалое количество специалистов продолжают пользоваться этими же формулировками, к тому же эта терминология «живет» в специальной литературе, которая еще очень долго будет использоваться современными учеными и специалистами.
Легкая умственная отсталость традиционно по степени и характеру выраженности нарушений работы ЦНС означала, что у ребенка дебильность (иногда используют термин «дебилизм», но он некорректен).
Особенности развития детей с легкой степенью умственной отсталости
У ребенка умственная отсталость легкой степени не делает его тотально недоразвитым. Развитие безусловно происходит. Но с глубоким своеобразием , аномальностью. Какая бы ни была причина возникновения УО, насколько бы сильна не была поражена центральная нервная система (головного мозг), вместе с распадом и видимым ухудшением динамики развития ребёнка, происходит и его развитие.
Среди умственно отсталых детей больше всего именно с легкой степенью. Они могут отставать от нормально развивающихся сверстников также в физическом развитии. Иметь в анамнезе (истории индивидуального развития) сопутствующие психические заболевания и серьезные нарушения развития эмоционально-волевой сферы. Они делают характер развития ребенка еще более своеобразным, так как на фоне этих заболеваний может происходить и распад высших психический функций. Симптомы с возрастом становятся более ярко выраженными. Поэтому таким детям совершенно необходимо своевременное комплексное лечение и постоянное наблюдение за состоянием их здоровья.
Особенности психического развития проявляются особенно ярко к началу организованного обучения. То есть примерно лет с 3-4, когда начинается дошкольное образование. И уже становится понятно, что им нужна организация особых образовательных условий.
Как распознать умственную отсталость (дебильность) у ребенка?
Примерные признаки, которые могут сказать о наличии УО (олигофрении), характерные для детей раннего возраста:
- Общее развитие происходит с видимой задержкой (они позже начинают держать головку, ползать, стоять, ходить).
- Наблюдаются явные особенности развития эмоциональной сферы – дети позже начинают улыбаться, их эмоциональные реакции на появление близких людей меньше по времени и быстрее угасают. Ребенок в отличие от нормально развивающегося сверстника может не стремиться к общению со значимыми взрослыми.
- Позже формируются основы предметной деятельность. Они нередко не понимают как играть с определенными игрушками, чаще всего используют их не по назначению. На картинках позже и начинают узнавать знакомые предметы, им требуется многократное повторение.
- Видимые нарушения развития речи – словарь обеднен и ограничен, дети часто начинают говорить только после 3-х лет.
- Они не могут выделять себя в окружающем мире. Плохо могут формулировать свои желания.
В более позднем возрасте все нарушения развития «заостряются» еще больше, становясь явными. Так как игровая деятельность в дошкольном возрасте является ведущей, то понаблюдав за ребенком можно предположить, что у него легкая (самая распространенная) степень умственной отсталости, если он:
- С трудом может играть в команде.
- Не понимает как играть в сюжетно-ролевые игры, реальные ситуации с легкостью проецируемые нормальными детьми в игровые (типа игры в «магазин», например) вызывают у таких детишек серьезные затруднения, их воображение не развито на должном уровне. Они часто совершают только однообразные действия.
- Таких детей труднее организовать для обучения. Они легко отвлекаются, кажутся более рассеянными и несобранными.
- Творческие способности обычно на очень низком уровне. Там, где нужно проявить самостоятельность в мышлении или в придумывании чего-то нового они испытывают серьезные затруднения.
- Словесные инструкции им трудны для точного запоминания. Их объем памяти ограничен. Произвольное внимание крайне неустойчивое и быстро истощается.
Краткая качественная характеристика развития детей с легкой степенью УО в раннем школьном возрасте (с использованием материалов методических рекомендаций для изучения детей с УО Забрамной С.Д. и Т.Н. Исаевой «Знаете ли вы нас?»)
- Физическое развитие. Может соответствовать возрастным нормам, а может иметь и незначительные отклонения, в отношении роста, веса.
- Двигательное развитие. Наблюдаются нарушения. Особенно это касается согласованных произвольных движений. Выполняют простые действия по образцу. Но если дело будет касаться двигательных упражнений, состоящих из нескольких этапов, то возникнут трудности. Например, если дать инструкцию сделать три приседания, потом два наклона вперед. Походка обычно устойчивая.
Есть трудности при выполнении упражнений с одновременным использованием рук и ног. Например, приседание с одновременным разведением рук в стороны. Тонкая моторика нарушена, позже начинают правильно держать ручку или карандаш, труднее обучаются письму. Но в то же время, есть дети с УО, которые могут долго и успешно выполнять однообразные действия, требующие далеко не самого низкого уровня развития тонкой моторики, заниматься вышиванием, например, или вытачивать мелкие детали на станке. Каждый случай нужно рассматривать индивидуально.
- Развитие бытовых навыков. Вполне успешно овладевают навыками самообслуживания – уверенно и правильно могут держать вилку/ложку, едят без помощи взрослых, сами одеваются, чистят зубы и т.д. При должном воспитании не испытывают серьезных затруднений в этом.
- Социальное развитие. Могут называть свое имя, фамилию, отчество. Обычно называют имена близких родственников. Хотя порой некоторые дети и в таких вещах испытывают затруднения. Сами значения понятий семьи, родственников, соседей, друзей порой не могут разделять сообразно признакам, причисляя одних и тех же людей, то к семье, то к друзьям, например.
- Ориентировка в пространстве. Понятия «право», «лево», «спереди», «сзади», «перед…», «ближе», «дальше», «за…», «над…», «под…» трудно поддаются пониманию. Могут преодолевать небольшие расстояния самостоятельно (дорога до школы или до магазина возле дома, например, чаще всего не вызывает затруднений). В здании школы первое время ориентируются с более значительными трудностями, чем их нормально развивающиеся сверстники. Простые правила дорожного движения, типа перехода проезжей части на зеленый сигнал светофора могут вызывать серьезные затруднения и требуют многократного повторения.
- Ориентация во времени. С трудом усваивают понятия частей суток (утро, день, вечер, ночь), часто плохо запоминают названия времен года, с называнием и заучиванием месяцев зачастую испытывают еще большие затруднения. Узнавание времени по стрелочным часам вообще порой является непреодолимым препятствием. Последовательность событий из жизни часто не устанавливают правильно.
- Бытовая ориентировка. Могут плохо различать понятия сезонности в одежде. Путают назначения бытовых предметов. Им необходимо давать четкие и конкретные инструкции при простых на первый взгляд, действиях, типа мытья пола.
- Развитие коммуникативных навыков (способности к общению). При должном воспитании вполне успешно могут общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, способны дружить. Со взрослыми (родителями, педагогами, воспитателями) способны «держать дистанцию» и адекватно реагировать на похвалу или критику. Но все же критичность собственных поступков нередко нарушена.
- Способность к деятельности. Интерес к различным видам деятельности проявляют, часто непродолжительный. Необходима организующая и направляющая помощь взрослых. То есть могут действовать по подробной пошаговой инструкции и показу (примеру). Критично оценивать свои действия во время выполнения какого-либо задания могут, но часто крайне поверхностно. Как только понимают, что их действия не приносят нужного результата, впадают в беспомощность. Сами исправить ошибки да и понять их способны нечасто. Эмоционально реагируют на оценку их деятельности.
Уровень сформированности высших психических функций (восприятия, памяти, мышления, речи, воображения) детей с легкой степенью УО
- Восприятие. При зрительном восприятии, предъявлении картинок с предметами, плохо группируют предметы со схожими признаками. Например, при показе картинок с предметами мебели не всегда могут объединить, к примеру, стул, кресло, шкаф в одну группу. Или не могут сгруппировать картинки с различными изображениями овощей, фруктов. Причем часто не могут соотносить изображения предметов с реальными предметами. Если демонстрировать их не одновременно, без пояснения. Цвета различают, но с оттеночными нередко испытывают затруднения.
Испытывают затруднения в сличении звуковых стимулов, как музыкальных, так и бытовых. Не могут вербализировать (выразить словами) обозначение звука. Тактильное восприятие также может быть нарушено. Опознавание хорошо знакомых предметов на ощупь с закрытыми глазами часто представляет для таких детей серьезные трудности. В общем, восприятие предметов и явлений часто фрагментарно и бессистемно. Необходима организующая помощь.
- Память. Чаще всего механическая. Способны запоминать даже большой (соразмерно их уровню развития) материал, но тогда смысла увиденного или прочитанного часто не понимают. Объем памяти меньше чем у нормально развивающихся сверстников. При воспроизведении материала нуждаются в дополнительных наводящих вопросах, наглядных опорах.
- Мышление. Преобладает конкретное. Наблюдается серьезное отставание, скорее даже нарушение, в развитии логического мышления. Там, где нужно проявить самостоятельность мышления или необходимо принятие решения, такие дети сразу испытывают серьезные затруднения. Вообще, у детей с УО наблюдается прежде всего общее недоразвитие всех видов мышления. Вроде бы уже усвоенные знания и навыки они не могут использовать должным образом при восприятии нового материала. Плохо устанавливают причинно-следственные связи.
- Речь. Чаще наблюдаются различного уровня нарушения развития речи. Нередки среди них стойкие. Словарный запас обычно не очень богат. В речи чаще склонны использовать простые обороты, без сложных слов и усложненных конструкций предложений и фраз. Обращенную к ним речь чаще понимают. Но только если в ней используются хорошо знакомые понятия. Способны выстраивать диалог и эмоционально общаться адекватно окружающей обстановке.
- Внимание. Преобладает непроизвольно. Произвольно развито существенно хуже. Для того, чтобы привлечь внимание ребенка с УО и побудить его к действию необходим в большом количестве наглядный материал.
Особенности обучения детей с УО в легкой степени
Дети с умственной отсталостью – особенные. У них особые образовательные потребности. При обучении акцент делается не на количество усвоенных учебных знаний, а на уровень социальной адаптации и способности к самостоятельной жизни, расширению прежде всего жизненных компетенций. Чтобы ребенок, выйдя из школы, мог воспользоваться социальными услугами (записаться на прием к врачу, написать заявление или отправить посылку по почте), научился планировать бюджет, правильно и сообразно общественным нормам общаться с окружающими. И в конце концов, мог работать.
Основной упор делается на обучение трудовым навыкам, чтобы впоследствии подросток мог овладеть рабочей профессией (маляр, швея, сантехник и т.д.). Основа школьной программы для детей с легкой степенью умственной отсталости – это занятия по трудовому обучению. При определении образовательного маршрута умственно отсталого ребенка нужно учитывать имеющиеся возможности и своевременно выявлять потенциальные возможности к усвоению различного программного материала. Для этого надо тщательно прорабатывать программу психолого-педагогического сопровождения ребенка на протяжении всего периода обучения.
Без специально организованного образовательного процесса умственно отсталые дети рискуют остаться беспомощными и бесполезными. Воспитание и обучение детей с умственной отсталостью требует большого педагогического мастерства и тщательно выверенных методов коррекции (насколько это возможно) недостатков развития. И тогда эти дети смогут в дальнейшем плодотворно работать, создавать семью, нормально жить, в общем, быть полноценными членами общества.
Диагностика представляет немалую трудность, так как на ранних этапах развития умственная отсталость похожа по своим признакам на задержку психического развития. Случаи педагогической запущенности также порой принимают за умственную отсталость. Поэтому так важно комплексное и не единоразовое всестороннее обследование ребенка.
Источник