Умники и умницы развитие ребенка

Умники и умницы развитие ребенка thumbnail

Ирина Заговорич
Программа сенсорного развития «Умники и умницы» для детей 1,5–2 лет (один год обучения)

Продолжение

Актуальность:

Развитие органов чувств у детей 0-3 лет идет очень интенсивно. Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Занятия по сенсорному развитию, направленные на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

является основой для интеллектуального развития; упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром; развивает наблюдательность; является основой для развития воображения; развивает внимание; дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности; обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; влияет на расширение словарного запаса ребенка; влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Дидактические игры включают в себя

сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющее, с другой — принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок — это и любимые игрушки и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства — картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание -последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи

. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств — всеми цветами спектра, с геометрическими формами- круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич. Развивать познавательные умения и речевые- определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова- названия величин и форм.

Цель сенсорной работы в 1,5-2 года

: развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

Сформировать у детей младшего дошкольного возраста умение воспринимать и представлять предметы и явления, способствующие совершенствованию процессов рисования, лепки и развития речи, и, выделять в них самое существенное, характерное (признаки, качества). Учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности. Развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение).

Методы:

Игровой метод (дидактические игры. Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов. Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.

Формы организации деятельности:

групповая; подгрупповая; индивидуальная.

Литература:

1. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателей детского сада. М. :1988, с. 3-14, 34-80.

2. Под ред. Салахетдинова В. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Киев: «Полиграфкнига», 1973, с. 16-27

3. Лямина Г. М. Гербова В. В. Романовская Э. М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М. :1976, с. 81-82,162-163.

Краткое описание содержания работы:

содержит «Тему занятия», «Цель и содержание», «Дидактический материал»

сентябрь

: 1 и 2 — Подготовительная работа.

3 и 4 — Диагностика: Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года на основе программных задач через игровую форму и конкретные задания. Использованы игрушки и игры из уголка сенсорного развития.

5 — «большой», «маленький»: Познакомить детей с понятиями «большой» и «маленький» и учить детей обращать внимание на величину предметов, формировать у них умение пользоваться простейшими приемами установления тождества и различия объектов по величине, учить понимать слова «такой», «не такой», «большой», «маленький». Использованы фигурки квадратов (кругов) двух размеров по 5 больших и маленьких каждому ребенку (цвет и фактура одинаковые) .

октябрь

:

1 — «такие же» (одинаковые, похожие) : Учить детей фиксировать внимание на форме предметов, использовать простейшие приемы установления тождества и различения объектов по форме, ориентируясь на слова «форма», «такая», «не такая», «разные», «одинаковые» (наложение, приложение, совмещение). Использованы круги и квадраты, треугольники разной величины, но одинакового цвета (все круги одного цвета, квадраты – другого, треугольники – третьего) .

2 — «большой», «маленький»: Продолжать учить детей обращать внимание на величину предметов, формировать у них умение пользоваться простейшими приемами установления тождества и различия объектов по величине, учить понимать слова «такой», «не такой», «большой», «маленький» и оперировать ими. Использованы фигурки квадратов (кругов) трех размеров по 5 больших и маленьких каждому ребенку (цвет и фактура одинаковые). Лучше использовать те же самые фигуры, чтобы закрепить даваемый материал. Если дети быстро усваивают информацию, можно заменить материал на сходный, но отличающийся по цвету, величине от предыдущего.

Читайте также:  Новые методики раннего развития ребенка

3 — «частички»:Формировать представление о том, что все окружающие предметы состоят из частей: домик – это крыша и стены, окна, крыльцо; дерево – это ствол, ветви и листья и т. д. Учить использовать знакомые геометрические фигуры для создания простых объектов (квадрат, треугольник, круг – дом, солнышко и т. п. Использованы: геометрические фигуры разного цвета и величины по 5 штук каждого вида на каждого ребенка.

4 — «такие же» (одинаковые) : Продолжать учить детей фиксировать внимание на форме предметов, использовать простейшие приемы установления тождества и различения объектов по форме, ориентируясь на слова «форма», «такая», «не такая», «разные», «одинаковые». Использованы круги и квадраты, треугольники разной величины, но одинакового цвета (все круги одного цвета, квадраты – другого, треугольники – третьего). Лучше использовать те же самые фигуры, чтобы закрепить даваемый материал. Если дети быстро усваивают информацию, можно заменить материал на сходный, но отличающийся по цвету, величине от предыдущего.

5 — «разные»: Продолжать фиксировать внимание на форме предметов, учить их простейшим приемам установления тождества и различия однородных предметов, сопоставления формы объекта с образцом, ориентируясь на слова: «форма», «такая», «не такая», «разные», «одинаковые». Использованы круги и овалы одинаковые по цвету, величине, фактуре.

ноябрь

:

1 — «вкладыши»: Закреплять умение детей сопоставлять предметы по форме, осуществляя выбор из 3 заданных форм. Использованы гни геометрического куба (геометрические фигурки к ним) каждому ребенку.

2 — «разные»: Продолжать фиксировать внимание на форме предметов, учить их простейшим приемам установления тождества и различия однородных предметов, сопоставления формы объекта с образцом, ориентируясь на слова: «форма», «такая», «не такая», «разные», «одинаковые». Использованы квадраты и прямоугольники одинаковые по цвету, величине, фактуре.

3 — «геометрическое лото»: Учить детей узнавать контуры знакомых геометрических фигур, изображенные на карточках. Использованы карточки для геометрического лото с двумя видами геометрических фигур: круг и квадрат (различия в цвете) .

4 — «цветные палочки»: Учить детей обращать на цвет предмета, устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов, учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные». Использованы палочки 8 цветов красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, оранжевый, черный, белый.

5 — «фигурки»: Учить детей сравнивать объекты с учетом 2 свойств величины и формы. Использованы геометрический куб с фигурками.

4 и 5 — Каникулы.

декабрь

:

1 — «цветные палочки»: Учить детей выбирать предметы двух заданных цветов из 4 возможных, закреплять умение группировать по цвету, знакомить с последовательностью размещения цветовых тонов спектре. Использованы палочки 8 цветов красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, оранжевый, черный, белый.

2 — «бусинки»: Закреплять у детей умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку. Использованы веревки по количеству детей, бусинки.

3 — «частички»: Продолжать формировать представление о том, что все окружающие предметы состоят из частей: домик – это крыша и стены, окна, крыльцо; дерево – это ствол, ветви и листья и т. д. Учить использовать знакомые плоские геометрические фигуры для создания простых объектов (квадрат, треугольник, круг – дом, солнышко и т. п., пользуясь терминами «похож», «такое же как», «напоминает». Использованы геометрические фигуры разного цвета и величины по 5 штук каждого вида на каждого ребенка. Для продуктивности данного вида деятельности можно использовать не только круги, квадраты и треугольники, но и ввести другие многоугольники (5, 6, 8 угольники) без указания точного названия через использование понятия «многоугольник – потому что много углов».

Источник

Рабочая программа кружка по развитию логического мышления

«Умники и Умницы»

Содержание

  1. Пояснительная записка.

    1. Общие сведения о кружке

    2. Комплектование группы

    3. Цели и задачи кружка

    4. Формы организации детей

    5. Формы работы с детьми

    6. Методы работы

    7. Актуальность кружка

  2. Сведения о руководителе кружка

  3. Время проведения кружка

  4. Перспективно-календарный план работы кружка

    1. Для детей 4-5 лет

  5. Программно-методическое обеспечение работы кружка

  6. Ожидаемые результаты

  7. Мониторинг

Пояснительная записка

1.1. Общие сведения о кружке

Рабочая программа кружка «Умники и Умницы» обеспечивает развитие логического мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Социальными заказчиками деятельности кружка «Умники и Умницы» являются родители воспитанников.

Выяснение потребностей родителей осуществляется на основе результатов анкетирования. Данные сведения позволили определить направления деятельности кружка по удовлетворению запросов родителей:

• Интеллектуальное развитие детей

• Развитие произвольной сферы, развитие логического мышления, внимания, памяти

Комплексно-тематический план рассчитан на 1 год.

Занятия в каждой группе проводятся 1 раза в неделю, 4 занятия в месяц, 36 занятий в год. Продолжительность занятий в средней группе – 20 минут.

1.2. Комплектование группы.

Группа в соответствии с возрастом детей.

Наполняемость

1

Средняя группа

Читайте также:  Роль общения в развитии ребенка первого года жизни

12 — 15

1.3. Цели и задачи кружка «Умники и Умницы»

Цель.

Развитие логического мышления, внимания в процессе освоения разнообразных способов действий в условиях предметно-действенного и наглядно-образного сотрудничества.

Задачи.

1. Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.

2. Развитие познавательной активности, познавательной мотивации, интеллектуальных способностей детей.

3. Обогащение опыта самопознания дошкольников.

1.4. Формы организации детей

  • Индивидуальные

  • Подгрупповые

  • Групповые

1.5. Формы работы с детьми

  • Игра

  • Ситуативный разговор

  • Беседа

  • Рассказ

  • Чтение

  • Интегративная деятельность

  • Проблемная ситуация

  • Интерактивная деятельность

1.6. Методы работы с детьми

  • Словесные.

  • Наглядные.

  • Практические.

1.7. Актуальность кружка

Характеристика мышления

Мышление – высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.

Мышление является самым важным процессом познания. С помощью мышления мы получаем знания, которые органы чувств не могут нам дать.

Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и раскрывает отношения между окружающими явлениями даже в их отсутствие.

Результатом мышления является мысль, выраженная в словах. Таким образом, мышление человека тесно связано с речью и невозможно без нее.

Мышление существует в трех основных формах: понятие, суждение и умозаключение.

В процессе мыслительной деятельности человек использует специальные приемы или операции: анализ (мысленное разложение целого на части), синтез (мысленное объединение частей в единое целое), сравнение (установление сходства или различия между объектами), абстрагирование (выделение существенных свойств предмета и отвлечение от несущественных), обобщение (мысленное объединение объектов по их признакам).

Все операции проявляются в тесной связи друг с другом. На их основе выделяются более сложные операции, такие как классификация, систематизация и др.

Возрастные особенности мышления у дошкольников

За время роста и развития ребенка его мышление претерпевает существенные взаимообусловленные изменения. Первые признаки мышления дети обнаруживают к концу первого года жизни. Они начинают замечать простейшие связи и отношения между предметами и использовать их для достижения определенной цели. Эти отношения выясняются детьми путем практических проб и ошибок, т.е. при помощи предметно-действенного мышления, являющегося основным видом мышления ребенка раннего возраста. Кроме того ребенок начинает понимать, что одни вещи и действия могут использоваться для обозначения других, служить их заменой. Так рисунок может изображать игрушку, а игрушка – то, что нарисовано. Формируется способность к замещению – умение использовать при решении умственных задач условные заменители реальных предметов и явлений. В дальнейшем эта способность даст возможность ребенку овладеть чтением, письмом, моделированием, схематизацией и т.д.

По мере накопления опыта мышление ребенка все больше опирается на образы – представления о том, каким может быть результат того или иного действия. Основным видом мышления присущим ребенку дошкольного возраста, становиться наглядно-образное мышление.

Благодаря этому дошкольник может «проделывать» реальные действия в уме. При этом он оперирует только единичными суждениями, так как к умозаключениям еще не готов.

В старшем дошкольном возрасте начинает формировать словесно-логическое мышление.

Мышление – сложный психическим процессом, и формирование его должно начаться с первых месяцев жизни ребёнка. Овладение мыслительными операциями (анализом, синтезом, сравнением, обобщением, абстрагированием) будет успешным, если оно осуществляется в непосредственной деятельности ребёнка и сопровождается речью – основой абстрактно-понятийного (словесно-логического) мышления.

Высшей формой развития мышления является способность мыслить абстрактными понятиями. Именно это и является целью занятий с детьми.

  1. Перспективно-календарный план

4.1. Для детей 4-5 лет

МЕСЯЦ

СОДЕРЖАНИЕ

ОКТЯБРЬ

  1. Обобщение предметов. Научить обобщать предметы разных групп.

  2. Сравнение предметов. Умение сравнивать геометрические фигуры. Умение находить сходство предметов с геометрическими фигурами. Умение находить сходство геометрических фигур с предметами.

  3. Построение геометрической мозаики. Умение расставлять геометрические фигуры по образцу.

  4. Игра «Раньше и сейчас». Умение сравнивать старинные предметы с современными.

  5. Сравнение предметов. Умение находить общее в разном и разное в общем.

  6. Сравнение предметов. Умение группировать предметы по форме.

  7. Сравнение общих предметов. Умение находить одинаковые предметы из общего.

  8. Сравнение предметов по размеру. Умение сравнивать предметы по размеру и давать умозаключения.

НОЯБРЬ

  1. Сравнение предметов по массе. Умение сравнивать предметы по массе и доказывать ответ.

  2. Сравнение предметов по скорости движения. Умение определять ускорение движения предметов.

  3. Виды транспорта и их скорость передвижения. Умение называть транспорт и сравнивать его скорость передвижения.

  4. Сравнение предметов по расположению. Умение находить парные картинки.

  5. Сравнение предметов по назначению. Умение находить предметы по назначению.

  6. Игра «Подбери по смыслу». Умение сравнивать предметы по различным признакам.

  7. Анализ мыслительной деятельности. Умение мыслительно разбирать предметы на составные детали.

  8. Устойчивость предметов. Умение определять уровень устойчивости предметов.

ДЕКАБРЬ

  1. Решение задач на логику. Умение решать задачи на логику и уметь объяснять решение.

  2. Игра «Профессии». Умение знавать профессии и определять их деятельность.

  3. Противоположные качества предметов. Умение находить противоположные качества к предметам.

  4. Противоположные действия предметов. Умение находить противоположное действие к предмету.

  5. Противоположные времена года и суток. Умение определять времена года и части суток.

  6. Противоположность предметов относительно друг друга. Умение использовать предлоги в речи.

  7. Игра «Чей малыш?». Умение правильно определять и называть детенышей данных животных.

  8. Игра «Нелепицы». Умение увидеть неправильное и объяснить.

Читайте также:  Показатель развития ребенка на фэмп

ЯНВАРЬ

  1. Части и целое. Умение находить недостающие части из целого.

  2. Игра «Кто где живет?». Умение определять и называть место обитания животных.

  3. Игра «Кто чем питается?». Обработка навыка группировки предметов.

  4. Классификация предметов по локальным признакам.

  5. Классификация предметов по функциональным признакам.

  6. Классификация предметов по назначению.

  7. Дифференцированная классификация. Умение различать видовые различия предметов.

  8. Ограничение предметов. Умение выделять по определенным признакам одного или нескольких предметов из целой группы.

ФЕВРАЛЬ

  1. Отрицание. Умение мысленно выявлять признак предмета на основе противоположного признака.

  2. Аналогия. Умение выявлять сходные свойства разных объектов.

  3. Систематизация. Умение устанавливать последовательность событий.

  4. Игра «Весёлые вопросы про дом». Умение называть функцию каждой вещи в доме.

  5. Игра «Ягодное варенье». Знакомство с разными видами ягод. Умение из существительного преобразовывать прилагательное.

  6. Игра «Кто как двигается?». Умение определять как двигается то или иное живое существо.

  7. Игра «Убери в комнате». Умение распределить предметы по назначению.

  8. Игра «Насекомые». Умение различать и называть насекомого.

МАРТ

  1. Игра «Чей окрас?». Умение определять животного по его окрасу.

  2. Игра «Чей голос в лесу?». Умение определять животное по его голосу.

  3. Игра «Транспорт». Умение определять и называть виды транспортов.

  4. Игра «Профессии». Умение определять какие предметы используют в своей работе те или иные профессии.

  5. Игра «Фруктовое ассорти». Умение находить половинки фруктов.

  6. Игра «Кто что ест?». Умение находить соответствующую пищу для животного.

  7. Игра «Пальчики». Умение называть названия пальцев на руке.

  8. Игра «Кто кем будет?». Умение определять начальную стадию живого организма.

АПРЕЛЬ

  1. Игра «Дикие и домашние животные». Умение распределять животных.

  2. Игра «Времена года». Умение определять времена года и называть признаки.

  3. Игра «Фрукты и овощи». Умение распределять фрукты и овощи.

  4. Игра «Съедобное – несъедобное»

  5. Игра «Ассоциации». Умение определить логическую взаимосвязь между предметами.

  6. Игра «Логическая цепочка». Умение разложить картинки логическую цепочку.

  7. Игра «Сбор урожая». Умение распределить овощи в определенные корзинки по цвету.

  8. Игра «Четвертый лишний». Умение находить общие признаки у некоторых предметов.

МАЙ

  1. Игра «Ближе-дальше». Умение правильно употреблять понятия «ближе-дальше».

  2. Игра «Шире-уже». Умение правильно употреблять понятия «шире-уже»

  3. Игра «Мягкое-твердое». Умение правильно употреблять понятия «Мягкое-твердое».

  4. Игра «Что из чего сделано?». Умение определять из какого материала сделан тот или иной предмет.

  5. Игра «На лужайке».

  6. Логические задачи.

  7. Логические задачи.

  8. Логические задачи.

.

  1. Программно-методическое обеспечение работы кружка «Юный мыслитель».

Цель

Развитие логического мышления, внимания в процессе освоения разнообразных способов действий в условиях предметно-действенного и наглядно-образного сотрудничества.

Программно-методическое обеспечение

Перечень программ и технологий

Программа воспитания и обучения в детскомсаду / Под ред. М. А. Ва­сильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Мо­заика-Синтез, 2007 г. — 2008 с.

Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». — М.: Мо­заика-Синтез, 2010 г. — 224 с.

Перечень пособий

Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи» – Сфера, 2010. – 48с.

Е.Н. Панова «Дидактические игры и занятия в детском саду», — Воронеж, 2007 г. – 78 с.

Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников». — Ярославль: Академия развития, 1999. – 256 с.: ил. – (Серия: Развивающее обучение).

И.В. Стародубцева «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников». – М: АРКТИ, 2008 г, — 68 с.

В.М. Доскова, А.Г. Прокофьева «Развивающие игры для детей»,

  1. Ожидаемые результаты

К концу обучения по программе кружка «Умники и Умницы» у детей сформировано:

• умение анализировать предметы, используя зрительное, тактильное и слуховое восприятие

• умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях (внимание)

• произвольная память

• мышление, умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.

• творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о мире различными способами.

• интерес к окружающей действительности, образ «положительного я».

Дети умеют:

1.выделять самое существенное в предметах;

2. видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей;

3. пользоваться различными схемами и планами;

4. рассуждать,

5. делать умозаключения в соответствии с законами логики.

  1. Мониторинг.

Мониторинг развития у детей форсированности логического мышления проводится 1раз в год ( май ).

Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы дополнительного образования по развитию логического мышления «Умники и Умницы»

Источник