Укладывание спать ребенка 3 года
11.08.2016
17
Все мы наслышаны, а некоторые уже ощутили на себе, как меняется ребенок и его поведение в 3 года (а у некоторых малышей и чуть раньше). Для вчерашнего крохи начинается период взросления, осознания себя отдельно от мамы, малыш хочет показать во всем свою самостоятельность и независимость. Для кого-то из малышей это проявляется просто в большей эмоциональности, а кто-то становится настоящим маленьким тираном – вечное недовольство, постоянное «нет», бесконечная проверка границ дозволенного и истерика по малейшему поводу.
В этот же период часто происходит и регресс сна, частые протесты перед укладыванием, отказ от дневного сна, ночные страхи, когда малыш, даже до этого спокойно спавший в своей кроватке, перемещается к родителям в постель.
В этот период недосып отражается на поведении и развитии малыша очень сильно. Но чем можно помочь великому нехочухе в этом возрасте спокойно спать?
Как уложить ребенка 3-х лет спать — несколько советов:
Старайтесь как можно дольше сохранить дневной сон. Как минимум до 4 лет дневной сон необходим малышу для здорового роста и развития. Отсутствие или недостаток дневного сна обязательно скажется и на ночном. Используйте максимальное затемнение, режим и прохладу в комнате, чтобы помочь ему уснуть. Старайтесь планировать свой день таким образом, чтобы на время дневного сна не выпадали мероприятия, постарайтесь сдержать себя от искушения максимально загрузить время ребенка кружками и занятиями. Помните, что как раз во время дневного сна мозг малыша развивается, перерабатывает и усваивает информацию, отрабатывает новые навыки.
Не поддавайтесь желанию уложить подросшего малыша позже вечером, даже если он будет утверждать, что не устал, а он будет утверждать именно это . В этом возрасте дети уже прекрасно маскируют симптомы усталости, ведь играть и быть с мамой и папой гораздо веселее, чем спать. Но, тем не менее, мало кто из малышей выдерживает без последствий более, чем 6-7 часов без сна. Оптимальное время отбоя в этом возрасте 20 часов при наличии дневного сна, и раньше, если малыш днем не отдыхает. При отсутствии дневного сна, постарайтесь, чтобы у ребенка было время спокойного отдыха, например, чтения книг, рисования.
Снижайте активность как минимум за полчаса до укладывания. Старайтесь избегать просмотра мультфильмов и активных игр, пусть это будет рисование, лепка, паззлы, все, что способно удержать малыша на месте, привлечь его внимание и успокоить. Время перед сном очень важно для малыша, отложите все дела и просто побудьте с ним, тогда и расставание на ночь будет не таким сложным.
Ритуалы — наше всё! Ни в коем случае не отказывайтесь от ритуалов перед сном, но видоизменяйте их с возрастом малыша и его новыми интересами. Сейчас уже не так актуально укладывание игрушек спать, а вот чтение книги, разговоры о том, как прошел день, обнимашки и поцелуи, колыбельные – никогда не надоедают. Возможно, что вам придется немного удлинить ритуал, чтобы дать малышу больше времени для успокоения.
Терапевтические сказки, которые вы будете рассказывать сами, помогут справиться малышу со страхом темноты, одиночества, непослушанием. Вы можете придумать сказку сами, назвав героя именем малыша, а можете рассказать уже готовую. Подобная сказка может стать чудесной частью ритуала.
Введите правила сна и систему поощрения. В возрасте 3-х лет малыши уже очень четко понимают правила. Вместе с ребенком нарисуйте плакат, на котором напишите, как вы будете проводить время перед сном, пусть он активно участвует в процессе, вносит предложения и разукрашивает. Например: чистим зубы, одеваем пижаму, читаем сказку, обнимаемся, выключаем свет, закрываем глазки и спим. Повесьте плакат прямо над кроватью. Напоминайте малышу правила сна каждый раз перед укладыванием и поощряйте его, когда он их соблюдает. Поощрение может быть не ежедневным, а, например, еженедельным – поход в зоопарк, на игровую площадку и т.д. Хвалите его за то, что он выполняет правила, говорите почаще о том, что теперь у него есть силы, чтобы больше играть, бегать, что он очень порадовал маму и папу тем, что отдохнул. В этом возрасте малышам очень важна положительная оценка их действий и поступков от родителей.
Проявите фантазию. Часто малышу в таком возрасте необходим выбор, чтобы он проявил свою самостоятельность, так предоставьте его. Например, пусть он сам выберет себе пижаму или постельное белье, книгу, которую вы прочтете перед сном, игрушку, с которой будет спать. Пусть предложение ложиться в кровать звучит не как приказ: «а теперь в кровать!», а как предложение, но обсуждать вы будете не сам поход в кроватку, а выбор аксессуаров: малыш, пошли выберешь себе пижаму, в которой будешь спать. Мотивируйте малыша хорошо спать тем, что он будет сильным, крепким, выносливым, и вырастет большим, как папа. Хорошей мотивацией также может быть ожидание чего-то хорошего после сна: вкусный перекус, прогулка.
Не забывайте про витамины для сна. В этом возрасте малыши активно растут, а питание, к сожалению, не всегда обеспечивает необходимый баланс витаминов и минералов. Старайтесь, чтобы рацион ребенка был достаточно разнообразным, а если вы сомневаетесь или малыш питается избирательно, то посоветуйтесь с врачом, вполне может быть, что малышу назначат комплекс витаминов.
Организуйте активное время. Все трехлетки практически не ходят пешком, их ритм жизни таков, что они готовы бегать и прыгать все дни напролет. Постарайтесь, чтобы у малыша была такая возможность. Если ребенок проводит достаточное количество времени активно, то и вечером ему будет легче уснуть.
Установите границы. Для трехлеток, активно познающих мир и пробующих свои силы, обязательно нужны границы дозволенного. Ребенок любого возраста чувствует себя защищенным только в рамках и задача родителя быть последовательным и четким в организации этих пределов.
Как это применимо ко сну ребенка?
Когда малышу спать решают родители, а не ребенок. Мы уже говорили, что в этом возрасте малыши умеют скрывать усталость и ожидать от них желания отдохнуть, практически бесполезно.
Чтобы малыш не просил повтора какого-либо элемента ритуала, например, еще и еще один стакан молока, еще очередная сказка и т.д., вы можете воспользоваться таймером. Установите таймер (будильник, телефон) на время, когда вы должны выйти из комнаты ребенка, и объясните ему принцип. С таймером спорить бесполезно и обычно это неплохо срабатывает.
Будьте последовательными и не меняйте правила в зависимости от своего настроения, усталости и поведения малыша.
Запаситесь терпением, ведь на самом деле дети растут очень быстро и уже скоро ваш кроха не будет так сильно нуждаться в вас, а этот период сложностей вы будете вспоминать с улыбкой.
Понравиласть статья? Оцените:
Источник
Сон это большая и очень важная часть жизни человека, занимающая одну треть всего существования. Но все дети индивидуальны и требуют разного подхода к себе. Для одного ребенка достаточно ласкового слова мамы, чтобы он уснул, а другого необходимо месяц и больше приучать к режиму дня.
Как научить ребенка засыпать самостоятельно: основы
Сон имеет две фазы как у взрослого человека, так и у ребенка. Одна фаза быстрая, в этой фазе и снятся сны, а вторая медленная, сны в этой фазе не снятся. Между этими фазами всегда есть промежутки, когда человек не спит. В это время он может поменять положение тела, поправить одеяло или подушку, малыш тоже будет переворачиваться с одного бока на другой, может и покапризничать, а если он не приучен к самостоятельному засыпанию, то проснется уже полностью.
К сведению! Фазы сна за всю ночь меняются 10-12 раз.
Советы для хорошего сна:
- снизить активность перед засыпанием;
- проветрить помещение;
- соблюдать режим дня;
- убрать за час до сна все гаджеты.
Отсутствие навыка самозасыпания у ребенка это уже проблема как для родителей, так и для самого малыша. Ребенку одинаково необходим ночной и дневной сон. В зависимости от возраста продолжительность дневного и ночного сна различна.
Ребенку в 3-4 года необходим один послеобеденный и один ночной сон. Иногда дневной сон называют самым необходимым для роста ребенка, так как именно в этом сне быстрее происходят регенерационные процессы, закладываются новые нейронные связи.
Причины плохого сна
Если попытаться разобрать причины плохого самозасыпания, то следует уделить внимание определенным моментам.
Бурная двигательная активность ребенка перед сном
Не стоит играть или поддерживать очень активные игры перед сном.
К сведению! Стоит обратить внимание на уровень физической активности своего малыша. У всех он различен и зависит от многих причин. Уровень определяется генетическими и наследственными факторами.
Чрезмерная физическая активность ребенка сильно влияет на восприятие им окружающего мира, так как он не может сосредоточиться на чем-то одном и упускает важную информацию, малонаблюдателен.
Важно проводить активные игры с малышом до обеда, заканчивать их за час до сна, чтобы мышцы расслабились, стало ровным дыхание и сердцебиение.
Микроклимат в комнате, где спит ребенок
В идеальном варианте у ребенка должна быть своя спальная комната, где он приучен постоянно самостоятельно спать. Или свое постоянное спальное место с отдельной кроваткой.
К сведению! Кроватка должна соответствовать росту и массе тела, быть удобной, с хорошими матрасом, одеялом и подушкой. На этих вещах экономия не приветствуется, так как это половина успеха хорошего сна ребенка.
Освещение допускается очень мягкое и тусклое или его полное отсутствие, так как организм приспособлен спать только в темное время. Когда глаза определяют темноту, подают сигнал в мозг, и в организме начинает вырабатываться гормон мелатонин, который действует как снотворное, тем самым помогает уснуть. Когда создается в комнате полная темнота, мозг это воспринимает как наступление ночи.
Звуки в комнате, где спит малыш не громкие и резкие, а тихие, монотонные, без перепадов громкости.
Одним из необходимых требований быстрого засыпания ребенка является и свежий воздух в комнате, где малыш спит.
К сведению! Стоит обратить внимание на температуру воздуха в спальне. Она не должна быть выше 21-22 °С. Для ребенка это своеобразная аэротерапия. Повышенное содержание кислорода в свежем воздухе приводит к хорошему, качественному и продолжительному сну.
Режим для малыша 3-4 лет
Главное правило режима, перед тем, как обучить ребенка самостоятельному засыпанию – соблюдение временного интервала между занятиями, чтобы они проходили в одни и те же часы. И, если соблюдать распорядок дня с самого первого месяца жизни крохи, то это поможет ему обрести большое количество навыков к 3-4 годам, тем самым и привить навык самостоятельного засыпания.
В распорядок дня малыша входит:
- пробуждение;
- гигиенические процедуры;
- прием пищи;
- прогулка;
- игры;
- занятие с родителями;
- время поспать.
Главное, чтобы все эти мероприятия проходили ежедневно и в приблизительно одинаковое время. Постепенно, месяц за месяцем, ребенок подсознательно будет хотеть ложиться спать в одно и то же время. Самозасыпание будет наступать быстрее.
Просмотр телевизора и различных видеоигр на компьютере перед сном
Выключать телевизор и компьютер за час до сна – такое правило должно неукоснительно соблюдаться родителями. После просмотра мультфильмов или игр в на планшете или компьютере нервная система малыша старается переработать всю информацию, как зрительную, так и звуковую. Порой этот процесс затягивается, что и ведет к тому, что ребенок долго не может заснуть.
К сведению! Мозг пытается соединить все увиденное и услышанное, как пазлы. Тем самым создается все больше очагов возбуждения, что и мешает быстро уснуть.
Как научить ребенка спать
Ни один доктор не даст идеального рецепта самостоятельного засыпания, который бы работал для всех и на все случаи жизни. Если бы это случилось, это был бы революционный метод и, наверное, даже был бы достоин Нобелевской премии.
Существует много различных методов самостоятельного засыпания, но все они направлены на то, чтобы выработать у ребенка привычку самостоятельно засыпать уже с трех-четырех месяцев, то есть к третьему году он уже должен обладать данным навыком.
Игры и чтение
Когда родители постоянно находятся с малышом, они сами замечают: ребенок переутомился, начинает тереть глазки и капризничать – его надо укладывать спать, применяя или легкое укачивание, или чтение его любимой книжки и рассказ истории с хорошим окончанием.
Постоянный ритуал
Родители должны научить ребенка укладываться самостоятельно спать, обязательно умывшись и переодевшись в пижаму, а не ложиться в той одежде, в которой играл на улице или в комнате. Малышу следует научиться в три года ежедневно перед сном чистить зубы. В магазинах или в аптеках имеются детские зубные пасты и зубные щетки. В первые месяцы идти чистить зубы и умываться вместе, показать на собственном примере, как выполняются эти процедуры. Потом ребенок уже будет выполнять все сам.
Любимая игрушка
Можно разрешить укладывать с собой в кроватку мягкую игрушку, с которой чаще всего любит играть малыш, убеждая его, что и игрушка хочет спать. Режим дня для ребенка — своего рода ритуал. Насколько этот ритуал будет приятен и принят малышом, зависит от взрослых, находящихся рядом.
Соблюдая все вышеизложенные советы, проявляя терпение, родители обязательно смогут сформировать у своего малыша навык самозасыпания. Ребенок рождается на свет, как чистая книга, и что будет написано в этой литературе по его поведению, зависит только от родителей. Только их упорство поможет ему стать гармоничной личностью, умеющей управлять своими эмоциями.
Источник
Мы уже рассказали все самое важное о сне детей до года и о том, как спят дети от 1 года до 3 лет. Сегодня поговорим о том, как уложить ребенка спать в более старшем возрасте. Возможно, он уже ходит в детский сад, но проблемы засыпания все равно остаются.
— Что делать, если ребенок не хочет спать? Ну, никак не засыпает!
А что делаете вы, когда не хотите спать или не можете заснуть? Есть два варианта: либо вы продолжаете бодрствовать, чем-то активно заниматься, пока естественная усталость не возьмет свое, либо создаете себе условия для засыпания.
Но прежде анализируете ситуацию: «Что мне мешает уснуть? Как исправить? Может, душно? Может, шумно? Может, жестко? Может, жарко? Может, мысли мешают?».
Засыпание: как помочь ребенку
В случае с ребенком нужно задаться теми же вопросами. И устранить причину.
- Слишком короткое время бодрствования, предшествующее ночному сну. Например, ребенок поздно встал после дневного сна. Тогда логично время ночного сна немного сдвинуть. Определенного режима дня, конечно, придерживаться нужно, но не следуйте ему фанатично. Не стоит держать в кровати ребенка, который по известным вам причинам совсем не хочет спать. В том, что ребенок уснет на час позже, никакого криминала нет. Важнее, чтобы он уснул с удовольствием.
- Трудность в переключении от активной деятельности ко сну. Если ребенка, который скачет по комнате на мяче, с этого мяча снять и поместить в кровать, то ребенок будет скакать и там. Это примерно как выдернуть взрослого с важных переговоров и сказать: «Спи!». Нет ведь, не уснет. Будет прокручивать в голове аргументы оппонентов и просчитывать последствия сорванных переговоров.
То, что пора спать, — это понятно взрослому, а ребенку непонятно. Для ребенка фраза «Пора спать!» — полная неожиданность. А неожиданность — это стресс: не успел, не закончил. Дайте ребенку возможность закончить игру. Предупредите заранее, что скоро спать. Учите ребенка заканчивать игру, проигрывая сюжет вместе с ним: «Машинки уехали в гараж», «Куклы ушли спать». Заранее переключите ребенка с активных игр на спокойные, так как от спокойных игр переход ко сну легче. Продумайте ритуал засыпания — привычную последовательность действий, которая будет настраивать на сон.
- Наличие внешнего раздражителя, мешающего засыпанию (свет, звук). Постараться убрать раздражитель или уменьшить его воздействие.
- Раздражитель внутри — навязчивая мысль, страх, сомнение. Поговорите с ребенком на эту тему. Просто задайте какой-нибудь вопрос, а потом внимательно слушайте. Малыш сам расскажет, что его беспокоит.
- Физический дискомфорт (новая подушка непривычной высоты, колючая пижама, жарко, душно). Выход самый простой — создать комфортные условия.
Правда, уставший ребенок способен заснуть, сидя на пороге в верхней одежде или на коврике возле дивана, свернувшись калачиком поверх деталей Лего, или даже с ложкой в руке над тарелкой супа… Если ребенок не хочет спать, может, ему не хватает физической активности?
- Стрессовая ситуация, новые условия (приходится засыпать в новом месте, в доме присутствуют новые для ребенка люди, не выполнен привычный ритуал засыпания). Такое бывает в путешествиях. Дайте ребенку время, чтобы адаптироваться, привыкнуть к непривычной для него ситуации. Пусть освоится на новом месте, пообщается с незнакомыми прежде людьми, поисследует все, что представляет для него интерес, убедится в безопасности. А потом постарайтесь соблюсти ритуал засыпания — если не весь, то хотя бы некоторые элементы.
- Напряжение, перевозбуждение. Умойте ребенка. Сделайте расслабляющий массаж. Можно при этом что-то тихо приговаривать. Спокойная, размеренная, монотонная речь действует успокаивающе. Почитайте книгу сказок. В любом народном фольклоре есть «усыпляющие» произведения.
- У ребенка сформирована негативная установка на сон, и он «включает» сопротивление. Чтобы улизнуть из кровати, ребенок может придумать тысячу и одну причину. Он может активно саботировать просьбу идти спать или манипулировать вами. Про подобное поведение шутники говорят: «При слове „спать“ на ребенка нападают жажда, голод и запор…»
В этом случае сделайте так, чтобы кровать вызывала у ребенка только положительные эмоции. Придумайте вместе с ним, как ее украсить, выберите вместе постельное белье, желательно с рисунком, навевающим сон (у меня есть детское белье со спящими медвежатами в пижамах, с совами на фоне звездного неба — расцветки темные, сдержанные). Пусть в кровати будет «сонная» игрушка, которая уже соскучилась и зовет малыша присоединиться.
При достаточной дневной активности, при спокойных играх перед сном, при соблюдении ритуала перехода ко сну и положительном отношении к месту сна ребенок легко засыпает. Не заставляйте его спать. Создавайте условия для засыпания.
Как уложить ребенка спать: 3 приема
«Моему сыну три года, и укладываемся мы иной раз вечером по полтора часа. Я пробовала не укладывать его, и в итоге он мог просидеть до двух ночи. Пробовала не укладывать днем, но тогда он сам отключался в четыре часа, потом просыпался в семь, и „да здравствует веселая ночка“… О самостоятельном засыпании и не мечтаю, в моем бы присутствии засыпал…»
Бывает, заснуть мешает повышенная нервная возбудимость. Когда я работала воспитателем в детском саду, мне встречались такие дети. То есть в каждой группе были такие, кто спокойно ложился и засыпал, и такие, к кому требовался особый подход. Некоторые дети даже лежать спокойно не могут: теребят одеяло, чешутся, ковыряют в носу, накручивают волосы на палец, дергают брови.
Я садилась на стульчик рядом с кроваткой. Одной рукой мягко фиксировала ноги малыша, положив руку на бедро, вторую руку клала на плечико. Далее делала очень легкие покачивающие движения. Это элемент из телесно ориентированной терапии, позволяющий быстро снизить тонус напряженных мышц, оказывающий расслабляющее действие на нервную систему.
Кроме этого я использую технику подстройки дыхания. У возбужденного ребенка дыхание частое и поверхностное. У спящего — равномерное, глубокое. Значит, чтобы ребенок уснул, нужно перевести его дыхание в другой режим.
Удерживая свои руки на теле ребенка, я присоединяюсь к его дыханию, некоторое время дышу, как он, — наши вдохи и выдохи совпадают. Через некоторое время я начинаю дышать более глубоко и медленно, так, как дышит человек в состоянии расслабления. Дыхание у ребенка тоже становилось более глубоким.
Эту технику можно применять одновременно к двум детям (у меня же две руки). То есть я ставлю стульчик между кроватками, правую руку кладу на плечико одного ребенка, а левую — на плечико второго. Потом начинаю тихонько раскачиваться вперед и назад, в такт своему дыханию. Колебательные движения передаются детям. Вскоре наступает мышечное расслабление, дыхание замедляется, и малыши засыпают. Требуется для этого от трех до пяти минут. Максимум десять.
Еще один прием, после которого у меня мгновенно засыпала половина группы, — чтение сказки. Но читать нужно не артистично, с выражением, а мелодично, даже монотонно, постепенно замедляя темп речи. Предложения надо произносить протяжно, на выдохе, а затем делать паузу для плавного вдоха, это приводит к тому, что у слушателей дыхание замедляется.
Еще я бессовестно нарушала оригинальный текст, вставляя в него фразы про расслабление, отдых, сон: «И подумал тогда медведь (вдох, после чего плавно, на выдохе произносится следующая фраза), сяду-ка я на пенек (вдох), съем пирожок (вдох), лягу на травку (вдох), подремлю чуток (вдох). А Маша ему из короба (вдох): «Поспи чуток (вдох), но не ешь пирожок…»
У Маршака есть замечательное «засыпательное» стихотворение: «Сказка о глупом мышонке». И ритм подходящий, и часто повторяющаяся фраза про сон. Главное, не начать читать с выражением, имитируя ржание лошадей и хрюканье свиней; читать это стихотворение нужно «трансовым» голосом, с паузами, покачиваясь, а если знаете его наизусть, то и с закрытыми глазами. (Тут бы не уснуть раньше ребенка.)
Описанные приемы очень эффективны, но обратите внимание: прежде чем применять их, нужно самому быть спокойным и расслабленным. Самое сложное для мам, после того как дети уснули, соскребать себя со стульчика, выводить из сонного транса и бодренько идти делать свои взрослые дела, завидуя спящим детям…
И еще один важный момент. К вопросу перехода ко сну нельзя подходить механистически. Даже тем детям, которые в принципе неплохо засыпают, иногда требуется помощь. Наблюдательные родители способны уловить настроение ребенка и понять, может ли он сам заснуть или ему нужно помочь снять дневное напряжение: посидеть рядом, погладить спинку, потеребить волосы, покачать.
Источник