Угрозы социального развития ребенка
Н.В. Иванова
М.А. Виноградова
Россия, Вологодская область, г. Череповец
ФГБОУ ВПО «ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»,
ГРУППА СВЕРСТНИКОВ КАК
УГРОЗА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Важнейшей проблемой социального становления ребенка
с точки зрения общества является проблема обеспечения успешной социализации
подрастающего поколения. Одним из показателей успешности или
неуспешности данного процесса выступает степень социальной адаптации человека в обществе, наличие предпосылок
для его всесторонней и долговременной активности в социуме.
Социализация ребенка
протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности среде. Социальная среда, представленная системой
взаимоотношений ребенка с другими людьми: родителями, педагогами,
сверстниками, является транслятором
человеческих норм и ценностей, стимулирует их проявление через
поступки и поведение. Взаимодействуя со средой, ребенок усваивает
ее содержание, которое
представлено характеристиками людей, участвующими в его
социализации, системой норм и правил,
принятых в том или ином обществе. При
этом, дошкольник не застрахован от
стихийного влияния среды, последствия которого могут неблагоприятно сказаться
в дальнейшем на его социальном развитии.
Обращение к изучению феномена социальной среды особенно
актуально в контексте современных подходов к пониманию сущности процесса
воспитания подрастающего поколения, ориентированного на развитие у детей
качеств инициативного и самостоятельного субъекта, способного творчески и
активно строить свои отношения в различных сферах жизнедеятельности. [1]
Проблемам социального развития ребенка в разных
микросредах посвящен ряд исследований. Особенности социального развития в
контексте обеспечения социальной безопасности ребенка в детском доме изучают В. И. Блинов, И.Н. Богданов, Л.П.
Гончаренко, Красницкая Г.С.; опасность депривации ребенка в семье анализируется в исследованиях Г.И.Саранцева,
М. Хейдметс и др., на угрозы формирования аддиктивного поведения ребенка в
дворовой компании указывают работы Н.И. Кузнецовой, Н.Ю.Максимовой, В.Д. Менделевич, В.С. Собкина; многолетние
исследования Л.М. Митиной показали, что невротизирующая, психологически опасная
среда обитания детей в условиях школы создается чаще всего учителями как
значимыми субъектами воздействия на ребенка.
Однако данные
исследования в большей степени обращены к детям младшего школьного возраста,
к подросткам и не затрагивают дошкольный возраст, хотя на этом этапе наряду с общими имеются и специфические угрозы социального
развития детей. Например, результаты пилотажного исследования, проведенного нами
в 2010-2011 гг., позволяют
констатировать, что у дошкольников наиболее выражены угрозы, связанные с
системой взаимоотношений в семье и в дошкольном образовательном учреждении,
тогда как у подростков наибольшие угрозы идут от группы сверстников, например,
дворовой кампании. На наш взгляд, не
целесообразно переносить технологии и методы выявления и прогнозирования угроз
социального развития младших
школьников и подростков на дошкольный возраст, так как пространство жизнедеятельности
ребенка-дошкольника, условия и механизмы его социального развития в разных
социальных группах по целевым и
содержательным характеристикам значительно отличаются от других возрастных этапов.
Все
вышеперечисленное актуализирует необходимость исследования вопросов
влияния детского коллектива на социальное развитие ребенка дошкольного возраста
и поиска возможностей прогнозирования угроз его социального развития.
Проблема общения и
отношений дошкольников со сверстниками
освещается в многочисленных отечественных (Л.С. Выготский; М.И. Лисина; Е.О.
Смирнова; Т.А. Репина, А.Г. Рузская и др.) и зарубежных (Г. Лассуэл; Э. Дюркгейм;
А. Бандура, Дж. Кольман; Ж. Пиаже) исследованиях.
Межличностные
отношения в группе сверстников существенно отражаются на развитии личности
ребенка. При удачно складывающихся отношениях ребенка со сверстниками налицо
важные позитивные изменения, при несложившихся – серьезные проблемы, касающиеся
невозможности ребенка релизовать глубинные потребности в принятии его
окружающими, самоутверждении и самореализации в детском обществе.
На протяжении
нескольких лет (2008-2012 гг.) нами осуществлялся сбор и обобщение информации
об особенностях социометрической структуры дошкольных групп и о трудностях и
проблемах, имеющихся у ребенка-дошкольника во взаимоотношениях со сверстниками
в группе детского сада и с
воспитателями.
Анализ
процентного соотношения статусных категорий в
обследованных группах позволяет сделать вывод об их удовлетворительной социометрической структуре. Наибольшую
группу в процентном соотношении составили дети из статусной категории «предпочитаемые». Среднее значение
коэффициента удовлетворенности дошкольниками своими взаимоотношениями в группе
– 52 %, что свидетельствует о достаточно высоком уровне субъективной
удовлетворенности взаимоотношениями.
Но наряду с
положительными моментами, были выявлены и отрицательные тенденции.
Во-первых, очень высокий процент
изолированных детей. Во-вторых, устойчивая тенденция наличия невысоких показателей по коэффициенту
групповой взаимности, что свидетельствует о фактической разобщенности
обследуемых групп на отдельные
группировки. Все это актуализирует необходимость активизации формирующих
педагогических воздействий, направленных
как на коррекцию межличностных процессов в группе детского сада, так и
на повышение статуса детей с неблагоприятным положением среди сверстников.
Качественный анализ мотивировок
социометрических выборов детей и оценок социально-психологических,
пространственных характеристик детской среды
позволил определить основные источники угроз социального развития,
возникающие в детском коллективе дошкольного образовательного учреждения
(результаты представлены в таблице 1).
Таблица
1 Выраженность субъективного восприятия детского коллектива как источника угроз социального развития
Факторы социального | Выраженность субъективного восприятия в |
1. | 83,8 |
2. | 81,1 |
3. | 73 |
4. | 79 |
Важно подчеркнуть значимость для детей посещение
одного и того же дошкольного образовательного учреждения. В качестве основных
аргументов дети говорят: «Добрые воспитатели», «Хорошие дети, играем вместе »,
«Никто не обижает», «Это же мой детский сад, я тут все время хожу» и т.д. При
этом ни один из детей не назвал в
качестве аргумента близость детского сада к дому (что более удобно и значимо
для родителей). 8 дошкольников (10,8%), только что перешедших из другого
детского сада, сказали, что здесь лучше. 4 ребенка (5,4% ) ответили : «Могу и в другой детский сад перейти».
В связи с тем, что опрос проводился в
нескольких ДОУ, в каждом из которых
проблема текучести кадров решается
по-разному, то ответы детей несколько отличаются. Так в ДОУ, где
постоянный педагогический состав, большинство детей ответили, что воспитатели
должны быть одни и те же. В одном из детских садов дети отвечали, что
«воспитатели у нас были разные», но при этом выбирали 1 или двух, которых
хотели бы оставить. В целом, картина по значимости для детей показателя
постоянства педагогического коллектива примерно такая же, как и в предыдущем показателе: 60 детей (81, 1%) хотели бы, чтобы воспитатели всегда были постоянными. 10 детей (13,60 %) высказали
некоторое равнодушие: «Ну, если надо пусть и другие приходят», «Может она
другим детям нужна», «Может она заболела, так пусть другая придет» и т.д.; 4 ребенка
(5,4%) затруднились ответить на вопрос.
При анализе следующих характеристик детской
среды (наказания и насилие в детском коллективе, негативное отношение
окружающих) 54 ребенка (73%) ответили, что ребенок станет ругаться
на других, будет драться, если по отношению к нему будет проявляться насилие.
Дети демонстрировали, как они дадут
сдачи даже воспитателю. Несколько мальчиков (5 человек) сказали, что
«…папа велел давать сдачи и даже
показал, куда и как нужно бить…»; 15
детей (20,25%) ответили, что ребенок останется «незлым»,
«не будет также ругаться»; 5 детей
(6,75%) затруднились ответить на
вопрос. 68 детей (91,83%) ответили, что
«ребенку плохо, если с ним не дружат», «если не играют, значит, обиделись и
всем плохо», «ребенок может заплакать»;
2 ребенка (2,7%) ответили: «Ну и
что – один поиграет», «Не страшно»; 4
ребенка (5,47 %) затруднились ответить
на вопрос
Преобладающим, по мнению детей (они составили 79
%), является эмоционально-доброжелательное настроение у педагогов при общении с
группой, в целом, и с одним ребенком в отдельности. Но настораживает тот факт,
что достаточно высокий процент (21 %) опрошенных дошкольников считают, что
отношение педагогов к группе носит эмоционально-недоброжелательный характер, а
18,5 % отмечают данный тип настроения педагога по отношению к каждому из этих
детей в отдельности, что негативно сказывается на эмоциональном состоянии
ребенка.
Таким образом,
результаты, полученные в ходе
проведенного исследования, позволяют сделать следующие выводы:
1. Наиболее значимыми для безопасного
социального развития ребенка выступают психолого-педагогические характеристики
микросреды.
2. Среди пространственно-временных характеристик, вызывающих наибольшую
обеспокоенность дошкольников и воспринимаемых ими как опасные, выступает свойство постоянства среды, которое должно проявляться как в семейной микросреде, так и в среде
детского коллектива.
3. Одни и те же психолого-педагогические характеристики разных микросред могут
восприниматься ребенком неоднозначно с точки зрения угрозы его
социально-психологическому благополучию: наказания в семье воспринимаются
детьми как нормативные явления и в связи с этим не вызывают чувство тревоги и
опасности, что прямо противоположно эмоциональным реакциям в ситуациях межличностного взаимодействия с
педагогам и сверстниками в условиях ДОУ.
Литература
1
Н.В. Иванова, М.А. Виноградова Развитие представлений о среде
в педагогической науке
образованию // Вестник Череповецкого
государственного университета: Научный журнал. – 2011. – №4 (35). – Том 3. – С. 150-154
УЧАСТНИК | Фамилия | ВИНОГРАДОВА |
Имя | МАРИЯ | |
Отчество | АПОЛЛИНАРЬЕВНА | |
Место работы | ФГБОУ ВПО «ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ | |
Должность | Доцент | |
Ученая степень | Кандидат педагогических наук | |
Звание | Доцент | |
Адрес рабочий, домашний | 162600, Вологодская обл.,г. Череповец, ул. 162622, Вологодская обл., г. Череповец Советский проспект д. 88 кв. 11 (дом) | |
Телефон рабочий, домашний | 8-8202 51-91-37 рабочий 8-8202 51-86-28 домашний | |
Участие (очное, заочное) | заочное | |
Е-маil | ms.vimary@mail.ru | |
Тема доклада | Группа сверстников как угроза социального |
ЗАЯВКА
на участие в международной научно-практической конференции
УЧАСТНИК | Фамилия | ИВАНОВА |
Имя | НАТАЛИЯ | |
Отчество | ВИТАЛЬЕВНА | |
Место работы | ФГБОУ ВПО «ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ | |
Должность | Профессор, заведующий кафедрой | |
Ученая степень | Доктор | |
Звание | Профессор | |
Адрес рабочий, домашний | 162600, Вологодская обл.,г. Череповец, 162618, Вологодская обл., г. Череповец ул. Гоголя д. 33 кв. 176(дом) | |
Телефон рабочий, домашний | 8-8202 51-91-37 рабочий 8-8202 24-68-47 домашний | |
Участие (очное, заочное) | заочное | |
Е-маil | Natasha3561@mail.ru | |
Тема доклада | Группа сверстников как угроза социального |
Источник
К.п.н.
Першина Т.В., к.п.н. Шишова А.В.
Череповецкий
государственный университет, Россия
Угрозы социального развития ребенка в семейной среде
Семья –
важнейший фактор социализации человека, персональная среда жизни и развития
детей и взрослых. Качество семейной среды определяется рядом параметров:
демографический (структура семьи); социокультурный (образовательный уровень
членов семьи, образ жизни, традиции и ценности семьи); социально-экономический
(материальный статус и трудовая занятость взрослых членов семьи);
технико-гигиенический (условия проживания); социально-психологический
(психологический климат, отношения в семье); социально-педагогический
(родительские установки, стиль воспитания).
Соотношение фактических параметров семейной системы обуславливает
качественные характеристики микросреды конкретной семьи. Априори семейная среда
должна создавать для человека условия безопасности и защищенности. Семья как
микросоциальная среда жизнедеятельности ребенка призвана способствовать его
полноценному социальному развитию, т.е. содействовать усвоению и
воспроизводству ребенком положительного социального опыта, формированию его
социального статуса и самоопределению в социуме. Вместе с тем семья может стать источником угроз социального
развития ребенка.
Семьи,
которые не выполняют жизненно важные для социального развития ребенка функции,
относят к категории неблагополучных. В.И. Курбатов определяет неблагополучные
семьи в контексте понятия «социальный риск» [5]. Под социальными рисками, в
свою очередь, понимаются социально неприемлемые, угрожающие жизни, здоровью и
полноценной социализации личности факторы и их последствия [1]. Вместе с тем
неверно полагать, что состояние риска сопровождается явным неблагополучием. В
ситуации риска социальное функционирование затруднено, а в ситуации
неблагополучия – нарушено. С этой точки зрения, в неблагополучной семье
социальное функционирование нарушено по разным причинам, что представляет явную
угрозу для полноценного развития и социализации ребенка.
Причины,
по которым семья становится для ребенка опасной средой, имеют как объективную,
так и субъективную природу. Объективно возрастание угроз социального развития
ребенка в семейной среде обусловлено кризисным положением семьи как социального
института. Субъективные причины опасного развития ребенка в семейном социуме
порождаются не столько положением семьи как социального института, сколько
состоянием конкретной семейной среды.
Исследователи (Т.В. Драгунова, В.Б. Тарабаева, Д.В. Ярцев) выделяют факторы
риска, затрудняющие социальное развитие ребенка в локальной семейной среде. Это
низкий материальный уровень жизни, для которого характерна неспособность и
нежелание родителей обеспечивать базовые потребности ребенка; деформированная
структура семьи; образ жизни и асоциальные типы личностей родителей;
неадекватные родительские установки; а так же факторы риска, связанные с самим
ребенком (нежеланный ребенок, наличие отклонений в развитии) [3].
Наиболее
опасное положение для ребенка возникает в асоциальной семье. С.А. Беличева
считает, что асоциальную семью следует относить к категории неблагополучных
семей с открытой десоциализирующей направленностью, в которых вследствие
невыполнения родителями своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей, жестокому
обращению с ними несовершеннолетние находятся в социально опасном положении,
представляющем угрозу их социальному развитию, а в крайних случаях угрозу жизни
и здоровью [2].
На примере
асоциальной семьи рассмотрим комплекс угроз социального развития ребенка,
сконцентрированных во всех компонентах семейной системы (структура, социальный
статус, психологический климат, отношения, стиль воспитания, образ жизни и
т.д.). Для этого обратимся к
результатам эмпирического обследования асоциальных семей, находящихся на
реабилитации в МБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
«Росток» г. Череповца и БУ «Социально-реабилитационный центр для
несовершеннолетних «Альтаир» Шекснинского района Вологодской области [4]. Интерпретацию результатов обследования представим с позиции дестабилизирующего
влияния неблагополучной семейной среды на социальное развитие ребенка.
В
асоциальных семьях прослеживается тенденция к нарушению состава семьи в таком
важном показателе, как наличие обоих родителей. По результатам проведенного
нами обследования более 60% асоциальных семей являются неполными. Характерным
признаком семейной структуры для асоциальных семей является многодетность по
причине безответственности и половой неграмотности родителей. Результаты
проведенного обследования свидетельствуют о том, что каждая третья асоциальная
семья имеет более трех детей, что усугубляет и без того сложное материальное
положение в таких семьях и порождает детскую безнадзорность.
Социокультурный уровень асоциальных семей в подавляющем большинстве
случаев низок. Причем низкий материальный статус семьи сочетается с низким
культурным и образовательным уровнем. Так, в обследованных семьях у каждого
второго родителя нет полного среднего образования.
Среди членов асоциальных семей высок
процент наличия зависимостей, а так же антисоциального и криминального
поведения. По результатам обследования во всех семьях, находящихся на
реабилитации, наблюдается злоупотребление алкоголем членами семьи; в 20% семей
отмечено наличие наркотической зависимости; в 40% семей кто-то из ее членов
отбывает наказание или вернулся из мест лишения свободы. Ближайшее окружение
асоциальных семей составляют подобные асоциальные элементы. Вследствие этого
для семей асоциального типа характерна нарастающая социальная изоляция,
исключение позитивных контактов с благополучным социумом.
Внутрисемейные отношения в асоциальной семье характеризуются затяжными
конфликтами. В сочетании с алкоголизацией родителей они определяют неблагополучный
семейный микроклимат. По нашим данным, в асоциальных семьях преобладают
напряженные отношения, пренебрежение интересами и нуждами друг друга, взаимная
неприязнь. Во всех обследованных семьях царит нездоровая атмосфера,
нервно-психическое напряжение, проявляется тревога. Такие характеристики
отрицательно влияют на воспитательный потенциал семьи.
Особенности воспитания в асоциальных семьях отражают тенденцию к
нарушению эмоциональной привязанности, пренебрежению родителями воспитательной
функцией, их педагогической несостоятельностью. Показателями неадекватного
родительского отношения являются такие характерные для асоциальной семьи типы
воспитания, как эмоциональное отвержение, гипоопека, жестокое обращение. В
доминирующих типах воспитания проявляется неприятие ребенка, пренебрежение его
потребностями, восприятие ребенка как обузы, помехи в жизни.
Угроза
развитию ребенка в асоциальной семье порождается ситуацией насилия или
жестокого обращения, которая означает возможность как прямых насильственных
действий со стороны взрослых членов семьи, так и косвенных, выражающихся в
пренебрежении родителями базовыми потребностями своего ребенка.
Таким
образом, анализ асоциальной семьи с позиции системного подхода позволяет
констатировать, что положение ребенка в такой семье не является безопасным.
Ситуация риска для ребенка обусловлена качественными характеристиками семейной
среды, к которым относятся жестокое обращение с детьми, пренебрежение
родительскими обязанностями, десоциализирующее влияние образа жизни взрослых
членов семьи. Подобные угрозы кроются во всех подсистемах семьи, связанных с
реализацией воспитательной функции: деформированная структура, асоциальные типы
личностей родителей и ближайшего окружения, конфликтные отношения, аморальный и
антисоциальный образ жизни, низкий социокультурный и социально-экономический
статус. В результате ребенок, воспитывающийся в асоциальной семье, приобретает
негативный социальный опыт. Такие дети становятся более замкнутыми, скрытными,
плохо обучаемыми, фрустрированными, раздражительными, агрессивными. Для них
характерна низкая социальная активность, сниженный уровень самооценки,
пониженный эмоциональный фон настроения, аффективная возбудимость и
расторможенность влечений. С низким уровнем самосознания и психической
незрелостью связано их импульсивное поведение, склонность к асоциальным
поступкам, невосприимчивость педагогическим воздействиям [4]. В целом
асоциальная семья выступает микросредой опасного социального развития ребенка.
Если в
неблагополучных и асоциальных семьях угрозы социального развития ребенка явно
выражены, имеют системный характер и проявляются комплексно, то в благополучных
семьях названные компоненты семейной системы содержат потенциальные риски. В
случае несвоевременного выявления рисков и недостаточно эффективной
профилактики, направленной на обеспечение безопасной социализации, они могут
представлять реальную опасность для социального развития ребенка.
Литература:
1.
Баева И.А., Лактионова
Е.И. Психологическая безопасность образовательной среды и риски ее
разрушения // Народное образование. –
2008. — №3. – С. 271-276.
2.
Беличева С.А. Основы
превентивной психологии. – М., 1994.
3.
Драгунова Т.В.,
Тарабаева В.Б., Ярцев Д.В. Работа с кризисными семьями // Социальная педагогика.
– 2006. — №1. – С. 56-62.
4.
Першина Т.В., Шишова А.В.
Организационно-педагогические условия обеспечения безопасного социального
развития детей из асоциальных семей // Психологическая коррекция как фактор
обеспечения безопасности развития личности
/ Под ред. В.Г. Маралова. — Череповец, 2011. – С. 166-204.
5.
Социальная работа. / Под
ред. В.И. Курбатова. – Ростов н/Д, 2005.
Источник