Учим ребенка 5 лет дням недели

В жизни малыша наступает момент, когда он начинает задаваться вопросом, почему вчера он с родителями ходил гулять и ел мороженое, а сегодня идёт в детский сад? Значит, пришло время изучать время. Вернее, его характеристики.

Как выучить дни недели с ребенком

Время — абстрактное понятие, поэтому для малышей до 3 лет оно пока недоступно, так как его нельзя пощупать, повертеть в руках.

Когда следует начать обучение?

Начиная с 3-4 лет дети начинают интересоваться окружающим миром, стремятся узнать, как всё устроено и почему.

В этом возрасте самое время изучить части суток — утро, день, вечер, ночь, понимать значения слов вчера, сегодня, завтра.

К сведению! У крохи 4-5 лет на первый план выходит абстрактное мышление, поэтому начинать учить дни недели с детьми следует именно в этом возрасте.

Знание дней недели необходимо, чтобы ориентироваться во времени и в окружающем мире. Год, неделя, месяц в восприятии малыша могут длиться и час, и день, и «когда папа с работы придёт», поэтому важно, чтобы малыш чётко уяснил для себя эти понятия.

Необходимо вовремя начать учиться

Почему нужно учить?

Быстрее всего чадо усваивает новые знания в игровой форме, используя яркие и красочные наглядные пособия в виде кубиков, мячиков или карточек. Если дни недели привязать к конкретным событиям в жизни малыша (сегодня воскресение, выходной — он ходил в кино и ел мороженое, завтра — понедельник, первый день недели, и он пойдёт в детский сад, в среду у мамы выходной, и она испекла пирог, а в субботу он вместе с родителями поедет к бабушке с дедушкой на дачу), то запомнить их малышу будет гораздо проще.

Важно! Чтобы занятия были эффективными, они должны проходить достаточно регулярно, а информацию следует подавать последовательно — от простого к сложному.

Лучше начинать обучение с четырех лет

Учим дни недели с детьми от 5 лет: способы

Как проще всего выучить дни недели с дошкольником — разговор с малышом можно начать с коротких рассказов о возникновении их названий.

Начинаем с беседы

Некоторые названия дней недели (2, 4, 5-го) в русском языке связаны со счётом: второй, четвёртый, пятый, поэтому тем проще малышу будет их запомнить, если он уже умеет считать до десяти.

Повторяющиеся фрагменты и этимология слов

Этимологию остальных названий: среда — середина недели, воскресение (в славянском языке «неделя») — выходной, ничего не делать, понедельник — день после недели или воскресения, суббота (от древнееврейского слова «шаббат» или по-русски «шабаш») — окончание работы, также можно в интересной форме донести до ребёнка, чтобы легче было запоминать.

. Поможет просмотр мультиков

На занятиях с малышами о днях недели можно постепенно вводить такие временные характеристики, как месяц и год. Уяснив для себя понятие недели, им гораздо легче будет понять, что месяц состоит из недель, а год из месяцев.

Смотрим мультфильмы

Не секрет, что все дети обожают смотреть мультфильмы, поэтому можно приучать к их просмотру во время занятия, это непременно заинтересует малыша темой урока. «Паровозик Чух-Чух и дни недели» отлично подойдёт для этого.

Чтение стихов принесет пользу

Стихи

Любую новую информацию человеку также легче запомнить, если проговаривать вслух или записать её в рифмованной форме.

Существует много стихотворений детских поэтов о днях недели, месяцах, временах года (Михалков С.В. «Моя неделя», «Круглый год», Маршак С.Я. «Быстро дни недели пролетели…», «Круглый год», Агния Барто «Трудная неделя»), которые можно разучивать вместе с ребёнком. Заучив пару стихотворений, малышу будет проще запомнить названия дней недели через их проговаривание. Родители могут и сами придумать подобные стихи, связав их со близкими ребёнку событиями:

«Дней в неделе ровно семь,

Их запомним насовсем:

Понедельник — первый день,

Начинаем много дел;

Вторник — это день второй,

Долго ждать нам выходной;

В третий день недели — среду,

Испечём пирог к обеду;

На четвёртый день — в четверг,

Запланируем обед;

В пятницу — на пятый день,

В детский сад идти не лень;

День шестой — пришла суббота,

Нам не нужно на работу.

В воскресенье — день седьмой,

Нам положен выходной.»

К сведению! Впоследствии оба способа можно объединить: доставая карточку с определённым днём недели, произносить соответствующее ему стихотворение.

Карточки по цветам радуги

После просмотра мультфильма, можно (при активном участии малыша) сделать похожий паровозик, используя цветные квадратики, как вагончики с написанными на них днями недели. Каждому квадратику-вагончику следует присвоить свой цвет. Лучше всего для этого подойдут цвета радуги (их, как и дней недели, семь): понедельник красный, вторник оранжевый и так далее до воскресения (фиолетовый), согласно известной фразе для запоминания цветов радуги: (К)аждый (О)хотник (Ж)елает (З)нать (Г)де ©идит (Ф)азан.

Каждая карточка-вагончик, это один день недели. Можно предложить их ребёнку пересчитать самому или вместе с ним. Потом объяснить, что есть пять будних или рабочих дней недели, когда он ходит в детский сад, и два выходных, в которые он отдыхает дома с родителями или идёт в гости к бабушке с дедушкой.

Далее стоит расположить карточки двумя группами: рабочие и выходные, и, выбирая по одной, показывать их малышу, называть день недели и цвет вместе. Повторить эти действия несколько раз для лучшего усвоения информации.

Подвижная игра

В дальнейшем, те же цветные карточки с днями недели можно использовать в подвижной игре «Чья неделька быстрее соберётся?». Суть игры заключается в следующем: из группы детей выбираются две команды по семь человек, каждой команде выдаются семь цветных карточек с названиями дней недели. Каждый ребёнок в команде берёт одну карточку, и прикрепляет её себе спереди на одежде, на видном месте. После этого детям предлагается разойтись по комнате, куда и как им вздумается. По определённому сигналу, малыши выстраиваются друг напротив друга в последовательности дней недели. Победившей считается та команда, которая первой выполнит это без ошибок. Эту игру можно повторить несколько раз.

Читайте также:  Примерный рост и вес ребенка 5 лет

Часто у родителей возникает вопрос, в каком возрасте ребенок должен знать время? На самом деле, вопрос достаточно сложный и не имеет однозначного ответа. Ребёнок воспримет любые знания только тогда, когда он будет к ним готов.

К сведению! Насильно навязанная информация будет только вызывать отторжение и негативное отношение.

Некоторых детей даже в младших классах школы не просто научить определять время. Но, если ребёнок сам тянется к новым знаниям, эту тягу следует только поддерживать, и давать малышу столько информации, сколько он сможет воспринять.

В развитии детей не существует жёстких норматив, что и в каком количестве должен знать ребёнок в определённом возрасте. У каждого ребёнка свой индивидуальный темп развития и различное окружение, поэтому не следует загонять малыша в жёсткие рамки.

Можно отталкиваться от каких-то среднестатистических показателей, но применять их к своему ребёнку с любовью. Родители — главная защита и опора детей, потому что никто кроме них не знает их возможностей и способностей.

Авторская методика знакомства ребёнка с днями недели С. Лупан

Основная суть методики бельгийской мамы двух дочерей Сесиль Лупан (Cecile B. Loupan) заключается в том, что на первом месте должен быть интерес родителей к ребёнку и его занятиям, а не их эффективность.

Бельгийская мама С.Лупан

Общение родителей с детьми должно проходить с искренним интересом к совместным занятиям с малышом: прогулкам, чтению, играм. Дети очень хорошо чувствуют неискренность взрослых. При этом не стоит перегружать ребёнка совместным общением, у него должно быть достаточно свободного времени и пространства для личных дел.

Четыре основных принципа методик развития от Сесиль Лупан:

  • Обучение ребёнка должно походить на интересную игру, которую следует закончить прежде, чем устанет ребёнок.
  • Родители, лучшие учителя для своего ребёнка.
  • Нет необходимости проверять своего ребёнка.
  • Любознательность подпитывается быстротой и новизной.

К сведению! Согласно этим принципам, Сесиль Лупан разработала собственную методику обучения ребёнка. Начинать знакомство следует, просто напевая названия под любую подходящую мелодию.

Повесить на стене детской карточки с названиями и утром (после пробуждения) обнимая своего ребёнка, показывать ему название сегодняшних суток. Или вместе с малышом изготовить круг и выделить на нем на семь секторов разным цветом радуги. Внутри каждого сектора написать дневные названия. В центре круга прикрепить стрелку и предложить ребёнку каждое утро самому переводить стрелку на нужный цвет.

Полезно привлечь внимание ребёнка к тому, что некоторые события его жизни повторяются с определённой регулярностью и привязаны к конкретным суткам (поездка к бабушке, кружок танцев, занятия теннисом). Когда будут хорошо усвоены названия, следующий этап — изучение названий месяцев.

Когда ребёнок научится различать наименование суток на родном языке, можно начать методом цветных карточек или подвижных игр начать изучать на английском, французском и любом другом языке. Ведь в сознании малышей пока нет барьеров, и они не задаются вопросом, зачем мне это нужно. Малыш воспримет любые новые знания, лишь бы было весело, интересно и родители рядом. Задача родителей заключается в том, чтобы приучить к занятиям, и привить эти новые знания.

Источник

Продолжаю свой небольшой цикл про развитие временных понятий. В этом материале речь пойдет о развитии у ребёнка понимания дней недели и ориентации в них.

Вчера/сегодня/завтра (4-5 лет)

Прежде чем учить непосредственно названия дней недели, ребёнку стоит освоить именно эти понятия. Он может с ними справиться, если уже хорошо ориентируется во времени суток (день, ночь и прочее).

Так как с детьми весьма абстрактные временные понятия проще всего прорабатываются через ассоциации и запоминающиеся события, в объяснениях стоит опираться именно на них, например: «Вчера мы ходили к бабушке в гости. Сегодня мы печём торт. Завтра мы поедем гулять в парке.»

Бывает так, что запоминающихся событий в жизни немного и их трудно так связать. В таком случае вы можете сами попробовать создать что-то интересное. Купите три киндера (на самом деле можно что угодно, лишь бы была индивидуальная упаковка). Один из киндеров дайте ребёнку. На следующий день расположите на видном, но недоступном без помощи взрослого, месте обёртку от съеденного киндера и подпишите её «Вчера«, а два других киндера, соответственно, «Сегодня» и «Завтра«. Объясните ребёнку, что киндер «Вчера«, он уже съел, поэтому на его месте только обёртка. Сегодня можно только киндер, который подписан словом «Сегодня«. А завтра он получит тот, что с надписью «Завтра«.

Также, неплохо работают объяснения с опорой на время суток (поэтому ребёнку и важно прежде всего ознакомиться с ними). Например: «Ты лёг вчера вечером спать. Прошла ночь и утром наступило сегодня.«.

Если словесных ассоциаций недостаточно, надо подключать наглядные. На выручку приходят:

  • Календарь с курсором: каждый прошедший день (вчера) зачеркиваете красным крестом, настоящий день (сегодня) будет выделен курсором, а будущий (завтра) будет ожидать своей очереди;
  • Отрывной календарь: тоже удобен своей наглядностью. Один листок — это один день.Ребёнок каждое утро может сам отрывать «вчера«, чтобы наступило «сегодня» и ждать «завтра«, чтобы оторвать ещё один лист.

После усвоения этих понятий, можно переходить к тесно связанным с ними дням недели.

Дни недели (5-6 лет)

Легче всего начать изучать с делёжки на рабочие и выходные дни. Лёва, например, именно так и начал постигать где какой день: он ориентировался на то, что если не надо в садик и папа дома, а не на работе, то значит это суббота. Если уже был такой же день, значит это второй выходной — воскресенье.

Читайте также:  Уплотнение на шее у ребенка 5 лет

С остальными днями тоже легче всего работать через объяснения на примерах того, что ребёнок делает в течение недели. Например, вы можете опираться на: «По средам и пятницам мы ходим к логопеду«, «В четверг посещаем рисование» и т.д.

Также наглядно показать последовательность дней и выучить их можно при помощи такого стихотворения и картинки:

из открытых источников

Если вы видите, что одних только разговоров недостаточно, могут помочь игры на запоминание. Можно:

  • Бросать мячик друг другу, называя поочередно дни недели

После простого заучивания можно усложнить: например, бросать с вопросом «Какой день после пятницы?» — так вы заставите ребёнка не только повторять выученное по инерции, но ещё и думать, действительно ориентируясь во времени.

  • Расставлять вагончики в правильном порядке

Вот замечательный готовый шаблон, который можно сохранить, распечатать, вырезать и раскладывать с ребёнком по порядку.

изображение из открытых источников

Когда ребёнок научится раскладывать всё в верном порядке, игру можно усложнять. Например прятать вагончик и спрашивать какого дня не хватает.

Можно устраивать путаницу — соедините вагоны неправильно и скажите, что вам требуется помощь ребёнка, так как машинист всё перепутал.

  • Недельный циферблат — можно смастерить из картона подобную наглядную игрушку, которая поможет ребёнку и отработать дни недели, и понятия вчера/сегодня/завтра. Опционально можно добавить ещё стрелочки «Послезавтра» и «Позавчера«.

Как видите, способов и объяснить, и наглядно показать такие абстрактные понятия, довольно много. Надеюсь, что-нибудь из них вам пригодится.

Спасибо, всем, кто дочитал до конца!

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Как учить ребёнка определять время по часам? Понятные и доступные методы

Времена и месяца года — рассказываю, как мне удалось объяснить их смысл ребёнку (для родителей детей с аутизмом и алалией)

Развитие пространственного мышления у детей от 0 до 7 лет

Источник

Татьяна Уткина
Как помочь ребёнку запомнить дни недели в игровой форме

Как помочь ребёнку запомнить дни недели в игровой форме.

К окончанию седьмого года жизни ребенок должен:

-понимать и употреблять в речи обобщающее понятие «дни недели»;

-четко знать последовательность дней недели;

-различать и называть «выходные дни», «рабочие дни»;

-ориентироваться в окружающей действительности.

Следовательно, планомерную деятельность по усвоению данного абстрактного понятия следует начинать тогда, когда ребенку исполнится 5 лет. Чуть позже, на седьмом году жизни, с ребенком следует проводить работу по уточнению представлений, закреплению понимания последовательности дней недели, взаимосвязи между ними в прямом и обратном порядке.

Однако следует помнить и понимать один важный факт. У детей дошкольного возраста наглядно-действенное мышление. В связи с этим, для успешного усвоения знаний о днях недели нужно связывать с наглядными дидактическими материалами (картинки, цветные квадраты) и непосредственным действиям с ними.

Цветная неделя

Сделайте календарь, где каждый день обозначен определенным цветом. Каждое утро поясняйте ребенку, какой сегодня день, показывая цвет в календаре. Вырежьте из цветного картона 7 кругов в соответствии с цветом дней. Предложите малышу выложить дни недели, начиная с понедельника. При выполнении задания просите ребенка называть каждый из дней. Усложняя задание, выкладывайте круги, начиная со вторника, среды и т. д.

Прочтите стихотворение, выделяя голосом названия иней недели:

Мы спросили у Емели:

—Назови нам дни недели.

Стал Емеля вспоминать.

Стал Емеля называть.

— Дядька крикнул мне «бездельник»

Это было в понедельник.

На забор я лез, и дворник

Гнал меня метлой во вторник.

В среду я ловил жука

И свалился с чердака.

Воевал в четверг с котами

И застрял под воротами.

В пятницу дразнил собаку —

Изорвал себе рубаху.

А в субботу — вот потеха! —

На свинье верхом поехал.

В воскресенье отдыхал —

На мосту сидел, дремал.

Да с моста свалился в реку.

Не везёт же человеку!

Так у нашего Емели

Дни недели пролетели.

А. Тимофеевский

Обсудите времяпровождение Емели.

Похожая методика обучения по цветным квадратам.

Для знакомства ребенка с днями недели следует взять 7 цветных квадратов (фиолетовый, синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый, красный).

Каждый цвет строго соответствует определенному дню недели (фиолетовый – понедельник, синий – вторник, голубой – среда, зеленый – четверг, желтый – пятница, оранжевый – суббота, красный – воскресенье).

Расскажите ребенку, что одна карточка – это сутки или день, а множество дней – это неделя. Затем предложите ребенку посчитать, сколько дней в неделе. Несколько раз повторите с ребенком то, что было оговорено ранее.

Читайте также:  Папиллома у ребенка 5 лет

Потом расскажите ребенку, что у каждого дня есть свое имя (Понедельник, Вторник, Среда, Четверг, Пятница, Суббота, Воскресенье).

Повторите с ребенком несколько раз названия дней недели.

Рассказ о том, как пальцы помогут запомнить дни недели.

В неделе семь дней. Среди них пять рабочих и два выходных дня. Запомнить рабочие дни помогут пять пальцев на руке.

Первый пальчик на руке – понедельник. Он называется так, потому что идёт после недели.

Второй пальчик – вторник.

Третий пальчик – среда, потому что находится посередине.

Четвёртый пальчик – четверг.

Пятый пальчик – пятница.

Выходные дни надо просто запомнить, ни с чем не связывая, – суббота, воскресенье.

Разучивая с ребёнком стихи, вы также поможете ему запомнить дни недели

Дядька крикнул мне «бездельник» —

Это было в ПОНЕДЕЛЬНИК.

На забор я лез, и дворник

Гнал меня метлой во ВТОРНИК.

В СРЕДУ я ловил жука

И свалился с чердака.

Воевал в ЧЕТВЕРГ с котами

И застрял под воротами.

В ПЯТНИЦУ дразнил собаку —

Изорвал себе рубаху.

А в СУББОТУ — вот потеха! —

На свинье верхом поехал.

В ВОСКРЕСЕНЬЕ отдыхал —

На мосту сидел, дремал.

Да с моста свалился в реку.

Не везёт же человеку!

***

Жил-был у бабушки серенький козлик.

Козлик плохим не страдал аппетитом.

Съел в понедельник над речкой мостик,

Скушал во вторник стирку с корытом.

В среду — к обеду — обои со стенки.

В четверг — только пенки с варенья и гренки.

В пятницу — боты, колготы и ноты.

Так он едва дотянул до субботы.

Съел в воскресенье с кровати подушку,

Две простыни, одеяло на вате.

Слышали все,как шептала старушка:

«Шёл бы ты, миленький, в лес погуляти».

В понедельник мы стирали,

Пол во вторник подметали.

В среду – мы пекли калач.

Весь четверг играли в мяч.

В пятницу мы чашки мыли,

А в субботу – торт купили.

И, конечно, в воскресенье

Звали всех на день рожденья.

Пели, прыгали,

Плясали,

Дни недели – посчитали».

Вот неделя. В ней семь дней,

Поскорей знакомься с ней.

Первый день

По всем неделькам

Носит имя понедельник.

Вторник – это день второй,

Он стоит перед средой.

Серединочка-среда –

Третьим днем была всегда.

А четверг – четвертый день

Шапку носит набекрень.

Пятый – пятница-

сестрица –

Очень модная девица.

А в субботу – день шестой –

Отдыхаем всей гурьбой.

И последний – воскресенье –

Назначаем днем веселья.

Завтра снова детский сад

Ждет-пождет своих ребят.

Загадки про дни недели.

Детские загадки про дни недели с ответами помогут ребенку выучить дни недели в игровой форме. Сначала необходимо объяснить ребенку, что в одной неделе 7 дней: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. Первые пять дней — это рабочие дни, в эти дни родители, бабушки и дедушки зарабатывают деньги, а дети ходят в детский сад или учатся в школе. А последние два дня — это выходные дни.

Загадки про дни недели

Братьев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом.

Попрощается последний —

Появляется передний.

Ответ: Дни неделиГоворят, что он тяжёлый,

И не дружит с ним бездельник.

На работу, в садик, в школу

Отправляет.

Ответ: Понедельник

Весь в заботах спозаранку,

Нас напоит и накормит.

Он вторым стоит по рангу.

Ну, конечно, это.

Ответ: Вторник

В поездах, в цехах, в машинах

Этот день всегда в трудах.

Он – недели середина,

Ну, а попросту,.

Ответ: Среда

Этот – труженик умелый.

Лень и праздность он отверг.

Все спешит успеть доделать

День по имени.

Ответ: Четверг

Притомившийся с полудня,

День под горку катится.

«Ох, устала! Отдохнуть бы!»

– Размечталась.

Ответ: Пятница

В этот день нас ожидает

Лишь домашняя работа.

Моет, чистит, прибирает

День по имени.

Ответ: Суббота

Всех оставит дома утром

День-волшебник. Вот везение!

Но проходит почему-то

Очень быстро.

Ответ: Воскресенье

Народные пословицы и поговорки про дни недели

В понедельник чихнешь — подарок на неделю.

В понедельник деньги выдавать — всю неделю расходы.

Вторники и субботы — легки.

В дорогу отъезжай во вторник, либо в субботу.

Что Бог не даст, а в среду не прясть.

Кто в пятницу дело начинает, у того оно будет пятиться.

В понедельник, среду и пятницу никакого дела не начинай.

От субботней расправы уйду — воскресенье переживу.

Середа да пятница четвергу не указчица.

Работая с ребенком над повышением уровня его знаний, нужно оставаться спокойным, мудрым и требовательным. Ведь усвоение детьми такой временной характеристики, как «дни недели», возможно только при грамотном ведении непосредственно-образовательной деятельности.

Источник