У ребенка звукоподражания в 4 года

У ребенка звукоподражания в 4 года thumbnail

Консультация для воспитателей логопедической группы

Младший дошкольный возраст

Звукоподражания как начальный этап развития речевой функции у ребёнка.

Звукоподражание или речевое подражание – это воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз. Сначала это похоже на эхо: взрослый говорит – ребенок тут же повторяет. Чтобы общение ребенка с взрослым не напоминало игру в «попугайчиков», важно помнить, что речь нужно активировать в практической деятельности ребёнка, в игре. При этом важен эмоциональный контакт, положительная мотивация, устойчивое внимание ребенка. Чтобы развить речевое подражание, необходимо начать с развития подражания вообще: «Сделай, как я делаю».

Звукоподражания это начальный этап развития речевой функции у ребёнка с нормой речи и у ребёнка с речевыми нарушениями только усваивают они их в разные сроки.

Взрослые всегда должны помнить, как звучит их речь:

-речь должна быть правильной, без речевых нарушений;

-артикуляция должна быть четкой, ребенок должен видеть движения губ взрослого;

-речь должна быть не только эмоциональна, но и хорошо интонирована, с выделением ударного слога;

-слова и фразы, предлагаемые ребенку для повторения, должны произноситься неоднократно;

-взрослый стимулирует активную речь ребенка при помощи вопросов;

-взрослый дает ребенку только образцы правильной речи, не следует повторять за ребенком воспроизводимые им слова-заменители.

Этапы развития речевого подражания:

Повторение отдельных звуков, которые несут смысловую нагрузку, в игре.

Повторение аморфных слов. Это слова-звукоподражания, слова-слоги, имеющие определённый смысл. Это подражания голосам животных — гав, ква, мяу и т. д.; подражания звукам детских музыкальных инструментов — динь-динь, бом-бом, ду-ду и т. д.; подражания транспортным шумам — ту-ту, би-би и т. д., и другие различные аморфные слова: ребёнок может заменять ими слова, которые еще не способен произнести.

Повторение слов. Сначала это простые короткие слова — мама, папа, киса, дай, на, и т.д.

Особое внимание необходимо уделить усвоению ребенком слов-действий (глаголов), так как они играют ключевую роль в процессе развития детской речи: чем больше слов-названий действий в речи ребенка, тем выше уровень его развития!

Повторение коротких фраз. Это этап объединения в одном предложении нескольких слов (на начальном этапе — 2-3 слова). Например: Где папа? Там киса. Вот ложка.

Постепенно количество слов в произносимой ребенком фразе увеличивается, а ребенок учится словоизменению и грамматически правильному сочетанию слов в предложении.

Приложение.

«Наша лягушка в болоте глава, сидит на песочке и говорит: «Ква-ква»».

«Петушок боялся упасть в реку и всё кричал: «Ку-ка-ре-ку»».

«Колокольчик мой целый день звенит «динь-динь»».

«Зайка морковку грызёт аппетитно и создаёт небольшой шум: «Хрум-хрум»»

«Дождик говорит: «Кап-кап». Нужно зонтик с собой брать».

«Лошадь весело бежит и копытами стучит. Это вам не сапожок, а звук стука «цок-цок-цок»».

«Свинка говорит: «Хрю-хрю, я вам конфетку подарю»».

«Часы о времени дают нам знак и звучат они «тик-так»».

«Паровоз ездит по свету и твердит: «Ту-ту, я еду»».

«Заблудилась Анечка в лесу и звала друзей: «Ау-ау»».

Звукоподражание это важный этап в становлении речи ребенка. Благодаря звукоподражанию у ребенка развивается звукопроизношение, накапливается пассивный словарь, развивается чувство ритма.

Источник

С чего начинается слово? Конечно, со звука. Точно также осознанная речь ребёнка начинается со звукоподражаний. Произнесение звукоподражаний способствует тренировке артикуляционного аппарата, даёт возможность соотносить слово и предмет, который оно называет, а, следовательно, ускоряет переход к полноценной речи.

Речь начинается со звукоподражаний

Сначала этот процесс напоминает эхо: взрослый говорит — ребёнок повторяет за ним. Чтобы повторение было осознанным, необходимо заниматься этим в процессе игры или практической деятельности малыша.

Прежде чем развивать речевое подражание, следует учить подражанию в целом, т.е. научить малыша подражать движениям рук, ног, головы, а также действиям с предметами. Хорошо развивают подражательные способности регулярные занятия пальчиковыми играми.

Если ваш малыш научился подражать вашим движениям и действиям, то можно переходить к речевому подражанию:

1) Вначале работаем над гласными.

— Девочка качает куклу: «А-а-а!». Одновременно имитируем укачивание куклы. Обращаем внимание ребёнка на свой рот, показываем, как нужно открывать рот, когда поём.

— У мальчика болит ухо: «О-о-о!». Прижимаем ладошку к уху и качаем головой.

— Показываем игрушечную лошадку: «И-и-и!». Обращаем внимание малыша, что губы растянуты в улыбку.

— Гудит пароход: «У-у-у!». Демонстрируем, как губы вытянуты трубочкой.

2) Далее отрабатываем слияния гласных звуков.

— Маша заблудилась в лесу: «Ау! Ау!».

Речь начинается со звукоподражаний

— Ребёнок плачет: «Уа! Уа!».

— Показываем ослика, говорим: «Иа! Иа!».

3) Переходим к произнесению согласных звуков, которые имеют определённый смысл.

— Чайник кипит: «П-п-п!». Давай попыхтим также.

— Качаем колесо: «С-с-с». Руками показываем, как работаем насосом.

— Деревья шумят: «Ш-ш-ш». Поднимаем руки, качаем ими из одной стороны в другую.

— Показываем пилу (картинку или игрушку): «Сь-сь-сь». Выполняем движения вперёд-назад ребром ладони или игрушечной пилой.

Читайте также:  Медвежий жир при кашле ребенку 4 года

— Поёт комар: «З-з-з». Указательным пальцем рисуем в воздухе круги.

— Поёт жук: «Ж-ж-ж». Можно предложить посоревноваться с крохой, чей жук дольше пожужжит.

— Греем ручки: «Х-х-х». Показываем, как дышать на руки.

— Ёжик фыркает: «Ф-ф-ф». Предлагаем пофыркать, как ёжики.

4) Далее – звукоподражательные слоги и слова.

• Подражание голосам животных (самая любимая тема у всех детей): собака – гав, коза – ме-е, лягушка – ква, кукушка – ку-ку, мышка – пи-пи и т.д.

• Произнесение междометий: мяч упал – ах, чашка разбилась – ох, папа делает зарядку – ух!

• Подражание бытовым шумам: часы тикают – тик-так, вода капает – кап-кап, малыш топает – топ-топ, ножницы режут – чик-чик и т.д.

• Подражание транспортным шумам: машина – би-би, поезд – ту-ту, паровоз – чух-чух и т.д.

• Подражание музыкальным звукам: песенка – ля-ля-ля, колокольчик – динь-динь, барабан – бом-бом, дудочка – ду-ду и т.д.

Работая над звукоподражаниями, родителям необходимо помнить:

1. Разучивать звукоподражания необходимо в игре.

2. Использовать картинки или игрушки.

3. Артикуляция должна быть чёткой, ребёнок должен видеть движения органов артикуляции взрослого.

4. Речь взрослого должна быть правильной и эмоциональной.

5. Слова и фразы нужно произносить неоднократно.

6. Закрепляем изученные звуки во время прогулки на улице. Видим кошку, напоминаем: «Мяу», поехала машина, напоминаем «Би-би».

7. Также закрепляем при чтении книг и рассматривании иллюстраций к ним.

Интересная статья?

Жмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.

Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!

Источник

Речь, больной вопрос для каждой мамы, еще и окружающие считают своим долгом поинтерисоваться о том, что уже говорит ваш годовалый малыш.

Напишу о своем опыте и своем понимании развития речи у ребенка.

Все дети в возрасте около года болтают, что то говорят уже осознанно, но большинство звуков, все таки неосознанная речь, иногда похожая на человеческие слова. Задача мамы на мой взгляд, сделать речь осознанной, т.е. работать над конкретными названиями, звуками иначе у многих так и остатся болтавня ребенка на своем языке до двух и более лет. Но если в год это норма, то когда ребенок около 2-х лет разговаривает на своем языке, в первую очередь мама и переживает по этому поводу, я уже не говорю об окружающих, и мнении бабушек.

В возрасте около года моя дочь говорила осознанно — мама и дай

Я много читала мнения родителей, логопедов и разных специалистов и пришла к выводу, что нужно начинать с ребенком целенаправленно заниматься развитием речи. Это мое решение, многие ждут, что речь появится сама, да может появится, а может и нет. Так почему я должна ждать чуда, а не стремится к нему!!

Звукоподражания — это коротенькие простые для ребенка слова, они дают возможность тренироваться в осознанной речи, ведь слово кошка — произнести сложно и в 1,3 почти невозможно, а вот мяу — это гораздо проще и всем понятно.и чем больше ребенок будет говорить звукоподражаний, чем больше он будет тренироваться в этом тем быстрее он научится управлять своим языком, связывать слово и предмет и тем быстрее начнет нормально говорить!!!!

1) В первую очередь нужно прорабатывать гласные, (т.к. они легче, да и без них никуда) , начали мы заниматься целенаправленно в 1,1:

— распевки ааааа, оооо, ууууу.

-показывать ребенку как произносятся звуки, обращать внимания на свой рот

Альбом по развитию речи Рид.ру , Озон, My-shop.ru

В начале идут картинки, т.е. упражнения на понимания речи, покажи мяч, куклу и т.д.

Потом идут проработки гласных, мальчик плачет ааааа, ветер дует уууу, т.е. тут уже идет соотношение картинки, ситуации и гласных. очень любили эти упражнения. конечно результаты были не сразу, но уже через месяц дочь легко и с удовольствием произносила все гласные.

2) Параллельно мы учили звукоподражательные слова. Конечно любимая тема у всех детей — животные.

Опять же занимались по «Альбому по развитию речи»

Еще мы пользовались книгой Ш7Г «Это чей голос» Озон , Рид ру , Лабиринт, My-shop.ru — тут очень милые животные и крупные четкие картинки животных.

Очень много мы уделяли внимания животным при чтении обычных книг «Это корова. как она говорит??» «»а это кто? кошка, а она как говорит??» и т.д. Много обсуждаем картинок, я прошу дочь показать в книгах животных и т.д

На улице обращаю внимание на животных и называю как они говорят.

Главное, побуждать ребенка произносить как можно больше узнаваемых звукоподражаний.

Кроме темы животные, можно использовать обычные звукоподражательные слова, бух, ох, и т.д.

Читайте также:  Ребенок 4 года постоянно подкашливает

Очень помогли нам на этапе звукоподражаний книги — истории:

серия «Новый ребенок» Озон , Read.ru , Лабиринт, My-shop.ru

Очень удачные книги, по хорошей цене (30-50 рублей), лично мне больше нравятся чем аналогичные у Ш7Ги многоразноплановых заданий:

— разитие речи — Маленькие истории про …

-творчество — аппликации, лепка и рисование для самых маленьких, готовые задания, рекомендации для родителей.

У нас есть «Маленькие истории про Котенка»Озон , Рид.ру, Лабиринт

Хорошее содержание — 2 текста по одной картинке,

1- ну очень простой, пара ключевых фраз, которые ребенок должен повторить в будущем(например:Это Свинка плюх-плюх, свинка купается в луже) и

2-ой текст — полноценная небольшая история, описание картинки( во многих подобных книгах первый и второй текст отличается на 1-2 простых предложения)!! На рисунке выделено ключевое слово, которое ребенок может повторить, и внизу станицы предложено выполнить малышу какое-то действие(показать как котик моет лапки, показать на картинке муху и т.д.)!! В общем по этой книге с ребенком действительно интересно заниматься!!


Аналогичная книжечка «Маленькие истории про воробушка» Рид.ру , Озон , Лабиринт, My-shop.ru

Остальные маленькие истории аналогичные, мы очень любили эти коротенькие понятные ребенку истории, и дочь начала использовать некоторые звукоподражания не только при чтении книг но и в жизни. А это уже большое дело!!!

Так же в этой серии есть книги про творчество — лепка, рисование. не буду говорить о том как полезна мелкая моторика для развития речи, просто скажу что творчеством мы активно занимались и по этим тетрадям тоже.

Еще одна хорошая серия «начинаем говорить. Первые фразы» Озон Read.ru , Лабиринт, My-shop.ru

Книги по Зайку, на хорошей плотной мелованной бумаге, мне показались менее содержательными чем «Новый ребенок», но дочери очень понравился Зайка, так что пришлось купить еще несколько книг из этой серии.

Самая оптимальная на мой взгляд книга из этой серии «Топ-топ. Бух», Озон, Лабирин, Рид.ру ,

в ней просто все звукоподражания которые моджно использовать в повседневной жизни.

Очень красивые книги с тактильными вставками «Пушистые животные»

Read.ru , лабиринт

Опять же выбрала книгу про зайку, любим мы их))

«Зайчонок в загадочном лесу» Лабиринт , Рид.ру

В общем главное — побуждать ребенка использовать звукоподражания. Когда он легко будет их использовать можно переходить на следующий этап в развитии речи — использование простых слов!!!

Хорошо способствует появлению и частому употребелению звукоподражаний, а потом и простых слов — проигрывание сказок, ведь ребенок сказку знает, с удовольствием ее смотрит и понимает в какой момент нужно говорить и что нужно говорить. Например когда появляется на сцене собака, он уже без маминых подсказок говорит «ав-ав» и т.д… 

Для этого мы использовали матрешек, подробнее наши матрешки

деревянный кукольный театр, подробнее поираем в сказку

За несколько месяцев интенсивных занятий на звукоподражания дочь активно их использовала и постепенно начали появляться нормальные простые слова. постепенно звукоподражания ушли из нашей жизни, некоторые быстрее, некотрые дольше. свою задачу они выполнили — научили ребенка называть вещи своими именами и натренировали артикуляционный аппарат. 

Источник

задержка речевого развития - упражнения для запуска речи у малышей - анна новик
В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.

Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.

В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.

Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха

  • Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
  • Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
  • Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
  • Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
  • Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
  • Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
  • Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

  1. Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
  2. Развиваем артикуляционные мышцы:
    • Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
    • Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
    • Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
    • «Лакаем молоко» как кошка.
  1. Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:

Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи

Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

  1. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:
Читайте также:  Сиде турция с ребенком 4 года

Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)

2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».

3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».

4. Простукивание на бубне простых слов и имен.

5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».

6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

  • Топ-топ;
  • Хлоп-хлоп;
  • Прыг-прыг;
  • Бип-бип (Нажимаем на носик)
  • Туда-сюда (Повороты корпуса)
  • Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)

Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь

  1. Прятки игрушек под платочком
  2. ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
  3. ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
  4. Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
  5. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.

Пальчиковый массаж и пальчиковые игры

Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»

В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.

Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.

К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.

Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.

Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.

Игры на развитие слухового восприятия

Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.

Игры на развитие слухового восприятия:

  • Угадай, что звучит.
  • Жмурки
  • В какой руке звучало
  • Быстро-медленно
  • Громко-тихо
  • Справа-слева (после 2 лет)
  • Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)

Вкусные игры

  • Облизываем губки – варенье, мед
  • Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
  • Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
  • Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
  • Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
  • Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
  • Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
  • Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.

Тренировка «осознанного моторного планирования»

Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.

У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.

Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.

Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

  • Регулярность занятий
  • Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
  • Выполнение по инструкции заданий.

Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.

Например:

  • Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
  • Использование двух рук сразу.
  • Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
  • Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
  • Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
  • Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
  • Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.

Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.

А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!

Источник