У ребенка в 5 лет зажаты руки

У ребенка в 5 лет зажаты руки thumbnail

Доктор Комаровский о синдроме навязчивых движений у детей

Дети — существа ранимые и впечатлительные, а потому нет ничего удивительного в том, что они более эмоционально переживают те или иные ситуации. Там, где взрослый переступит и забудет, ребенок будет еще долго переживать, снова и снова возвращаясь в непонятную или неприятную для него пережитую минуту. Поскольку маленькие дети не в состоянии словами выразить весь спектр своих эмоций, то они могут начать проявлять их на физическом уровне. И вот уже у ребенка появляется привычка щипать себя за ухо, часто моргать, кусать пальцы рук. Известный доктор Евгений Комаровский рассказывает о том, как относиться к таким странностям в поведении ребенка и можно ли это чем-то лечить. Синдром навязчивых движений у детей – это проблема, с которой сталкиваются многие.

У ребенка в 5 лет зажаты руки

Что это такое?

Синдром навязчивых движений у детей — это комплекс психоэмоциональных нарушений, которые возникают под воздействием эмоционального потрясения, сильного страха, испуга, стресса. Проявляется синдром серией немотивированных движений – однотипных либо переходящих в более сложные.

Чаще всего родители обращаются с жалобами на то, что их чадо вдруг начало:

  • грызть ногти и кожу вокруг ногтей;
  • скрежетать зубами;
  • мотать головой из стороны в сторону;
  • раскачиваться всем корпусом без видимой причины;
  • взмахивать или трясти руками;
  • щипать себя за уши, за руки, за щеки, подбородок, за нос;
  • обкусывать собственные губы;
  • моргать и жмуриться без причины;
  • выдергивать собственные волосы или постоянно накручивать их на палец.

Проявления синдрома могут быть и другими, но о заболевании можно говорить тогда, когда ребенок повторяет серию движений или одно движение часто, особенно в тех ситуациях, когда он начинает волноваться или чувствует себя неловко.

У ребенка в 5 лет зажаты руки

У ребенка в 5 лет зажаты руки

Факторы, которые могут запустить механизм возникновения синдрома навязчивых движений, многочисленны:

  • сильный стресс;
  • долгое нахождение в психологически неблагополучной обстановке;
  • тотальные ошибки в воспитании — попустительство или чрезмерная строгость;
  • дефицит внимания;
  • перемены в привычной жизни — переезд, смена детского сада, отъезд родителей и их долгое отсутствие.

У ребенка в 5 лет зажаты руки

Самому ребенку все эти проявления могут не причинять ровным счетом никаких неудобств – если, конечно, он не травмирует себя.

Примечательно, что синдром навязчивых движений признан медиками заболеванием, у него есть свой номер в Международной классификации болезней (МКБ-10), нарушение отнесено к невротическим, вызванным стрессовыми ситуациями, а также соматоформным. Однако у врачей не было и нет единого стандарта диагностики этой болезни. Иными словами, ребенку диагноз поставят только на основании жалоб родителей и описанных ими симптомов.

Стандарта лечения невроза навязчивых состояний также не существует — тут все зависит от конкретного врача-невролога, который может порекомендовать попить успокоительное и посетить психолога, а может прописать целую кучу лекарств, витаминов – и обязательно довольно дорогостоящий массаж (естественно, у своей знакомой массажистки).

Если непроизвольные движения чада вызваны определенной причиной, то с большой долей вероятности синдром пройдет сам, без какого-либо лечения. Просто ребенку требуется время на то, чтобы избавиться от переживаний. Однако он может быть и признаком более тревожных состояний.

У ребенка в 5 лет зажаты руки

Что делать родителям?

Невроз навязчивых движений и состояний, по словам Евгения Комаровского, является проявлением неадекватного поведения. Оно обязательно заставляет родителей обращаться за консультацией к врачу, поскольку очень сложно самостоятельно разобраться в том, что происходит — временное психологическое нарушение или стойкое психическое заболевание.

Евгений Комаровский при появлении неадекватных симптомов советует родителям хорошо подумать, а что предшествовало этому — были ли конфликты в семье, в детском коллективе, болел ли чем-то малыш, принимал ли при этом какие-либо медикаменты. Если принимал, то нет ли у этих таблеток или микстур побочных действий в виде нарушений со стороны центральной нервной системы.

У ребенка в 5 лет зажаты руки

Временному стрессовому синдрому всегда имеется объяснение, у него всегда есть причина.

А вот у психического заболевания причины чаще всего может не оказаться. Если ничего не менялось, не болело, никаких лекарств ребенок не принимал, у него не было температуры, он хорошо ел и спал, а наутро он мотает головой из стороны в сторону, морщится, моргает и жмурится, пытается спрятаться, убежать, трясет руками без перерыва уже битый час – это, безусловно, повод для обращения к детскому неврологу, а затем и к детскому психиатру.

Проблема заключается в том, говорит Комаровский, что родители стесняются обращаться к такому специалисту, как психиатр. Это большое заблуждение. Негативные установки в отношении докторов, которые помогают решить проблемы с поведением, нуждаются в скорейшем пересмотре.

Сын или дочка может дойти в своих нервных проявлениях до состояний, которые могут угрожать жизни и здоровью. Если появляется риск членовредительства, ребенок своими движениями способен причинить себе серьезный вред, Комаровский советует обязательно обратиться к специалисту, чтобы исключить наличие психиатрических нарушений и получить рекомендации по выходу из создавшегося положения.

У ребенка в 5 лет зажаты руки

Чего делать нельзя?

Не стоит акцентировать внимание на навязчивых движениях – и уж тем более пытаться запрещать ребенку их совершать. Он делает их неосознанно (или практически неосознанно), а потому запретить их в принципе невозможно, а вот усугубить эмоциональное нарушение запретами – легко. Лучше отвлечь ребенка, попросить его сделать что-то, помочь, куда-то вместе сходить.

Нельзя повышать голос и кричать на ребенка в тот момент, когда у него началась серия немотивированных движений, говорит Комаровский. Реакция родителей должна быть спокойной, адекватной, чтобы не испугать ребенка еще сильнее.

Лучше всего продолжать говорить с малышом тихим, спокойным голосом, короткими предложениями, не спорить с ним, ни в коем случае не оставлять его одного. Не стоит также смотреть малышу прямо в глаза.

Игнорировать проблему тоже нельзя, ведь ребенок очень нуждается с том, чтобы с ним поговорили, обсудили его проблему. В конце концов, у него эти новые «вредные» привычки тоже вызывают недоумение и испуг. Порой именно доверительно общение помогает избавиться от проблемы.

У ребенка в 5 лет зажаты руки

Лечение

С большой долей вероятности невролог, к которому придут на прием родители с жалобами на навязчивые движения у ребенка, назначит один или несколько седативных препаратов, препараты магния, а также витаминные комплексы. Он настоятельно порекомендует посетить массаж, ЛФК, бассейн и солевую спелеокамеру. Лечение встанет семейству в довольно круглую сумму (даже при самых приблизительных подсчетах).

Евгений Комаровский советует хорошо подумать, собираясь начать такое лечение. Если психиатр не нашел серьезных отклонений, то диагноз «синдром навязчивых движений» не должен становиться поводом для того, чтобы пичкать ребенка таблетками и уколами. Фармацевтические средства с огромной долей вероятности вообще никак не повлияют на процесс выздоровления.

У ребенка в 5 лет зажаты руки

У ребенка в 5 лет зажаты руки

Сам факт их назначения удобен и врачу-неврологу, и родителям. Ведь доктор прекрасно понимает, зачем к нему пришли встревоженные родители — за лечением. И он его назначает, а это значит, что родители не пойдут жаловаться на специалиста, который оказался таким невнимательным, что «совсем ничего не прописал». Родители полагают, что есть волшебные таблетки, которые за несколько приемов решат все проблемы.

Таких таблеток нет, утверждает Комаровский. Но есть другие, более действенные способы помочь ребенку избавиться от невроза — это любовь мамы и папы, терпение, время и участие. Если родители возьмут за правило каждый день гулять со своим чадом, обсуждать фильмы и книги, которые вместе посмотрели и прочитали, если дома создадут благоприятные эмоциональные условия, то довольно быстро у ребенка исчезнут все навязчивые состояния и движения, которые так беспокоили его родственников. Будет отлично, если мама и папа найдут хорошего детского психолога, который поможет им нормализовать состояние сына или дочери.

У ребенка в 5 лет зажаты руки

В следующем видео доктор Комаровский рассказывает о способах борьбы с дурными привычками у детей.

Источник

Здравствуйте. Дочке 6 лет, примерно в 4 года заметили, что она лежит кисть руки между ног и зажимает ноги, тем самым надавливая на половой орган. Мама ей говорит, что так нельзя. И ребёнку становится стыдно , после замечания.
Что нам делать?
Как лечить ?
Иногда не делает, а иногда начнёт и в день несколько раз можно заметить

Возраст: 10

На сервисе СпросиВрача доступна консультация детского невролога по любой волнующей Вас проблеме. Врачи-эксперты оказывают консультации круглосуточно и бесплатно. Задайте свой вопрос и получите ответ сразу же!

Невролог

Здравствуйте. А на вопрос зачем это делает что отвечает ? Визуально покраснений, припухлостей нет?
В туалет без проблем ходит , не жалуется?

Ибрашка, 2 мая

Клиент

Яна, после таких действий, появляются покраснения. Потом начинает немного болеть, что ходить больно становится. На вопрос почему она так делает, она ничего не отвечает

Невролог

Это похоже на детский онанизм. В этом страшного ничего такого нет, и не в коем случае наказывать за это не нужно.
Важно не приравнивать эти действия со взрослым онанизмом, который после полового созревания появляется. Это нечто другое. В этом возрасте чаще всего связан с появлением интереса к своему телу, любопытством. То есть ребёнок потрогал, ему стало приятно , то есть для него нет разницы будь то половые органы или сильно чешущаяся болячка к примеру. Очень важно правильно повести себя, нельзя дать понять ребёнку что то что он делает плохо, не правильно, и что он плохой ребёнок — за этим могут последовать серьёзные проблемы во взрослой жизни сексуального характера. По этому что делать — ничего не надо делать . Если это видят окружающие — то отвлекать любыми возможными способами. Ребёнка не ругать, физическую силу не применять, больше обнимать ласкать, дать понять что любите и что вообще прекрасный ребенок. Это пройдёт , это нормальный этап развития.

Педиатр

Здравствуйте! Просто отвлекайте ребенка максимально иными занятиями , занимайтесь гимнастикой , интересными играми и ТД .

Детский невролог, Невролог

Здравствуйте, скорее всего это детский онанизм, нужно обратиться к гинекологу для исключения патологии, носить свободное белье, почаще обнимать и целовать ребенка, меньше критиковать ( основная причина — недостаток любви)

Ибрашка, 2 мая

Клиент

Марьяна, очень часто её целуем. Мы славимся тем, что сильно любим своих детей. Это детский онанизм, но как избавиться от этого?

Педиатр, Терапевт, Массажист

Добрый день. Ребёнок днём лежать не должен. Ребёнок должен быть занят. Это конечно сложно, но сделать можно. Если вы положили девочку спать, руки должны быть на одеяле. Это требование. Про стыд говорить не нужно, вы собьете ребёнку в восприятие женских половых органов, сексуальное восприятие. Осмотр гинеколога обязательно, чаще всего мастурбация возникают при дискомфорте в области половых органов.

Ибрашка, 2 мая

Клиент

Наталья, большое спасибо. Про стыд мы ей не говорим, мама говорит, что так делать нельзя и из-за этих слов дочке становится стыдно

Педиатр, Терапевт, Массажист

Когда увидите подобное, просто подошли и убрали руку. И отвлекли ребёнка. Не более. Если будете заострять на этом внимание, наоборот будет больше тянуться. Купить ей домой пижаму или костюм по типу комбинезона. Или платье с длинной юбкой. Чтобы не было соблазнов. А ночью руки на одеяле. Ребёнок должен быть всё время чем-то занят. Сейчас самоизоляция немножечко ослабили, можно гулять уже

Терапевт

Здравствуйте, это детский онанизм,такое явление называется миотонический оргазм, встречается у девочек. Причиной чаще всего в более взрослом возрасте бывает недостаточность внимания, повышенная психоэмоциональная нагрузка на ребенка, ограничения множественные со стороны родителей, строгость в воспитании, таким образом ребенок снимает психоэмоциональное напряжение, с сексуальным возбуждением это н как не связано, не нужно акцентировать на этом внимание, ваша задача отвлечь ребенка, занять его,быть к нему внимательными и мягкими. На всякий случай посетите детского гинеколога,для исключения воспалительных заболеваний

Педиатр

Здравствуйте! Желательно в первую очередь обследовать ребенка: общий анализ мочи, кал на дисбактериоз и паразитозы методом парасепт или обогащения, осмотр гинеколога+сдача мазка. Подмывайте без мыла, только область ануса с мылом. Делайте 2р/д сидячие ванночки с крепким раствором ромашки. Подавайте любой пробитик, ограничивайте сладости в рационе и увеличивайте кисломолочку. Не акцентируйте внимание и не ругайте ребенка. Если она захочет, найдет где тайком занятся онанизмом. Нужно посточнное общение, не просто обнимашки, чтобы понять что волнует ребенка. Вместе рисуйте, купите кинетический песок, тесто для рук, шнурки на которые нанизывают бусины и.т.д. Чтобы руки и мозг были заняты другим.

Детский невролог, Невролог

Здравствуйте. Это детский онанизм. Желательно сделать ЭЭГ, чтобы исключит эпилепсию.

Педиатр

Здравствуйте вы исследования мочи проходили?

Педиатр, Терапевт

Здравствуйте. Если есть возможность отвлекайте, но еще лучше отведите в секцию — на гимнастику, и этим заниматься будет некогда. С уважением. Здоровья и удачи.

Ибрашка, 3 мая

Клиент

Михаил, ходим на гимнастику. Очень любит гимнастику

Оцените, насколько были полезны ответы врачей

Проголосовало 0 человек,

средняя оценка 0

Что делать, если я не нашел ответ на свой вопрос?

Если у Вас похожий или аналогичный вопрос, но Вы не нашли на него ответ — получите свою онлайн консультацию врача.

Если Вы хотите получить более подробную консультацию врача и решить проблему быстро и индивидуально — задайте платный вопрос в приватном личном сообщении. Будьте здоровы!

Источник

Консультация для родителей: «Почему ручки плохо работают?»

Почему ручки плохо работают?

Некоторые детишки в 5 лет все еще плохо держат карандаш. Приложив усилия, это вполне можно исправить.

Большинству родителей кажется, что заниматься рисованием стоит только тогда, когда у ребенка есть задатки, и надо только развить заложенный в нем талант. Но бывает и так, что малыш и кружочек ровно рисует, и линеечку аккуратно может провести, но вот правильно ли его пальчики держат карандаш — на это никто не обращает внимания. И уж тем более на то, как работает рука: как положено, от кисти, или от локтя. Лишь очень внимательные родители озаботятся этим.

А неприятные сюрпризы начнутся, когда ребенок пойдет в школу. У одних вдруг не получится выводить буквы, другие станут лениться записывать домашние задания, а третьи будут писать как курица лапой. Причем многие, даже повзрослев, так и не научатся быстро конспектировать лекции преподавателей. Ярлыки «лентяя» и «неудачника», однажды приклеенные в школе, могут серьезно испортить им жизнь.

А причина в том, что рука ребенка не была вовремя подготовлена к школьной нагрузке.

Существует три основных типа проблем с детскими руками — это «вялые» руки, руки «в тонусе» и «костные» руки. Устранять их желательно с помощью специалиста. А вот выявить их родители вполне могут самостоятельно.

Как же распознать, что у ребенка не все в порядке с руками, даже если он вполне сносно рисует? Есть несколько тестов, которые позволяют определить, насколько хорошо работают руки ребенка. Ведь неправильный зажим карандаша может быть вызван самыми разными причинами.

1. «ВЯЛЫЕ» РУКИ

Распознать их довольно просто. С одной стороны, эти руки не зажаты, сухожилия подтянуты. Пальчики хорошо двигаются, но они очень слабые. Сами ручки ничего не могут удержать. Проблема таких деток — несформированные мышцы.

Есть множество причин, вызывающих подобную «вялость» рук. Это и врожденные наследственные проблемы, и защемление какого-то нерва при рождении. «Вялые» руки могут быть у детей, в раннем детстве мало общавшихся с игрушками, родители не стимулировали развитие хватательных рефлексов, которые должны быть сформированы у малыша уже в 3 месяца.

Если в 8—9 месяцев, а тем более в год, ребенок не в состоянии цепко удерживать в руках игрушки — это тревожный симптом. В дальнейшем у такого малыша карандаш будет просто вываливаться из рук.

И естественно, такие детишки не хотят рисовать, потому что у них не получается. Уже с 3,5 лет они понимают, что рисуют не красиво по сравнению с другими ребятами, и изо всех сил избегают этого процесса.

Мало того, у них может развиться психологический комплекс «неудачника», ведь их каракули никто в детском садике не хвалит, их творениями не восхищаются, а это так важно для детей!

Дети с «вялыми» руками никакого физического дискомфорта не испытывают и легко делают различные упражнения пальчиками, без труда складывают ручки в «замок», застегивают пуговицы. У них проблемы в другом — натренировать мышцы.

2. РУКИ «В ТОНУСЕ»

Причины возникновения тонуса в руках тоже самые разные. Это может быть небольшая родовая травма, защемление нервов при родах. Иногда тонус носит травматический характер, например может быть результатом неудачного падения ребенка. Еще более сложный вариант, когда причиной тонуса служат психологические проблемы. Например, зажатость может вызывать повышенное чувство страха у ребенка. В любом случае, прежде чем работать с такими детьми, их надо успокоить и максимально расслабить.

Ручки «в тонусе» узнать тоже не сложно: попробуйте вынуть из рук у такого ребенка карандаш. Он все держит «мертвой хваткой». И с такой силой давит на карандаш, когда рисует, что бумага иногда не выдерживает — рвется. При этом сам малыш нажима не ощущает. Он даже может поранить себя своими же карандашами.

Причина — в мышцах, которые не разжимаются до конца. Понаблюдайте, с каким усилием ребенок сжимает ложку или чашку! Такие детки очень быстро устают, их мышцы постоянно перенапряжены. А значит, им трудно бывает сосредоточиться на заданиях, они хуже учатся в школе.

Хороший специалист диагностирует тонус в руках крохи еще в раннем детстве. Исправить этот дефект в дошкольном возрасте куда легче, чем когда ребенку уже пора садиться за парту. Тонус в руках во всей красе проявляет себя уже к 5—6 годам. Но родителям следует начать беспокоиться, если 3-летний малыш, которому на протяжении, скажем, полугода поправляют захват ложки и вилки, по-прежнему берет их неправильно.

Руки «в тонусе» поддаются коррекции значительно хуже, чем «вялые». Однако, если вовремя начать работать с малышом, к школе от этих проблем не останется и следа. А вот не убранный в детстве тонус будет напоминать о себе всегда: корявым почерком, неумением быстро писать или сниженным вниманием. Со временем образуются «костяные» мозоли, убрать которые можно уже только хирургическим путем.

3. «КОСТНЫЕ» РУКИ

Проблема «костных» рук — отсутствие пластичности в суставах и фалангах пальцев. Эти ручки как будто одеревенели. Выявить такие руки специалист может уже к году. Работа с ручками 4-5-летних малышей приведет к успеху только в 60 процентах случаев.

Виновата в этой патологии наследственность. «Хрустящие» пальчики тоже могут быть одним из показателей неблагополучия в суставах. Ручку и карандаш такие дети держат неправильно — прямыми пальцами, не сгибая их в фалангах. А пишут всей рукой, избегая волновых движений кисти.

Одна из разновидностей проблем «костяных» ручек — «одеревенение» кистевой косточки, когда рука не действует в запястье. Этим детишкам письмо дается особенно сложно, ведь они пишут не кистью, а всей рукой — от локтя или от плеча. Напряжение в ручках влияет и на осанку.

Убедите малыша в необходимости заниматься. А после урока позвольте ему насладиться гибкостью и послушностью своих ручек!

Тесты на выявление «вялых» рук

— Предложите малышу что-то взять. Показательны будут только хватательные движения трех ведущих пальцев — большого, указательного и среднего. Если ребенок начинает ловить пальцами карандаш и не знает, как сгруппировать пальцы, если кисточка выпадает из его рук, а чашка, которую он держит за ручку, трясется — это симптомы именно «вялых» рук.

И ложку такие детки держат в кулаке потому, что в пальцах просто нет силы, чтобы ее удержать.

— Дайте малышу резиновое колечко-экспандер и попросите сжать его пальчиками. Дети с подобной проблемой не могут этого сделать.

— Если у вас нет дома эспандера, попросите малыша сделать левой

и правой рукой сперва «козочку» (из кулака поднять вверх указательный палец и мизинец), а потом, не опуская пальцев, перейти в «зайчика» (вверх подняты указательный

и средний палец, знак «виктори»). «Вялые» руки, хоть и могут, как правило, сложить пальцы как надо,

не могут удерживать их в вертикальном положении. Пройдет

15—30 секунд, и детские пальчики «поникнут», опустятся вниз.

Упражнения с «вялыми» ручками

Если за работу с «вялыми» руками берется специалист, руки ребенка достаточно легко поддаются исправлению и коррекции.

Зарядка для пальчиков

Мы писали, мы писали,

наши пальчики устали,

вот немного отдохнем

и опять писать начнем.

Под этот стишок выполняются сгибания и разгибания пальцев, руки согнуты в локтях перед собой. Важно обратить внимание, чтобы пальцы при сгибании касались нижнего края ладони. Постепенно пальцы немеют, а мышцы в запястье тренируются.

«Кисонька-мурысонька»

-Кисонька-мурысонька,

где была?

-На мельнице.

-Кисонька-мурысонька,

что там делала?

-Муку молола.

-Кисонька-мурысонька,

что из муки пекла?

-Прянички.

-Кисонька-мурысонька,

с кем прянички ела?

-Одна.

-Не ешь одна! Не ешь одна!

Пальчики ритмично сгибаются в фалангах так, чтобы их подушечки касались верхних бугорков в начале ладони. Упражнение выполняйте не менее чем под трехкратное чтение стишка.

Руки должны по-настоящему устать. Это упражнение — «качалка» для мышц пальцев.

«Попробуй, расцепи!»

Пусть малыш сожмет кулачки и соединит руки перед собой. Кулачки соприкасаются средними фалангами пальцев. Из этого положения мизинцы должны зацепиться в «замочек» друг за друга, при этом сами кулачки можно развести

в стороны. Задача родителей — растягивая в стороны руки ребенка за локти, постараться расцепить соединенные пальцы. А детки должны удержать «замок».

Потом упражнение повторяется для каждой пары пальцев отдельно. Когда эти упражнения будут даваться без труда, к тренировкам можно подключить эспандер.

Тесты на выявление тонуса в руках

— Предложите ребенку, окунув ручки в краску, оставить их следы

на бумаге. Руки «в тонусе» поставят свой отпечаток в полную силу!

— «Кисонька-мурысонька» (см. в упражнениях для «вялых» ручек).

Руки «в тонусе» это упражнение полноценно выполнить не могут. Пальчики, согнутые в фалангах, либо с трудом дотягиваются подушечками пальцев до ладони, либо вообще не дотягиваются до ее верхних бугорков.

Упражнения для рук «в тонусе»

Работать с этой проблемой нужно начинать как можно раньше,

по крайней мере в 3 года. Тем быстрее занятия дадут эффект.

«Козочка» и «зайка»

Попросите малыша сделать все

то же упражнение: левой и правой рукой сперва «козочку» (из кулака поднять вверх указательный палец и мизинец), а потом, не опуская пальцев, «зайчика» (вверх подняты указательный и средний палец). Руки «в тонусе» не могут выпрямить пальцы, их не пускают зажатые мышцы. Упражнение полезно делать не только для разработки пальчиков, но и для тренировки определенных мыслительных навыков комбинирования.

«Собачка»

После этого можно делать еще «собачку». Попросите малыша поднять мизинец и указательный палец вертикально вверх, а средний и безымянный вытянуть

и уложить на большой палец.

«Мышка»

То же положение пальцев, что и

в предыдущем упражнении, только указательный пальчик и мизинец полностью согнуты. Надо учитывать, что у ребенка в этих упражнениях разрабатываются и тянутся сухожилия, поэтому он может испытывать дискомфорт.

Задача — в каждой позиции удерживать комбинацию пальцев хотя бы по 15 секунд.

«Дотянись пальчиком»

Раскройте ладонь ребенка, придержите своими пальцами вытянутые прямые пальчики малыша.

Выпустив один пальчик, скажем мизинец, попросите ребенка дотянуться им до ладошки. Проделайте это по очереди каждым пальчиком. Ни в коем случае не дотягивайте палец ребенка до ладошки собственным усилием, ему нужно справиться самому — только тогда упражнение даст результат.

«Замок»

Разведите руки широко в стороны и попросите ребенка соединить их в «замок». У «вялых» рук пальцы без усилий попадут на свои места. Руки же «в тонусе» сложат «замок» неверно. Попытайтесь растянуть, раскрыть этот «замок». Ручки «в тонусе» хоть и вжаты друг в друга, но достаточно легко разъедутся, потому что зажатые мышцы держат каждый палец по отдельности в напряжении, однако комплексно кисть не работает.

Тесты для выявления «костных» рук

— Предложите крохе покрутить кистями рук — «костные» ручки с заданием справятся с большим трудом.

— Попросите малыша соединить ладони перед грудью «топориком»,

а локти развести в стороны параллельно полу, не поднимая плеч.

Малыш с тонусом в руках это упражнение проделает без затруднения,

а вот у ребенка с «костными» ручками ладошки снизу разъедутся, превратившись в «крышу» домика.

Попросите ребенка опустить «топорик» острием вниз. «Костные» руки не смогут и этого сделать. Они не

в состоянии даже покачать «лезвием» такого топорика.

— Пусть ребенок, поставив локоть на стол вертикально, сперва выгнет кисть параллельно полу, а потом, подняв ладошку, отогнет назад параллельно полу пальчики.

Ручки с костными проблемами и этот тест не пройдут, поскольку

им не под силу такие движения.

Упражнения для «костных» ручек

Полностью восстановить подвижность суставов рук можно, если начать заниматься с грудничком.

«Веселый замок»

Покрутите в разные стороны сложенные в «замок» ручки.

«Пирамидка»

Попросите малыша переплести пальчики на одной руке друг с другом по такой схеме: на указательный палец положить средний,

на средний — безымянный, а на безымянный — мизинец. Пусть другая ручка поможет. Задача — удержать ее хотя бы пару минут. Не укладывайте сами пальчики ребенка в «пирамидку», поскольку тогда высока вероятность травмирования суставов. Ребенок должен выполнить упражнение сам, ориентируясь на свои ощущения.

«Собачьи лапки»

Согните руки в локтях перед собой и потрясите расслабленными кистями как можно быстрее и дольше, пока руки не станут по-настоящему свинцово-ватными.

А теперь медленно поднимите их через стороны вверх и опустите вниз. Должно возникнуть ощущение, что вы парите в воздухе.

Ставим ребенку ручку и готовим к письму, не забегая вперед

— Не учите малыша прописям, пока его рука полностью не подготовлена к письму. Конкретные графические задания по рисованию можно давать ребенку только в том случае, когда его рука абсолютно правильно лежит на опоре, малыш берет в пальцы карандаш как положено и работает кистью.

— Пока не снят тонус в руке, не учите ребенка писать буквы: это только усугубит скованность руки.

— Не спешите научить малыша писать прописные буквы — у каждого учителя свои требования, переучиваться будет сложнее. Отрабатывайте с ребенком только написание элементов букв: палочек, закорючек, петелек. Пусть он пишет письма печатными буквами. Следите, чтобы

в поле зрения малыша при написании букв всегда удерживалась «клеточка»: буквы не должны вылезать за установленные границы.

— Не заставляйте детей для тренировки нажима рисовать кружочки.

— Неплохое упражнение — рисование точки. «Топтаться» на одном месте получается не у всех малышей.

«К школе готов!»

Попросите ребенка без отрыва руки провести горизонтальную линию вдоль длинного края листа бумаги. Если без труда проведет — смело ведите в первый класс!

Источник