У ребенка слабые ручки в 4 года
Мой сынок не любит рисовать и лепить из пластилина. Чего только я ни делала, чтобы увлечь его. Второй год ходит на детские занятия. Сообразительный. Математика хорошо дается. Но писать-рисовать — на уровне каля-маля. Учительница сказала: «Руки слабые, надо как можно больше заниматься (лепить, выкладывать мозаику и т.д.) А что толку от этих занятий, если они тольк оотвращение у него вызывают…
А тут вчера абсолютно случайно заглянули к неврологу в детской поликлинике. Она его осмотрела и сказала, что снижен тонус в ручках. И тут до меня дошло, почему сын не любит рисовать и лепить — просто физически ему тяжело. Невролог- дама своеобразная, всем подряд детям назначает пантогам и нейромультивит (в сентябре были со старшим, 15-летним подростком, она ему прописала то же самое!) Т.е. рекомендаций, как повысить тонус в руках не дала.
Поэтому мой вопрос остается актуальным: как повысить (нормализовать) тонус в ручках? Может кто сталкивался с такой же проблемой?
у малышей проблемы гипо- и гипер- тонуса вроде как массажем и гимнастикой решаются.
Кстати, мой тоже рисует и лепит плохо.
К неврологу его что ли сводить?
Все правильно, гимнастика и массаж, если правда такая проблема присутствует. А так..не знаю какой у меня тонус в ручках, но рисую я так, что картины до сих пор подписывать надо (что это), а лепить могу только колобка нормально, купили тут с дочкой набор для лепки с подробной инструкцией, лепила в основном я ( это была белка), когда пришел муж и мы стали хвалиться, он сказал, что классный крокодил, только почему рыжий…
у моего тоже каля-маля… а что должно-то быть?
массаж, плавание и установите дома спорткомплекс.
ну в 4 года дети многое нарисовать уже могут
ну вот и встретились двое замученных нарзаном.
а ваш что рисует? у моего (4,1 сейчас) человеки больше смахивают на осьминогов, то есть четыреногов с антеннами на башке и улыбками людоедов. окружающая их обстановка вообще идентификации не поддаётся…
Массаж, причем не только рук, спина-шея-плечи-руки. Сделайте курс, посмотрите результаты, через 3-6мес. повторить. Бассейн. Занятия дома, если сможете организовать.
По поводу рисования и прочего творчества. У меня в 4,9 такая же проблема, но у нас вообще миотонич.синдром, слабое все. Вот некоторые советы, которые мне давали, как заинтересовать ребенка. Не предлагать рисовать просто так, а либо раскрасить, либо дополнить картинку (пятна леопарду поставить, чешую рыбе, зерна птичке, траву на земле и т.д.), либо обводить по точкам, либо рисутете вдвоем — вы человечка, ребенок ему одежду и т.п. Лепить — никаких наворотов, катаем колбаски, колобки, из них делаем змей, бублики, косички, тарелочки и т.п. В общем, чтобы все несложно было, чтобы получалось у ребенка. И сидеть рядом контролировать и подогревать интерес какими-то сюжетиками, историями и, конечно, бесконечной похвалой. Хвалить за все, много и искренне.
Такие нарушения как правило — результат родовых травм. На своем опыте могу рекомендовать начать с посещения остеопата.
только тренировка, кроме пластилинов и прочив нелюбимых на сегодняшний день вашим ребенком рисований, есть много разных занятий, а если ребенка не насиловать, он начнет и рисовать..положите на доступное всегда место, мелки, толстые и тонкие карандаши, и может он будет лепить с вами глиной, или отведите его на кружек по лепке, там он все равно будет лепить Может вашему ребенку подойдет занятие с флейтой, отлично развивает руки и дыхание
Мы сталкивались с точно такой же проблемой, причём именно в вашем возрасте. Т.е. проблем было много и до этого, просто конкретно тонус и рефлексы нам «расписали» именно в 4 года. Не поленитесь, гляньте у меня в паспорте папку «Как мы ручку ставили» — там наглядно виден результат работы. Что делали: массаж, гимнастика, медикаменты по назначению (какие, не пишу, т.к. у нас кроме тонуса в руках были траблы, там комплексно выписывали), электрофорез, бассейн, и под конец за дитёныша взялась моя тётя — классный дефектолог Вот совместными усилиями и вытянули Сейчас руки в норме, вот всё недосуг свежие рисунки в паспорте повесить — её преподаватель по ИЗО в саду очень хвалит
Так что… перед вами все пути
Главное, конечно, массаж + гимнастика.
Если врач этих рекомендаций не дала, то она просто неграмотна!
Стадия головоногов это как раз норма! не норма когда деть, как у меня, карандаш в кулаке не мог зажать… примеры в паспорте.
я и во взрослом возрасте каля-маля рисую — не дано мне это, ну и дочь такие же каракули выдает в 4,5 года, тонус тут ни при чем — не всем же Рембрандтами быть
Чего вы сразу в крайности бросаетесь? К чему тут тонус?
Некоторым дано хорошо писать и рисовать, а некоторым нет. И усё.
Я немного переживала, что мой сын рисует один рисунок в 2-3-4 — это было сплошной зачёркнутый лист. Просто пориовано кругами. Накти смысл — нереально. Разрисовывать в чертах рисунка он начал только в 5. Но по математике, и в науке — он продвинутый. В 4.5 он схематично нарисовал Солнечную систему по порядку и приблизительно по размерам, училка подписала планеты, и вцепила на доску, но поверьте, видок там… Сейчас, в первом классе, он сам догадался как умножать, и делает это с удовольствием. Он начал читать книжки по 80 страниц, но вот письмо и ризование — ужас-ужас.
У нас был выбор, куда отдавать сына — в школу с мат-научным уклоном или с уклоном на искуство. Подумав, мы решили, что отдадим на искуство, так как наукой и математикой мы и сами можем заниматься, а вот творческую часть нужно доработать. Хорошо, что оценки по искуству не влияют на тесты. Посмотрим, что из этого эксперимента получится.
Кстати, мне уже 32, а писать нормально и рисовать я до сих пор не умею!!! А зачем?
В догонку. В паспорт поцепила рисунок, они делали в классе — Монна Лиза (на голове у неё покемоны, кажется )
Источник
Ольга Новоселова
Мелкая моторика или как развить слабые мышцы пальцев
Мелкая моторика или как развить слабые мышцы пальцев.
Сейчас уже подходя к школе, дети должны уметь читать и писать печатными буквами. Часто наблюдаю, как дети старательно выводят каждую букву и огорчаются из-за кривых буковок. А в школе дети опять будут лить слезы над «Прописями», выводя хитрые соединения, овладевать навыками красивого письма.
Многие родители говорят, что почерк не важен, прошли времена, когда писцы «строчили» бумаги. Ведь те же компьютеры вытесняют рукотворный текст…В наш технический век так ли много значит плохой, корявый, неразборчивый почерк?
Давайте зададимся вопросом, а что же такое письмо? Это способ передавать мысли, а красивое письмо – это еще искусство, графика. Обучение красивому письму можно считать частью эстетического воспитания детей, способом постижения прекрасного. Природа красиво «пишет» на листочках и цветах. А люди создают свою красоту – письмо.
Когда мы бываем на природе,я всегда говорю детям: видите, как красиво вокруг, и то, что будет выходить из-под ваших рук, тоже должно быть красиво. Очень важно – заронить в душу ребенка понятие красоты. И это не только красивые буквы, но и рисунки, поделки, все что делается руками детей. Такие качества, как аккуратность, целеустремленность, внимательность, чувство гармонии, можно с успехом формировать в процессе обучения письму.
На ранних этапах своей педагогической работы я подметила, что при написании некоторых букв дети ведут себя необычно. Часто плачут, особенно нервничают, когда пишут буквы со сложными элементами (б, в, д, з, ж,. ц, щ). Причина – слабые мышцы пальцев, поэтому рука быстро устает и не слушается. У детей появляется неудовлетворение, а у родителей – огорчение.На ребенка обрушиваются бесконечные напоминания: держи правильно ручку, следи за посадкой и так далее. И наступает момент, когда появляется и быстро растет нелюбовь к письму, то есть, говоря языком науки, исчезает положительная мотивация учения.
Как же помочь и укрепить мышцы пальцев и подготовить руку ребенка к письму?
Есть известное педагогическое правило: хочешь чтобы ребенок чему-то научился, — обеспечь ему первый успех. Этим правилом должны руководствоваться как педагоги, так и родители.
Замечательный педагог В. А. Сухомлинский говорил, что истоки способностей и дарований у детей на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом, компьютером, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Необходимо всячески поощрять желание ребенка рисовать. Начинать надо с трех-четырех лет. Пусть не смущают вас детские каракули, не говорите, что сын (дочь) зря изводит бумагу. В рисунках ребенок отражает окружающий мир, дает волю воображению. И что не менее важно, орудую карандашом и бумагой, развивается двигательный навык руки.
Тренировать мускульные возможности пальцев и кисти руки помогает не только «поэзия», но и «проза»жизни: шнуровка ботинок, застегивание пуговиц, завязывание узлов. «Ловкость рук» снимает многие проблемы с письмом.
Следующий этап для постановки руки – развитие графической моторики (5-6 лет). Особое место здесь занимает штриховка обведенных по трафарету геометрических фигур (треугольник, квадрат и др.). Или предметов, обведенных тоже по трафарету (кошка, птичка и др.)надо запомнить правила: штриховать только в заданном направлении – снизу вверх, сверху вниз, слева на право, но не с права налево! Не заходить за контуры рисунков, соблюдать заданное расстояние. Дети принимают условие быстро и легко, как в игре. Сначала, незнакомые с этой работой, дети сильно нажимают на карандаш – рука напряжена. Если притронуться к детской руке через некоторый (сравнительно короткий) промежуток времени, когда ребенок уже освоил технику штриховки, мы не почувствуем напряжения мускулов. Постепенно расходящиеся во все стороны и выходящие за переделы контура линии становятся на место.
Используя трафареты геометрических фигур и лекала, можно составлять с ребенком целые смысловые композиции – для последующей штриховки. Например, «открыть» зоопарк, где живут разные диковинные звери. Или построить гоночный автомобиль и отправится на нем в путешествие.
Штриховать можно не только параллельными отрезками, но и волнистыми и круговыми линиями, полуовалами, петлями. Когда дети познакомятся с буквами, в штриховку можно включать и элементы букв. Такая штриховка становится увлекательной игрой, где можно сколько угодно душе придумывать и фантазировать. И одновременно не навязчиво развивать мускульную память руки.
Если ребенок устал, дайте ему передохнуть, пусть подвигается. Нужно набраться терпения, обращать внимание не на то, что плохо, а на то, что удалось. Хвалите, даже если хорошо получилась только маленькая часть работы. Если ребенок почувствует успех, он будет стараться еще больше.
Источник
Восстановление мелкой моторики и силы в руках происходит за счет устранения мышечного отека (гипертонуса) в мышцах шеи и спины. Устранить отек можно, только применяя воздействие на мышцы методом Никонова. Методика Никонова Николая Борисовича, миолога с 30-летним опытом работы, направлена на работу с проблемными мышцами. Миолог восстанавливает скорость движения лифы, которая выводит отходы жизнедеятельности из отечных клеток. В результате воздействия на мышцы методом Никонова клетки уменьшаются в размерах, слабость в руках проходит.
Рассмотрим примеры из практики Николая Борисовича
Николай Никонов
Егору шесть лет. У него слабость в руках, он не может удержать совок, с трудом пишет. При рукопожатии отводит в сторону глаза. Также у него не получается сделать “мостик” и “корзинку”. Спускаясь по лестнице, Егор вынужден держаться за перила. Ребенок не может смотреть прямо в глаза учителю.
Мама Егора обратилась к Никонову Николаю Борисовичу с просьбой восстановить силу в руках ребенка. В представленном ниже видео Николай Борисович показывает, где находится основная проблема, создающая нарушение мелкой моторики, в частности, письма:
В процессе обучения миолог детально объяснил принцип проведения специальных процедур и научил маму Егора самостоятельно восстанавливать движения в мышцах спины и шеи. На видео представлены результаты десятой процедуры-консультации. Успехи у Егора заметные: стал прогибаться, отталкиваясь руками (что до процедур не наблюдалось), может спускаться по лестнице приставным шагом без опоры, рукопожатие стало более сильным, причем, не отводя глаз от напряжения.
Ранее было отмечено, что нарушение мелкой моторики и слабость в руках происходит из-за отекших мышц шеи и спины. Мышечный отек — это не скопление жидкости, это скопление белковых соединений в момент формирования мышц у плода (т.е. на 6-9 недели развития плода). Егору шесть лет, но только сейчас он стал узнавать, как можно жить, сильно пожимая руку, правильно, без опоры спускаться с лестницы, делать корзиночку (хотя и с помощью). Это результат десяти процедур, которые сделал Егору Никонов Николай Борисович.
На следующем видео миолог делает ребенку процедуру воздействия на мышцы по методу Никонова с фиксацией проблемной мышцы. Это сложное упражнение мальчик стал выполнять только на десятой процедуре. В результате работы Николая Борисовича у Егора постепенно стали получаться “мостик” и “корзиночка”.
Одно из последствий энцефалопатии — не правильный почерк. Никонов Николай Борисович проводил процедуры воздействия на мышцы методом Никонова 7-летниму мальчику. После того как миолог восстановил мышцы шеи, воротниковой зоны и спины, у ребенка появились координированные мелкие движения. Люди заблуждаются, думая, что мелкая моторика зависит от того, много ли ребенок работает пальчиками. Николай Борисович считает, что лепить пластилин можно всю жизнь, но не достигнешь такого результата, если не восстановлены правильные движения мышц воротниковой зоны, шеи и спины. Воздействие на мышцы по методу Никонова с фиксацией проблемной мышцы для детей помогает исправить почерк. Комплекс мануальных процедур для детей, разработанных главным врачом клиники “Эмедно”, ещё раз показывает взаимосвязь свободных мышц и развитие головного мозга.
Восстановление движений ребенка с диагнозом ДЦП Никонов Николай Борисович начал, когда малышу было 9 месяцев. Ребенок родился глубоко недоношенный с весом 730 гр. В роддоме 17, в Филатовской и Морозовской больнице, в психоневрологическом диспансере для детей-инвалидов прогноз был один: инвалид-колясочник с потерей интеллекта. Миолог воздействием на мышцы методом Никонова восстановил двигательную функцию всех мышц, и интеллект стал приходить в норму. Прекратились бронхиты. Сейчас ребенок собирает пирамидку из кубиков. Собирает сосредоточено, усидчиво. Более старшие дети, страдающие пирамидной недостаточностью, не смогут поставить кубики друг на друга, как это делает Богдан. Подробнее на видео:
Задать вопрос миологу можно через форму обратной связи.>
Информация на сайте носит ознакомительный характер, собрана из открытых источников. При копировании материалов гиперссылка на klinikanikonova.ru обязательна!
Оставить комментарий
Источник
Консультация для родителей: «Почему ручки плохо работают?»
Почему ручки плохо работают?
Некоторые детишки в 5 лет все еще плохо держат карандаш. Приложив усилия, это вполне можно исправить.
Большинству родителей кажется, что заниматься рисованием стоит только тогда, когда у ребенка есть задатки, и надо только развить заложенный в нем талант. Но бывает и так, что малыш и кружочек ровно рисует, и линеечку аккуратно может провести, но вот правильно ли его пальчики держат карандаш — на это никто не обращает внимания. И уж тем более на то, как работает рука: как положено, от кисти, или от локтя. Лишь очень внимательные родители озаботятся этим.
А неприятные сюрпризы начнутся, когда ребенок пойдет в школу. У одних вдруг не получится выводить буквы, другие станут лениться записывать домашние задания, а третьи будут писать как курица лапой. Причем многие, даже повзрослев, так и не научатся быстро конспектировать лекции преподавателей. Ярлыки «лентяя» и «неудачника», однажды приклеенные в школе, могут серьезно испортить им жизнь.
А причина в том, что рука ребенка не была вовремя подготовлена к школьной нагрузке.
Существует три основных типа проблем с детскими руками — это «вялые» руки, руки «в тонусе» и «костные» руки. Устранять их желательно с помощью специалиста. А вот выявить их родители вполне могут самостоятельно.
Как же распознать, что у ребенка не все в порядке с руками, даже если он вполне сносно рисует? Есть несколько тестов, которые позволяют определить, насколько хорошо работают руки ребенка. Ведь неправильный зажим карандаша может быть вызван самыми разными причинами.
1. «ВЯЛЫЕ» РУКИ
Распознать их довольно просто. С одной стороны, эти руки не зажаты, сухожилия подтянуты. Пальчики хорошо двигаются, но они очень слабые. Сами ручки ничего не могут удержать. Проблема таких деток — несформированные мышцы.
Есть множество причин, вызывающих подобную «вялость» рук. Это и врожденные наследственные проблемы, и защемление какого-то нерва при рождении. «Вялые» руки могут быть у детей, в раннем детстве мало общавшихся с игрушками, родители не стимулировали развитие хватательных рефлексов, которые должны быть сформированы у малыша уже в 3 месяца.
Если в 8—9 месяцев, а тем более в год, ребенок не в состоянии цепко удерживать в руках игрушки — это тревожный симптом. В дальнейшем у такого малыша карандаш будет просто вываливаться из рук.
И естественно, такие детишки не хотят рисовать, потому что у них не получается. Уже с 3,5 лет они понимают, что рисуют не красиво по сравнению с другими ребятами, и изо всех сил избегают этого процесса.
Мало того, у них может развиться психологический комплекс «неудачника», ведь их каракули никто в детском садике не хвалит, их творениями не восхищаются, а это так важно для детей!
Дети с «вялыми» руками никакого физического дискомфорта не испытывают и легко делают различные упражнения пальчиками, без труда складывают ручки в «замок», застегивают пуговицы. У них проблемы в другом — натренировать мышцы.
2. РУКИ «В ТОНУСЕ»
Причины возникновения тонуса в руках тоже самые разные. Это может быть небольшая родовая травма, защемление нервов при родах. Иногда тонус носит травматический характер, например может быть результатом неудачного падения ребенка. Еще более сложный вариант, когда причиной тонуса служат психологические проблемы. Например, зажатость может вызывать повышенное чувство страха у ребенка. В любом случае, прежде чем работать с такими детьми, их надо успокоить и максимально расслабить.
Ручки «в тонусе» узнать тоже не сложно: попробуйте вынуть из рук у такого ребенка карандаш. Он все держит «мертвой хваткой». И с такой силой давит на карандаш, когда рисует, что бумага иногда не выдерживает — рвется. При этом сам малыш нажима не ощущает. Он даже может поранить себя своими же карандашами.
Причина — в мышцах, которые не разжимаются до конца. Понаблюдайте, с каким усилием ребенок сжимает ложку или чашку! Такие детки очень быстро устают, их мышцы постоянно перенапряжены. А значит, им трудно бывает сосредоточиться на заданиях, они хуже учатся в школе.
Хороший специалист диагностирует тонус в руках крохи еще в раннем детстве. Исправить этот дефект в дошкольном возрасте куда легче, чем когда ребенку уже пора садиться за парту. Тонус в руках во всей красе проявляет себя уже к 5—6 годам. Но родителям следует начать беспокоиться, если 3-летний малыш, которому на протяжении, скажем, полугода поправляют захват ложки и вилки, по-прежнему берет их неправильно.
Руки «в тонусе» поддаются коррекции значительно хуже, чем «вялые». Однако, если вовремя начать работать с малышом, к школе от этих проблем не останется и следа. А вот не убранный в детстве тонус будет напоминать о себе всегда: корявым почерком, неумением быстро писать или сниженным вниманием. Со временем образуются «костяные» мозоли, убрать которые можно уже только хирургическим путем.
3. «КОСТНЫЕ» РУКИ
Проблема «костных» рук — отсутствие пластичности в суставах и фалангах пальцев. Эти ручки как будто одеревенели. Выявить такие руки специалист может уже к году. Работа с ручками 4-5-летних малышей приведет к успеху только в 60 процентах случаев.
Виновата в этой патологии наследственность. «Хрустящие» пальчики тоже могут быть одним из показателей неблагополучия в суставах. Ручку и карандаш такие дети держат неправильно — прямыми пальцами, не сгибая их в фалангах. А пишут всей рукой, избегая волновых движений кисти.
Одна из разновидностей проблем «костяных» ручек — «одеревенение» кистевой косточки, когда рука не действует в запястье. Этим детишкам письмо дается особенно сложно, ведь они пишут не кистью, а всей рукой — от локтя или от плеча. Напряжение в ручках влияет и на осанку.
Убедите малыша в необходимости заниматься. А после урока позвольте ему насладиться гибкостью и послушностью своих ручек!
Тесты на выявление «вялых» рук
— Предложите малышу что-то взять. Показательны будут только хватательные движения трех ведущих пальцев — большого, указательного и среднего. Если ребенок начинает ловить пальцами карандаш и не знает, как сгруппировать пальцы, если кисточка выпадает из его рук, а чашка, которую он держит за ручку, трясется — это симптомы именно «вялых» рук.
И ложку такие детки держат в кулаке потому, что в пальцах просто нет силы, чтобы ее удержать.
— Дайте малышу резиновое колечко-экспандер и попросите сжать его пальчиками. Дети с подобной проблемой не могут этого сделать.
— Если у вас нет дома эспандера, попросите малыша сделать левой
и правой рукой сперва «козочку» (из кулака поднять вверх указательный палец и мизинец), а потом, не опуская пальцев, перейти в «зайчика» (вверх подняты указательный
и средний палец, знак «виктори»). «Вялые» руки, хоть и могут, как правило, сложить пальцы как надо,
не могут удерживать их в вертикальном положении. Пройдет
15—30 секунд, и детские пальчики «поникнут», опустятся вниз.
Упражнения с «вялыми» ручками
Если за работу с «вялыми» руками берется специалист, руки ребенка достаточно легко поддаются исправлению и коррекции.
Зарядка для пальчиков
Мы писали, мы писали,
наши пальчики устали,
вот немного отдохнем
и опять писать начнем.
Под этот стишок выполняются сгибания и разгибания пальцев, руки согнуты в локтях перед собой. Важно обратить внимание, чтобы пальцы при сгибании касались нижнего края ладони. Постепенно пальцы немеют, а мышцы в запястье тренируются.
«Кисонька-мурысонька»
-Кисонька-мурысонька,
где была?
-На мельнице.
-Кисонька-мурысонька,
что там делала?
-Муку молола.
-Кисонька-мурысонька,
что из муки пекла?
-Прянички.
-Кисонька-мурысонька,
с кем прянички ела?
-Одна.
-Не ешь одна! Не ешь одна!
Пальчики ритмично сгибаются в фалангах так, чтобы их подушечки касались верхних бугорков в начале ладони. Упражнение выполняйте не менее чем под трехкратное чтение стишка.
Руки должны по-настоящему устать. Это упражнение — «качалка» для мышц пальцев.
«Попробуй, расцепи!»
Пусть малыш сожмет кулачки и соединит руки перед собой. Кулачки соприкасаются средними фалангами пальцев. Из этого положения мизинцы должны зацепиться в «замочек» друг за друга, при этом сами кулачки можно развести
в стороны. Задача родителей — растягивая в стороны руки ребенка за локти, постараться расцепить соединенные пальцы. А детки должны удержать «замок».
Потом упражнение повторяется для каждой пары пальцев отдельно. Когда эти упражнения будут даваться без труда, к тренировкам можно подключить эспандер.
Тесты на выявление тонуса в руках
— Предложите ребенку, окунув ручки в краску, оставить их следы
на бумаге. Руки «в тонусе» поставят свой отпечаток в полную силу!
— «Кисонька-мурысонька» (см. в упражнениях для «вялых» ручек).
Руки «в тонусе» это упражнение полноценно выполнить не могут. Пальчики, согнутые в фалангах, либо с трудом дотягиваются подушечками пальцев до ладони, либо вообще не дотягиваются до ее верхних бугорков.
Упражнения для рук «в тонусе»
Работать с этой проблемой нужно начинать как можно раньше,
по крайней мере в 3 года. Тем быстрее занятия дадут эффект.
«Козочка» и «зайка»
Попросите малыша сделать все
то же упражнение: левой и правой рукой сперва «козочку» (из кулака поднять вверх указательный палец и мизинец), а потом, не опуская пальцев, «зайчика» (вверх подняты указательный и средний палец). Руки «в тонусе» не могут выпрямить пальцы, их не пускают зажатые мышцы. Упражнение полезно делать не только для разработки пальчиков, но и для тренировки определенных мыслительных навыков комбинирования.
«Собачка»
После этого можно делать еще «собачку». Попросите малыша поднять мизинец и указательный палец вертикально вверх, а средний и безымянный вытянуть
и уложить на большой палец.
«Мышка»
То же положение пальцев, что и
в предыдущем упражнении, только указательный пальчик и мизинец полностью согнуты. Надо учитывать, что у ребенка в этих упражнениях разрабатываются и тянутся сухожилия, поэтому он может испытывать дискомфорт.
Задача — в каждой позиции удерживать комбинацию пальцев хотя бы по 15 секунд.
«Дотянись пальчиком»
Раскройте ладонь ребенка, придержите своими пальцами вытянутые прямые пальчики малыша.
Выпустив один пальчик, скажем мизинец, попросите ребенка дотянуться им до ладошки. Проделайте это по очереди каждым пальчиком. Ни в коем случае не дотягивайте палец ребенка до ладошки собственным усилием, ему нужно справиться самому — только тогда упражнение даст результат.
«Замок»
Разведите руки широко в стороны и попросите ребенка соединить их в «замок». У «вялых» рук пальцы без усилий попадут на свои места. Руки же «в тонусе» сложат «замок» неверно. Попытайтесь растянуть, раскрыть этот «замок». Ручки «в тонусе» хоть и вжаты друг в друга, но достаточно легко разъедутся, потому что зажатые мышцы держат каждый палец по отдельности в напряжении, однако комплексно кисть не работает.
Тесты для выявления «костных» рук
— Предложите крохе покрутить кистями рук — «костные» ручки с заданием справятся с большим трудом.
— Попросите малыша соединить ладони перед грудью «топориком»,
а локти развести в стороны параллельно полу, не поднимая плеч.
Малыш с тонусом в руках это упражнение проделает без затруднения,
а вот у ребенка с «костными» ручками ладошки снизу разъедутся, превратившись в «крышу» домика.
Попросите ребенка опустить «топорик» острием вниз. «Костные» руки не смогут и этого сделать. Они не
в состоянии даже покачать «лезвием» такого топорика.
— Пусть ребенок, поставив локоть на стол вертикально, сперва выгнет кисть параллельно полу, а потом, подняв ладошку, отогнет назад параллельно полу пальчики.
Ручки с костными проблемами и этот тест не пройдут, поскольку
им не под силу такие движения.
Упражнения для «костных» ручек
Полностью восстановить подвижность суставов рук можно, если начать заниматься с грудничком.
«Веселый замок»
Покрутите в разные стороны сложенные в «замок» ручки.
«Пирамидка»
Попросите малыша переплести пальчики на одной руке друг с другом по такой схеме: на указательный палец положить средний,
на средний — безымянный, а на безымянный — мизинец. Пусть другая ручка поможет. Задача — удержать ее хотя бы пару минут. Не укладывайте сами пальчики ребенка в «пирамидку», поскольку тогда высока вероятность травмирования суставов. Ребенок должен выполнить упражнение сам, ориентируясь на свои ощущения.
«Собачьи лапки»
Согните руки в локтях перед собой и потрясите расслабленными кистями как можно быстрее и дольше, пока руки не станут по-настоящему свинцово-ватными.
А теперь медленно поднимите их через стороны вверх и опустите вниз. Должно возникнуть ощущение, что вы парите в воздухе.
Ставим ребенку ручку и готовим к письму, не забегая вперед
— Не учите малыша прописям, пока его рука полностью не подготовлена к письму. Конкретные графические задания по рисованию можно давать ребенку только в том случае, когда его рука абсолютно правильно лежит на опоре, малыш берет в пальцы карандаш как положено и работает кистью.
— Пока не снят тонус в руке, не учите ребенка писать буквы: это только усугубит скованность руки.
— Не спешите научить малыша писать прописные буквы — у каждого учителя свои требования, переучиваться будет сложнее. Отрабатывайте с ребенком только написание элементов букв: палочек, закорючек, петелек. Пусть он пишет письма печатными буквами. Следите, чтобы
в поле зрения малыша при написании букв всегда удерживалась «клеточка»: буквы не должны вылезать за установленные границы.
— Не заставляйте детей для тренировки нажима рисовать кружочки.
— Неплохое упражнение — рисование точки. «Топтаться» на одном месте получается не у всех малышей.
«К школе готов!»
Попросите ребенка без отрыва руки провести горизонтальную линию вдоль длинного края листа бумаги. Если без труда проведет — смело ведите в первый класс!
Источник