У ребенка нет усидчивости и внимательности 4 года
Детство – пора радости, веселья, подвижных игр и озорных развлечений. Малыши переполнены энергией и расходуют ее на деятельность, которую считают приятной и интересной. Иногда родителям хочется, чтобы их шумный и резвый шалун нашел себе спокойное занятие. Одни дети с удовольствием принимают новые правила и могут на длительное время увлечься рисованием, лепкой или строительством зданий из кубиков. Другие – не хотят и пары минут находиться на одном месте, бросают начатое, тут же хватаясь за новые предметы. В этой статье мы разберем как развить усидчивость ребенка.
Что такое усидчивость и зачем ее развивать?
Усидчивостью называют умение человека концентрировать внимание на какой-либо деятельности. Для приобретения этой способности нужны усилия воли, желание идти к поставленной цели, сдержанность и дисциплинированность. Ни один младенец не появляется на свет с таким набором качеств. Они вырабатываются постепенно в процессе взросления, требуют стимуляции, воздействия со стороны родителей и педагогов.
Уже в средних и в старших группах детского сада начинаются уроки по развитию речи, основам математики, творчеству. Опытные воспитатели сразу замечают, кто из детей приучен к усидчивости, а кто – нет. Ребенок, не умеющий концентрироваться на объекте или действии, плохо воспринимает информацию, не получает знаний и навыков, которые пригодятся в начальной школе. Впоследствии это отражается на качестве учебы, уровне образованности и последующей успешности в жизни.
Как определить, что ребенок неусидчив?
Часто случается, что родители рано поднимают панику, считая свое чадо неусидчивым и невнимательным. Современные папы и мамы с первых лет жизни начинают стимулировать развитие малышей, порой предъявляя завышенные требования. Не стоит ждать от дошкольника успешного изучения таблицы умножения или желать, чтобы отпрыск часами складывал пазлы. Деятельность должна подбираться по возрасту и занимать определенное количество времени:
- Ребенок от 2 до 3 лет может выдержать не более 10 – 15 минут, рассматривая картинки, собирая пирамидки или складывая кубики.
- В 3 – 4 года рисование красками и карандашами, лепка из пластилина могут длиться не больше 20 минут.
- К 4 – 5 годам упражнения по развитию речи и арифметике, декорированию и аппликации не должны превышать 25 минут.
- Дошкольник 5 – 6 лет может проводить около 30 минут, работая над логическими задачами и программами по подготовке к школе.
Учитывая эту шкалу несложно определить степень усидчивости вашего малыша. Предложите ему настольные игры, совместное чтение книг или творческий труд, рассчитанные на его возраст. У детей разные предпочтения, поэтому какие — то предметы могут просто не вызывать интерес. Смените несколько вариантов, если в течение длительного времени ребенок не стал концентрироваться ни на одном из занятий, нужно приниматься на воспитание усидчивости.
Методика развития усидчивости у дошкольников
Умение сосредоточиться нередко зависит от темперамента или наследственности. Бывает так, что повзрослевшие непоседы чудным образом превращаются в ответственных школьников, но в большинстве случаев проблема требует решения посредством систематических упражнений. Результат не появится через несколько дней, выработка новых навыков – процесс постепенный и достаточно длительный.
1) Организация режима дня и личный пример
Не стоит мечтать об усидчивом и дисциплинированном малыше, если члены семьи не являются предметом подражания. Бесполезно рассказывать крохе, как важно доводить до завершения начатое дело и соблюдать распорядок дня, если перед глазами он видит совсем другие примеры: папа бросает на полпути ремонт утюга, мама не выпускает из рук мобильный телефон, даже когда варит суп, а брат не делает домашнее задание. Ориентируясь на старших, ребенок быстро поймет, что правила можно не выполнять.
Подъем, отбой, прием пищи, развлечения должны проходить приблизительно в одно и то же время. Соблюдения режима способствует привитию навыков самодисциплины и хорошему настроению. Занятия лучше проводить утром после завтрака или во второй половине дня. Необходимым атрибутом является прогулка, в течение которой дошкольник насытится свежим воздухом и выплеснет переизбыток энергии в ходе подвижных игр. В плохую погоду выход на улицу заменяется физминуткой или танцами в хорошо проветренной комнате.
2) Создание оптимальных условий
Удобное положение имеет большое значение для ребенка. Ему не захочется слушать аудиокнигу, собирать части конструктора или рисовать, если он сидит на неудобном стуле при недостаточном освещении. Испытывая дискомфорт, он будет отвлекаться, чтобы поменять положение или улучшить обзор. Стол – это место, где можно лепить, строить, раскрашивать. При правильном выборе мебели столешница должна располагаться на 2 – 3 см. ниже уровня груди, чтобы ребенок сумел спокойно опереться локтями. Идеальным вариантом считаются экземпляры с наклоном поверхности и регуляцией высоты. Хороший стул помогает улучшить эффективность процесса и сохранить осанку, его высота зависит от роста.
Рост | Высота стула |
85 – 100 см. | 22 см. |
100 – 115 см. | 28 см. |
115 -129 см. | 32 см. |
Обязательным аксессуаром является настольная лампа, лучше, если конструкция будет регулируемой. Если ваша детка рисует и пишет правой рукой, то светильник должен стоять с левой стороны, если дошкольник левша – справа. В темное время суток нужно включать дополнительные приборы с мягким равномерным светом. Чтобы ребенок мог сосредоточиться, необходимо устранить отвлекающие предметы и звуки: выключить музыку и телевизор, убрать из поля зрения гаджеты.
3) Привлечение к занятиям в группе
Если ребенок посещает детский сад, ему приходится принимать участие в коллективных уроках, спортивных соревнованиях и подготовке к утренникам. Это способствует поднятию самооценки, мотивирует к приложению усилий в освоении того или иного навыка. Родителям, желающим, чтобы их сын или дочь вышли из дошкольного учреждения подготовленными к школе, нужно постоянно общаться с воспитателями, расспрашивать об успехах и неудачах своего чада. Большое значение имеет поощрение влечения к какому — либо творчеству или спорту. Если позволяет возможность, стоит записать дошкольника в кружок или секцию, не забывая при этом об ограничении нагрузок ввиду возраста. Сегодня открыто множество клубов и центров раннего развития, где квалифицированные психологи и педагоги индивидуально подходят к проблемам каждого подопечного, работая по испытанным методикам с применением массы тематического реквизита.
4) Упражнения для развития усидчивости
Прекрасно, если родители уже выявили у своего чада талант или тягу к какому-то роду занятий. Это может быть музыка, спорт или рисование. Но в раннем возрасте детям сложно определить, что им больше по нраву. Предлагая различные виды творчества, проще выявить наклонности и выработать усидчивость. Существует несколько проверенных и эффективных методов:
- Плоские и трехмерные пазлы, мозаика.
- Рисование мелками, раскрашивание картинок и объемных фигур, поделки из бумаги, лепка из соленого теста и пластилина.
- Чтение сказок с обсуждением текста и иллюстраций.
- Логические задачи по поиску отличий, выявлению предметов одного цвета, формы, размера, эксперименты со счетными палочками.
- Деревянные, магнитные, пластиковые конструкторы, создание картин и украшений из бусинок и бисера.
- Совместное приготовление пищи, уборка игрушек, украшение дома к праздникам.
5) Поддержка и поощрение
Мнение родителей – самое важное для дошкольника. Он должен знать, что папе и маме небезразличны его достижения. Необходимо искренне хвалить за успехи и поддерживать при неудачах. В случаях, когда ребенок не может справиться с задачей, нужно одобрить его старания и оказать помощь. Хорошим стимулом считаются сладкие и приятные бонусы, получаемые за отличную работу. Выставка поделок на полке и дневник достижений отлично поднимают самооценку. Залогом эффективных занятий является принцип «от меньшего к большему», начинайте с самых простых и коротких заданий, постепенно увеличивая сложность и время.
При комплексном подходе к проблеме и выполнении рекомендаций очень скоро будет повод отметить первые результаты. Не стоит останавливаться на достигнутом, и впоследствии любимое чадо поразит вас своими успехами и целеустремленностью.
Источник
Анонимный вопрос · 6 ноября 2018
5,1 K
Чтобы понимать, что делать с неусидчивым ребёнком, нужно сначала выяснить причины неусидчивости, коих может быть много как с точки зрения психологии, так и со стороны изначально по-другому поставленного процесса воспитания, или медицинских аспектов.
Ребёнок может быть неусидчивым, когда вы пытаетесь «навязать»ему занятие не по возрасту и не по интересу. Уже не является редкостью явление, когда родители торопятся «вырастить» детей, попутно делая из них вундеркиндов: раньше отдают в садик, нагружают развивающими занятиями, секциями, кружками. Если есть острая необходимость рано отдать ребенка в садик или ясли, вопросов нет (к сожалению, финансовые трудности у семей с детьми тоже не редкость). Но есть ли острая необходимость у самого ребенка знать в 3-5 лет высшую матиматику или 3 иностранных языка, попутно рисуя картины маслом и выдавая па бальных танцев? Чаще — это потребность родителей показать таким образом, что они хорошие родители и всесторонне развивают ребенка. А у ребёнка есть желание…быть ребёнком: играть, познавать мир, познавать свои ощущения и эмоции, выплёскивать энергию в подвижных развлечениях, развивать воображение и т.д. Не берем в расчёт, когда сам ребенок заинтересован в предложенной вами деятельности: тут уж у него будет и усидчивость, и внимательность, и выполнение домашних заданий, и ожидание новых занятий. Это значит, он «созрел» для этого вида деятельности.Но если вы его наставляете его «Учи английский», а он «Я хочу красками рисовать, а потом в носу ковырять, а потом смотреть, что будет если божью коровку посадить в носок» — врядли при таком раскладе он запомнит, что London is the capital of Great Britain.
Даже если речь идёт уже о школьном возрасте, то этот аспект тоже можно учитывать: возможно вы поторопились отдать ребёнка в школу, и «недоигранное детство» в одном месте мешает ему сосредоточиться на школьных науках. В этом случае нет ничего страшного или, прости господи, зазорного, взять тайм-аут и пойти снова в тот же класс. В принципе, запомните, что если ваш ребенок не умеет делать что-то, что умеет делать чужой ребёнок, это не делает его или вас, как родителя, хуже. Все люди (а дети — это, представьте себе, тоже люди) разные, каждый со своим темпом развития, темпераментом, характером и интересами, способностями. Даже вы и ваши дети можете отличаться в желаниях и возможностях. Это не плохо, не ужасно и не отклонение от нормы — это как раз нормально!
Также важно учитывать психологию и воспитательный процесс. Возможно, у ребёнка есть какие-либо сложности с выполнением задания, а ранее вы разрешали ему бросать то, что ему нужно или интересно, если что-то неполучается (или переделывали и доделывали за него), то выход в такой ситуации он и видит простой: сбежать от неудачи, а родители доделают. Ждать, что что-то изменится, только наступит нужный возраст, не стоит, чудо не произойдёт: надо постепенно менять такую привычку бросать и бежать на преодоление сложностей, сначала вместе, потом на самостоятельно ребёнком.
Хорошо в развитии способствует и налаживание режима: когда дети чётко знают временные рамки для досуга и для дела, им легче переключаться на нужный вид деятельности. Условно «когда знаешь, сколько точно ждать, ожидание уже не кажется таким тяжелым». Когда ребёнок точно знает, сколько времени нужно потратить на задание, и что потом его ждёт другая деятельность, и так изо дня в день, из недели в неделю, он уже думает не «Когда же это закончится или закончится ли вообще?» а сосредоточен на деле, потому что он знает, когда это кончится и ему надо успеть.
Говоря о медицинских аспектах, то тут можно посоветовать консультацию у невролога: если ребёнку вы помогли с режимом, выбрали занятие в котором он заинтересован, и он сам горит желанием, но почему-то не может долго сосредотачиваться, то может иметь место повышенная возбудимость и, как следствие — гиперактивность; либо какое-то другое нарушение нервной системы.
Хочу отметить и некорректный подход постановки задачи для детей разной степени активности. Конечно, специалисты от бога существуют, но если ваш ребёнок не попал в руки такового, то вы можете самостоятельно помочь ребёнку с адаптацией и правильным пониманием задания. Согласитесь, если вы скажете спокойному и заинтересованному малышу: «закрась кружок», то он будет сидеть и и упорно закрышивать область внутри окружности, не оставляя пробелов. А непоседа понатыкает пятнышек и чёрточек и пойдет по своим важным делам: он же тоже закрасил кружок, просто как считал нужным. Такому малышу правильнее дать задание так: «Закрась кружок одним цветом равномерно, чтобы внутри не осталось белого цвета». Чувствуете разницу? Вот и дети чувствуют и путем таких практик учаться правильней улавливать общепринятый смысл таких заданий. И если педагог ребёнка не умеет подать материал для вашего непоседы, то в ходе помощи с домашним заданием вы всё равно можете учить его правильному пониманию требуемой задачи для её корректного выполнения.
Важно понимать, что трансформация из непоседы не произойдет в один день или с помощью одной процедуры или таблетки. Это систематический труд ваш вместе с вашим ребёнком. И ему в этом процессе вы должны быть ещё и поддержкой: он должен видеть в вас друга и союзника, желающего помочь, а не ещё одного «поучителя ваших паучат». Не спорю, что и вам возможно придётся нелегко, ведь у вас как у родителя, есть ещё обязанности и дела. Поэтому могу поддержать вас так: будьте уверены, что ваши труды окупятся самым замечательным образом — усидчивость рано или поздно выработается у ребёнка, а приятным бонусом будут налаженные и доверительные отношения между вами и ребёнком. Ведь вы его не бросили, не поругали, а помогли справиться с проблемой и всё равно его любите и считаете самым лучшим!
Очень уж много в тексте грамматических ошибок! Так нельзя!
Психотерапевт, гештальт психолог центра Self: https://my-self.ru
Неусидчивый ребёнок доставляет много хлопот родителям, доводя их порой до состояния усталости, гнева, постоянного раздражения. Вначале, важно понять с чем такое поведение ребёнка связано. И только после этого, стоит выбирать собственный сценарий поведения. Причин может быть несколько:
1. Нарушена регуляция моторных функций и в результате этого… Читать далее
Специалист центра психотерапии «Алвиан» https://medalvian.ru/
Специальные занятия и игры помогут развить внимание и усидчивость ребенка. Они направлены также на овладение учебными навыками и развитие познавательных навыков и мышления.
Рекомендуется для профилактики неусидчивости начинать занятия в 2-3 года: рисование (красками, карандашами, фломастерами); чтение книг; игры с конструктором; настольные игры… Читать далее
Родилась в Нижнем Новгороде, волей судьбы оказалась в Москве. Мама двоих детей…
Зависит от возраста и степеи неусидчивости. У кого-то это диагноз и нужна консультация специалиста. А многим достаточно больше внимания и стараться увлекать ребенка спокойными занятиями. Сначала понемногу, а потом прибавляя время. Можно мотивировать: сейчас мы с тобой доделаем ‘это’, а затем я тебе включу мультик. Это тоже работает)
Какое самое эффективное наказание для непослушного ребенка?
Кандидат ф.-м. наук, London Gates Education Group
Сам термин «эффективность» предполагает, что есть некоторая цель, которая при этом достигается. Поэтому для начала хорошо бы определиться с целью.
Но для начала: мое глубокое убеждение состоит в том, что с детьми процесс зачастую важнее результата, а во-вторых, наказание не является адекватным методом воспитания в принципе. Кроме этого, отдельно хочу подчеркнуть, что считаю, что дети не должны «слушаться» родителей. Если научить человека хорошо «слушаться», то потом кто-то другой может заставить его «слушаться». Часто это происходит после того, как ему исполняется 18 лет. Поэтому надо четко определиться, что для вас важнее — «думай своей головой!» или «почему ты меня не слушаешься?». Одновременно не бывает.
Но предположим, что вы решили, что ваша цель — послушный ребенок, и вы решили остановиться на наказании, как на инструменте.
Тогда так:
Общий рецепт — нужно сделать ребенку как можно больнее — тут вы сами знаете, что его сильнее зацепит. Кого-то зацепит ваша негативная реакция, кого-то стояние в углу, к кому-то нужно применять физическую силу.
При этом, надо не забывать про градацию — за то, что ребенок сильно не слушается, нужно ему сделать очень плохо, а если все не так страшно — сделайте ему не так больно. Нужно, чтобы в ваших наказаниях была система, а иначе дрессировка не будет эффективна.
Вот, что еще важно — к любой мере наказания человек привыкает и начинает просчитывать риски от ее применения, поэтому понемногу наращивайте уровень боли и неприятности. 2-х летних детей нужно бить по попе ладошкой, 5-летних ремнем, а 10-летних уже розгами с шипами.
Делать больно своему ребенку осмысленно и по системе — ужасно естественно, не правда ли?
Прочитать ещё 3 ответа
Как говорить с детьми о сложном, если у них не хватает внимания и они всё время отвлекаются?
Открываю людям путь, как не бояться жизни. /И ты тоже сможешь/
Консультации: +7-915-303-08… · pro-ponimanie.ru
Александра, говорить с детьми о сложном, чтобы они не отвлекались нужно так, чтобы эта информация удерживала их внимание и интерес. А именно:
Говорить коротко, только самую суть
Говорить простыми словами, которые им понятны
Заранее готовиться к такому разговору
Делать это эмоционально и ярко, чтобы вызвать эмоции
Это можно выстроить как какие-то «секретики», что очень любят и ценят дети
Делать это в виде игры
Делать это позитивно, чтобы от таких разговоров оставались у них приятные впечатления
Поощрять, награждать, хвалить за внимательность и участие в разговоре
Создавать из таких разговоров особое время, которое ребенок будет воспринимать как ваше личное время с ним
Ведь дети отвлекаются, когда им скучно и не понятно. Поэтому адаптируйте эти разговоры для них с учетом особенностей развития детской психики.
Прочитать ещё 1 ответ
Как справляться с гиперактивным ребенком?
Преподаватель и наставник Юниум. Эксперт в области развития детей. · unium.ru
А ещё можно хорошие книжки почитать о воспитании гиперактивных детей! Мы собрали неплохую подборку для родителей, которым не всё равно!
Г.В. Старшенбаум «Трудные характеры. Как с ними справиться?»
Понятие «трудный характер» распространено и известно повсеместно. Хотя бы раз в жизни каждый из нас встречался с людьми, про которых можно было бы сказать, что они обладают этим самым трудным характером. А как общаться с ними? И что делать, если и за собой наблюдаем такие черты, но хотели бы с ними бороться? «Трудные характеры. Как с ними справиться?» – это не просто книга, это тренажер, с помощью которого можно найти действенное решение изложенных выше проблем. Выполнять упражнения лучше в паре, поэтому подключайте вторую половинку, ребенка или друзей.
Фабер Мазлиш «Главная книга для родителей. Искусство слушать и говорить»
Порой родители злятся на то, что дети не хотят выполнять тех или иных просьб. Но быть может мы просто не так говорим?
Сегодня мы рекомендуем вам книгу, которая объяснит, как разговаривать с детьми, и что самое важное – слышать и принимать их позицию .
Успехов вам и спокойствия!
Прочитать ещё 6 ответов
Можно ли делать замечания чужим детям и как реагировать, если кто-то делает замечание твоему ребенку?
В дополнение к сказанному. С одной стороны — это полезно, так ребенок узнает, что есть мнение, альтернативное мнению его родителя, либо подкрепляющее его. Что возможно его родитель рассказал ему не обо всех правилах поведения, или некоторые правила поведения действительно важны. Но с чужим ребенком нужно вести себя соответствующим образом. Это не ваш ребенок, авторитет у вас над ним если и есть в силу его воспитания, то точно не идентичный авторитету родителя. Поэтому если уж вы решили сделать замечание, нужно проявить уважение и к ребенку и к родителю (не важно слышит вас родитель или нет). Если родитель рядом, то нужно ещё помнить, что на ваше замечание в первую очередь отреагирует он. Но говорить с родителем, как будто ребенка нет рядом, я считаю также некорректным, потому что такой подход снимает с ребенка ответственность — ругают же родителя.
Подводя итог, я имела ввиду уважительную форму обращения конкретно к ребенку, если вы ощущаете необходимость донести до него его неправоту.
Прочитать ещё 2 ответа
Что делать, если ребёнок дерётся?
Люблю психологию, вкусную еду, компьютерные игры, хорошую литературу и…
Часто причиной такого поведения является раздражительность родителей. Если вы иногда шлепаете ребенка за проступки, то ему сложно поверить в то, что бить никого нельзя — ведь вы же это делаете. Поэтому для начала нужно научиться управлять своим гневом, а потом уже требовать этого от малыша.
Прочитать ещё 2 ответа
Источник