У ребенка 5 лет нарушена слоговая структура
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих ТНР. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова (ССС). В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития ССС. Затруднения в произнесении отдельных звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведут к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова. Коррекция ССС — одна из приоритетных задач в логопедической работе с дошкольниками с системными нарушениями речи. Формирование ССС влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, письма, чтения.
Поскольку данная тема недостаточно изучена и освещена в учебно-методической литературе, учителя-логопеды испытывают трудности в организации работы по формированию слоговой структуры слова: в систематизации и подборе речевого дидактического материала, обеспечении занятий лексической насыщенностью.
В данном пособии представлена система работы над слоговой структурой слова, основанная на анализе литературы по данной проблеме и на личном педагогическом опыте.
Типы нарушений слоговой структуры слова
А.К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова:
1. Нарушение количества слогов:
- Сокращение (пропуск) слога: «моток» — молоток;
- Опускание слогообразующей гласной: «пинино» — пианино;
- Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: «команата» — комната;
2. Нарушение последовательности слогов в слове:
- Перестановка слогов: «деворе» — дерево;
- Перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» — бегемот;
3. Искажение структуры отдельного слога:
- Сокращение стечений согласных: «тул» — стул;
- Вставки согласных в слог: «лимонт» — лимон;
4. Уподобление слогов: «кококосы» — абрикосы;
5. Персеверации (циклическое повторение одного слога).
6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» — ананасы;
7. Контаминации (смешение элементов слов): «кабудка» — конура + будка.
Этапы работы над слоговой структурой слова
Для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.
В коррекционной работе по преодолению нарушений ССС можно выделить 2 этапа:
- подгтовительный, цель которого подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка; работа проводится на невербальном и вербальном материале;
- собственно коррекционный, цель которого непосредственная коррекция дефектов ССС у конкретного ребенка; работа ведется на вербальном материале.
Подготовительный этап
Подготовительный этап включает работу по следующим направлениям:
- формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки;
- развитие временно-пространственной ориентировки;
- развитие динамической и темпо-ритмической организации движений.
Ниже предлагаются примерные игры и упражнения на развитие указанных функций. На подготовительном этапе данные игры и упражнения можно использовать одновременно, то есть все направления работы включать в одно занятие. Упражнения используются не только на логопедических занятиях, а также на занятиях по развитию элементарных математических представлений, на музыкальном занятии, на рисовании, физкультуре, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.
I. Формирование пространственных представлений и оптико- пространственной ориентировки
1. Ориентировка в собственном теле
- «Вот какие мы» («Покажите свой живот, свою спинку»: Живот — впереди, спинка — сзади. Где животик? Где спинка?).
- «Наводим порядок» (перед ребенком варежки, перчатки, сандалии и т.д. — «Найди пару», «Правильно поставь сандалии»).
- «Ладошки и следы» (Ребенку предлагаются контуры нескольких ладошек и следов и контур ладошки, к которой надо найти пару из предложенных вариантов).
2. Ориентировка в трехмерном пространстве
- «Поезд» (Перед ребенком в колонну выставляются игрушки и задаются вопросы: «Кто впереди? Кто сзади? Кто далеко? Кто близко?»)
- «Собери сказку» (Перед ребенком — набор игрушек или предметов: «Поставь лошадку близко к домику. Поставь человечка между домом и елкой»).
- «Найди клад» (ориентировка по схемам).
- «Где гудит паровоз» (определение местоположения звука).
II. Развитие временно-пространственной ориентировки
- «Зайчик пошел в гости» (Ребенок в роли зайчика идет по инструкции в гости к белке, ежику, лягушке. У кого был сначала, потом, в самом конце?)
- «Что сначала, что потом» (Взрослый дает ребенку задания: 1) вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши; 2) вначале покачай мишку, потом покорми зайку, в конце наряди куклу — ребенок выполняет, а затем описывает последовательность своих действий).
- «Посмотри и повтори» (Взрослый показывает серию движений, ребенок смотрит, затем повторяет все движения в нужной последовательности)
III. Развитие динамической и темпо-ритмической организации движений
Направления работы:
- Совершенствование движений общей моторики
- Совершенствование мелкой моторики
- Развитие артикуляционной моторики
- Развитие чувства темпа
- Формирование чувства ритма
Совершенствование движений моторики: общей, мелкой, артикуляционной
Цель: развитие пространственной организации движений; развитие переключаемости движений; развитие умения воспроизводить заданную последовательность движений.
- «Делай как я»
Логопед выполняет серии вначале из двух, затем из трех-четырех движений, дети выполняют инструкции: «Делайте как я», «Продолжайте сами»: 1) Сели — встали, сели — встали, … 2) Руки в стороны — на пояс, в стороны — на пояс, …3) Нога вперед — назад — в сторону, вперед — назад — в сторону.
- «Умелые ручки»
Чередование различных поз: 1) Кулачки — ладошки, … 2) Колечки — ушки — рожки, … 3) Пальчики здороваются.
- Артикуляционные упражнения
Чередование разных поз органов артикуляционного аппарата: 1) «Лягушка» — «Хоботок» — «Бублик»; 2) «Часики»; 3) «Лопатка» — «Иголочка».
Развитие чувства темпа
Цель: учить различать, воспроизводить, характеризовать темп на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.
- «Мышка и кошка»
Взрослый показывает детям, как легко и быстро на носочках бежит мышка, а за нею медленно крадется кошка. Движения выполняются по кругу под звуки бубна. На частые удары — быстро, как мышки, на редкие — медленно, спокойно, как кошка.
- «Кулачки — ладошки»
Взрослый читает стихотворение, а дети выполняют движения руками в нужном темпе:
Есть у любого два кулачка, стукнул один по другому слегка:
Стук — стук, стук — стук.
Ну а ладошки не отстают, следом за ними весело бьют:
Хлоп — хлоп, хлоп — хлоп.
Кулачки быстрее бьют, до чего стараются:
Стук — стук — стук, стук — стук — стук,
А ладошки тут как тут, так и рассыпаются:
Хлоп — хлоп — хлоп, хлоп — хлоп — хлоп.
Формирование чувства ритма
Цели: учить воспринимать метрические отношения (акцентированные неакцентированные доли — предпосылка для усвоения ударения), различать и воспроизводить ритм на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.
- «Гром» (хлопнуть в ладоши громко, либо тихо, опираясь на рисунок — большая туча — громкий хлопок, маленькая тучка — тихий).
- Графические упражнения на переключение: «Бусы» (чередование бусин разного цвета — например, красный — желтый — красный — желтый и т.д.), «Дорожка» (чередование двух-трех геометрических фигур, различных предметов).
- Воспроизведение ритмов с опорой на наглядность, на схемы: «Снежинки», «Дождик», «Дятел» («Дождик» — большая капля — длинный хлопок, маленькая капелька — короткий).
- Воспроизведение заданного ритма на слух: «Заинька и ложки»
У взрослого в руках деревянные ложки, дети стоят по кругу. Взрослый обходит круг и напевает: Заинька серенький в гости пошел. Заинька серенький ложки нашел. Ложки нашел, к дому подошел. Останавливается за спиной у ребенка и стучит в ложки: тук — тук — тук. Ребенок спрашивает: «Кто там?» Взрослый отвечает: «Это я, Зайка, а ты кто?» Ребенок отвечает: «….» Взрослый продолжает: «Ну-ка, …, выходи, со мною в ложки постучи!» Взрослый играет ребенку на ложках любой из предложенных ритмов: / //; // /; // //; / // / и т.д.
Коррекционный этап
Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Переход на следующий уровень осуществляется после усвоения материала предыдущего уровня.
Выделяются следующие уровни:
- уровень гласных звуков;
- уровень слогов;
- уровень слов;
- уровень коротких предложений;
- уровень чистоговорок, стихов и других текстов.
Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного. Ниже предлагаются упражнения для каждого уровня.
Работа над гласными
- Произнесение ряда из двух, трех и более звуков:
- в сопровождении символов («Человечки — звуки»)
- без зрительной опоры.
- Произнесение ряда гласных с выделением одного из них ударением (так же — с опорой на наглядность и без нее — на слух).
- Узнавание и произнесение ряда гласных по беззвучной артикуляции взрослого.
- «Музыкальный мяч»
Взрослый, бросая мяч ребенку, произносит один-два (на следующем этапе больше) звука. Ребенок повторяет и возвращает мяч.
- Произнесение ряда гласных, изменяя громкость, темп, «настроение» (грустно, злобно, ласково) голоса.
- Произнести столько гласных, сколько на поляне цветочков.
- Встать, когда прозвучит ряд из двух (или другого заданного количества) звуков.
Работа над слогами
Работа проводится с разными типами слогов:
- с общим согласным (например, упр. «Катаем снежную бабу» — имитируя движения, произносить: ба – бо – бу – бы);
- с общим гласным (ка – та – ма – ва);
- обратные слоги (Скажи «Ав – ав» столько раз, сколько точек нарисовано);
- закрытые слоги, их ряды и пары (различные звукоподражания);
- прямые и обратные слоги с оппозиционными звуками: по твердости — мягкости, звонкости — глухости («Забиваем гвоздики молотком: та – да – та – да, то – до – то – до»);
- слоги со стечением.
Приемы и упражнения:
- «Музыкальный мяч» (см. «Работа над гласными»)
- Сочетание произнесения слоговых рядов с каким-либо ритмичным движением: с рисованием или обведением ломаных линий; с раскладыванием палочек, кружочков; с рисованием пальцем узоров в крупе, насыпанной в мелкую коробку.
- Работа с ритмическими схемами (Упражнение «Курочка»: ребенку предлагается ритмическая схема // / // / /// / /, нужно ее озвучить: ко-ко ко ко-ко ко ко-ко-ко ко ко).
Работа над словом
А.К. Маркова выделяет следующие типы слоговой структуры слова:
- Двухсложные из открытых слогов (ива, дети).
- Трехсложные из открытых слогов (охота, малина).
- Односложные (дом, мак).
- Двухсложные с закрытым слогом (диван, мебель).
- Двухсложные со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
- Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).
- Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон)
- Трехсложные со стечением согласных (комната, ботинки).
- Трехсложные со стечением согласных и закрытым слогом (половник).
- Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка).
- Односложные со стечением согласных в начале слова (стол).
- Односложные со стечением в конце слова (зонт).
- Двухсложные с двумя стечениями согласных (кнопка).
- Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).
Работа над словами осуществляется последовательно — переход к словам более сложной слоговой структуры осуществляется по мере усвоения слов предыдущего типа.
Игры и упражнения, используемые в процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры
- Слоговые дорожки (на дорожках следы — в зависимости от количества слогов в слове — ребенок говорит слово, наступая на каждый слог на следующий след).
- Слоговые линейки.
- Слоговые домики (1. Количество слогов соответствует количеству этажей в доме — 3 дома с разным количеством этажей — ребенок произносит слово, считает слоги и ставит картинку в нужный дом. 2. Количество слогов в распределяемых словах зависит от жителей домов: рак — 1 слог, петух — 2, лягушка — 3 слога).
- «Дом — замок — избушка» (распределение слов в зависимости от количества слогов в данных постройках: в дом — слова из одного слога, в замок — двусложные слова, в избушку — слова, состоящие из 3 слогов).
- «Часы» (найди и покажи стрелкой слова из двух (1, 3, 4 ) слогов)
- «Додумай слово» (подобрать слово к схеме – с опорой на картинки и без них, например, СА _ ; СА _ _ )
- «Паровоз» (паровоз состоит из нескольких вагонов, вагоны различаются количеством окон, в зависимости от этого распределяются слова — в вагон с одним окном — односложные слова, с двумя — двусложные и т.д.).
- «Телевизор» (Наглядное пособие «Телевизор». На экране 1-4 гласные буквы. Ребенку предлагаются картинки. Нужно выбрать картинку, соответствующую схеме на экране. Например, на экране буквы У А. И картинки на выбор: дом, груша, роза).
Работа над словосочетаниями, предложениями, текстами
- «Добавлялки» (Перед детьми картинки. Взрослый начинает, ребенок заканчивает, а затем повторяет словосочетание. Например, колючий … (еж); воздушный … (шар); хитрая … (лиса)).
- «Снежный ком» (Слова сопровождаются движениями рук сверху вниз, сколько слов, столько движений, как бы «шагаем по ступенькам». Количество слов постепенно увеличивается. Каждый раз начинаем «шагать» сверху вниз заново. Например: Птичка. Летит птичка. Летит красивая птичка. Летит красивая маленькая птичка.).
- Работа над чистоговорками, потешками, прибаутками, стихами.
Об авторах: Мелюхина Елена Рудольфовна, учитель-логопед, Бруковская Мария Александровна учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение №452 города Екатеринбурга.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Источник
Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит, структура слова воспроизводится неверно.
Например, ребенок говорит «мицаней» или «милицилинел» вместо милиционер; «игнутыный» или «ингулисний» вместо игрушечный и т. п.
В норме, дети уже в 3 года обнаруживают способность воспроизводить структуру слова по законам благозвучия, а языковая «чувствительность» к благозвучным канонам заложена в ребенке изначально, с рождения. В 1,5-2 года ребенок с еще несформировавшимся звукопроизношением может сказать «малялеть» — самолет.
В возрасте 4-5 лет указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь специалиста-логопеда.
Самостоятельно такие нарушения не проходят.
Слоговая структура является необходимым элементом для формирования грамматического строя речи. Правильная речь имеет большое значение для ребенка при овладении грамотой и дальнейшего его успешного обучения в школе, и как следствие — становление полноценной личности.
При нарушении слоговой структуры у детей отмечаются типичные нарушения:
элизии (сокращения, пропуск слогов) («апельсин – писин, телевизор – тизий, капуста – пута»);
итерации (увеличение числа слогов за счет добавления слогообразуемой гласной) («чемодан – чиманадан, трава — тарава»);
антиципации (уподобление одного слога другому) («автомат – татамат), отдельные перестановки слогов и звуков («малоток – маталок, тамалок»);
сокращение стечений согласных звуков («шкаф – каф, бант – бат»);
искажения многосложного слогового состава незнакомого слова («магнитофон — мигифон», папоротник — папиик)
Маленькие дети могут переставлять, пропускать слоги в сложных по своей структуре словах. Если это нарушение проявляется каждый раз в одном и том же слове, необходимо на этом акцентировать внимание малыша, дать ему правильный образец, т.е. в медленном темпе произнесите слово сами, а потом вместе с ребенком до тех пор, пока он не сможет сказать его самостоятельно. Если ребенок переставляет слоги во многих словах, даже простых, (например, произносит «онга» вместо нога, «писось» вместо пылесос) необходимо заниматься с ребенком по преодолению этого нарушения. Искажение слоговой структуры слова у дошкольника старше 4-х лет свидетельствует о нарушении фонематического слуха и нарушении ритмической стороны речи. Поэтому, развивая эту сторону речи ребенка, мы будем развивать как фонематический слух, так и чувство ритма.
Предлагаю вам оказаться в роли детей, у которых нарушена слоговая структура слова. Я познакомлю вас с некоторыми приемами коррекции и развития слоговой структуры слова.
Игра «Отхлопай слово»
Оказывается любое слово можно отхлопать. Например, слово кошка (хлопок на каждый слог). Мы его произносим по частям. Попробуйте сами отхлопать слово самолет (3 хлопка, т.к. 3 слога). Молодцы, у вас все получилось.
Давайте поиграем в игру «Прошагай словечко». Вы отхлопывали слова, а их можно и прошагать. Например, слово сани (сделать шаг на каждый слог). Сколько шагов сделали? Совершенно верно – 2 шага. Слово дом. Сколько шагов сделали? Как вы думаете, это короткое слово или длинное? Верно – короткое. Слово капуста. С правой ноги шагаем и проговариваем слово. Сколько шагов у вас получилось? (3 шага). Это длинное слово или короткое?
Игра «Сколько слогов в слове»
Мы слова отхлопывали, прошагивали, то есть делили слова на части. Эти части называются слогами. Каждое слово состоит из какого-то количества слогов. Например, из 1 слога (1 хлопок — дом), из 2 слогов (2 хлопка — кукла), из 3 слогов (3 хлопка — бегемот), бывают даже из 4 слогов (4 хлопка — карандаши) и 5 слогов (5 хлопков – велосипедист) это очень длинные слова. Запомните правило – сколько в слове гласных, столько и слогов (хлопков, шагов)
Я подскажу маленькую хитрость, как себя можно проверить. Надо подложить ладошку под подбородок и сказать слово. Сколько раз подбородок коснется руки, столько и слогов в слове.
«Разложи игрушки» (мелкие игрушки из кинде-сюрприз)
Разложить игрушки по количеству слогов в коробочку. В первую ячейку мы положим игрушки, в названии которых 1 слог, во вторую – 2 слога, в третью – 3 слога. Как проверить? Прохлопать, прошагать, проверить ладонью.
«Найди картинку».
Для закрепления умения делить слова на слоги можно использовать детские настольные игры, типа «Лото», «Зоопарк», картинки в детских книгах и журналах.
Сегодня я познакомила вас с конкретными приемами коррекции и развития слоговой структуры слова, которыми вы можете воспользоваться в ваших домашних занятиях с ребенком. Какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Мама очень многое может сделать для своего малыша в домашних условиях. Удачи вам на трудном пути формирования и развития речи вашего ребенка!
Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит, структура слова воспроизводится неверно.
Например, ребенок говорит «мицаней» или «милицилинел» вместо милиционер; «игнутыный» или «ингулисний» вместо игрушечный и т. п.
В норме, дети уже в 3 года обнаруживают способность воспроизводить структуру слова по законам благозвучия, а языковая «чувствительность» к благозвучным канонам заложена в ребенке изначально, с рождения. В 1,5-2 года ребенок с еще несформировавшимся звукопроизношением может сказать «малялеть» — самолет.
В возрасте 4-5 лет указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь специалиста-логопеда.
Самостоятельно такие нарушения не проходят.
Слоговая структура является необходимым элементом для формирования грамматического строя речи. Правильная речь имеет большое значение для ребенка при овладении грамотой и дальнейшего его успешного обучения в школе, и как следствие — становление полноценной личности.
При нарушении слоговой структуры у детей отмечаются типичные нарушения:
элизии (сокращения, пропуск слогов) («апельсин – писин, телевизор – тизий, капуста – пута»);
итерации (увеличение числа слогов за счет добавления слогообразуемой гласной) («чемодан – чиманадан, трава — тарава»);
антиципации (уподобление одного слога другому) («автомат – татамат), отдельные перестановки слогов и звуков («малоток – маталок, тамалок»);
сокращение стечений согласных звуков («шкаф – каф, бант – бат»);
искажения многосложного слогового состава незнакомого слова («магнитофон — мигифон», папоротник — папиик)
Маленькие дети могут переставлять, пропускать слоги в сложных по своей структуре словах. Если это нарушение проявляется каждый раз в одном и том же слове, необходимо на этом акцентировать внимание малыша, дать ему правильный образец, т.е. в медленном темпе произнесите слово сами, а потом вместе с ребенком до тех пор, пока он не сможет сказать его самостоятельно. Если ребенок переставляет слоги во многих словах, даже простых, (например, произносит «онга» вместо нога, «писось» вместо пылесос) необходимо заниматься с ребенком по преодолению этого нарушения. Искажение слоговой структуры слова у дошкольника старше 4-х лет свидетельствует о нарушении фонематического слуха и нарушении ритмической стороны речи. Поэтому, развивая эту сторону речи ребенка, мы будем развивать как фонематический слух, так и чувство ритма.
Предлагаю вам оказаться в роли детей, у которых нарушена слоговая структура слова. Я познакомлю вас с некоторыми приемами коррекции и развития слоговой структуры слова.
Игра «Отхлопай слово»
Оказывается любое слово можно отхлопать. Например, слово кошка (хлопок на каждый слог). Мы его произносим по частям. Попробуйте сами отхлопать слово самолет (3 хлопка, т.к. 3 слога). Молодцы, у вас все получилось.
Давайте поиграем в игру «Прошагай словечко». Вы отхлопывали слова, а их можно и прошагать. Например, слово сани (сделать шаг на каждый слог). Сколько шагов сделали? Совершенно верно – 2 шага. Слово дом. Сколько шагов сделали? Как вы думаете, это короткое слово или длинное? Верно – короткое. Слово капуста. С правой ноги шагаем и проговариваем слово. Сколько шагов у вас получилось? (3 шага). Это длинное слово или короткое?
Игра «Сколько слогов в слове»
Мы слова отхлопывали, прошагивали, то есть делили слова на части. Эти части называются слогами. Каждое слово состоит из какого-то количества слогов. Например, из 1 слога (1 хлопок — дом), из 2 слогов (2 хлопка — кукла), из 3 слогов (3 хлопка — бегемот), бывают даже из 4 слогов (4 хлопка — карандаши) и 5 слогов (5 хлопков – велосипедист) это очень длинные слова. Запомните правило – сколько в слове гласных, столько и слогов (хлопков, шагов)
Я подскажу маленькую хитрость, как себя можно проверить. Надо подложить ладошку под подбородок и сказать слово. Сколько раз подбородок коснется руки, столько и слогов в слове.
«Разложи игрушки» (мелкие игрушки из кинде-сюрприз)
Разложить игрушки по количеству слогов в коробочку. В первую ячейку мы положим игрушки, в названии которых 1 слог, во вторую – 2 слога, в третью – 3 слога. Как проверить? Прохлопать, прошагать, проверить ладонью.
«Найди картинку».
Для закрепления умения делить слова на слоги можно использовать детские настольные игры, типа «Лото», «Зоопарк», картинки в детских книгах и журналах.
Сегодня я познакомила вас с конкретными приемами коррекции и развития слоговой структуры слова, которыми вы можете воспользоваться в ваших домашних занятиях с ребенком. Какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Мама очень многое может сделать для своего малыша в домашних условиях. Удачи вам на трудном пути формирования и развития речи вашего ребенка!
Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит, структура слова воспроизводится неверно.
Например, ребенок говорит «мицаней» или «милицилинел» вместо милиционер; «игнутыный» или «ингулисний» вместо игрушечный и т. п.
В норме, дети уже в 3 года обнаруживают способность воспроизводить структуру слова по законам благозвучия, а языковая «чувствительность» к благозвучным канонам заложена в ребенке изначально, с рождения. В 1,5-2 года ребенок с еще несформировавшимся звукопроизношением может сказать «малялеть» — самолет.
В возрасте 4-5 лет указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь специалиста-логопеда.
Самостоятельно такие нарушения не проходят.
Слоговая структура является необходимым элементом для формирования грамматического строя речи. Правильная речь имеет большое значение для ребенка при овладении грамотой и дальнейшего его успешного обучения в школе, и как следствие — становление полноценной личности.
При нарушении слоговой структуры у детей отмечаются типичные нарушения:
элизии (сокращения, пропуск слогов) («апельсин – писин, телевизор – тизий, капуста – пута»);
итерации (увеличение числа слогов за счет добавления слогообразуемой гласной) («чемодан – чиманадан, трава — тарава»);
антиципации (уподобление одного слога другому) («автомат – татамат), отдельные перестановки слогов и звуков («малоток – маталок, тамалок»);
сокращение стечений согласных звуков («шкаф – каф, бант – бат»);
искажения многосложного слогового состава незнакомого слова («магнитофон — мигифон», папоротник — папиик)
Маленькие дети могут переставлять, пропускать слоги в сложных по своей структуре словах. Если это нарушение проявляется каждый раз в одном и том же слове, необходимо на этом акцентировать внимание малыша, дать ему правильный образец, т.е. в медленном темпе произнесите слово сами, а потом вместе с ребенком до тех пор, пока он не сможет сказать его самостоятельно. Если ребенок переставляет слоги во многих словах, даже простых, (например, произносит «онга» вместо нога, «писось» вместо пылесос) необходимо заниматься с ребенком по преодолению этого нарушения. Искажение слоговой структуры слова у дошкольника старше 4-х лет свидетельствует о нарушении фонематического слуха и нарушении ритмической стороны речи. Поэтому, развивая эту сторону речи ребенка, мы будем развивать как фонематический слух, так и чувство ритма.
Предлагаю вам оказаться в роли детей, у которых нарушена слоговая структура слова. Я познакомлю вас с некоторыми приемами коррекции и развития слоговой структуры слова.
Игра «Отхлопай слово»
Оказывается любое слово можно отхлопать. Например, слово кошка (хлопок на каждый слог). Мы его произносим по частям. Попробуйте сами отхлопать слово самолет (3 хлопка, т.к. 3 слога). Молодцы, у вас все получилось.
Давайте поиграем в игру «Прошагай словечко». Вы отхлопывали слова, а их можно и прошагать. Например, слово сани (сделать шаг на каждый слог). Сколько шагов сделали? Совершенно верно – 2 шага. Слово дом. Сколько шагов сделали? Как вы думаете, это короткое слово или длинное? Верно – короткое. Слово капуста. С правой ноги шагаем и проговариваем слово. Сколько шагов у вас получилось? (3 шага). Это длинное слово или короткое?
Игра «Сколько слогов в слове»
Мы слова отхлопывали, прошагивали, то есть делили слова на части. Эти части называются слогами. Каждое слово состоит из какого-то количества слогов. Например, из 1 слога (1 хлопок — дом), из 2 слогов (2 хлопка — кукла), из 3 слогов (3 хлопка — бегемот), бывают даже из 4 слогов (4 хлопка — карандаши) и 5 слогов (5 хлопков – велосипедист) это очень длинные слова. Запомните правило – сколько в слове гласных, столько и слогов (хлопков, шагов)
Я подскажу маленькую хитрость, как себя можно проверить. Надо подложить ладошку под подбородок и сказать слово. Сколько раз подбородок коснется руки, столько и слогов в слове.
«Разложи игрушки» (мелкие игрушки из кинде-сюрприз)
Разложить игрушки по количеству слогов в коробочку. В первую ячейку мы положим игрушки, в названии которых 1 слог, во вторую – 2 слога, в третью – 3 слога. Как проверить? Прохлопать, прошагать, проверить ладонью.
«Найди картинку».
Для закрепления умения делить слова на слоги можно использовать детские настольные игры, типа «Лото», «Зоопарк», картинки в детских книгах и журналах.
Сегодня я познакомила вас с конкретными приемами коррекции и развития слоговой структуры слова, которыми вы можете воспользоваться в ваших домашних занятиях с ребенком. Какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Мама очень многое может сделать для своего малыша в домашних условиях. Удачи вам на трудном пути формирования и развития речи вашего ребенка!
Источник