У моего ребенка задержка развития к кому обратиться

У моего ребенка задержка развития к кому обратиться thumbnail

Марина Х.

3 февраля 2019  · 66,2 K

Ребенку скоро 4 года, очень плохо разговаривает, словарный запас ограничивается десятком предложений. Какой врач занимается данной проблемой?

Врач -педиатр.
Медцентр «Инпромед»

Диагностика задержки речевого развития требует комплексного подхода и консультации следующих специалистов:

• Педиатр — оценивает развитие ребенка с учетом возраста и индивидуальных особенностей организма.

• Детский невролог – с помощью ряда исследований (ЭЭГ, УЗДГ) сможет диагностировать нарушение кровообращения и нервной системы.

• ЛОР – проверяет остроту слуха, в некоторых случаях ребенок не говорит, так как не слышит речь.

• Психиатр – исключает такие заболевания как аутизм, олигофрению и др.

• Детский психолог – оценивает психомоторное развитие ребенка при помощи специальных тестов.

• Для ускорения развития речи нужны не только медицинские мероприятия, но и коррекционная развивающая работа педагогов и родителей.

• Логопед – помогает ставить звуки и произношение, тренирует речевые мышцы.

После выяснения возможной причины ЗРР используют следующие методы коррекции:

  1. Медикаментозное лечение. Для стимуляции мозговой деятельности зачастую используют ноотропные средства. Хорошо себя показал пептидный препарат Кортексин, который нормализует работу клеток мозга, что положительно сказывается процессах, отвечающих за память, мышление, речь.
  2. Общий и логопедический массаж. Способствует улучшению кровообращения и активизирует мышцы, отвечающие за речь.
  3. Электроакупунктура – стимулирование особых речевых зон с помощью электрического тока.
  4. Магнитотерапия – улучшает работу нервных окончаний и восстанавливает нормальное кровообращение.

Подробнее узнать о причинах задержки речевого развития и о том, что могут сделать родители, можно узнать в данной статье

А нам помог не Пантогам, а гопантеновая кислота от Северной Звезды помогла, как раз при задержке развития речи… Читать дальше

Здравствуйте не поверите меня мама родила в 41 год я третий ребёнок до трёх лет не разговаривала вообще спросят во дворе сколько мне лет я мычу и на пальцах показываю 4 годика мама говорит мне не правильно тебе 3 годика.Меня не водили к специалистам и не лечили мозги током .Сома стала говорить .И живу с диагнозом до сихор астигматизм глаза и очки не… Читать далее

«Дети с потенциально высоким интеллектом часто начинают говорить позднее. Они…… Но, если ребёнок хочет… Читать дальше

Мы сталкивались с такой проблемой и помог нам не один врач, а сразу несколько. Начинали с невролога, он сделал назначения относительно медикаментозного лечения, потому что оно тоже необходимо в данной ситуации (нам назначали Пантогам), направил к психологу и логопеду, плюс занимались дома. В течении шести месяцев занимались по усиленной программе… Читать далее

Подскажите а по какой программе занимались ?

Восточные практики, хинди, Индия. Политика, юриспруденция, право. Книги…

Есть несколько причин задержки речи у ребенка:
1. Ребенок не понимает, как говорить (как поставить язык, губы, какие движения производить).
2. Ребенок не понимает, что говорить (звуки, слоги, слова произносит, но не понимает их значения. Это как повторять за иностранцем непонятные слова).
3. Ребенок унаследовал особенность от родителей. Например, моя… Читать далее

Мы эксперты в вопросах развития речи детей и вопросах коррекции нарушений речи. На…  · yamirclub.ru

Задержка речевого развития — это не диагноз и не болезнь.

Это состояние речи на данный момент времени. Именно поэтому для решения этой проблемы нужно обратиться к хорошему логопеду-дефектологу. Он проведет обследование, составит план занятий и начнет учить ребенка говорить. Именно учить говорить, а не лечить ребенка. А вот за лечением нужно… Читать далее

«По мнению Л. С. Выготского, советского психолога,…… если ребёнок не знает названия вещи, то он как бы не видит её. Таким образом, чем обширнее словарный запас у ребёнка, тем лучше он понимает окружающее. Решающая роль в психоречевом, а значит и в умственно развитии на данном этапе принадлежит семье. Ребёнок охотнее и прочнее усваивает те слова… Читать далее

«Но, если ребенок хочет выразить мысль и не может, — это плтхо. Тогда он раздражается, нервничает, впадает в гнев… Читать дальше

Буду откровенна, тоже перечитала много информации, были у логопедов, результатов практически никаких. Нашему сыну сейчас только исполнилось 5 лет. Но мы практически не разговаривали, только пальцами и звуками. Знакомые посоветовали попробовать занятия по методу Томатис. На тот момент я не знала что это такое. Порылась в интернете, нашла много… Читать далее

Семейный медицинский центр «Опора» проводит лечение взрослых и детей в г.Самара по…  · mc-opora.ru

Для решения этого вопроса рекомендуем обратиться к сертифицированному врачу — остеопату. На консультации остеопат осмотрит малыша, полностью проанализирует акушерский анамнез, анамнез течения заболевания, выявит причины появления задержки речевого развития, объяснит родителю, какая стратегия лечения нужна.
Остеопат изучает и диагностирует… Читать далее

Клиника восстановительной неврологии — оказывает полный комплекс лечебно-диагностических…  · newneuro.ru

Разумеется при задержках речевого развития могут помочь различные специалисты — неврологи, логопеды, нейропсихологи, дефектологи и тд. Но надо понять одну простую вещь, задержки речевого развития это результат именно дисфункций в головном мозге. Поэтому главным и ведущим доктором должен быть невролог. И именно он будет назначать остальных… Читать далее

«Итак, к двум годам совершается чудо-ребёнок начинает говорить. Родители показывают двухгодовалому ребёнку картинку, одновременно поясняя, что изображено на ней, и побуждает говорить и его. Продолжая развивать психомоторные навыки, они усаживают двух годовалого ребёнка на стульчик, дают ему карандаш и бумагу. Зажав карандаш в кулачке, ребёнок… Читать далее

Каковы симптомы дислексии?

Я — искатель приключений в мире слов и их значений.

Дислексия — это нарушение навыков чтения и письма, при котором ребёнок может неправильно понимать знаки/символы. Симптомы — изменение порядка букв при составлении или зачитывании слова/предложения, разворот букв при написании, плохая память, низкое внимание, трудности в изучении алфавта, отказ от чтения вслух.

Читайте также:  Центр развития ребенка 139 сада омск

Прочитать ещё 3 ответа

Если ребенок не выговаривает звуки в 5 лет, нужно ли обращаться к логопеду? Или до школы выправится само по себе?

Если к пяти годам у ребенка не «встали» все звуки, то необходимо немедленно обращаться к специалистам. Ни каким чудесным образом к школе нарушения сами не исправятся. Нарушенное звукопроизношение скорее не единственная проблема в речевом развитии Вашего ребенка, просто она на поверхности и очевидна.

В последние годы значительная часть детей 5-6 лет имея нормальный слух и интеллект начиная обучение в начальной школе испытывает трудности при освоении учебной программы. Особенно это становится заметно, когда ребенок начинает обучаться грамоте. Так что же мешает нормально осваивать азы чтения и письма?

На первый план выходят недостатки в процессе развития звуко-буквенного анализа и синтеза в дошкольном возрасте. Звуковой анализ слова это умение различать звуки, из которых оно состоит, и соотносить их с нужными буквами. Поэтому ребенок должен не только правильно произносить все звуки, но и уметь их различать на слух! Получается, обучение грамоте, вопреки всеобщему мнению, должно начинается не с обучения чтению, а именно с работы над звуками. И не в школе, а в дошкольном детстве.

Следовательно, если ваш ребенок неправильно произносит тот или иной звук, заменяет его в речи схожим звуком к 5 годам, это является серьезным сигналом о недостаточной готовности к освоению звуко-буквенного анализа. Ему будет трудно даваться обучение чтению и письму. Как этого избежать? Заниматься вовремя исправлением звукопроизношения, посетить логопеда для консультации. Главное не терять время!

Прочитать ещё 3 ответа

Кем в будущем работают дети с задержкой психического развития?

Путешествую, учусь каждый день, готовлю, интересуюсь, общаюсь с детьми и…

Зависит от степени задержки, от того, насколько ребенка удалось адаптировать. Если позволяет темперамент и навыки, то возможна работа в творческом направлении: хор, какое-то прикладное творчество, рисование. Еще варианты: шитье, работа, связанная с заботой о животных и растениях, ремонт.

Прочитать ещё 1 ответ

Источник

Для многих родителей задержки в развитии ребенка стали насущной проблемой. Но ступор и отчаяние, являющиеся первой и естественной реакцией на получение такого диагноза, сменяются твердым намерением что-либо изменить в лучшую сторону и помочь своему ребенку догнать сверстников. С этого момента начинается долгий, иногда сложный путь, но стабильное улучшение результатов и достижения маленького человечка становятся лучшей наградой за все приложенные усилия и старания.

Рыжая девочка сидит за столом с книгой

Что такое задержка развития и виды

Задержкой в развитии называют нарушение нормальной скорости
развития того или иного физического или психического аспекта у детей разного
возраста. Выделяют следующие виды задержек в развитии ребенка:

  • ЗРР – задержка речевого развития;
  • ЗПРР – психоречевого;
  • ЗПР – психического;
  • ЗМР – моторного;
  • ЗПМР – психомоторного.

В большинстве случаев задержки развития поддаются коррекции.
Но эффективность принятых мер во многом зависит не только от качества
выполнения врачебных рекомендаций, но и от того, насколько рано родители
обратились за помощью.

Задержка речевого развития (ЗРР)

Речь присуща только людям и является основой общего
развития. Именно она признана ведущим показателем того, как ребенок
воспринимает окружающий его мир, и отражает готовность с ним взаимодействовать.
Поэтому возникновение ее нарушений, является поводом для немедленного принятия
мер. Но при этом нельзя забывать, что каждый ребенок развивается в своем
собственном ритме и не стоит искать проблем там, где их нет.

Критерием оценки степени речевого развития можно считать общепринятые нормы, разработанные для каждого возраста, т. е. тот минимум, присутствие которого является показателем нормального развития. Если же родители замечают, что речь крохи не дотягивает по многим параметрам до нормы, им следует обязательно записаться на консультацию к специалисту. Но крайне редко задержка развития речи присутствует обособленно. Обычно это сопровождается отставанием в психическом развитии, т. е. у ребенка диагностируется психоречевая задержка развития (ЗПРР).

В большинстве случаев обнаружение задержки развития речи у детей обнаруживается до 4-х лет.

Ребенок закрыл рот рукой

ЗРР может возникать в результате:

  • поражения центральной нервной системы:
    • афазии – нарушение уже сформировавшейся речи,
      что наблюдается при повреждении головного мозга (может страдать не только
      функция говорения, но и понимания речи другого человека);
    • алалии – полное отсутствие или грубое
      недоразвитие речи;
    • дизартрии – неправильное произношение или
      сложности при выговаривании некоторых звуков и букв.
  • Развития функциональных нарушений в ее работе:
    • заикание – частое повторение звуков, их
      удлинение, постоянные остановки в речи;
    • мутизм – отсутствие реакции на вопросы,
      обращенные к ребенку, хотя способность говорить и понимать окружающих
      сохраняется;
    • судромутизм – функциональная, т. е. обратимая
      утрата речи.
  • Наличия дефектов артикуляционного аппарата:
    • ринолалия – искажение многих звуков, что
      обусловлено нарушениями небно-глоточного смыкания;
    • механические дисплазии – изменения строения
      органов, принимающих участие в произношении звуков.

Очень часто не удается до конца выяснить, действие какого
фактора стало причиной задержки речевого развития. Тем не менее сегодня
считается, что ЗРР может быть вызвана:

  • родовыми травмами разного рода;
  • патологиями беременности;
  • заболеваниями головного мозга, включая аномалии
    развития, ишемические явления, лейкодистрофию, опухоли;
  • нарушениями слуха;
  • травмами головы;
  • нарушениями развития мышц лица и ротовой
    полости.

Не последняя роль в возникновении ЗРР отводится наследственности и психическим отклонениям. Иногда причины появления проблем с речью кроются в психологическом давлении на ребенка и грубых ошибок в воспитании. Но в любом случае с проблемой следует бороться и принимать меры для наиболее быстрого его решения. В противном случае задержка речевого развития может стать причиной возникновения проблем в общении ребенка со сверстниками, не говоря уже о низкой успеваемости в школе и проблемах с дальнейшим трудоустройством.

Читайте также:  Родительское собрание роль семьи в речевом развитии ребенка

Маленький мальчик разводит руками

Когда нужно обратиться к врачу

В качестве повода для обращения к специалисту стоит
расценивать следующие признаки:

  • отсутствие эмоциональной реакции на происходящее вокруг на 4-м месяце жизни, в частности ребенок не улыбается родителям, не оживляется при их появлении и т. д.;
  • не агукает и не пытается выдавать повторяющиеся звуки по типу «ба-ба-ба» в 8—9 месяцев и в целом создает впечатление тихони;
  • возникновение сложностей с жеванием в 18 месяцев, что может проявляться тем, что ребенок давится при попытке съесть кусок яблока;
  • ребенок не говорит простых слов в 1,5 года или не пытается выучить новые в 2 года, если сумел освоить несколько простых;
  • активный словарный запас ребенка в 2,5 года составляет менее 20 слов, он не может назвать части тела или привычные предметы, не составляет словосочетания из 2-х и более слов;
  • в 3 года говорит абсолютно неразборчиво даже для родителей, не может построить предложение из нескольких слов, не понимает простых рассказов, объяснений родителей или говорит очень медленно, растягивая окончания слов, или же наоборот говорит слишком быстро, глотая окончания, иногда дети с ЗРР не могут самостоятельно построить предложения, а изъясняются фразами из мультиков, услышанными от взрослых.

При психоречевой задержке развития дети обычно имеют
инфальтильный вид и слабо развитые мышцы. Они мало эмоциональны, имеют
нарушения памяти и мышления, отличаются слабым воображением и склонны выполнять
однообразные действия. Поскольку все психические процессы протекают медленно, в
связи с чем детям с ЗПРР сложно переключаться с одной мысли на другую.

Нередко ЗПРР сочетается с ДЦП.

Ребенок с ДЦП

Диагностика ЗРР

Чтобы эффективно воздействовать на проблему нужно определить
ее причину и степень выраженности. В этих целях проводится комплекс
исследований, включающий:

  • оценку уровня речевого развития и степень
    отклонения от нормы;
  • осмотр отоларинголога и проверку слуха у
    сурдолога;
  • тесты, направленные на оценку степени понимания
    речи;
  • психологические тесты и анализ характера
    взаимодействия взрослых с ребенком;
  • КТ;
  • МРТ;
  • ЭЭГ;
  • электромиографию;
  • УЗИ с допплером головного мозга и пр.

Тем не менее часто точно установить причину возникновения
ЗРР не удается. В таких ситуациях характер терапии строят на основании только
характера имеющихся отклонений от нормы и проводят комплексное лечение,
направленное на улучшение работы нервной системы.

МРТ для детей

Лечение ЗРР

Чем раньше будет обнаружена задержка речевого развития, тем
легче и продуктивнее будет протекать коррекция и у ребенка будет больше шансов
на полное восстановление. Во всех случаях терапия носит комплексный характер,
но она всегда разрабатывается индивидуально в соответствии с характером
обнаруженных проблем.

Компонентами лечения задержки речевого развития могут быть:

  • Медикаментозная терапия – конкретные препараты и их дозировки подбираются на основании диагноза и возраста ребенка неврологом и иногда психиатром. Основной задачей медикаментозного лечения в большинстве случаев является стимуляция и обеспечение нормального питания клеток головного мозга. Поэтому обычно назначаются комплексные витаминные препараты, аминокислоты и другие.
  • Физиотерапия – основными видами физического воздействия, показанного при ЗРР, являются магнитотерапия и рефлексотерапия. С их помощью удается активизировать работу соответствующих отделов головного мозга и повысить качество речи. В частности сеансы магнитотерапии способствуют образованию новых функциональных связей.
  • Работа с дефектологом и логопедом – занятия всегда проводятся в индивидуальном порядке и направлены на устранение недостатков речи. Они организуются в игровой форме, что позволяет ребенку воспринимать их не как элемент лечения, а в качестве приятного времяпрепровождения. В рамках работы с логопедом проводится специальный массаж, характер которого зависит от того, произношение каких звуков страдает.

Детям с задержками развития показана иппотерапия, дельфинотерапия и другие подобные виды работы с животными.

Весьма эффективным способом преодоления проблемы ЗРР
является мануальная терапия с элементами остеопатии.

Мальчик выполняет логопедическое упражнение

Задержка психомоторного развития (ЗПМР)

Задержка психомоторного развития диагностируется у многих
детей раннего возраста, причиной чего могут выступать незначительные
органические изменения в состоянии головного мозга или нарушения
функционирования его работы. Подобные изменения могут быть врожденными, стать
следствием получения родовой травмы или приобрестись ребенком в течение жизни. В
последнем случае ЗПМР может выступать результатом наследственной
предрасположенности, вследствие чего проявления задержки психомоторного
развития могут возникнуть на фоне перенесения инфекционного заболевания,
отравления, метаболических нарушений и действиях социальных факторов. Поэтому
толчком для развития ЗПМР способны стать невнимательность к ребенку, отсутствие
любви к нему, педагогическая запущенность, плохие условия жизни и т. д.

Таким образом, различают неспецифическую и специфическую задержку психомоторного развития. При неспецифической или доброкачественной задержке отсутствуют патологии головного мозга, благодаря чему она легко поддается коррекции и при создании адекватной внешней среды и особых условий полностью проходит, а ребенок догоняет сверстников по всем параметрам.

Девочка и растущий график

При специфической ЗПМР наблюдаются повреждения тех или иных
мозговых структур, что и приводит к отставанию в развитии двигательных,
психических, речевых функций. Это сопровождается возникновением характерных симптомокомплексов
и требует назначения соответствующего ситуации лечения, без которого ЗПМР не
может полностью компенсироваться. Изначально обычно можно заметить отставание
только по одному из параметров, но со временем специфическая задержка
психомоторного развития приводит к равномерному нарушению всех функций.

ЗПМР может протекать с разной степенью тяжести, на основании
чего различают:

  • ЗПМР 1-й степени – отставание психомоторного
    развития не больше чем на 1 возрастной интервал, причем с наблюдающейся
    тенденцией к сокращению его выраженности по мере взросления ребенка. При такой
    форме задержка развития быстро компенсируется, и ребенок догоняет одногодок по
    характеру развитости психических, двигательных и речевых функций, но только при
    условии проведения грамотного лечения.
  • ЗПМР 2-й степени – отставание более чем на 1
    возрастной период на фоне отсутствия склонности к постепенной компенсации и
    сокращению выраженности запаздывания психомоторного развития или даже тенденции
    к увеличению дефицита. При такой форме очень важно правильно подобрать лечение,
    но и это не гарантирует полной компенсации психомоторных функций, а лишь может
    дать возможность избежать увеличения временного дефицита по мере взросления
    ребенка.
  • ЗПМР 3-й степени – отставание психомоторного
    развития ребенка больше чем на 1 или даже 2 возрастных периода. Это наиболее
    тяжелая форма ЗПМР, сопровождающаяся неуклонным увеличением отставания в
    психомоторном развитии ребенка от одногодок. При этом двигательные, речевые,
    психические функции могут даже не отличаться тенденцией к развитию.
Читайте также:  Ребенок с нарушениями зрения общение и развитие

Мальчик собирает пазл

Признаки

Задержка психомоторного развития может начать проявляться в
любой период жизни ребенка, что и определяет характер возникающих симптомов.
Так, в период новорожденности на наличие отклонений от нормы может указывать:

  • апатичность ребенка, отсутствие реакции на появление
    чувства голода или насыщения, усталость и т. д.;
  • слабо выраженные безусловные рефлексы, склонные
    быстро угасать при многократном раздражающем воздействии;
  • отсутствие попыток поднимать голову при
    переворачивании на живот.

При этом у новорожденных с признаками ЗПМР наблюдается
нормальная двигательная активность, а мышцы пребывают в гипертонусе. В
следующем возрастном периоде, т. е. с 1 до 3 месяцев при задержке
психомоторного развития могут наблюдаться короткие периоды бодрствования и
слабость или полное отсутствие эмоциональных реакций. Что же касается периода с
3 до 6 месяцев, то в этом время заставить родителей бить тревогу должно
запаздывание становления рефлексов, в частности то, что ребенок не пытается
перевернуться со спины на живот и приподниматься на руках.

Более выраженными признаки ЗПМР становятся в 6—9 месяцев. В
таком случае на наличие отклонений может указывать:

  • низкий уровень выраженной активности во время
    общения и присутствие малого количества игровых реакций, жестов;
  • слабая эмоциональная окраска издаваемых звуков,
    лепета;
  • отсутствие способности брать предметы 2-мя
    пальцами;
  • отсутствие попыток встать, ребенок не может
    самостоятельно сесть и плохо ползает.

Признаки ЗПМР в 8—9 месяцев

К году у младенца уже должен быть огромный комплекс достижений, одним из которых является ходьба и активное лепетание. Но при ЗПМР 9–12-месячные груднички не используют лепетных слов и не окрашивают их эмоционально. Такие дети могут стоять с поддержкой, но пойти еще не в состоянии из-за недоразвитости двигательных функций.

Но, к сожалению, ЗПМР крайне редко диагностируется на первом
году жизни. Обычно признаки отклонений от нормы заставляют родителей
насторожиться значительно позже. В таких ситуациях они обращают внимание на:

  • эмоциональную незрелость – настроение ребенка
    часто меняется, он суетлив, неуверенный в себе, стеснительный, плохо
    контролирует свою реакцию на различные виды деятельности и сложно адаптируется
    в коллективе сверстников, например, в детском саду;
  • расстройство внимания – ребенку трудно
    концентрироваться на чем-либо, в результате чего он постоянно отвлекается от
    своего занятия, склонен бросать дело на полпути (иногда проявляется
    возникновением синдрома дефицита внимания и гиперактивности);
  • нарушение восприятия окружающего мира – ребенку
    сложно сформировать целостное представление о чем-от, в результате чего ему не
    удается узнать знакомый предмет только по его части и воспринимать
    схематические рисунки;
  • нарушения памяти – дети с ЗПМР могут плохо
    запоминать новую информацию, путаться в ней, быстро забывать;
  • нарушения речи – в основном проявляются
    снижением скорости ее развития, хотя могут присутствовать и другие виды
    задержки развития речи, характер которых определяется тяжестью течения ЗПМР;
  • отставание в развитии мышления – ребенку сложно
    решать логические и другие задачи;
  • несформированность игровой деятельности – игры
    отличаются бедностью содержания, посвящены бытовой теме.

Не всегда подобные признаки указывают на задержку развития,
но их наличие является поводом для обязательного получения консультации врача,
причем как можно скорее.

Девочка нарисовала рисунок

Диагностика и лечение ЗПМР

При выявлении запаздывания в психомоторном развитии у
ребенка любого возраста нужно немедленно обращаться к неврологу для
установления причины этого. Врач проведет осмотр малыша, понаблюдает за его
поведением и назначит ряд необходимых исследований, среди которых могут
присутствовать:

  • КТ;
  • МРТ;
  • ЭЭГ;
  • электромиография и др.

При подтверждении отставания в развитии лечение назначается
немедленно, причем нередко оно требует квалифицированной поддержки не только
невролога и психолога, но и логопеда, дефектолога, мануального терапевта и
других узких специалистов. Оно может включать:

  • медикаментозную терапию – подбирается строго
    индивидуально на основании характера обнаруженных органических изменений, их
    тяжести и возраста ребенка;
  • физиотерапию – показаны занятия ЛФК,
    магнитотерапия, водолечение, выполнение специальных упражнений на развитие
    мелкой моторики;
  • мануальная терапия – помогает устранить
    имеющиеся отклонения от нормы и улучшить высшую нервную деятельность, а также
    укрепить мышцы тела, нормализовать тонус, создать наиболее благоприятные
    условия для полноценного развития ребенка;
  • коррекция образа жизни – подразумевает
    налаживание гармоничных отношений с ребенком, повышение качества и
    сбалансированности его питания, внедрение в ежедневные задачи специальных игр и
    т. д.

Мануальная терапия для детей

Ребенку с ЗПМР, а также его родителям может быть показана
работа с психологом. Специалист сможет обнаружить скрытые проблемы в
отношениях, грамотно проработать их и добиться существенного улучшения
атмосферы внутри семьи.

Весьма положительным образом на психомоторном развитии сказывается арт-терапия, сказкотерапия, иппотерапия.

Таким образом, задержка развития – это не приговор.
Получение такого диагноза вовсе не означает, что ребенок никогда не будет
таким, как его сверстники. Но он является поводом немедленно начинать
действовать, ведь чем раньше будет обнаружено отставание в развитии, тем
быстрее и легче будет проходить коррекция, а ее результаты при правильной
разработке терапии однозначно порадуют родителей и помогут ребенку догнать
одногодок или как минимум органично адаптироваться в их обществе.

Источник