У кого ребенок не говорит в 4 года
По общепринятым понятиям, дети в возрасте 4 лет должны свободно разговаривать, при этом окружающие должны их понимать. Если этого не происходит и разобрать то, о чём говорит малыш, могут только ближайшие родственники, то это должно насторожить родителей и стимулировать их установить причины данного явления для принятия оперативных мер. Несвоевременное устранение проблем со звукопроизношением и воспроизведением связной речи может оказать негативное воздействие на мышление, память и внимание малыша, что впоследствии может привести к ещё более сложным проблемам.
Нормы речевого развития в 4 года
Речевое развитие детей в 4 года тяжело подогнать под какие-либо рамки, так как этот процесс очень индивидуальный: одни детки уже могут рассказывать несложные стихотворения по памяти, тогда как другие – только начинать строить логические ответы на вопросы и описывающие предложения. Оба случая в данном возрасте считаются нормой и зависят от интенсивности занятий с ребенком в домашних условиях и общительности малыша со сверстниками.
Для детей 4 лет нормой является:
- логическое и быстрое изложение своих мыслей;
- активное оперирование имеющимся словарным запасом (около 2500 слов);
- повышение внимательности и сконцентрированности на рассказах взрослых и их
- ответах на ранее ими же поставленные вопросы;
- употребление в ежедневном общении, как простых предложений, так и сложноподчиненных;
- указывание на ошибки в речи одногодок, при этом абсолютное игнорирование аналогичных ошибок у себя;
- начало рифмовки слов, которые складываются в маленькие стишки, которыми малыши очень гордятся;
- правильная артикуляция таких букв алфавита, как «ш», «ж», «щ», «ц», «ч»;
- способность выделять отдельные звуки из слов;
- установка ударения не на те слоги, а также их спутывание между собой в длинных словах (воспитательница – вопипальница и др.).
Для детей с нормальным речевым развитием характерно свободное общение, как со знакомыми, так и с малознакомыми людьми, которое зачастую происходит по их же инициативе. Что родители часто говорят детям, то они и повторяют впоследствии, поэтому общение с ребенком должно быть постоянным и разносторонним.
Как определить задержку речевого развития
Дефекты речи для детей 4 лет могут быть разнообразными: ребенок может не произносить ни звука или же наоборот говорить много, но абсолютно неразборчиво. Оба случая в таком возрасте должны стать поводом для обращения родителей к ряду специалистов, а именно: невропатологу, психоневрологу, дефектологу, логопеду или отоларингологу.
Основными признаками, по которым легко можно определить задержку речевого развития, являются:
- ребенок говорит таким образом, что разобрать смысл предложений или даже отдельных слов порой сложно или вообще невозможно;
- у малыша отсутствует интерес к общению, даже с самыми близкими людьми;
- словарный запас очень ограничен (в некоторых случаях даже 20 словами);
- ребенок не изъявляет желания повторять за родителями слова или же молча удаляется в процессе таких занятий;
- малыш не воспринимает и не выполняет просьбы в которых заключено два действия, например, возьми игрушку и посади её на диван;
- ребенок все понимает и выполняет элементарные просьбы, но процесс никогда не комментирует;
- при произношении предложений теряется большинство слов.
Нарушения развития речи напрямую отражаются на характере и поведении малыша, он замыкается в себе, часто капризничает, не может и не хочет сидеть на одном месте, и не проявляет никакого интереса к общению со сверстниками.
Причины речевого недоразвития
Основными причинами того, что ребенок не говорит в 4 года, зачастую являются:
- недоношенность, родовые травмы или кислородное голодание мозга из-за асфиксии;
- инфекционные заболевания матери во время вынашивания ребенка;
- созревание мозговых структур с существенной задержкой;
- наследственность (если у кого-то из родителей была задержка развития речи, то у ребенка вероятность повторения ситуации возрастает в несколько раз);
- синдромы Эдвардса или Дауна;
- травмы головы, полученные в младенческом возрасте;
- патологии слухового аппарата, из-за которых возможно снижение слуха или его полное отсутствие;
- сильные стрессы или нервные потрясения (например, из-за скандалов и громких ссор между родителями);
- отсутствие внимания родителей к ребенку.
Что делать
Своевременное определение нарушений развития речи и оперативное принятие мер, если ребенок в 4 года не хочет общаться, способно помочь устранить проблему и её последствия. Для достижения максимального эффекта рекомендуется совмещать несколько методик, которые должны быть назначены после комплексного обследования малыша у невропатолога, психоневролога, дефектолога, логопеда и отоларинголога.
Медикаментозное лечение
Поскольку задержка развития речи зачастую связана с нарушением мозгового кровообращения, то для устранения проблемы с применением медикаментозных средств используют ноотропные препараты, действие которых направлено на активизацию определенных участков мозга.
К таким препаратам относятся:
- Актовегин;
- Лецитин;
- Кортексин;
- Когитум и др.
Назначение любого из лекарственных средств должно проводиться профильным специалистом.
Физиолечение
Если ребенок в 4 года не говорит, то для развития речи могут быть использованы:
- магнитотерапия;
- лазеротерапия;
- электрорефлексотерапия.
Данные процедуры обладают способностью стимулировать центр мозга, отвечающий за интеллектуальные способности ребенка, его дикцию, активность речи, запас слов. Перед проведением данных манипуляций обязательной является проведение комплексной диагностики и консультации, так как существует ряд весомых противопоказаний.
Артикуляционная гимнастика
Занятия с ребенком артикуляционной гимнастикой направлены на быстрое освоение движений языка, губ, гортани и твердого неба и должны быть ежедневными со средней продолжительностью 5-10 минут (больше не рекомендовано).
Примеры упражнений приводятся в специальной литературе, например в рассказах о приключениях веселого язычка, который умеет произносить разные звуки. Такое звукоподражание очень нравиться малышам и они охотно занимаются.
Основными упражнениями, которые можно выполнить без специальной подготовки, если ребенок не разговаривает или очень плохо разговаривает, являются:
- улыбка – малыша необходимо рассмешить или рассказать ему веселую историю, чтобы он улыбнулся;
- заборчик – учим улыбаться с сомкнутыми зубами;
- прятки с губами – показываем малышу, как спрятать одну губу, потом другую, а затем и обе;
- блинчик – язык должен быть плоским и лежать на нижней губе.
После успешного усвоения данных упражнений можно приступать к более сложным:
- часики – язык передвигается по углам рта;
- чистка зубов – язык передвигается по нижним зубам вправо-влево, вверх-вниз;
- орешки – язык упирается то в левую, то в правую щеку.
Упражнения
Если ребенок не говорит в 4 года, то наряду с другими методиками ему могут помочь:
Дыхательные упражнения:
- с разной интенсивностью дуть на водичку;
- дуть через тонкую соломинку в емкость с водой, чтобы получались пузырьки;
- дуть на листочки деревьев или бумажное оригами, привязанное на нитке.
Поможет также такой комплекс упражнений:
Упражнения на мелкую моторику рук:
- пальчиковые игры (сорока, ладушки и др.);
- упражнения для активности кистей рук.
Упражнения, совмещающие стихи и движение – каждая строчка стиха стимулирует к выполнению определенного действия.
Альтернативными методами развития речи могут послужить дельфинотерапия или иппотерапия, но эти процедуры могут быть рекомендованы только специалистом, исходя из состояния ребенка.
Советы доктора Комаровского
Доктор Комаровский говорит о том, что необходимо наблюдать за своим ребенком и рассматривать его развитие речи в динамике. Если в 2,5-3 года словарный запас малыша состоит из 20 слов, и в 4 года ситуация аналогична, то это должно стать поводом для беспокойства, почему ребенок не расширяет свой словарный запас. Но если словарный запас ребенка расширяется, но не с такой интенсивностью, как принято считать, то необходимо ему в этом помогать.
Кроме занятий с логопедом или дефектологом, с малышом необходимо регулярно заниматься дома. В этом могут активно помочь:
- специальная говорящая азбука для детей;
- развивающие и обучающие игры;
- артикуляционная гимнастика перед зеркалом;
- упражнения в виде игр и др.
О том, как научить ребенка говорить, если у него присутствуют проблемы неврологического характера или задержка развития речи вызвана другими причинами, смогут подсказать только профильные специалисты. Но это не значит, что с ребенком ничего не нужно делать, в любом случае его необходимо развивать с раннего возраста, совместно читать сказки, учить стишки, много разговаривать, пытаясь менять при этом интонации, сопровождать свои рассказы, о чем либо, картинками или фотографиями.
Источник
Своевременное развитие речи — важная часть становления личности в целом. Именно общаясь с окружающими, ребенок развивается интеллектуально и психически. Отставание от сверстников может привести к не самым хорошим результатам.
Милое лепетание и коверканье слов в год-полтора превращаются в большую проблему в более старшем возрасте. К 4-5 годам ребенок должен уметь правильно говорить на родном языке — Когда ребенок должен начать говорить? Нормы в развитии речи. Несведущие родители могут опираться на распространенное мнение о том, что до 5 лет к логопеду-дефектологу обращаться рано. Мол, каждый ребенок развивается индивидуально, и ваш вот-вот заговорит развернутыми предложениями.
Стоит ли ждать у моря погоды?
Мнение специалистов — однозначно, нет! Несомненно, индивидуальный темп развития отрицать нельзя, но то, на что можно было бы «закрыть глаза» в 2 года, в 4 уже требует коррекции.
Все дело в том, что проблема, не решенная в более раннем возрасте, как снежный ком растет, создавая новые. Без общения ребенок не может правильно развиваться ни в интеллектуальном, ни в эмоциональном плане. Развитие речи идет рука об руку с психическим развитием ребенка. Это значит, что коррекционные занятия потребуют больших сил и времени как у специалиста, так и самого ученика.
В возрасте до 3 лет речь у детей еще находится в процессе формирования, а значит, нагонять надо не так уж и много. Главное, вовремя найти причину и постараться ее устранить.
Что должно беспокоить родителей:
- К 4-5 годам у ребенка полностью отсутствует связная речь. К этому возрасту ребенок уже должен полностью «перерасти» младенческий лепет и слоги вместо слов. 13 способов научить ребенка говорить.
- Ребенок говорит, но словарный запас очень беден. Некоторые слова заменены одним или двумя слогами.
- Слова не согласуются в предложении между собой.
- Ребенок понимает все, что ему говорят и может выполнить просьбу, однако свою мысль при этом выразить не может.
- В речи много ошибок как лексико-грамматического, так и фонетического характера.
Самым простым способом проверить, все ли у ребенка в порядке, является понимание его высказываний посторонним человеком. Часто в семье только мама понимает, что говорит ребенок. К пятилетнему возрасту это уже является поводом для обращения к специалисту.
Причины отсутствия речи могут оказаться серьезнее
Еще одним важным моментом является тот факт, что неразвитая речь в возрасте 4-5 лет может быть проявлением определенных психологических или неврологических нарушений. Это уже повод не только чаще читать с ребенком книжки, но и пользоваться помощью квалифицированных специалистов.
Среди причин задержки речи можно выделить помимо физиологического отставания еще и психические нарушения:
- Стресс. Сильное потрясение, пережитое ребенком, может полностью остановить развитие речи. Разговорить его сможет только специалист, причем очень высока опасность возникновения заикания на почве испуга.
- Тяжелая психологическая атмосфера дома может также привести к задержке речи.
- Задержка психомоторного и психического развития, соответственно, тормозит и формирование речевых навыков. Поэтому крайне важно наблюдать за ребенком, особенно, плохоговорящим.
- Отдельным важным пунктом следует выделить неврологические причины как результат тяжелой беременности или сложных родов, травм головы или даже просто слишком частых падений ребенка. Специалисты на основе наблюдений пришли к выводу, что более чем в 50% случаев задержка формирования речи является следствием ММД (минимальной мозговой дисфункции).
Когда молчание не является золотом
Проблемы со звукопроизношением, четкостью и связностью речи напрямую влияют и на такие психические процессы, как память, мышление, внимание и пр. А значит, длительное неговорение приводит к более глубоким нарушениям.
В 4-5 лет неговорящему ребенку ставят диагноз ОНР — общее недоразвитие речи на фоне нормального интеллекта и слуха. ОНР может быть 4 уровней, однако любая из них является поводом для коррекции.
Учитывая возраст детей, к этому времени отставание от сверстников уже довольно значительное, так что заниматься придется много и упорно.
Что делать, если ребенок не говорит в 4-5 лет?
Если ребенок не говорит в 4-5 лет или говорит, но так, что понять его могут далеко не все, это повод обратиться к специалистам! Для того чтобы правильно установить причину задержки речи, потребуется обследование нескольких специалистов:
- невролога;
- логопеда-дефектолога;
- отоларинголога;
- психолога.
Направить к этим специалистам вас может участковый педиатр. Или всегда можно обратиться в специализированный центр, занимающийся проблемами развития речи. Не ждите, когда может быть уже слишком сложно исправлять нарушения — чем раньше обнаружить неприятность, тем проще справиться с нею!
Источник: https://karkusha.su/rebenok-ne-govorit-v-4-5-let-chto-delat/
Источник
Ирина Волкова
Профи
(693)
10 лет назад
Обратите внимание, как у него развита мелкая моторика? Он одевается сам? Пуговки застегивает? Рисует? Лепит? Ест аккуратно? Развитие мелкой моторики и речи почти всегда в связке. Найдите другого логопеда, начинайте заниматься. Чем раньше начнете, тем лучше будет результат. К психологу тоже желательно сходить, посоветоваться, как справляться с упрямым характером сына, заставить его заниматься.
Евгения
Мыслитель
(9555)
10 лет назад
Я, конечно, не врач… но 4 года уже возраст… А невропатологи что говорят? ? Нам было 1,9, когда именно невропатолог начала ставить вопрос о небольшой задержке в речевом развитии!! ! На тот момент нам хватило курса Пантогама….
Марина
Мыслитель
(9928)
10 лет назад
у подруги мальчик аутист. ситуация примерно та же. говорить начал к 6 годам. занимались с ним несколько спецов, остановились на логопеде-дефектологе. и препараты какие-то принимали.
Ленок
Оракул
(54258)
10 лет назад
У меня дочки. Заговорили рано. Но муж одной моей подруги активно заговорил после 4 лет. Начал болтать сам. Зато теперь этот фонтан красноречия заткнуть сложно)) ) Все будет ОК! просто подождите немного.
sterva mozgodelshitza
Мудрец
(14229)
10 лет назад
не заставляйте. у моей старшей сестры мальчик в 3 года еще не разговаривал, не смотря на то, что у нас все разговаривать начинали месяцев в 10! папа не разрешал его напрягать: типа когда надо-тогда и заговорит. но сестра в панике начала его водить по врачам и т. д. поверьте-ничего хорошего не добилась-ребенок стал плакать почти все время и бояться неизвестно чего. а в 4 года и 3 месяца, когда его все оставили в покое-заговорил. сам! и целыми предложениями. если врач один раз сказала, что все в порядке и не ставит ему ни задержку развития или еще что-то там-оставьте ребенка в покое. психику потом сложнее лечить, чем дефекты речи
Елена Ефремова (Сысоева)
Гуру
(3868)
10 лет назад
читаю и с каждым словом соглашаюсь-наша ситуация-только нам еще 3 года, но тоже-хочет-слушает, не хочет, не говорит! те же слоги-его папа заговорил в 4 года, такие дети сразу начинают говорить чисто и предложениями. Я тоже переживаю-дочь в 1год уже во всю стихи, песни, анекдоты рассказывала. Говорят мальчики почти все ленивые. Начнет сам-давайте ждать! У подруги сын к пяти (!) заговорил-я свидетель, думала, что у нас так не будет-на тебе!
бибигон
Мудрец
(18380)
10 лет назад
к невропатологу, он пропишет пантогам — такие таблетки или сироп, раздражает речевые центры, безопасно и эффективно, может, назначат электропроцедуры для стимуляции мышц речевого аппарата
Юлия Иванова
Ученик
(223)
10 лет назад
В каждом округе есть центры психолого-медико-педагогические (бесплатные) Попробуйте туда обратиться. Вам подберут программу по развитию или подскажут выход из вашей ситуации. Нам помогли, правда с другой проблемой.
Просто Ольга
Оракул
(64458)
10 лет назад
У нас было похоже. Правда, сыну было почти 3 года. Он уже имел запас слов и пару предложений, которыми активно пользовался. И разговаривать он явно не хотел, а справлялся тем, что есть. Летом мы поехали на дачу. Там он увидел бабушку и тут же начал говорить все подряд. Сначала коряво получалось, но через неделю практики он уже говорил часами длинными предложениями.
Может, вашему сыну устроить что-то подобное? Стимул какой-то? Думаю, что если он пойдет в садик или познакомится с кем-то во дворе, кто ему очень понравится, он неожиданно сам начнет говорить. А пока сами не говорите за него. Делайте вид, что не понимаете. Я так учила сына немецкому. Пока он не скажет по-немецки «Я хочу пить», воды я ему не давала. И вы попробуйте.
ОльКа
Мудрец
(10221)
10 лет назад
Это просто очень плохой логопед.. . и что значит понимает когда хочет…. может действительно не понимает… .
Надо проконсультироваться с хорошим логопедом- дефектологом и начать заниматься.. .
У нас очень похожая проблема.. . сейчас сыну 4,3 года, 3анимаемся около 5 месяцев — разница очень заметная!!
Елена Удинцева
Мыслитель
(9476)
10 лет назад
ой, конечно прошу прощения, т к скажу обидное, но вам к неврологу и к психологу, и возможно, на психологическую комиссию, т к у вас явно выраженные признаки детского аутизма, 4-года бывает все, но он у вас еще изамкнутый, пока не поздно не к логопеду идите а к психологу
Источник: психологическое образование
tanelarina
Мыслитель
(7853)
10 лет назад
Минимум три врача должны поставить один и тот же диагноз, чтобы можно было надеяться на то, что он правильный. Сводите к другому логопеду, желательно к такому, о котором вы наслышаны как о грамотном спеце. У логопедов нет диагноза «просто лентяй»!
Владимир Ильин
Ученик
(116)
3 года назад
Здравствуйте! у меня двойня мальчики, им 4 года и 5 месяцев говорят тоже пару предложений и много слов даже алфавит знаю, но когда я пытаюсь с ними слова по слогам повторять они сразу забывают, очень активные умные, рисуют, лепят, танцуют и так далее, но все равно говорят по своему…. ((((((
Источник