У кого ребенку 3 года ребенок не говорит
Некоторые родители мечтают о том, чтобы ребенок помолчал хотя бы пять минут, но непоседа все время что-то комментирует. А некоторые мамы и папы мечтают о том, чтобы чадо хоть что-то сказало. Но чадо упорно молчит.
В 1 год, как правило, они только начинают беспокоиться по поводу детского молчания, в 2 года уже готовы бежать с ребенком-молчуном по врачам и психологам. Если малыш не говорит в 3 года, это повод для серьезной тревоги.
Помочь родителям разобраться со сроками становления детской речи помогает известный педиатр Евгений Комаровский.
Развитие речи
Если у ребенка не развивать речь, то он не заговорит. Сроки начала осмысленного говорения — понятие довольно индивидуальное. Одни дети переходят от слогов к попыткам произнести слова еще до года, другие только пытаются сделать это к 2 годам.
Есть среднестатистические сроки, при сильном отставании от которых можно заподозрить у ребенка задержку речевого развития:
- В 3 месяца малыши начинают гулить;
- В 6-8 месяцев они могут лепетать;
- Девочки к 10 месяцам обычно произносят свое первое слово. Мальчики делают это ближе к 12 месяцам.
- В 1,5 года ребенок вполне способен произносить около десятка слов.
- К 2 годам он обычно знает местоимения, количество слов в лексиконе в норме нарастает стремительно.
- К 3 годам здоровый развитый малыш может без проблем произносить около 350 слов, свободно оперировать ими, склонять, выражать свои эмоции.
- В 4 года словарный запас малыша уже более полутора тысяч слов;
- В пять лет лексикон возрастает вдвое, ребенок знает и произносит более 3000 слов.
Способность говорить без способности слушать существовать не может, а потому для развития речевых данных при ребенке и с ним нужно много разговаривать.
Начинать специалисты советуют с внутриутробного периода — разговор мамы с будущим ребенком идет на пользу обоим. На поздних сроках беременности плод уже прекрасно воспринимает звуковые колебания.
После рождения общение с малышом должно быть непрерывным. Пусть он не понимает ни слова из того, что вы говорите, но он обязательно должен много и часто слушать человеческую речь.
Малышам до полугода очень важно наблюдать артикуляционный аппарат мамы и папы, к этому возрасту он начинает улавливать связь между звуком и движением губами. Кроха и сам пытает имитировать то, что слышит. Сначала это гуление, а затем лепет.
При должном терпении родителей и регулярных занятиях, основанных на повторении новых слов, на связи слов с образами, малыши осваивают речь с удовольствием, их словарных запас увеличивается практически ежедневно.
Даже если малыш не торопится говорит самостоятельно, у него при правильном развитии должна к 2 годам быть развита пассивная речь. Такого карапуза можно попросить совершить два последовательных действия — взять предмет и передать его кому-то из членов семьи.
К трем годам обычно даже плохо разговаривающие дети должны уметь выстаивать цепочку из трех последовательных действий на основании понимания пассивной речи.
Однако это теория. На практике все бывает не так радужно, и порой родители начинают волноваться и расспрашивать доктора о причинах задержки речевого развития.
Задержка речи
Если не говорит ребенок 1-2 лет, волноваться рано, говорит Евгений Комаровский.
Возраст, в котором нужно серьезно отнестись с отсутствию речи — это 3 года. При этом родители должны четко сформулировать сами для себя и для своего врача, как именно малыш молчит: он не понимает взрослых или не разговаривает, но все понимает.
Часто кроха говорит, но его не понимают взрослые, потому что он мычит что-то непонятное, не заучивает названия предметов, называя их по-своему на своем, недоступном для взрослых, языке.
О том, что делать если ребенок не говорит можно найти ответ в следующем видео от доктора Комаровского.
Порой трехлетние дети говорят, но ограничиваются только отдельными словами, которые никак не могут увязать в предложения или даже словосочетания.
После того, как мама и папа как можно более полно обрисуют суть проблемы, можно начинать искать причины крохиного молчания.
Задержкой речевого развития у медиков считается такое состояние, при котором в трехлетнем возрасте отсутствует связная речь. При этом наличие фразовой речи в этом возрасте тоже считается отклонением от нормы, но не таким значительным.
По медицинской статистике, речевое отставание фиксируется у 7-10% малышей в возрасте 3 лет, причем мальчики значительно чаще молчат, чем девочки — на одну неговорящую девочку приходится 4 мальчика-молчуна.
Причины молчания
Самая основная и наиболее частая причина, которая мешает трехлетнему ребенку разговаривать, – проблемы со слухом. Они могут быть как врожденными, так и приобретенными.
Слух может быть снижен незначительно или существенно, вплоть до глухоты. Малыша следует показать отоларингологу. Он проведет визуальное исследование органов слуха, проверит способность малыша воспринимать звуки.
При необходимости будет назначена процедура тональной аудиометрии, которая с большой точностью показывает, насколько хорош слух.
Если проблем со слухом не обнаружится, родителям придется нанести визит детскому неврологу. При некоторых неврологических расстройствах страдает речевой центр, поэтому доктор должен будет выяснить, нет ли у малыша таких патологий. Вероятно, придется сделать МРТ, чтобы исключить возможность новообразований или дефектов строения головного мозга.
Комаровский утверждает, что аномалии и болезни мозга очень редко бывают причиной речевого отставания, но исключить такую вероятность полностью тоже нельзя.
Врожденная немота — явление чрезвычайно редкое при нормальном слухе, в ее основе лежат поражения речевого аппарата.
Если малыш обследован специалистами, и все из них как один утверждают, что ребенок совершенно здоров, молчание может иметь педагогические и психологические причины.
Иногда кроха может отказываться говорить после сильного пережитого стресса, страха, сильного испуга. Гораздо чаще причина молчания кроется в неправильном воспитательном подходе мамы и папы: если родители по вечерам больше общаются с виртуальными друзьями в интернете, чем со своим ребенком, который крутится рядом, то малышу просто негде получить достаточные навыки речевого общения. В этих вопросах можно обратиться к детскому психологу, психиатру.
Часто проблемы с говорением в трехлетнем возрасте есть у билингвальных детей, в семьях которых говорят сразу на двух языках.
Иногда причиной отсутствия речи могут быть психические заболевания, обычно врожденного характера (аутизм и т. д.). В 10% случаев задержки речевого развития в 3 года истинную причину установить не удается.
Если ребенок в 3 года говорит отдельные слоги, но не умеет складывать из них слова, или говорит отдельные слова, но никак не соберет их в словосочетания и предложения, Евгений Комаровский советует посетить невролога и логопеда.
А если малыш все понимает, но отвечает совершенно непонятными наборами звуков с сохранением интонаций, свойственных нормальной речи, ему требуется обязательная консультация логопеда.
Опасный возраст
Существует несколько возрастных периодов, когда формирование речи идет наиболее интенсивно, и любые негативные факторы могут сказаться на скорости этих процессов (как ускорить, так и замедлить):
- 6 месяцев. Если в этом возрасте у ребенка мало общения, то у него не формируется потребности говорить, имитировать звуки, лепетать.
- 1-2 года. В этом возрасте идет активное развитие корковых речевых зон. Сильный стресс, частые заболевания, отсутствие общения, травмы могут привести к замедлению корковых метаморфоз.
- 3 года. В этом возрасте формируется связная речь. Экзогенные факторы могут затормозить этот процесс.
- 6-7 лет. При воздействии негативных фактором в этом возрасте ребенок уже вряд ли замолчит совсем, но вполне возможны нарушения речевых функций (заикание).
Как научить говорить
Если причина задержки речевого развития — органическая (заболевания слуха, неврологические отклонения, патологии речевого аппарата или речевого центра головного мозга), то Комаровский советует начать с устранения этой причины.
Ребенку должно быть назначено адекватное лечение в зависимости от диагноза. Параллельно с этим доктор обязательно даст рекомендации по проведению занятий для развития речи.
Если причина молчания ребенка кроется в социальных, педагогических или психологических проблемах, также следует устранить факторы, мешающие малышу выражать свои мысли при помощи речи.
О том, как помочь ребенку научиться разговаривать расскажет доктор Комаровский в следующем видео.
Евгений Комаровский утверждает, что иногда вполне достаточно отдать трехлетку с острым дефицитом общения в семье в детский сад. В детском коллективе многие мальчики и девочки учатся говорить куда быстрее, чем в компании взрослых.
Родители, которые решили развивать речь трехлетнего чада при отсутствии заболеваний, вызвавших молчание, самостоятельно должны приготовиться к небыстрому и трудоемкому процессу. Помочь им в этом может детский психолог или детский психотерапевт, если такой специалист есть в вашем городе. Залог успеха на 70% кроется именно в усилиях и стараниях родителей.
Советы психолога
Воспринимайте своего ребенка как отдельную личность, такую же значимую и важную, как каждый взрослый в вашей семье. Говорите с ним, обсуждайте важные вопросы и ежедневные, бытовые (что приготовить на ужин, куда пойти в выходной на прогулку и т. д.). Даже если ребенок в первое время ничего не будет отвечать, у него начнет формироваться полезная привычка — общаться. Параллельно с ней начнется развитие внутренней речи, лучшее понимание пассивной речи.
Гиперопека родителей может стать причиной отсутствия мотивации говорить. Если мама спрашивает, какое яблоко хочет малыш — зеленое или красное, и сама же за него отвечает (красное, ведь оно вкуснее), то у ребенка просто нет возможности подобрать слова и ответить.
Если такие ситуации повторяются регулярно, то у крохи входит в привычку молчать. Если эта ситуация повторяет вашу, измените свое отношение к ребенку и освободите его от чрезмерной опеки.
Не стоит поощрять сюсюканье и лепет. Если мама вслед за малышом будет называть предметы вокруг его же языком, употреблять довольно много уменьшительно-ласкательных суффиксов (машиночка, кашка, папочка, сыночек и т. д.), то у ребенка не будет формироваться правильной речевой функции.
Слова с такими суффиксами произносить значительно сложнее. Говорите с малышом как со взрослым человеком. Ему это будет приятно и полезно.
Включайте ребенку музыку. Песенки, звукоподражательные припевки, классическая музыка — все это благоприятно сказывается на способности воспринимать мир, звуки, речь.
Занятиями могут стать любые свободные минутки. Используйте каждый час, проведенный вместе с ребенком. По дороге в магазин или аптеку описывайте и обсуждайте с ним все, что происходит на улице: едет машина – она красная, она большая, идет собака – она маленькая, добрая, красивая.
Во время приготовления пищи мама может показывать ребенку кухонную утварь и называть ее вслух (ложка, кастрюля), а также продукты (яблоко, морковь, капуста, орех).
Если в семье несколько детей, то, как правило, проблемы с речевым развитием наблюдаются именно у младших. Психологи считают, что таким образом сказывается частое общение с другими детьми, поскольку оптимальным для развития речи считается все-таки общение со взрослыми.
Младшие детки из многодетных семей часто просто ленятся говорить как надо и в нужном объеме.
Чаще задавайте ребенку вопросы. Даже если он не может ответить на них, не переставайте спрашивать. Рано или поздно, сын или дочка обязательно отзовутся.
Советы доктора
- Доктор Комаровский делает акцент на том, что если ребенок не говорит более-менее связно в 3 года, это однозначный повод для обращения к врачу.
- Оценивая речевые способности своего ребенка, родители должны брать в расчет не только то, сколько и что он говорит на данный момент, но и следить за динамикой речи: если малыш говорит определенное количество слов и в 2, и в 3 года, и его словарный запас практически не увеличивается, Комаровский называет это опасной тенденцией.
- Если в три года ребенок отстает от нормативов и знает только десяток-другой слов, через пару месяцев лексикон увеличивается еще на десяток новых слов, это нормально. Хоть малыш по нормам и отстает, но в своем личном развитии у него наблюдается положительная динамика.
- Ребенку с задержкой речи не стоит давать на длительное время гаджеты.
- Вместо компьютерных игр и длительного просмотра мультиков устройте совместную прогулку, поиграйте с ребенком, почитайте ему книгу.
- Не нужно сравнивать ребенка с другими детьми. Ваш – уникальная личность, другой такой нет, поэтому любые сравнения неуместны.
Прогноз
Если родители бросили все силы на то, чтобы начать развивать речевые функции трехлетнего ребенка, привлекли к этому специалистов, ребенок при необходимости получил лечение, то прогнозы довольно благоприятные. 85-90% детей полностью «догоняют» своих сверстников к 6-7 годам.
Источник
Хотелось бы узнать как поступить. Сыну 3,3 года, не говорит. В 3 года ходили к неврологу, она предположила черты аутизма. Хотя ребёнка даже не осмотрела и не прикоснулась к нему. Сделала вывод из моих слов! Выписала уколы кортексина и сироп энцефабол. Мне не понравилась врач, очень грубая, ребёнка не осмотрела даже. Не понимаю что её не устроило так как сын: ест сам, горшок освоен промашек нету, раздеваться сам, но одеваться лениться, но может, в глаза смотрит, ласку ( поцелуи, обнимашки, прикосновения любит сам), понимает обращение к нему, понимает похвалу, нечего странного кроме того что он не говорит, и не хочет учить не цвета, не цифры, буквы. Не вижу, он говорит мама, папа, баба, деда, иди, иду, надо, да, нет, Аня. Когда что то надо он обращается ко мне мама и показывает что ему надо. В сад не можем попасть из-за карантина, поэтому нету общения с детьми. Но когда приезжает братик двоюродный, он за ним бегает внимательно за ним наблюдает, всегда пытается за руку его взять. Чужих людей не боится, к любому может подойти и за руку взять. Помогите, и правда ли что то не так, или к другому неврологу идти лучше? А и ещё он кошек не любит трогать, шерсть его начинает щекотать и он уходит хихикая, не играет с ними. И играет с любыми игрушками.
Автор
[3821934682] — 25 октября 2020, 16:25
27 ответов
Последний —
05 февраля, 20:14
Перейти
1.
Крокозябка
[2302366086] — 25 октября 2020, 17:22
Не вздумайте колоть Кортексин, у многих деток потом диабет, который не лечится.
2.
Крокозябка
[2302366086] — 25 октября 2020, 17:24
По теме — три года не такой большой возраст, заговорит ещё. Отпустите от телевизора, больше читайте. Развивайте пальчики — поделки разные, давайте мелкие детали, пуговицы например, бусы, чтобы перебирал.
4.
)))))
[2681005624] — 25 октября 2020, 17:31
Автор. к логопеду сходите. Объясните ему.
5.
Гость
[3085622856] — 25 октября 2020, 17:38
Нарушение в развитии для такого возраста конечно есть.Но лекарствами это не решить.Найдите хорошего специалиста для уточнения диагноза.Нужен педагог для индивидуальных занятий ,с опытом работы с детьми такого возраста
8.
Автору
[1195587493] — 25 октября 2020, 18:15
9.
Не автор
[737485518] — 25 октября 2020, 18:17
Когда у нас были вопросы по развитию и речи дочки мы обошли трех неврологов, двух психологов, психиатра, и занимались с двумя нейропсихологами.
Начали в 2 года, в 3,5 закончили все занятия.
Так что ходите, занимайтесь ребенком, убеждайтесь, что нет никаких проблем
10.
Гость
[1919535077] — 25 октября 2020, 18:19
Тормоз он у вас. Смиритесь.
11.
Не автор
[737485518] — 25 октября 2020, 18:20
)))))
Автор. к логопеду сходите. Объясните ему.
Логопеды не берут детей раньше 4х лет, тем более не говорящих. Сначала нейврологи и психологи занимаются и исключают серьезные проьлемы. Потом занимаются нейопсихологи развитием речи, а потом уже к логопеду, когда речь уже есть, а просто звуки ставить, исправлять
13.
Не автор
[737485518] — 25 октября 2020, 18:21
Автор, а что за проблема с садиком???? Все сады работают в обычном режиме.
Единственное если есть ковид положителтный группа закрывается на 2 недели, но потом все возвращаются и ходят как обычно
14.
)))))
[2681005624] — 25 октября 2020, 18:26
Не автор
Логопеды не берут детей раньше 4х лет, тем более не говорящих. Сначала нейврологи и психологи занимаются и исключают серьезные проьлемы. Потом занимаются нейопсихологи развитием речи, а потом уже к логопеду, когда речь уже есть, а просто звуки ставить, исправлять
Ну значит пусть автор сходит к другому доктору. Они тоже могут ошибаться. Тем более автору этот доктор не понравился.
15.
Гость
[1855353965] — 25 октября 2020, 18:32
Автору
Дайте ему время , автор.
Развивайте, читайте, объясняйте, общайтесь с ним.
У приятельницы было тоже самое с дочкой ,ещё и в садик отдала в 4 года ,а та со слов воспитателя молчала, только наблюдала со стороны ,отказывалась от разговоров.А дома общалась с сёстрами ,в плане участия в играх , но больше была молчуньей.
Сейчас ребенку её 9 лет ,ходит в школу,учится хорошо ,общительная ,любит читать . Дети все очень разные ,это тоже надо учитывать.
А может быть что у ребёнка реальные проблемы, а автор просидит драгоценное время.
16.
Гость
[3821934682] — 25 октября 2020, 18:35
Не автор
Автор, а что за проблема с садиком???? Все сады работают в обычном режиме.
Единственное если есть ковид положителтный группа закрывается на 2 недели, но потом все возвращаются и ходят как обычно
Не дают проходить медкомиссию в сад, работают только дежурные группы, по крайней мере у нас в городе. Нужно принести справку с работы, но я не работаю. Я бы устроилась, но ребёнка не возьмут сразу на целый день. А оставлять его не с кем. С марта месяца не можем попасть, в августе нам с сада звонили, говорили что проходите медкомиссию, а когда можно будет узнавайте в детской регистратуре. Каждую неделю звоним, и всегда ответ один «нет нельзя» слышим постоянно.
17.
Гость
[3821934682] — 25 октября 2020, 18:39
Гость
А может быть что у ребёнка реальные проблемы, а автор просидит драгоценное время.
Вот я этого и боюсь, ведь чем старше тем сложнее лечить если есть проблемы. Ещё город не большой, врачей мало. 3 невролога, логопеда хорошего нету, дефектолога и психиатра тоже нету. Нужно ехать в другой город.
18.
Не автор
[1400242815] — 25 октября 2020, 19:17
Гость
Не дают проходить медкомиссию в сад, работают только дежурные группы, по крайней мере у нас в городе. Нужно принести справку с работы, но я не работаю. Я бы устроилась, но ребёнка не возьмут сразу на целый день. А оставлять его не с кем. С марта месяца не можем попасть, в августе нам с сада звонили, говорили что проходите медкомиссию, а когда можно будет узнавайте в детской регистратуре. Каждую неделю звоним, и всегда ответ один «нет нельзя» слышим постоянно.
а платно нельзя пойти комиссию? Что за город? В Москве вроде самая плохая обстановка, но все сады работают без дежурных групп. Поликлиники тоже… даже на необязательные прививки приглашали нас
19.
Не автор
[1400242815] — 25 октября 2020, 19:20
Гость
Вот я этого и боюсь, ведь чем старше тем сложнее лечить если есть проблемы. Ещё город не большой, врачей мало. 3 невролога, логопеда хорошего нету, дефектолога и психиатра тоже нету. Нужно ехать в другой город.
значит езжайте и узнавайте. Скорее всего все нормально, но скажу честно, есть один случай у друзей которые все ждали,ждвли, и потом и в 4 и в 5 и в 6 не говорит, в сад уже коррекционный, школа тоже, и вот во втором классе уже им ставят не только задержку речи, но и умственного развития… конечно не факт, что вылечили бы, там проблемы при родах оказались, но лучше исключить серьезные проблемы сразу.
И кстати, попробуйте пройти узи шеи и головы, часто там кроется проблема, с доступом крови (кислорода) в мозг
20.
Гость
[3821934682] — 25 октября 2020, 19:28
Не автор
значит езжайте и узнавайте. Скорее всего все нормально, но скажу честно, есть один случай у друзей которые все ждали,ждвли, и потом и в 4 и в 5 и в 6 не говорит, в сад уже коррекционный, школа тоже, и вот во втором классе уже им ставят не только задержку речи, но и умственного развития… конечно не факт, что вылечили бы, там проблемы при родах оказались, но лучше исключить серьезные проблемы сразу.
И кстати, попробуйте пройти узи шеи и головы, часто там кроется проблема, с доступом крови (кислорода) в мозг
Спасибо, на УЗИ шеи и головы мы и в своём городе сходим, надо записаться)
21.
Гость
[2024321971] — 27 октября 2020, 20:22
Гость
А может быть что у ребёнка реальные проблемы, а автор просидит драгоценное время.
Драгоценное время на приём припоратов?
Занятия дома, логопеды, массажи и все станет нормально. Нет таких таблеток, которые научат разговаривать.
22.
Гость
[2315255714] — 29 октября 2020, 18:25
23.
Гость
[498246765] — 29 октября 2020, 18:43
24.
Фрау В.
[4171852819] — 23 ноября 2020, 01:00
По описанию у вас вполне нормальный сын. У моих двух подруг такое же было, теперь дети болтают как нужно.
Для успокоения души съездите в другой город, или поищите специалиста онлайн. Не колите ничего. Той бабе всё равно, главное прописать, чтобы потом сказать что что-то сделала. А вам последствия разгребать.
25.
Гость
[4265719182] — 05 февраля, 20:03
Не автор
Логопеды не берут детей раньше 4х лет, тем более не говорящих. Сначала нейврологи и психологи занимаются и исключают серьезные проьлемы. Потом занимаются нейопсихологи развитием речи, а потом уже к логопеду, когда речь уже есть, а просто звуки ставить, исправлять
Логопеды занимаются с малышами! Есть те, кто на этом специализируется. Мы с дочей начали ходить на запуск речи в 2.5 года. У нее ни одного слова не было или звукоподражания. С логопедом появились первые слова.
26.
Гость
[4265719182] — 05 февраля, 20:12
Я еще со своей подключила игры, про которые рассказывает Валентина Паевская. Например: «попробуй повтори». Из упражнений логопедических: надувать мыльные пузыри, облизывать ложку/тарелку, в воронку кричать широко а-а (в широкую часть, у-у (в узкую часть)
27.
Гость
[4265719182] — 05 февраля, 20:14
Как у вас дела? Я начиталась про экспрессивную алалию, при ней интеллект сохранен, только с речью проблемы.
Источник