Творческое развитие ребенка средствами театральной игры
Ольга Михайловна Петрова
Развитие творческих способностей детей через театрализованные игры
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры»
В настоящее время нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение. Ребёнок ещё в дошкольном возрасте усваивает доступные ему общечеловеческие ценности. Уровень человеческой культуры является мерилом цивилизованности того общества, где живёт ребёнок. От того, каким было детство ребёнка, зависит его мировоззрение, отношение к действительности. Этот культурный багаж определяет будущее ребёнка, его мироощущение, склад ума, психологию.
На современном этапе дошкольного образования акцент со знаний, умений и навыков переносится на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Наблюдая за детьми, я обратила внимание, что наряду с чрезвычайной любознательностью и огромным желанием познавать окружающий мир, им тяжело преображаться в персонажей, взаимодействовать в рамках игры. Перед нами встала задача – вовлечь детей в различные виды деятельности, способствовать расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не испорченно стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать.Для исполнения роли дети овладевают разнообразными изобразительным средствами: мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью.
Исходя из этого, в работу с детьми внедрила театрализованные игры так, как они представляют собой богатейшее поле для творчества детей, и доставляют ребенку эмоциональное удовольствие.
Полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в особенности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации и особенности речевых оборотов. Творчество детей проявляется в правдивом изображении персонажа, помогаем ребенку оценивать его поступки, представить его состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир.
Для решения данной задачи выбрала авторскую педагогическую технологию развития ребенка дошкольного возраста, Петрова Т. И. Данная технология является интегративной, т. е. содержание занятий по театрализованной деятельности связано с темами таких программ,как: окружающий мир, ознакомление с художественной литературой, развитие речи, конструирование, изобразительная деятельность.
Было составлено тематическое планирование, которое направлено на развитие творческих способностей детейи включает следующие виды игр:
Игры — драматизации: «Скажите, эти мышки – храбрецы или трусишки», «Волк и лиса», «Жадный заяц», воспитывающие у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, организаторские качества.
Игры с пением: «Кто колечко найдет», «Извивающийся ручеек», в этих играх у детей развивается умение владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений.
Подвижные игры: «Курица и цыплята», «Лентяи поросятки», «Паук и муха», дети учатся передавать общий характер движений, реагируют на одни сигналы и удерживаются от других, координируют движения рук, ног, сочетают движения с речью.
Творческие игры – отражают высокий уровень самостоятельности и самоорганизации, а главным моментом является выполнение роли, где ребенок создает образ действиями, словом в процессе общения с другими участниками игры.
В течение дня, в процессе образовательной и свободной деятельности, планируется обыгрывание сказок с разными видами театров. Для этого совместно с детьми изготовлены разные виды театров:
*кукольный театр;
*театр – «мягкая игрушка»;
*настольный театр;
*театр масок;
*театр на прищепках;
*плоскостной театр;
*театр зернушек;
* театр на ложках;
* магнитный театр;
* театр «Би-ба-бо».
В группе создана развивающаяпредметно-пространственная среда: имеется театральный уголок, где ребёнок может посмотреть иллюстрации к сказкам, познакомиться с каким-нибудь персонажем.
Поскольку предметно – развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, периодически обновляю материал, ориентируясь на интересы детей. Это создало условия для более близкого общения с каждым ребёнком. В уголке я разместила природный и бросовый материал, костюмы для ряженья. Дидактические игрыраспределены в соответствии с решаемыми задачами:
• создание условий для развития эмоциональности и выразительности речи у дошкольников в процессе театральной игровой деятельности
• создание условий для развития зрительного и слухового восприятия,
• создание условий для воспитания дисциплинированности, собранности, выдержки.
• Создание условий для воспитания дружеских взаимоотношений между детьми в театрализованной игре;
В театральном уголке размещены маски, музыкальные инструменты, ширма для показа кукольного театра. Кроме того, создана картотека аудиозаписей.
В течение года работали с детьми над мимическими этюдами по методике М. И. Чистяковой, направленной как на развитие различных психических функций (внимание, память, автоматизированная и выразительная моторика,
так и на обучение элементам саморасслабления и умения выражать различные эмоциональные состояния.
Вместе с детьми мы ходили по полу, как по луже, по горячему, шли, как мышата, когда спит кот, ели воображаемую конфету и облизывались, как лисички подслушивали, о чём в избушке говорит кот с петушком. С помощью этюдов малыши в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей.
1. Соленый чай.
2. Ем лимон.
3. Лампочка потухла, зажглась.
4. Тепло-холодно.
5. Рассердились на драчуна.
6. Встретили хорошего знакомого.
7. Обиделись.
8. Удивились.
9. Умеем лукавить (подмигивание).
10. Показать, как кошка выпрашивает колбасу (собака).
Подготовка к театрализованной игре проводится в течение всей недели. На занятиях использую театрализованную деятельность, как игровой приём и форму обучения детей, ввожу персонаж, который помогает лучше усвоить те или иные знания, умения и навыки.
Например, к игре по сказке «Колобок» наши дети вводят персонаж белочки, которая просит лису не есть колобка. Так дети «переделали» общеизвестную сказку сообразно своим представлениям о необходимости жить в дружбе и мире, не видеть врага в тех, кто на тебя в чем-то не похож.
Театрализацию активно использую при создании проектов. Так, в процессе реализации проекта «Овощи и фрукты против чипсов и газировки» мы приняли участие в конкурс «Ярмарка проектов» с детьми и родителями подготовили и поставили театральное представление «В поисках Витаминки» к которому изготавливали костюмы, декорации. Участвовали в городском конкурсе посвященному творчеству С. Я. Маршака с инсценировкой «Кошкин дом»
С готовыми театральными постановками мы выступаем перед детьми детского сада и родителями. Так в апреле готовим выступление со сказкой «Теремок»
Проведённая мною работа по теме «Развитие творческих способностей через театрализованные игры»принесла свои результаты:
Результативность.
• За период использования данной технологии повысился у детей интерес к художественным произведениям, особенно к русским народным сказкам, а так же у многих из них отмечается эмоциональная отзывчивость на художественные произведения.
• Увеличилось количество детей, которые с большим интересом принимают участие в играх — драматизациях и проявляют самостоятельность в театрализованных играх. Заметно повысилось эмоциональное развитие детей по всем разделам.
• Дети научились составлять рассказы по картинкам, улучшилась интонационная выразительность речи у многих детей.
К концу года не смотря на положительные результаты работы для себя сделала вывод, что не каждому ребенку удается в полной мере реализовать свои способности. Такие дети нуждаются в особом внимании к себе. Поэтому стараюсь работать с такими детьми дифференцированно, планирую составить для них индивидуальный маршрут.
В заключение следует отметить, что воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Ребенок умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои эмоции становится эмоциональной, открытой, культурной и творческой личностью. Приводите детей в театр, играйте с ними, научитесь любить искусство и ребенка в нем!
Литература:
1. Антипина Е. А. «Театрализованная деятельность в детском саду», — М., 2009.
2. Губанова Н. Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников», — М., 2007.
3. Картушина М. Ю. «Театрализованные представления для детей и взрослых», -М., 2005.
4. Козлова С. А., Куликова Т. А., «Дошкольная педагогика» «Академия» Москва 2000г
5. Манева М. Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду», -М., 2009.
6. Петрова Т. И., Сергеева Л. Е., Петрова Е. С., «Театрализованные игры в детском саду», приложение к журналу «Воспитание школьников» выпуск 12 «Школьная пресса» Москва 2000г.
7. Родина М. И., Буренина А. И. «Кукляндия», -СПб, 2008.
8. Чурилова Е. Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» «Владос» Москва 2000г.
9. Щеткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду», -М., 2008.
Источник
Елена Аникина
Театрализованные игры как средство развития творческой активности детей
Театрализованные игры как средство развития творческой активности детей.
План.
1. Введение…2
2. Воспитательное значение театрализованных игр…. 3
3. Характеристика театрализованных игр…. 4
4. Условия для развития театрализованных игр…
5. Заключение…. 10
6. Список используемой литературы…11
1. Введение.
В театрализованных играх содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д.Они сходны с сюжетно-ролевыми играми: в основе тех и других лежит условное воспроизведение явления, события, действий, и взаимоотношение людей. Своеобразие театрализованных игр заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определенные роли, воспроизводят события в точной последовательности.
С помощью игр-драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Объединенные общими переживаниями, они учатся, согласованным действиям, умению подчинять свои желания интересам коллектива.
Руководства воспитателя заключается в том, что он прежде всего подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в игру-драматизацию.
2. Воспитательное значение театрализованных игр.
Большое значение в развитии ребенка имеют театрализованные игры. Они помогают развивать в ребенке: творческие способности, развивает художественный вкус, речь, память. Так же театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, побуждает к созданию новых образов. Чем богаче жизненный опыт ребенка, тем ярче он проявляется в различных видах деятельности. Чем раньше начать приобщать ребенка к театру, живописи, литературе тем больших результатов можно достигнуть в развитии ребенка. Л. С.Выготский писал: “Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности”.
Знакомство с театральной деятельностью начинается уже с 1-й младшей группы. Малыши смотрят небольшие кукольные спектакли и инсценировки, которые разыгрывают воспитатели и старший дошкольники. Занимаясь с детьми, мы стремимся вызвать у них положительные эмоции, не препятствуем стремлению поиграть с “актерами” участвующими в спектакле. Так малыши включаются в театрализованные игры.
Начиная со 2-й младшей группы и до выпуска детей в школу, последовательно знакомим детей с различными видами театров. Воспитатель учит детей разыгрывать знакомые сказки, народные песенки, потеши, используя игрушки, пальчиковый театр, настольный театр.
В среднейгруппе отбираем небольшие произведения: потешки, стихи, сказки. Сюжет их должен быть динамичным, обязательно содержащие диалог. Малыши сами выбираю себе вид деятельности (кукольный театр или инсценировку) в соответствии со своим психологическим состоянием.
Требуется предварительная работа: чтение произведений, просмотр слайдов, рассматривание иллюстраций, прослушивание грамзаписей. Большие произведения следует готовить по частям. Работа происходит индивидуально или небольшими подгруппами. Занимаясь театрализованными играми учим детей управлять силой голоса, тембром, темпом речи, работаем над дикцией. После разучивания текста начинаем работать с детьми над движениями. Подбираем необходимые атрибуты.
В старшем возрасте дети начинают освобождаться от комплексов и активно участвуют в театрализованных играх. Самостоятельно подбирают необходимые атрибуты, элементы костюмов, декорации. Дети привлекаются к обсуждению и изготовлению несложных частей костюмов и декораций.
3. Характеристика театрализованных игр.
Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Отметим прежде всего, что текст произведения для детей — только канва, в которую они вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т. д. Например, в игре по сказке «Теремок» следом за зайчикокм-побегайчиком на пороге дома появляется белочка – пушистый хвостик, которые просились в теремок и просили никого не обижать. Игра закончилась дружным хороводом персонажей сказки. Так дети «переделали» общеизвестную сказку своеобразно своим представлениям о необходимости жить в дружбе и мире, не видеть врага в тех, кто чем-то похож на тебя. Творческое разыгрывание ролей в театрализованной игре значительно отличается от творчества сюжетно-ролевой игре.В последней игре ребенок свободен в передаче изображении особенности ролевого поведения: мама может быть доброй, суровой, заботливой или равнодушной к членам семьи. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществит, надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, т. е. проникнуть в его внутренний мир. Надо сказать, что современный ребенок, в жизнь которого рано и прочно входят аудиовизуальные средства информации (TV, видео, привыкает к облегченному восприятию художественных произведений. Облегченному, потому что ему преподносится готовый образ в отличие от образа, который складывается на основе представлений, работы воображения в процессе слушания книги (а позже и самостоятельного чтения). Поэтому, хотя психологи и уверяют, что любовь к актерству, театрализованным играм присуща всем детям без исключения, эти игры (настоящие игры, а не инсценировки, которые показывают на детских утренниках) на столь распространены, как это должно быть, учитывая их особое влияние на развитие личности ребенка.
Итак, полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, каков герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события,во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для использовании роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами ит. д.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить, как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируют в ходе воспитательно-образовательной работы.
В самой природе театрализованной игрызаложены ее связи с сюжетно-ролевой игрой: раз необходимы зрители, значит, надо соединить ее с игрой в театр. Такое соединение будет успешным при условии, что дети представляют себе, что такое театр, кто там служит, какие выполняет обязанности. Конечно, педагог может рассказать о театре, показать иллюстрации, однако впечатление детей вряд ли будут столь яркими, чтобы возникло желание играть в театр. Иное дело, если дети узнают театр «изнутри», побывав зрителями. На помощь могут прийти родители, которые, откликнувшись на просьбы, советы педагога, сводят ребенка в театр. Целесообразно устроить так называемый театрализованныйдень в дошкольном учреждении: силами педагогического и обслуживающего персонажа (еще лучше с привлечением родителей, подготовить спектакль, оформив соответствующим образом зрительный зал ит. д.
Соединение театрализованной игры (показ спектакля) с сюжетно- ролевой (игра в театр) дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому ребенку проявить свою активность, индивидуальность, творчество.
6. Условия для развития театральных игр.
Среди условий, благоприятных для развития театрализованных игр,нужно назвать следующие:
-с раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слов, эмоционально отвлекаться на него. Почаще обращаться к потешкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе и таким которые побуждают ребенка к диалогу
— воспитывать у детей интерес к драматизации, театральной деятельности. С этой целью зависит специальные ситуации, в которых персонажи кукольного театр, образные игрушки вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки. Например, зайка (игрушка, надетая на руку воспитателя) пришел знакомиться с детьми, читаем им стихи и т. д. на игры младших детей стимулирующее влияние имеет показ инсценировок знакомым им стихотворений. Воспитатель вовлекает детей третьего и четвертого года жизни в разыгрывании знакомых сказок. Применяются разные виды театра: настольный, пальчиковый, драматизация с помощью фланелеграфа. Использование элемента костюмов (шапочки, фартучки, хвостики) и атрибутов (репка, лопата, конура Жучки) вызывает у малышей большой интерес и желание поиграть в сказку «Репка».
На интерес к театрализованным играм у детей среднего и старшего возраста влияют содержание произведения, включение в их ситуацию театра, подготовки спектакля, желание показать спектакль малышам, родителям. Укреплению интереса способствует участие в оформлении спектакля, в творческой работе по изготовлению театральных игрушек, сочинению инсценировок. Хорошей подпиткой интереса могут быть новые знания о театре (в театре есть сцена, фойе, зрительный зал, оркестр, о разных жанрах театрализованного искусства, об истории театра. Наконец, на протяжении всего дошкольного детства интерес поддерживает сознание успешности деятельности, поэтому важно подбирать каждому ребенку тот участок работы, на котором он почувствует свой рост, получит удовлетворение.
-заботиться об оснащении театрализованных игр. Следует приобретать театральные игрушки, мастерить игрушки- самоделки, создавать фонд костюмов. Обновлять декорации, атрибуты. К этой работе охотно подключаются члены семьи воспитанников дошкольного учреждения. Раз в год желательно в зале дошкольного учреждения развернуть выставку: поместить изготовленные руками педагогов, детей, членов из семей оборудование, игрушки, костюмы; подготовить стенды с фотографиями, отражающими театрализованные игры воспитанников. Хорошим дополнением к выставке будет показ спектакля с участием детей и взрослых.
— уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр. Предпочтение надо отдавать произведения с понятной для детей моральной идеей, с динамичным событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками. В наибольше степи таким требования отвечают сказки. Сказки легко обыграть, так как они построены на коротких диалогов персонажей, содержат повторы ситуаций. Герои сказок вступают определенным взаимоотношения, в которых проявляются особенности характера, мысли, чувства.
Развитие театрализованных игр зависит от содержание и методики художественного воспитания детей в целом, а так же от уровня образовательной работы в группе. Главный акцент в педагогическом руководстве театрализованными играми делятся не на самом процессе игры, а на ее подготовительном этапе.
7. Заключение.
Таким образом, игра должна являться школой такой деятельности, в которой подчинение необходимости выступает не как навязанное извне, а как отвечающее собственной инициативе ребенка, как желанное. Театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельности- жизни. Театральная игра решает задачи комплексного развития детских способностей через игру, развития и совершенствования основных психических процессов ребенка (ощущения, восприятия, памяти, воли, эмоций)и производных от них свойств: наблюдательности, фантазии, смелости публичного выступления. Он аккумулирует в себе элементы эстетики, риторики, пластики и литературы.
8. Список используемой литературы.
1. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2016.
2. 3. Гончарова О. В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2012
3. Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 2013.
4. Шаповаленко И. В. Возрастная психология. – М.: Знание, 2014 – 230 с.
5. Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2014
Источник