Творческое развитие ребенка e

Полностью текст можно прочитать на сайте ezhikezhik.ru

© Photo by Daniel Watson on Unsplash

Творчество — необыкновенный источник энергии, знаний, развития и радости. Для детей такие занятия необходимы: малыши учатся создавать, проявляют себя, не боятся пробовать что-то новое.

Как же найти творческое начало и раскрыть талант ребенка? Мы выбрали 30 полезных советов из книг МИФа, которые помогут родителям. Итак, поехали!

1. Нетворческих детей не бывает

Дети — невероятно творческий народ. Кому-то нравится рисовать и мастерить, кому-то — музицировать, а кто-то — прирожденный изобретатель, обожает играть с конструктором или разбирать технические игрушки. Есть малыши, которые любят наряжаться и ставят спектакли. А кто-то с увлечением копается в земле и строит из прутиков и глины. Дети бесконечно пробуют и узнают, что им интересно и к чему лежит душа. Не думайте, что ваш ребенок не способен к творчеству. Скорее всего, он ещё не нашел то самое занятие, что заинтересует по-настоящему.

2. Творческое расписание

Одно из важнейших условий творческого воспитания — выделить время для занятий творчеством. Найдите хотя бы 10–15 минут в будни и один-два часа в выходные, чтобы вместе с ребенком предаться рисованию, пению или чему угодно еще. Открывайте в семейном распорядке «потайные окошки» для коротких творческих игр: за ужином поиграйте за столом в словотворчество, перед сном вместе сочините сказку, по дороге в детский сад или школу придумайте новые слова на мотив известных песен.

Источник

3. Отдыхайте от гаджетов

Во время творческих занятий выключите ненадолго телевизор, компьютер, планшет, смартфон и игровую приставку. Выделите корзинку, куда вся электроника отправляется «спать», пока вы занимаетесь творчеством.

4. Творческий уголок

Вирджиния Вульф писала, что каждому творческому человеку нужна собственная комната. Не у всех нас есть такая возможность, но важно выделить какое-либо пространство, пусть даже оно будет совсем маленьким.

Создайте у себя дома «творческий уголок», где ребенок сможет найти все необходимое для творчества.

Сложите туда то, что может разбудить его воображение: пробки, блестки, клей, нитки, разноцветную проволоку, бусинки, цветную бумагу… Если у вас в доме нет ни одного свободного места, то роль «творческого уголка» может играть коробка или полка.

5. Устраивайте творческие приключения

Творческое приключение — еженедельный, спланированный и подготовленный вместе с детьми поход куда-нибудь. Такая вылазка не должна длиться долго, но обязана быть ярким событием. Ее цель — пополнить духовные запасы. Когда вы выбираете, куда бы отправиться, дайте волю фантазии, посмотрите на это приключение весело, отключите серьезность. Попробуйте спланировать мероприятие прямо сейчас с помощью упражнения из книги «Художник есть в каждом».

6. Будьте терпимы к небольшому беспорядку

Дети любят кавардак, и важно разрешать им его устраивать. Мамы и папы, смиритесь: игра — это всегда беспорядок. Если детей слишком жестко контролировать, они не получат радости от игры. Так что дайте своему внутреннему художнику — а заодно и ребенку — пространство для беспорядка. Это сделает вас свободными и принесет радость всем.

7. Делайте уборку после окончания занятий и просите ребенка помочь

Если у вас в доме далеко не все разложено по полочкам — а у большинства людей это именно так, — существует много способов разобрать беспорядок и очистить пространство. Например, поставить таймер на пятнадцать минут и за это время разложить по местам как можно больше. Это словно игра: таймер поднимает настроение, цель понятна, а результат приносит удовлетворение.

Упражнение из книги «Художник есть в каждом»

8. Одаренность — не главное

Вы удивитесь, узнав, как много знаменитых музыкантов, художников, изобретателей, актеров, комиков, архитекторов, танцоров и писателей называют причиной успеха усердный труд, а не талант. Состоявшиеся люди творческих профессий твердят об этом раз за разом, опровергая миф, что творческие способности — удел избранных.

9. Не контролируйте ребенка

Люди, которым в детстве дают возможность раскрыть свои способности, остаются творческими личностями во взрослом возрасте. Если же детей постоянно контролировать и вмешиваться в их игры, они всегда будут сомневаться в своих поступках. Попробуйте дома выполнить упражнение, которое поможет преодолеть излишнюю настойчивость.

Упражнение из книги «Художник есть в каждом»

10. Материалы для творчества вместо дорогих игрушек

У сына моей подруги полно дорогих игрушек. Но вместо дракона, которого она заказывала из Америки, Тимоха обожает играть с деревянным мечом, который сделал ему дед, и складывать бумажные самолеты.

Смысл в том, что модные игрушки дарят гораздо меньше пространства для воображения, чем любимые «игровые инструменты» ребенка.

Чем проще, тем лучше. Самое основное — бумага. Только подумайте, во что может превратиться чистый лист бумаги. Он может стать картинкой, стихотворением, корабликом, ковром-самолетом — вариантов очень много. Пластилин, фломастеры, клей, деревянные палочки — все очень просто и весело.

Читайте также:  Отставание в развитии у ребенка одной ножки

11. Познакомьте ребенка с творческими людьми

Ходите с ребенком на выставки, концерты, спектакли или публичные чтения — пусть увидит, как выражают себя творческие люди. Это раскрасит ваши будни, а у ребенка появятся новые идеи. Часто именно так возникает интерес. А главное — творчество заразительно!

12. Превратите будничные дела в праздник

Будничных забот не избежать: настанет день, когда накопится стирка или в доме закончатся продукты. Включайте воображение и придумайте, как превратить в игру неотложные дела. Например, снимая с сушилки чистое белье, попросите ребенка определить, где чья вещь. «Это мое! Это папино! Это твое!». В ванну добавьте мыльной пены и пускайте мыльные пузыри. А перед сном позвольте ребенку самому выбрать книгу, которую будете читать на ночь. Все эти небольшие хитрости превратят нудные дела в игру.

13. Давайте немного поскучать

В повседневной жизни нам часто бывает скучно. Но скука — не синоним стагнации, все как раз наоборот. Она постоянно побуждает нас к действию: если вы заскучали, это подсказка, что пора менять направление деятельности. Когда ваш ребенок будет жаловаться на скуку, постарайтесь воздержаться от искушения решить проблему и занять его чем-то. Дайте ему возможность найти что-то новое. Слишком сложно? Тогда сначала выполните упражнение из книги «Художник есть в каждом».

Упражнение из книги «Художник есть в каждом»

14. Устраивайте творческие вечера

Собирайтесь всей семьей и дружно занимайтесь каким-нибудь видом творчества, а в следующий творческий вечер — другим. Это отличный способ познакомить ребенка с новыми видами занятий, которые, возможно, не увлекли бы его, занимайся он ими в одиночку

15. Пробуйте!

Не бойтесь позволять детям пробовать себя в разных видах творчества: только так они поймут, что творчество многолико и проявляет себя по-разному. Так они узнают, какие занятия им нравятся больше всего.

16. Сохраняйте моменты творчества

Когда в вашей семье появятся собственные творческие традиции, обязательно запечатлейте их. Фотографируйте рисунки и поделки, снимайте на видео музыкальные, танцевальные, литературные и театральные выступления.

Даже спустя много лет будет интересно и приятно вспомнить, чем вы занимались вместе с детьми.

Источник

17. Выставка работ

Покажите, что вы уважаете творчество своего ребенка, и ставьте на видное место те произведения, которые он выбрал. Принимайте его оценку собственных шедевров: оставляйте то, что он хочет сохранить, и убирайте то, что ему надоело.

18. Гуляйте на природе

Даже если вы оборудовали в доме прекрасное рабочее место, периодически меняйте обстановку. Природа подарит вам новые темы для работ и яркие впечатления. Если на улице хорошая погода, превратите в художественную студию свой двор, балкон или ближайший парк. Здесь вы сможете заняться масштабными проектами, не боясь что-нибудь испачкать.

19. Рассказывайте истории

Все дети фантазируют и придумывают истории. Попросите ребенка рассказать какую-нибудь историю о нем самом и подыграйте ему, даже если это будет просто забавный школьный случай. Основная задача — побудить ребенка рассказывать истории и делиться ими с нами. Потренируйтесь в умении слушать, выполняя упражнение.

Упражнение из книги «Художник есть в каждом»

20. Главное, чтобы было весело

Помните, как вы сами были детьми: смеялись, дурачились и веселились, когда придумывали что-то вместе? Наши детские проекты остаются в памяти, потому что подарили море положительных эмоций. Любознательность, тяга к экспериментированию, смекалка, навыки решения задач, потребность в творческом самовыражении — все это пробуждается в детях, когда им весело.

Радость — та самая искорка волшебства, благодаря которой дети хотят творить снова и снова

21. Хвалите ребенка

Хвалите ребенка, когда он много занимается, и тогда он будет заниматься еще больше. Поддержите его во время занятий, участвуйте в них вместе — тогда у него появится желание искать, открывать для себя новые направления.

22. Читайте книги с детьми

Во все времена родители любили читать детям. Давайте оглянемся на собственное детство: все мы помним, как нам читали наши самые любимые книжки. Именно тогда мы начинали понимать, что слова состоят из букв — и сами учились читать. Любимые истории из детства остаются с нами на всю жизнь, и часто именно они предопределяли наши интересы в гораздо большей степени, чем может показаться на первый взгляд.

23. Как понять, что нравится

Выберите подходящие по возрасту для вашего ребенка занятия в каждой сфере — изобразительное искусство, конструирование, музыка, танцы, театр, словотворчество — и опробуйте их вместе. Это не так просто, как кажется. Поэтому начните с упражнения по определению интересов.

Упражнение из книги «Художник есть в каждом»

Читайте также:  Центр развития ребенка ростов на дону советского района

24. Не нужно быть идеальными

Покажите ребенку, что нет никакой необходимости всегда быть идеальным. Если рисунок не удался, нет причин грустить — можно попробовать ещё раз. Успешный человек — не тот, кто никогда не совершал никаких ошибок, а тот, кто после падения находит в себе силы встать и начать заново.

Подайте детям пример того, что можно что-то делать не лучше всех на свете. Займитесь чем-то, что у вас не очень хорошо получается — и дайте ребенку понаблюдать за вами.

25. Процесс важнее результата

Часто родители зацикливаются на второстепенных аспектах творчества. Вместо того чтобы гордиться дочерью, играющей в школьном театре, они возмущаются, что на общей фотографии в местной газете ее «плохо видно». Или переживают, что сын не получил должного внимания на музыкальном конкурсе.

Остановитесь. Хвалите детей за попытки. Покажите им, что процесс важнее результата: тогда у них появится желание проявить собственные способности.

Пока дети знают, что им есть куда стремиться, они будут продолжать развиваться.

26. Если ребенку нравится литература, посещайте:

  • поэтические или литературные чтения для детей;
  • библиотеки и книжные магазины;
  • мероприятия, где дети читают вслух;
  • книжные выставки;
  • литературные фестивали и книжные выставки-ярмарки.

27. Если нравится музыка, ходите на:

  • бесплатные концерты на открытом воздухе;
  • концерты классической музыки для детей (они длятся куда меньше, чем «взрослые», и ребенок не устает);
  • выступления в музыкальных школах, домах творчества и студиях, где играют сами дети;
  • Источник

Пусть каждый член семьи слушает дома музыку, которая ему нравится. Потому что на вопрос «Какая у тебя любимая музыка?» не бывает неправильного ответа.

28. Если нравится искусство, посещайте:

  • выставки детских работ в школах, детских садах, домах творчества и студиях;
  • фестивали художественного и прикладного творчества;
  • мастер-классы ремесел на ярмарках и фестивалях (работа с деревом и металлом, тканью, кожей, гончарное дело, ювелирное ремесло);
  • музеи и выставки изобразительного искусства, фотографии;
  • мастер-классы по рисованию, лепке и другим видам искусства на свежем воздухе.

29. Если нравится театр, проводите время, посещая:

  • детские спектакли;
  • фестивали с участием мимов, клоунов и актеров.

Организуйте домашние кукольные (и не только) спектакли. Участвуйте в представлениях в детском саду, школе, доме творчества.

30. Примите как данность, что со временем круг творческих увлечений ребенка может измениться

Боритесь с желанием приписать ребенку один главный интерес или талант и причислить его к «музыкальным», «театральным» или «хорошо рисующим» детям. Будьте гибкими: пусть ребенок чувствует, что ему предоставлена свобода выбора и что он может беспрепятственно пробовать все и делать новые открытия.

Творчество должно радовать, вдохновлять, окрылять. А задача родителей — дать ребенку свободу и не превращать процесс в гонку за призами. Наслаждайтесь моментом. И если видите, что ваш ребенок по-настоящему увлечен во время рисования, игры на фортепиано или чтения стихов, то вы на правильном пути.

По материалам книг «Художник есть в каждом», «500 идей для творческого развития»

Изначально этот текст был опубликован на сайте издательства МИФ.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

Читайте также:

70 лучших книг 2017 года

Почему я искренне рада тому, что у меня есть дети. 12 причин

Всегда носите с собой свисток: правила безопасности детей от «Лизы Алерт»

Источник

Считаете ли вы себя творческой личностью? А своего ребенка? Каждый родитель желает своему чаду достичь успешных результатов в той или иной сфере деятельности. Но способствует ли он этому процессу? Или только отбивает желание развиваться?

Известно, что высокого статуса в обществе добиваются лишь творческие люди, которые еще с детства обладали собственным мировоззрением, демонстрировали нестандартные решения проблем и отстаивали свою точку зрения. Творчество — источник энергии, развития, удовольствия и знаний.

В данной статье подобраны 10 основных советов для родителей, помогающие вовремя заметить творческое начало у своего ребенка и помочь развить его таланты.

Не считайте никого безнадежным

Ошибочно предполагать, что есть дети, обделенные творческими способностями. Просто эти умения нужно рассмотреть. Обратите внимание на своего малыша, что ему нравится больше всего? Тяга к пению или танцам видна сразу, а вот углядеть талант изобретателя не так—то легко. Пробуйте разные направления творчества, предложите ребенку нарисовать вашу семью, смастерить робота из конструктора, или объяснить какой-то термин, а затем наблюдайте за его успехами и делайте выводы. Дети неустанно пробуют и узнают все новое и интересное, а цель родителей — подтолкнуть малыша к совершению подвигов и достижений.

Подберите время для творчества

Старайтесь все свое свободное время проводить с ребенком, общение важно для формирования личности. Каждый день уделяйте минимум 15 минут творческому просвещению: занимайтесь танцами, пением или рисованием. В выходные это время может увеличиваться до 2-х часов. Пользуйтесь разнообразием творческих игр: за завтраком обсуждайте продукты на столе, как они растут и в чем их польза, на прогулке рисуйте мелками на асфальте, а перед сном вместе сочините сказку.

Читайте также:  Сенсорное развитие ребенка среднего дошкольного возраста

Создаем обстановку

Дети — народ неусидчивый, поэтому постарайтесь в моменты занятий творчеством создать благоприятную атмосферу. Откройте шторы, чтоб лучше видеть краски на столе, наденьте удобную одежду для танцев, не устраивайте физические нагрузки после плотного обеда и самое главное — выключите гаджеты. Ребенку можно рассказать историю об “уставшей” технике, которая хочет отдохнуть, а сами отключите телевизор, телефон, планшет, компьютер и тому подобное. Так малыш полностью сконцентрируется и не будет отвлекаться.

Личное пространство

Каждой личности нужен свой собственный уголок, а при развитии творческих способностей важно иметь укромное местечко для возможности уединиться, чтобы нарисовать родившуюся в голове картину или сложить пазл. Пусть этот творческий уголок будет небольшим, зато личным, так малыш почувствует свою значимость и поддержку близких. Обеспечьте его всем необходимым для занятий творчеством.

Если ваш ребенок не любит рисовать или играть сортером — не отчаивайтесь. Возможно, у него талант к чему-то, чего родители еще не пробовали. Пробуйте развивать фантазию малыша, предлагая разные предметы для творчества: нитки, клей и бумагу, бусинки, блестки, детские запчасти, резинки, пробки и т. д. Если в вашем жилище нет свободного пространства, выделите полку или коробку со всем необходимым для творчества.

Творческий беспорядок

Будьте готовы к легкому хаосу в вашем доме, ведь дети любят беспорядок. Старайтесь не контролировать каждое действие ребенка, иначе вся радость и спонтанность действий будут нарушены. Родители, запомните: игра — это беспорядок. Перед рисованием подложите клеенку в нужном месте, чтобы малыш творил по полной, до игры с мячом — уберите вазу со стола, а перед танцами и пением убедитесь, что никому не помешаете. Это обеспечит спокойное и веселое времяпрепровождение.

Меньше контроля

Некоторые дети очень стеснительны и замкнуты, родители даже не замечают, когда успели привить им это состояние. Если ребенка постоянно контролировать, предугадывать каждый шаг и вмешиваться в происходящее, он всегда будет сомневаться в своих действиях. Дайте малышу возможность раскрыться, пусть он “творит” во время рисования, пусть сам залезет за мячом на кровать или построит кривую башню из конструктора. Излишняя опека отбивают всю охоту развиваться.

Пример творческих личностей

Дети легче ориентируются, глядя на пример, не зря есть подсказки в раскрасках и пазлах. Задача родителей — познакомить малыша с творческими мероприятиями: концертами, выставками и спектаклями. Ему нужно понимать, как проявляют себя творческие личности и к чему стоит стремиться.

Превращайте заботы в игру

Ведь правда, что мама может придумать занятие ребенку, не прилагая для этого много времени и сил. Но будет ли это занятие полезным? Есть способ получить выгоду и родителю, и ребенку. Бытовые заботы неизбежны: придет время для уборки, стирки, закупки продуктов и готовки. Включайтесь, ищите и в себе творческое начало, превращайте банальную уборку в игру. Например, разбирая белье после стирки, попросите ребенка подавать вам только его одежду, потом мамину или папину. Попросите помощи для “укладывания” игрушек спать.

Пример из жизни. Когда у меня жил некоторое время племянник (4-5 лет), я придумал для  него игру “Собери носки”. Идея была в том, чтобы из постиранных носков собрать все пары.

Помощь при приготовлении блюда просто неоценима, а дети потом так гордятся своими достижениями и радуются, кормя папу своим омлетом. Хитрите, все превращайте в игру: так и вам легче, и дитя развивается.

Помните творческие моменты

Самые “живые” фотографии — спонтанные. Не забывайте фотографировать малыша в творческом порыве, измазанного красками или пляшущего в кругу семьи, спустя время всей семье будет приятно взглянуть на прогресс в той или иной сфере. Ребенок чувствует поддержку родителей, находя свои рисунки на холодильнике или рассмотрев сделанные его руками бусы у мамы на шее. Спустя годы у вас будет возможность подарить своему ребенку подборку фото и видео с его танцами и песнопениями.

Поощряйте и радуйтесь

Каждый человек любит похвалу, она мотивирует и подсказывает, что ты на верном пути. Хвалите ребенка, поддерживайте его идеи, бросайтесь вместе с ним в придуманные авантюры. Так малыш будет стремиться открывать для себя что-то новое. Дарить ребенку радость — вот главная цель родителей. Радость и удовольствие от проделанной работы способствует выработке смекалки, развитию навыков и тяге к экспериментам. Радуйтесь мелочам — это высшая степень искусства.

Источник