Творческое развитие ребенка дошкольного возраста
Наталья Борисова
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Творчество является важнейшей характеристикой личности и формировать его необходимо у ребенка с самого раннего возраста. Особое место в развитии творчества имеет дошкольный период развития.
Анализ психолого — педагогической литературы по проблеме развития творчества у детей дошкольного возраста свидетельствует, что основанием этого процесса является продуктивная деятельность детей. Именно с продуктивной деятельностью детей дошкольного возраста большинство исследователей связывают развитие творческих способностей ребёнка. Рассмотрение исследований, предметом которых было развитие творчества в разнообразных продуктивных видах деятельности, позволяет заключить, что эти виды деятельности играют разную по значимости роль в становлении психического и личностного развитая дошкольников.
По мнению ученых О. М. Дьяченко, К. Торренс, В. В. Давыдова, Е. Е. Кравцовой и др., развитие воображения и изобразительная деятельность занимает особое место на ранних этапах развития ребенка. Именно в ней проявляются разные стороны развития личности ребенка. Психическое и личностное развитие тесно связано с изобразительной деятельностью детей и позволяет утверждать, что изучение условий и механизмов формирования изобразительной деятельности детей может рассматриваться как становление творчества в дошкольном периоде развития.
Требования, предъявляемые обществом, педагогической наукой, относятся и к современному дошкольному образованию. Они включают, прежде всего, необходимость создания оптимальных условий для воспитания творческой личности, способностей к полноценному взаимодействию с окружающей средой в соответствии со своими возрастными особенностями и возможностями. Концепция дошкольного воспитания выделяет формирование творческих способностей как важнейшую задачу. Учеными доказано, что именно на данном этапе детства закладываются основные направления, по которым будет проходить развитие личности в дальнейшем (Л. И. Божович, Н. ФЫ. Вишнякова, А. Ф. Лазурский, А. М. Матюшкин, Л. А. Парамонова, С. Л. Рубинштейн и др.).
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации,устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка.
Дошкольное развитие является начальной ступенью образования нашего общества, его необходимо организовывать и осуществить таким образом, чтобы оно по своей системе целей, содержанию, организационным формам, технологиям, характеру управления конкретными образовательными системами, их внутренними и внешними связями реализовывало идею развития каждого человека и общества в целом.
Особую актуальность приобретает проблема осознания ответственности взрослых перед детьми. Неповторимость – основа целостности личности. Неповторимость ребенка проявляется в процессе самореализации, способности сохранять и защищать свою особенную сущность как устойчивую качественную определенность,проявляющуюся в его взаимодействии с миром: природой, людьми, культурой.
Воспитательно – образовательную работу надо так строить, чтобы она стимулировала развитие каждого ребенка в соответствии не только с возрастными, но и индивидуальными возможностями.
Движущей силой развития особенностей детей дошкольного возраста является образование. Оно рассматривается педагогами как целостная форма психолого-педагогической деятельности, направленная на развитие особенностей дошкольников.
Особенности развития воображения, связанные с движением и общей моторикой ребёнка являются одним из условий становления творческой изобразительной деятельности.
Раскрывая специфику воображения у детей дошкольного возраста, Л. С. Выготский неоднократно подчеркивал его моторный характер, который он связывал с двигательной природой воображения дошкольников. Умение воссоздать образы «при посредстве собственного тела» по мнению Л. С. Выготского, является основой формирования творчества.
Многие педагоги и психологи, такие как Качалова Л. П., Воробьева Д. И., Голованова И. Л., предполагают, что психологическим механизмом развития творчества в изобразительной деятельности является формирование воображения, которое обеспечивает, как смысловую сторону, так и иные технические способы выражения собственного замысла. Формирование изобразительной деятельности с учетом особенностей развития воображения обеспечивает возникновение у детей осмысленной моторики, являющейся важнейшим показателем изобразительного творчества.
Творчество в своем развитии предполагает две стороны – замысел и способы его выражения, которые в единстве обеспечивают развитие творчества в той или иной деятельности. Ученые выявили связь воображения, рисунка и игры в дошкольном возрасте и определили способы включения воображения в изобразительную деятельность детей. Основными условиями и механизмами развития творчества в дошкольном детстве являются:
— необходимость самостоятельной предметной деятельности детей;
— обучение детей изобразительной деятельности ведет к развитию творчества, если оно строится в логике развития игровой деятельности и воображения;
— специфические особенности воображения у детей дошкольного возраста связаны с формированием осмысленной моторики.
Независимо от того, какую программу воспитания и обучения реализует детское учреждение, содержание дошкольногообразования должно быть направлено на решение трех важных задач: сохранение здоровья ребенка, развитие базовых качеств личности и предоставление равных стартовых возможностей. Однако во многих дошкольных учреждениях увлечение расширением объема содержания в разных областях знаний педагогического процесса приводит к перегруженности, что, в первую очередь, отражается на ребенке. Складывается своего рода противоречие между желанием «больше дать ребенку» (каждый специалист расширяет объем содержания) и действительными психическими и физическими возможностями ребенка дошкольного возраста.
Древнейшее представление о целостности окружающей природы и человека на современном этапе находит отражение в активном внедрении интегративных процессов в практику разных ступеней образования.
Многими учеными и педагогами отмечены преимущества интегративного подхода в организации образовательного процесса ДОУ (С. Б. Шарманова, И. В. Максимова, С. Н. Николаева, Р. М. Чумичева и др.). Интегративный подход позволяет ликвидировать трудности в переработке дошкольниками все возрастающего объема информации и лимитом времени на его усвоение.
Система интегрированной деятельности, возможно, поможет избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развития особенностей дошкольника.
Интеграцию мы понимаем как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей дошкольного возраста. Интеграция должна охватывать все виды художественно-творческой и речевой деятельности,разнообразные игры: дидактические, подвижные, игры-драматизации, сюжетно-ролевые; изобразительную деятельность, художественно – речевую, музыкальную
Интегрированные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями; способствует формированию коллективных взаимоотношений. Тем более что каждый цикл интегрированных занятий включает в себя создание коллективной композиции в виде игр, драматизации, театрализованных представлений, картин в изобразительной деятельности и литературно — музыкальных композиций.
Содержание интегрированной деятельности должно быть насыщенным и образовательным, соответствующим познавательным интересам современного ребенка. Исходя из принципов гармоничности образования для органического вхождения ребенка в современный мир, программа должна предусматривать широкие взаимодействия дошкольниковс различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, игрой и другими видами развивающей деятельности.
Важнейшими задачами в современной педагогике считаются:
• развитие у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
• способствование развитию познавательной активности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению;
• укрепление физического и психического здоровья.
Образование детей должно строиться как увлекательная проблемно – игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. Такую возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферу особенностей ребенка дает деятельность интегрированного характера.
Содержание и приемы в организации интегрированной деятельности продуманы по принципу установления теплых, доверительных отношений с ребенком.В психологии есть такое понятие: «снять барьер в общении», то есть наладить тесный контакт и взаимопонимание, снять отчуждение, холодность при общении. Это именно то тепло и заинтересованное отношение педагога, что вызывает отклик у ребенка, который старается сделать все, чтобы оправдать это отношение.
Интегрированная деятельность дает детям возможность развивать свои творческие способности и интересы.
Таким образом, создается среда (специально организованная, педагогически целесообразная и адаптированная к современным детям, в которой формируется механизм поведения в общении каждого ребенка от наблюдения (пассивного созерцания) – к переживанию – пониманию – оценке – выбору для себя установки творческого развития, а, следовательно, развития личности.
Список литературы:
1. Безрукова В. С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 1994.-110с.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.-464с.
3. Божович Л. И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1958.-42-67с.
4. Бугрименко Е. А. Формирование осознанного отношения к слову. // Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. — М., Педагогика, 1988.-73-76с.
5. Васильева А. И. Совершенствование обучения в детском саду. Минск, 1980.
6. Воробьева Д. И. Интегрированная программа интеллектуально-художественного развития личности дошкольника. СПб.: ЛГОУ, 1996.- 112с.
7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997.-96с.
8. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии. 1966. № 6.
9. Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1934.
10. Гуткина Н. И. Психологическая подготовка детей к школе в группах развития. // Активные методы в работе школьного психолога. М., Изд. АПН СССР, 1990.-3-11с.
11. Давыдов В. В., Зинченко В. П. Принцип развития в психологии. — Вопросы философии. 1980, №12.
12. Давыдов В. В. Проблема развивающего обучения: опыт теоретического исследования. М., 1986.-120с.
13. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. М., Просвещение. 1985.
14. Казакова Т. Г. Интеграция видов изобразительной деятельности (программа: задачи, принципы, содержание) // Дошкольное воспитание: традиции и современность. М., 202.- 4-8с.
15. Кравцова Е. Е. Игра в дошкольном возрасте. // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. — М., 1991.- № 2/6.-24-39с.
16. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.- 152с.
17. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981.- 240с.
18. Поддъяков Н. Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников. // Вопросы психологии. 1990.- № 1.-16с.
Источник
ЭССЕ на тему:
«Творческое развитие дошкольников»
«Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других».
Б.Астафьев
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования.
Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д. В современной психологии и педагогике сформулированы различные теоретические и методические подходы к развитию творческих способностей детей, два из которых наиболее значимы. В соответствии с первым из этих подходов «творческие способности рассматриваются как важная предпосылка успешности обучения, позволяющая ребенку более успешно овладевать новой системой знаний, умений и навыков, решать творческие задачи». В соответствии с другим подходом «творческие способности составляют результат, итог обучения и воспитания, основывающийся на усвоении специальных способов интеллектуальной деятельности (эвристических приемов решения задач), которые и обеспечивают возможности успешного решения новых задач в данном виде деятельности». Каждый из этих подходов имеет свои методологические и теоретические основания. Первый предполагает, что «творческие способности составляют основу индивидуальных различий между людьми, второй основывается на положении о принципиальной значимости содержания и методов организации обучения и воспитания для развития и формирования творческих способностей детей». Однако для педагогической психологии и для педагогической практики неправомерно противопоставление одного подхода другому, их нужно рассматривать во взаимосвязи.
Для того чтобы развивать творческие способности детей, нужно знать их показатели. Основными показателями творческих способностей человека, независимо от возраста, являются беглость и гибкость мышления, его оригинальность, любознательность, точность и смелость.
Беглость мышления – это количество идей, возникающих в единицу времени.
Гибкость мышления – это способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую, видеть, что информацию, полученную в одном контексте, можно использовать в другом.
Оригинальность мышления – это способность к генерации идей, отличающихся от общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений.
Любознательность – способность удивляться, любопытство и открытость ко всему новому.
Точность – способность совершенствовать иди придавать законченный вид своему творческому продукту.
Смелость – способность принимать решение в ситуации неопределенности и доводить их до конца, рискуя личным успехом и репутацией.
Являются ли эти показатели творческих способностей врожденными или же они могут поддаваться влиянию среды? Один из самых известных создателей системы измерения творческих способностей Е.Торренс говорил по этому поводу, что «наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческие способности, зависит больше от влияния родителей в семье и других взрослых (воспитателей и педагогов)». Это утверждение говорит о том, что творческие способности детей нужно развивать. Важнейшее условие детского творчества – развитие у детей всех видов восприятия (зрительного, осязательного, кинестезического, слухового) и формирование на этой основе разнообразного сенсорного опыта детей. Еще одним условием развития творческих способностей дошкольников является наличие наглядно-образного мышления, которое опирается на зрительные представления и их трансформацию как средства решения мыслительной задачи. Необходимость развития у дошкольников воображения связана с тем, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентирует человека в процессе деятельности на творчество.
Воображение теснейшим образом связано с творческими способностями. «Связь между ними, – указывает Н.С.Лейтес, – однако, никак не такова, чтобы можно было исходить из воображения как самодовлеющей функции и выводить из нее творчество как продукт ее функционирования. Ведущей является обратная зависимость; воображение формируется в процессе творческой деятельности, т.е. хорошо развитое творческое воображение – это результат развития различных видов творческих способностей».
Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки: от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии. Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и «дозревает» в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период «дозревания» есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к «моменту» этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко — с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.
Дошкольное детство, с психологической точки зрения, является благоприятным периодом для развития творческих способностей. Ведь в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. Накопление опыта и знаний — это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. Это качество необходимо всячески развивать. Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
В развитии творческих способностей дошкольников выделяются 4 основных этапа.
Первый этап – игровой. На этом этапе внимательные родители играют роль наставников, являясь примером для подражания. Ребенок лишь «играет» со своими способностями, примеряя к себе разные виды занятий и увлечений. Ребенка может интересовать абсолютно все или, наоборот, что-то одно, но первоначальное увлечение может угаснуть при столкновении с первыми трудностями. Поэтому девиз родителей на этой стадии: «Неторопливость, спокойствие, рассудительность».
Второй этап – раскрытие индивидуальности. На этом этапе большую роль играют семейные традиции. Так, например, в семьях цирковых артистов малыши буквально с пеленок начинают выступать вместе с родителями и, минуя этап игры, включаются в жизнь артистов, постепенно привыкая к ежедневной работе. На этом этапе ребенок в соответствии со своим увлечением поступает в какой-нибудь кружок, секцию или студию, и тогда у него появляется наставник, который работает с ним уже индивидуально. Для этой стадии характерно то, что взрослые постоянно приспосабливаются к ребенку, постигающему свой талант. На этом этапе индивидуальный наставник играет главную роль. Он даже может подчинить распорядок всей семьи распорядку юного дарования, т.е. родители очень тесно взаимодействуют с наставником. На этой стадии ребенок уже обычно проявляет желание трудиться в избранном виде деятельности и достигать высоких результатов.
Третий – этап роста. На этом этапе ребенок нуждается уже в более квалифицированном педагоге – профессионале своего дела, который становится основным судьей его успехов. Родители занимают подчинительную позицию, их роль сводится к моральной и материальной поддержке. На этом этапе для развития творческих способностей ребенка и поддержания желания трудиться и достигать результатов, очень важны творческие конкурсы, концерты или соревнования, проходящие вне дома. Родители теперь выступают в роли зрителей.
Четвертый – этап мастерства. На этом этапе ребенок, если он действительно талантлив, обгоняет своих сверстников, а иногда и наставников и превращается в настоящего мастера в избранной сфере. Подобное случается редко, и достигают таких высот единицы. Педагогам и родителям надо быть очень осторожными на этой стадии, чтобы не привести ребенка к «звездной болезни».
Итак, на первом этапе развития творческих способностей ребенок подражает родителям, на втором и третьем этапах преподаватель как наставник юного дарования начинает играть все более заметную роль в развитии творческих способностей ребенка. На третьем этапе взрослые уже имеют дело с состоявшейся творческой личностью. Несмотря на все увеличивающуюся роль профессионального педагога в росте и становлении таланта ребенка, значение родителей на всех этапах чрезвычайно велико.
Для развития творческих способностей должны создаваться определенные условия. Одно из важнейших условий для проявления творческих способностей детей – организация интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира, общение с искусством, учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детского творчества, организация атмосферы творчества в детском саду и дома, мотивация творческих заданий. Еще одним условием развития творческих способностей дошкольников является развитие сенсорного восприятия: умения рассматривать предметы, всматриваться, вычленять части, сравнивать с сенсорными эталонами форму, цвет, величину, определять признаки предмета и явления. Для создания художественно-выразительного образа необходимо развивать у детей и эмоциональное эстетическое восприятие, т.е. развитие у ребенка умения замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом свое отношение и чувства.
Огромное значение для развития творческих способностей дошкольников имеет развитие их внимания, памяти, воображения. Именно эти качества, по данным психологов, являются основой развития творческого мышления, творческих способностей детей, повышает их творческо-поисковую активность.
Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы – вот что помогает не допустить в детскую деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой — искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.
Чем разнообразнее будут условия, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться творческие способности детей. Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества, т.е. состояние детей, когда разбужены их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает. При этом каждый ребенок чувствует себя свободно, раскрепощено, комфортно. Нередко от родителей и даже от учителей, воспитателей можно услышать такие слова: «Ну зачем он тратит дорогое время на сочинение стихов — у него ведь нет никакого поэтического дара! Зачем он рисует — из него ведь все равно художник не получится! А для чего он пытается сочинять какую-то музыку — ведь это не музыка, а чепуха какая-то получается!..» Какое во всех этих словах огромное педагогическое заблуждение! В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений. Сегодня он пишет нескладные мелодии, не умея сопроводить их даже самым простейшим аккомпанементом; сочиняет стихи, в которых корявые рифмы соответствуют корявостям ритмов и метра; рисует картинки, на которых изображены какие-то фантастические существа без рук и с одной ногой…
Ведь за всеми этими наивностями, нескладностями и корявостями кроются искренние и потому самые истинные творческие устремления ребенка, самые подлинные проявления его хрупких чувств и несформировавшихся еще мыслей.
Он, может быть, не станет ни художником, ни музыкантом, ни поэтом (хотя в раннем возрасте это очень трудно предвидеть), но, возможно, станет отличным математиком, врачом, учителем или рабочим, и вот тогда самым благотворным образом дадут о себе знать его детские творческие увлечения, добрым следом которых останется его творческая фантазия, его стремление создавать что-то новое, свое, лучшее, двигающее вперед дело, которому он решил посвятить свою жизнь.
К счастью, человечество ставит перед собой только разрешимые задачи. Пусть алмазы редки, но, познав естественные закономерности появления их в природе, люди научились делать алмазы. Проникнув в одну из великих тайн природы – тайну возникновения и развития творческих способностей, люди научаться выращивать таланты! Недаром во всех развитых странах мира идут научные и практические поиски в этом направлении. И результаты этих поисков удивительны.
И перед нашим государством, школой, воспитателями и родителями вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад и кто еще должен родиться, вырастить не только здоровым и крепким человеком, но и – обязательно! – инициативным, думающим работником, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы не взялся. И активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит вокруг возможность для совершенствования. Получается, что все должны стать творцами? Да! Пусть одни в меньшей мере, другие – в большей, но обязательно все!
Источник