Творческие способности ребенка 5 лет
Развитие творческих способностей у детей 5-6 лет
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.
Творческое мышление, характеризуется следующими основными особенностями:
1. Быстрота — способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).
2. Гибкость — способность высказывать широкое многообразие идей.
3. Оригинальность — способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).
4. Законченность — способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид.
Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии. Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и «дозревает» в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период «дозревания» есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к «моменту» этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко — с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным. Однако возможности развития способностей, достигнув максимума в «момент» созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. Это угасание возможностей к развитию — необратимый процесс. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний — это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей.
В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается общедидактическим принципам:
— научности
— систематичности
— последовательности
— доступности
— наглядности
— активности
— прочности
— индивидуального подхода
Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны игры нового типа: развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями.
1. каждая игра представляет собой набор задач.
2. задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
3. задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности.
4. задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.
5. постепенное возрастание трудности задач — способствует развитию творческих способностей.
6. для эффективности развития творческих способностей у детей необходимо соблюдать условия:
— развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста;
-задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей;
— творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к. создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Наряду с принципами используют и методы, которые должны сочетаться друг с другом:
- практические методы: упражнения, игры, моделирование.
- упражнения — многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. Упражнения подразделяются на конструктивные, подражательно- исполнительские, творческие.
- игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами.
- наглядные методы: наблюдение — рассматривание рисунков, картин, просмотр диафильмов, прослушивание пластинок.
- словесные методы: рассказ, беседа, чтение, пересказ.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.
Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами. Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением. Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется взрослые позволяют ему это делать, а не решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам. Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.
Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь — не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка — распространенный среди родителей способ «помощи» детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься. Давно известно, что для творчества необходима комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.
Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается, (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.
Литература:
- Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. — СПб.: Союз, 2007, С. 178
- Полуянов Д. Воображение и способности. — М.:3нание, 2005, С. 84
Источник
Кристина Вдовиченко
Статья «Развитие творческих способностей детей 5–6 лет»
Развитие творческих способностей детей 5 -6лет
Дети в старшей группе дошкольного учреждения отличаются от школьников. Они как мягкая глина, из которой можно вылепить что угодно. Перед воспитателем стоит одна из важнейших задач – создание благоприятной эмоциональной обстановки в группе, в целях спокойного и планомерного развития личности каждого дошкольника и развития творческой личности.
Воспитатель выполняет три взаимосвязанные функции –это:
* забота о развитии каждого ребёнка;
* помощь в решении возникающих проблем;
* организация разнообразной деятельности в группе.
Любой ребёнок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь «искорку», вызвать неподдельный интерес к происходящему? И решение пришло само собой – надо приобщить детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами.
Возникла необходимость найти такие средства формы воспитательной работы с детьми, которые могли бы увлечь их общностью интересов и повести их к вершинам успеха.
Размышляя над формами, методами обучения и воспитания, опираясь на педагогический опыт, пришли к убеждению, что результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого из воспитанников. Творческие способности можно проявить не только на различных мероприятиях, но и на любом занятии.
НАПРИМЕР: прочитав произведение, мы составляем краткий рассказ об отрицательных и положительных героях, рисуем фрагменты прочитанного, при этом дети так фантазируют, что могут описать подробности.
Для изучения интересов и увлечений воспитанников, особенностей их взаимоотношений со сверстниками, характера, эмоционального состояния ребёнка можно применять методы, которые должны гармонично сочетаться с воспитательной работой.
Такие занятия, как «Я и моя семья»; «Береги свою планету»; «Ценности моего народа»,помогают реализовать несколько педагогических задач:
• Активизируют интерес воспитанников к различным видам искусства;
• Улучшают психологическую атмосферу в группе;
• Развивают живую фантазию, память, мышление, познавательные интересы детей;
Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о творчестве детей и о значении творческой работы для общего развития ребёнка. Существует распространённое мнение, что творчество – удел избранных и что только тот, что одарен особым талантом, должен его развивать в себе, и может считаться призванным к таланту.
Важно определить темп и найти педагогические возможности творческого развития ребёнка. Причём работать с ребёнком в той степени трудности, которую он выбирает сам, и с каждым годом, в зависимости от успешности дела, эту планку поднимать, чтобы ребёнок имел возможность роста.
Для раскрытия творческих у детейприменяем активные формы и методы:
беседы, игры, наблюдения, творческий труд, проекты, индивидуальные занятия.
В зависимости от способностей детей каждому ребёнку нужно давать индивидуальное творческое задание, пытаясь разбудить детскую мысль, заставить ребят думать, анализировать, сравнивать.
Детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность другого.
Источник
Анастасия Андрианова
Развитие творческих способностей у детей 5–6 лет при помощи нетрадиционных видов деятельности
Воспитатель: Андрианова Анастасия Владимировна
«Развитие творческих способностей у детей 5-6 лет при помощи нетрадиционных видов деятельности».
«Творчество – особый вид деятельности, оно в самом себе несет удовлетворение» (У. С. Моэм)
Изобразительная деятельность всегда интересна и увлекательна для детей.
Дети имеют возможность передать свои впечатления об окружающем мире с помощью карандаша, красок, комка глины, бумаги. Этот процесс вызывает у них чувство радости, удивления.
На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией дети учатся бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры, трудовой деятельности.
У детей развивается художественное восприятие произведений изобразительного искусства, это помогает им эмоционально откликаться на воздействие художественного образа, понимать содержание произведений. Формируется у детей представление о видах изобразительного искусства и народного творчества. Федеральный государственный стандарт тоже направлен на художественно – эстетическое развитие, на реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (1.6).
Актуальность темы.
Я считаю, что данная тема актуальна. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребенок создает субъективно новое, новое для себя. В процессе данной деятельности у него развивается усидчивость, аккуратность, терпение, формируется абстрактное мышление, умение концентрировать внимание, а также развитие мелкой моторики и координации движения рук. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие личности ребёнка.
Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Такие творческие занятия способствуют развитию детской художественной одаренности, воображения, художественного вкуса и мышления. Использование нетрадиционных приемов и техник также способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности.
Наблюдая за детьми в старшей группе в процессе совместной творческой деятельности, я заметила, что у многих детей плохо развита мелкая моторика рук, дети плохо владеют карандашами, ножницами. Дети не умеют передавать свои впечатления в рисунках, лепке, плохо ориентируются на листе бумаги. Процесс художественной деятельности в основном подражательный, так как плохо развито воображение и логическое мышление у детей. Это обусловлено тем, что дети приходят в детский сад в 5 лет.
Проанализировав проблему, я поставила для себя следующую цель.
Цель: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»
Задачи:
1. Развивать мелкую моторику, тактильное восприятие.
2. Обогащать знания и представления детей о предметах, материалах, их свойствах, способах их применения.
3. Развивать детское творчество, наглядно — образное мышление, творческое воображение и художественный вкус.
4. Развивать изобразительные навыки и умения, эстетическое
восприятие, эмоциональную отзывчивость.
5. Научить совместной работе детей в коллективе.
6. Воспитывать уверенность, самостоятельность, инициативность в продуктивной художественной деятельности.
1 ЭТАП.
В начале учебного года в старшей группе я провела диагностику с целью выявления уровня развития творческих способностей детей. В исследовании принимало участие 20 детей.
Для определения уровня творческих способностей, за основу взята методика Т. С. Комаровой, которая была частично адаптирована, а именно добавила критерий «Использование нетрадиционных материалов«, потому что использование их в работе говорит о внутренней свободе, которая влечёт за собой творческую раскрепощённость и развитие самого творчества.
В процессе проведения диагностики использовались разные приёмы: индивидуальные беседы, наблюдения, творческие задания, анализ продукта деятельности. Анализ результатов диагностических исследований позволил определить уровень развития творческих способностей дошкольников.
Обработка результатов диагностики показала: высокий уровень — 15%, средний- 45%, низкий- 40%.
2. Параллельно с диагностикой детей вела анкетирование родителей, анализ которого помог определить, какой процент родителей понимает значение творчества для общего развития ребёнка, уровень готовности к взаимодействию с ДОУ и существует ли потребность в консультативной помощи. В памятках (буклетах) предлагала советы родителям по развитию творческих способностей старших дошкольников.Для вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс проводились такие мероприятия как: выставка совместного творчества детей с родителями, творческий конкурс и др.
На данном этапе я хотела обобщить, систематизировать результаты диагностики. А также помочь понять родителям, что развитие детского творчества и мелкой моторики рук поможет ребёнку при подготовке к школе.
2 ЭТАП.
1. Для успешной реализации работы в данном направлении была создана развивающая предметно-пространственная среда. Организован центр изотворчества, который предусматривает наличие различных предметов и материалов для детского творчества: бумага разного цвета, краски, кисти тонкие и толстые, картон, шаблоны и трафареты, стаканчики, салфетки, свечи, сухие листья, ватные диски, различные виды крупы, пластилин и т. д. Оформлена выставка детских работ, позволяющая продемонстрировать свои успехи в творческой деятельности.
2. Следующим шагом было знакомство с нетрадиционными техниками изодеятельности,а именно:
техника «Оттиск» — привлекает детей процессом печатания, угадывания того, что получится в результате оттиска разнообразных материалов. Мы использовали природный материал – сухие листья.
техника рисование «Манкой», — развиваем мелкую моторику рук и др.
пластилинография- развить гибкость, координацию, мелкую моторику пальцев рук (что очень способствует развитию речи).
Аппликация в технике плетения из бумаги – способствует развитию эстетического вкуса, творческих способностей, фантазии, воображения, мелкой моторики рук, глазомеру;
Техника рисования «Свеча + акварель» — способствует развитию памяти, вниманию, мелкой моторики;
Техника «поделки из бумажных модулей» — что способствует развитию логического мышления.
3. Дети знакомились с художественной литературой, слушали рассказы.Знакомились с произведениями живописи: И. Шишкин «За грибами», И. Левитан «Золотая осень», И. И. Шишкин «Зимний лес», Грабарь «Зимняя рябина», О. Рыжиков «Снегири» и т. д., что способствует восприятию и пониманию детьми произведений искусства. Использование на занятиях ИКТ-технологии помогло мне разбудить интерес детей, разнообразить и удержать их внимание. Использование мультимедийной презентаций позволило сделать занятие эмоционально окрашенными, интересными, что послужило прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, способствующим хорошей результативности занятия.
Работая на данном этапе, я хотела увлечь детей художественным творчеством, окунуть их в мир искусства, закрепить знания детей о нетрадиционных техниках изодеятельности. Сделать упор на мелкую моторику и развития творчества.
3 ЭТАП.
Работа на данном этапе велась в течение всего года. Я попробовала вовлечь родителей принять активное участие в совместной деятельности, поспособствовать эмоциональному сближению родителей и ребёнка посредством изодеятельности. А также научить детей работать в паре, небольшой подгруппой. Воспитывала умение договариваться друг с другом во время работы, доводить замысел до конца.
1. Была проделана коллективная работа детей на тему «Зима в лесу».
С использование техники рисование крупой.
2. Выставка работ в родительском уголке на тему «Весенний букет», работы принимались из разного вида бумаги и в разных техниках.
3. Совместная деятельность родителей и детей на тему «Символ года», с использованием техники рисование крупой.
4. Делали поделки мама и папам на праздники.
5. Участвовали всероссийском конкурсе на тему «Просторы космоса»
Родители с удовольствием принимали активное участие в изготовлении поделок, рисунков на конкурс и т. д.
Работой на данном этапе я хотела заинтересовать и детей и родителей нетрадиционным художественным творчеством, способствовать эмоциональному сближению детей и родителей.
4 ЭТАП.
1. Работу на данном этапе я построила как диагностирующую.
Используя в конце года туже методику Т. С. Комаровой «Использование нетрадиционных материалов» я увидела у детейнеплохую положительную динамику: высокий уровень – 25%, средний – 60%, низкий – 15%. А самое главное я увидела интерес детей к художественному творчеству, желание мастерить и творить своими руками.
2. Получила положительную оценку своей работы со стороны родителей и пожелание продолжить её в следующем году.
3. Провела с детьми вечер досуга «Самоделки» — где мы открыли творческую мастерскую и дети по желанию из разных материалов (бумаги, манки, природного материала и т. д.) изготовили поделки для групповой выставки.
Проведение всей этой работы показало, что у детей появился устойчивый интерес к изобразительной деятельности, появилось эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира. Дети стали самостоятельно замечать красивое, необычное, яркое, и применять приобретённые изобразительные навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации используя при этом нетрадиционную технику изодеятельности. Дети легко рисуют с натуры, передают форму, величину, цвет в рисунке, ритм, цветовые сочетания в декоративном узоре, пластичность в лепке, выразительность силуэта в аппликации. Они умеют планировать будущий рисунок, осуществлять самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Они стремятся достичь качественных результатов, что говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудностей. Большой интерес вызывает коллективное творчество, они проявляют умение сотрудничать, договариваться.
Углубились знания детей о скульптуре малых форм, при этом дети сами выбирают средства выразительности. Предметное и сюжетное и нетрадиционное рисование выступает как самостоятельная деятельность.
Дети научились определять жанры искусства – живопись, скульптура, мелкая пластикам, декоративно – прикладное искусство. У детей имеется уже свой интерес, предпочтение при выборе картины, иллюстрации, народной игрушки, чётко проявляются наглядные и словесные методы в процессе рассматривания, обследования формы предмета перед его изображением.
Дети освоили творческие способности, необходимые им для последующего обучения изобразительному искусству в школе.
В процессе данной деятельности у них выработалась усидчивость, аккуратность, терпение, сформировалось абстрактное мышление, умение концентрировать внимание, а также хорошо развита мелкая моторика и координация движения рук.
Работу по данной теме планирую продолжить в подготовительной к школе группе. Я считаю, что это поможет детям при письме. Восприятии и понимании произведений искусства и художественного творчества.
Трансляцию своего опыта по данной теме планирую провести в форме мастер – класса с педагогами ДОУ.
Источник