Творческая позиция воспитателя в преобразовании среды развития ребенка
Творческая позиция воспитателя в преобразовании среды развития ребенка (на основе собственных разработок, авторских пособий, игр, оригинальных средств обучения и воспитания)
Я обустроила развивающую предметно-пространственную. Среду моей группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО и основной образовательной программой нашего ДОУ.
Мною разработаны авторские пособия:
Дидактическое пособие «Посёлок». Способствует формированию элементарных математических представлений, представлений о пространстве (ближе, дальше), развитию представлений о видах транспорта (водный, воздушный, наземный, грузовой, пассажирский), развитию речевых навыков ( согласование существительных).
Все атрибуты картины прикрепляются к панно с помощью липучек, их можно менять местами, выкладывать поочерёдно в соответствии со счётом и т.д.
Дидактическое пособие «Экологическая стена». Все атрибуты прикрепляются к панно с помощью липучек, могут меняться в зависимости от времени года. На пособии можно проследить обитателей леса, пруда, подземных жителей. Дети могут увидеть расположение наземной и подземной частей растений. В соответствии с погодой дети выставляют на панно солнце или дождик с тучами.
Уголок эмоций. Способствует отслеживанию ребёнком своего эмоционального состояния. Воспитанники моей группы любят играть в игру «Какой я?» сравнивая своё выражение лица с изображением на пособии. Пособие многофункционально. Каждое изображение отмечено бантиком цветовой определённой цветовой гаммы, что позволяет детям закрепить знания цветов спектра.
Дидактическое пособие «Осьминожки». Способствует закреплению знаний детей о цветовой гамме — как об основных, так и о промежуточных цветах. Шляпки осьминожков прикрепляются на липучках. Воспитанники моей группы очень любят «играть» с осьминожками, отгадывая, под шляпки какого цвета спрятались осьминожки, или же прячут осьминожек под шляпки заданного цвета.
В пользовании детей моей группы находиться ПК, на котором установлены образовательные программы в соответствии с возрастными особенностями детей моей группы. Имеется медиатека, которая постоянно пополняется новыми дисками. В рамках реализации организованной образовательной деятельности я использую мультимедийное оборудование, презентации различной тематики. Применение ЦОР способствует повышению интереса детей к образовательной деятельности, более продуктивному усвоению новых знаний.
4.3. Наличие авторских проектов совместной деятельности воспитателя с родителями и общественностью по развитию образовательной среды
Одним из необходимых условий успешной реализации основной образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО является создание образовательной среды, которая гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивает эмоциональное благополучие детей, способствует профессиональному развитию педагогических работников, создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования, обеспечивает открытость дошкольного образования, создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Образовательная среда — это комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в ДОУ.
Развивающая образовательная среда ДОУ состоит из следующих компонентов:
— взаимодействие участников педагогического процесса;
— развивающая предметно-пространственная среда;
— содержание дошкольного образования.
Взаимодействие участников педагогического процесса — это согласованная деятельность педагога, воспитанников и родителей по достижению совместных задач и результатов.
Развивающая предметно-пространственная среда – это составная часть образовательной среды. Она представлена образовательным оборудованием, материалами, мебелью, инвентарем, играми, игрушками и др.
Содержание дошкольного образования – это система знаний, умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также элементов социального, познавательного и творческого опыта
Все компоненты образовательной среды дошкольного учреждения взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Реализацией компонента «взаимодействие участников педагогического процесса» стала разработка проекта «Экологическая тропинка».
В современных условиях развития нашего общества, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.
Сроки реализации проекта: 2016-2017 учебный год.
Участники проекта:
— дети средней группы, воспитатели, родители (законные представители) воспитанников.
В соответствии с целями я определила задачи проекта:
1. Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
2. Научить элементарным способам исследования объектов природы.
4. Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности.
5. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.
6. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам.
7. Привлечь родителей (законных представителей) к участию в решении задач экологического воспитания.
8. Повысить компетенции педагогов по экологическому воспитанию дошкольников.
Реализация проекта была разделена на этапы:
Первый этап – подготовительный. На этом этапе я определила направления предварительной работы с родителями (законными представителями) воспитанников, объекты для исследования, оборудование и материалы, план реализации проекта на учебный год.
Второй этап – основной. В течение второго этапа собственно происходила реализация проекта – осуществлялась исследовательская деятельность – посадка комнатных растений, наблюдение за их ростом и развитием, обустройство ландшафтного дизайна участка – создание альпийской горки, проводились зимние экологические акции «Зимнее кафе», «Домик для птиц», обустройство экологической тропы.
С помощью родительской общественности я организовала в своей группе обустройство познавательно — экологической среды. Я предложила родителям разработать и провести вместе с детьми дома исследовательские проекты по изучению объектов природы: растений, животных, птиц, насекомых, объектов неживой природы. Затем я организовала мини-конкурс на лучший исследовательский семейный проект.
С наступлением весны мы вместе с родителями разработали план обустройства экологической тропинки. Все вместе высадили травянистые растения, оборудовали сухой ручей, высадили саженцы хвойных деревьев. На взрослых лиственных деревьях разместили кормушки для птиц и скворечники. У детей появилась возможность наблюдать за птицами. Ежедневно дети пополняли кормушки хлебными крошками, зёрнышками, что, несомненно, способствовало воспитанию бережного отношения, заботы об объектах живой природы.
Создание альпийской горки, посадка цветов в альпинарии, последующий уход за ними – послужило накоплению практического опыта детей.
В процессе организованной образовательной деятельности мы с детьми изучали флору и фауну нашего села, проводили наблюдения на прогулках, экскурсиях. Я также провела с детьми цикл занятий по изучению правил поведения в природе.
Осенью мы с родителями и педагогами организовали и провели конкурс детских работ из природного и бросового материалов. Конкурсные работы органично влились в интерьер группы и долго являлись её украшением.
Совместно с родителями мы организовали в нашей группе библиотеку и видеотеку «Из жизни природы» (о насекомых, птицах, животных, растениях, обитателях моря, о временах года и т.д.).
Третий этап – обобщающий – обобщение работы по экологическому проекту «Экологическая тропинка»
Результаты реализации проекта:
Для детей
По результатам диагностики, уровень усвоения экологической грамотности воспитанников моей группы составил 90%.
2. В результате реализации проекта уровень обогащения развивающей предметно-пространственной среды значительно вырос.
3. В моей группе созданы достаточные условия для организации деятельности по экологической направленности.
Для родителей
Активность родителей (законных представителей) в рамках участия в деятельности группы по экологическому воспитанию значительно повысилась. Практически все родители принимали активное участие во всех проводимых мероприятиях проекта. По собственной инициативе мамы воспитанников делились с нами рассадой огородных культур, цветов. Родители стали больше внимания уделять воспитанию у детей экологической культуры.
Для педагогов
Педагогические работники — педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре принимали непосредственной участие в реализации проекта, что послужило повышению их компетенций в области экологического воспитания дошкольников.
Источник
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации — одно из основных средств, формирующих личность ребенка, источник получения знаний и социального опыта. Созданная в детском саду предметно-пространственная среда влияет на развитие ребенка, способствует его всестороннему развитию, и обеспечивает его психическое и эмоциональное благополучие. Поэтому для меня этот вопрос сегодня особенно актуален.
Зоны, центры и микроцентры группы.
ЦЕНТР КОНСТРУИРОВАНИЯ
ЦЕНТР ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЦЕНТР ЭКОЛОГИИ И ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ
ЦЕНТР КНИГИ
УГОЛОК ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
ЦЕНТР СЮЖЕТНО — РОЛЕВЫХ ИГР
ОСТРОВОК БЕЗОПАСНОСТИ И ЗДОРОВЬЯ
МУЗЫКАЛЬНЫЙ УГОЛОК
УГОЛОК ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И МАТЕМАТИКЕ
УГОЛОК УЕДИНЕНИЯ
ЦЕНТР ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
УГОЛОК СПОРТА
ЦЕНТР КОНСТРУИРОВАНИЯ
Задачи: развивать представления об основных свойствах объемных геометрических, в основном крупных, форм (устойчивость, неустойчивость, прочность), в приобретении умений воссоздать знакомые предметы горизонтальной плоскости (дорожки, лесенки стульчики и т.д.), развивать навыки сотворчества со взрослыми самостоятельного творчества, развивать мелкую моторику пальцев, рук, в приобретении умения строить мебель, горки, дома. Учить понимать видоизменяемость, вариативность конструкции, возможность строительства не только по горизонтали, но и по вертикали. Уметь анализировать объект, видеть основные части детали, составляющие сооружения, возможность создания их из различных форм.
Оборудование и материалы, которые имеются в уголке: Материалы для конструирования: пластмассовые конструкторы мелкий деревянный строитель, мелкие модули, набор игрушек.
ЦЕНТР ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Задачи: формирование навыков слушания; развитие творчества детей на основе литературных произведений.
Оборудование и материалы, имеются в уголке: Театр настольный, небольшая ширма и наборы кукол (пальчиковых, плоскостных и др.); театр, сделанный воспитателем Би-ба-бо); театр-драматизации — готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы; могут находиться книги.
ЦЕНТР ЭКОЛОГИИ И ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ
Задачи: экологическое воспитание и образование детей.
Оборудование и материалы, имеющие в уголке: в группе находится 2-3 комнатных растения, те которые отобрал воспитатель желательно похожими на дерево, траву; неприхотливыми, цветущими одноцветными цветками (примула, бегония, герань); с широкими, плотными листьями (фикус); контрастными (традесканция). Ведётся активное наблюдение за объектами живой природы в естественных условиях. Взрослый организует действия с различными объектами: мокрым и сухим песком, рассматривают различные состояния воды, дидактические игры, муляжи фруктов и овощей. Альбомы- «Времена года», «Животные».
ЦЕНТР КНИГИ
Задачи: формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой; формирование и расширение представлений об окружающем.
Оборудование и материалы, имеющие в уголке: стеллаж для книг, стол и два стульчика, ширма, отделяющая уголок от зон подвижных игр; книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки; альбомы для рассматривания: “Профессии ”, “Времена года ”, “Детский сад ” и т.д.
УГОЛОК ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Задачи: развитие мышления и пальчиковой моторики; освоение операций вкладывания, наложения, соединения частей в целое; развитие зрительного восприятия внимания; формирование обследовательских навыков; знакомство с геометрическими фигурами и формами предметов; обучение группировки по цвету, размеру, форме. Выявление отношения групп предметов по количеству и числу (много, мало, один); развитие способности использовать речь для определения смысла своих действий; формирование умения группировать предметы последовательно, составлять картинки; обогащение активного словаря детей; формирование умения описывать и называть предметы на картинках. Оборудование и материалы, которые имеются в уголке: материалы по сенсорике и математике: 1. Крупная мозаика, объемные вкладыши из 5-10 элементов, сборные игрушки, пирамидки (из 6-10 элементов), шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры. 2. Нетрадиционный материал: закрытые емкости с прорезями для заполнения различными мелкими и крупными предметами, крупные пуговицы или косточки от счетов для нанизывания. 3. Различные мелкие фигурки и нетрадиционный материал (шишки, желуди, камушки) для счета.
ЦЕНТР СЮЖЕТНО — РОЛЕВЫХ ИГР
Задачи: формирование ролевых действий; стимуляция сюжетно- ролевой игры; формирование коммуникативных навыков в игре; развитие подражательности и творческих способностей.
Оборудование и материалы, имеющиеся в центре: кукольная мебель для комнаты и кухни: гладильная доска; атрибуты для игры в “Дом. ”, «Магазин”, “Парикмахерскую”, “Больницу», моряков, водителей и др.; куклы крупные (35-40 см), средние (25-35 см); куклы девочки и мальчики: игрушечные дикие и домашние животные: наборы кухонной и чайной посуды; набор овощей и фруктов; машины крупные и средние; грузовые и легковые: телефон, руль, весы, сумки, ведёрки, утюг, молоток и др.; кукольные коляски; игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (неваляшка, клюющие курочки, дерущиеся бараны, прыгающие лягушки и. т.п.); одежда для ряжения.
ОСТРОВОК БЕЗОПАСНОСТИ И ЗДОРОВЬЯ
Задачи: Ознакомление со светофором, с правилами поведения в соответствии со световыми сигналами светофора и ознакомление со здоровым образом, жизни.
Оборудование и материалы, которые имеются в уголке: «Светофорчик» (наклеить светофор); полотно с изображением дорог, пешеходных переходов (можно сделать из дерматина. чтобы можно было складывать и убирать); средний транспорт; макеты домов, деревьев, светофор, дорожные указатели; небольшие игрушки (фигурки людей, животных). Наборы картинок, дидактические игры.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ УГОЛОК
Задачи: развитие слухового восприятия и внимания; формирование исполнительских навыков.
Оборудование и материала, которые имеются в уголке: набор шумовых коробочек; звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки и др.); музыкальные дидактические игры.
УГОЛОК ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И МАТЕМАТИКЕ
Задачи: Обучение приёмам, использованию игрового материала для развития речи и математических представлений, познавательных и творческих способностей детей.
Оборудование и материалы, которые имеются в уголке: Дидактические наглядные материалы; предметные и сюжетные картинки, Альбом «Артикуляционная гимнастика, «Пальчиковая гимнастика».; материалы для дыхательной гимнастики “Чудесный мешочек” с различными предметами. Мелкий счетный материал, набор геометрических фигур, вкладыши разных размеров, картинки с изображением времен года, частей суток, дидактические игры.
УГОЛОК УЕДИНЕНИЯ
Это место, где ребёнок может посидеть подумать, помечтать, вспомнить приятные ощущения общения с близкими и родными людьми, что – то рассмотреть, что – то приятного и полезного послушать, поиграть с какими – то предметами и игрушками, расслабиться.
ЦЕНТР ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
Задачи: развивать интерес, внимание, любознательность, эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности.
Оборудование и материалы, которые имеются в уголке: мольберт; наборы цветных карандашей; наборы фломастеров; гуашь; акварель; цветные восковые мелки и т.п.; кисточки — тонкие и толстые, щетинистые, беличьи; баночки для промывания ворса кисти от краски; бумага для рисования разного формата; салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти; губки из поролона; салфетки для рук; пластилин, глина; доски для лепки; большие клеёнки для покрытия столов; навесные валики с рулонами бумаги; школьные мелки для рисования на доске и асфальте или линолеуме, альбомы с видами искусства.
УГОЛОК СПОРТА
Задачи: создать условия для занятия физическими упражнениями в группе, стимулирование желание детей заниматься двигательной деятельностью. Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Укрепление мышц нижних и верхних конечностей, профилактика плоскостопия; профилактика простудных заболеваний; укрепление мышц позвоночника, предупреждение сколиоза.
Оборудование и материалы, которые имеются в уголке: коврики, дорожки массажные со следочками (для профилактики плоскостопия); палка гимнастическая; мячи; корзина для метания мечей; обручи; скакалка; кегли; дуга; кубы; скамейка; мат гимнастический; шнур длинный и короткий; ленты, флажки, атрибуты для подвижных игр.
Созданная в детском саду предметно-пространственная среда и использование разработанных мной пособий, дидактических и развивающих игр, оригинальных средств обучения и воспитания благотворно влияет на развитие детей, способствует их всестороннему развитию и обеспечивает их психическое и эмоциональное благополучие.
Источник
«Влияние предметно – развивающей среды
на творческие способности детей»
Залогом успешной работы считаю — создание в группе предметно – развивающей среды. Прежде всего, она должна быть эстетично оформленной. Начинаю всегда с цвета, так как он является важным средством художественной выразительности. Стараюсь, чтобы всё в группе радовало глаз ребенка и побуждало к взаимодействию со средой. Это обеспечивается доступностью материала, его разнообразием и постоянным обновлением. Внесение новых, совершенно незнакомых материалов, побуждает детей к творческому поиску.
Дидактические игры и пособия, ярко и оригинально оформленные, помогают детям эффективно и быстро освоить не всегда интересный и достаточно трудный материал.
Развивающая среда, созданная мною в группе, вариативная, динамичная и соответствует возрасту детей. Уголки оформляю в виде знакомых детям образов с яркими красочными деталями. Например «Уголок природы» оформлен в виде панно с цветами и насекомыми, где много сшитых мягких деталей, действуя с которыми, у детей развиваются еще и тактильные ощущения. Он схематичен и многофункционален. Организую пространство так, чтобы у ребенка были возможности для самовыражения.
Развивающую среду образуют и творческие работы детей. Поделки изготовленные из бросового материала, очень нравятся детям.
Дети учатся по – новому смотреть на старые ненужные вещи, находить им необычное применение, т.е. у них развивается фантазия, воображение.
В «Уголке творчества» любой ребенок может разместить свои работы, выполненные в детском саду или дома. Многие работы мы так же дарим сотрудникам детского сада. Дети видят практическое применение своим работам, это повышает их самооценку и служит мотивацией к продолжению творческой деятельности.
Развивающая среда – это и взаимодействие детей и воспитателя. У нас в группе царит атмосфера доверия и взаимопонимания – а это прямой путь к творчеству. Учу детей не бояться ошибок, настраиваю их только на позитивный результат («Я сумею, смогу, узнаю»). Любую деятельность детей оцениваю с позиции творческого замысла и нестандартного пути решения. Поэтому дети уверены в себе и своих возможностях. Они имеют максимальную свободу для инициативы, активно участвуют в процессе формирования и преобразования окружающей среды. Ненавязчиво формирую у них чувство вкуса и чувство меры. Кроме того, вложив свой труд в организацию развивающей среды, дети более бережно к ней относятся.
Эмоциональный фон для творческой деятельности создаёт музыка, которая всегда присутствует в нашей жизни. Активно использую технические средства: телевизор, DVD, музыкальный центр.
В своей жизни я всегда придерживалась правила: «Взялся за дело, делай его хорошо». А для этого необходимы знания, надо постоянно учиться. Ведь мы имеем право учить до тех пор, пока учимся сами. А чем больше узнаешь, тем яснее понимаешь, как мало еще знаю. Поэтому постоянно занимаюсь самообразованием.
Современная жизнь диктует применение новых подходов к работе, использование новых технологий. Новые знания позволяют познавательнее и увлекательнее организовывать деятельность детей. Использую разнообразные формы проведения занятий: интегрированные, развивающие, проблемные, игровые, включаю элементы ТРИЗ, игровые этюды.
Веду в группе кружковую работу. Работает кружок ручного труда «Задумка», в котором приобщаю детей к основам рукоделий. Ребята, которым особенно нравится этот вид деятельности, которые хотят непременно создавать красоту своими руками, стали моими первыми помощниками и кружковцами.
А недавно организовали персональную выставку рисунков «Маленькие шедевры». Накопившиеся работы моей воспитанницы Насти Решетниковой, заставили меня задуматься о статусе детского рисунка, его значении и ценности. Я считаю, что в ребёнке обязательно надо проявлять и поддерживать любое его стремление к творчеству. Ведь за всеми этими изображениями и кроются подлинные проявления её хрупких чувств. А как известно, лучшей наградой для художника, особенно для маленького, является публичное признание его творчества. И, возможно, в будущем из неё получится настоящий художник!
Накопленный мной опыт передаю коллегам в своем саду и на МО. Принимаю активное участие в различных конкурсах.
Сейчас появилась возможность для участия детей в конкурсах. Мои дети участники и победители многих из них. Это дополнительный стимул к развитию.
Гораздо больших успехов в работе можно добиться в сотрудничестве с родителями. Проводимая мною работа по развитию творческих способностей, нашла у них полную поддержку. Организовала родительское собрание на тему «Развитие творческих способностей в различных видах художественно-эстетической деятельности», через практикумы знакомила их с основными направлениями работы. Родители стали проявлять интерес и активно участвовать в обустройстве группы. Появилась добрая традиция к Новому году проводить конкурс на лучшую игрушку или украшение. В этом году провели конкурс на самую оригинальную новогоднюю игрушку и композицию. Родители порадовали своим творческим подходом.
Участие родителей в различных конкурсах стало доброй традицией в нашей группе. У меня замечательные родители. Они такие, какими я хочу их видеть.
Руками родителей изготовлено много нестандартного оборудования и пособий. Особой гордостью наших сотрудников и родителей воспитанников являются наши участки. Дети гордятся своими родителями и, конечно, перенимают у них опыт творчества.
Одной из задач по нравственно-патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям.
Но в наши дни дети мало получают информации по русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам народной культуры. Погрузить детей в атмосферу старины помогла организация музея «Русская изба», в которой мы провели много бесед и встреч. Здесь дети знакомились с песней, танцами, народно-прикладным искусством, бытом русского народа. Недавно у нас в детском саду прошло итоговое мероприятие по данному проекту «Посиделки». Хочу выразить особую благодарность родителям (Елистратову В. А., Фединой Г. М., Саратовской О.В., Долгошеевой Н.В., Чикалкиной Ю.Г., Черкашиной С. В., Советниковой Н. И.), которые помогли нам в создании музея «Русская изба».
Видя вокруг себя оригинальные, интересные оформления, ребенок невольно, сначала просто подражая, переносит это и в свою деятельность, а приобретая новые навыки и умения, пытается самостоятельно переосмыслить и создать что-то индивидуальное, неповторимое, т.е. проявить творчество.
Детское художественное творчество находится в тесной связи с другими видами деятельности ребенка, в которые он и переносит свой опыт, т.е творчество становится стилем его жизни.
Скоро моим «подготовишкам» предстоит войти в самостоятельную школьную жизнь, но я за них спокойна, ведь они активные, инициативные, умеющие оригинально мыслить, имеющие активную жизненную позицию. «Ребенок не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь». Значит мне удалось уловить «искорку» самостоятельной мысли и развить ее в потребности думать, рассуждать, творчески мыслить.
Творческий ребенок – это успешный ребенок.
Источник