Творческая игры в развитии ребенка дошкольного возраста

1. «Волшебная клякса»

Оборудование: лист бумаги, акварельные краски, кисть, вода, карандаши

Лист бумаги сложить пополам. На одной из сторон ребенок рисует красками кляксу, затем свернуть и прижать. Получается двойное изображение, его нужно дорисовать.

2. «Составление изображений объектов»

Оборудование: геометрические фигуры (из бумаги, картона, пластика неважно из чего)

Из геометрических фигур ребенок выкладывает различные объекты, например: домик, цветок, человека и т.д. Также ребенку можно предложить придумать самому кого бы он хотел изобразить.

! Вместо геометрических фигур можно использовать пуговицы, скрепки, пробки от бутылок, различный природный материал (ракушки, мелкие камушки, шишки, засушенные цветы, листья и т.д.). Задание аналогичное выложить различные объекты или целую картину.

3. «Буквы и цифры в рисунках»

Оборудование: бумага, цветные карандаши

Все буквы и цифры на что-то похожи, предложите детям пофантазировать и дорисовать их.

! Еще один вариант игры превратить простую фигуру (овал, 2 линии, треугольник и т.д.) в рисунок.

4. «Обведи свою ладонь и оживи»

Оборудование: бумага, карандаши (краски)

Ребенок обводит на бумаге свою ладошку (можно по желанию две). Далее попробовать превратить силуэт в какую –нибудь картинку.

5. «Несуществующее животное».

Предложите ребенку нарисовать своего животного, придуманного например: рыба – арбуз, жирафолев, собака – цветок и др.

Другой вариант этой игры, предложить ребенку составить несуществующее животное из деталей. Детали это вырезки из журналов, различные фигуры и др.

6. Игра «Счетные палочки не только для счёта».

Оборудование: счетные палочки

Показать, что счетными палочками можно не только считать, но и выкладывать различные изображения. Пусть ребенок выложит картинку из счетных палочек по вашему по образцу, а можно предложить ему проявить свою фантазию.

7. Для чего я хорош?

Выбрать любой предмет и придумать и назвать все варианты использования этого предмета.

8. Творческое упражнение «У кого какой характер?»

Оборудование: изображения животных

Раздать детям картинки с изображением животных и предложить им описать их характер. Пусть ребенок подумает: какой характер данного животного, что он больше всего любит делать, о чем разговаривает с другими животными, кто его враги и т. д. Ответы могут быть сказочными.

9. Театр

Оборудование: ширма, игрушки (или костюмы, маски)

Предложить ребенку показать театральное представление по мотивам сказки или собственной придуманной истории.

10. «Слепой художник».

Оборудование: лист ватмана, карандаши

Ребенку завязать глаза и по вашим подсказкам он должен нарисовать рисунок. Ваши подсказки заключаются в том, чтобы направлять «художника». Говорите, как вести карандаш влево, право, что нарисовать точку, овал и т. д. Ребенок должен попытаться угадать что он рисует.

11. Выдумай историю.

Оборудование: тетрадь, карандаши, фломастеры

Предложить ребенку попробовать себя в роли писателя. Пусть сочинит сказку, например о домашнем питомце. Помогите записать её в тетрадь, а ребенок пусть нарисует обложку и иллюстрации к ней.

! Упрощенный вариант этой игры: выбрать любую картинку из книги и придумать новые события сказки.

12. Игра в стихи.

В поэзию можно играть, и имя этой игры — буриме.

В этой игре нужно сочинить стихотворение по заданным рифмам. Например, по таким: мороз – вопрос, скорей – веселей; конь – гармонь, огонь – ладонь.

13. Расшифруй слова

Представьте, что простые слова — аббревиатуры. Пусть ребенок придумает смешные расшифровки. Например: ЧТО- черепаха топала около.

14. Упражнение «Танец».

Предложить детям станцевать например как распускающийся цветок или как ветерок, по определенную музыку.

15. «Непослушный карандаш».

Оборудование: бумага, карандаши

Предложите ребенку нарисовать на листе бумаги закорючки. Дайте ребенку карандаш и бумагу, предложите ему представить, что у него в руках непослушный карандаш и нарисовать «кулю-мулю». Затем рассмотреть такой рисунок и предположить на что это похоже.

Источник

Надежда Кукарцева
Доклад на тему: «Творческие игры дошкольников»

Дошкольное детство – возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становления основ индивидуальности. Важнейшим условием развития ребёнка является освоение игровой деятельности.

Игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредотачиваются главные интересы и переживания детей. В игре, как в зеркале, отражаются взаимоотношения взрослых; ребёнок входит в мир этих отношений и воспроизводит их в игровой ситуации.

Игра является ведущей деятельностью, потому что даёт возможность ребёнку вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, с которыми в реальной жизни ребёнок вступить не может.

Игра – добровольная деятельность, она несёт в себе чувство свободы. Нельзя играть по принуждению. Пожалуй, для дошкольника эта единственная деятельность, в которой он пользуется свободой и может выбирать, во что играть, с кем играть, сколько времени играть, какие игрушки брать.

Игры, правила которых устанавливаются по ходу игровых действий, или игры с открытыми правилами – такие игры называют «творческими».

Условно все игры детей дошкольного возраста можно разделить на сюжетно – ролевые (творческие) игры и игры с правилами.

К сюжетно – ролевым играм относятся игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные, театрализованные игры, игры – драматизации, режиссёрские игры, игры – фантазирование, игры – этюды.

Сюжетно – ролевая игра рассматривается как основной вид игры дошкольника. Основа с/р игры – воображаемая ситуация, в ней наиболее явно выражено разделение действительности на реальную и символическую.

Воображаемая ситуация включает в себя сюжет, роль и связанные с ней действия.

В этой игре ребёнок разворачивает сюжет, принимая на себя роль.

Сюжет – та сторона действительности, которая находит отражение в игре. В сюжете выражено отношение ребёнка к миру. Это предмет игрового изображения, последовательность и связь изображаемых событий, их совокупность, способ развёртывания темы игры.

Сюжет игры всегда узнаваем – дети играют «во что – то, «в кого – то» — и в тоже время неопределёнен. Неопределённость сюжета связана с его неожиданными поворотами, которые диктуются высокой эмоциональностью и ассоциативностью, нарушениями логической и временной связи. Детский сюжет отражает мир и странно и точно, незнакомо и узнаваемо. Отражается не только видимое и реальное, но и нравственный смысл происходящего. Наиболее распространёнными сюжетами являются:

— профессиональные;

— военизированные («стрелялки», «догонялки», «по мотивам мультфильмов»);

— созидательные («строительство»);

— поиска и открытия («космос», «путешествия»);

— связанные с искусством («цирк, театр»);

— сказочные;

— фантастические;

Сюжеты игр стареют и отмирают, теряя свою актуальность. Поскольку сюжетные игры копируют жизнь, дети, в них играющие, накапливают опыт социальных отношений людей, опыт социальных переживаний.

Роль – это образ, который ребёнок принимает на себя добровольно или по договорённости с другими играющими. Принимаемая роль часто соответствует идеалу ребёнка. Выбор роли в игре – это выбор мотива поведения.Роли могут быть самыми разнообразными:

— роль конкретного взрослого человека или персонажа фильма, книги;

— роль профессия обобщённого типа (учитель, врач);

— семейная роль (мама, папа, дочка);

— сказочные, карнавальные герои (Дед Мороз, Фея, Волшебник);

— роль животного.

В дошкольном детстве ребёнок овладевает целой гаммой отношений с людьми, которая и находит отражение в игровой деятельности.

Театрализованная игра очень тесно связана с сюжетно – ролевой игрой и является её разновидностью.

Ребёнок в своём взрослении проходит ряд этапов,и так же поэтапно развивается его игра: от экспериментирования с предметами, ознакомления с ними к отображению действий с игрушками и предметами; затем появляются первые сюжеты, потом прибавляется вхождение в роль и, наконец, драматизация сюжетов.

Читайте также:  Тверь у ребенка задержка речевого развития

Театрализованная игра появляется в определённый период и как бы вырастает из сюжетно – ролевой. Это происходит в тот момент, когда в более старшем возрасте дети не удовлетворяются только воспроизведением сюжетов реальных взаимоотношений взрослых. Детям становится интересно основывать игру на литературных произведениях, раскрывать в ней свои чувства, воплощать мечты, совершать желаемые поступки, разыгрывать фантастические сюжеты, придумывать истории.

Сюжетно – ролевые и театрализованные игры имеют общее строение. Они включают замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевое действие. Творчество проявляется в данных видах игр в том, что дети творчески воспроизводят всё,что видят вокруг: ребёнок передаёт свои чувства в изображаемом явлении, творчески претворяет замысел, варьирует своё поведение в роли, по – своему использует предметы и заместители в игре.

Различие же состоит в том, что в сюжетно – ролевой игре дети отражают жизненные явления, а в театрализованной берут сюжеты из литературных произведений. В с/р игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт – поставленный спектакль, инсценировка.

Настоящий интерес к театрализованной игре появляется только у старших дошкольников, но это не означает, что приобщать детей к данному виду игры можно только в старшем возрасте. Детям младшего дошкольного возраста и даже раннего возраста интересны игры с куклами, небольшие инсценировки. Маленьким детям нравится выражать свои эмоции в образно – двигательных импровизациях под музыку. Яркие впечатления, оставленные сюжетной игрой взрослого с ребёнком, будут той первоосновой, на которой впоследствии разовьются начальные игровые умения, дальнейшие творческие качества детей.

В связи с тем, что оба виды игры, относятся к творческим видам, следует определить понятие творчества. Согласно энциклопедической литературе, творчество – это новое, никогда не бывшее ранее. Творчествохарактеризуют два основных критерия: новизна и оригинальность.

Н. А. Ветлугина, виднейший исследователь детского художественного творчества, считает, что в своём творчестве ребёнок открывает новое для себя. А окружающим сообщает новое о себе.

В игре ребёнок всё придумывает сам. Он придумывает замысел, содержание игры, отбирает изобразительно – выразительные средства, организует игру. В игре ребёнок проявляет себя как артист, разыгрывающий сюжет, и как сценарист, выстраивающий его канву, и как декоратор, обустраивающий место для игры, и как конструктор, воплощающий технический проект.

Театрализованные игры – это игры представления, в которых в лицах с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, то есть воссоздаются конкретные образы. Говоря о театрализованных играх, мы понимаем, что в самом этом названии заключён смысл театра как искусства игры. Эти игры ориентированны на зрителя, который оценивает результат. В них дети занимают позицию актёра.

Театрально – игровая деятельность детей дошкольников принимает две формы: когда действующими лицами являются предметы (игрушки, куклы) и когда дети сами в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль.

Первые игры (предметные) – это различные виды кукольного театра; вторые игры (непредметные) – это игры – драматизации.

Игра – драматизация в науке определяется как «предэстетическая деятельность», и является одной из форм перехода к продуктивной, эстетической деятельности с характерным для неё мотивом воздействия на других людей.

Игра – драматизация это игра, которая обычно не требует специальной подготовленности играющих, так как чаще всего не преследует цели поставить спектакль для зрителя.

Конституирующими признаками игры, по утверждению А. Н. Леонтьева, являются потребность, которой игра отвечает, и безотносительность предметному её результату. Мотив такой игры в самом её процессе, а не в результате. Эти признаки выражают процессуальность самой игры: её мотив, проще говоря, не в том, чтобы «сделать постройку, а в том, чтобы делатьеё».

В игре – драматизации литературный сюжет может быть очерчен в самом общем плане, в остальном дети могут импровизировать, додумывать, варьировать, изменять, то есть действовать творчески, по – своему. По утверждению учёных в любой игре есть возможность драматизации. Иначе говоря, драматизировать можно любой игровой материал. При этом не всегда нужны декорации и костюмы – у ребёнка работает воображение; драматизируя, он, перевоплощается в роль и всё необходимое предстаёт в его фантазии.

Вместе с тем игра – драматизация при соответствующем оформлении легко может перерасти в драматический театр, в театральную постановку. При этом игра «для себя» превращается в «спектакль для других», что диктует и совершенно разные методические подходы к педагогическому руководству театрализованной игрой. В первом случае педагог заостряет внимание на поддержании интереса к игровому процессу; во втором случае мотив деятельности переключается с процесса на результат. Появляется спектакль, поставленный силами детей

В режиссёрских играх развитие сюжета со многими ролями происходит через роли, передаваемые ребёнком игрушками. В такой игре ребёнок разговаривает от имени разных игрушек, передвигает их и одновременно комментирует происходящее в игре. Вначале режиссёрская игра появляется как индивидуальная деятельность ребёнка. Самые ранние её проявления приходятся на третий год жизни. К старшему дошкольному возрасту режиссёрская игра становится совместной деятельностью детей, но при этом сохраняется и индивидуальная.

Игра – фантазирование (игра – грёза) построена на воображении, тесно связана с готовым рисунком или рисунком, выполняемым по мере развития сюжета. Такая игра сопровождается диалогами и монологами героев, комментариями. Игра – фантазирование протекает преимущественно в речевом плане.

Продукт воображения может быть связан как с внешней, так и с внутренней («про себя») речью ребёнка. Эта игра появляется обычно в старшем дошкольном возрасте.

Игры – этюды представляют собой небольшие сценки, отражающие какие – либо события. Они дают толчок к развитию детского воображения за счёт создания образов разных животных, людей и неодушевлённых предметов. В играх – этюдах дети встают в позицию актёра, представляя героя и действуя от его имени. Они включают задания, направленные на развитие воссоздающего воображения. В них ребёнку для создания какого – либо образа требуется припомнить собственные движения, эмоции, которые возникают в процессе выполнения, какого – либо действия и на этой основе создать образ. В играх – этюдах все действия выполняются только на основе воображения, без использования предметов. Важно активизировать опыт детей, накопленный при выполнении реальных действий, вспомнить какие ощущения, эмоции возникали.

— «Покажи как ты….(подметаешь пол, несёшь стул, умываешься и т. д.»)

— «Представь что ты (спящий котёнок, летящая бабочка, птица и т. д.»)

Для того чтобы движения доставляло удовольствие исполнителю и нравилось зрителям, нужно научиться владеть своим телом (например, произвольно напрягать и расслаблять мышцы). Очень важно к тому же свободно и непроизвольно пользоваться движениями рук. Этому помогут игры – превращения. Они не займут у вас много времени, а их разучивание не потребует особых усилий. В эти игры всегда можно поиграть в свободное время.

«Деревянные и тряпичные куклы».

«Стряхнуть воду с платочков».

«Мельница».

Таким образом, все эти игры имеют большое значение для развития художественного восприятия, воображения, эмоциональной отзывчивости, эстетического вкуса, а также для формирования интересов детей, развития у них творческой активности.

Творческая комбинирующая деятельность дошкольника основана на воображении. Именно при помощи воображения создаются игры ребёнка. Они служат отголоском тех событий, которые он видел, о которых слышал от взрослых.

Воображение ребёнка гораздо беднее воображения взрослого, следовательно, для того чтобы развивать детское творчество, нужно заботиться о развитии воображения. Оно развивается в процессе накопления впечатлений, образных представлений, для этого необходимо давать как можно больше пищи для восприятия. В своей игре ребёнок будет комбинировать увиденное и услышанное, претворяя это в образы, взятые из жизни и книг. Л. С. Выготский говорит, что игра ребёнка «не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям самого ребёнка».

Читайте также:  Для физического развития ребенка 3 лет

Можно ли развивать творческие качества детей? Можно, так как обучение и творчество не противоречат друг другу. Путь к развитию творчества, считают учёные это овладение навыками. Творческое обучение – таков путь развития детского творчества, то есть творчество должно пронизывать весь процесс обучения. Творческие стремления детей надо всячески поддерживать, побуждать их к самостоятельной художественной деятельности. Для развития детского творчестваважно создавать необходимые условия: предоставлять место для творческих игр детей; создавать обстановку ненасилия, свободы; активизировать, стимулировать детскую фантазию; осуществлять грамотное педагогическое руководство.

Источник

дарья кощевец
Творческие игры для детей дошкольного возраста

Развитие творческих способностей ребенка подразумевает развитие воображения и гибкого, нестандартного мышления. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире различными способами. А для этого надо научиться видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь, отталкиваясь от отдельного признака предмета, строить образ; не только свободно фантазировать, но и направить свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач.

Если вы хотите организовать развивающие игры-занятия, запомните 3 правила.

• Правило первое

Не давайте малышу для постоянного пользования игрушки, с которыми будете проводить игры, чтобы у него не пропал интерес к ним.

• Правило второе

Во время игры ребенка не должны отвлекать посторонние предметы. Все лишнее нужно убрать из поля зрения малыша.

• Правило третье

Пусть игры будут достаточно простыми и совсем короткими. Даже 5 минут вполне достаточно! Но всегда стремитесь, чтобы ребенок довел начатое дело до конца. А после этого замените игру на новую — и вы увидите, что внимание ребенка снова оживет.

Что катится?

Эта игра познакомит ребенка с формой предметов. Организуйте веселую игру-соревнование — кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот, выстроенных на столе или на полу. А фигурами, которые нужно катить, пусть будут шарик и. кубик. Наверное, вначале ребенку будет все равно, какую фигурку взять. Но после нескольких проб он поймет, что выигрывает только тот, у кого шарик, и будет стараться выбрать именно его. Вот тут и спросите у малыша, почему он предпочитает шарик,и постарайтесь вместе с ним сделать вывод: «Шарик катится, а кубик — нет». Обратите внимание ребенка на острые углы, которые мешают кубику катиться, и на отсутствие таких углов у шара. Нарисуйте шарик и куб. На рисунке они будут выглядеть просто, как круг и квадрат. Поучите малыша рисовать их.

Почтовый ящик

Подобрать фигуры: куб, цилиндр (или шар, треугольную призму, прямоугольный брусок. Должно быть, по 2—3 фигуры каждого вида. Демонстрация на кубах Монтессори.

Начинаем игру. Ребенку надо опустить письма (фигуры) в ящик, причем каждое письмо в свое отверстие. Не подсказывайте малышу, куда опустить письмо, пусть он пробует и ошибается, фигура сама поможет ему найти правильный выход из каждой ситуации. Вам же остается следить, чтобы ребенок не проталкивал фигуры в отверстия со всей силой, а перебирал возможные варианты, поворачивая фигуры сложной формы (призму, брусок) так, чтобы добиться соответствия разворота форме прорези. Когда все письма будут отправлены, их можно передать адресату — кукле или мишке или другой любимой игрушке.

Оденем кукол

Маленький ребенок успешно знакомится с величиной предметов, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера.

Дайте ему двух кукол (большую и маленькую) и два комплекта одежды. Малыш не должен знать, какой из кукол принадлежат те или иные вещи; пусть он решит задачу самостоятельно. Объясните, что куклам холодно и они хотят одеться, но перепутали свою одежду. Предложите малышу помочь куклам. Если сначала ребенок распределит вещи неправильно, не беда. Обратите его внимание на то, что одежда мала для большой куклы или велика для маленькой, и пусть он подумает еще раз. Когда каждой кукле достанутся ее вещи,похвалите ребенка и подчеркните: «Большое платье — большой кукле, маленькое — маленькой, большие туфельки — большой кукле, маленькие — маленькой». Чтобы усложнить задание, надо дать трех кукол.

Сверни ленту

Можно устроить интересное соревнование по сворачиванию разноцветных лент, наклеенных на стержни (которые несложно сделать, например, из карандашей). Если ленты будут разной длины, то сворачивание длинной (наматывание на стержень) займет больше времени. Обратите внимание ребенка на то, что одну из лент удается свернуть быстрее, чем другую. Разверните в полную длину и положите рядом так, чтобы разница в длине была хорошо заметна. Пусть ребенок сам догадается о причине неудач того соревнующегося, чья лента длиннее. Вы увидите, что после этого он сразу станет обращать внимание на длину ленты, которую берет!

Построим башню

Понятие «устойчивый — неустойчивый».

Если у вас есть кубы разных размеров, проведите с ребенком эту игру. Пусть он убедится на собственном опыте, что, для того чтобы башня была достаточно устойчивой, внизу должен быть самый большой кубик, выше — меньше, а еще выше — совсем маленькие. Приучайте последовательно отбирать кубики, выбирая каждый раз самый большой. Для сравнения по величине их надо прикладывать один к другому. Построив башню из настоящих кубиков, можно перейти к строительству башен или лесенок из картонных фигур, выкладывая их на столе так, чтобы снизу вверх размер уменьшался. Игра будет проходить намного интереснее, если вы дадите ребенку маленькую куклу и покажете, как она умеет залезать на башню или подниматься по лестнице. Поиграв с куклой, ребенок лучше поймет и смысл последовательного расположения фигур.

Воздушные шары

Чтобы малыш научился обращать внимание на цвет предметов и подбирать одинаковые цвета, полезно предложить ему эту игру. Но предварительно нужно наклеить на бумагу или картон узкие полоски 6—7 разных цветов (лучше всего использовать чистые цвета радуги) и вырезать из цветной бумаги круги тех же цветов. Эти полоски будут ниточками, а круги — шариками. Объясните ребенку, что шарики надо «привязать» к ниточкам подходящих цветов, и покажите, как это сделать. После этого ему можно дать возможность действовать самостоятельно, вмешиваясь только в том случае, если он ошибается.

Сравни предметы

Игра на развитие внимания.

Перед ребенком ставятся две игрушки. Он должен сначала сказать, чем они похожи, а затем — чем отличаются друг от друга. Например, мишка и зайчик похожи тем, что они пушистые, у них есть лапки, глазки, ушки. А отличаются они тем, что мишка — большой, а зайчик — маленький, мишка — коричневый, а зайчик — белый и т. п. Можно называть признаки по очереди с ребенком. Также рекомендуется сравнивать любые пары игрушек. А если вы хотите усложнить игру, поставьте перед ребенком более похожие игрушки (две разные машины, два разных мяча).

Найди такой же

Игра на развитие внимания.

Предложите малышу выбрать из 4—6 шариков такой же (по цвету, величине, рисунку, как тот, который у вас в руках, или выбрать такой же кубик, домик и т. п. Чтобы ребенку было интереснее играть, можно загадывать с ним предметы по очереди и, конечно же, делать при этом ошибки, которые малыш обязательно заметит. Порадуйтесь вместе его догадливости, возможности сотрудничать со взрослым на равных. Можно усложнить игру, увеличивая количество предметов, различия которых не так заметны.

Читайте также:  Особенности развития ребенка с умственной отсталостью умеренной степени

Найди ошибки

Игра на внимание.

Заранее нарисуйте картинку (ваши художественные способности здесь не имеют никакого значения, на которой опущено 5—6 ошибок. На картинке, изображающей детей, играющих во дворе зимой, можно нарисовать дерево с листьями, цветы, мальчика в сандалиях, девочку с корзинкой грибов и т. п. Естественно, что содержание картинки и допущенные на ней ошибки должны быть понятны малышу. Ответы опять-таки интереснее давать по очереди. Усложняя игру, можно увеличить количество ошибок и сделать их более незаметными.

Зеркало

Игра на внимание.

Эта игра научит ребенка внимательно следить за движениями взрослого и подражать им. Предложите ему быть вашим зеркалом и повторять все ваши действия. Вы поднимаете одну руку — ребенок тоже; вы топаете двумя ногами — ребенок тоже; вы машете сначала одной кистью, а потом двумя — и ребенок тоже.

Эта игра дает большие возможности варьирования предлагаемых ребенку действий. Затем, когда ребенок научится с легкостью копировать их, можно предложить ему последовательность действий.

Развивать внимание ребенка можно и на утренней зарядке, при выполнении любых двигательных упражнений. При этом малыш должен выполнять все действия по команде взрослого,быстро переходя от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать.

Магазин

Игра на развитие памяти.

Память малыша можно начинать развивать с помощью этой любимой всеми игры. Вы можете послать его в «магазин». Начинают с 1—2 предметов, постепенно увеличивая их количество до 4—5.В этой игре полезно менять роли: и вы, и ребенок по очереди можете быть и дочкой (или сыном, и мамой (или папой, и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар.Да и сами магазины могут быть разными: «Булочная», «Молоко», «Игрушки» — и т. д.

Запомни узор

Игра на развитие памяти.

Вы можете нарисовать простой узор.

Этот узор вы даете ребенку рассмотреть за 1—2 минуты, а затем просите его нарисовать точно такой же по памяти. Можно дать подобное задание и на создание простой прослойки из строительного материала. Даете ребенку возможность 1—2 минуты рассмотреть ее, а затем предлагаете по памяти (ваша постройка разбирается или закрывается листом бумаги) воспроизвести ее из своих кубиков. Эти задания можно изменять и предлагать ребенку неоднократно, постепенно усложняя их.

Шарик на горке

Игра на развитие мышления.

Приготовьте небольшую горку. Это может быть любая дощечка, поставленная под углом к плоскости стола. На некотором расстоянии от горки проведите черту (можно положить ниточку). Дайте ребенку небольшой шарик и попросите его спустить шарик с горки так, чтобы он остановился около черты. Естественно, что сначала малыш будет ошибаться, но через некоторое время он научится точно находить соотношение расположения шарика на горке и дальности его пробега. Можно провести эту игру и как соревнование («Чей шарик точнее докатится до черты?»).

Сделай, как я

Игра на развитие мышления.

Эта простейшая конструктивная игра, с которой можно начинать вводить ребенка в мир объема и формы.Вам потребуются основные детали из обычного детского строительного набора: куб, цилиндр, призма, конус, параллелепипед. На первых порах одновременно используются 2—3, а впоследствии 4 формы. Эта игра только для вас и вашего ребенка — только для двоих. Отберите себе и ему по 2—3 одинаковые детали. Затем на столе перед ребенком сложите небольшую постройку. Поставьте детали рядом или одну на другую. Например, призму положите на куб (по типу домика, а справа или за домом положите параллелепипед. Вы не будете испытывать недостатка в вариантах расположения форм.

Когда все будет расставлено, предложите ребенку точно так же поставить его детали. Если сразу это не получится, не сердитесь, повторите все сначала — игра достаточно сложна для вашего малыша. Попросите его самого построить что-нибудь и сделайте так же. Когда увидите, что дело пошло на лад и ребенок справляется с игрой, можете сами ошибиться, и пусть он вас поправит.

Угадай, кого загадали!

Игра на развитие ориентирования в пространстве.

В игре вместе с малышом могут участвовать его любимые игрушки. Например, кукла с мишкой и зайчик. Важно, чтобы они были достаточно крупные и их можно было посадить или поставить перед ребенком, за ним и сбоку от него. Ребенка поставьте или посадите в центре, а игрушки разместите вокруг. Скажите, что загадали одну из них, а ему надо угадать, какую. Адрес загаданной игрушки, например,такой: она сидит сбоку от тебя (или перед тобой, за тобой). Он должен назвать игрушку, находящуюся в указанном месте. Затем меняйтесь местами, рассадите игрушки вокруг себя. Теперь загадывать адрес игрушки будет ребенок. В дальнейшем, если малыш не испытывает затруднений,попробуйте ввести дополнительное различение: справа и слева. Надеемся, ваш ребенок вполне с этим справится.

Во что с этим можно играть?

Данная игра направлена на развитие творческих способностей. Вам потребуется заранее отобрать и приготовить несколько предметов,не имеющих четкого назначения: палочка, кубик, коробочка, камешек, картонка — и т. д. Игра состоит в том, чтобы придумать,чем они могут быть: вместо какого реального предмета использоваться. В начале игры вы берете любой предмет, допустим, палочку, показываете его ребенку и предлагаете придумать, чем он может быть в игре. Будет прекрасно, если малыш сам назовет возможные варианты, а если он затрудняется, помогите ему. Должно быть,вы не забыли: палочка может быть градусником для куклы, ложечкой, ключом, удочкой. Кубиком нельзя кормить куклу, а коробочкой измерять температуру, ибо одним из обязательных условий игры, которое неукоснительно следует соблюдать, является некоторое сходство с реальным предметом. Следуя этим нехитрым правилам, вы можете стать хорошим партнером в любой детской игре. Когда ребенок поймет, как надо играть, каждый новый предмет вы будете выкладывать на стол и по очереди придумывать, во что с ним можно играть. Попробуйте предложить веселое соревнование — кто назовет больше. Пусть победителем окажется ребенок.

Полезно поиграть с ребенком в противоположную игру: предложите ему придумать, какие предметы можно использовать вместо ложки для куклы, вместо кроватки, вместо машины и т. д. Это также поможет ему легко замещать один предмет другим, шире используя возможности воображения.

Кто я?

Игра на развитие творческих способностей.

В нее можно играть где угодно: дома на кухне, по дороге из детского сада или в кукольном уголке. Для нее не потребуется специального стола и других приготовлений, нужны только родительская выдумка и фантазия.Итак: «Кто я?» — спрашиваете вы у ребенка и изображаете (жестами, мимикой, звуками и т. п.) поезд, машину, чайник, самолет, продавца, врача, собаку, кошку и т. п. Естественно, что возможности такого показа почти безграничны и зависят только от житейского опыта вашего ребенка. Расширяйте житейский опыт и с помощью такой игры. Когда ребенок научится угадывать, что вы изображаете, загадывайте с ним по очереди.

Источник